«психический больной в семье»



Скачати 349.48 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір349.48 Kb.
ТЕМА: « ПСИХИЧЕСКИЙ БОЛЬНОЙ В СЕМЬЕ»

псих.jpg

ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Проблемы психических заболеваний в обществе.
1.1. Проявление стигматизации в разных странах

1.2.Стигматизация со стороны медицинского персонала

1.3.Стигматизация со стороны общества.

1.4.Самостигматизация.

1.5.Стигматизация семьи больного со стороны общества

2.Стериотипы восприятия «безумия».
3.Опасность психических больных для общества. 

4.Роль семейного фельдшера в уменьшении влияния стигмы.
5.Методы работы семейного фельдшера с семьями, имеющими душевнобольного.

Дополнительная информация по проблемам семьи, воспитывающеё подростка для самостоятельного изучения учащимися

1.Это многих славных путь: 25 лет NAMI


2.Программа Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» на 2005-2010гг

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:
1.Пробдемы городских и сельских семей, имеющих душевно больных.

2.Динамическое наблюдение за пациентом с психическими нарушениями.

3.Особенности работы семейного фельдшера с семьями, имеющими душевнобольных родителей.

4. Особенности работы семейного фельдшера с семьями, имеющими душевнобольных детей.

5.Правовая защита лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Темы для сообщений:


  • Психические болезни

  • Психические расстройства

  • Психические нарушения

  • Обеспечение безопасности в доме, где проживает душевнобольной

  • Поощрение к труду душевнобольного

  • Основные потребности семьи, имеющей душевнобольного

ТЕМА учебно-исследовательской работы: «Оценка психического здоровья преподавателей и учащихся колледжа»

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом

по теме «ПСИХИЧЕСКИЙ БОЛЬНОЙ В СЕМЬЕ».

1.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

2.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

3.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

4.Составьте краткий конспект по вопросам темы.

5.Внимательно прочитайте тему ещё раз.

6.Ответьте на вопросы домашнего задания.

7.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

8.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз .

9. Ознакомьтесь с темами рефератов.

10. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

11.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

12.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.

13.Внимательно ознакомьтесь с предложенными ситуациями по теме. Вспомните или прочитайте соответствующие разделы по предмету «Психиатрия с наркологией»

14.Подумайте, какие методы вы можете использовать, чтобы установить доверительный контакт с пациентом.

15. Составьте план консультативной беседы для каждой ситуации. Постарайтесь ответить, для чего вы включаете в план тот или иной пункт.

16.Продумайте логическую цепочку вашей беседы. Помните, что в вашей компетенции только независимые сестринские вмешательства, поэтому не исключайте возможность направить пациента к врачу.

17.Обратите внимание на завершение беседы. Оцените, можно ли её считать завершённой.

18.В соответствии с составленным планом изложите беседу письменно, уделяя особое внимание вопросам, которые задаёт семейному фельдшеру предполагаемый пациент.


1.Проблемы психических заболеваний в обществе.

Психиатрия, по сравнению с другими медицинскими специальностями, всегда привлекала особое общественное внимание. Сложился миф о неизлечимости психических заболеваний, опасности психически больных, полной непредсказуемости их поведения. Люди выделяют особую группу индивидов, называемых «сумасшедшими», «помешанными», «полоумными», «чокнутыми», от которых окружающим следовало бы держаться подальше. Страдают от такого отношения не только сами больные, но и их родственники. Это проявляется в социальной изоляции семьи больного, в различных видах дискриминации, ущемлении прав и интересов психически больного, в чувстве неловкости у родных и близких перед окружающими за то, что член их семьи страдает психическим заболеванием, в стремлении скрыть сам факт наличия в семье психически больного. Такие притеснения называются стигматизацией.

Очевидно, что подобное отношение окружающих к психически больному человеку приводит к развитию у него комплекса неполноценности, ущербности и к усугублению симптомов заболевания. Часто случается, что душевнобольные попадают в тюрьму. Причинами могут быть бродяжничество, токсикомания или какие-то действия, совершаемые, как правило, в момент приступа или обострения болезни. К сожалению, общество до сих пор рассматривает тюрьму как самое надёжное место для изоляции шизофреников. Однако в тюремной больнице им не могут предоставить необходимого лечения, и состояние больных продолжает ухудшаться. Наказание оказывается двойным: кроме самого факта заключения, им достаётся от жестокого обращения с ними других заключённых, что приводит к окончательной потере социальных контактов и ещё большей изолированности. В нечеловеческих условиях, гонимые обществом, униженные и вынужденные прятаться от посторонних глаз, эти несчастные нередко предпочитают жизни – самоубийство.
1.1.Проявление стигматизации в разных странах

 

  Следует отметить, что в разных странах стигматизация проявляется по-разному. Судя по работам, посвящённым этой проблеме, в наибольшей степени стигматизация психически больных поразила западноевропейское общество. Как указывают авторы, для его членов даже простое «посещение психиатра стало почти социальной стигмой», тогда как «в США совершенно естественно говорить о посещении психиатра, о работе над собой под его руководством. Пациента поддерживают в намерении посещать психотерапевта и в случае необходимости принимать лекарства»



Первым комплексным исследованием, посвящённым проблеме стигматизации, была книга американского социолога Ирвинга Гоффмана «Стигма» об особенностях искалеченной личности», которая вышла в 1963 г

Рис 1. Иллюстрация к книге американского социолога Ирвинга Гоффмана «Стигма»

http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/33/novikov.files/002.jpg
Стигматизация  негативное выделение обществом индивидуума (или социальной группы) по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивидуума (или представителей данной социальной группы)»

Происхождение термина «стигматизация» связано со словом «стигма», которым в Древней Греции называли клеймо на теле преступника или раба. Со второй половины XIX в. это слово стало использоваться в переносном смысле как «метка», «позорное клеймо», а в медицине – как «признак болезни».



Гоффман выделял 3 принципиально различных типа стигм:

1) «телесные уродства»;

2) «индивидуальные недостатки характера, воспринимаемые как слабость воли».

К таким недостаткам Гоффман причисляет спутанность сознания, судимость, наркоманию, гомосексуализм, потерю работы, попытки самоубийства и даже радикальную политическую позицию. Применительно к белорусской действительности можно было бы включить в эту группу стигм также алкоголизм и отсутствие постоянного места жительства;



3) «филогенетическая стигма расы и религии, передаваемая от одного поколения другому» и заклеймляющая всех членов семьи.

Современный швейцарский психиатр Асмус Финзен выделяет несколько иные виды стигм:



1) врождённая стигма;

2) стигма вследствие болезни;

3) стигма принадлежности к меньшинству.

Множество стигм, по Финзену, являются врождёнными: разнообразные уродства и атавизмы (заячья губа, волчья пасть), врождённые глухота, слепота, олигофрения или даже – в определённой степени – рыжие волосы. Ребёнок ещё не понимает, что он не такой, как все. Такие люди осознают стигму своего дефекта всерьёз только постепенно, в процессе общения с «нормальными» детьми и взрослыми, хотя часто это происходит внезапно, например, при поступлении в детский сад или школу. Стигматизированного избегают, он не может найти себе друзей, а если и находит, то они, как правило, стесняются появляться на людях в его обществе. Его отвергают, насмехаются над ним. Он не находит себе работы, даже такой, которую мог бы выполнять не хуже или даже лучше других. Такой человек почти непременно «уходит в себя», и у него развивается комплекс неполноценности . http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/33/novikov.files/003.jpg

Если стигма возникает в ходе жизни, индивидуум успел уже многое узнать о жизни «нормальных» людей, так как сам всегда причислял себя к ним и, более того, вырос в атмосфере предвзятости и предубеждений в отношении «неполноценных» людей. И вот, сам став таким, т. е. приобретя какой-нибудь дефект (например, лишившись ног в результате автомобильной аварии), человек должен заново идентифицировать себя

Часто от психически больных отказыва-

ются даже друзья и родственники. Это

может привести к тому, что психически

больные оказываются на улице, в тюрьме

или заканчивают жизнь самоубийством.






Если стигма возникает в Если стигматизированному не будет оказана психотерапевтическая помощь, у него почти наверняка разовьётся обесценивание собственной жизни, а это может повлечь за собой суицидальные попытки.

Лица, принадлежащие к стигматизированному меньшинству (3й вид стигм), физически и психически «нормальны», и «у них имеются лучшие предпосылки для преодоления стигмы, потому что они здоровы и потому что они живут в окружении лиц, в равной степени стигматизированных»

 

1.2.Стигматизация со стороны медицинского персонала.

В современной Беларуси отношение врачей к пациентам обычно директивное, формальное, непартнёрское или просто неуважительное. М. М. Кабанов и др. называют также другую крайность отношений «врач – пациент»: «снисходительность, "похлопывание по плечу", обращение к пациенту на "ты" и только по имени (вне зависимости от возраста пациента и профессионала), то есть, по сути, – пренебрежение реальными нуждами и заботами больного...» 

Исследования, проведённые в Великобритании в 1996 г., выявили, «что врачи стигматизируют психически больных в большей мере, чем это делает всё общество». Между тем общеизвестно, «насколько важным является полное доверие пациента к врачу. В очень многих случаях возникновение такого доверия может стать отличным профилактическим средством, что позволит даже при многих факторах предрасположенности человека к болезни уберечь его от шизофрении».



А. Финзен убеждён в том, что «болезнь шизофрению нельзя лечить, по крайней мере успешно, если одновременно не учитывать последствий отношения к ней со стороны общества».

Кабанов и др. приводят результаты исследования, проведённого в Институте им. Бехтерева в рамках программы ВОЗ «Удовлетворённость потребителей психиатрическими службами». Согласно этим данным, родственники психически больных как в клиниках Института им. Бехтерева, так и в районных психоневрологических диспансерах, в большинстве своём (56% и 66% соответственно) «никогда» не вовлекались в принятие решений по применению той или иной меры по отношению к больным. Они же считали, что их точка зрения по отношению к этим мерам «неприменима». Родственники также в основном (83% и 75% соответственно) «никогда» не вовлекались в оценку деятельности служб и также считали этот процесс «неприменимым» к ним (71% и 88% соответственно). Кроме того, информация об их болезни была для больных «не всегда ясной» (48% и 70% соответственно).



1.3.Стигматизация со стороны общества.

Пациенты с психическими расстройствами часто испытывают трудности в получении жилья. Так, по данным И. Я. Гуровича, в нашей стране общежития для психически больных, утративших социальные связи, насчитываются единицами, тогда как в других странах подобные аккомодационные учреждения занимают очень важное место. Велико число психически больных среди бездомных. Ежегодно в Беларуси число психических заболеваний составляет 15% от общего увеличения заболеваемости.



Стигматизация – это нечто большее, чем простое «навешивание ярлыков». Отношение общества к тем или иным явлениям редко возникает совершенно стихийно, необоснованно, оно не возникает из ничего. Стереотипы восприятия «безумия», вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, часто неосознанно, в процессе повседневных социальных взаимодействий. Подсознательный страх – главная причина любой стигматизации.

Около 1/3 диспансерной группы больных, продолжающих трудовую деятельность, были вынуждены оставить или изменить место работы вследствие «структурных реорганизаций на производстве» .

Не всегда в нашей стране выполняется требование закона, по которому «в целях сохранения медицинской тайны диагноз заболевания в листке нетрудоспособности записывается только с согласия пациента». Эта норма является дополнительной «соломинкой» для психически больного, спасающей его от дискриминации работодателем.

Надо принимать во внимание, что, как справедливо замечает А. Финзен, «концентрация внимания на стигме (и дестигматизации) не является бесспорной в первую очередь с позиции объединений родственников больных и самих больных. Они указывают на то, что при этом внимание обращается на стигматизированных, а не на тех, кто так несправедливо преследует их обвинениями, предубеждениями и оскорблениями». Более того, по мнению С. Лори, «можно даже утверждать, что наличие отдельного законодательства для "психических болезней" является дискриминирующим» .



1.4.Самостигматизация.

И. Я. Гурович пишет о так называемой самостигматизации. Многочисленные исследования показали, что психически больные имеют такое же негативное мнение о психическом заболевании, как и население. Видимо, важную роль тут играет самовнушение. Нередко они усваивают стереотипы роли неправоспособного человека, становятся вследствие этого социально отгороженными, зависимыми от помощи других, вживаются в роль инвалида, что ведёт к усугублению социальной дезадаптации.




1.5.Стигматизация семьи больного со стороны общества. С. Я. Бронин отмечает, что «совместное проживание с душевнобольными и лицами с грубой психической патологией является уделом и важным невротизирующим фактором большой части населения». Исследователь даже выделяет в отдельную группу «неврозы» членов семей душевнобольных и алкоголиков.

Дезадаптация семьи душевнобольного обусловлена:



а) ситуацией хронического стресса у членов семьи, связанной с бременем проживания с больным родственником и ухода за ним;

б) чувством вины по отношению к больному;

в) тенденцией таких семей к защите от внешнего окружения, осуществляемой в форме социальной изоляции.

Такие стигматизированные семьи ориентируются в первую очередь на лекарственную терапию и в этом отношении становятся её «пассивными потребителями». Вторую составляющую дезадаптации (чувство вины) усиливают бытующие в обществе обвинения семьи в возникновении заболевания, которые распространяются самыми разными общественными группами, включая церковь. Появился даже специальный термин – «шизофреногенная семья».

  2.Стериотипы восприятия безумия

Стигматизация  – это нечто большее, чем простое «навешивание ярлыков». Отношение общества к тем или иным явлениям редко возникает совершенно стихийно, необоснованно, оно не возникает из ничего. Дискриминация по отношению к лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, в прошлом была оправдана отсутствием эффективных методов борьбы с эпидемиями. То же самое можно допустить и в случае с психическими заболеваниями в долечебную эпоху. Можно также отчасти понять современных работодателей и страховых агентов, дискриминирующих лиц с психическими расстройствами из-за оправданной http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/33/novikov.files/004.jpg

озабоченности их невыходами на работу.



Неконтактный ребёнок очень хочет быть таким же, как остальные дети, хочет иметь друзей. Но эта его старательность кажется окружающим неуместной и странной, и ребёнок вновь и вновь не понимает, почему окружающие не хотят дружить с ним.

Стереотипы восприятия «безумия», вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, часто неосознанно, в процессе повседневных социальных взаимодействий. Таким образом, подсознательный страх – главная причина любой стигматизации. Этот страх постоянно подкрепляется сообщениями в средствах массовой информации о случаях насилия, в которых участвуют душевнобольные. После каждой такой «журналистской бомбы» возвращение общества к исходному состоянию относительной толерантности к психически больным происходит «довольно медленно»



А. Финзен даже говорит о шизофрении как о метафоре. Психиатр отмечает, что журналисты часто говорят о шизофрении, имея в виду не болезнь в буквальном, медицинском значении термина, а образ мыслей, который представляется им противоречивым, бессмысленным. Иначе говоря, средства массовой информации злоупотребляют термином, и очевидно, что через них такое неверное, расплывчатое значение слова закрепляется в обиходном языке людей. Венский психиатр Хайнц Катчинг полагает, что «термин ("шизофрения" – Е. Н.) приобрёл самостоятельное значение, не соответствующее современному представлению о болезни "шизофрения"». Если люди хотят представить чьи-то мысли и действия как особенно противоречащие здравому смыслу или являющиеся «пустой болтовнёй», то называют их шизофреническими. Для большинства людей «шизофрения» – «это заблуждение ума и души, ведущее к полному безумию, ужасу, непредсказуемости, неспособности руководить своими поступками, безответственности». Всё это дало повод американской эссеистке Сьюзен Сонтаг написать: «Кажется, что любому обществу необходима болезнь, которую можно было бы отождествить со злом, а её жертв воспринимать как позор» Шизофрения для этой цели вполне подходит – так же, как СПИД или как раньше проказа. Можно сказать, что шизофрения – болезнь с дурной славой.

Слова, обозначающие лиц с различными психическими расстройствами, или производные от них («дебил», «шизо», «идиот», «кретин», «олигофрен», «психопат» и т. п.) прочно вошли в лексикон белорусского народа и часто используются в моменты эмоциональных срывов в качестве ругательств и оскорблений. Думается, что это является ещё одним фактором стигматизации.



Британский социолог Кэтлин Джонс видит в основе стигматизации психически больных стремление общества выработать границы нормального поведения: «Без навешивания на некоторых людей, а также на типы поведения, таких ярлыков, как "ненормальный" или "антиобщественный", общество окажется не в состоянии определить, что же является нормальным, и выработать правила общественного поведения... Люди, поведение которых характеризуется как шизофреническое... представляют собой нечто наподобие мерила, с помощью которого определяется степень допустимости отклонений в поведении... Ортодоксия, чтобы определить степень своей ортодоксальности, зависит от неортодоксии: однако оказывается, что такие ярлыки навешиваются на людей по случайному принципу». (Автор добавляет, что поведение, которое в одном обществе рассматривается как психическое заболевание, в другом может считаться уголовным преступлением, в третьем же к нему относятся терпимо).
3. Опасность психических больных для общества. 

  В отличие от нелепых опасений общества относительно психически больных (как, например, миф о заразности психических расстройств) боязнь агрессии со стороны душевнобольных требует серьёзного рассмотрения.

Что касается больных шизофренией, то нет никаких оснований бояться этих людей. «Больные шизофренией в основном не агрессивны. Большинство из них как раз очень отстранённы и тихи. По статистике случаи агрессивного поведения среди них встречаются не чаще, чем среди здоровых людей». Это подтверждают и результаты исследования, проведённые в Германии Беккером и Хефнером: «По сравнению с общим числом правонарушителей в популяции, привлекавшихся к уголовной ответственности, психически больные составляют только 3%. Это примерно соответствует частоте данных заболеваний среди взрослого населения» .

Однако стоит признать, что при психопатиях вероятность непредсказуемого поведения всё же выше, чем в среднем в обществе. Антонян и Бородин в статье «Преступность и психические аномалии» приводят интересную статистику распространённости тех или иных заболеваний среди преступников с аномальной психикой. Психопатия была выявлена у 14,17% таких преступников, психопатические черты характера – у 18,24%, поражения центральной системы органического происхождения – у 18,66%, травматического происхождения – у 18,04% и хронический алкоголизм – у 16,6% преступников. Среди убийц и лиц, нанёсших тяжкие телесные повреждения, оказалось (в процентах): психопатов – 16,5%; лиц с психопатическими чертами характера – 18,6%; с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы органического происхождения – 12,2%; травматического происхождения – 18,1%.

Но и в случае психопатиями все же следует отметить, что, согласно исследованию В. В. Королёва, «психические отклонения не являются и не могут являться главной причиной противоправных деяний, хотя многие виды психических аномалий изменяют поведение человека».Весьма осторожные оценки о влиянии аномалий психики на противоправное поведение высказывают в монографии «Генетика, поведение, ответственность» и Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. С одной стороны, они не отрицают, что генетически заданный процесс устраняет возможность выбора варианта поведения, а с другой – считают, что только от самого субъекта зависит содержание совершаемого поступка, поскольку он в состоянии оценить и учесть существенные объективные факторы окружающей действительности. В заключение авторы признают, что определённые выводы о связи генетических факторов с преступностью на современном уровне развития науки сделать затруднительно.

Среди факторов, способствующих насилию, наверное, самыми существенными являются наркомания и алкоголизм, оторванность от социальной среды и, разумеется, отсутствие лечения. Стоит также принять во внимание, что агрессивные действия психически больных чаще совершаются в семье, в кругу близких знакомых или в лечебном заведении (например, нападение на психотерапевта во время сеанса) и что посторонние люди редко оказываются пострадавшими.
4.Роль семейного фельдшера в уменьшении влияния стигмы.
http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/33/novikov.files/005.jpg

Рисунок психически больного. Больные очень болезненно переживают свою ненужность, и это лишь усугубляет симптомы их болезни.
Почти нет сомнений в том, что стигму можно создать – для этого у заинтересованных лиц имеется большой ассор-тимент средств, называемый «пиаром» (PR). Стигму можно уменьшить – в частности, благодаря работе семейного фельдшера по просвещению: санбюллетеням, выступлениям по радио и телевиденью, статьи в прессе, беседы с населением, соседями и родственниками душевнобольных. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что первое происходит гораздо легче, быстрее и чаще, чем второе. И  все-таки, что можно сделать, чтобы уменьшить или свести на нет предрассудки в отношении психических заболеваний и людей, страдающих ими?

«Потеплению» отношения общества к психиатрии, к психически больным во многом способствовали проводившиеся в последние десятилетия исследования социальных последствий психических заболеваний и расстройств. В частности, было показано, что «любое общество имеет значительные потери на макро- и микросоциальном уровнях и несёт огромное бремя в связи с наличием этих расстройств. Проведение комплексных исследований показало, что, с одной стороны, наличие психических заболеваний и расстройств в любом государстве влечёт за собой огромные исчисляемые и неисчисляемые потери на уровне общества и семьи.  С другой – что с учётом масштаба названных потерь психиатрия должна быть включена в число приоритетных медицинских дисциплин, таких как сердечнососудистые заболевания, онкология и травматизм». Думается, что следует продолжать популяризацию подобных исследований в широких слоях общественности.



Практически всеми авторами признаётся, что образование является наиболее очевидным способом корректировки установок и влияния на поведение. Однако такое образование должно быть не разовой социально-рекламной акцией семейного фельдшера, а целенаправленной кампанией, если не сказать – политикой. Это подтверждено опытом западных стран. Так, по сообщению С Лори, «две обучающие программы, проведенные ранее в юго-восточной Англии, не оказали существенного влияния на уровень информированности общественности». Зато осуществлённые в США в 60х гг. прошлого века «обширные образовательные программы, приближенные к населению... повысили способность населения распознавать разные психические болезни и относиться к ним так же, как и к соматическим заболеваниям».

Обучение, очевидно, будет наиболее эффективно, если оно будет специальным, точным, честным и ориентированным на определённые социальные группы. При этом семейный фельдшер должен помнить, что этическая и социальная значимость одной из главных норм медицинской этики – конфиденциальности – определяется «необходимостью обеспечения неприкосновенности частной жизни. Поэтому, семейный фельдшер должен направлять свою деятельность на защиту социального статуса и экономических интересов пациента. А в особенности  – на предупреждение



социального остракизма психиатрических больных, ВИЧ-инфицированных и т. д. Обеспечение откровенности и доверия во взаимоотношениях семейного фельдшера и пациентов – залог успешной консультативной помощи.

Многих будущих проблем можно избежать заранее, грамотно и методично воспитывая у членов семьи душевнобольных способность к моральной рефлексии и потребность в ней. Семейному фельдшеру необходимо научиться распознаванию среди пациентов лиц с психическими расстройствами.

Обществу нужно прививать мысль, что не следует бояться пациентов с психозами, и описывать вероятные причины аномального поведения, а также способы, с помощью которых можно с ними справиться.

С учётом того, что многие считают психотропные препараты скорее вредными, чем полезными, важно информировать членов семьи пациента о том, насколько эффективны современные методы лечения при определённых расстройствах.

Увеличение контактов здоровых с психически больным обычно приводит к менее критическому их отношению к нему, особенно если они видят такого больного при выполнении им его ежедневных ролей .

«Палки в колёса» научной психиатрии ставят различные экстрасенсы, маги, колдуны и прочие шарлатаны. Само их существование как бы свидетельствует о том, что психиатры не в силах справиться со своими обязанностями, а излечить психически больного – сущий пустяк: это можно сделать и по фотографии, и с помощью одного-единственного народного снадобья, и заговором. На деле, как правило, оказывается, что после обращения к «целителям» состояние больных ухудшается и часто необходима принудительная госпитализация.

Зарубежный опыт показывает, что не менее важную роль в изменении общественного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами, сыграли и общественные организации так называемых «потребителей психиатрической помощи» (ассоциации психически больных и их родственников, семей больных шизофренией и т. п.), превратившиеся в последние десятилетия в мощное, влиятельное и эффективное движение в психиатрии. «Деятельность этих объединений направлена на защиту интересов и прав психически больных, их социальную поддержку, обращение внимания общества к нуждам психиатрии, психически больных и членов их семей, изменение устоявшегося стереотипа о психически больных, преодоление стигматизации в психиатрии». На практике оказывается, что родственники способны помочь себе. Они могут обучить друг друга, использовать опыт товарищей по несчастью и, наконец, предоставить в распоряжение семейного фельдшера свои знания об "обратной стороне" шизофрении, о которой те мало знают.

Очевидно, что общество, в котором царят средневековые предрассудки, мифы, первобытный страх перед Другим, не может считаться цивилизованным, гуманным. И только в условиях толерантности и просвещения гуманистические ценности и добродетели будут реализовываться в реальном поведении людей естественным образом.
3.5.Методы работы семейного фельдшера с семьями, имеющими душевнобольного.

Семейное психиатрическое просвещение — подход, основанный на доказательствах: как свидетельствуют данные исследований, его применение способствует снижению показателей рецидивов и облегчает процесс восстановления у людей с психическими расстройствами. Разработан набор основных компонентов эффективных программ по психиатрическому просвещению семей, куда входят оказание эмоциональной поддержки, просветительная работа, предоставление ресурсов в кризисные периоды, а также формирование навыков решения проблем.

Члены семьи и другие лица, вовлеченные в жизнь взрослых людей с серьезными психическими расстройствами и участвующие в уходе за ними, часто оказывают таким пациентам эмоциональную поддержку, берут на себя функции специалиста, ведущего пациента, предоставляют материальную помощь, защищают интересы больного, помогают в обеспечении жильем. Выступая в такой роли, человек может получать определенное моральное удовлетворение, вознаграждающее его за испытываемые трудности, но все же исполнение подобных обязанностей тяжким бременем ложится на близких больного которые нередко имеют лишь ограниченный доступ к информации и ресурсам, в которых нуждаются .Семейному фельдшеру следует помнить, что если удовлетворяются потребности членов семей в информации, клинических рекомендациях и поддержке, то улучшаются и результаты у пациентов.

К настоящему времени разработано и реализовано несколько моделей, учитывающих потребности семей лиц с психическими заболеваниями. Сюда относятся:


  • индивидуальное консультирование и психиатрическое просвещение семей;

  • различные формы более традиционной семейной терапии ;

  • ряд управляемых специалистами краткосрочных программ семейного просвещения ,которое иногда называют “психотерапевтическим обучением”;

  • организуемые различными объединениями семей информационные или поддерживающие занятия либо группы.

Психиатрическое просвещение семей опирается на достаточно прочную базу исследовательских данных и опыта распространения, что позволяет рассматривать этот подход как основанный на доказательствах. Однако термин “психиатрическое просвещение” может вводить в заблуждение: семейное психиатрическое просвещение включает в себя многие психотерапевтические элементы, часто использует консультативную основу и обладает рядом характеристик, общих с другими типами семейных вмешательств.

Основные цели, преследуемые при работе с семьей психически больного, — достичь наилучшего возможного для него исхода, объединяя усилия специалистов и близких в процессе лечения и ведения пациента, а также облегчить страдания членов семьи, поддерживая их попытки способствовать выздоровлению своего родственника.

В соответствии с моделями лечения, эффективность которых подтверждена убедительными данными, семейные фельдшера должны придерживаться следующих 15 принципов работы с семьями психически больных:

· Координировать все компоненты лечебного и реабилитационного процесса, обеспечивая, чтобы деятельность каждого из его участников была направлена на достижение единой общей цели при поддержании обстановки сотрудничества и взаимной поддержки.

· Уделять внимание и социальным, и клиническим потребностям пациента.

· Обеспечивать контроль за приёмом назначенных лекарственных препаратов.

· Прислушиваться к заботам семьи и привлекать ее членов как равноправных партнеров к планированию лечения и выполнению лечебных назначений.

· Выяснять и анализировать ожидания членов семьи в отношении лечебной программы и в отношении результатов у пациента.

· Оценивать сильные и слабые стороны семьи с точки зрения ее возможностей по оказанию поддержки больному.

· Помогать в разрешении семейных конфликтов, чутко реагируя на испытываемый родственниками эмоциональный дистресс.

· Учитывать и облегчать переживаемое родственниками чувство утраты.

· Предоставлять пациенту и его семье надлежащую информацию в подходящее для этого время.

· Предоставлять четкий план действий при кризисных состояниях и обеспечивать своевременную специализированную помощь.

· Помогать налаживать связи и общение между членами семьи.

· Организовать обучение членов семьи навыкам структурированного подхода к разрешению проблем.

· Побуждать членов семьи к расширению сети социальной поддержки — например, к вступлению в такие организации, оказывающие содействие семьям, как NAMI.

· Проявлять гибкость при удовлетворении потребностей семьи.

· Облегчать семье доступ к другому специалисту в случае, если текущая работа с ней прекращается.

Данные исследований свидетельствуют о том, что среди пациентов, чьи семьи были охвачены психиатрическим просвещением, гораздо реже развивались рецидивы, а также уменьшалось количество повторных госпитализаций по сравнению с теми, кто получал стандартные индивидуальные услуги. Причем за двухлетний период эта разница варьировалась в пределах от 20 до 50%. Показатели снижения частоты развития рецидивов, обеспечиваемые программами продолжительностью более трех месяцев, располагались ближе к тому полюсу этого диапазона, где размещаются более высокие значения. Кроме того, отмечались такие положительные результаты, как улучшение благополучия членов семьи, активизация участия пациентов в программах профессиональной реабилитации ,а также снижение стоимости помощи . .

Распространению психиатрического просвещения семей может способствовать активная деятельность семейного фельдшера. Рекомендуется в этой работе использовать не только энтузиазм, но и опыт массовых семейных организаций, таких как NAMI, с профессиональными и клиническими программами.

ВОПРОСЫ. 1.Какие проблемы (действительные и потенциальные) психических заболеваний в обществе вы можете выделить?2.Что такое стигматизация?3.Как проявляется стигматизации в разных странах ?

4.В чём выражается стигматизация со стороны медицинского персонала ? 5.Какова стигматизация со стороны общества? 6.Что такое самостигматизация?7.Каким образом проявляется стигматизация семьи больного со стороны общества?8.Каковы стериотипы восприятия «безумия»? 9.Опасны ли психические больные для общества? 10.Какова роль семейного фельдшера в уменьшении влияния стигмы? 11.Какие методы работы семейного фельдшера с семьями, имеющими душевнобольного вы знаете?

ЗАДАНИЕ.

Подготовить тексты консультаций семейного фельдшера для следующих ситуаций:

Ситуация 1.

Моя мама психически больна. Ее поведение неадекватно и я не знаю как вести себя с ней. Я замужем, живем с мужем и дочкой отдельно. Я предпочитаю не думать о ее болезни, стараюсь меньше общаться с ней. Каждый ее приезд заканчивается моей собственной истерикой, она просто доводит меня до какого-то непонятного исступления. Я стараюсь, Боже, как я стараюсь держать себя в руках, постоянно повторяю себе, что она больной человек и реагировать на все это следует соответственно, но в последнее время (последние два месяца) у меня ничего не получается. В этот момент мне хочется только одного, что бы она ушла, оставила меня в покое. Мне невыносимо слушать ее голос. Физический контакт (поцелуй, касание рукой) вызывает у меня мелкую дрожь, отвращение, я чувствую себя в безопасности, только находясь в другой комнате. Больше всего меня беспокоит, что это отражается на моей дочке. Она очень смышленая, развитая девочка. Но когда приезжает моя мама, я становлюсь по отношению к ней (дочке) очень строгой, могу ударить, хотя обычно этого не делаю. То есть в том случае, где я обычно объясняю ей все словами и спокойно, я начинаю кричать и насильно заставлять делать ее что-либо (умываться, ложится в кроватку) Потом очень жалею ее, себя, долго плачу. Дочка, перекрикивая наш собачий лай, сама кричит " Не кричите! Не надо!". Моей крохе нет еще и трех лет! Однажды я пообещала себе, что не скажу ни одного плохого слова, не сорвусь и не накричу. После того как за мамой закрылась дверь у меня еще долго дрожали руки и шла носом кровь. Я сорвалась на ни в чем неповинной крохе, отшлепала за какую-то там шалость.

Оглядываясь на свою жизнь, у меня возникает одно чувство - чувство жалости к себе. Но я понимаю, что нужно что-то делать. Но не знаю, как все исправить. Я начала искать компетентного специалиста, мне посоветовали обратиться в психиатрическую клинику, но это очень далеко от меня (по расстоянию), мне не с кем будет оставить малышку на такое долгое время. Мне посоветовали обратиться к семейному фельдшеру, т.е. к Вам. С недавних пор у меня появился страх темноты, стала очень раздражительной, обидчивой, часто плачу. Все это похоже на какой-то клубок, начинаешь тянуть за одно, а всплывает все сразу, вертится в голове - от мамы и обид, причиненных ею, перехожу к обидам от мачехи и отца, от бывшей жены мужа, от подруг. Многие люди причиняли мне боль, но я всегда старалась понять и простить их.

Как вести себя " правильно" с психически неполноценным человеком?


Как избавить мою малышку от моих негативных эмоций во время визитов ее бабушки? ( Мне самой видится один выход - накачаться успокоительным до предела). Могу ли я "научиться" не вспоминать все - то плохое, что случилось со мной раньше?
Ситуация №2

Моя мама состояла на учете у психиатра с диагнозом шизофрения, этим летом ее обследовали в городской клинике, в отделении неврозов, из беседы с ней я узнала, что диагноза как такового ей не поставили, описали лишь как эмоционально лабильного человека. Сейчас она находится в Минске, на предмет уточнения диагноза, это ее собственная инициатива, она убеждена, что должна всем доказать, что она совершенно здоровый человек. Я боюсь начать путаницу в терминах, но, по-моему, у нее то, что называют манией преследования. Когда она приходит в гости - то не пользуется нашим телефоном, считая, что ее подслушивают, за ней следят, снимают на скрытую камеру, она считает что ФСБ специально познакомили меня с моим мужем, якобы что бы исправить несправедливость, допущенную по отношению к ней, когда ее насильно отправили на лечение ( в1985 году).

Она убеждена, что мой муж "посадил" меня на наркотики, каждую встречу рассматривает мои руки и вены на них, ищет следы уколов. Хотя у нас с мужем совершенно благополучная семья, мы очень любим друг друга. После обследования, ей разрешили работать в школе - она учитель, то есть я считаю, если бы у нее было бы тяжелая форма или серьезное заболевание, ее бы, как минимум, не допустили к занятиям с детьми.

С моей дочкой она ласкова, но я боюсь оставлять их наедине, она, например, разрешает брать ей таблетки из аптечки, а в пять месяцев оставила ее в коляске одну на оживленной улице, зайдя в магазин. Я понимаю, что это вопрос скорее в компетенции психиатра, но как поступить мне сейчас? Живет она в пригороде, ехать к ней я не хочу - моя жизнь в этом месте прошла под аккомпанемент: вон смотрите дочка идет этой дуры!". Увы, в нашем обществе дети алкоголиков могут вызывать жалость и сострадание, а детей психически неполноценных людей врачи, знакомые с каким-то особым пристрастием расспрашивают о состоянии их мамы. За всю жизнь, ни от врачей, ни от близких родственников я не услышала ни слова поддержки или совета.

Недавно, мне посоветовали некоторое время не встречаться с мамой, а так как она получает небольшую зарплату - ту материальную помощь, которую, я ей оказываю, оставлять у соседей или пересылать переводом. Может быть так действительно было бы лучше?

Я рассуждаю, думаю, и мне кажется, что моя основная проблема все-таки состоит в том, что я не могу беспристрастно принять маму такой, какая она есть - несчастный больной человек, а жду какой-то поддержки от нее, ласки, любви. И не получая ее, я пытаюсь выразить свою боль криком, скандалами. Может мне все -таки следует примириться и воспринимать все как есть?



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ

«ПСИХИЧЕСКИЙ БОЛЬНОЙ В СЕМЬЕ»

Это многих славных путь: 25 лет NAMI


Рождение NAMI, Общенационального Союза душевнобольных США и Канады, произошло «незапланировано»: все началось с небольшой группы энтузиастов. Спустя 2 года, получив первый грант, Союз открывает представительство в маленькой съемной квартире в Вашингтоне и сразу начинает выпуск газеты, где обсуждается программа организации.

Имя союза становится на слуху, благодаря заинтересованному участию СМИ. Это приводит к притоку новых отрядов пациентов, членов их семей и добровольцев. Сегодня NAMI объединяет более 200 тысяч членов. Опыт, возможности и влияние организации растут. Она выбрала для себя благородную, но трудную участь: улучшить жизнь и защитить права лиц, которых прямо или косвенно коснулась душевная болезнь, изменить отношение к ней здорового большинства.

NAMI поддерживает психообразовательные, антистигмационные (стигма - отметина, невыгодно отличающая человека из ряда ему подобных) программы, способствует научным исследованиям путей лечения психических заболеваний, участвует в разработке новой редакции закона о психическом здоровье, сотрудничает с родственными организациями в 20 странах мира, включая Россию.

Организацию материально поддерживают ведущие фирмы-производители психотропных препаратов, и это партнерство признано взаимовыгодным. На ежегодных собраниях Союза считают за честь выступить сенаторы (в зале их избиратели) и нобелевские лауреаты по медицине (в зале те, кто на деле оценивает их труд), ведущие психиатры и организаторы здравоохранения.

Важный урок опыта NAMI - вслед за стихийным самозарождением следуют объединение и организация, план необходимых действий. ... запомнился настенный плакат: бабочки беззаботно парят над частоколом scHizOPhrEnia (шизофрения). Вычлененные буквы образуют по-английски такое нужное слово «надежда». Но можно увидеть и выбрать иное, ZERO (ноль).

Девиз NAMI «Ваш голос - Ваш выбор» созвучен деятельности крепнущей год от года нашей организации «Новые возможности». Дорогу осилит, как известно, идущий.


















ПРОГРАММА
Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» на 2005-2010гг

ЦЕЛЬ: улучшение положения психически больных и их близких в обществе и улучшение психиатрической помощи.

ЗАДАЧИ:

ЧТО  ДЕЛАТЬ?

КАК  СДЕЛАТЬ?


Организация групп психообразования.

Привлечение к работе с семьями членов общества, врачей (ПНД, ПБ), сотрудников НИИ и медицинских учебных заведений, психологов. Издание руководства для пациентов и их семей по лечению психических заболеваний.

Организация досуга и отдыха.

Пример: организация групп общей физической подготовки с участием родителей (привлечение добровольцев-студентов физкультурного института, сотрудников физкультурного диспансера).

Улучшение общемедицинской и психиатрической помощи по месту жительства.

Обращение в районные поликлиники с просьбой о проведении диспансеризации не покидающих дом пациентов (по целевому списку). Участие родственников в «стационарах на дому» (при ухудшении физического и психического состояния), многопрофессиональных бригадах. Организация групп быстрого реагирования по месту жительства в кризисных ситуациях, помощь в семейном патронаже, участие в полипрофессиональных бригадах, создание «горячей линии». Привлечение к консультативной помощи сотрудников НИИ, медицинских ВУЗов Настойчивое обращение в Росздрав, Госдуму, Совет Федерации с требованием улучшения финансирования социального положения и лечения психически больных. Участие в разработке новой редакции закона о психиатрической помощи.

Улучшение правового положения психически больных.

Участие в новой редакции закона о психиатрической помощи, Правовой «ликбез»: привлечение студентов-юристов, юристов-добровольцев; издание брошюры о правах пациентов и их близких.

Участие в оценке эффективности и качества психиатрической помощи.

Программа «Болезнь и лечение глазами пациентов и их близких». Участие представителей родственников пациентов в больничных советах и советах при ПНД.

Социальная помощь больных и их семей.

Группы взаимопомощи. Установление связи с социальными центрами по районам проживания, департаментами соцзащиты. Подготовить список нуждающихся в этой помощи. Канадско-Российская Программа по инвалидности.

Организация общежитий при ПБ и пансионата во внебольничных условиях.

Обращение к главе местного департамента здравоохранения, к своему депутату в Думе, в Совет Федерации. Участие в составлении бизнес плана Получение грантов для финансирования проектов.

Социальная и трудовая реабилитация

Подготовка к самостоятельной жизни пациентов.

Участие в реабилитационных больничных и внебольничных программах. Активизация их развития и работы.

Подготовка к трудоустройству в обычных условиях.

Трудоустройство в подразделениях общества. Связь с социальными центрами по трудоустройству, центром занятости при Префектурах и биржах труда.

Антистигматизационная программа.

Участие в разработке профилактических психогигиенических программ для учащихся (совместно с психиатрами и педагогами); работа над сборником самоописаний. Привлечение СМИ.

Информация и связь.

Проведение общих собраний в региональных отделениях (3 раза в год) и ежегодных координационных межрегиональных совещаний. Издание ежеквартальной газеты и ежегодных сборников. Развитие Веб-сайта. Горячая телефонная линия. Связь с родственными организациями инвалидов, EUFAMI, NAMI.






ЛИТЕРАТУРА

1. Cochrane JJ, Goering PN, Rogers JM: The mental health of informal caregivers in Ontario: an epidemiological survey. American Journal of Public Health 87:2002–2008, 1997

2. Leff J: Working with the families of schizophrenic patients. British Journal of Psychiatry Supplement 23(Apr):7l–76, 1994

3. Schene AH, van Wijngaarden B, Koeter MWJ: Family caregiving in schizophrenia: domains and distress. Schizophrenia Bulletin 24:609–618, 1998



4. Бронин С. Я. Малая психиатрия большого города. М., 1998.

5.Гурович И. Я. Взаимодействие общемедицинской и психиатрической помощи и стигма психиатрических расстройств // Рус. мед. журн. 2001. Т. 9. № 25

6.Гурович И. Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России. М.: Госсельхозиздат, 1952

(http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=3&!=254)



7.Иванов Н. Г. Аномальный субъект преступления: проблемы уголовной ответственности. М.: 1998.

8.Иванюшкин А. Я. Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии, 1994, № 3.

9.Иванюшкин А. Я. Конфиденциальность // Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М., 2001

10.Кабанов М., Ломаченков А., Коцюбинский А., Бурковский Г., Юрьев А. Уменьшение стигматизации и дискриминации в отношении психически больных // http://www20.brinkster.com/autism/read.asp?id=6&vol=0

11.Кёниг К. Когда нужен психотерапевт...: Пер. с нем. М., 1998.

12Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М., 1998.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Лори Стивен. Стигматизация психического расстройства. Пер. с англ, // http://www.osp.unibel.by/obzor/l998/3/2-1.htm



  1. Мифы о психической болезни

http://www.schizophrenia.ru/schizo/how.shtml сайт Научного центра психического здоровья РАМН, посвящённый шизофрении.

3.Поликарпов В. А. Деятельностно-процессуальный подход в психотерапии // Время как фактор изменений личности: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова. Минск, 2003.

4.Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

5.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М, 1998.

6.Финзен Асмус. Психоз и стигма: Пер. с нем. М., 2001.

7.Франкл Виктор. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб., 2001.

8.Этика психиатрии / Под ред. С. Блоха и П. Чодоффа. Пер. с англ. Киев, 1998.



9.Ястребов В. С. Психическое здоровье населения накануне третьего тысячелетия // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. Т. 2. № 1.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка