Психология поведения человека в экстремальных условиях




Скачати 171.99 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір171.99 Kb.
Учреждение образования «Белорусский государственный

экономический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

_____________________В.Н. Шимов «____»_____________________2015г.

Регистрационный №УД _______ /уч.






ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-23 01 04 «Психология»

2015
СОСТАВИТЕЛЬ:


Е.С. Макеева, доцент кафедры педагогики и психологии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат психологических наук, доцент.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М.А. Пономарева, доцент кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент.

Н.В. Цыбульская , доцент кафедры экономической социологии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой педагогики и психологии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № ____ от _____________ 2015 г.)

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № ____ от ______________ 2015 г.)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Психология поведения человека в экстремальных условиях» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности 1-23 01 04 «Психология» в соответствии с образовательным стандартом и учебным планом специальности 1-23 01 04 «Психология».

Цель преподавания учебной дисциплины – формирование у студентов системы знаний о психологических аспектах экстремальных ситуаций и об оказании психологической помощи пострадавшим.

Задачи изучения учебной дисциплины:

  1. ознакомить студентов с проблемным полем «Психологии поведения человека в экстремальных условиях» и основными достижениями в данной научной области;

  2. сформировать у студентов представления об экстремальных и напряженных ситуациях жизнедеятельности, а также, об особенностях поведенческого реагирования людей на данные ситуации;

  3. сформировать у студентов теоретические основы успешной профессиональной деятельности в условиях оказания психологической помощи людям, оказавшимся в экстремальных ситуациях;

  4. развить представление о методах диагностики поведенческих реакций человека на экстремальные условия жизнедеятельности, а также о способах конструктивного преодоления экстремальных ситуаций.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основные понятия, базовые категории данного курса (стрессовая, напряженная, экстремальная ситуация), а также особенности поведения человека и группы в напряженных и экстремальных ситуациях;

  • цели, задачи, предмет и объект «Психологии поведения человека в экстремальных условиях»;

  • философские, общенаучные и конкретно-научные методологические принципы «Психологии поведения человека в экстремальных условиях».

  • закономерности надежности профессиональной деятельности человека в экстремальных ситуациях; а также адаптационные реакции организма на экстремальную ситуацию;

  • типы напряженных и экстремальных ситуаций; а также симптомы посттравматических стрессовых нарушений;

УМЕТЬ:

  • анализировать различные типы экстремальных ситуаций, а также, формы поведения людей в этих ситуациях;

  • характеризовать психическое состояние человека побывавшего в экстремальных и напряженных ситуациях жизнедеятельности;

  • оказывать психологическую помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

  • диагностики поведенческих реакций человека на экстремальные условия жизнедеятельности, а также способам конструктивного преодоления экстремальных ситуаций.

  • отслеживать динамику поведения и психического состояния людей при стихийных бедствиях и технических катастрофах;

  • определять острые стрессовые реакции людей пострадавших в экстремальных ситуациях разного генезиса.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: «Основы психологии и педагогики», «Социология», «Философия».

Всего часов по дисциплине 186 часов, из них всего аудиторных 100 часов, в том числе 50 часов лекционных занятий, 50 часов семинаров. Рекомендуемая форма контроля – зачет.



Содержание учебного материала

Тема 1. Предмет и структура психологии поведения человека экстремальных условиях.

Психология экстремальных ситуаций как психологическая дисциплина и причины ее возникновения.

Предмет, разделы, задачи психологии поведения человека в экстремальных условиях и ее связь с другими отраслями психологии.

Основные категории: «стрессовая ситуация», «напряженная ситуация», «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «жизненное событие».

Жизненные события: внешние и внутренние, позитивные и негативные.
Тема 2. Виды напряженных и экстремальных ситуаций.

Прямые и косвенные экстремальные факторы.

Типология экстремальных ситуаций: по содержанию действующих факторов, по характеру возникновения, по продолжительности действия, по возможности разрешения, по последствиям, по сфере жизнедеятельности людей.

Экстремальные ситуации в предметно-профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни.


Тема 3. Методы исследования в психологии поведения человека в экстремальных условиях.

Изучение субъективной значимости для человека психогенных ситуаций. Диагностика психических состояний человека при НС и ЭС.

Методы изучения поведения человека и группы в НС и ЭС. Лабораторный и естественный эксперимент. Методы изучения межличностных конфликтов.
Тема 4. Переживание и поведение людей в напряженных (НС) и экстремальных ситуациях (ЭС).

Внешние и внутренние факторы эмоциогенности профессиональных и жизненных НС и ЭС. Первичные поведенческие реакции человека на НС и ЭС.

Влияние экстремальных ситуаций на познавательные процессы человека.

Активная и пассивная формы поведения человека в НС и ЭС, их преимущества и недостатки. Типы поведения человека в НС и ЭС (напряженный, агрессивно-бесконтрольный, прогрессивный, тормозный, трусливый).

Фрустрация, типы фрустрирующих ситуаций и реакции на эти ситуации. Тревога и страх.

Адаптационные реакции организма на НС и ЭС, их разновидности и фазы.

Способы преодоления трудных ситуаций (внешне-предметные и внутренне-субъективные). Механизмы психологической защиты.

Теоретическая модель адаптации человека к НС и ЭС.


Тема 5. Надежность деятельности человека в напряженных и экстремальных ситуациях.

Надежность и подходы к ее изучению. Отличительные особенности надежности работы машины и деятельности человека. Отказ (срыв) деятельности человека.

Характеристики надежности. Внешние и внутренние факторы надежности деятельности человека в НС и ЭС.

Способы обеспечения надежности профессиональной деятельности человека.


Тема 6. Психология стресса.

Стресс: история изучения и современные представления. Кривая развития стрессовой ситуации. Модель стрессовой ситуации. Факторы стресса. Симптомы стресса. Фазы стресса и его виды. Механизмы стресса. Влияние индивидуальных особенностей человека на развитие стресса. Влияние стресса на организм человека.


Тема 7. Психологическая устойчивость личности к экстремальным ситуациям.

Понятие «психологическая устойчивость» и «толерантность». Аспекты психологической устойчивости личности. Внутренние и внешние факторы психологической устойчивости.

Содержание психологической устойчивости и толерантности личности в напряженных и экстремальных условиях.
Тема 8. Деятельность человека в измененных условиях существования.

Измененные («экзотические») условия существования и их психогенные факторы. Воздействие измененных условий существования на психические функции человека.

Психическая адаптация к измененным условиям существования.

Динамика работоспособности и типы адаптации человека в особо измененных условиях существования.


Тема 9. Поведение группы в напряженных и экстремальных ситуациях.

Надежность деятельности группы в НС и ЭС. Факторы надежности группы: формально-количественные и социально-психологические характеристики группы, психические состояния и личностные качества членов группы.

Уровень сформированности групп и особенности их активности в НС и ЭС. Типы реакций групп на ЭС.

Групповая активность в условия относительной социальной изоляции. Группы производственной, образовательно-воспитательной и исправительно-трудовой направленности.

Обеспечение готовности группы к деятельности в НС и ЭС.
Тема 10. Социальные и межличностные конфликты как разновидность напряженной ситуации.

Понятие «социальный конфликт». Социологические и психологические подходы к объяснению происхождения социальных конфликтов.

Социальная напряженность ее характеристики и стадии.

Типологии социальных конфликтов: общественные и организационные, их разновидности. Стадии развития социального конфликта. Этапы и способы управления социальным конфликтом.

Понятие «межличностный конфликт» и их классификация. Межличностный конфликт в напряженных условиях жизне-деятельности. Преодоление группой конфликтных ситуаций. Профилактика, стратегии и приемы коррекции межличностных конфликтов.
Тема 11. Стихийное и массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.

Понятие «толпы» и ее характеристики. Психологические теории толпы. Механизмы образования толпы. Поведение толпы людей в социальных конфликтах: типы толпы, социально-психологические и формально-структурные особенности толпы. Воздействие толпы на личность.

Массовидные явления психики: паника и слухи. Причины, свойства и виды паники. Факторы возникновения паники. Методы предотвращения паники.

Понятие «слухи». Причины возникновения и виды слухов. Методы предотвращения слухов.


Тема 12. Агрессия и ее проявления в экстремальных условиях.

Понятие «агрессии». Психологические теории агрессии. Виды агрессии. Факторы, влияющие на проявления агрессии.

Психология терроризма: взрывы и захват заложников. Оказание психологической помощи жертвам террористических актов.

Насилие и его психологические проявления в семье. Виды насилия. Изнасилование. Психологические методы работы с жертвами насилия.



Тема 13. Стихийные бедствия и технические катастрофы.

Виды стихийных бедствий (СБ) и технических катастроф (ТК). Психологические аспекты и проблемы изучения СБ и ТК.

Динамика поведения и психического состояния людей при СБ и ТК.

Психотравматические переживания и способы их преодоления пострадавшими в постэкстремальный период.

Психические расстройства у пострадавших в СБ и ТК. Экстренная медико-психологическая помощь при психических расстройствах.
Тема 14. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс.

Психологическая помощь при страхе, тревоге, плаче, истерике, апатии, шоке, чувстве вины или стыда, двигательном возбуждении, нервной дрожи, гневе, злости, агрессии.

Самопомощь при острой реакции на стресс.
Тема 15. Психология горя.

Понятие «горя». Психологические подходы к феномену «горя». Виды и симптомы горя. Фазы «нормального» и «патологического» горя. Психологические методы работы с «нормальным» и «патологическим» горем.


Тема 16. Изменение личности под воздействием экстремальных ситуаций.

Изменение психических и личностных качеств людей, подвергшихся воздействию экстремальных ситуаций.

Экстремальные ситуации и посттравматические стрессовые нарушения (PTSD). Симптомы PTSD. Направления изучения PTSD. Способы и факторы преодоления людьми PTSD. Методы изучения PTSD. Оказание психологической помощи при PTSD.

Социально-психологическая адаптация пострадавших в ЭС к обычным условиям жизнедеятельности.


Тема 17. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.

Методы оказания экстренной психологической помощи. Психологический дебрифинг. Методы психодиагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы

Название раздела, темы



Количество аудиторных часов

Количество часов

УСР

Форма контроля знаний


Лекции

Практические

занятия


Семинарские

занятия


Лабораторные

занятия


Иное







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Предмет и структура психологии поведения человека экстремальных условиях

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия, контрольная работа

2

Виды напряженных и экстремальных ситуаций

4




4










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

3

Методы исследования в психологии поведения человека в экстремальных условиях.

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия, контрольная работа

4

Переживание и поведение людей в напряженных (НС) и экстремальных ситуациях (ЭС).

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия, контрольная работа

5

Надежность деятельности человека в напряженных и экстремальных ситуациях.

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

6

Психология стресса.

4




4










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

7

Психологическая устойчивость личности к экстремальным ситуациям.

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

8

Деятельность человека в измененных условиях существования.

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия,

контрольная работа

9

Поведение группы в напряженных и экстремальных ситуациях.

2




4













10

Социальные и межличностные конфликты как разновидность напряженной ситуации

2




4













11

Стихийное и массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

12

Агрессия и ее проявления в экстремальных условиях.

6




6










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия,

контрольная работа

13

Стихийные бедствия и технические катастрофы

2




2













14

Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс

4




4










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

15

Психология горя

2




2










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия

16

Изменение личности под воздействием экстремальных ситуаций

4




4










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия,

контрольная работа

17

Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях


4




4










Опрос, рефераты, доклады, дискуссия




ИТОГО

50




50










ЗАЧЕТ


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психология поведения человека в экстремальных условиях»
В овладении знаниями учебной дисциплины важным этапом является самостоятельная работа студентов. Рекомендуется бюджет времени для самостоятельной работы в среднем 2-2,5 часа на 2-х часовое аудиторное занятие.

Основными направлениями самостоятельной работы студента являются:



  • первоначально подробное ознакомление с программой учебной дисциплины;

  • ознакомление со списком рекомендуемой литературы по дисциплине в целом и ее разделам, наличие ее в библиотеке и других доступных источниках, изучение необходимой литературы по теме, подбор дополнительной литературы;

  • изучение и расширение лекционного материала преподавателя за счет специальной литературы, консультаций;

  • подготовка к семинарским занятиям по специально разработанным планам с изучением основной и дополнительной литературы;

  • подготовка к выполнению диагностических форм контроля (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты и т.п.);

  • подготовка к экзамену.



Литература
Основная:


    1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М.: Владос, 2004. – 657 с.

    2. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 996 с.

    3. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. –М.: Психологический институт РАО, 2008. – 387 с.

    4. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.

    5. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика / А.М. Столяренко. – М. : Владос, 2002. – 303 с.


Дополнительная:

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 395 с.

  2. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 439 с.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Введение в психологию жизненных ситуаций/ Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Эксмо, 1998. – 279 с. 

  4. Бурлачук, Л.Ф. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. - 2002. Т. 23,  № 1. - С.5-17.

  5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания/Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 201 с.

  6. Магнуссон, Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. - 1983.  № 2. - С. 29-54.

  7. Родионов, А.В. Психология деятельности в экстремальных условий/ А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Неповалов. – М.: Академия, 2008. – 334 с.

  8. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии/ Л. Росс, Р. Нисбетт. – М.: Эксмо, 2004.- 566 с.


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УВО


Название учебной

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

учреждения высшего

образования по учебной дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и

номера протокола)1



1. Социология


Экономической социологии







2. Философия

Философии







3.Основы психологии и педагогики

Педагогика и психология









1




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка