Рабочая программа дисциплины Арттерапия в работе с детьми и подростками Направление подготовки



Скачати 197.31 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір197.31 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г.Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_______________________

"__" _____________20__ г.



Рабочая программа дисциплины

Арттерапия в работе с детьми и подростками

Направление подготовки



050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки



Практическая психология образования

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Балашов


2014

Оглавление


1. Цели освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины 3

3.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4



4. Содержание и структура дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Структура дисциплины 5

4.3. Содержание дисциплины 6



5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины 8

5.1. Информационные технологии, используемые


при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 8

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9

6.1. Самостоятельная работа студентов по дисциплине 9

6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине 10

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12

7.1. Литература по курсу 12

7.1.1.Основная литература: 12

7.1.2. Дополнительная литература 12

7.1.3.Интернет-ресурсы 12

7.1.4. Программное обеспечение 12



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12



1. Цели освоения дисциплины


Цель дисциплины – изучение теоретических основ метода арртерапии и особенностей его применения в условиях школы.
Задачами курса являются:

  • ознакомление с теоретическими основами метода арттерапии;

  • изучение направлений артерапии и особенностей работы с ними;

  • освоение приемов работы с рисунком;

  • формирование компетенций, необходимых психологу системы образования;

  • умение ориентироваться в литературе по проблеме арттерапии.



2. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс «Арттерапия в работе с детьми и подростками» является дисциплинами по выбору вариативного блока профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б3.ДВ2). Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - психолого-педагогическому сопровождению семей, переживающих кризисные явления.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения гуманитарно-социально-экономического цикла (Б.1), естественно-научного цикла (Б.2) (в частности, Философия, Анатомия и возрастная физиология).

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение «Психологии развития», «Психологии подросткового возраста», «Возрастно-психологического консультирования» (с практикумом), «Сказкотерапии в работе с детьми и подростками» и др.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины


  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

  • умение работать с диагностическим и коррекционным инструментарием основанным на проективном методе и арттерапии (ОП -13);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5).

3.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • теоретические основы метода артерапии;

  • принципы и методы работы с рисунком;

  • направления арттерапии и особенности работы с ними;

Уметь:

  • применять методы диагностики психических состояний школьников посредством методов арттерапии.

  • использовать основные техники арттерапии как приемы психологической помощи детям и подросткам.

  • проводить психологическую интерпретацию детских рисунков и других продуктов творчества.

  • анализировать и использовать при построении психологической помощи детям и подросткам, символику образов.

Владеть:

  • понятийным аппаратом,

  • навыками профессионального мышления, необходимыми для применения психологических знаний;

  • навыками работы с методом активного воображения у детей и подростков.

  • отдельными техниками и приёмами работы по методу арттерапии.

 

Приобрести опыт:

    • применения арттерапевтических технологий.



4. Содержание и структура дисциплины




4.1. Объем дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них:

- по очной форме обучения 48 часов аудиторной работы (22 часа лекций и 26 часов практических занятий), 60 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 7 семестре, ее освоение заканчивается зачетом;

- по заочной форме обучения 22 часа аудиторной работы (10 часов лекций и 12 часов практических занятий), 113 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 7 семестре, ее освоение заканчивается зачетом.

4.2. Структура дисциплины




ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

 



п/п

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Теоретические основы метода арттерапии

7

1

 Л: 2

СР: 6

ПР: 2

К : еженед

Тест / ПР / Собесед.

2

Проективный рисунок

7

2

 Л: 4

СР: 8

ПР: 4

К : еженед

ПР / Собесед. / Отработка техник

3

Образ в работе с детьми и подростками

7

3-4

 Л: 4

СР: 10

ПР: 4

К : еженед

ПР / Собесед / Отработка техник

4

Песочная психотерапия

7

5-6

 Л: 4

СР: 10

ПР: 4

К : еженед

ПР / Собесед. / Отработка техник

5

Игровая терапия

7

7-8

 Л: 4

СР: 8

ПР: 2

К : еженед

Тест / ПР / Собесед. / Отработка техник

6

Куклотерапия

7

9-11

 Л: 4

СР: 8

ПР: 2

К : еженед

Отработка техник, моделирование упражнений на семинарских занятиях

7

Техники арттерапии

7

12-14

 Л: -

СР: 10

ПР: 8

К : еженед

Отработка техник, моделирование упражнений на семинарских занятиях

 

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


 

 



п/п

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Теоретические основы метода арттерапии

7

1

 Л: 2

СР: 10

ПР: 0

К : еженед

Тест / ПР / Собесед.

2

Проективный рисунок

7

1

 Л: 2

СР: 10

ПР: 0

К : еженед

ПР / Собесед. / Отработка техник

3

Образ в работе с детьми и подростками

7

1

 Л: 2

СР: 10

ПР: 0

К : еженед

ПР / Собесед / Отработка техник

4

Песочная психотерапия

7

1

 Л: 2

СР: 10

ПР: 4

К : еженед

ПР / Собесед. / Отработка техник

5

Игровая терапия

7

2

 Л: 2

СР: 23

ПР: 0

К : еженед

Тест / ПР / Собесед. / Отработка техник

6

Куклотерапия

7

2

 Л: 0

СР: 20

ПР: 4

К : еженед

Отработка техник, моделирование упражнений на семинарских занятиях

7

Техники арттерапии

7

2

 Л: 0

СР: 20

ПР: 4

К : еженед

Отработка техник, моделирование упражнений на семинарских занятиях

 

4.3. Содержание дисциплины



Тема 1.Теоретические основы метода арттерапии

Определение арттерапии. Формы арттерапии: индивидуальная и групповая. Формы групповой арттерапии. Арттерапевтический процесс и его системное описание. Системная арттерапия. Механизмы воздействия арттерапии. Цели арттерапии. Основные направления арттерапии.


Тема 2. Проективный рисунок

Использование рисунка в диагностике и психотерапии. Использование рисунка в процессе оценки личности. Использование рисунка в индивидуальной психотерапии. Позиция терапевта, применяющего рисунок. Рисунок в групповой терапии. Детское творческое самовыражение в условиях предельного стресса.


Тема 3. Образ в работе с детьми и подростками

Техника активного воображения. Эмоционально-образная психотерапия Линде. Теоретические основы метода символдрамы. Ступени символдрамы. Образы символдрамы: луг, ручей, гора, дом, опушка леса.


Тема 4. Песочная психотерапия

Песочная терапия и арттерапия. Юнгианская песочная терапия. Требования, предъявляемые к песочнице. Правила работы с песочницей. Особенности обустройства кабинета. Классификация материалов, используемых в песочнице. Способы игры с песком и водой. Проективные игры на песке. Познавательные игры на песке. Развивающие игры на песке.


Тема 5. Игровая терапия

Общая характеристика метода. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия в психоанализе. Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии. Игровая терапия, центрированная на клиенте. Игровая терапия отреагирования. Игровая терапия построения отношений. Примитивная игровая терапия. Игротерапия в отечественной психологической практике. Директивная и недирективная игротерапия. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом. Игровая комната и ее оснащение. Размеры игровой комнаты. Игрушки и материалы. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту. Требования к личности игрового терапевта. Требования к профессиональной подготовке игротерапевта.


Тема 6. Куклотерапия

Определение и теоретические основы метода куклотерапии. Этапы куклотерапии. Цели и формы куклотерапии. Виды кукол и техники работы с ними. Типы вождения кукол.


Тема 7. Техники арттерапии

Техника каракулей, «Человек под дождем», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», серия рисунков семьи, рисование историй, техника «Диалог», подростковый триптих на тему окна, «Кактус», «Мой внутренний мир – мой внутренний дом», «Прошлое, настоящее, будущее», «Метафорический автопортрет», «Свободный рисунок» и др.

 

5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины


В процессе чтения лекций по разделам рекомендуется приводить примеры из практики, использовать мультимедийное оборудование для трансляции различного материала по психолого-педагогическому исследованию.

Информационные и интерактивные технологии (кейс-метод, мини-дискуссии в группах, задания) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.



Пример использования активного метода обучения – решение консультативных задач

Методические рекомендации: решение консультативных задач – один из методов обучения, позволяющий формировать ключевые профессиональные компетенции. Логика проведения занятия: студенты получают описание консультативной ситуации и проводят письменный анализ самой ситуации и возможных консультативных решений.

Примерная схема анализа консультативной ситуации:

1. Определите адекватность запроса клиента.

2. Предположите консультативные гипотезы.

3. Дайте вероятностный прогноз личностного развития клиента.

4. Консультативные решения и техники, применимые в данном случае.

5. Находится ли работа с данным клиентом в компетенции психолога?

6. Дайте развернутый ответ клиенту (консультативная переписка). Указывайте в скобках технику, которую Вы применяете, формулируя ответ клиенту.



  1. В рамках изучения данной дисциплины используются адаптивные  образовательные технологии, направленные на создание благоприятного психологического климата в студенческой группе, и организацию образовательного процесса с учетом особенностей психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, обучающихся (обучение с использованием альтернативных форматов печатных материалов, обучение с применением дистанционных технологий и т.д.). 

5.1. Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине


  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Самостоятельная работа студентов по дисциплине


1. Подготовка докладов по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения в теоретической части практических занятий. Подготовка ведется к каждому практическому занятию.

Методические рекомендации: подготовка ведется с использованием текста лекции по соответствующей теме, с использованием учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы.

2.Подготовка рефератов:



Методические рекомендации: Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Тематика рефератов:



    1. Формы арттерапии: индивидуальная и групповая.

    2. Формы групповой арттерапии.

    3. Системная арттерапия.

    4. Основные направления арттерапии.

    5. Рисунок в диагностике и психотерапии.

    6. Рисунок в индивидуальной психотерапии.

    7. Рисунок в групповой терапии.

    8. Эмоционально-образная психотерапия Линде.

    9. Теоретические основы метода символдрамы.

    10. Песочная терапия и арттерапия.

    11. Юнгианская песочная терапия.

    12. Проективные игры на песке.

    13. Основные виды и формы игротерапии.

    14. Игровая комната и ее оснащение.

    15. Определение и теоретические основы метода куклотерапии.

 
3.Подготовка сообщений об актуальных исследованиях в психологической практике.

Методические рекомендации: В ходе подготовки данных сообщений студенты пользуются данными психологической периодики, в основном журналами «Вопросы психологии», «Прикладная психология», «Психолог в детском саду» «Школьный психолог».

4. Подготовка к зачету:



Методические рекомендации: Этот вид самостоятельной работы наиболее сложный и ответственный. Начинать подготовку к зачету нужно заблаговременно, до начала сессии. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлении опорных конспектов, схем, таблиц. В конце семестра повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.

  1. Определение и теоретические основы метода куклотерапии.

  2. Этапы куклотерапии.

  3. Цели и формы куклотерапии.

  4. Виды кукол и техники работы с ними.

Пример заданий для аналитической работы

Методические рекомендации: Студент должен ориентировать на следующие критерии: полнота раскрытия темы, четкость структуры сообщения, самостоятельность, логичность изложения, наличие выводов, сделанных самостоятельно:

1.Конспект статьи из газеты «Школьный психолог», в которой приводится этапы работы с психологической проблемой (на выбор).

2. Выполнить реферат на основе анализа какой-либо психологической проблемы (на выбор).

3. Вести терминологический словарь.



Формы отчетности

1. Конспект, обсуждение.

2. Защита реферата.

3. Словарь, сравнительная таблица.



6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине


оценочные средства для промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проходит в форме теста, тесты разрабатываются по каждому разделу дисциплины.



Демо-версия вопросов теста
Вариант 1

  1. Определение арттерапии. Формы арттерапии: индивидуальная и групповая.

  2. Способы игры с песком и водой.

  3. Цели и формы куклотерапии.

Вариант 2

  1. Системная арттерапия.

  2. Познавательные игры на песке.

  3. Рисунок в групповой терапии.

Вариант 3

  1. Механизмы воздействия арттерапии.

  2. Проективные игры на песке.

  3. Игротерапия с различным материалом.


Вариант 4

  1. Цели арттерапии.

  2. Правила работы с песочницей.

  3. Эмоционально-образная психотерапия Линде.

Вариант 5

  1. Рисунок в диагностике и психотерапии.

  2. Техника активного воображения.

  3. Развивающие игры на песке.


в) оценочные средства для итоговой аттестации

Вопросы к зачету:

  1. Определение арттерапии. Формы арттерапии: индивидуальная и групповая.

  2. Формы групповой арттерапии.

  3. Системная арттерапия.

  4. Механизмы воздействия арттерапии.

  5. Цели арттерапии.

  6. Основные направления арттерапии.

  7. Рисунок в диагностике и психотерапии.

  8. Рисунок в индивидуальной психотерапии.

  9. Рисунок в групповой терапии.

  10. Техника активного воображения.

  11. Эмоционально-образная психотерапия Линде.

  12. Теоретические основы метода символдрамы.

  13. Песочная терапия и арттерапия.

  14. Юнгианская песочная терапия.

  15. Правила работы с песочницей.

  16. Способы игры с песком и водой.

  17. Проективные игры на песке.

  18. Познавательные игры на песке.

  19. Развивающие игры на песке.

  20. Общая характеристика метода игротерапии.

  21. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

  22. Основные виды и формы игротерапии.

  23. Игротерапия с различным материалом.

  24. Игровая комната и ее оснащение.

  25. Определение и теоретические основы метода куклотерапии.

  26. Этапы куклотерапии.

  27. Цели и формы куклотерапии.

  28. Виды кукол и техники работы с ними.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Литература по курсу

7.1.1.Основная литература:

1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. — СПб. : Питер, 2011 г. — 304 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-4237-0218-2

Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21924

 

7.1.2. Дополнительная литература


1. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 260 с. 

Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=415003

7.1.3.Интернет-ресурсы


Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru
Все профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]. - URL: http://vsetesti.ru
Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронный ресурс]. - URL: http://azps.ru

Институт практической психологии «Иматон» [Электронный ресурс]. - URL:


http://www.imaton.ru

7.1.4. Программное обеспечение

Microsoft Windows

Microsoft Office

FineReader

Антивирус Касперского

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • мультимедийные средства, для демонстрации лекционного материала;

  • тренинговая аудитория для проведение лабораторных занятий;

  • компьютерный класс для проведения тестирования, освоения

диагностического инструментария.

Рабочая программа дисциплины «Психологическая помощь семьям в состоянии кризиса» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») и требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.


Программа разработана в 2011 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 8 от 27.08.2011 г.).

Программа актуализирована в 2014 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 5 от 15.10.2014 г.).

Автор:
Доцент кафедры психологии

кандидат психологических наук Е.В. Пятницкая

Зав. кафедрой психологии

кандидат психологических наук, доцент О.В. Карина



Декан социально-гуманитарного факультета

кандидат социологических, доцент Н.Е. Шустова


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка