Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»



Скачати 388.56 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації13.04.2016
Розмір388.56 Kb.
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Методика преподавания специальных дисциплин в ВУЗе»
Направление: __44.04.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: Логопедическая работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Квалификация: магистр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______


Форма обучения: ___ заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:____1__________________________________

Семестр обучения: _2__________________________________


Составители: Орлова О.С., д.п.н., профессор

кафедры логопедии

И.В. Евтушенко, д.п.н., профессор

кафедры специальной педагогики и

специальной психологии

Москва 2014



Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной педагогики, касающимся целей и задач коррекционного обучения, закономерностей нарушенного развития, психолого-педагогического изучения и диагностики нарушений, своеобразия психического развития лиц с ограниченными возможностями развития (ОВЗ), их обучения и воспитания.

  • Формирование мировоззренческих компетенций педагога и психолога специального и инклюзивного образования.

  • Ознакомление студентов с историческими этапами становления системы обучения и воспитания с отклонениями в развитии в России и за рубежом.




  • Ознакомление студентов с некоторыми, наиболее важными вопросами обучения и воспитания лиц разного возраста с ОВЗ.

  • Подготовка педагогов к проведению систематической работы по пропаганде и популяризации знаний в области специальной педагогики среди родителей и персонала специальных образовательных учреждений.

  • Изучение психолого-педагогических аспектов интеграции лиц с ОВЗ на разных этапах их образования.

Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 1 семестр 2 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Дисциплина направлена на формирование основных общекультурных и мировоззренческих компетенций, направлена на подготовку к освоению базового курса «Истории и философии специальной педагогики и специальной психологии»



Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

из числа профессиональных компетенций:



общепрофессиональной способностью и готовностью:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1)



способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1); М

способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1); И

в области исследовательской деятельности:

способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знания (ПК-10);

готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15); И

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:



● исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации,

социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;

● проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов;

● изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области

специального образования и смежных отраслей знаний;

● разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы;

● осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшее

го образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно- экспериментальной работе.



Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 1 семестр 1 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также Истории и Философии в объеме подготовки бакалавра.

Данная дисциплина является базой для изучения курса История и Философия специальной педагогики и специальной психологии, а также курсов Специальная психология, Специальная педагогика, Медико-биологические проблемы дефектологии в объеме подготовки магистра.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).



в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);



Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;



  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.



  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Философские и методологические основы образования детей с ОВЗ» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору. Он опирается на достижения современной отечественной и зарубежной педагогики, общей и специальной психологии, философии, отечественной и зарубежной истории. При изучении курса раскрывается содержание понятия: антропологический подход; аксиология; аксиологическая концепция отношения социума к лицам с отклонениями в развитии; классическая наука; неклассическая наука; постнеклассическая наука; национальная система специального образования; лечебная педагогика; коррекционная педагогика; специальная педагогика; герменевтика; гуманизм; интерактивный подход; история философии; философия науки; полифундаментальность; этика; гуманистическая этика; деонтология и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с отклонениями в развитии. Курс направлен на подготовку к освоению базовой дисциплины «История и философия специальной педагогики и психологии», а также дисциплин психолого-педагогического и медико-биологических блоков.

Эффективность обучения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии зависит от мировоззренческих позиций педагога и психолога, работающих в системе специального и инклюзивного образования. Курс направлен на формирование мировоззренческих компетенций, являющихся приоритетными в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, соответствующих современных гуманистическим тенденциям и государственной политике Российской Федерации.

Курс «Философские и методологические основы образования детей с ОВЗ» позволяет сформировать современные мировоззренческие позиции, углубить и расширить знания студентов в исследовательской и психолого-педагогической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем.



Студенты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих специальное образование;

о вариативных моделях специального образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии.

Студенты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ;

о системах специального образования в России и за рубежом;

о современных вариативных моделях интеграции;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего образования;

Студенты должны уметь:

обследовать детей с различными отклонениями в развитии;

разрабатывать вариативный педагогический маршруты;

организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ОВЗ;

разрабатывать индивидуальные программа коррекционно-развивающей работы;

осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях специального образования;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с ОВЗ;


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект, экзамен.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - мировозренческий кластер



Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Лабораторные занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОК - 07



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 1


Письменный опрос

ОК-07,ОК-1,



Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации




реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2


Тесты

ПК-01, ПК-2, ПК-3


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПК-01, ПК-2, ПК-3



Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




конспектирование, анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 4

Письменный опрос



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по очной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Методика преподавания специальных дисциплин в ВУЗе

Лекции

12

22

2

Практические/семинарские

18

20

2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

экзамен





36

2

Общий объем часов по дисциплине

30









(по заочной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Методика преподавания специальных дисциплин в ВУЗе

Лекции

6

52

2

Практические/семинарские










Лабораторные

10

40

2

Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

экзамен








2

Общий объем часов по дисциплине

16

92





Краткое содержание курса

Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки

Генезис проблемы предмета и объекта специальной педагогики и специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной педагогики и специальной психологии. Цели и задачи специальной педагогики. Научно-теоретические задачи современной специальной педагогики. Прикладные и практические задачи специальной педагогики. Основные направления в решении научно практических задач – реабилитационная педагогика, адаптивная педагогика, педагогика интегрированного обучения, возрастная специальная педагогика, коррекционная (специальная) педагогика. Связь специальной педагогики с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной педагогики психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной педагогики с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, основы нейрофизиологии и ВНД, неврология и др.). Связь специальной педагогики со специальной психологией. Цели и задачи специальной психологии. Основные отрасли современной психологии. Роль и значение специальной педагогики и специальной психологии в понимании природы человека и его развития. Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные представления о природе аномалий развития. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития. Связь специальной педагогики и специальной психологии с философией и социальными науками.

Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной педагогики.

Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной педагогики и специальной психологии. Современное состояние специальной педагогики в России. Основные отрасли современной специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью (олигофренопедагогика), обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучение и воспитание лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, коррекционно-педагогические системы образования детей со сложными недостатками развития и др.


Тема 2. Развитие специальной педагогики на базе достижений технологической и информационной революцией ХХ в., в контексте интеграции научного и гуманитарного знания. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Общепедагогические принципы коррекционно-педагогической деятельности. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Методы и направления процесса коррекционно-педагогической деятельности. Диагностика отклонений в развитии ребенка. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Профессиональная подготовка кадров для специального и инклюзивного образования. Современное педагогическое образование. Сферы деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования. Современная система образовательных услуг.

Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь по адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.




Тема 3. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии

Философские основания специальной педагогики и специальной психологии. Современная философия и смежные науки как теоретико-методологическая основа специальной педагогики и специальной психологии. Важнейшие образовательные идеи специальной педагогики в контексте основных разделов философии – истории философии, онтологии, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия. Этические основания специальной педагогики. Понятие об этике и морали, как определяющих категориях специальной педагогики. Гуманистическая этика, как основа современного отношения социума к людям с ОВЗ. Деонтология в специальной педагогике.


Тема 4. Методы научного познания в современной специальной педагогики и специальной психологии.

Общенаучная методология специальной педагогики. Полифункциональность специальной педагогики. Основные группы методов исследования: методы имперического познания, методы теоретического познания, метатеоретические методы. Специальная педагогики как отрасль научно-педагогического знания на этапе развития постнеклассической науки (постмодернизм). Полифундаментальность и методологическая относительность в методологии исследований по специальной педагогике. Фундаментальные научные концепции, лежащие в основе современных познавательных моделей в специальной педагогике (теория систем; теория информации; теория самоорганизации; теория управления). Современные методологические основания специальной педагогики – общефилософские, общенаучные, частнонаучные. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике. Использование в специальной педагогике методологии смежных наук. Идеи, теории, концепции частнонаучного уровня методологии исследований в специальной педагогике (важнейшее психологические, психолингвистические и лингвистические, социологические, педагогические теории и концепции; теории и концепции специальной педагогики). Герменевтика и феноменология как частнонаучная методология гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике.



  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка