Программа вступительного экзамена по направлению подготовки научно-педагогических кадров для поступающих в аспирантуру



Скачати 221.88 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір221.88 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

Саратовский государственный социально-экономический институт


УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

факультета подготовки

научно-педагогических кадров



ПРОГРАММА

вступительного экзамена по направлению подготовки

научно-педагогических кадров

для поступающих в аспирантуру



Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Код направления подготовки

Наименование направления подготовки

37.06.01


Психологические науки



Шифр научной специальности

Наименование научной специальности

19.00.03


Психология труда, инженерная психология, эргономика

Саратов

2014

1. Общие положения


Программа вступительного экзамена в аспирантуру Саратовского социально-экономического института ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Цель вступительного экзамена состоит в определении уровня: а) теоретической подготовки поступающего в области психологии и его способности реализовать теоретические знания для решения практических задач в области психологии труда; б) специальных знаний в области психологии труда.


2. Содержание вступительного экзамена


2.1. Содержание тем

Тема 1. Предмет, цели и задачи психологии труда

Определение, объект, предмет и задачи психологии труда. Категории “деятельность”, “труд”. Психология труда в определении Е. А. Климова как “система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте” и ее предмет - человек как субъект труда. Понятие «труд», предложенное Е.А. Ивановой и рассматриваемое в контексте понятия “деятельность”. Предмет психологии труда в понимании Н. С. Пряжникова. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами. Интегральный характер дисциплины. Категории труда: “профессия”, “трудовой пост”, “рабочее место.

Основные методы психологии труда: метод наблюдения, анализ документов, метод опроса, лабораторный эксперимент, производственный (естественный) эксперимент, тестирование; их специфика, правила применения. Методы анализа и обработки эмпирических данных.

Возникновение и развитие психологии труда за рубежом. История отечественной психологии труда.



Тема 2. Человек как субъект труда

Субъект труда и его структура. Психологические регуляторы трудовой деятельности. Внутренние условия труда как характеристики субъекта деятельности. Эргатическая система, ее структура. Среда как компонент эргатической системы. Основные компоненты среды. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Проблемы развития профессионального самосознания. Кризисы профессионального становления. Проблема профессиональных деструкций.

Понятие о человеке-индивиде, личности, индивидуальности. Диагностика личностных свойств и типов личности.

Саморегуляция и самоконтроль. Основные компоненты саморегуляции. Воля как высший уровень саморегуляции. Формы проявления воли. Основные теории воли. Диагностика волевого компонента саморегуляции. Волевые качества и их роль в профессиональной деятельности.

Внимание как регулятор психической деятельности. Виды и свойства внимания.

Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Теории и типологии темперамента. Диагностика темперамента. Темперамент в процессе труда.

Характер как единство отношений и способов действия. Формы проявления характера. Типологии и теории характера. Оценка характера с использованием личностных опросников, диагностика акцентуаций характера. Проявление характера в процессе труда.

Способности и одаренность к профессиональной деятельности как психофизиологическая проблема: различные подходы в понимании способностей, задатки способностей, связь способностей со склонностями. Понятие о профессионально важных качествах.

Аффективные психические образования. Функции эмоций и чувств. Основные теории эмоций. Эмоциональная сфера и профессиональная деятельность.

Ощущение как феномен сенсомоторной деятельности. Виды ощущений, свойства ощущений. Восприятие как феномен сенсомоторной деятельности. Свойства восприятия. Восприятие в процессе труда. Память. Виды и процессы памяти. Память в процессе труда. Диагностика памяти. Интеллект. Структурные и факторные подходы к пониманию интеллекта. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Виды мышления. Воображение. Методы диагностики интеллекта. Интеллект в процессе труда. Понятие о сознании. Структура сознания.

Нравственность как психологическая характеристика личности. Мораль и нравственность. Диагностика нравственной сферы человека. Нравственная составляющая труда.

Тема 3. Мотивы трудовой деятельности

Понятие и структура мотивации трудовой деятельности. Диспозиционные и когнитивные теории мотивации. Теория потребности в достижениях Мак-Клелланда. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Теория ERG К. Альдерфера. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Проблема удовлетворенности и неудовлетворенности трудом. Теория характеристик работы Хэкмана. Теория общих ожиданий В. Врума. Теория справедливости Адамса. Теория постановки целей Э. Локка. Современные теории мотивации. Мотивационный климат коллектива. «Мотивационная решетка». Способы вознаграждения в менеджменте. Удовлетворенность работой: качество рабочей жизни. Измерение удовлетворенности работой. Удовлетворенность отдельными аспектами работы. Информация об удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и поведение в организации.



Тема 4. Динамика работоспособности

Понятие работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность человека. Максимальная, оптимальная и сниженная работоспособность. Оценка степени работоспособности. «Состояние оперативного покоя». Понятие «кривая работы» (по Э.Крепелину). Основные стадии работоспособности по показателям результативности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв. Понятия «мобилизации», «первичной реакции», «гиперкомпенсации», «компенсации», «субкомпенсации», «декомпенсации», «срыв деятельности». Оптимальность организации трудовой и учебной деятельности.



Тема. 5. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции

Понятие функционального состояния человека в труде. Основные уровни функциональных состояний: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения деятельности, субъективно –рефлекторный. Классификация функциональных состояний в труде. Монотония и ее виды. Психическая напряженность и ее виды. Утомление. Основные группы диагностических средств и методов оценки функциональных состояний. Проблема стресса и дистресса в труде. Причины производственных стрессов. Перегруженность или незагруженность работой; организационные перемены; ролевая неопределенность и ролевой конфликт. Методы психопрофилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека в труде.



Тема 6. Психология профессий

Основные вопросы профессиоведения. Психология профессий. Классификация профессий. Характеристика профессий сферы «человек-человек». Характеристика профессий сферы «человек –природа». Характеристика профессий сферы «человек-знаковая система». Характеристика профессий сферы «человек-художественный образ». Характеристика профессий сферы «человек-техника». «Формула профессий». Схема анализа профессии. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение.



Тема 7. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм

Профессиография как средство психологического изучения профессии и профессиональной деятельности человека. История профессиографии. Профессиограмма профессии и ее структура. Психограмма профессии и ее структура. Профессиокарта. Методы профессиографии. Виды профессиографии. Принципы составления профессиограмм.



Тема 8. Инженерная психология

Предмет и задачи инженерной психологии. Научно-технический прогресс и его влияние на современное производство. Понятие "Инженерная психология" (инженерная психология и психология, инженерная психология и техника). Значение человеческого фактора в современной технике. Структура инженерной психологии. Задачи и направления инженерной психологии. Отношение инженерной психологии к смежным областям знаний: инженерная психология и психология труда; инженерная психология и эргономика; инженерная психология и НОТ.



Тема 9. Эргономика

Предмет, методы и задачи эргономики. Эргономическое проектирование рабочего места оператора (рабочее пространство, поза оператора, компоновка пульта, интерьер и т.д.). Учет требований к условиям "производственной среды" (шум, освещение, вибрация, микроклимат и т.д.). Разработка мер предотвращения воздействий, вредных для здоровья или снижающих работоспособность человека-оператора.



Тема 10. Социально-психологические основы психологии труда

Понятие малой группы. Классификации малых групп. Структурные и динамические характеристики малой группы. Этапы развития малой группы. Специфика первичной производственной группы как наименьшей официальной структурной единицы в организации. Совместная трудовая деятельность и общение в первичной производственной группе. Групповая мораль. Основные составляющие социально-психологического климата группы и факторы его детерминации. Методы оценки социально-психологического климата.

Лидерство. Основные теории лидерства. Стили лидерства и руководства. Психологические характеристики эффективного лидера. Типы лидерства в первичной производственной группе. Лидер и руководитель.

Общение. Структура, функции и виды общения. Методики оценки общения и взаимоотношений. Производственное общение. Деловое и межличностное общение в организации.


2.2. Вопросы вступительного экзамена

1. Предмет психологии труда. Проблемные области и сферы деятельности специалистов, работающих в психологии труда.

2. Адаптация новых работников. Необходимость психологического сопровождения и основные формы оказания психологической и организационной помощи новым работникам в период их адаптации.

3. Основные методы психологии труда.

4. История отечественной и зарубежной психологии труда.

5. Человек в процессе труда.

6. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

7. Диагностика личностных качеств работника.

8. Диагностика трудовой мотивации. Мотивирование персонала.

9. Лидерство и руководство.

10. Воля как высший уровень саморегуляции. Волевые качества и их роль в профессиональной деятельности.

11. Внимание как регулятор психической деятельности. Внимание в процессе труда.

12. Методы оценки социально-психологического климата.

13. Понятие о темпераменте. Диагностика темперамента. Темперамент в процессе труда.

14. Нравственность как психологическая характеристика личности.

15. Понятие о характере. Диагностика характера. Проявление характера в процессе труда.

16. Способности и их классификация.

17. Понятие о профессионально важных качествах.

18. Эмоции и чувства. Эмоциональная сфера и профессиональная деятельность.

19. Интеллект. Интеллект в процессе труда.

20. Ощущения и восприятие в процессе труда.

21. Память. Виды и процессы памяти.

22. Понятия эргатическая система, эргатическая функция.

23. Трудовой пост и его структура.

24. Основные направления современной психологии труда.

25. Понятия «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».

26. Методы и схемы профессиографирования.

27. Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора.

28. Методы профотбора в организации.

29. Кризисы профессионального становления.

30. Проблема профессиональных деструкций.

31. Диспозиционные теории мотивации: теории потребности в достижениях Мак-Клелланда; теория иерархии потребностей А. Маслоу.

32. Понятия «эргономика». Методы эргономического анализа.

33. Специфика методов инженерной психологии.

34. Понятие «организационная культура».

35. Понятие работоспособности. Основные стадии работоспособности.

36. Проблемы лидерства и руководства в организации.

37. Психофизиологические функциональные состояния (монотония, утомление, напряженность).

38. Проблема стресса и дистресса в труде.

39. Представления о структуре психологической системы деятельности В.Д.Шадрикова.

40. Физиологические и психологические методы оценки функциональных состояний. Полиэффекторный метод.

41. Индивидуальный стиль саморегуляции (гармоничный, экономный, накопительный, затратный).

42. Этапы и стадии профессионального развития личности (по В.А. Бодрову и Е.А. Климову).

43. Теории профессионального развития (дифференциально-диагностическая, психоаналитическая, теория решений, теория развития Д. Сьюпера, типологическая теория Д. Холланда).

44. Профпригодность и методы ее изучения.

3. Содержание и требования к вступительному реферату (научным публикациям)


3.1. Требования к реферату.

Реферат должен включать теоретическое обоснование наиболее актуальных вопросов по дисциплине «Психология труда», а также содержать анализ реальных ситуаций с использованием практического материала, в том числе собранного самим обучающимся.

Подготовка работы позволяет обучающемуся лучше усвоить теоретико-методологические основы по дисциплине «Психология труда», научиться излагать и анализировать актуальные проблемы; развить навыки самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Во время подготовки реферата обучающемуся необходимо провести самостоятельный анализ основных концепций и теорий по выбранной теме отечественных и зарубежных специалистов; определить объект и предмет исследования; изучить литературу, справочные и научные источники по теме исследования; грамотно применять общенаучные, частные, специальные методы при решении поставленной проблемы; обобщить полученные выводы.

При выполнении реферата обучающийся должен выдвинуть научную (рабочую) гипотезу; собрать и обработать информацию по теме; изучить и критически проанализировать полученные материалы; систематизировать и обобщить имеющуюся информацию; самостоятельно решить поставленные творческие задачи; логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
Текст оформляется на одной стороне стандартных листов белой односортной бумаги формата А4 (210 х 297мм), выполнятся в редакторе Word шрифтом ТimesNewRoman 14 пт через 1,5 интервала. Постраничные сноски оформляются шрифтом ТimesNewRoman 10 пт через 1 интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: верхнее-20 мм., левое – 30 мм., правое – 10 мм., нижнее – 25 мм.

В работе используется сплошная нумерация страниц, которая производится вверху, в середине страницы. Первая страница – титульный лист, вторая страница – оглавление. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. После каждого заголовка и подзаголовка в оглавлении проставляются соответствующие страницы без слова «стр.». Каждый структурный элемент работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.).

Абзацы делаются с отступлением от левого поля пять знаков (ударов) или 1,25 см. на принтере. В отдельные абзацы следует включать обособленные по смыслу части текста. В каждом из них должны содержаться положения, мысли, тесно связанные между собой, объединенные чем-то общим.

Объем работы не должен превышать 15-25 страниц машинописного текста без приложений.

Оптимальный общий объем реферата, как правило, 20-25 машинописных страниц основного текста, в него не входят приложения и список использованной литературы и источников.

Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий: введение – 1-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованной литературы и источников – 1-3 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.


Оформление текста

Текст работы обычно содержит количественные или порядковые числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, сноски и т.п.

Количественные числительные обозначаются словами (пять лет, а не «5» - цифрой). Если же они согласовываются с падежными окончаниями, то пишется так: получить двести (вин. П.) рублей (род. П.).

Порядковые числительные пишутся словами (например: седьмой, двадцать пятый), а когда обозначаются арабскими цифрами, то они не имеют падежных окончаний, если стоят после существительного (например: гл.6).

Перечисления в тексте. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний – пишутся в строчку и нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами, отделяются запятой (например: Закономерности ощущений: 1) адаптация, 2) сенсибилизация, 3) синестезия…)

Если перечисления состоят из фраз, то каждое из них пишется с отдельной строчки и отделяется точкой с запятой.

Все перечисления должны подчиняться грамматически вводному предложению, предшествующему перечислению.

Использование и оформление цитат

Цитаты используются для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения либо анализа нормативного акта, судебного постановления. Цитаты необходимы, чтобы без искажения передать смысл первоисточника для идентификации взглядов или сопоставления различных точек зрения и т.д. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник.

Оформляются цитаты так. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то начинается она с заглавной буквы. Если же цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, то кавычка в конце ставится после многоточия, а указатель сноски — после кавычки.

Оформление цитатподчиняется следующим правилам:

- если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы;

- если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы;

- если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием;

- цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения,независимо от того, как она начиналась в источнике.

Автор, желающий в цитате выделить отдельные слова, после этого в скобках ставит свои инициалы и поясняет: (разрядка наша. — Я.Р.); (подчеркнуто мною. — Я.Р.); (курсив наш. — П.Р.).
Подстрочные ссылки (сноски)

От основного текста сноски (ссылки) отделяются сплошной короткой чертой. Печатаются они с абзацного отступа арабскими цифрами без скобок и размещаются выше текста строки сноски. Сноски печатаются обычно тем же шрифтом, что и основной текст (шрифтом ТimesNewRoman), но меньшим кеглем — десятым.

Нумеруются сноски последовательно в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается с первой. Разрывать сноски и переносить их со страницы на страницу либо на обратную сторону листа нельзя.

Не следует злоупотреблять ссылками и вносить в них существенные части текста, важные смысловые определения и т.д.

Сноски и ссылки помечаются в тексте арабскими цифрами.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных сносках вместо заглавия пишут «Указ. Соч.». Если на одной странице несколько ссылок на один источник, то пишут: «Там же» и указывают номер страницы, на которую дается ссылка.

Очередность источников определяется по алфавиту авторов или по датам опубликования ими источников.


Оформление списка литературы и источников

Список использованной литературы и источников — это важная составная часть работы, позволяющая судить о научной культуре и степени фундаментальности проведенного автором исследования. Список содержит библиографические описания используемых источников, сделанные с учетом стандартов, содержащих все обязательные сведения о документе.

Библиографические записи включают в себя:


  1. заголовок (фамилия, инициалы автора; наименование коллективного автора); инициалы ставятся после фамилии;

  2. основное заглавие (сведения о тематике, вид, жанр, назначение произведения и др.);

  1. сведения о составителях, редакторах, об организациях, от имени которых опубликован документ;

  2. сведения об издании (данные о повторности издания, его переработке и т.п.);

  3. место издания (издательство или издающая организация, дата издания. — Количество страниц).

Элементы библиографического описания разделяются между собой знаком точка тире (– ). Источником сведений является титульный лист.

В список не включаются источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не использовались автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно – популярные издания (а в подстрочных сносках на них можно ссылаться).

При оформлении списка литературы рекомендуется выделять следующие разделы:

- нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются с календарной очередностью их принятия);

- монографии;

- учебники и учебные пособия;

- статьи;

- авторефераты диссертаций.

- материалы правоприменительной практики.

Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи. При нескольких работах одного автора в списке работы располагаются по алфавиту названий. Если работа написана в соавторстве с другими авторами, то соавторы указываются в списке по алфавиту.

Название произведения, включенное в текст работы, берется в кавычки, но ни в сносках, ни в библиографическом списке кавычки не ставятся.

Инициалы авторов в сносках и библиографическом списке ставятся после фамилий, а инициалы составителей и ответственных редакторов пишутся до их фамилий.

Реферат необходимо сдать на проверку за две недели до вступительного экзамена в аспирантуру.

По результатам проверки вступительного реферата оформляется заключение (Приложение 1).
3.2. Критерии оценки вступительного реферата

Основными критериями оценки работы являются:

1) актуальность и новизна темы;

2) достаточность использованной литературы по теме;

3) полнота и качество собранных эмпирических данных;

4) обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

5) глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

6) четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы;

7) умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам выбранной тематики, глубина и правильность ответов на вопросы оппонентов при докладе.
3.3. Темы рефератов


  1. Проблема предмета и метода психологии труда.

  2. Эргономический подход в исследовании трудовой деятельности.

  3. История развития психологических знаний о труде.

  4. Основные этапы развития психологии труда.

  5. Психотехника и ее кризис.

  6. Основные этапы развития человека как субъекта труда.

  7. Проблема профессиональных деструкций.

  8. Сущность инженерно-психологического подхода.

  9. Принятие решений в деятельности человека-оператора.

  10. Психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером.

  11. Психологические особенности деятельности человека-оператора.

  12. Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером.

  13. Психологические условия возникновения стрессов в профессиональной деятельности.

  14. Проблема исследования функциональных состояний оператора.

  15. Основные тенденции и проблемы развития профессионального образования.

  16. Профориентация как элемент государственной кадровой политики.

  17. Профориентация как психолого-педагогическая проблема.

  18. Основные этапы развития профориентации в царской России, СССР и РФ.

  19. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.

  20. Связь профессионального и личностного самоопределения.

  21. Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование подросткового возраста.

  22. Основные методы профориентации.

  23. Особенности организации профориентационной работы с разными образовательно-возрастными группами населения.

  24. Проблема личностного компромисса при построении успешной карьеры.

  25. Основные направления работы службы занятости.

  26. Проблема узкой специализации в профессиональном труде.

  27. Психологические аспекты проблемы отчуждения труда от капитала.

  28. Понятие "отчужденный характер" (по Э. Фромму) в контексте проблематики психологии труда.

  29. Психологические условия формирования профессионального самосознания.

  30. Проблема "модели специалиста" психолога-профконсультанта.

  31. Основные концептуальные установки в деятельности профконсультанта.

  32. Основные этические проблемы в деятельности профконсультанта.

  33. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющейся личностью и культурой.



3.4. Требования к научным публикациям

Темы научных публикаций должны соответствовать специальности 37.06.01 «Психологические науки»

Поступающий в аспирантуру должен предоставить список научных публикаций с указанием названия статей, авторов, журнала (сборника), года издания и страниц. К списку необходимо приложить ксерокопии публикаций.

В случае предоставления статьи по теме будущего исследования, опубликованной в российских рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендуется выставлять высший балл.


4. Процедура вступительного экзамена
Экзамен проводится по билетам, в билете три вопроса, в том числе один вопрос по теме вступительного реферата; время на подготовку к ответу – 1 час.Вступительные испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему (Приложение 2). Протоколы вступительных экзаменовоформляются и регистрируютсяв Управлении подготовки научных кадров.

5. Критерии оценки результатов вступительного экзамена


Оценка «отлично» выставляется поступающему в аспирантуру, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагающему, в свете которого тесно увязывается теория с практикой. При этом поступающий не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами контроля знаний, проявляет знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами решения практических задач.

Оценка «хорошо» выставляется поступающему в аспирантуру, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающего его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми  приемами их решения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется поступающему в аспирантуру, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется поступающему в аспирантуру, который не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большим затруднением решает практические задачи.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение вступительного экзамена


6.1. Литература

а) основная литература:

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М., 2010

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2008.

  3. Иванов Д.Е. Психофизиология профессиональной деятельности. Изд.-во СГСЭУ. Саратов, 2011.

  4. Иванов Д. Е. Психология труда, инженерная психология и эргономика. Изд.-во СГСЭУ. Саратов, 2012.

  5. Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль, 2007.

  6. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск, 1992.

  7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. М., 2012.

  8. Смит Н. Психология. Современные системы. М., 2007.

  9. Толочек В. А. Современная психология труда. Учебное пособие.СПб.,2005.

  10. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2007.



б) дополнительная литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (3-е издание). СПб., 2001.

  2. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

  3. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М. 2003.

  4. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.

  5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

  6. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.

  7. Радовель М. Р. Категориальная структура исследовательского мышления. Ростов н/Д., 1993

  8. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. СПб., 2004.

  9. Кунделеков А.Г., Шемятенков В.Н. Влияние транспортных заторов на психовегетативный статус водителей общественного транспорта с учетом возраста и стажа работы// Современные технологии в медицине. - ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 2012 г. № 10. - С. 89-96.

  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

  11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М., 2007.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003

  13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, человек и мир. М., 1997.

  14. Фам Мин Хак Поведение и деятельность. М., СПб., 2003.

  15. Периодические издания: Психологический журнал, Вопросы психологии, Методология и история психологии, Психология и экономика, Психология. Журнал ВШЭ, Экспериментальная психология.

  16. Пиралова, О.Ф. Профессиональное самоопределение – определяющий фактор современной подготовки инженерных работников // Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: материалы Междунар. конф. в КостадельАзар (Испания) // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 7. – С. 67–69.


6.2. Интернет-ресурсы

psyche.ru – портал истории отечественной психологии;

e-labrary – научная электронная библиотека;

ipras.ru – сайт Института психологии РАН;

psy.msu.ru - сайт МГУ.

Составитель: д.б.н., доцент Иванов Д.Е.






База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка