Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 Туризм, профиль подготовки



Скачати 423.83 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір423.83 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 201__г.


ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 Туризм, профиль Технология и организация туроператорских и турагентских услуг, форма обучения

очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:



Автор работы _____________Кухтерина Г.В.

«21»апреля 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии 21 апреля 2011 г., протокол №7
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __36__стр.

Зав. кафедрой __________Кухтерина Г.В.

«21»апреля 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ от _____2011 г., протокол №______


Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Столярова О.А./

«______»_____________201__ г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Кухтерина Галина Владимировна


ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 Туризм, профиль подготовки

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг,

форма обучения очная

Тюмень
Издательство

Тюменского государственного университета
2011

Г.В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 Туризм, профиль Технология и организация экскурсионных услуг, форма обучения очная. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011, 38 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ Психология делового общения. / Режим доступа: http:// www/umk 3. utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В., зав.каф ВиПП, к.психол.н.,

доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Кухтерина Г.В., 2011.
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:

В ходе изучения курса «Психология делового общения» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умений их творческого использования в процессе учебно-воспитательной профессиональной деятельности. Изучение «Психологии делового общения» дает возможность уяснить:



  • проблемы профессионального делового общения, барьеров в профессиональном общении;

  • применять полученные психологические знания в решении исследовательских задач.

При изучении курса «Психология делового общения» студент должен быть подготовлен к выполнению профессиональных задач педагогической деятельности:

  • развитие психологической грамотности при деловом общении;

  • углубление знаний, полученных в курсах «общая психология», «возрастная психология» и «педагогическая психология», «психодиагностика»;

  • овладеть системой знаний об эффективном, партнерском общении, связанном с деловой коммуникацией.


Задачи курса:

1. Ознакомление с основными психологическими феноменами в сфере коммуникаций.

2. Реализация требований, которые предусматривают обучение студентов эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностике конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

3. Формирование у студентов представлений об универсальных этических нормах и принципах делового общения и о национально-психологических особенностях деловых партнеров различных стран.

4. Изучение основополагающих понятий психологии делового общения, теоретические направления и психологические подходы в решении проблем управленческой деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПП бакалавриата

Предмет «Психология делового общения» является частью раздела Б3 «Профессиональный цикл» (Базовая часть).

В общепрофессиональной части эта дисциплина является базовой основой для изучения: человек и его потребности, организация туристской деятельности, менеджмент в туристической индустрии, технологии продаж.

В вариативной части раздела Б3 предмет «Психология делового общения» содержательно-методологически взаимосвязан с дисциплинами: речевая коммуникация, экскурсионная деятельность, экскурсионная деятельность в деловом туризме, организация обслуживания в туризме, профессиональная этика и этикет, организация экскурсионной деятельности.

Перечень теоретических дисциплин ООП, без которых освоение «Психологии делового общения» не представляется возможным – русский язык и культура речи, иностранный язык, человек и его потребности, менеджмент в туристической индустрии, организация туристической деятельности.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

– способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

– способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

– готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

– способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);

– владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способностью работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

– владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности (ОК-13);

– владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14).

– владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

– готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

– готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

– способностью к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

– способностью к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);

– способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);

– способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);

способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

– умением организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12);

научно-исследовательская деятельность:

– способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);

– способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);

– готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

- теоретико-методологические основы делового общения;

- психологические теории и подходы к осуществлению делового общения;

- типы и модели делового общения в рабочей группе;

- психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации.

Уметь:

- эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с деловыми партнерами;

- определять важнейшие психологические характеристики партнера — модальность, направленность психологической энергии, акцентуированность и др.;

- составлять объективный психологический «портрет» делового партнера;

- выбирать оптимальную коммуникативную стратегию в деловых переговорах;

- применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения.



Владеть навыками:

- организации деловых переговоров;

-планирования деловых переговоров и выбора оптимальной стратегии их проведения;

- вербальной и невербальной коммуникации;

- конфликотологической компетентности;

- приобретения, пополнения и реализации знаний в области психологии деловых отношений.



2. Структура и трудоемкость дисциплины

Дисциплина «Психология делового общения» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Данный курс рассчитан на 54 аудиторных часа, из них 18 лекционных, 36 практических и 54 часов для самостоятельной работы студентов.



Таблица 1

3. Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Практические, семинарские занятия, час

Самостоятельная работа, час










1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

1-2

2

4

9

15

4

0 – 10

2

Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

3-4

2

4

9

15

4

0 – 10




Всего




4

8

18

30

8

0 – 20




Модуль 2






















3

Общение как коммуникация. Типология и модели общения

5-7

4

2

6

12

2

0 – 15

4

Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная стороны делового общения

8-10

4

6

6

16

6

0 – 15

5

Деловое общение в рабочей группе

11-13

2

6

6

14

6

0 – 10




Всего




10

14

18

42

14

0 – 40




Модуль 3






















6

Формы деловой коммуникации

13-15

2

6

6

14

6

0 – 10

7

Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

16-17

2

4

6

12

4

0 – 10




Итоговое тестирование

18




4

6

10




0 – 20




Всего




4

14

18

36

10

0 – 40




Итого (часов, баллов):




18

36

54

108

32

0 – 100




Из них в интерактивной форме







32




32

32





Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля


Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

Практические задания с отчетом

Конспекты реферата

Учебные тестовые задания




Модуль 1

1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

0-2

0-3




0-5




0-10

2.Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

0-2

0-3




0-5




0-10

Всего

0-4

0-6




0-10




0-20

Модуль 2

3. Общение как коммуникация. Типология и модели общения

0-5

0-5




0-5




0-15

4.Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная стороны делового общения




0-5

0-5

0-5




0-15

5.Деловое общение в рабочей группе




0-5

0-5







0-10

Всего

0-5

0-15

0-10

0-10




0-40

Модуль 3

6.Формы деловой коммуникации




0-5




0-5




0-10

7.Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации




0-5




0-5




0-10

Итоговое тестирование













0-20

0-20

Всего




0-10




0-10

0-20

0-40

Итого

0-9

0-31

0-10

0-30

0-20

0-100


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль 1
















1

Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Частное теоретическое сообщение.

Конспекты первоисточников



Реферативный обзор психологич. журналов

1-2

9

0-15

.2

Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Частное теоретическое сообщение.

Конспекты первоисточников



Оппонирование по теоретическим сообщениям


3-4

9

0-15




Всего по модулю 1:









18

0-20

Модуль 2
















3

Общение как коммуникация. Типология и модели общения

Исследование к практическ.

занятию.


Отчет по практическому заданию

Конспекты первоисточников

Оппонирование конспектов первоисточников



5-7

6

0-15

4

Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная стороны делового общения

Исследование к практ.занятию

С отчетом



Комплексные ситуационные задания

8-11

6

0-15

5

Деловое общение в рабочей группе


Комплексные ситуационные задания с письменным отчетом

Конспекты первоисточников

Оппонирование по теоретическим сообщениям



12-13

6

0-10




Всего по модулю 2:










18

0-40

Модуль 3
















6

Формы деловой коммуникации

Конспекты первоисточников

Оппонирование по теоретическим сообщениям



Конспекты первоисточников

Комплексные ситуационные задания



14-15

6

0-10

7

Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации


Исследование к практ. занятию

Конспекты первоисточников

Оппонирование по теоретическим сообщениям



16-17

6

0-10



Итоговое тестирование

Подготовка по лекциям

Подготовка по учебникам и первоисточникам

18

6

0-20




Всего по модулю 3:










18

0-40




ИТОГО:










54

0-100


Таблица 4

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин



Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3



4

5

6

7



Маркетинг в туристической индустрии









+



+





Психодиагностика

+

+

















Организация туроператорской и турагентской деятельности







+


+

+

+

+



Экологический туризм







+


+

+

+

+





Профессиональная этика и этикет







+

+

+

+

+





Реклама в туризме







+








+





5. Содержание дисциплины, структурированное по видам

Тема 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции. Межличностное общение партнеров. Их психологическая и нравственная культура как составляющие предмета «Психология делового общения». Соотношение и взаимосвязь «Психологии делового общения» и фундаментальных направлений современной психологии: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. «Психология делового общения» и специальные психологические теории: экономическая, правовая, политическая, профессиональная психология, психодиагностика.

Методы «делового общения», классификация и характеристика.

Регулятивная и конституирующая функции дисциплины «Психология делового общения».



Тема 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения». Проблемы психологии общения в истории философской, социологической и психологической мысли.

Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX – XX веков.

Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

Концепции личности в современной западной психологии. Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и ее реализация в практике делового общения.

Система личности в аналитической психологии К.Юнга. Коллективное бессознательное; архетипы, архетипические образы, символы – их реализация в практике делового общения. Психологические типы личности в концепции К.Юнга.

Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса. Самоактуализация личности и конгруэнтность в деловом общении.

Теория личностных конструкторов Дж. Келли о когнитивной ориентации деловых партнеров.

Трансактный анализ делового общения Э.Берна.». Параллельные, перекрестные и скрытые трансакты.

Концепции личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский): принцип единства сознания, личности и деятельности в общении. Психологическая структура личности и деловое общение. Способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация в межличностном общении партнеров.


Тема 3. Общение как коммуникация. Типология модели общения

Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.).

Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения. Соотношение и особенности вербальной и невербальной сторон коммуникации, их специфика в деловом общении.

Вербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера: внимание, установка, нерефлексивное слушание.

Невербальная коммуникация. Системы невербального общения партнеров.
Тема 4. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения

Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия). Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.

Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга. Перцептивные барьеры делового общения. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия.

Понятие межличностного восприятия в общении. Пространство межличностного взаимодействия.

Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.
Тема 5. Деловое общение в рабочей группе

Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп. Структура рабочей группы, формальная и неформальная структуры. Референтная группа и ее влияние на общественное мнение рабочей группы. Основные характеристики коллектива, его формирование.

Психологические характеристики рабочей группы. Морально – психологический климат рабочей группы. Лидерство в рабочей группе. Теории и типы лидерства. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Основные стили лидерства: авторитарный, демократичный, либеральный.

Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Конформизм и нонконформизм. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.


Тема 6. Формы деловой коммуникации

Формы деловой коммуникации. Деловое совещание. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д. Организация и ведение дискуссий. Деловые переговоры. Публичная речь. Деловая беседа по телефону. Работа с деловой корреспонденцией. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности.

Деловые переговоры. Особенности деловых переговоров и их характер. Основные стадии деловых переговоров: подготовка к переговорам, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств. Решение организационных вопросов переговоров, проработка основного процесса переговоров, предварительное рассмотрение возможных вариантов решений проблемы переговоров.

Психологические аспекты деловых переговоров: внимание к партнеру, одобрительная установка по отношению к партнеру, уважение к партнеру. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений: рациональные, нормативно-этические.

Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.
Тема 7. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности. Источники и причины конфликтов в процессе делового общения.

Стадии становления и протекания конфликта. Структура конфликта. Типология конфликтов в деловом общении: по источнику, мотивации, социальной формализации, форме выражения, социально-психологическому эффекту.

Картография конфликта: выявление проблемы конфликта, интересов, потребностей, мотивации конфликтующих партнеров. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликтов в деловом общении.

Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание, удержание состояния неопределенности: поиск минимальной кооперации в зоне согласия; «приближение – избегание»; демонстрация усиления собственных ресурсов.

Психологическая характеристика конфликтного поведения в деловом общении.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.
6. Планы практических занятий
Семинарское занятие 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Вопросы к собеседованию и устному опросу

1. Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции.

2.Межличностное общение партнеров. Их психологическая и нравственная культура как составляющие предмета «Психология делового общения».

3. «Психология делового общения» и специальные психологические теории: экономическая, правовая, политическая, профессиональная психология, психодиагностика.

4.Методы «делового общения», их виды и характеристика.

5. Регулятивная и конституирующая функции дисциплины «Психология делового общения».



Семинарское занятие 2. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием

1. Предмет дисциплины «Психология делового общения»

определение понятия «деловое общение»;

содержание предмета дисциплины «Психология делового общения»

2. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология делового общения»

содержание принципов детерминизма, системности, развития;

определение ключевых базовых понятий;

содержательная характеристика категорий: «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы»;

методы и функции «Психологии делового общения».

3. Взаимосвязь психологии деловых отношений с другими науками

взаимосвязь дисциплины с общей психологией;

взаимосвязь дисциплины с философией и социологией;

взаимосвязь дисциплины с социальной психологией;

взаимосвязь дисциплины с конфликтологией.



Семинарское занятие 1. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Вопросы к собеседованию и устному опросу

1.Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения».

2. Проблемы психологии общения в истории философской, социологической и психологической мысли.

3. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX – XX веков.

4. Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной западной психологии.

5. Детерминистические концепции личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).

6. Психическая структура личности и деловое общение.
Семинарское занятие 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием

1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской

и психологической мысли

2. Проблемы психологии и этики общения в истории философской,

социологической и психологической мысли.

Г.Тард, Л.Уорд, Ф.Гиддинс, В.Парето, Х.Шанталь, М.Лацарис, В.Вундт, Г.Лебон.

3. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских

ученых XIX – XX веков:

П. Лаврова, Н. Михайловского, Е. Де-Роберти, Н. Карева, В. Бехтерева, А.Ухтомского, С. Рубинштейна, Л. Выготского, А. Леонтьева и др.

4. Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и ее реализация в практике делового общения.

бессознательное («Оно») и его поведение в межличностном общении партнеров;

«Сверх-Я» - как система нравственного контроля поведения партнеров;

5. Система психики личности в аналитической психологии К.Юнга.

коллективное бессознательное; архетипы, архетипические образы, символы – их реализация в практике делового общения:

феномен Совести в деловом общении;

психологические типы личности в концепции К.Юнга.

6. Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса.

самоактуализация личности;

конгруэнтность в деловом общении.

7. Теория личностных конструкторов Дж. Келли о когнитивной ориентации деловых партнеров.

8. Личность в деловом общении

деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева; культурно-исторические концепции Л.С. Выготского);

психическая структура личности и практика делового общения;

факторы детерминации поведения личности в деловом общении.

9.Психическая структура личности и деловое общение

способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация в межличностном общении партнеров.



Семинарское занятие 1. Общение как коммуникация. Типология модели общения
Вопросы к собеседованию и устному опросу

1.Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети», «мостик А. Файоля».

2.Структура, основные функции и виды коммуникаций. Основные элементы коммуникации.

3. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.).

4.Типология и модели общения.

5. Вербальная коммуникация.

6. Приемы эффективного слушания делового партнера: внимание, установка, нерефлексивное слушание.

7. Невербальная коммуникация. Системы невербального общения партнеров: кооперация, конкуренция.



Семинарское занятие 2. Общение как коммуникация. Типология модели общения

Темы докладов по теме с их последующим оппонированием

1. Общая характеристика делового общения, его виды и структура.

восприятие в процессе общения;

общение как коммуникация;

общение как взаимодействие.

2. Структура делового общения

виды общения;

цели делового общения;

функции делового общения.

3. Содержательные стороны делового общения

перцептивная сторона делового общения;

коммуникативная сторона делового общения;

деловое общение как взаимодействие.
Темы рефератов


  1. Деловое общение в жизнедеятельности человека.

  2. Учет и использование личностных характеристик в общении.

  3. Условия и факторы самосовершенствования личности.

  4. Использование тестовых методик в исследовании личности.

  5. Правила эффективного слушания.

  6. Тон, мимика, язык телодвижений.

  7. Система жестов разных народов.

  8. Искусство публичной речи.

  9. Деловая беседа как форма делового общения.


Семинарское занятие 1. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения

Вопросы к собеседованию и устному опросу

1. Принципы и типы деловых взаимодействий.

2. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия).

3. Этапы делового общения.

4. Перцептивная сторона делового общения.

5. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров.

6. Пространство межличностного взаимодействия.

7. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.



Семинарское занятие 2. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения
Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием:

1. Психология восприятие и понимание партнера по деловому общению.

Роль точности восприятия партнера по деловому общению.

Психологические механизмы социальной перцепции.

Первое впечатление и точность интерпретации.

Направленное формирование первого впечатления.

Ошибки, возникающие при построении образа партнера по деловому общению. Психологически особенности каузальной атрибуции.

Роль стереотипов в понимании других людей. Чувства и эмоции в деловом общении.

2. Речевая культура делового человека.

Культура речи в деловом общении.

Деловой разговор как особая разновидность деловой речи. Основные требования к деловому разговору.

Психологическая культура делового разговора. Создание благоприятного психологического климата в процессе деловой беседы. Психологические особенности эффективного слушания. Обратная связь в деловом общении.

Постановка вопросов и техника ответов на них.

3. Невербальные средства в деловой разговорной практике.

Место и функции невербальной коммуникации в деловом общении.

Основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, мимика, контакт глазами, жесты, проксемика, визуальное общение).

Проблема интерпретации невербальных средств в практике делового общения.

Значение различных типов рукопожатий.


Практическое занятие 3. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения

Аутодиагностика субъекта общения

    1. Аутопсиходиагности личности.

    2. Аутодиагностика коммуникативных качеств.

    3. Аутодиагностика вербальных качеств.

По завершению диагностики, интерпретации результатов методики студент должен представить отчет по предложенной преподавателем схеме.
Семинарское занятие 1. Деловое общение в рабочей группе

Вопросы к собеседованию и устному опросу

1.Рабочая группа как особый тип социальной группы.

2. Типология рабочих групп.

3. Структура рабочей группы.

4.Психологические характеристики рабочей группы.

5. Основные характеристики коллектива, его формирования.

6. Морально – психологический климат в рабочей группы.

7. Лидерство в рабочей группе.

8.Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы.

Семинарское занятие 2. Деловое общение в рабочей группе

Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием:

1. Социально-психологические особенности рабочей группы.

Структура рабочей группы.

Межличностные отношения в рабочей группе.

2. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности в рабочей группе.

Стиль и социально-психологические проблемы руководства.



Практическое занятие 3. Деловое общение в рабочей группе
Социально-психологическая диагностика рабочей группы

1. Определения уровня социально-психологической зрелости группы.

2. Определение стиля межличностного общения.

3. Определения типа лидерства по стилю руководства.

По завершению диагностики, интерпретации результатов методики студент должен представить отчет по предложенной преподавателем схеме.

Семинарское занятие 1. Формы деловой коммуникации

Вопросы к собеседованию и устному опросу

1.Формы деловой коммуникации.

2. Деловое совещание.

3. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.

4. Деловые переговоры.

5.Публичная речь.

6. Деловая беседа по телефону.

7. Деловые переговоры.



Семинарское занятие 2,3. Формы деловой коммуникации

Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием:

1. Формы деловой коммуникации.

Деловой разговор.

Ведение деловой беседы.

Деловая беседа по телефону.

Ведение делового телефонного разговора.

Деловое совещание.

Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.

Организация и ведение дискуссий.

Публичная речь

2. Деловые переговоры.

Особенности деловых переговоров и их характер.

Основные стадии деловых переговоров: подготовка к переговорам, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств.

Решение организационных вопросов переговоров, проработка основного процесса переговоров, предварительное рассмотрение возможных вариантов решений проблемы переговоров.

4. Переговоры как разновидность общения

Стратегии ведения переговоров.

Динамика переговоров (основные стадии).

Тактические приемы ведения переговоров.

Семинарское занятие 1, 2. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

Часть1.


Вопросы к собеседованию и устному опросу:

1.Конфликт в деловом общении, его социально- психологические особенности.

2.Стадии становления и протекания конфликта.

3. Структура конфликта.

4. Типология конфликтов в деловом общении.

5. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.

6. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.

7.Психологическая характеристика конфликтного поведения в деловом общении.

8.Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

9.Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.

Часть 2.

Подготовить программу и инструментарий для проведения прикладного исследования по теме: «Конфликты в трудовом коллективе».



Семинарское занятие 3. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

Темы докладов (рефератов) по теме с их последующим оппонированием:

1. Конфликты в деловом общении

История становления представлений о конфликте: Гераклит, Платон, Аристотель и др.

Современные подходы к изучению и описанию конфликта.

Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

Классификация конфликтов.

Источники и причины конфликтов в процессе делового общения.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации.

Виды конфликтов, структура, стадии протекания.

Стили поведения партнеров в конфликтной ситуации.

Моделирование разрешения конфликтов в деловом общении.

Психологическая характеристика конфликтного поведения в деловом общении.

Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.


9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Психология делового общения»
1. Предмет и методы дисциплины «Психология делового общения».

2. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения».

3. Социально-психологические основы делового общения.

4. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX – XX веков.

5. Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

6. Концепции личности в современной психологии.

7. Модель психической структуры личности в психоанализе 3. Фрейда.

8. Система личности в аналитической психологии К. Юнга.

9. Психологические типы личности в концепции К. Юнга.

10. Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса.

11. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

12.Трансактный анализ делового общения Э. Берна.

13. Концепции личности в отечественной психологии.

14. Особенности делового общения.

15. Перцептивные барьеры делового общения.

16. Взаимосвязь перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон делового общения.

17. Вербальные средства делового общения.

18. Невербальные средства делового общения.

19. Этапы делового общения.

20. Социально-психологические характеристики рабочей группы.

21. Межличностные отношения в рабочей группе.

22. Проблема лидерства в рабочей группе.

23. Особенности деловых переговоров и их характер.

24. Коммуникативная стратегия деловых переговоров.

25. Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств.

26. Психологические аспекты деловых переговоров.

27. Конфликты в деловом общении, стадии их становления и протекания.

28. Структура и типология конфликтов.

29. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.

30. Социально-психологическая диагностика конфликта.

31. Пути разрешения конфликтов в деловом общении.

32. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.

33. Предпосылки формирования этики делового общения.

34. Универсальные этические принципы делового общения.

35. Этика делового общения в организации.

36. Способы повышения нравственного уровня делового общения.


Контрольные учебные задания к итоговому тестированию
Задание 1.

Коммуникативная сторона общения – это …

А) организация взаимодействия между индивидами

Б) обмен информации между партнерами

В) процесс восприятия между партнерами по общению

Задание 2.

Перцептивная сторона общения включает в себя …

А) намерение участников повлиять друг на друга

Б) процесс формирования образа другого человека

В) процесс приобретения индивидуального опыта человека

Задание 3.

Возникновение тех или иных эффектов восприятия, подразумевает …

А) коммуникативная сторона общения

Б) перцептивная сторона общения

В) интерактивная сторона общения

Задание 4.

Составляющими невербального общения являются …

А) жесты

Б) мимика

В) речь

Г) пантомимика



Д) интонация

Е) темп речи



Задание 5.

В перцептивную сторону общения входит …

А) стереотипизация

Б) каузальная атрибуция

В) идентификация

Г) рефлексия

Д) все перечисленные механизмы являются частью перцептивной стороны общения

Задание 6.

В вербальной коммуникации участвует …

А) коммуникатор

Б) реципиент

В) коммуникатор и реципиент

Задание 7.

Во время вербальной коммуникации с информацией происходит …

А) кодирование

Б) декодирование

В) передача

Г) все перечисленные процессы



Задание 8.

Примером конкуренции является …

А) пересечение нерегулируемого перекрестка 2-мя машинами

Б) вступительный экзамен в ВУЗ

В) телевизионная викторина

Задание 9.

Укажите сторону общения, которая включает в себя построение общей стратегии

взаимодействия …

А) интерактивная

Б) коммуникативная

В) перцептивная



Задание 10.

Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов - это …

А) деловой этикет

Б) имидж


В) переговоры

Задание 11.

Низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях, где руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям, называется …

А) невмешательство

Б) безответственность

В) незаинтересованность

Задание 12.

Высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферой, удобного для сотрудников темпа работы, при этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты, называется …

А) золотая середина

Б) команда

В) теплая компания

Задание 13.

Стремление руководителя оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, не требовать слишком многого от сотрудников, но и не заниматься попустительством, называется …

А) золотая середина

Б) команда

В) теплая компания

Задание 14.

Наиболее предпочтительным типом взаимоотношений в рабочей группе, когда руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, является …

А) команда

Б) золотая середина

В теплая компания

Задание 15.

Высокий уровень профессиональной зрелости, который предполагает передачу полномочии исполнителю, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки, называется …

А) приказание

Б) делегирование

В) невмешательство

Задание 16.

Управленческое действие, которое наиболее оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность, называется …

А) приказанием

Б) делегированием

В) участием

Задание 17.

Отношение, которое рекомендуется использовать, когда подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность, и здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, называется …

А) участием

Б) приказанием

В) внушением

Задание 18.

Отношение, которое наиболее эффективно, когда сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания, и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения, называется …

А) приказанием

Б) делегированием

В) участием

Задание 19.

Прежде чем куда-либо позвонить, необходимо продумать …

А) время беседы

Б) цель разговора

В) интонацию

Г) содержание речи

Задание 20.

В начале разговора по телефону прежде всего представляется …

А) абонент

Б) тот, кто звонит

В) никто

Задание 21.

Информативными считаются отзывы …

А) «Слушаю»

Б) отзыв учреждения

В) отзыв структурного подразделения

Г) «да»


Задание 22.

Когда Вы позвонили, следует спросить …

А) «Кто говорит»?

Б) «Куда я попал»?

В) это … (название учреждения, организации, фамилия хозяев квартиры)?

Задание 23.

Для регулирования времени разговора необходимо …

А) корректировать общение репликами «Вы меня слышите?», «Не могли бы Вы повторить…?»

Б) поинтересоваться, имеет ли возможность абонент разговаривать с вами или стоит перенести разговор на другое время

В) говорить коротко и ясно

Г) говорить подробно, стремиться передать все содержание задуманного разговора



Задание 24.

Во время разговора с посетителем звонит телефон Вы …

А) приносите извинения посетителю и начинаете телефонный разговор

Б) переносите время беседы с посетителем

В) переносите время разговора по телефону

Задание 25.

Абоненты сотовых телефонов должны соблюдать следующие правила …

А) отвечать по телефону в любое время и в любом месте

Б) отрегулировать громкость звонка в рабочем помещении, чтобы он был слышен только абоненту

В) отключать телефон в театре, музее и при посещении других учреждений культуры

Задание 26.

Если Вы столкнулись с телефонным грубияном, следует …

А) ответить грубостью на грубость

Б) отключить телефон на некоторое время

В) узнать номер телефона грубияна и сделать ответный звонок

Г) написать жалобу на телефонную станцию с требованием отключить телефон хулигана



Задание 27.

Разговор по телефону, как правило, требует …

А) открытости для сотрудников

Б) наличия слушателей (на улице, в транспорте, в учреждении)

В) конфиденциальности

Задание 28.

Поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми называется …

А) социальная структура

Б) стратегия жизни

В) макросреда

Г) микросреда



Задание 29.

Комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека, называется …

А) микросреда личности

Б) менталитет

В) социальный фактор

Г) общество



Задание 30.

Обусловленность действий личности совокупностью как биологических (наследуемых), так и социальных (биологически ненаследуемых) факторов называется …

А) конформизм

Б) детерминация поведения личности

В) стимулы

Г) стратегия жизни



Задание 31.

На человеческое поведение активно влияют факторы микросреды …

А) демографический

Б) природно-экологический

В) научно-технический

Г) экономический

Д) политико-правовой

Е) социокультурный



Задание 32.

Более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность, называется …

А) социальный институт

Б) социальная группа

В) общество

Задание 33.

Процесс отчуждения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется …

А) интериоризация

Б) десоциализация

В) ресоциализация

Г) деиндивидуализация



Задание 34.

Общий культурно-исторический фон – это …

А) микросреда личности

Б) макросреда личности

В) культура

Г) общество



Задание 35.

Предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях называется …

А) детерминация поведения личности

Б) деиндивидуализация

В) диспозиция личности

Г) социальная дифференциация



Задание 36.

Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется …

А) социальная роль

Б) ролевая идентификация

В) интериоризация

Г) социальный статус

Д) социальная дифференциация


  1. Образовательные технологии




  • Информационные технологии: компьютерные презентации на лекционных и практических занятиях, кейс-метод, порфолио (конспектирование источников, эссе)

  • Компьютерные технологии – работа с интернет-ресурсами, компьютерные презентации научно-теоретических сообщений.

  • Коммуникативные технологии – тестирование (тематическое, модульное, обучающее); метод проектов с индивидуальными презентациями и научным отчетом; метод диагностического исследования с анализом результатов; метод развивающей кооперации; моделирование профессиональных ситуаций; разбор конкретных ситуаций с их научно-методологическим обоснованием


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Основная литература

1. Горянина В.А. Психология общения. – М.:Академия, 2008.

2. Доценко Е.Л. Психология общения. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011

3. Психология и этика делового общения. / ред. В.Н Лавриненко. - М.: Юнита-Дана, 2005.


11.2. Дополнительная литература

1. Волконогова О.Д. Управленческая психология. – М.: Инфра-М Форум, 2008.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

3. Леонов Н.И. психология делового общения – М.: Изд-во МПСИ, 2002.

4.Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005.

5.Касаткина С.Ф. мастер общения: советы практикующего психолога. СПб: Питер, 2002.

6. Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7. Немов Р.С. Социальная психология. СПб.:Питер, 2008.

8. Шеламова Г.М. Этика делового общения. М.: Академия, 2005.

9. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. Учебное пособие для студентов вузов

М.: Академия, 2003.
11.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://yurpsy.by.ru/internet/index_internet.html - Психология в Интернете (здесь перечислены все основные сайты по психологии).

http://psylib.org.ru/ - Электронная библиотека по психологии.

http://www.koob.ru/ - Электронная библиотека.



12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Для лекций и семинаров - демонстрационное оборудование для мультимедийных материалов (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки).

  • Для самостоятельной работы – компьютерный класс с доступом в интернет.

Кухтерина Галина Владимировна



ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 Туризм, профиль подготовки

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг,



форма обучения очная


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка