Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа



Скачати 208.47 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір208.47 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебно-методической

работе ______________Е.Г. Елина

"___" ___________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВОСПРИЯТИЯ ЛАНДШАФТА КАК ПЕЙЗАЖА

Направление подготовки



021000 География

Магистерская программа



Ландшафтное планирование

Квалификация (степень) выпускника



Магистр

Форма обучения



очная

Председатель НМК факультета психологии

д. псх. н., профессор ___________ Л.Н. Аксеновская

Саратов,


2011 год

  1. Цели освоения дисциплины




    • Формирование гуманистического отношения к природе и обществу;

    • формирование эстетического вкуса посредством развития художественного восприятия действительности на основе понимания и осознания психологических закономерностей чувственно-образного и понятийного построения субъективной картины мира;

    • осознание здоровьесберегающего воздействия природы и искусства на организм и психику человека;

    • формирование комплексного представления о методологии и процедурных особенностях психологического исследования и преобразования действительности в области ландшафтного проектирования;

    • подготовка к практическому внедрению сформированных знаний и умений в области ландшафтного планирования.




  1. Место дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа» в структуре ООП магистратуры

Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП магистратуры.

Курс способствует совершенствованию художественно-эстетического восприятия природы посредством усвоения психологических закономерностей зрительного восприятия и связанных с ним процессов памяти, мышления, воображения и др., а также восприятию природы с позиций психологии здоровья посредством овладения методологией психологического познания и преобразования действительности.

Предметное содержание дисциплины опирается и взаимосвязано с философскими концепциями естествознания, эстетическим ценностным отношением человека к миру, с методологическими основами психологии, в частности, психологии искусства и художественного творчества и психологии здоровья.

Настоящий курс способствует формированию гуманистической направленности личности, системного профессионального мышления выпускника; знакомит его с новейшими тенденциями в области общей психологии, психологии искусства, психологии творчества, психологии здоровья; снабжает арсеналом методов научного психологического исследования; лежит в основе практик и профессиональной реализации в области ландшафтного планирования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК – 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;

ОК – 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ПК – 2. Глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры;

ПК – 3. Владеть основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с ООП магистратуры);

ПК – 14. Проектировать туристско-рекреационные системы, руководить разработкой туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;

ПК – 25. Знать теоретические основы и владеть практическими навыками ландшафтного планирования;

ПК – 26. Знать теоретические основы антропогенного ландшафтоведения;

ПК – 30. Знать основные факторы, формы и принципы территориальной организации рекреации и туризма;
Выпускник должен:

Знать:


  • методологические принципы строения и функционирования психики; психологические закономерности художественного восприятия и преобразования действительности;

  • основные положения психологии здоровья;

  • собственные индивидуально-психологические особенности применительно к задачам профессиональной деятельности.


Уметь:

  • ориентироваться в содержательных и процедурных особенностях психологического исследования;

  • осуществлять ландшафтное проектирование с опорой на принципы художественного восприятия и творческого преобразования действительности и принципы психологии здоровья;

  • самостоятельно анализировать эстетическое воздействие пейзажа на психическое состояние человека;

  • использовать индивидуально-личностные творческие способности в профессиональной деятельности.


Владеть:

  • современными технологиями проектирования ландшафта с учётом психологических закономерностей художественного воприятия действительности и здоровьесберегающими технологиями;

  • практическими методами ландшафтотерапии применительно к различным сферам человеческой жизнедеятельности (курортологии, туризма и др.).




  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 час.)




п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра

Форма промежуточной аттестации по семестрам



Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение

2

1

2

-

-

6

реферат

2.

Феномен восприятия в структуре психики человека

2

2,3

2

2




12

реферат

3.

Образы и представления зрительного восприятия

2

4

-

2

-

6

аналитическая справка

4.

Эмоциональность зрительного восприятия. Синестезия

2

5

-

-

2

6

аналитическая справка

5.

Психология восприятия искусства. Психологические аспекты эстетики. Психология творчества

2

6,7

2

2




12

реферат

6.

Здоровьесберегающее значение восприятия искусства

2

8

-

2

-

6

аналитическая справка

7.

Искусство как практическая психология. Арт-терапия

2

9

-

-

2

6

арт-прект

8.

Психология дизайна. Ландшафтный дизайн как садово-парковое искусство и как пространство для реализации здоровьесберегающих технологий

2

10,11

2

2

-

12

реферат

9.

Антропологический дизайн как синтез дизайна внешней среды и психологических состояний человека

2

12

-

2

-

8

аналитическая справка

10.

Ландщафтотерапия

2

13

-

-

2

8

дизайн-проект

Итого:

8

12

6

82

зачёт


Введение
Цель и задачи изучения дисциплины. Философский, культурологический, художественно-эстетический, психологический и здоровьесберегающий аспекты изучаемой проблемы (восприятие ландшафта как пейзажа). Реализация гуманистического подхода к природе и обществу в профессиональной деятельности.
Феномен восприятия в структуре психики человека
Восприятие как способ непосредственно-чувственной ориентировки в окружающем мире посредством преобразования информации по формированию образа объекта, которым в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции (Н.Н. Ланге, В.П. Зинченко). Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность (М.М. Троицкий, С.Л. Рубинштейн). Реализация перцептивных образов в деятельности, общении, познании действительности. Участие речи в осмыслении и осознании образов восприятия и трансляции их в понятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко).

Апперцепция как проявление субъективности восприятия, т.е. представленность в восприятии прошлого опыта субъекта, содержания и направленности его деятельности, индивидуально-личностных особенностей, в том числе аттитюдов, как аффективной ориентации – личностной преднастройки восприятия (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, Д. Узнадзе).


Образы и представления зрительного восприятия
Подходы к изучению феномена зрительного восприятия с позиций научных направлений психологии: гештальтпсихологии (В. Кёллер, К. Левин), бихевиоризма (К. Ховланд), психоанализа (К.Г. Юнг), отечественной психологии (М. Ю. Ломоносов, В.П. Зинченко, А.И. Миракян). Роль зрительных образов в формировании представлений памяти, мышления и воображения (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Э.В. Ильенков).
Эмоциональность зрительного восприятия. Синестезия
Психология чувственного восприятия (Х. Фолькельт, М.А. Мазманян). Синестезия и её проявление (Г. Роршах). Феномен «цветного слуха» на примере Н.А. Римского-Корсакова и А.Н. Скрябина (И.В. Страхов). Когнитивное исследование иллюзий восприятия (Р.Л. Грегори) и их использование в рекламе и дизайне.
Психология восприятия искусства. Психологические аспекты эстетики. Психология творчества.
Теория психологии искусства (А.А. Потебня, Л.С. Выготский). Природо- и антропосообразность символики искусства (Леонардо да Винчи, П. Габерлин). Психология художественного восприятия (П.М. Якобсон). Проблемы эстетики и исследование реакции на различные творения живописи (И. Кант, М. Дессуар, Т. Липпс). Теории творческого воображения и характеристика креативности (Г. Башляр, Д.П. Гилфорд). Психология художественного творчества (П. Мёбиус, Б.М. Неменский, И.Д. Ермаков).
Здоровьесберегающее значение восприятия искусства
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов). Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Социокультурные эталоны здоровья (античный, адаптационный, антропоцентрический) и их отражение в изобразительном искусстве, архитектуре. Концепции психического здоровья и здоровьесберегающие исторические народные традиции (В. Гельпах, Э.В. Ильенков, Б.С. Братусь). Роль искусства в формировании личности (Ж.-Ж. Руссо).
Искусство как практическая психология. Арт-терапия
Искусство как практическая психология (М.И. Владиславлев). Психотерапевтическое воздействие произведений искусства (Ж.М. Шарко). История возникновения и современные направления терапии творчеством, такие как эстетотерапия, арстерапия на основе народных праздничных гуляний (В.Е. Рожков, А.В. Свешников). Содержание, организация и процедура арт-терапевтических занятий (А.И. Копытин).
Психология дизайна. Ландшафтный дизайн как садово-парковое искусство и как пространство для реализации здоровьесберегающих технологий
Психология дизайна (В.М. Мунипов). История формирования ландшафтного дизайна в рамках садово-паркового искусства (Д.С. Лихачёв, О.Б. Сокольская). Основные виды произведений садово-паркового искусства: регулярный (геометрический) и пейзажный (имитирующий естественный ландшафт). Пейзаж как вид местности и жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа: ведута, марина и др.

Антропологический дизайн как синтез дизайна внешней среды и психологических состояний человека
Антропологический дизайн как одно из направлений в архитектуре XX века, возникшее на стыке архитектуры и психологии. Закономерности взаимозависимости дизайна внешней среды и психологического состояния человека, находящегося в этой среде. Психоэмоциональное воздействие на человека художественного пейзажа и ландшафта местности: общие и специфические особенности. Пейзажная фотография как искусство и психотерапевтическое средство. Архитектурная визуализация как средство проектирования в архитектуре и ландшафтном дизайне.
Ландшафтотерапия
Ландшафт как сложная эколого-эстетическая система гармоничных взаимоотношений фауны, флоры, почвы, планетарно-климатических факторов и как среда обитания человека. Ландшафтотерапия (пейзажетерапия) как разновидность терапии творческим самовыражением и психотерапевтическое направление в курортологии и современном направлении экологического туризма (А.В. Салернский, М.П. Кутанин, В.Е. Рожков). Методики ландшафтотерапии: климатотерапия, талассотерапия, аэротерапия, гелиотерапия, астротерапия, гидротерапия, криотерапия, термотерапия, фототерапия и хромотерапия, литотерапия, спелеотерапия, сельвотерапия; лечение тишиной, кинезитерапия, стопотерапия, природотрудотерапия (А.Т. Филатов, А.А. и В.К. Мартыненко, В.М. Паламарчук, В.Г. Кравцов). Классификация видов психоэмоционального воздействия ландшафтов (Н.М. Тюльпанов).
Перечень практических занятий

  1. Основные свойства восприятия

  2. Роль зрительных образов в формировании представлений памяти, мышления, воображения

  3. Общие и специфические особенности психической активности в рамках понятий «творчество» и «креативность»

  4. Психологический анализ здоровьесберегающих традиций в народном творчестве

  5. Психологические характеристики основных видов произведений садово-паркового искусства

  6. Психоэмоциональное воздействие на человека художественного пейзажа и ландшафта местности: общие и специфические особенности


Перечень лабораторных занятий

  1. Исследование иллюзий восприятия и их использование в дизайне

  2. Содержание, организация и процедура арт-терапевтических занятий

  3. Методики ландшафтотерапии

  1. Образовательные технологии

Изучение дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа» строится по модульному принципу: «введение» (инвариантный модуль) – представляет анонс курса, разделы: 2 – 4 (вариативные модули) – раскрывают содержание основных тематических блоков изучаемой проблемы. В случае необходимости представленный курс может войти либо посредством инвариантного модуля в различные, близкие по содержанию, учебные дисциплины, либо посредством расширения вариативных модулей, может быть развёрнут на большее количество аудиторных занятий.

В процессе изучения курса используются как традиционные дидактические методы (объяснение, использование наглядности и др.), так и инновационные педагогические технологии (интерактивные: диалоговые и полилоговые технологии обучения, дискуссии, конференции; технологии проектирования и проблемно-развивающего обучения; интернет-технологии. Соответственно используются как традиционные формы обучения и самообучения (лекции, семинары, подготовка рефератов), так и инновационные (интерактивные лекции, практические занятия с элементами тренинга; подготовка письменных аналитических работ, арт- и дизайн-проектов).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины: аналитическая справка, реферат, арт-проект, дизайн-проект.

Форма промежуточной аттестации: зачет.


Примерный перечень тем рефератов:

  1. Философский, культурологический, художественно-эстетический, психологический и здоровьесберегающий аспекты восприятие ландшафта как пейзажа.

  2. Гуманистический подход к природе и обществу в профессиональной деятельности (ландшафтное проектирование).

  3. Апперцепция как проявление субъективности восприятия.

  4. Пейзаж как вид местности и как жанр изобразительного искусства.

  5. Творчество в профессиональной деятельности (ландшафтное проектирование).

  6. Здоровьесберегающий подход в ландшафтном проектировании.

  7. Культурологическое значение ландшафтного проектирования (учёт этнических и национальных особенностей коренного населения местности).

  8. Феномен восприятия в структуре человеческой психики.

  9. Психологические аспекты восприятия искусства.

  10. Природо- и антропосообразность в символике искусства.

  11. Эстетическое восприятие действительности и художественное творчество

  12. Терапия творческим самовыражением (на примере какого-либо вида на выбор: эстетотерапия, хобби-терапия, иппотерапия, библиотерапия и др.)

  13. Арт-терапия как психотерапевтическое направление.

  14. Пейзаж как вид местности и жанр изобразительного искусства.

  15. Психологические аспекты дизайна.

  16. Ландшафтный дизайн как садово-парковое искусство.

  17. Ландшафтное проектирование в области курортологии.

  18. Ландшафтное проектирование в области экологического туризма.

  19. Ландшафтотерапия как дифференцированное воздействие на человека особенностей строения местности и флоры.

  20. Ландшафтотерапия как разновидность терапии творческим самовыражением и психотерапевтическое направление в курортологии и современном направлении экологического туризма.


Примерный перечень тем для составления аналитической справки:

  1. Образная основа представлений памяти, мышления, воображения.

  2. Образ восприятия как основа различных видов деятельности и общения.

  3. Образ восприятия как основа творчества и креативности.

  4. Психология чувственного восприятия

  5. Синестезия и её проявление.

  6. Феномен «цветного слуха»

  7. Социокультурные эталоны здоровья (античный, адаптационный, антропоцентрический)

  8. Здоровьесберегающие исторические народные традиции

  9. Здоровьесберегающие технологии в современном ландшафтном проектировании.

  10. Антропологический дизайн в ландшафтном проектировании как инновация XXI века.

  11. Психоэмоциональное воздействие на человека художественного пейзажа и ландшафта местности: общие и специфические особенности.

  12. Архитектурная визуализация как средство проектирования в архитектуре и ландшафтном дизайне.


Примерный перечень тем для разработки арт-проектов:

  1. Арт-проект в рамках одного из виттов арт-терапевтического направления: творческого, интегрального, деятельного, проективного, сублимационного (на выбор)

  2. Терапия творческим самовыражением на примере написания пейзажей (на выбор: лесных, горных, морских, - реальных и фантастических).

  3. Психоэмоциональное воздействие цвета в пейзаже.

  4. Арт-терапия на основе восприятия работ знаменитых художников-пейзажистов (И. Репина, И. Левитана, К. Васильева и др.)

  5. Арт-проект на основе «картин природы» в литературных произведениях (Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина и др.)


Примерный перечень тем для разработки дизайн-проектов:

  1. Психологический анализ произведений садово-паркового дизайна (на примере дворцово-паркового ансамбля, английского или французского парка, японского сада, - на выбор).

  2. Психологические аспекты ландшафтного дизайна территории детско-юношеского образовательного учреждения (детский сад, школа, дом творчества детей и молодежи, студенческий кампус и др.).

  3. Психологические аспекты ландшафтного дизайна территорий детских оздоровительных учреждений (летних лагерей, санаториев, профилакториев).

  4. Психологические аспекты ландшафтного дизайна территорий медицинских учреждений, домов престарелых.

  5. Психологические аспекты ландшафтного дизайна территорий промышленных предприятий и различных учреждений (на примере конкретного учреждения).

  6. Ландшафтный дизайн территорий жилых помещений (в городской или сельской местности).


Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа»:

  1. Представьте феноменологию пейзажа.

  2. Объясните смысл и содержание гуманистического подхода к явлениям природы и общества.

  3. Раскройте специфические особенности восприятия как структурно-функционального компонента психики (основные свойства восприятия).

  4. Продемонстрируйте взаимосвязь восприятия с другими феноменами психики (внимание, память, мышление, воображение).

  5. Опишите, в чём заключается эмоциональность восприятия.

  6. Проанализируйте образ и представление как взаимосвязанные структурные образования, обеспечивающие функционирование и развития психики.

  7. Раскройте содержание феномена апперцепции и приведите примеры из произведений литературы или собственного опыта.

  8. Представьте зрительное восприятие с позиций направлений мировой психологии (на выбор: гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа и отечественной психологии).

  9. Раскройте понятие «синестезия» и приведите примеры проявления этого феномена.

  10. Проанализируйте, на основе каких свойств и особенностей восприятия основаны иллюзии восприятия.

  11. Раскройте предметное содержание психологии искусства.

  12. Продемонстрируйте роль искусства в формировании личности.

  13. Опишите психологические аспекты эстетического восприятия.

  14. Раскройте предметное содержание психологии творчества.

  15. Представьте здоровье человека как предмет психологического исследования.

  16. Объясните, в чём заключается психотерапевтическое воздействие произведений искусства и объектов природы.

  17. Раскройте предметное содержание психологии дизайна.

  18. Проанализируйте, в чём состоит психологическая составляющая антропологического дизайна.

  19. Приведите пример использования приёмов терапии творчеством и творческим самовыражением в ландшафтном проектировании.

  20. Приведите пример классификации психоэмоционального воздействия ландшафтов.

  21. Опишите, в чём состоит психологический смысл ландшафтотерапии.

  22. Раскройте специфические особенности направлений ландшафтотерапии (на выбор: климатотерапия, талассотерапия, сельвотерапия, литотерапия и др.).

  23. Приведите пример учёта психологических особенностей в области ландшафтного проектирования (на примере условно конкретного объекта).

  24. Раскройте специфические психологические особенности ландшафтного проектирования в сфере курортологии.

  25. Раскройте специфические психологические особенности ландшафтного проектирования в сфере экологического туризма.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии [Текст]: учебн. пособие /Н. Е. Веракса. - М.: Изд. центр: Академия, 2008. – 235 с.

  2. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений /Л.К. Казаков, - 2-е изд. исправл. – М.: Изд. центр: Академия, 2008. – 336 с.

  3. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений /О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский, А.П. Вергунов, - 2-е изд. – М.: Изд. центр Академия, 2008, - 224 с.


б) дополнительная литература:

1. Березовая Л.Г. История русской культуры [Текст]. /Л.Г.Березовая, Н.П. Берлякова - М., 2002. – 526 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст]. /М.Е. Бурно. М.: Медицина, 1989. – 538 с.

3. Васильева о.С. психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений. /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 352 с.

3. Лихачёв Д.С. История садов [Текст]. /Д.С. Лихачёв. – М., 1990. – 324 с.

4. Маньшина Н.В. Курортология для всех [Текст]. /Н.В. Маньшина. – М.: Феникс, 2007. – 348 с.

5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры [Текст]. /С.С. Ожегов. – М., 2003. – 478 с.

6. Практикум по арт-терапии [Текст]. /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

7. Акватория красоты и здоровья [Текст]. /Журнал. Спец. выпуск 2005 № 2(15). – М.: Изд. дом Здесь и сейчас.
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы:


  1. http://www.desnet.ru/forum/index - Психология в дизайне

  2. http://ru-russia.ru/links - Изобразительное искусство


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мульти-медиа - оборудование, позволяющее проводить компьютерные тематические презентации в рамках дисциплины.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 География; квалификация (степень) выпускника - магистр.


Автор:

к. пед. н., доцент О. М. Гуменская


Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от ___________года, протокол № _________________.


Подписи:

Декан факультета психологии,

д. псх. н., профессор Л.Н. Аксеновская


Декан географического факультета,



д. г. н., профессор В.З. Макаров


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка