Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных»



Скачати 223.2 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір223.2 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных». Форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Фролова О.В./

«______»___________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ____________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии, протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы

Института биологии _____________/Киприна Н.И./

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________201__ г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

кафедра анатомии и физиологии человека и животных

Фролова О.В.


БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных». Форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013

Фролова О.В. Биологическая и социальная природа человека/ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных». Форма обучения – очная. Тюмень, 2013, 13 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биологическая и социальная природа человека [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.


Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Фролова О.В., 2013.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка, которая содержит:




    1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов представлений о биосоциальной сущности человека, роли человека в биосфере.

Задачи:

Изучение биологической природы человека;

Изучение социальной роли человека;

Анализ роли человека в биосфере, его воздействие на живую и неживую компоненты окружающей среды.





    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М1, дисциплины по выбору (общенаучный цикл)

Содержание дисциплины: Биосоциальная сущность человека. Биологическая компонента человека. Социальная компонента человека. Роль человека в биосфере

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – современные проблемы биологии, возрастные особенности ВНД человека в условиях адаптации к природным и социальным факторам


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 4, ПК - 11, ПК - 13.

понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК – 4)

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы (ПК-11);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК – 13).


Карта компетенций



Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекц., практ., сем., лабор.)

Оценочные сред (тесты, твор. раб., проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ОК-4

понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания

Знает:

Основы формирования человека в процессе эволю-ции. Отличия человека и животного

Основы формирования человека в процессе эволю-ции. Отличия человека и животного. Историю и перспективы взаимоотношения природы и общества. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения

Основы формирования человека в процессе эволю-ции. Отличия человека и животного. Историю и перспективы взаимоотношения природы и общества. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения. Проблемы демографии. Поведение человека в естественной и социальной среде. Элементы биологической этики.

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Умеет:

Проводить анализ научной литературы по соответствующей тематике;

приобретать новые знания, используя информационные технологии



Проводить анализ научной литературы по соответствующей тематике;

приобретать новые знания, используя информационные технологии. Применять творческий подход и де-монстрировать креативное решение проблемы



Проводить анализ научной литературы по соответствующей тематике;

приобретать новые знания, используя информационные технологии. Применять творческий, аналитический, прогностический, креативный и др. подходы к решению проблемы



практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Владеет:

Навыками подготовки и использования презентационного материала;

навыками научной дискуссии на минимальном уровне



Навыками подготовки и использования презентационного материала;

навыками научной дискуссии на базовом уровне



Навыками подготовки и использования презентационного материала;

навыками научной дискуссии на повышенном уровне



практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

ПК-11



умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы

Знает:

Имеет общие представления о современных методах оценки функциональных показателей организма человека

Имеет общие представления о современных методах оценки функциональных показателей организма человека в различных условиях среды

Знает фундаментальные разделы, эволюции человека, социальной экологии, физиологии и анатомии человека, экспериментальной физиоло-гии, патофизио-логии человека и животных, понимает концептуальные подходы к формированию необходимого набора совре-менных фи-зиологических методов оценки функциональных показателей организма человека в различных условиях среды

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Умеет:

Формировать свой подход к решению экспериментальной проблемы, может анализировать полученные результаты экспериментальных исследований на минимальном уровне

Формировать свой подход к решению экспериментальной проблемы, способен отобрать необходимый набор исследовательских методов и методик, может анализировать полученные результаты экспериментальных исследований на базовом уровне

Формировать свой подход к решению экспериментальной проблемы, способен отобрать необходимый набор исследовательских методов и методик, может анализировать полученные результаты экспериментальных исследований на высоком уровне; способен адаптировать набор экспериментальных методов и методик к изменившимся условиям и целям исследования

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Владеет:

Владеет основными методами и методиками физиологи-ческого исследования в области физиологии человека и животных

Владеет методами и методиками физиологического исследования в области физиологии человека и животных

Владеет методами и методиками физиологического исследования в области физиологии человека и животных; может самостоятельно освоить и реализовать постановку исследовательской работы в соответствии с целью и задачами .

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

ПК-13


самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации

Знает:

Имеет представление о современных компьютерных технологиях для решения научно-исследовательских задач в соответствии с поставленными целью и задачами исследования

Современные компьютерные технологии необходимые для решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа биологической информации на достаточном базовом уровне

Современные компьютерные технологии необходимые для решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа биологической информации на повышенном уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Умеет:

Применять современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа экспериментального материала на минимальном уровне

Применять современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа экспериментального материала на базовом уровне

Самостоятельно применять современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа экспериментального материала на продвинутом уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

Владеет:

Компьютерными технологиями необходимыми для сбора и анализа экспериментального материала на минимальном уровне

Компьютерными технологиями необходимыми решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа экспериментального материала на базовом уровне

Компьютерными технологиями необходимыми решения научно-исследовательских задач, сбора и анализа экспериментального материала на продвинутом уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре, сообщения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать:

Структуру биосоциальной сущности человека

Отличия человека от животного

Законы развития человеческого общества

Принципы взаимодействия человека с живыми и неживыми компонентами окружающей среды.



  • Уметь:

Проводить анализ научной литературы;

Приобретать новые знания, используя информационные технологии;

Использовать полученные знания для оценки функциональных показателей организма человека при различных его состояниях;

Выбирать адекватные методики исследования функциональных показателей организма человека при различных его состояниях.



  • Владеть:

Навыками подготовки и использования презентационного материала;

Навыками научной дискуссии;

Использовать полученные знания для понимания деятельности человека в различных условиях окружающей среды;

Применять полученные знания для решения проблем в экологии человека и социальной экологии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 3. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица или 36 часов



  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интеактивной форме

Формы контроля

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Биосоциальная сущность человека

1,2,3

3

6

9




Конспект

2

Биологическая компонента человека

4,5,6

3

6

9

2

доклад

3

Социальная компонента человека

7,8,9

3

6

9

1

Проверочный тест по предыдущему модулю

4

Роль человека в биосфере

10,

11,


12

3

6

9

2

Реферат, зачет




Итого часов:




12

24

36

5







Из них в интерактивной форме




5







5




Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Биосоциальная сущность человека

конспект

Оценка адаптационных возможностей организма по предложенным преподавателем методикам и составление заключений



Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

1,2,3


6

2

Биологическая компонента человека

Письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

4,5,6

6

3.

Социальная компонента человека

Доклад

Решение ситуационных задач



Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

7, 8, 9

6

4.

Роль человека в биосфере

Проверочный тест по предыдущему модулю

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

Составление презентации (по выбору)



10, 11, 12

6




ИТОГО:

24

  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Современные проблемы биологии


+










2.

Возрастные особенности ВНД человека


+

+

+

+




  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Биосоциальная сущность человека. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития. Экология жизненной среды. Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Элементы биологической этики. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.

Тема 2. Биологическая компонента человека. Формирование человека в процессе эволюции, подчинение процессов жизнедеятельности биологическим законам. Отличие человека от животных.

Тема 3. Социальная компонента человека. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.

Тема 4. Роль человека в биосфере. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Введение в демографию. Основные понятия демографии. Рост численности населения, «демографический взрыв». Основные понятия теории рас и основы антропологии. Поведение человека в естественной и социальной среде. Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека. Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 3



Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Подготовка к промежуточному тестированию по теме

По основным темам дисциплины предполагается проводить промежуточное тестирование, к которому студенты готовятся самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы, а также конспектов лекций. Примеры тестовых заданий приведены далее в рабочей программе

тест

2

Подготовка к семинару

В ходе освоения дисциплины осуществляется контроль х знаний студентов по определенным темам дисциплины, представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к собеседованию с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

Семинар


3

Подготовка

электронных слайдов по теме рефератов



Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Реферат

Мультимедийное сопровождение




4

Подготовка

электронных слайдов по теме докладов



Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Доклад

Мультимедийное сопровождение




5.

Изучение глоссария

Студент должен запомнить ряд определение и терминов, связанных с изучаемой дисциплиной

ответ на семинаре





Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Тестовые задания

  1. Регуляторный комплекс, активирующий и координирующий все изменения в организме, составляющие адаптивную реакцию на стрессоры, называется ...

Ответ: стресс-реализующей системой


  1. Генотипическая адаптация осуществляется на основе:

  1. Мутации

  2. Наследственности

  3. Естественного отбора

  4. В процессе взаимодействия организма со средой

Ответ: 1, 2, 3.

4. По времени развития различают адаптацию:

1. Срочную, или кратковременную

2. Долговременную

3. Пассивную, или толерантность

4. Активную, или резистентность

Ответ: 1, 2.


  1. ... – это повторение некоторого события в организме через регулярные промежутки времени (циклические изменения жизнедеятельности).

Ответ: биоритм
Темы рефератов

1. Природные основы экологической культуры.


2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.
3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.
4. Проблема выживания в современном мире.
5. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).
6. Фактор среды в развитии личности.
7. Реализация принципа целостности знания в процессе формирования экологической культуры личности.
8. Социальная экология семьи.
9. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
10. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаимодействия человека с миром.
11. Проблема улучшения социальной среды человека.
12. Оптимизация окружающей среды.
13. Феномен территориальности у человека и у животных (сравнительная характеристика).
14. Общество и природа: этапы взаимодействия.
15. Формы взаимоотношений человека и природы.
16. Проблемы экологии города.
17. Принципы и направления формирования экологической культуры.
18. Понятие и формы проявления экологического сознания.
19. Особенности экологической деятельности.
20. Экологические ценности и экологические потребности.
21. Международные экологические организации.
22. Экологическое движение в России: история и современность.
23. Принципиальные установки современной экологической политики России.
24. Концепция сбалансированного (устойчивого) экологически безопасного развития.
Темы докладов

  1. Роль среды в формировании личности

  2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения

  3. Формы взаимоотношений человека и природы.

  4. Проблема выживания в современном мире.

  5. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.


Вопросы к зачету

  1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.
    2. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия
    3. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты
    4. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.
    5. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
    6. Основные понятия демографии. «Демографический взрыв».
    7. Основные понятия теории рас и основы антропологии
    8. Поведение человека в естественной и социальной среде
    9. Экология жизненной среды
    10. Концепция устойчивого развития
    11. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей человека.
    12. Современный экологический кризис и пути его преодоления
    13. Экология семьи и детства
    14. Экологические организации и политика
    15. Человек и ноосфера
    16. Формирование экологической культуры
    17. Экологическая деятельность, ценности и потребности
    18. Экология и этногенез

  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются:

- мультимедийные средства обучения;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса.

Таблица 4


Виды образовательных технологий, применяемых в ходе освоения дисциплины

№ п/п

Вид образовательной технологии

Вид учебной работы, в ходе которой используется образовательная технология

Краткое описание использования образовательных технология

1.

Мультимедийные средства обучения

самостоятельная работа,

семинарские занятия



В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала с использованием программ пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"). Указанное ПО используют студенты в ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям для более полного освещения излагаемого материала.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8.1. Основная литература:

  1. Физиология человека и животных / Под ред. Ю.А. Даринского.–М.: Академия, 2011. – 448 с. Гриф УМО

  2. Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александров. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2012. – 464 с. ГРИФ УМО.

  3. Каменская В.Г. и др. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – СПб: Питер, 2013. – 272 с. Гриф УМО.

8.2. Дополнительная литература:

  1. Медицинская экология / Под. ред. А.А. Королёва. – М.: Академия, 2003. – 192 с. Гриф УМО.

  2. Соловьев В.С. и др. Экология человека. Социальная физиология. – Тюмень: ТюмГУ, 2007. – 116 с.

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.globaltrouble.ru/...ekologiya/global_naya_ekologiya.htm

2. bio.igpu.ru/cd.f.01global-eko.pdf

3. www.priroda.su/index.php?catid=5

4. www.pubmed.gov.

5. www.medline.ru



6. www.elibrary.ru


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебный процесс по дисциплине «Биологическая и социальная природа человека» проходит в аудиториях института биологии Тюменского госуниверситета. Аудитория № 204 оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка