Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методы психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений речи»



Сторінка1/4
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.58 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Методы психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений речи»
Направление: __44.04.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: Логопедическая работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Квалификация: магистр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______


Форма обучения: ___ заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:____1-2__________________________________

Семестр обучения: _1-4__________________________________


Составители: Ларина О.Д. доцент

кафедры логопедии


Москва 2014


1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса

Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах логопедической коррекции и нейрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Задачи:

  • формирование у магистрантов общетеоретических научных знаний о методах логопедической коррекции и нейрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения и мотивационных потребностей магистрантов к оказанию необходимой психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая воспитанников государственных и негосударственных специальных коррекционных образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и реабилитационных центров;

  • формирование у магистрантов навыков проектно-педагогической, преподавательской, коррекционно-развивающей, диагностико-консультативной, социально-педагогической, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности;

  • формирование навыков ведения научно-исследовательской и научно-методической деятельности в области оказания психологической и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • формирование навыков проектирования и реализации программ коррекционно-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • формирование навыков прогнозирования результатов психолого-педагогической диагностики, коррекционного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • формирование у магистрантов практических навыков ведения экспериментального исследования, психодиагностической процедуры и аналитической обработки результатов исследования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • формирование навыков организации консультативной и психокоррекционной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Объем в ЗЕ: 9 .

Время изучения: курс 1-2 семестр 1-4

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, Педагогика Специальная психология, Специальная педагогика, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методы обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития, Правовые основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса, Инновационные формы организации обучения детей, Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

из числа социально-личностных и общекультурных компетенций (ОК):

-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

-готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК- 2);


из числа профессиональных компетенций (ПК):

общепрофессиональными способностью и готовностью:

-способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, способность использовать углубленные теоретические и практические знания (ОП-1);

- способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

-способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

-готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

-способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК-5);



в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности

-готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения (ПК-7);

-способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

в области научно-исследовательской деятельности:

-способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

-способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);

в области преподавательской деятельности:

-способность преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);

-готовность к использованию актуальных научно-обоснованных педагогических технологий (ПК-17);

-способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);



в области культурно-просветительской деятельности:

-готовность к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектирование групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях

(ПК- 25);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:


  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации, реабилитации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи педагогам, членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;



  • в области исследовательской деятельности:

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

-пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.




Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Учебный курс «Методы логопедической коррекции и нейрореабилитации» является необходимым в системе подготовки магистрантов на дефектологическом факультете. Гуманистические тенденции в специальном образовании определяют важность развития личности ребенка и его социальной реабилитации в развивающемся мире. Знания в области психологической коррекции и реабилитации помогают магистрантам существенно повышать свой профессиональный уровень, достигая намеченных целей в области развития личности ребенка с нарушениями, ее актуализации и поддержке. Непосредственный контакт в работе с детьми с нарушениями в развитии, их родителями и семьями, а также людьми разного возраста, имеющими врожденные и приобретенные нарушения психики, определяет актуальность знания психокоррекционных и реабилитационных подходов в педагогической практике. В данном курсе излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и коррекцию эмоциональной и коммуникативно-потребностной сфер личности.

Данная программа разработана с учетом специфики применения психокоррекционных приемов и методов работы в условиях учреждений специального образования, центрах нейрореабилитации, социальных и медико-психологических центрах и др.

Междисциплинарный характер курса определяет его введение в учебный процесс на втором курсе, так как требует от магистрантов определенного уровня знаний в таких областях как медицина, педагогика, психология, специальная психология и специальная педагогика. Говоря о системе знаний и месте данной дисциплины среди других курсов, читаемых на дефектологическом факультете, отметим, связь с медицинскими дисциплинами и, прежде всего, с дисциплинами «Медико-биологические проблемы дефектологии», «Психопатология» и др.

Программа рассчитана на учебный курс, объемом 108 часов, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного, школьного возраста, подростками и их родителями (лицами их замещающими). В программу включены контрольные вопросы и задания (рефераты). С их помощью могут быть проверены степень и качество усвоения материала. В конце программы помещен список литературы, рекомендуемой студентам для изучения.

Программа составлена с учетом современных данных клинических и психолого-педагогических исследований в области специальной психологии. Форма итогового контроля – экзамен.


Студенты должны иметь представления:

о теоретических, методологических и научно-методических основах применения методов логопедической коррекции и нейрореабилитации в процессе организации и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

о государственной политике в области специального образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии;

об общих закономерностях аномального развития;

о современных методах психологической коррекции и реабилитации, используемых в практике работы лицами с ограниченными возможностями здоровья


Студенты должны овладеть знаниями:

о природе и сущности психотерапевтического воздействия на личность, основных моделях психотерапии и соответствующих им методах;



о специфике и механизмах психотерапевтических приемов в педагогической практике

о методах психологической коррекции и реабилитации, используемых в практике работы лицами с ограниченными возможностями здоровья

о психолого-педагогических особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья

о причинах, вызывающих нарушения эмоционально-личностного развития;

о системах специального образования в России и за рубежом;

об организации диагностической, консультативной и психокоррекционной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

об особенностях консультирования детей, подростков, молодых людей с нарушениями социально-личностного развития, их родителей и педагогов по проблемам обучения, профессионального и жизненного самоопределения лиц с нарушениями социально-личностного развития;
Студенты должны уметь:

устанавливать контакт с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

использовать психотерапевтические приемы в коррекционно-педагогическом процессе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

методически правильно проводить диагностические, консультативные и коррекционные мероприятия, учитывая психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организовывать психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья;

оказывать помощь родителям в создании адекватных реабилитационных условий для гармоничного развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков (после 14 лет) и молодых людей с нарушениями социально-личностного развития, специалистов;



Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; тесты с заданиями на исключение лишнего;

2 уровень сложности: имитационное упражнение, реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы;

3 уровень сложности: курсовая работа, организация и проведение психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение консультаций и коррекционных занятий с детьми, подростками и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями с помощью психотерапевтических приемов, составление планов конспектов психокоррекционных занятий, составление рекомендаций для специалистов и родителей

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30 % - мировоззренческий кластер

50/50 % - нормативный кластер

30/70 % - инструментальный кластер




Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 1,


ОК-2;


Тема 1

Конспект лекции 1, презентации




Конспектирова

ние, тезирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письмен-ный опрос



ПК-1, ПК-2



Тема 2

Конспект лекции 1, презентации


Конспекты нормативных документов


Конспектирова

ние, тезирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Тестирование


ПК-1, ПК-2



Тема 3

Конспект лекции 2, презентации



Обучение приемам психокоррекционной работы с ребенком с синдромом СДВГ


Рабочая тетрадь

Тема 3


Устный опрос,

Тестирова ние



ПК-1, ПК-2

Тема 4

Конспект лекции 2, презентации




Обучение приемам психокоррекционной работы с ребенком-невротиком

Рабочая тетрадь

Тема 4


реферат

ПК-1, ПК-2

Тема 5

Конспект лекции 3, презентации

конспектирование

Реферирование; Обучение техникам коррекции гностических функций.

Рабочая тетрадь

Тема 5


реферат

ПК -20;

ПК-22


Тема 6

Конспект лекции 3, презентации

устный и письменный опрос

Обучение техникам психоаналитичес

кого подхода. Коррекция страхов и агрессии. Реферирование



Рабочая тетрадь

Тема 6


Письмен-

ный опрос, реферат



ПК -20;

ПК-22



Тема 7

Конспект лекции 3, презентации

конспектирование

Обучение техникам коррекции средствами искусства. Технология «Мозарт».

реферирование



Рабочая тетрадь

Тема 7


Устный опрос, реферат

ПК -24;

ПК-25


Тема 8

Конспект лекции 3, презентации

конспектирование

Обучение техникам игротерапии. Реферирование




Рабочая тетрадь

Тема 8


Устный опрос, реферат



2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Факуль

тет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

Дефектологический
050700 Специальное (дефектологическое) образование

Методы психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений речи

Лекции

38







Практические /

семинарские



52







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен /



Курсовая (по выбору)

3







Общий объем часов по дисциплине

90

234





3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Тема 1

4

6




30

2.

Тема 2

4

6




30

3.

Тема 3

6

4




28

4.

Тема 4

4

10




30

5.

Тема 5

4

10




30

6.

Тема 6

4

8




30

7.

Тема 7

4

8




30

8.

Тема 8

4

10




30




Итого

38

52




234




п/п


Разделы дисциплин

Лекции

Практические занятия, семинары

Лаборатор-

ные работы



1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедической коррекции и нейрореабилитации

14

16




2.

Раздел 2. Лица с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития как объект логопедической коррекции и нейрореабилитации

12

18




3.

Раздел 3. Основные направления современной логопедической коррекции и нейрореабилитации

12

18







Итого

38

52





3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план лабораторных занятий

1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедической коррекции и нейрореабилитации

Понятия «логопедичекая коррекция», «психокоррекционная помощь» и «психотерапия», «нейрореабилитация» и их дифференциация. Цели, задачи и принципы логопедической коррекции и нейрореабилитации.

Тема 1. Основные понятия, цели, задачи и принципы. Виды и модели логопедической коррекции и нейрореабилитации

Тема 2. логопедической коррекции и нейрореабилитации и ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией)







Раздел 2. Лица с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития как объект логопедической коррекции и нейрореабилитации

Биологические (органические и конституциональные) и социальные причины.

Эмоциональные нарушения у лиц с ограниченными возможностями здоровья

Психокоррекционная работа с различными категориями детей с нарушениями развития на разных возрастных этапах (цели, задачи, основные методы и формы).

Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.



Тема 3 . Причины нарушений эмоционального и социально-личностного развития в детском возрасте

Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития.

Лаб.1 .Обучение приемам психокоррекционной работы с ребенком с синдромом СДВГ

Лаб.2. .Обучение приемам психокоррекционной работы с ребенком-невротиком




Раздел 3. Основные направления современной логопедической коррекции и нейрореабилитации

Современные приемы и методы коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления. Логопедические приемы в работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии.


Тема 5. Методы коррекции гностических функций

Тема 6. Психокоррекционные подходы и методы коррекции эмоционально-личностной, коммуникативно-потребностной и мотивационной сфер

Тема 7. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства

Тема 8. Методы игровой психотерапии

Лаб.3. Обучение техникам коррекции гностических функций

Лаб.4. Обучение техникам психоаналитическо го подхода. Коррекция страхов и агрессии.

Лаб.5. Обучение техникам коррекции средствами искусства. Технология «Мозарт».
Лаб 6. Обучение техникам игротерапии.


Содержание программы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедической коррекции и нейрореабилитации

Тема 1. Основные понятия, цели, задачи и принципы. Виды и модели логопедической коррекции и нейрореабилитации

Понятия «логопедическая коррекция», «логопедическая помощь» и «психотерапия», «нейрореабилитация» и их дифференциация. Цели, задачи и принципы логопедической и нейрореабилитационной помощи. Виды логопедической помощи. Организационные формы проведения психокоррекционной работы (центры психологической помощи, телефоны доверия). Реабилитационная помощь. Виды реабилитации (медицинская, психологическая, профессионально-трудовая, социальная)



Тема 2. Логопедическаяя коррекция и ее связь с другими отраслями практической логопедии.

Актуальные проблемы организации логопедической и реабилитационной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе. Организационные формы психологической коррекции: индивидуальная, групповая, семейная. Взаимосвязь психологической коррекции с диагностикой и психологическим консультированием.



Раздел 2. Лица с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития как объект логопедической коррекции и нейрореабилитации.

Тема 3.Причины нарушений эмоционального и социально-личностного развития в детском возрасте

Биологические (органические и конституциональные) причины. Социальные причины.



Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития.

Эмоциональные нарушения у лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особенности лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС), девиантным поведением синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), особенности эмоциональных нарушений при акцентуациях характера, психопатиях, эндогенных заболеваниях, при неврозах.

Психокоррекционная работа с различными категориями детей с нарушениями развития на разных возрастных этапах (цели, задачи, основные методы и формы). Метод холдинг терапии в коррекционной работе с аутичным ребенком

Психокоррекционная работа с социальной микросредой. Системный подход в работе с семьей ребенка с ОВЗ.
Раздел 3. Основные направления современной логопедической коррекции и нейрореабилитации

Тема 5. Методы коррекции гностических функций

Современные приемы и методы коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления. Психокоррекционные приемы в работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии.



Тема 6. Психокоррекционные подходы и методы коррекции эмоционально-личностной, коммуникативно-потребностной и мотивационной сфер

Психоаналитический подход. Классический психоанализ (фрейдизм). Сущность катарсического метода. Психоаналитический подход в психологической коррекции эмоциональных расстройств. Катарсис, инсайт, сублимация. Коррекция страхов и агрессии.

Аналитическая психология К.Г.Юнга. Психотерапия как помощь в индивидуализации. Роль символов в выявлении индивидуального и коллективного бессознательного.

Индивидуальная психология А.Адлера. Комплекс неполноценности как фактор, влияющий на личностный рост и развитие человека. Психотерапия как средство личностного роста, конструктивного овладения средой и социально полезного развития.

Суггестивный подход в коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте. Гетеросуггестия. Аутосуггестия. Рациональная психотерапия как способ убедительных рассуждений.

Поведенческий подход. Приемы поведенческой психотерапии. Классическое обусловливание. Инструментальное, или оперантное, обусловливание. Положительное подкрепление как способ достижения желаемых поведенческих реакций. Метод копинг-поведения.

Гештальттерапия как психокоррекционная технология. Гештальт как результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Значимость текущего опыта: эмоций, потребностей. Метафоры «гештальт», «фигура и фон».

Телесная терапия В.Райха и биоэнергетика А.Лоуэна.. Понятие «брони характера» и «телесной брони». Роль мышечных зажимов в психическом неблагополучии. Биоэнергетический анализ. Раскрытие блокируемых чувств с помощью специальных физических упражнений.



Гуманистический подход. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Терапевтический процесс направлен на изменения в переживаниях, на достижение индивидом способности жить полной жизнью. Акцент на феноменологическом мире клиента.

Когнитивный подход. Основные положения когнитивной психотерапии (А.Бек, А.Эллис). Когнитивное состояние эмоциональных расстройств. Понимание психики как присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. Когнитивные искажения. Психотерапия как исправление сбоев в информационных процессах при оценке действительности.

Психодрама Я.Л.Морено. Психотерапия как драматическое действие. Проигрывание событий субъективной реальности как главное средство психотерапевтической драматизации.

Патогенетический подход. Патогенетическая психотерапия (В.Н.Мясищев) Личностно-ориентированная терапия. Концепция невроза. Невроз как психогенное расстройство. Реконструктивная психотерапия (Б.Карвасарский). Роль изучения системы отношений больного. Психотерапия как восстановление нарушенной системы отношений человека к миру.

Тема 7. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства

Арттерапия и ее "лечебный" эффект. Реконструирование психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведение переживаний во внешнюю форму через продукт творчества. Виды арттерапии и специфика их терапевтического воздействия. Коллективные и индивидуальные формы работы.

Музыкотерапия и ее варианты: рецептивная, активная, интегративная.

Вокалотерапия. Кинезитерапия (хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика). Изотерапия (техника живописи красками, техника живописи пластилином, техники вышивания, бисероплетения и др). Эстетотерапия. Библиотерапия.

Технология «Мозарт» с тремя методиками: «Мозарт-терапия», «Мозарт-семейный ресурс», «Мозарт-развитие».

Тема 8. Методы игровой психотерапии

Имаготерапия. Образно-ролевая терапия. Метод "драматической психоэлевации" (И.Я.Медведева, И.Л.Шишова). Директивная и недирективная игротерапия. Отечественный подход к игротерапии (А.С.Спиваковская). Игры с песком и водой. Терапия средствами драматического искусства. Психодрама как способ борьбы со страхами. Методика "миросозидания" (Ловенфельд). Сюжетно-ролевые игры. Игры - драматизации. Подвижные игры.


Основные понятия:


  • технологии логопедического воздействия,

  • психотерапия, психологическая помощь

  • логопедия

  • когнитивная терапия,

  • трансовая коммуникация

  • нейролингвистическое программирование

  • нейрореабилитация

  • гуманистическая терапия

  • личностно ориентированная терапия

  • гештальттерапия

  • психодрама.

  • телесно-ориентированная терапия

  • психотерапия и профилактика психических расстройств


Календарно-тематический план

Факультет дефектологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

Форма обучения очная

Курс_1-2_____________

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Специальное (дефектологическое) образование

Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедической коррекции и нейрореабилитации



















Раздел 2. Лица с нарушениями эмоционального и социально-личностного развития как объект логопедической коррекции и нейрореабилитации



















Раздел 3. Основные направления современной логопедической коррекции и нейрореабилитации



















Итого




















Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет дефектологический

Специальность/ направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Курс 2,


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Тема1

Тестирование










*













Тема 2

Тестирование










*













Тема 3

Реферат










*













Тема 4

Реферат










*













Тема 5

Реферат













*










Тема 6

Реферат













*













Тема 7

Реферат
















*










Тема 8

Реферат
















*






  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка