Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Направление подготовки Менеджмент



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.61 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

Теория организации и организационное поведение
Направление подготовки

Менеджмент

Профиль подготовки



Корпоративное управление

Квалификация (степень) выпускника



Магистр

Форма обучения

очная
Саратов, 2012


  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» является получение будущим выпускником теоретических и прикладных профессиональных знаний и умений в области законов, принципов и механизмов функционирования организационных систем, формирование системных знаний о закономерностях поведения человека, группы, организации в целом и на этой основе формирование умений и навыков управления индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур, выявления причин недостаточной результативности организации для повышения эффективности ее функционирования в постоянно меняющейся внешней среде, а также приобретение навыков самостоятельного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности.


2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к дисциплинам профиля «Корпоративный менеджмент», входящего в профессиональный цикл (М.2) подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области управления поведением индивидов, групп, организации в целом.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Исследование систем управления», «История и методология науки управления», «Современные проблемы науки управления», «Психология управления», «Системный анализ», «Современный стратегический анализ», «Система корпоративного управления», «Корпоративное законодательство», «Стратегическое корпоративное управление». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения закономерностей поведения человека, группы, организации в целом и на этой основе формирование эффективных моделей поведения этих субъектов в постоянно меняющемся окружении. Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:





Наименование компетенции

Код компетенции

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

Свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения

Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций

Способность разрабатывать корпоративную стратегию

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

Владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде

Владение методами стратегического анализа

Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы


ОК-1
ОК-3
ОК-4

ОК-5
ОК-6

ПК-2

ПК-4


ПК-6
ПК-7

ПК-8
ПК-9


Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Методы исследования в менеджменте», «Управление человеческими ресурсами», «Механизм корпоративного контроля», «Корпоративная этика».



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение»

профессиональные (ПК)

  • способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами сетями (ПК-1);

  • способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

  • способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8);

  • способен применять достижения мирового опыта в организации деятельности совета директоров и мотивации менеджеров в практике управления корпорацией, а также в развитии системы защиты от недружественных поглощений и захватов на рынках корпоративного контроля (ППК - 1);

В результате освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» обучающийся должен:



Знать:

  • модели поведения экономических агентов и рынков;

  • современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации;

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:



  • управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные.

Владеть:

  • методикой построения организационно-управленческих моделей;


4.2. Структура и содержание дисциплины «Теория организации и организационное поведение»

Общая трудоёмкость составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.






п/п

Раздел дисциплины

Се-местр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текуще-го контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы проме-жуточной аттестации (по семестрам)







2




Всего

Лек-ции

Семи-нары

СРС




1

Тема 1. Организация как

социально-экономическая

система


2

1

10

2

2

6

Формы текущего

контроля: вопросы

для обсуждения,

тесты, задания



2

Тема 2. Основополагающие

законы организаций



2

2

9

2

2

5

Вопросы для об-

суждения, тесты,

анализ ситуации


3

Тема 3. Рационализация

организационной деятельности



2

3

8




2

6

Анализ ситуации,

вопросы, для об-

суждения задания


4

Тема 4. Организационные

структуры управления



2

4

7




2

5

Тесты, анализ

ситуации,

вопросы, для об-

суждения задания



5

Тема 5. Интеграционные

процессы в организации



2

5

8




2

6

Реферат вопросы,

для обсуждения,

задания


6

Тема 6. Адаптация организации

к рынку


2

6

8




2

6

Реферат вопросы,

для обсуждения,

задания


7

Поведение индивида в

организации




2

7

9

2

2

5

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


8

Личность и организация

2

8

10




4

6

Вопросы для об-

суждения, тесты,

анализ ситуации


9

Формирование группового

поведения в организации



2

9

7




2

5

Тесты, игра,

анализ ситуации,

задания


10

Коммуникативное поведение

в организации



2

10

7




2

5

Тесты, анализ

ситуаций, игра,

задания


11

Управление поведением

организации



2

11

10

2

2

6

Тесты, анализ

ситуации,

вопросы, для об-

суждения задания



12

Социализация индивида в

организации



2

12

8




2

6

Тесты, анализ

ситуации, видео-

кейс, вопросы


13

Изменения в организации

2

13

7




2

5

Тесты, анализ

ситуаций, вопро-

сы, задания


14

Промежуточная аттестация

2




36










Форма промежу-

точной аттестации

- экзамен





Итого за семестр

2 се-

местр


13 не-дель

144

8

28

72

36



Тема 1. Организация как социально-экономическая система

Понятие организации и её роль в жизни общества. Социальные и социально-экономические системы. Типология организаций. Принципы организации. Характеристики организации как системы. Закрытые и открытые организации, способы их развития. Внутренняя и внешняя среда организации. Организационно- правовые формы организаций. Отношения между различными организациями и их изменение. Жизненный цикл организации. Организационная культура. Понятие организационной культуры, ее элементы и типы. Формирование организационной культуры в организации.


Тема 2. Основополагающие законы организаций.

Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях. Закон синергии. Основные показатели созидательного синергетического эффекта. Закон самосохранения и борьба организаций за выживание. Основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Закон развития. Возможности реализации основной цели организации. Выбор стратегии развития организации. Законы организации второго уровня: закон информированности-упорядоченности; закон анализа и синтеза; закон композиции и пропорциональности; закон гармонии.


Тема 3. Рационализация организационной деятельности

Принципы рационализации. Направления рационализации организационной и трудовой деятельности. Повышение качества управленческого и исполнительского труда. Концепция управления качеством. Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности.


Тема 4. Организационные структуры управления

Процесс формирования организационной структуры. Методы проектирования структур. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура. Изменения структуры. Механическая и органическая модели организационного проектирования. Бюрократические системы. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Оценка эффективности организационных проектов.


Тема 5. Интеграционные процессы в организации.

Понятие и источники интеграции в организации. Характеристики интеграции менеджмента в организации: степень дифференциации управления, содержание и структура ценностей организации, тип управления, стиль управления, технологии управления. Границы интеграционных процессов. Тенденции интеграционных процессов в менеджменте. Формы интеграционных структур: корпоративные организации, финансово-промышленные группы, транснациональные компании, международные совместные предприятия.


Тема 6. Адаптация организации к рынку.

Формы собственности и организация управления. Реакции организации на изменения внешней среды. Организация малых предприятий. Формы организации предприятий. Акционерные общества. Организация государственных предприятий. Взаимодействие государства и предприятий.


Тема 7. Поведение индивида в организации.

Основа понимания поведения людей в организации. Характеристики поведения человека. Самоорганизация индивида. Мотивация и стимулирование требуемого поведения. Механизм мотивации. Организация и содержание труда как фактор мотивации. Результативность мотивации. Роль восприятия в поведении человека. Сущность, свойства и процесс восприятия. Законы и эффекты восприятия. Понятие атрибуции, ее типы и эффекты. Формирование впечатлений и управление впечатлениями.


Тема 8. Личность и организация.

Теории поведения человека в организации. Процесс формирования и развития личности. Личность и работа. Ценности. Критерии ясности личностных ценностей. Изменение ценностей. Установки. Функции установок. Изменение установок. Вовлеченность в работу и приверженность организации.


Тема 9. Формирование группового поведения в организации.

Понятие группы и их виды. Классификация групп. Причины создания групп. Стадии развития групп. Характеристики группы. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Принятие решений в группе. Преимущества и недостатки работы в группе. Группа и команда: сходство и различие. Модель развития команды. Самоуправляемая команда. Управленческая команда. Условия и факторы эффективности групповой работы. Управление межгрупповыми конфликтами.


Тема 10. Коммуникативное поведение в организации.

Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Виды коммуникаций в организации. Классификация коммуникаций. Невербальные коммуникации. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Барьеры на пути эффективных коммуникаций. Активное слушание как средство эффективного общения. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные стили.


Тема 11. Управление поведением организации.

Эффективность деятельности организации. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла. Корпоративная культура и поведение организации. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на инновационную деятельность. Перспективы развития корпоративной культуры в России. Формирование и управление репутацией организации.


Тема 12. Социализация индивида в организации.

Понятие, этапы и механизмы социализации работников в организации. Обучение при вхождении в организацию. Формы социализации. Факторы, способствующие девиации. Классификация преступлений и девиаций на работе.


Тема 13. Изменения в организации.

Концепция организационных изменений. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений. Современные тенденции развития организаций. Уровни организационных изменений. Типы организационных изменений. Принципы управления процессом изменений. Структура системы управления изменениями. Модели организационных изменений. Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации. Преодоление сопротивления изменениям. Изменения и конфликты. Индивидуальный стресс и управление стрессом. Стили проведения изменений в организации. Концепции организационного развития, ее достоинства и ограничения. Этические проблемы организационного развития.



5. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Теория организации и организационное поведение» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора; практические занятия ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры, анализ конкретных ситуаций и видеокейсов, тесты, задания, научные дискуссии по наиболее острым проблемам, связанным с анализом и формированием эффективного поведения индивидов, групп и организаций в целом для их адаптации и выживания в неопределенной среде в долгосрочной перспективе.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.

Методы обучения, применяемые при изучении дисциплины способствуют закреплению и совершенствованию знаний, овладению умениями и получению навыков в области организационного поведения. Содержание учебного материала диктует выбор методов обучения:

информационно-развивающие – лекция, объяснение, демонстрация, решение задач, анализ ситуаций и видеокейсов, самостоятельная работа с тестами и рекомендуемой литературой;

проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для организации самостоятельной работы студентов подготовлен УМК, который содержит учебно-методический материал по каждой теме: лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, ситуации для анализа, схемы, таблицы, графики, задания, задачи, тесты, терминологический словарь, вопросы для зачетов и экзаменов, темы докладов и рефератов, список основной и дополнительной литературы. Такой материал позволяет применять следующие формы самостоятельной работы студентов:



  • проработка, закрепление и контроль знаний по некоторым темам курса, выносимым на самостоятельное изучение;

  • подготовка электронных презентаций выбранных студентами тем изучаемого курса, в том числе и выносимых на самостоятельное изучение, а также презентаций докладов, рефератов, результатов научных исследований;

  • решение задач, требующих численных вычислений, позволяющих применить теоретические знания к практическим расчетам (дома и на занятиях);

  • обсуждение дискуссионных проблем на основе вопросов для обсуждения и анализа конкретных ситуаций, видеокейсов;

  • письменные домашние задания, предполагающие ответы на вопросы к конкретной ситуации, с последующей проверкой и оценкой преподавателем;

  • подготовка и проведение деловых игр;

  • брейн-ринг, который проводится между разными группами студентов одной специальности или группами студентов разных специальностей в зачетную неделю в форме заключительного занятия. Поэтому вопросы, задания и тесты формулируются по ключевым темам курса и по темам, вынесенным для самостоятельного изучения (всего 3-5 тем);

  • работа с итоговыми тестами по курсу (более 100 тестов) на последнем занятии, проводимом в зачетную неделю, что позволяет подготовиться к зачетам и экзаменам;

  • самостоятельная разработка студентами своих тестов по определенным темам курса и обмен ими для контроля знаний друг друга;

  • доклады и рефераты, включающие как дополнительную подготовку теоретических вопросов, требующих изучения первоисточников по курсам, так и подготовку вопросов, связанных с анализом практических ситуаций и статистических данных по конкретным предприятиям, корпорациям и рынкам;

  • обсуждение со студентами статей крупных отечественных и зарубежных экономистов, социологов, маркетологов, специалистов в области менеджмента, организационного поведения и др. по актуальным проблемам теории менеджмента;

  • участие в научной работе в форме подготовки научных работ для участия в факультетских, университетских, областных и российских конкурсах студенческих работ, а также в форме подготовки и публикации статей в научных сборниках студентов экономического факультета;

  • оценка самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях и в рамках консультаций.

Эти формы самостоятельной работы представлены в УМК: Дорофеева Л.И. Основы менеджмента: УМК. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 411 с.; УМК: Дорофеева Л.И. Организационное поведение: УМК для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Издат. Центр «Наука», 2011. – 301с.
6.1. Текущий контроль освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» по темам и промежуточная аттестация студента в рамках балльно-рейтинговой системы представлен в таблице 1.

6.2. Темы докладов, рефератов, направлений научных исследований (выделены полужирным шрифтом)

  1. Организация как социально-экономическая система

  2. Системный подход к анализу организации

  3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком

  4. Структурные схемы управления собственностью в России

  5. Применение закона синергии в командообразовании

  6. Законы организации и их взаимодействие

  7. Статическое и динамическое состояние организации

  8. Рационализация управления и труда в организации

  9. Проектирование организационной структуры организации

  10. Перспективы развития организационных структур

  11. Институциональная система управления организациями

  12. Оценка эффективности организационных систем

  13. Теории поведения человека в организации.

  14. Поведение индивида в организации, его особенности.

  15. Личность и организация.

  16. Личность и работа.

  17. Процесс формирования и развития личности.

  18. Понятие и виды организации.

  19. Эффективность деятельности организации.

  20. Законы и эффекты восприятия. Атрибуция.

  21. Мотивация работников и результативность организации.

  22. Механизм и результативность мотивации.

  23. Системы вознаграждения работников в организации.

  24. Проектирование работ и мотивация работников.

  25. Формирование группового поведения в организации.

  26. Типы команд в организации.

  27. Условия и факторы эффективности групповой работы.

  28. Преимущества и недостатки работы в командах.

  29. Межгрупповое поведение и управление конфликтом.

  30. Анализ структуры управления организации.

  31. Механистическая и органическая модели организационного проектирования.

  32. Анализ социального партнерства в организации.

  33. Анализ качества трудовой жизни в организации.

  34. Влияние структуры управления на индивидуальное и групповое поведение работников.

  35. Концептуальная модель характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма.

  36. Лидерство в организации.

  37. Концепция стилей руководства Врумя – Йеттона.

  38. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.

  39. Новые теории лидерства.

  40. Коммуникативное поведение в организации.

  41. Невербальные коммуникации.

  42. Управление коммуникациями в организации.

  43. Формирование эффективных коммуникационных стилей в организации.

  44. Управление поведением организации.

  45. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.

  46. Корпоративная культура и поведение организации.

  47. Классификация корпоративных культур.

  48. Влияние организационной культуры на персонал фирмы.

  49. Влияние корпоративной культуры на инновационную деятельность организации.

  50. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.

  51. Перспективы развития корпоративной культуры в России.

  52. Формирование и управление репутацией организации.

  53. Модель плановых изменений в организации.

  54. Управление нововведениями в организации.

  55. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации.

  56. Концепция обучающейся организации.

  57. Концепция организационного развития.

  58. Управление индивидуальным стрессом в организации.

  59. Социализация индивида в организации.

  60. Аргументы «за» и «против» социализации.

  61. Девиантное поведение в организации.

  62. Управление карьерой сотрудников.

  63. Формирование поведения индивида в организации.

  64. Поведенческий маркетинг.

  65. Организационное поведение в международном бизнесе.


6.3. Вопросы для экзамена

  1. Организация как система

  2. Внутренняя и внешняя среда организации

  3. Типология организаций

  4. Организация как процесс

  5. Структура и функции организации

  6. Система управления организацией

  7. Основополагающе законы организации

  8. Законы организации второго уровня

  9. Интеграционные процессы в организации

  10. Принципы рационализации организаторской деятельности

  11. Понятие, направления развития и методы исследования организационного поведения.

  12. Поведение индивида в организации, его особенности.

  13. Эффективность деятельности организации, ее критерии и источники.

  14. Сущность, свойства, процесс и значение восприятия.

  15. Эффекты процесса восприятия.

  16. Понятие атрибуции, ее виды и ошибки.

  17. Формирование впечатлений и управление впечатлениями.

  18. Взаимодействия личности и организации.

  19. Теории поведения человека в организации.

  20. Процесс формирования и развития личности.

  21. Индивидуальные различия, относящиеся к изучению ОП.

  22. Мотивация: содержание и популярные теории.

  23. Самоорганизация индивида.

  24. Мотивация и стимулирование работников.

  25. Механизм и результативность мотивации.

  26. Группы в организации, их классификация, причины создания и характеристики.

  27. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие. Преимущества и недостатки работы в группе.

  28. Формирование группового поведения в организации.

  29. Команды в современных организациях: модель развития, типы.

  30. Условия и факторы эффективности групповой работы.

  31. Управление межгрупповыми конфликтами.

  32. Влияние структуры управления на индивидуальное и групповое поведение.

  33. Проектирование организационной структуры. Механистическая и органическая модели организационного проектирования.

  34. Социальное партнерство в организации: необходимость, цели, функции, формы.

  35. Анализ качества трудовой жизни и социально-психологического климата в организации.

  36. Концептуальная модель характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма.

  37. Лидерство в организации.

  38. Истоки и классические исследования лидерства.

  39. Властный и управленческий аспекты организационного лидерства.

  40. Концепция стилей руководства Врумя – Йеттона.

  41. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.

  42. Новые теории лидерства.

  43. Процесс коммуникации и виды коммуникаций в организации.

  44. Барьеры на пути эффективных коммуникаций.

  45. Классификация коммуникативных стилей.

  46. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.

  47. Корпоративная культура и поведение организации.

  48. Классификация организационных культур.

  49. Формирование и поддержание корпоративной культуры.

  50. Изменение корпоративной культуры. Перспективы развития корпоративной культуры в России.

  51. Формирование и управление репутацией организации.

  52. Организационное развитие: концепция, ее достоинства и ограничения, тенденции развития организации.

  53. Изменения в организации: необходимость, типы, стадии.

  54. Концепция обучающейся организации.

  55. Принципы и стили проведения изменений в организации.

  56. Управление нововведениями в организации.

  57. Преодоление сопротивления нововведениям.

  58. Индивидуальный стресс и управление стрессом.

  59. Социализация индивида в организации.

  60. Девиантное поведение работников: факторы, способствующие девиации, классификация преступлений и девиаций на работе.

  61. Управление карьерой.

  62. Поведенческий маркетинг.

  63. Управление поведением индивидов внутри организации.

  64. Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний.

  65. Модели межкультурных различий.

  66. Особенности формирования организационной культуры российских компаний.

  67. Адаптация организаций к межкультурной среде.


6.4. Тестирование.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка