Цель и задачипсихолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 » – адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
-
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
-
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
-
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
-
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
-
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
-
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
-
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, администрации и др.;
-
Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
-
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
-
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
-
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
-
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
-
индивидуальное;
-
групповое;
-
на уровне класса;
-
на уровне школы.
Формы сопровождения:
-
консультирование;
-
диагностика;
-
коррекционно-развивающая работа;
-
профилактика;
-
просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
-
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
-
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
-
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
-
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
-
Дифференциация и индивидуализация обучения.
-
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
-
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
-
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
-
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
-
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
-
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация образовательного учреждения.
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
-
утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
-
контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
-
обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
-
осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
-
распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.
Зам. директора по УВР:
-
руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
-
организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
-
осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
-
организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
-
консультирование
-
просвещение;
-
профилактика;
-
коррекционно-развивающая деятельность;
-
диагностика;
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
-
Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
-
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
-
Представление результатов на постояннодействующих семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.
-
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
-
Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
-
Просветительская и консультационная деятельность с учителями.
2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
-
Проведение лонгитюдных исследований.
-
Диагностический минимум.
-
Углубленная психодиагностика:
-
исследование особенностей познавательной деятельности;
-
изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
-
Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
-
Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
-
Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
-
Диагностический минимум.
-
Углубленная психодиагностика:
-
исследование особенностей познавательной деятельности;
-
изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
-
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
-
Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей.
5. Сохранение и укрепление психологического здоровья
-
Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
-
Организация «Школы для родителей».
-
Организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам современной педагогической психологии.
-
Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует в соответствии с утвержденным Положением.
В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Медицинская служба МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» представлена работающим в школе по договору с городской детской поликлиникой №3 медработником. В рамках своего функционала медработник:
-
участвует в работе школьного ПМПк;
-
предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности);
-
оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения;
-
ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
Социальный педагог:
-
выявление и контроль за учениками «группы риска»;
-
осуществление контроля за вовлеченностью учеников «группы риска» в досуговую деятельность;
-
выступления на тематических родительских собраниях;
-
проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе и для родителей детей «группы риска»;
-
проведение профилактических программ для учащихся;
-
осуществление взаимодействия с городским центром психолого-медико-социального сопровождения, центром «Катарсис» по проведению профилактических программ для учащихся.
Муниципальное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Росток»:
-
Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения.
-
Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и воспитания по просьбе других субъектов сопровождения.
-
Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на базе центра по заявке школы.
-
По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном маршруте школьников.
Учителя-предметники:
-
участие в проведении родительских собраний;
-
проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
-
проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
-
разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
-
реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
-
участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классные руководители:
-
организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
-
составление социального паспорта класса;
-
организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
-
проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
-
организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация);
-
проведение педагогической диагностики;
-
проведение профилактических программ для учеников.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
-
отсутствие неуспевающих учащихся;
-
профессиональное самоопределение;
-
активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
-
отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
-
бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
-
отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
-
субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
-
адекватная самооценка;
-
сформированностью Я – концепции личности;
-
оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в 2013-2014 учебном году в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
-
Пояснительная записка.
Актуальность.
С сентября 2013 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 » начинает отрабатываться технология введения федерального государственного образовательного стандарта на ступени основного общего образования.
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:
-
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
-
формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
-
вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
По нашему мнению в современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
-
появление не успешности в учебе;
-
снижение мотивации к учению;
-
возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
-
нарушение поведения у детей и подростков;
-
явление «школофобии».
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
-
в снижении успеваемости;
-
в значительно изменяющихся условиях обучения;
-
в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
-
в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.
На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы:
-
система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;
-
не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.
Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).
Мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие:
-
сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
-
эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки, преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
-
состояние системы отношений «ученик-учитель»
-
поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)
-
уровень развития мотивации к школьному обучению
-
удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
|