Рабочая программа дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальностей



Скачати 237.47 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір237.47 Kb.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж

рабочая программа

дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности»

для специальностей 030503 «Правоведение»

базовый уровень


Максимальная нагрузка по дисциплине - 52

Занятия на уроках - 40

в т.ч. лабораторно-практические занятия - 6

Самостоятельная работа - 12

Санкт-Петербург

2007

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.51 Правоведение».



УТВЕРЖДЕНА

Научно-методическим

советом колледжа

«30» августа 2007 г.

Зам. директора по НМР
___________Н.А. Чернова


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании цикловой комиссии

«Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №__1__от_30.08.2007 г.

Председатель комиссии
________________Захарова С.Р.




Автор:

Захарова С.Р.

  • преподаватель Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа










Рецензенты:

Петрова Л.Г.

  • преподаватель Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа













  1. Пояснительная записка

Программа дисциплины «Этика и психология в профессиональной деятельности» рассматривает одну из важных областей в юридической деятельности – ее этические и психологические аспекты. Дисциплина направлена на формирование у студентов правильной оценки человеческого фактора в профессиональной деятельности, осознания значения этических и социальных норм в регулировании межличностных отношений как с сослуживцами, руководством, так и представителями внешней среды организации.



Задачи изучения дисциплины:

  1. Осознание того, что человек является решающим звеном деятельности любой организации, выступая гарантией ее успеха.

  2. Социально – психологические и этические знания являются основой высокого профессионализма юриста.

Рабочая программа дисциплины ориентирована на обучение работников юридической сферы основам общей, социальной, производственной и возрастной психологии, этики и делового общения. Усвоение теоретических знаний идет одновременно с практическим изучением психических особенностей личности студента, формированием профессионально важных личностных качеств: умение получать из различных источников информацию о личности, организовывать и вести беседу с ней, формировать благоприятный микроклимат в сфере профессиональных взаимодействий, осознать необходимость соблюдения этических норм.

Основные формы проведения занятий: лекция, комбинированный урок, тренинг, конференция. Контрольная работа проходит в форме итогового тестирования.

Дифференцированный зачет по итогам изучения курса выставляется на основе выполнения следующих работ:

  1. Комплексная итоговая работа по результатам серии практических исследований «Составление психологического портрета»

  2. Подготовка и участие в тренинге по профессиональной этике.

  3. Подготовка реферата и публичное выступление на итоговой конференции по изучаемым в курсе проблемам, ораторские навыки.

  4. Итоговое тестирование. Контрольная работа по теоретическому материалу.

В результате изучения дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» студенты должны:

усвоить основные понятия: психология, отрасли психологии, социология, этика, мораль, психические и социальные процессы и явления, деловое общение, коллектив, уровни подчиненности, авторитет, лидерство, субординация, конфликт, стресс, методы разрешения конфликтов, профессиональная этика, личностно – значимые качества, этикет.

должны знать:

  1. психологические аспекты деятельности юриста, особенности формирования личности, психические характеристики свойств, процессов, качеств человека, мотивации поступков и учет полученных знаний в практической деятельности,

  2. социальные аспекты в деятельности юриста, характеристику основных функций группы, коллектива, значение социальных норм, ролей и статуса, как регуляторов внутригрупповых отношений, факторы успешной адаптации личности в социосреде, создания благоприятного микроклимата, способы разрешения конфликтов и борьбы со стрессами.

  3. в сфере делового общения виды информации, виды делового общения, способы воздействия на собеседника и преодоления коммуникативных барьеров, создание условий для эффективного общения.

  4. о профессиональной этике: основные категории, личностно – нравственные качества юриста, профессиональные этические нормы общения с коллегами, клиентами, этикет, профессиональная карьера.

должны уметь:

  1. Быстро и точно определять основные личностно и социально значимые качества человека и использовать полученные знания для установления и поддержания контакта, получения точной оперативной информации о личности.

  2. Определять пути личностного развития, самовоспитания, формирования профессионально важных качеств

  3. Соотносить интересы личности и группы в решении конфликтных ситуаций

  4. Уметь снимать стрессовые состояния, уменьшая негативные последствия стресс-факторов

  5. Провести небольшое психологическое или социологическое исследование, связанное с выполнением профессиональных обязанностей

  6. Преодолевать барьеры непонимания в деловом общении, устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, подготовить и провести выступление

  7. Применять на практике этические нормы, нормы этикета.

В ходе изучения разделов и тем допускается корректировка последовательности изучения, распределения часов, замена практических и тренинговых занятий на схожие по целям и содержанию.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Количество часов

Макс нагрузка студента

Всего

В т.ч. аудиторных по видам учебных занятий

Самост. работа студентов

Лекции

Практ. занят.

Лаб. работы

Семи-нары

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение. Понятие психологии как науки практики познания личности

2

2

2













Тема 1. Личность. Этапы формирования личности

2

2

2













Тема 2. Психические свойства и качества. Темперамент. Характер. Способности

2

2

2













Тема 3. Потребности и мотивы поведения, как побудители активности

4

2




2







2

Тема 4. Комплексный подход к изучению личности

2

2




2










Тема 5. Личность и группа, функции группы

6

4

2

2







2

Тема 6. Нормы, роли и статус, как регуляторы отношений в группы, лидерство

2

2

2













Тема 7. Проблемы адаптации и формирования микроклимата в группе

2

2

2













Тема 8. Конфликты, стрессы и пути выхода из них

2

2

2













Тема 9. Социологические исследования и их значение в работе юриста

4

2




2







2

Тема 10. Информация в организации. Значение информации в работе юриста

6

4

2

2







2

Тема 11. Деловое общение как социально-психологический феномен

4

4

2

2










Тема 12. Способы психологического общения воздействия. Тренинг по общению

2

2

2













Тема 13. Этика. Основные категории этики. Профессиональная этика юриста

4

2




2







2

Тема 14. Личностно-нравственные качества юриста

2

2

2













Тема 15. Этикет. Нормы этикета

6

4

2

2







2

ВСЕГО


52

40

24

16







12




  1. Содержание учебной дисциплины


Тема 1. Введение. Понятие психологии, как науки и практики познания человека
Студент должен знать:

  • цель и задачи изучения дисциплины;

  • распределение учебного времени;

Студент должен уметь:

  • грамотно вести конспект, работать с психологической информацией


Содержание учебного материала:

Цель изучения курса. Значение знаний и навыков по психологии и этике в работе юриста. Психология как наука и практика познания человека. Отрасли психологии.


Тема 2. Личность. Этапы формирования личности
Студент должен знать:

  • основные этапы формирования личности и их значение;

  • факторы социализации и индивидуализации; возрастные изменения;

  • развитие и саморазвитие личности; методы ее изучения

Студент должен уметь:

  • применять на практике методы изучения личности.


Содержание учебного материала:

Понятие личности в психологии. Биологический и социальный факторы в жизни индивида. Понятие онтогенеза. Процесс социализации личности. Возрастные возможности развития. Методы изучения личности.


Тема 3. Психические свойства и качества. Темперамент. Характер. Способности
Студент должен знать:

  • значение основных свойств и качеств психической деятельности в жизни человека, влияние их на профессиональную деятельность и социальные контакты.

Студент должен уметь:

  • применять полученные знания для формирования индивидуального стиля, для профессионального становления,

  • работать с психологическими тестами,


Содержание учебного материала:

Основные психические свойства и качества личности. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности. Типы темперамента. Характер. Черты и свойства характера. Способности. Виды способностей.


Практическая работа № 1. Определение типа темперамента по опроснику Айзенка. Работа с таблицей «Виды способностей».

Самостоятельная работа. Обработка данных исследований, самонаблюдение, подготовка к комплексной оценке личностных свойств.
Тема 4. Потребности и мотивы поведения, как побудители активности
Студент должен знать:

  • основные теории мотивации, влияние мотивов на поступки человека;

  • роль воли, как фактора успешности;

  • влияние чувств и эмоций на поведение индивида.

Студент должен уметь:

  • выявлять побудительные мотивы в поведении и действиях индивида, взаимодействие мотивов.


Содержание учебного материала:

Понятие потребностей. Теория А. Маслоу «Пирамида потребностей». Мотивация в трудовой деятельности. Мотивация и право. Воля и эмоции и их влияние на поступки человека.


Практическая работа № 2. Разбор схемы «Пирамида потребностей». Опросник мотивации учебной деятельности.
Тема 5. Комплексный подход к изучению личности
Студент должен знать:

  • цель составления комплексной оценки;

  • применение полученных знаний в практике работы юриста.

Студент должен уметь:

  • применять умение составлять психологический портрет личности в практике работы юриста и для личностного развития.


Содержание учебного материала:

Понятие комплексного подхода в изучении личности. Составление психологического портрета, как способ анализа психологических свойств и качеств и определение программы личностного профессионального развития.


Практическая работа № 3. Многофакторный личностный опросник. Составление психограммы. Обобщение практических знаний о личности по ряду выполненных работ.

Самостоятельная работа. Составление итоговой работы «Психологический портрет личности».
Тема 6. Личность и группа, функции группы
Студент должен знать:

  • основные формы влияния группы на индивида и условия продуктивности совместной деятельности,

  • роль группы как первичного социального объединения.

Студент должен уметь:

  • выявлять отличительные черты группы, учитывать ее влияние на поведение и деятельность индивида в профессиональной деятельности юриста.


Содержание учебного материала:

Понятие группы. Значение группы в жизни индивида. Виды групп. Стадии развития группы и ее продуктивность. Функции трудового коллектива.


Тема 7. Нормы, роли и статус, как регуляторы отношений в группе. Лидерство
Студент должен знать:

  • влияние социальных норм, ролей и статуса на успешность деятельности и развитие личности.

Студент должен уметь:

  • применять знание о нормах, ролях, статусе и лидерстве в практической деятельности, учебе и профессиональной деятельности.


Содержание учебного материала:

Понятие социальных норм и ролей. Нормы как регуляторы поведения людей в группе. Ролевые требования и успешность личности. Статус личности, как отражение степени влияния на группу и возможности самореализации. Лидерство. Формы лидерства.


Тема 8. Проблемы адаптации и формирования микроклимата в группе
Студент должен знать:

  • приемы ускорения адаптации в группе и формирования благоприятного микроклимата;

  • формирование совместимости и срабатываемости.

Студент должен уметь:

  • быстро адаптироваться в социальной среде и наладить взаимодействие и взаимопонимание.


Содержание учебного материала:

Понятие адаптации. Профессиональная и социальная адаптация. Понятие морально- психологического климата в группе. Формирование благоприятного микроклимата. Понятие совместимости и срабатываемости.


Тема 9. Конфликты, стрессы и пути выхода из них
Студент должен знать:

  • причины возникновения конфликтов, их классификация,

  • стратегии поведения в конфликте,

  • признаки стрессового состояния, последствия стресса.

Студент должен уметь:

  • овладеть навыками решения конфликтов и снятия стрессовых состояний.


Содержание учебного материала:

Понятие о сущности конфликта. Виды конфликтов на производстве. Стадии развития и способы решения конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Стрессы и их природа. Способы снятия стрессовых состояний.


Практическая работа № 4. Решение задач по выходу из конфликтов.

Самостоятельная работа. Овладение методами снятия стрессовых состояний.
Тема 10. Социологические исследования и их значение в работе юриста
Студент должен знать:

Студент должен уметь:

  • обрабатывать и анализировать социологический материал,

  • организовать и провести несложное социоисследование, связанное с профессиональной деятельностью.


Содержание учебного материала:

Социологические исследования и их виды, цели, методика проведения. Использование материалов социоисследований в работе специалиста. Этические требования к сбору и использованию социологического материала.


Практическая работа № 5. Знакомство с материалами социологических исследований в периодической печати и анализ материалов, проведение небольшого социоисследования в группе.

Самостоятельная работа. Подбор материалов в периодической печати, подготовка к анализу данных, разработка простого опроса по теме.
Тема 11. Информация в организации. Значение информации в работе юриста
Студент должен знать:

  • принципы классификации информации в организации,

  • сущность коммуникационного процесса

Студент должен уметь:

  • определять и применять способы повышения эффективности процесса коммуникации и устранения помех в передаче и приеме информации.


Содержание учебного материала:

Понятие информации. Информация в организации. Виды информации. Коммуникационный процесс. Коммуникативные барьеры и их устранение.


Практическая работа № 6. Разбор схемы коммуникационного процесса и знакомство со способами повышения эффективности коммуникаций.
Тема 12. Деловое общение, как социально-психологический феномен
Студент должен знать:

  • особенности организации и проведения делового общения,

  • основные формы делового общения,

  • требования к подготовке и проведению делового общения.

Студент должен уметь:

  • использовать в работе разные формы делового общения,

  • подготовить и провести беседу, интервью, телефонные переговоры, другие формы делового общения.


Содержание учебного материала:

Деловое общение и его формы. Психологические аспекты делового общения. Подготовка и проведение делового общения. Деловое общение в деятельности юриста.


Тема 13. Способы психологического воздействия. Тренинг по общению
Студент должен знать:

  • особенности разных форм воздействия и пути преодоления барьеров общения,

  • как установить и поддерживать контакт в деловом общении,

  • как вести себя с разными типами собеседников.

Студент должен уметь:

  • применять разные формы воздействия на партнера по общению, устранять барьеры непонимания,

  • учитывать интересы и мотивы участников общения,

  • установить и поддерживать контакт.


Содержание учебного материала:

Факторы успешности делового общения. Способы психологического воздействия в процессе общения. Вербальные и невербальные формы воздействия. Влияние мотивации на поведение участников общения.


Практическая работа № 7. Упражнения по использованию вербального и невербального элементов общения, анализ ситуаций общения с разными типами собеседников, анализ ситуации «Прием граждан юристом».

Самостоятельная работа. Подготовка публичного выступления на основе данных рекомендаций по предложенным темам.
Тема 14. Этика. Основные категории этики. Профессиональная этика юриста
Студент должен знать:

  • значение этических норм в регулировании общественных отношений,

  • решении профессиональных задач,

  • основные принципы построения профессиональной этики.

Студент должен уметь:

  • практически руководствоваться нормами этики в профессиональной деятельности и общении,

  • оценивать выраженность нравственных норм в поведении конкретных людей.


Содержание учебного материала:

Этика. Мораль. Значение этических норм в жизни общества. Профессиональная этика: принципы и основные элементы профессиональной этики.


Тема 15. Личностно – нравственные качества юриста
Студент должен знать:

  • какие качества необходимо сформировать в себе, как специалисте, и пути их формирования,

  • влияние общественных и групповых норм морали на деятельность специалиста,

  • основные нравственные категории, их содержание и значение.

Студент должен уметь:

  • воспитывать в себе нравственное поведение,

  • формировать свою личность в соответствии с профессионально – нравственными требованиями,

  • строить служебные и личные отношения в соответствии с нравственными требованиями.


Содержание учебного материала:

Моральные нормы в юридической деятельности. Нравственность и нравственное поведение. Качества личности юриста. Роль примера и самовоспитания в формировании личности юриста. Гражданский и профессиональный долг. Совесть и честь как категории морали. Ответственность. Внутренняя и внешняя среда взаимодействия юриста. Служебные отношения. Партнерство.


Практическая работа № 8. Анализ Кодекса чести ОВД РФ, Этики полицейского ФРГ. Разбор ситуаций нравственного выбора.

Самостоятельная работа. Разработка программы личностного развития.
Тема 16. Этикет. Нормы этикета
Студент должен знать:

  • основные нормы этикета, элементы этикета,

  • требования к внешнему виду и поведению работника правоохранительных органов

Студент должен уметь:

  • соблюдать нормы этикета в общении, внешнем виде, на рабочем месте.


Содержание учебного материала:

Этикет. Элементы этикета. Внешний вид юриста. Рабочее место. Работа с документами. Этикет партнерских отношений.


4. перечень практических работ


Номер и наименование темы

Номер и наименование практической работы

Кол-во часов

Тема 3. Психические свойства и качества. Темперамент. Характер. Способности

  1. Определение типа темперамента по опроснику Айзенка. Работа с таблицей «Виды способностей».

2

Тема 4. Потребности и мотивы поведения, как побудители активности

  1. Разбор схемы «Пирамида потребностей». Опросник мотивации учебной деятельности.

2

Тема 5. Комплексный подход к изучению личности

  1. Многофакторный личностный опросник. Составление психограммы. Обобщение практических знаний о личности по ряду выполненных работ.

2

Тема 9. Конфликты, стрессы и пути выхода из них

  1. Решение задач по выходу из конфликтов.

2

Тема 10. Социологические исследования и их значение в работе юриста

  1. Знакомство с материалами социологических исследований в периодической печати и анализ материалов, проведение небольшого социоисследования в группе.

2

Тема 11. Информация в организации. Значение информации в работе юриста

  1. Разбор схемы коммуникационного процесса и знакомство со способами повышения эффективности коммуникаций.

2

Тема 13. Способы психологического воздействия. Тренинг по общению

  1. Упражнения по использованию вербального и невербального элементов общения, анализ ситуаций общения с разными типами собеседников, анализ ситуации «Прием граждан юристом».

2

Тема 15. Личностно – нравственные качества юриста

  1. Анализ Кодекса чести ОВД РФ, Этики полицейского ФРГ. Разбор ситуаций нравственного выбора.

2

ВСЕГО

16

5. перечень САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ работ


Номер и наименование темы

Номер и наименование самостоятельной работы

Кол-во часов

Тема 3. Психические свойства и качества. Темперамент. Характер. Способности

  1. Обработка данных исследований, самонаблюдение, подготовка к комплексной оценке личностных свойств.

2

Тема 5. Комплексный подход к изучению личности

  1. Составление итоговой работы «Психологический портрет личности».

2

Тема 9. Конфликты, стрессы и пути выхода из них

  1. Овладение методами снятия стрессовых состояний.

2

Тема 10. Социологические исследования и их значение в работе юриста

  1. Подбор материалов в периодической печати, подготовка к анализу данных, разработка простого опроса по теме.

2

Тема 13. Способы психологического воздействия. Тренинг по общению

  1. Подготовка публичного выступления на основе данных рекомендаций по предложенным темам.

2

Тема 15. Личностно – нравственные качества юриста

  1. Разработка программы личностного развития.

2

ВСЕГО

12



6. вопросы для подготовки к зачету


  1. Предмет и задачи изучения дисциплины.

  2. Понятие о психологии, как науке и практике познания человека. Отрасли психологии. Основные принципы и мотивы.

  3. Этапы формирования личности. Психические процессы (внимание, память, мышление).

  4. Потребности и мотивы поведения, как побудители активности личности (темперамент, характер, способности).

  5. Потребность и мотивы поведения, как побудители активности личности.

  6. Личность и группа. Роль группы в жизни человека. Функции коллектива.

  7. Соционормы, роли и статус личности, как регуляторы взаимоотношений в группе.

  8. Проблемы адаптации и формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

  9. Совместимость. Виды совместимости. Формальные и неформальные взаимоотношения в группе. Служебная субординация.

  10. Авторитет. Лидерство. Стили руководства и уровни управления в организации.

  11. Природа конфликтов и стрессов. Способы методы разрешения конфликтных ситуаций, снятие стрессовых состояний.

  12. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой мотивации.

  13. Социологические исследования и их роль в организации. Работа юриста с материалами социоисследований.

  14. Информация и коммуникации, их значение в работе юриста. Виды коммуникаций. Эффективность процесса коммуникации.

  15. Деловое общение как социально-психологический феномен.

  16. Барьеры психологического воздействия в ДО. Барьеры общения и мотивы поведения участников ДО.

  17. Публичные выступления, их подготовка и проведение.

  18. Основные понятия и категории этики.

  19. Профессиональная этика: моральные нормы и принципы деятельности. Личностно-нравственные качества юриста.

  20. Этика взаимоотношений с клиентом. Долг. Совесть. Честь. Ответственность.

  21. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере юриспруденции.

  22. Этикет и его роль.

  23. Деятельность юриста на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности. Карьера.


7. Список рекомендуемой литературы
Основная


  1. Конституция РФ. М. Юрист. 1997 г.

  2. Р.С.Немов «Психология».М. Просвещение 1990 г.

  3. «Социальная психология и этика делового общения» под ред. В.Н.Лавриненко М. «Юнити» 1995 г.

  4. «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» под ред. А.Опалова М. 1997 г.

  5. А.В.Филиппов, В.К.Липинский, В.Н.Князев «Производственная социология, психология и педагогика» М. Высшая школа 1988 г.

  6. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста» М. 2001 г.

  7. Еникеев «Основы юридической психологии» М. 2001 г.

  8. Шиханцев Г.Г. «Юридическая психология» М. 2002 г.

  9. Лисенкова Л.Ф. «Психология и этика деловых отношений» М. 1998 г.


Дополнительная


  1. Г.В.Бороздина «Психология делового общения» М. 2004 г.

  2. Мескон, Хедоури,Альберт !Основы менеджиента» М. Дело 1992 г.

  3. «Книга делового человека» под ред. Г.А.Краюхина, Э.С.Минрова М.1993 г.

  4. П.В.Власов, В.К.Семенов «Деловое общение» Лениздат 1980 г.

  5. «Деловые игры и современный бизнес» под ред. З.С.Минаева М. БИНОМ 1997 г.

  6. Э.Я.Соловьев «Этикет делового человека» М. Дело 1995 г.

  7. Д.Джордж Ричард Деловая этика» пер. с англ. М. 2003 г.

  8. Кодекс корпоративного поведения М. 2003 г.

  9. Макеева В.Г. «Культура предпринимательства» М. 2002 г.

  10. Сабат Энн Мери «Бизнес – этикет» М. 2001 г.

  11. Н.Ю.Иванова «Менеджмент» учебное пособие СПЭК 1994 г.

  12. «Полезная лень. Жизнь в правильном ритме.» СПб. 2002 г.

  13. Батавина Р.Н. Этика делового общения» учебное пос. М. 2002 г.

  14. Кузин Ф.А. «Современный имидж делового человека, бизнесмена и политика» М. 2002 г.

  15. В.А.Спивак «Корпоративная культура» СПб, 2000 г.

  16. Стрекалова «Деловая женщина в современном бизнесе» СПб, 1999 г.

  17. «Деловой этикет» под ред. И.А.Афанасьева К. 2001 г.

  18. Шеламова «Деловая культура и психологичя общения» М. 2002 г.

  19. Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления» Дело 2001 г.

  20. Хвостов «Этика человеческого достоинства» М. 1998 г.

  21. Петрунин Ю.Ю. «Этика бизнеса» М. 2000 г.

  22. «Практикум по психологии профессиональной деятельности» СПб, 2001 г.

  23. И.Кант «Лекции по этике» М. 2000 г.

  24. Королева И. «Психологические тесты для всех» М. 2001 г.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка