Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) теория и история культуры



Скачати 292.9 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір292.9 Kb.

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

теория и история культуры

направления подготовки

51.06.01 Культурология

Раздел 1. Теория культуры

1. Становление и развитие культурологического знания.

Основные этапы становления культурологии как самостоятельной дисциплины. Роль философии в формировании теоретических представлений о культуре. Влияние этнологии, социологии, психологии, истории, искусствознания, а также наук о языке (лингвистика, семиотика) на развитие культурологического знания.

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания. Культурология и гуманизация современного знания. Задачи культурологии в условиях современного социума.
2. Структура и состав современного культурологического знания.

Концепции культурологии в современной отечественной гуманитаристике. Объект, предмет и задачи культурологии.

Культурология как интегративная область знания, как комплекс наук о культуре. Основные разделы, составляющие структуру культурологического знания: теория культуры, история культуры, история культурологических учений, культурная антропология, философия культуры, социология культуры, прикладная культурология.

Исследования проблем культуры в западной гуманитарной традиции. Комплексы наук о культуре: cultural studies (изучение культуры), multicultural studies (изучение культурного многообразия), cross-cultural studies (изучение межкультурного взаимодействия) и так далее.


3. Предмет и задачи теории культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Предмет и общая проблематика теории культуры. Основные категории и понятия теории культуры (сущность, структура и функции культуры, динамика культуры, типология культуры, культура и природа; культура и язык; культура и общество, культура и личность, культура и цивилизация и т.д.).

Влияние теоретических фундаментальных знаний о культуре на прикладную культурологию. Основные направления прикладной культурологии: менеджмент культуры, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и др.
4. Философия культуры и теория культуры.

Основные периоды истории культурфилософской мысли: краткая характеристика и основные представители. Философия истории и философия культуры. Предмет и специфические особенности философии культуры. Философский и научный подходы к изучению культуры. Философия культуры как наиболее общее осмысление феномена культуры, её сущности, места в системе социума и человеческого бытия. Философия культуры и культурология. Актуальность культурфилософского знания. Философия культуры как мировоззренческая основа и теоретический фундамент культурологии.


5. Основные методы изучения культурных форм и процессов.

Культура как специфический объект и предмет исследования. Отличие теоретико-культурологического подхода в понимании объекта и предмета культуры от иных гуманитарных подходов (литературного, лингвистического, психологического и т.д.).

Современная методология культурологического исследования. Различие философских, общенаучных и конкретнонаучных методов. Специфика конкретнонаучных методов исследования (метод реконструкции культурных полей, метод моделирования культурных объектов, социокльтурный историко-генетический метод, метод мозаичных реконструкций, метод социкультурных наблюдений, метод социопсихологических и социокультурных инверсий).
6. Этимология и генезис понятия «культура».

История возникновения термина «культура». Смена семантики: «возделывание почвы» у Марка Порция Катона и «возделывание души» у Марка Туллия Цицерона. Греческая «пайдейя» и римская «культура».

Категория «культура» в западноевропейской философии и науке Нового времени. Современные смыслы понятия «культура». Полисемантичность понятия «культура»: эмпирический и теоретический уровни реализации.
7. Основные подходы к пониманию сущности культуры в современном культурологическом знании.

Основные концептуальные подходы к пониманию сущности культуры, разрабатываемые в зарубежном и отечественном гуманитарном знании: деятельностный, антропологический, аксиологический, семиотический (информационно-знаковый) и психоаналитический (психофизиологический).


8. Структура культуры; культура как система.

Морфология культуры как учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Различные подходы к проблеме структурирования культуры. Культура духовная и культура материальная. Культура обыденная и специализированная: основания данного структурирования; специализированный и неспециализированный уровни человеческой деятельности.

Культура как система хранения и передачи социокультурного опыта. Основные универсальные формы аккумуляции и трансляции социокультурного опыта.

9. Основные функции культуры.

Полифункциональной характер культуры. Социальный характер функций культуры. Характеристика основных функций культуры: адаптивная, социализации, познавательная (гносеологическая), воспитательная, регулятивная, коммуникативная, интеграции, аккумулирующая, рекреационная.


10. Культура и природа.

Соотношение понятий «природа» и «культура». Определение культуры как «второй природы». Влияние природной среды на развитие культуры. Ценностные установки в отношении к природе, доминировавшие на разных этапах истории культуры. Аспекты взаимодействия культуры и природы: хозяйственно-практический, антропологический, эстетический, экологический. Сущность экологической проблемы. Необходимость формирования экологической культуры как способа коэволюции общества и природы.


11. Культура и личность.

Понятия личности и индивидуальности. Социум как пространство существования личности. Личность как главный субъект культуры. Основные характеристики субъекта культуры: сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Взаимосвязь личности и культуры. Сущность процессов социализации и инкультурации. Соотношение данных терминов. Феномен культурной идентичности: сущность, типы, значимость и последствия утраты идентичности для человека.

12. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей.

Этимология слов «цивилизация» и «культура». История становления и использования понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии. Трактовка и соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современной культурологической мысли. Использование терминов «культура» и «цивилизация» как синонимов. Рассмотрение цивилизации как стадии развития культуры. Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация».


13. Культура и культуры (общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре).

Различные смысловые контексты использования термина «культура». Культура как целостность, как способ человеческой жизни. Характеристика содержания понятия «мировая культура».

Уникальность культур и культурное единство человечества. Многообразие культур: неоднородность и множественность социокультурного мира. Этническая, национальная и региональная культуры. Запад и Восток как типы культур.
Проблемы культурного взаимодействия: понятие, специфика и виды межкультурной коммуникации

Понятие, каналы и основные способы межкультурной коммуникации (вербальная, невербальная, паравербальная). Аккультурация: понятие, сущность и основные формы. Конфликт культур и современные тенденции межкультурного общения. Виды межкультурной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Характеристика препятствий, мешающих эффективной межкультурной коммуникации, и способы их преодоления.


15. Основные концепции социокультурной динамики.

Социокультурная динамика как учение об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм культуры, а также об источниках и предпосылках культурного движения. Концептуальное разнообразие представлений о социокультурном развитии. Характеристики основных подходов: 1. линейно-стадийного; 2. плюрально-циклического. Проблемы хронологии и периодизации историко-культурного процесса.

Основные концепции культурно-исторического процесса (П. Сорокин, К. Ясперс. Ф. Фукуяма, С. Хантингтон.).
16. Проблема традиций, новаторства и преемственности в культуре.

Устойчивость и развитие в культуре. Понятие «традиция». Роль традиций в культуре. Традиция и формы её проявления (обряд, ритуал, обычай, церемония). Понятие «новация», причины появления новаций, соотношение традиций и новаций. Проблема преемственности в культуре. Периоды прерывания преемственности и их деструктивные последствия.

Роль социальных институтов в аккумуляции и трансляции социокультурного опыта. Характеристика сущности, структуры и функций социальных институтов.
17. Ценности и нормы в системе культуры.

Специфика аксиологического подхода к пониманию сущности культуры. Понятие культурной ценности и нормы. Взаимосвязь ценностей и норм. Характеристика основных способов классификации ценностей и норм. Роль ценностей в формировании культурной картины мира, типа культуры, а также связь ценностей с процессами социокультурной динамики.



18. Языки культуры: понятие и функции.

Семиотика культуры. Специфика семиотического подхода к осмыслению сущности культуры. Культура как иерархическая знаковая система или иерархическая пирамида знаковых систем. Понятие и основные типы знаков и знаковых систем. Тексты и культурные коды. Разнообразие языков культуры. Основные функции языка культуры (коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная).


19. Типология культуры: основные подходы и принципы.

Типология культуры как метод научного познания. Проблема типологии культуры как одна из актуальных и дискуссионных проблем теории культуры. Множественность критериев или оснований типологии культуры. Основные принципы типологии культуры: формационный, цивилизационный, культурно-исторический, религиозный, этнонациональный и социальный.


20. Культура и процессы глобализации в современном мире

Понятие «глобализация», её причины и сущность. Этнические, технологические, экономические, электронные, информационно-коммуникационные и культурно-идеологические аспекты процесса глобализации. Различные подходы к осмыслению феномена глобализации. Позитивные и негативные проявления глобализации. Проблема культурного разнообразия в условиях современного социума.


Литература

  1. Багновская, Н.М. Культурология: учебник. – М.: Дашков и К, 2011 (ч.з.N2).

  2. Викторов, В.В. Культурология: учеб. для вузов. – М.: Вуз. учеб., 2009 (ч.з.N1).

  3. Золкин А.Л Культурология: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012.

  4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд. – СПб., 2005 (ч.з. № 1).

  5. История культурологии: учебник / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. (ч.з. № 1).

  6. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006 (НА, ч.з. № 1).

  7. Культурология для бакалавров и специалистов : учеб. для вузов Г.В. Драч. – СПб.: М.: Н. Новгород: Питер. 2011.

  8. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2005. (ч.з.N2)

  9. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032800 «Культурология» / ред. А.И. Шаповалов. – М.: Владос, 2003 (ч.з. № 2, ч.з.N1).

  10. Мареева, Е.В. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. – М.: ЭКЗАМЕН, 2003. (ч.з. № 1)

  11. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры: учебник для студ. Вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 (ч.з. № 2).

  12. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. – М.: Гардарики, 2007 (ч.з. № 2).

  13. Пивоев, В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры. – М.: КноРус, 2011 (ч.з.N2).

  14. Садохин, А.П. Культурология. Теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. (ч.з. №2).

  15. Силичев, Д.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Вуз. учеб.: ИНФРА-М, 2011(ч.з.N5).

  16. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. (ч.з. № 4)

  17. Шендрик А.И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002 (ч.з. № 1 НА, УБ).

  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2002 (ч.з. № 1, кафедра философии).

  19. Теория культуры / Под редакцией С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер – 2008 (www.alleng.ru).


Раздел 2. История культуры

  1. Предмет и основные понятия истории культуры.

Предмет и задачи истории культуры. Связь истории культуры со всеобщей историей, этнологией и этнографией, с историей отдельных социальных областей (техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи).

Базовый терминологический аппарат историко-культурного исследования: культурогенез, культурно-исторический процесс; культурно-исторический тип; период культурно-исторического развития; народная культура; городская культура; культура повседневности, ментальность как культурный феномен.




  1. Типы и виды культурно-исторических источников, методы их изучения.

Различие в методологических подходах наук «о природе» и наук «о культуре». Оценочный характер культурно-исторического знания. Факт и его интерпретация в истории: нарративная специфика формирования исторического знания.

Виды источников культурно-исторического познания: 1. источники, раскрывающие специфику функционирования духовной культуры (научная, научно-техническая, научно-популярная, философская, религиозная, художественная, политическая и пр. информация); 2. источники, характеризующие специфику бытования материальной культуры (музейные экспозиции, библиотеки, архитектурные объекты культурно-исторического значения, заповедные территории, архивы, собрания культурных ценностей, хранилища и пр.); 3. источники, отображающие бытование интерактивной культуры (традиции, обряды, обычаи, правила поведения в различных жизненных ситуациях и т.д.).




  1. Культурные ареалы буддизма, христианства, ислама.

Буддизм, христианство, ислам как явления религиозной культуры. Культурно-географические центры бытования буддизма, христианства, ислама.

Буддизм. Место и время зарождения буддизма. Базовые характеристики буддийского учения. Наиболее значимые объекты духовной и материальной культуры. О трансформациях классического буддизма.

Христианство. Место и время зарождения религии. Характеристика христианского учения. О разновидностях христианства. Объекты материальной и духовной культуры христиан Запада и Востока.

Ислам. Зарождение исламской культуры. Исламская модель мироустройства. Главные достопримечательности исламской культуры. Вариации ислама.




  1. Синкретический характер первобытной культуры, периодизация и характеристика её основных этапов.

Смысл понятия «первобытная культура». Основные этапы первобытной культуры: хронология и краткая характеристика. Сущность неолитической революции. Синкретизм первобытной культуры. Особенности мифологического сознания. Ранние формы религии. Происхождение искусства. Основные формы первобытного искусства: ритуальный танец, музыка, фольклор, наскальная живопись, мобильное искусство (антропоморфное и зооморфное). Важнейшие памятники первобытного искусства.

.


  1. Особенности и основные очаги древневосточных цивилизаций.

Древний Восток как культурно-историческое понятие и явление. Влияние климатических и географических условий на появление и развитие древних цивилизаций. Формирование основных зон цивилизации на Древнем Востоке (Междуречье, Египет, Индия, Китай). Типологические особенности древневосточной культуры (традиционализм, синкретизм, мифологизм, система деспотии).

Характерные цивилизационные элементы. Возникновение письменности (клинопись, иероглифика, санскрит), календаря, появление городов, государства, раннегосударственных институтов, религии и института жречества, углубление научно-практических знаний, развитие техники. Монументальная архитектура древневосточных цивилизаций. Основные типы и символика культовых сооружений (пирамиды, зиккураты, ступы, пагоды). Живопись, скульптура, прикладное творчество. Мифология как основа древневосточной литературы. Основные жанры древневосточной литературы (религиозная литература, эпос, дидактические поучения, пророчества, гимны, песни, сказки и т.д.). Религиозные и философско-этические формы древневосточных цивилизаций.

Значение древневосточной цивилизации в мировой культуре.


  1. Античность как тип культуры.

Происхождение термина «античность». Хронология и периодизация античной культуры: Гомеровский, Архаический, Классический, Эллинистический и Римский периоды. Типологические черты античной культуры (космологизм, мифологизм, пантеизм, фатализм и героизм, рационализм).

Древняя Греция и Древний Рим: две фазы в развитии античной культуры (общее и особенное, проблема преемственности культур). Духовная и художественная культура античности. Античная мифология и религия. Рождение и эволюция античного театра. Основные жанры и памятники литературы. Архитектура: особенности ордерной системы и основные типы сооружений. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, вазопись. Развитие философского и научного знания.

Раннее христианство. Падение Римской империи как граница между древностью и средневековьем.


  1. Арабо-мусульманская культура и её особенности.

Хронотоп Арабо-мусульманской культуры. Предшественники представителей арабо-мусульманской культуры – кочевники-бедуины. Духовные предпосылки зарождения культуры нового типа: сформировавшиеся политеистические представления, развитое устное народное творчество, развитое прикладное искусство.

История зарождения арабо-мусульманской культуры:

а) история возникновения религии; б) действующие лица и события священной истории; в) исламское представление о системе бытия; г) религиозные традиции и сакральные атрибуты веры; д) обряды посвящения и «линии» распространения веры на другие народы.

Культурные достижения представителей арабо-мусульманского мира: а) развитие науки, философии; б) развитие арабской литературы и музыки; в) арабо-мусульманское зодчество; г) специфика декоративно-прикладного искусства.




  1. Средневековая культура Западной Европы.

Периодизация средневековой культуры Западной Европы (Раннее Средневековье, Высокое Средневековье, Позднее Средневековье). Теоцентрическое мировоззрение как основа развития средневековой культуры. Христианский антропоцентризм. Дуалистический и символико-аллегорический образ мира. Роль монастыря в становлении европейской духовности. Философия, наука, система образования в эпоху средневековья. Формирование рыцарской культуры. Культура средневековых городов Западной Европы. Народная смеховая культура Западной Европы.

Романский стиль и готика: специфика и проблема динамики. Архитектура, скульптура и живопись. Жанры религиозной литературы (жития, апокрифы, предания, гимны, молитвы). Зарождение светской литературы (героический эпос, поэзия трубадуров, вагантов, куртуазный роман). Театр и музыкальная культура эпохи средневековья.




  1. Византийская культура.

Особенности развития Восточно-римской империи. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Основные этапы истории культуры Византии: ранний (IV - середина VII века); средний (VII - IX века); поздний (X - XV века). Характерные особенности Византийской культуры.

Философия неоплатонизма и христианское богословие. Православная церковь и идея императорской власти. Иконоборцы и иконопочитатели: идейно-политические и философские аспекты противостояния. «Паламизм» и «гуманизм» как две модели миропонимания.

Стилевое своеобразие византийской архитектуры. Основные формы византийской живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжная миниатюра. Музыкальное и театральное искусство. Система образования. Развитие научного знания. Создание энциклопедий.

Влияние Византии на культуру Европы. Византия и Русь.




  1. Культура эпохи Возрождения.

«Возрождение» (Ренессанс) и «Гуманизм» как культурно-исторические понятия. Социокультурные предпосылки европейского гуманизма: ослабление церковного влияния; формирование пантеистических установок; формирование антропоцентризма нового типа. Культурно-антропологическая и этическая специфика ренессансного гуманизма (персонализм, титанизм, благородство и утонченность, рационализм и креативность).

Историческая периодизация культуры Возрождения. Южное и Северное Возрождение. Достижения в духовной, материальной и художественной сферах культуры. Характеристика периода упадка культуры Возрождения. Реформация и контрреформация.




  1. Европейская культура Нового времени: сущность и доминанты развития.

Преодоление «отживших» гуманистических идеалов и становление культуры нового типа. Социально-исторические предпосылки культуры Нового времени: буржуазные революции; рост городов; технико-технологические усовершенствования производства; открытие и освоение новых земель и т.д. Научная революция и формирование новой картины мира. Просветительство. Механико-математическое естествознание как идейно-теоретическая база Просвещения. Культурные концепты «человек природный» и «человек государственный».

Стилистическое многообразие культуры Нового времени: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм.




  1. Россия как особый цивилизационный тип культуры.

Специфика геополитического, этнического и культурно-исторического развития России. Резкие смены культурных парадигм, смещение устойчивых представлений и ценностей; сложный и противоречивый характер русской культуры, связанный с этим.

Место России в дихотомии Запада и Востока (западники и славянофилы, евразийцы, почвенники). Россия в концепциях современных культурологов и философов культуры (М.С. Кагана, Б.М. Парамонова, А.С. Панарина, Д.С. Лихачева. В.К. Кантора и др.).




  1. Культура Древней Руси

Особенности становления культуры восточных славян. Киевская Русь как первое государственное объединение восточных славян. Проблема происхождения русской государственности, норманнская и антинорманнская теории. Древнерусское общество. Славянское язычество. Социокультурное значение принятия христианства. Феномен двоеверия.

Влияние византийской культуры на культуру Руси. Древнерусская письменность и литература. Особенности древнерусского зодчества. Крепостные сооружения, типы жилищ. Храмовое строительство. Крестово-купольный тип храмов. Софийский собор в Киеве. Фрески Софии Киевской как начало русской иконографической традиции. Развитие иконописи. Складывание местных иконописных школ.

Монголо-татарское нашествие и его последствия для культуры. Отражение опыта монголо-татарского ига в литературных памятниках («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли» «Сказание о граде Китеже» и др.).


  1. Культура периода Московского царства.

Причины возвышения Москвы. Деятельность московских князей по объединению русских земель. Влияние монголо-татарского ига на формирование евразийского социокультурного типа. Роль православной церкви в становлении российской государственности.

Доктрина «Москва – Третий Рим» и ее место в политической культуре Московской Руси. Спор иосифлян и нестяжателей. Возникновение ересей. Взаимоотношения государства и церкви в России в XVII в. Церковные реформы Никона. Раскол. Старообрядчество.

Начало книгопечатания на Руси. Литература и публицистика в XIV–XVI вв. Расцвет русской иконописи в XIV–XV вв. Фрески Феофана Грека. Творчество Андрея Рублева. Московская архитектура XIV–XV вв. Начало обмирщения русской культуры в XVII в.: просвещение (возникновение государственных школ, создание Славяно-греко-латинской академии), литература (появление новых жанров), новые стили в архитектуре и живописи (московское барокко, портретная живопись).


  1. Культура периода Петровских реформ и русского Просвещения.

Влияние петровских преобразований на развитие русской культуры: культурно-просветительская деятельность С.И. Яворского, Феофилакта (Лопатинского), Феофана (Елизара) Прокоповича, А.Д. Кантемира, В.Н. Татищева, В.К. Тредиаковского. Русская наука петровского и постпетровского времени: Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.Г. Смотрицкий. Русское изобретательство: М.И. Сердюков, Я.Т. Батищев, Е.П. Никонов, И.И. Беляев, А.К. Нартов. Развитие гражданской архитектуры. Русское просвещение как просвещение «сверху». Попытка либерализации общественной жизни.

«Наказ» Екатерины II: обоснование принципов абсолютной монархии. Положение церкви во второй половине XVIII в. Распространение масонства в России. Возрастание роли литературы в культурном процессе во второй половине XVIII в. Творчество Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. Рождение русского театра (Ф.Г. Волков). Скульптура и живопись. Развитие портретной живописи: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов. С.Ф. Щедрин – родоначальник русского пейзажа. Жанровая и историческая живопись. Барокко и классицизм в архитектуре (В.В. Растрелли, А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).


16. Основные направления русской культуры ХIХ века.

«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.). Основные направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Академизм, сентиментализм, романтизм и реализм в живописи. Творчество К.П. Брюллова, А.А. Иванова, А.Г. Веницианова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. Развитие архитектуры: ампир и русско-византийский стиль. Музыкальное искусство, творчество М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского.

Влияние либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. на развитие российской культуры. Меры, направленные на повышение уровня образованности, и их результаты. Критический реализм в литературе: творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Изобразительное искусство: Товарищество передвижных выставок, творчество И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.А. Серова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и др. Эклектика и «ропетовщина» в архитектуре.

Развитие русской национальной музыкальной школы. Композиторы «могучей кучки»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Творчество П.И. Чайковского.


  1. Серебряный век русской культуры.

Хронологические границы культуры «Серебряного века». Истоки происхождение термина. Отличие «Серебряного века» от «Золотого века» русской культуры.

Серебряный век в русской философской культуре: новое богоискательство, интуитивизм, персонализм, неокантианство и пр. течения гуманитарной мысли.

Серебряный век в литературе. Стилевые направления модернисткой поэзии и прозы: символизм, акмеизм, футуризм и пр.

Серебряный век в искусстве: модернистские художественные объединения, зарождение авангардистских направлений, выход за пределы национальных традиций.

Серебряный век в театре и балете: А.П. Чехов, А.М. Горький, Л.Н. Андреев – драматурги нового типа. Деятельность В.И. Немировича-Данченоко и К.С. Станиславского. Преобразования в русском балете: переход от классического танца к неклассическому.


  1. Культура советского периода.

Революция 1917 г. как коренная ломка культурных устоев России. Зарождение искусства нового типа. Революционный авангард. Приобщение широких масс к культуре, ликвидация безграмотности. Образование СССР. Формирование системы государственного управления культурой, усиление партийного контроля за художественной культурой. Метод социалистического реализма. Борьба с религией и утверждение социалистической морали. Сталинские репрессии и их последствия для культуры.

«Хрущевская оттепель» и «брежневский период» в развитии культуры. Создание системы бесплатного высококачественного образования, формирование финансируемых государством учреждений культуры, развитие национальных окраин. Советская литература, музыка, театр, цирк. Советская школа балета и оперного искусства. Диссидентство как феномен советской андеграундной культуры периода застоя.

Период «перестройки» в советской культуре: процесс переосмысление культурного опыта в искусстве, науке и технике.



  1. Особенности культуры Калининградского региона.

Специфика географического расположения Калининградского региона. Два подхода в восприятии истории культуры Восточной Пруссии и Калининградской области.

Полиэтническая составляющая субкультуры Калининградского региона. Проблема культурной самоидентификации в современном социуме. Калининградская область в европейском культурном диалоге. Функционирование художественной, образовательной, научной, технической, политической, физической культур в регионе. Выдающиеся деятели культуры, проживавшие и проживающие на территории Калининградской области.




  1. Модернизм и постмодернизм как парадигмы культуры ХХ века.

Модернизм и постмодернизм – течения, возникшие в результате европейского культурного кризиса.

Модернизм в Европе и России, его влияние на становление мировоззрения нового типа: переход от классической к неклассической научной парадигме, появление в науке, искусстве, технико-технологической реальности новационных направлений (исскуство – авангардизм, абстракционизм); наука – теории относительности, психоанализ и пр.; философия – иррациональные направления; архитектура – стиль модерн; технология – конвейерное производство и массовое потребление и т.д.).



Культурная парадигма постмодернизма: сущность, проявления, кризис.
Литература

  1. Айсина Ф.О., Андреева И.А., Бородина С.Д., Воскресенская Н.О., Квасов А.С., Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.

  2. Андреев, Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс.до н.э.). – СПб., 2002 (НА).

  3. Андрейчук Н.В., Гаврилина Л.М. Феномен калининградской региональной субкультуры (социально-философский и культурологический анализ). – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. (НА)

  4. Великая Русь: история и художественная культура X-XYII века / Д.С. Лихачев, Г.К. Вагнер, Г.И. Вздорнов, Р.Г. Скрынников. – М.: Искусство, 1994 (ч.з. № 4, ч.з. № 1).

  5. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989 (НА).

  6. Горелов А.А. История мировой культуры. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

  7. Дианова, В.М. Культурология: основные концепции: учеб. пособие для студентов вузов/ – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 (ч.з. № 2).

  8. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Дмитриева Н.А. – М.: Искусство, 1993 - Вып. 3: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века: научно-популярная литература / Н.А. Дмитриева (ч.з. № 1, ч.з. № 2).

  9. Замалеев А.Ф. История русской культуры. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005.

  10. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник. – М.: Высш. шк., 2000; 2002; 2004.(ч.з. № 2, УБ, ч.з.N1).

  11. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учеб. для студ. вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высш. шк., 1999 (ч.з. № 2, ч.з. № 4, НА, ч.з. № 1).

  12. История культуры России новейшего времени 1917-2000 гг.: Хрестоматия. Для студентов исторического факультета. – Минск: Изд-во БГУ, 2003. (НА).

  13. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: Флинта. 2011.

  14. История религии: В 2-х т.: Учебник для студ. вузов / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2004 (ч.з. № 2, ч.з. № 1).

  15. История мировой культуры учеб. пособие для вузов А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ. 2013.

  16. История русской культуры IX-XX веков : учеб. пособие для вузов. – М.: КДУ, 2011.

  17. Лотман М.Ю. История и типология русской культуры. Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры; сост. Л.Н. Киселева. – СПб.: Искусство-СПБ, 2002.

  18. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси: материалы к курсу "Культура древней Руси". Пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 1994 (ч.з. № 4, ч.з. № 2, ч.з. № 1).

  19. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Омега; Л.: Высш. шк., 2003 (ч.з. № 4)

  20. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов/ под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007 (ч.з. № 2)

  21. Культурология: История мировой культуры. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2001 (УБ, ч.з. № 7, ч.з. № 6, ч.з. № 4, кафедра философии, ч.з. № 2),

  22. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима: научное издание / Пер. с польского В.К. Ронина. – М.: Высш. шк., 1990. – (ч.з. № 1, НА, ч.з. № 2).

  23. Леонтьева, Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Владос, 2000 (ч.з. № 2).

  24. Малюга Ю.А. Культурология. – М., 2002. (ч.з. № 2; ч.з. № 1).

  25. Мировая культура: Средневековье: научное издание / Авт. А. Порьяз. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 (ч.з. № 1).

  26. Петров, М.К. Античная культура: научное издание. – М.: РОССПЭН, 1997 (ч.з. № 2).

  27. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Гардарика, 1998, 1999 (ч.з. № 2, ч.з. № 1).

  28. Религии древнего Востока: научное издание / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Вост. лит., 1995 (НА).

  29. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси: исслед. и заметки / Б.А. Рыбаков. – М.: Изд-во МГУ, 1984 (ч.з. № 2).

  30. Садохин, А.П. Культурология. Теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. (ч.з. № 2).

  31. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века: научное издание / ВНИИ искусствознания. – М.: Искусство, 1991 (НА).

  32. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ГСЭ.Ф.04- Культурология). – М.: Владос, 2005 (ч.з. № 1).

  33. Тахо-Годи, А.А. Греческая культура в мифах, символах и терминах: научное издание / Сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999 (НА).

  34. Тихомиров, М.Н. Русская палеография. – М.: Высш. шк., 1982 (НА, ч.з. № 2, ч.з. № 4, УБ).

  35. Черная, Л.А. История культуры Древней Руси: учеб. пособие для вузов. – М.: Логос, 2007 (ч.з. № 2).

  36. Эйслер Р. Всеобщая история культуры / пер. с 3-го нем. изд. А. Лютша. – М.: ЛИБРОКОМ, 2011.

  37. Яковкина, Н.И. История русской культуры: XIX век: учебное пос. для студ. вузов обуч. по спец. "Культурология". – СПб.: Лань, 2002.


Справочная литература по теории и истории культуры

  1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – СПб., 2005 (ч.з. № 1).

  2. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное учебное пособие. – М., 2003 (СБО).

  3. Кравченко А.И. Культура и культурология: Словарь. – М., 2003 (ч.т. №1).

  4. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб, 1997 (ч.з. № 2, СБО, ч.з. № 4, ч.з. № 7, ч.з. № 1).

  5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия, Т 1-2. – СПб., 1998.

  6. Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов – н /Д., 2001.

  7. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский /– М.: Сов. энцикл., 1990 ( НА; ч.з. № 1; ч.з. № 4).

  8. Мир русской культуры: энциклопедический справочник / А.Н. Мячин и др. – М.: Вече, 1997 (СБО).

  9. Осокин, Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. – М.: КомКнига, 2007 (ч.з. № 2).

  10. Словарь античности: Пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин (отв.ред.) и др.. – М.: Прогресс, 1989 (ч.з. № 1, ч.з. № 2).

  11. Терминологический словарь по культурологи. – Кемерово, 2000 (ч.з. № 1).

  12. Энциклопедический словарь Кенигсберг – Калининград. – Калининград: Изд.-во Янтарный сказ., 2005.

  13. Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка: Пер. с фр. / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон, Ж. Пийеман, Л. Ришар. – М.: Республика, 1998 (ч.з. № 2).


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. www.alleng.ru› www.alleng.ru›;

  2. www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch04.shtml;

  3. lib.socio.msu.ru;

  4. countries.ru

Литература

  1. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание. – Харьков, 1999.

  2. Евлампиев, И.И. История русской философии [Текст] : учебное пособие для студ. вузов / И.И. Евлампиев. – М.: Высш. шк., 2002. – 584 с.

  3. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века (курс лекций). – Екатеринбург, 1995.

  4. История русской философии [Текст] : учеб. для вузов / под ред. М.А. Маслина. - 2-е изд. – М.: КДУ, 2008. – 639 с.

  5. История русской философии [Текст] : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Философия" / Ред.-сост. П.П. Апрышко. – М.: Республика, 2001. – 639 с.

  6. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] / Мотрошилова Н.В. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996. Кн. 2: Философия XV - XIX вв. : учеб. для студ. высших учеб. заведений.

  7. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии [Текст] : учеб. пособие для гуманит. вузов / А.Ф. Замалеев. – М.: Наука, 1995. – 191 с.

  8. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А.Ф. Замалеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1999. – 307 с.

  9. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI-начало XX в.: В 2 ч. [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Замалеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1994 -Ч.1 / А.Ф. Замалеев. – 171 с.

  10. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Раритет, 2001.

  11. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991.

  12. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия запада. – М., 2007.

  13. Мотрошилова, Н.В. Отечественная философия 50-80-х годов XX века и западная мысль: междисциплинарный поиск в свете социологии философского познания. – М.: Акад. Проект, 2012.

  14. Яковенко Б.В. История русской философии. – М.: Республика, 2003.


Создание многозначной (Я. Лукасевич, Э. Пост, 1921), модальной (К. Льюис, 1918) и интуиционистской логик (Л.Э.Я. Брауэр, 1908). Аксиоматизация интуиционистской логики (В. Гливенко, 1928; А. Гейтинг, 1930). Разработка в 50-х годах ХХ века семантик возможных миров (Я. Хинтикка, С. Кангер, С.А. Крипке). Общая классификация неклассических логик.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка