Рабочая программа дисциплины (модуля) «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»



Сторінка1/16
Дата конвертації11.04.2016
Розмір3.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»

Направление: __44.03.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: __ Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) _____

Квалификация: бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______
Форма обучения: ___очная, очно-заочная, заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:_2-3_____________________________________

Семестр обучения: 4-5___________________________________


Составители: Борякова Н.Ю., к.п.н., профессор

кафедры логопедии


Москва 2014



1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: создание практико-ориентированных условий для формирования целостного представления о современном обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе деятельности специальных (коррекционных) образовательных, социальных учреждений. Освоение вариативности моделей оказания образовательных, социальных услуг в учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

  • закрепление теоретических знаний в области психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,

  • овладение практическими умениями, навыками организации процессов воспитания, обучения, психолого-педагогического сопровождения семьи детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, навыками работы с документацией;

  • освоение вариативности моделей организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,

  • формирование профессиональных личностных качеств (толерантность, доброжелательность, умение строить взаимодействие со всеми субъектами профессиональной среды);

  • воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.

  • формирование у студентов - будущих олигофренопедагогов творческого подхода к решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных и практических задач в процессе обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями


Объем в ЗЕ: 13 кредита .

Время изучения: курс 2-3 семестр 4-5 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данного курса является успешное освоение следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология», «Специальная педагогика», а также дисциплин модуля «Педагогическая помощь лицам с нарушениями в интеллектуальном развитии», модуля «Методики обучения детей с нарушениями интеллектуального развития».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для углубления, расширения знаний по дисциплинам профессионального цикла, прохождения практики.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций (ОК)


  • способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

профессиональных компетенций (ПК)

общепрофессиональными способностью и готовностью:

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;



  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.



  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс "Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья " выделен в самостоятельную учебную дисциплину как базовый, опирающийся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогики. Данный курс относится к тем основным научным дисциплинам , которые формируют будущего учителя-олигофренопедагога, работающего различных системах помощи детям с нарушениями интеллекта. Материал курса опирается на знания по общей и специальной психологии и педагогике, медицинским основам дефектологии и др.

Курса ставит своей целью раскрыть теоретико-методологические и научно-практические основы построения процесса обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Он направлен на формирование у студентов навыков коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми раннего и дошкольного возраста.

В содержании курса особое внимание уделяется рассмотрению специфичности формирования механизмов ведущих видов деятельности при умственной отсталости в соответствующие возрастные периоды ( эмоционального общения, предметной деятельности, ролевой игры), их коррекционно-развивающей роли, анализу специфических нарушений, приводящих к утрате гармоничности развития. В связи со становлением ведущей деятельности анализируются особенности возникновения, мотивов, содержания и средств продуктивных видов деятельности ( рисования и конструирования). В этом же русле изучаются и свойственные детям с нарушением интеллекта отклонения в речевом плане. Подчеркивается место речевых нарушений в общей структуре интеллектуального и эмоционального недоразвития.

Понимание механизмов различных нарушений психического развития при умственной отсталости даст возможность студентам осознанно подходить к моделированию коррекционно-педагогического процесса, учитывая особенности возраста и структуру нарушения в каждом конкретном случае, реализуя тем самым принцип личностно ориентированного подхода.

На практических занятиях студенты делают сообщения, доклады, рефераты на основе анализа литературы по основным направлениям современных исследований в области воспитания и обучения детй раннего и дошкольного с нарушением интеллекта, учатся составлять программу действий педагога в соответствии с состоянием ребенка ( перспективные и рабочие планы), делать педагогические заключения, готовить наглядные пособия и т.д. Часть отведенного на практические занятия времени целесообразно проводить в детских учреждениях. Они учатся планировать и проводить занятия, учатся способам анализа педагогического процесса.

Важное место в данном курсе отводится проведению практических и лабораторных занятий, которые направлены на углубление теоретического материала и выработку у студентов навыков практической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Студенты упражняются в разработке и составлению конспектов занятий по различным разделам программы.

При заочной форме обучения большее внимание уделяется самостоятельному изучению методической литературы, реферированию, выполнению письменных работ.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Для придания процессу обучения большей практической направленности, предполагается лекционный материал сочетать с ролевыми играми, проблемными ситуациями. Студентам предлагаются задания, в которых они аудиторно моделируют ситуацию занятия с детьми раннего и дошкольного возраста. За этим следует обсуждение, которое может завершаться составлением конспекта.

Другим, не менее интересным и эффективным методическим приемом работы со студентами будут работа в малых группах. Каждой группе предлагается одна и та же тема для самостоятельной проработки. После ее проработки в малых группах идет обсуждение всем курсом.

На практических занятиях предполагается работать вне университетских аудиторий. Занятия планируется перенести на базу: в дошкольные образовательные учреждения разного типа. Здесь ставится цель ознакомление студентов с системой коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Часть практических занятий планируется проводить аудиторно в виде семинаров-практикумов, семинаров-дисскуссий.

Лабораторные занятия проводятся после посещения студентами дошкольных образовательных учреждений, и после проработки и изучения рекомендованной литературы по курсу. На лабораторных занятиях студенты подкрепляют теоретические знания собственными исследованиями: анализ детских работ.

При заочной форме обучение больший акцент делается на разработку и составление конспектов, с последующим их анализом аудиторно.



В рамках курса важное значение уделяется развитию аналитических способностей студентов, их презентационной и социально-коммуникативной компетенций, пробуждению практического интереса к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелым, глубоким нарушением интеллекта, освоению практических методов и приемов деятельности учителя-дефектолога, которые позволят выпускникам в будущем эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью дальнейшей профилизации на рынке труда.
В результате изучения студент должен::

Знать:

  • теоретические основы специальной педагогики детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;

  • особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;

  • организационные формы помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

  • общие и специальные задачи дошкольных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, пути и средства их осуществления;

  • особенности организации коррекционно-педагогического процесса в учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;

  • сущность, содержание и структуру программ обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта,

  • современные достижения в области отечественной теории и практики воспитания, обучения и коррекции детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями,

  • основы специальных методик коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Уметь:

  • анализировать программу обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;

  • проводить психолого-педагогическое изучение детей,

  • проводить коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу с детьми раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;

  • пользоваться методиками по всестороннему воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

  • теоретически обосновывать структуру и методику занятий;

  • планировать одно или систему занятий по разделам программы;

  • разрабатывать план и конспект занятия;

  • формулировать цель и задачи занятия;

  • подбирать содержание, методы и приемы, средства обучения, формы работы в зависимости от года обучения и особенностей детей группы

  • анализировать свои занятия и занятия других учителей;

  • изготовлять к занятиям наглядные пособия и использовать их в учебном процессе

Владеть:

  • коммуникативными умениями;

  • способами взаимодействия со специалистами, субъектами образовательного процесса;

  • функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, экспертного заключения.


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий может быть использована бальная оценка уровня обученности:

Низкий уровень: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

Средний уровень: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

Высокий уровень: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер



Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 02


Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

анотирование



Рабочая тетрадь

Тема 1


Письменный опрос

ОК-02



Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации




Реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2


Тесты

ПК - 01


Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, анотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Устный опрос

ПК-01


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, Аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПК-2

ПК -3



Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




Анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4


Письменный опрос

ПК - 1


Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ПК -1

ПК -2


Тема 6

Конспекты лекции 6, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

ОП -1

ПК -2


Тема 7

Конспекты лекции 7, презентации




Аноторивание

Рабочая тетрадь тема 7

Письменный опрос

ПК -01

Тема 8

Конспекты лекции 8, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 8

Письменный опрос

ПК -01

Тема 9

Конспекты лекции 9, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 9

Письменный опрос

ПК -01

Тема 10

Конспекты лекции 10, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 10

Письменный опрос

ПК -01

Тема 11

Конспекты лекции 11, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 11

Письменный опрос

ПК - 03

Тема 12

Конспекты лекции 12, презентации







Рабочая тетрадь тема 12

Письменный опрос

ПК -3

Тема 13

Конспекты лекции 12, презентации




Изучение нормативной документации




Устный опрос

ОК- 02


Тема 14

Конспекты лекции 12, презентации















2. Объем модуля и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях

Лекции

68







Практические/семинарские

116







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет


экзамен







3,5

Общий объем часов по дисциплине

184

284





Краткое содержание курса

1.Раздел Общие вопросы курса специальной дошкольной педагогики

1.1.Предмет, задачи, принципы и методы специальной дошкольной педагогики (олигофренопедагогики)

Предмет дошкольной олигофренопедагогики и педагогики раннего детства. Педагогика раннего детства и дошкольная олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.. Ее связь со смежными дисциплинами и другими науками.

Роль ранней коррекции и социализации умственно отсталого ребенка.

Методы специальной педагогики раннего и дошкольного возраста.

1.2.Пути становления дошкольной олигофренопедагогики и система помощи детям раннего и дошкольного возраста в нашей стране.

Развитие системы помощи умственно отсталым детям раннего и дошкольного возраста в России.

Возникновение общественного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста в нашей стране.

Основные периоды развития дошкольной олигофренопедагогики. Л.С.Выготский о сущности обучения в различных возрастах, о процессе обучения (принцип развивающего обучения).

Виды специальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста (ДОУ, реабилитационные и консультативные центры, детские дома, детские дома- интернаты, центры психического здоровья).

Основные программно-методические документы (Положение о специальных дошкольных учреждениях, программы воспитания и обучения).

Особенности организации жизни в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Особенности организации жизни и коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском доме.

Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с органическим поражением ЦНС в младенчестве и раннем детстве.

Современные организационные формы образования детей раннего возраста с нарушениями интеллекта.



1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта раннего и дошкольного возраста

Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста органическим поражением ЦНС.

Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью. Своеобразие развития довербальных форм общения. Особенности овладения речью. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

Роль взрослого в психическом развитии ребенка с органическим поражением ЦНС.. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.


2 Раздел "Организация коррекционно-образовательной работы в специальном дошкольном учреждении для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта".

    1. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушениями интеллектуального развития. Задачи дошкольного воспитания умственно отсталых детей

Современные программы воспитания детей раннего возраста.

Взаимодействие взрослых с детьми в разных моделях воспитания. Личностные и профессиональные качества педагога, необходимые для работы с детьми раннего возраста.

Специфика взаимодействия педагога с детьми раннего возраста. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению. Проблемы адаптационного периода. Факторы, определяющие характер адаптации.

Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида–основной тип коррекционных учреждений, где воспитываются и обучаются дети с нарушениями интеллекта. Принципы формирования групп, штатное расписание, Учебная нагрузка различных специалистов. Должностные обязанности учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Программа - основной документ для осуществления коррекционно-образовательной работы.

Диагностические задачи. Общеразвивающие задачи. Л.С.Выготский об общности закономерностей развития в норме и патологии. Амплификация развития и пути ее достижения. Социальная направленность содержания обучения. Коррекционные задачи. Связь коррекционных и развивающих задач. Коррекционная направленность всей работы. Задачи подготовки к школе Виды готовности. Особенности создания личностной готовности к обучению в школе. Предупреждение школьной дезадаптации умственно отсталых детей. Физическое, познавательное, Социально-личностное, эстетическое, нравственное воспитание, осуществляемые на основе коррекции и компенсации – основные задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.



2.2.Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы.

Основные принципы построения программы (деятельностный, генетический, развивающего обучения, коррекции и компенсации, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, целостности педагогического процесса и пр.). Структура программы. Основные направления работы. Общее и различное в программах для общеобразовательных дошкольных учреждений и учреждений компенсирующего вида. Игра – центральный, программообразующий раздел. Межпредметные связи. Комплексный подход к решению всех развивающих и коррекционных задач в процессе обучения. Гибкость при использовании программы. Построение индивидуальных программ с учетом возраста, актуального уровня развития, "зоны ближайшего развития", социальной ситуации развития, структуры нарушения.

Подходы к отбору содержания обучения. Обеспечение тесного единства работы учителя-дефектолога и воспитателя. Основные направления их совместной работы. Специфичность применения словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения в дошкольной олигофренопедагогике. Принципы построения занятий. Структура занятий с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Этапы обучения умственно отсталых дошкольников способам усвоения общественного опыта. Требования к организации предметно-развивающей среды
3.Раздел..Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

3.1.Технологии коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Формирование предметной деятельности. Физическое воспитание и развитие двигательной активности. Социально-личностное развитие. Формирование социальных навыков..Познавательно-речевое развитие. Развитие речи. Включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни. Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи и коммуникации.

Организация предметно-развивающей среды..

Организация и планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием ребенка.



3.2.. Технологии формирования игровой деятельности

Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. Историческое происхождение игры. Социальная природа игры. Общие теории игры. Развитие проблемы психологии детской игры в отечественной науке.

Возникновение игры в онтогенезе. Психологические предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития.

Характеристика основных методов руководства игровой деятельностью дошкольников с отклонениями в умственном развитии.

Организация обучения. Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах Роль игрушки в развитии игры «проблемных детей».

Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Организация, содержание и методы обучения бытовой отобразительной игре. Формирование предпосылок ролевого поведения. Характеристика основных приемов и методов ознакомления с новой игрой.

Характеристика приемов, направленных на обогащение содержания игр детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры. Виды дидактических игр. Их место в системе коррекционно-воспитательной работы.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка к школьному обучению.



3.3. Методика развития речи

Динамика и особенности развития речи детей с нарушением интеллекта. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. Принципы построения программы и отбора содержания учебного материала. Тематика занятий. Рекомендации к речевому поведению учителя-дефектолога и воспитателей группы. Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах.

Методы и приемы развития у детей с нарушением интеллекта речевой активности и потребности в эмоциональном общении с окружающими.

Развитие фонематического слуха и коррекция недостатков звукопроизношения. Методика работы по обогащению лексики детей и обеспечение активного использования новых слов в общении. Формирование связной речи. Обучение грамматически правильному оформлению высказываний.

Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, серии картинок, установление причинно-следственных зависимостей.

Методика ознакомления дошкольников, имеющих отклонения в умственном развитии, с художественной литературой. Литература, рекомендуемая для чтения и рассказывания детям.



3.4.. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи и содержание занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в специальном дошкольном учреждении. Принципы, методы и формы работы по ФЭМП в специальном дошкольном учреждении для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Занятие по ФЭМП в специальном дошкольном учреждении. Виды занятий, их структура. Рекомендации к планированию занятий по ФЭМП. Анализ занятия.

Формирование математических представлений как необходимого компонента умственного развития детей дошкольного возраста.

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Формирование пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства.

Методика формирования представлений о величине. Обучение элементарным измерительным действиям.

Методика развития представлений о форме предметов.

Методика формирования навыков ориентировки в пространстве. Методика формирования представлений о времени.

Система работы по формированию количественных представлений. Обучение счету и счетным операциям. Методика обучения решению арифметических задач.

Готовность ребенка с нарушениями интеллекта к изучению основ математики в школе.



3.5.. Обучение продуктивным видам деятельности (изобразительной, конструированию)

Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка. Связь продуктивной деятельности с игрой и речью. Функции игры и речи в изобразительной деятельности.

Возрастные особенности детского изобразительного творчества (синкретический характер). Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта.

Роль непосредственного подражания взрослому в возникновении и развитии изобразительной деятельности. Влияние на эмоциональное развитие ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Методы обогащения предметного рисунка (лепки) умственно отсталых дошкольников (подвижная аппликация, сотворчество взрослого и ребенка).

Методы обучения детей с нарушениями интеллекта сюжетному рисованию (лепке). Оценка детских работ. Использование сюжетных рисунков на занятиях по развитию речи в специальном дошкольном учреждении.

Аппликация. Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду.

Конструирование. Роль конструирования в овладении умственно отсталыми детьми действиями наглядного моделирования. Основные методы и формы работы по обучению конструированию на занятиях.

Значение различных видов продуктивной деятельности как предпосылок учебной деятельности.



3.6.. Трудовое воспитание

Содержание трудового обучения в специальных дошкольных учреждениях. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Особенности формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Коррекционные возможности трудового воспитания. Организация работы по трудовому воспитанию в специальных дошкольных учреждениях.

Формирование гигиенических навыков и самообслуживания. Содержание программы по данному разделу. Методика обучения.

Обучение хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях. Труд в природе. Содержание и методика трудового воспитания по этому направлению.

Ручной труд. Содержание программ специальных дошкольных учреждений. Методика работы. Взаимодействие коррекционного педагога и воспитателя в системе работы по трудовому воспитанию дошкольников с отклонениями в умственном развитии.



3.7.. Музыкальное воспитание

Особенности музыкального развития умственно отсталых детей дошкольного возраста (снижение внимания к музыкальному звучанию, недоразвитие всех компонентов музыкального слуха, особенности голоса и моторики, неадекватность эмоциональных реакций).

Роль музыкального воспитания в коррекции и компенсации недостатков в психофизическом развитии.

Задачи, содержание и организация музыкального воспитания дошкольников, имеющих отклонения в умственном развитии.

Методы и приемы музыкального воспитания. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие слухового внимания.

Формирование умения различать звуки по высоте, силе, длительности и калибру. Знакомство с различными выразительными средствами. Развитие музыкально памяти.

Формирование чувства ритма. Обучение танцевальным движениям, работа над выразительностью движения и передачей образа. Музыкальные игры.

3.8.. Физическое воспитание

Динамика и особенности становления двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта. Основные задачи физического воспитания умственно отсталых дошкольников: развитие общей и мелкой моторики, коррекция физического развития и двигательного аппарата.

Основные направления работы по физическому воспитанию: развитие основных движений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры на воздухе, спортивные развлечения, закаливание; организация всей системы работы в детском саду в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционные упражнения.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции и развитию мелкой моторики у детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Занятия по физическому воспитанию: организация и методы (совместные действия ребенка и взрослого, демонстрация действий, словесное инструктирование, обыгрывание движений). Работа по физическому воспитанию вне специальных занятий.

Различные виды общеразвивающих и коррекционных упражнений, рекомендованные программой специальных дошкольных учреждений.


Раздел 4.

Тема 1. Предмет, задачи и методы изучения, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Предмет специальной педагогики. Основные категории - воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация. Специальная педагогика как наука об изучении, развитии, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации школьников с ОВЗ. Теоретические основы специальной педагогики. Задачи специального образования и коррекционной педагогики (дефектологии) на современном этапе.

Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ. Перспективные направления развития специальной педагогики в современных условиях. Связь специальной педагогики с современными науками.

Методы научных исследований в специальной педагогике.


Тема 2. Классификации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современные классификации, используемые в отечественной специальной педагогике: по времени возникновения нарушения, по степени выраженности нарушения, клиническая.

Психолого-педагогическое изучение учащихся. Состав учащихся специальных школ.

Нормативные акты, регулирующие комплектование специальных школ.


Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ
Нозологические группы отклонений в развитии. Причины органических повреждений, вызывающих ограниченные возможности здоровья. Социальные факторы, влияющие на аномальное развитие ребенка.

Индивидуальный и дифференцированный подход к проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ. Учет типологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Концепции дифференцированного и интегрированного обучения.
Тема 4. Система помощи детям с ОВЗ в РФ

Принципы построения системы помощи детям с ОВЗ в РФ.

Дифференцированная система специальных учреждений для детей в зависимости от характера нарушения и возраста ребенка. Учреждения системы здравоохранения и социального развития. Специальные образовательные учреждения системы Министерства образования и науки РФ.

Негосударственные учреждения и другие типы учебно-воспитательных учреждений.

Дошкольные воспитательно-образовательные учреждения.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ОВЗ - основной тип учебно-воспитательного учреждения. Типовое положение о коррекционной школе. Образовательные, коррекционные и воспитательные цели и задачи школы. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт специального общего образования детей с ОВЗ, определяемый необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:



  1. организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса;

  2. определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями школьника с ОВЗ, своеобразием его развития;

  3. обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

  4. подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

  5. роль школы в социальной реабилитации и адаптации подростков.

Система подготовки специалистов для специальных учебно-воспитательных учреждений.
Тема 5. Сущность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе

Диалектика процесса обучения. Противоречия между предъявляемыми требованиями и возможностями учащихся. Учет «зоны ближайшего развития».

Образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная задачи процесса обучения. Особенности учебного процесса в школе. Связь обучения с требованиями жизни, с трудом и практической деятельностью учащихся с ОВЗ.

Психологические основы процесса обучения в школе. Этапы познавательной деятельности. Структура процесса овладения знаниями (восприятие, осмысление, закрепление, применение).

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Основные средства активизации внимания учащихся, пробуждения интереса к учебному предмету. Роль учебных или проблемных ситуаций в процессе восприятия учебного материала. Особенности установления связи нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями и опытом учащихся. Требования к отбору учебного материала, на основе которого формируются понятия, знания, умения, навыки.

Методы сообщения нового материала. Соответствие выбранного метода изложения учебного материала его содержанию, подготовке учащихся. Пути активизации познавательной деятельности учащихся, в процессе изложения учебного материала. Реализация принципа сознательности усвоения знаний в процессе изложения учебного материала.

Основные требования к закреплению и повторению учебного материала. Роль принципа систематичности в закреплении и повторении учебного материала, распределение повторений во времени и их дозировка. Вариативность и рациональное использование основных методов закрепления и повторения учебного материала. Эффективные способы формирования и закрепления умений и навыков. Основные пути систематизации знаний при повторении.

Эмоциональный фактор в обучении. Ведущая роль педагога-дефектолога в обучении. Структура деятельности педагога в учебном процессе: определение образовательных, коррекционно-воспитательных задач, планирование, стимулирование учащихся, самоанализ, анализ урока.


Тема 6. Содержание образования

Основные требования к содержанию образования в специальной школе, вытекающие из ее целей и задач, особенностей познавательной деятельности учащихся (коррекционная направленность обучения, доступность, научность, систематичность, системность, концентричность расположения материала, практическая направленность, реализация межпредметных и внутрипредметных связей, индивидуальный и дифференцированный подход). Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся.

Учебный план школы. Отражение в учебном плане требований к содержанию образования. Принципы отбора, объем и содержание общеобразовательных в учебном плане.

Программы по общеобразовательным предметам. Образовательные, коррекционные и воспитательные задачи общеобразовательных учебных предметов. Принципы отбора учебного материала в соответствии с требованиями к содержанию образования в специальной школе. Взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принципы построения учебных программ. Межпредметные связи. Типовые, рабочие, авторские образовательные программы.

Школьный учебник. Критерии отбора и изложения материала. Методический аппарат учебника. Основные требования к учебнику для специальной школы. Учебные пособия.
Тема 7. Основные принципы обучения

Воспитывающий и развивающий характер обучения.

Основные дидактические принципы. Принцип научности и доступности. Принцип систематичности и системности. Принцип наглядности в обучении. Коррекционная направленность. Индивидуальный и дифференцированный подход. Принцип оптимистической перспективы (педагогического оптимизма). Рациональные способы сочетания слова, наглядности и практической деятельности. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Тема 8. Основные методы обучения

Особенности реализации методов обучения в специальной школе: коррекционно-развивающая направленность методов, приемов. Практическая направленность и адекватность методов обучения дидактическим целям. Обусловленность выбора методов дидактической задачей, составом учащихся, особенностями учебного предмета.

Способы дидактического взаимодействия учителя и учащихся в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся на уроке: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Характеристика особенностей реализации методов обучения на основе источника знания (словесные, наглядные, практические). Рациональное сочетание методов обучения.

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, групповой и индивидуальный, устный, письменный, программированный с применением технических средств и т.д.

Пути совершенствования методов обучения. Самостоятельная работа учащихся. Элементы проблемного и программированного обучения.

Методы научного познания, сенсорно-перцептивная деятельность в процессе познания, взаимодействие интериоризации и экстериоризации в процессе учебной деятельности.
Тема 9. Формы организации обучения

Организационные формы работы специальной школы. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы и структура уроков. Урок формирования новых знаний. Урок закрепления новых знаний. Повторительно-обобщающий урок. Контрольный урок. Комбинированный урок, его циклическое строение.

Учет особенностей работоспособности учащихся на уроке. Педагогический режим на уроке.

Требования к уроку. Пути сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Использование технических средств обучения. Воспитательные возможности урока.


Тема 10. Проверка и оценка знание, умений и навыков учащихся

Функции проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Стимулирующая, воспитывающая и коррекционная роли оценки знаний, умений и навыков. Особенности предварительной, текущей и итоговой проверки знаний. Критерии опенки знаний, умений и навыков. Специфика контроля знаний, умений и навыков в специальной школе. Психолого-педагогические требования к его организации: индивидуальный характер, систематичность, разнообразие форм.

Особенности проведения устного, письменного, практического, программированного контроля. Организация коллективной оценочной деятельности учащихся. Условия эффективности контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Тема 11. Трудовое обучение и воспитание

Труд как важное средство коррекционного развития и социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ. Задачи профессионально-трудового обучения, виды профессионального труда. Профессионально-технический и сельскохозяйственный труд. Профориентационная работа в школе. Определение профессиональной направленности и профессиональной пригодности учащихся.

Этапы трудового обучения. Уроки ручного труда как пропедевтический этап профессионально-трудового обучения. Кабинет ручного труда: оборудование, содержание работы кабинета и организация занятий по ручному труду. Связь занятий по ручному труду с общеобразовательными предметами в младших классах.

Комплектование учебных групп по видам труда, основные требования к организации занятий по труду. Особенности структуры урока профессионально-трудового обучения. Система профессионально-трудового обучения: предметная, операционная, предметно-операционная. Производственная практика. Квалификационные экзамены по профессиональному труду. Классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. Пути интеллектуализации и социализации трудовой деятельности учащихся.

Проблемы послешкольной профессионально-трудовой подготовки выпускников специальной школы.
Тема 12. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы

Особенности воспитательного процесса в специальной школе (многофакторность, ступенчатый характер, концентризм в работе, длительность процесса и т.д.).

Основные подходы к проблеме воспитания: цель и задачи воспитания, двусторонний характер процесса воспитания, диалектика воспитательного процесса, внутренние и внешние противоречия, ведущая роль деятельности в воспитании.

Основные компоненты процесса воспитания: целевая установка, задачи, принципы, содержание, методы, организационные формы, взаимодействие со средой. Критерии эффективности воспитательной работы.

Реализация основных принципов воспитания в школе: природосообразность, культуросообразность. Реализация требований комплексного подхода. Коррекционная направленность воспитательной работы. Единство взаимосвязи всех сторон воспитательной работы. Гуманистическая направленность воспитательного процесса. Роль социальных факторов в воспитании. Сочетание индивидуального и дифференцированного подхода.

Учет типического и индивидуального своеобразия эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера при оценке поведения учащихся, а также при планировании и разработке системы воспитательного взаимодействия с ребенком, воспитание учащихся с опорой на сохранные положительные качества личности.

Роль охранительного режима и медикаментозного лечения в воспитательном процессе и реализации воспитательных задач.

Социально значимый характер воспитания.


Тема 13. Содержание и методы воспитательной работе

Содержание воспитания: формирование положительных качеств личности в различных видах общественно полезной деятельности.

Дифференциация педагогических задач и средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от психофизиологических и психических особенностей учащихся, социальных условий воспитания.

Методы формирования сознания: рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, внушение.

Методы формирования поведения: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Показатели эффективности процесса воспитания: подготовленность к труду, положительный характер ценностных ориентаций коллектива и отдельных учащихся, степень воспитанности учащихся.

Коллективные, групповые и индивидуальные формы воспитательной работы.


Тема 14. Нравственное воспитание

Задачи и сущность нравственного воспитания учащихся в современных условиях. Содержание, пути и средства нравственного воспитания в младших и старших классах, нравственное просвещение учащихся. Формирование нравственных привычек, воспитание нравственной активности (коллективизма, сознательной дисциплины, культуры поведения).

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера учащихся в воспитании навыков нравственного поведения, воспитание здорового образа жизни. Предупреждение детского и подросткового алкоголизма и наркомании.

Задачи и содержание правового воспитания в специальной школе. Формы и методы правового воспитания. Правовое воспитание - часть социально-адаптационной работы школы.

Экологическое воспитание.

Половое воспитание учащихся. Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни.


Тема 15. Трудовое воспитание и профориентационная работа.

Цели и задачи трудового воспитания. Виды трудовой деятельности. Содержание самообслуживающего, хозяйственно-бытового и общественно-полезного, производительного труда в школе. Воспитание навыков ухода за жилищем, одеждой, простейшими бытовыми приборами, приготовление пищи у учащихся младших и старших классов. Организация практических занятий по хозяйственно-бытовому труду, организация дежурства учащихся, самообслуживания.

Студии дополнительного образования и их значение в трудовом воспитании учащихся.

Взаимосвязь и взаимообусловленность трудового обучения, воспитания и профориентации школьников. Структура профориентационной работы: профессиональное просвещение, профдиагностика, профконсультирование, профотбор, первичная профориентация. Формы и методы профориентационной работы. Кабинет профориентации как школьный организационно-методический центр.

Трудоустройство, социальная поддержка и адаптация выпускников школы.

Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности.


Тема 16. Эстетическое воспитание

Задачи эстетического воспитания. Сущность эстетического воспитания в специальной школе. Особенности воспитания эстетических чувств, представлений, понятий, вкусов у детей с ОВЗ. Формирование элементарных творческих способностей. Содержание и методы эстетического воспитания в учебном процессе. Внеклассная работа по эстетическому воспитанию. Ознакомление с различными видами искусств. Развитие эстетических оценок и суждений, эстетических вкусов.

Формы эстетического воспитания. Студии дополнительного образования и их значение в воспитании эстетических качеств личности. Организация и проведение конкурсов, выставок художественной направленности. Эстетика быта, труда. Взаимосвязь эстетического и трудового воспитания. Роль эстетического воспитания в осуществлении коррекционных задач.
Тема 17. Физическое воспитание

Коррекция психофизических недостатков учащихся в процессе обучения как основная задача физического воспитания.

Основные средства физического воспитания, пути их использования: учебные занятия и внеклассная работа по физической культуре, сочетание лечебной физкультуры с медикаментозным лечением, лечебная физкультура, секционная спортивная и спортивно-массовая работа, занятия ритмикой, роль рациональной организации режима дня и питания учащихся в физическом воспитании. Физзарядка, физпаузы и организация подвижных игр на перемене. Использование зимних и летних каникул для физического воспитания школьников. Учет психофизических особенностей учащихся.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания. Воспитание санитарно-гигиенических навыков у учащихся в процессе физического воспитания.


Тема 18. Внеклассная и внешкольная работа

Задачи и направленность внеклассной работы. Место внеклассной работы в системе мероприятий специальной школы по коррекции психофизических недостатков учащихся.

Особенности внеклассной работы в школах-интернатах, школах и в группах продленного дня, детских домах. Содержание внеклассной работы. Образовательно-воспитательные задачи внеклассной работы. Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся, углубление знаний об окружающем. Трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание учащихся средствами внеклассной работы.

Формы внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные. Связь внеклассной и внешкольной работы.


Тема 19. Совместная работа школы и семьи

Взаимосвязь школьного и семейного воспитания ребенка с ОВЗ. Ведущая роль школы в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Педагогические условия воспитания: толерантность, любовь к ребенку, последовательность, доступность. Общешкольные, классные и индивидуальные формы работы с семьей. Содержание и формы работы коррекционной школы с семьей. Коллективные формы работы: классные родительские собрания, общешкольные собрания родителей, конференции по вопросам воспитания детей, родительские дни и дни открытых дверей в школе. Индивидуальные формы работы: приглашение в школу, переписка, посещение на дому. Педагогическое посещение родителей. Пропаганда дефектологических знаний среди родителей. Роль дефектолога, врача и логопеда в осуществлении пропаганды дефектологических знаний среди родителей.

Система работы учителя с семьей. Изучение семейно-бытовых условий, дифференцированный подход к родителям, планирование работы с родителями. Тематика собраний, методика их подготовки и проведения.

Типичные недостатки в семейном воспитании ребенка с ОВЗ и пути их преодоления. Содержание семейного воспитания, организация жизни ребенка с ОВЗ в семье: режим, привлечение к труду, воспитание культуры поведения. Методы и приемы воспитания детей в семье.
Тема 20. Внутришкольный контроль

Учебно-воспитательный процесс в школе – управляемая и развивающая система. Организация внутришкольного контроля. Функции внутришкольного контроля: диагностирующая, стимулирущая, обучающая, развивающая, корригирующая, воспитывающая и направляющая.

Дидактические требования к контролю: соответствие программным требованиям, объективность, оперативность, систематичность, гласность, конструктивность контроля, использование технических средств в целях контроля.

Формы контроля: тематический, комплексный, фронтальный, персональный, текущий, итоговый. Система контроля, проверка усвоения знаний, умений и навыков, уровня воспитанности учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Способы проверки профессиональной деятельности педагогов: выборочное, тематическое посещение уроков, комплексное изучение отдельных классов и воспитательных групп, проверка учебной документации, собеседование с педагогами.

Анализ уроков, внеклассных мероприятий как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. Тематический (поэлементный) и системный (поэтапный) анализ урока, внеклассного мероприятия. Разбор проводимых занятий с организационных, дидактических, психологических, эстетических и гигиенических требований. Схема анализа урока, внеклассного мероприятия. Сочетание контроля с оказанием практической помощи работникам школ. Планирование контроля. План-график внутришкольного контроля.

Правовая основа внутришкольного контроля.
Тема 21. Предмет истории специальной педагогики

Предмет истории специальной педагогики. История специальной педагогики – наука о развитии теории и практики изучения, воспитания, обучения и подготовки к жизни детей с ОВЗ. Связь истории специальной педагогики с историей медицины (психиатрии) и с историей педагогики. Значение раздела курса для формирования научного мышления, дефектологической культуры и профессиональных качеств учителя-дефектолога. Источники истории специальной педагогики.


Тема 22. Основные этапы развития общественной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья

Экономическая и социальная обусловленность характера отношений общества к аномальным детям. Отношение к инвалидам в Греции, Риме в средневековой Европе.

Донаучное и раннее научное объяснение нарушений психического и физического развития человека. Роль религии в формировании гуманного отношения к инвалидам.

Первые классификации отклонений в развитии.

Зарождение гуманистических тенденций в отношении к детям-инвалидам в эпоху Возрождения.

Первые законодательные акты об инвалидах за рубежом и в России.

Влияние Великой Французской буржуазной революции (1789) на отношение общества к инвалидам. Введение более гуманного отношения к душевнобольным.

Первые опыты воспитания и обучения детей с ОВЗ. Зарождение и развитие медицинского, медико-педагогического, религиозно-филантропического и педагогического направлений в общественной помощи лицам с ОВЗ.

Развитие общественной помощи инвалидам во второй половине 19 века и первой половине 20 века.

Усиление социальной остроты проблемы общественной помощи инвалидам во второй половине 19 века.

Развитие анатомо-морфологического и этиологического направлений в изучении отклонений в развитии. Борьба зарубежной и русской прогрессивной общественности с антигуманистическими взглядами на инвалидность и на задачи общества в отношении к лицам с ОВЗ.

Развитие взглядов на цели и задачи общественной помощи детям-инвалидам (изоляция, сегрегация, призрение, нейтрализация, трудовая и социальная адаптация, социальная реабилитация, интеграция, инклюзия).


Тема 23. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в России в ХХ веке

Установление новых принципов общественной помощи аномальным детям и преодоление организационных трудностей в осуществлении этой помощи в 20-е годы.

Первые мероприятия государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью.

Деятельность органов просвещения, здравоохранения и социальной помощи и других ведомств в области аномального детства.

Мероприятия государства по предотвращению детской дефективности и беспризорности.

Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью.

Становление методологических основ дефектологии. Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (1924 г.). Критика состояния теории и практики воспитания и обучения аномальных детей на Втором съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН).

Л.С. Выготский о принципах советской специальной педагогики и новых задачах в области воспитания и обучения аномальных детей. Утверждение идей социального воспитания аномальных детей. Критика психической ортопедии. Утверждение принципа сближения специальной и общей педагогики.

Роль II съезда СПОН в дальнейшем развитии специальной педагогики.

Организационное укрепление специальной школы и углубление теоретических основ специальной педагогики (1924-1931 гг.).

Специальная школа на новом этапе развития. Принятие первых государственных актов о детских учреждениях для аномальных детей и о специальной школе.

Преодоление изолированности специальных школ от массовых школ.

Противоречивый характер развития специальных школ в период 1931-1936 гг. Ослабление специфики специальной школы по составу учащихся и ее задачам. Неоправданное расширение содержания обучения специальной школы. Развитие теории воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Восстановление специфики в работе специальной школы (1936-1941 гг.). Совершенствование системы отбора учащихся. Сокращение сети специальных школ. Пересмотр структуры, учебных планов и программ специальных школ. Возвращение специальной школе ее специфики. Развитие теории специальной педагогики. Ослабление психологических и социологических исследований и методов диагностики отклонений психофизического развития в области дефектологии.

Активизация научно-исследовательской работы в области дефектологии. Восстановление научных основ дефектологии. Активизация клинических и психологических исследований отклонений в развитии детей. Деятельность НИИ дефектологии и дефектологических факультетов в развитии теории и практики воспитания и обучения детей с ОВЗ. Разработка теоретических основ коррекционно-воспитательной работы специальной школы.

Разработка и совершенствование принципов организации и методов отбора учащихся в специальные школы.

Развитие и совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов.

Задачи дальнейшего изучения биологических и социальных корней отклонений в развитии и поиск мер их предупреждения.

Поиски объективных экспериментально-психологических методов диагностирования отклонений в развитии и раннего их выявления. Развитие дошкольных учреждений для детей с ОВЗ. Расширение общеобразовательной подготовки и совершенствование системы профессионально-трудового обучения и социальной реабилитации учащихся специальной школы.

Дифференциация учреждений для детей с ОВЗ и дифференциация учебно-воспитательного процесса в специальной школе.

Широкое привлечение общественности через благотворительные организации к совершенствованию помощи аномальным лицам.

Современное состояние научных исследований, направленных на усовершенствование процесса обучения детей с ОВЗ.



Основные понятия

Обучение, воспитание, коррекция, компенсация, развитие, социальная адаптация, интеграция, инклюзия, социальная реабилитация, дизонтогенез, система специального образования, содержание, принципы, организационные формы, методы обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки детей с ОВЗ.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка