Программа вступительного экзамена по направлению подготовки научно-педагогических кадров для поступающих в аспирантуру




Скачати 297.42 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір297.42 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

Саратовский государственный социально-экономический институт


УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

факультета подготовки

научно-педагогических кадров




ПРОГРАММА

вступительного экзамена по направлению подготовки

научно-педагогических кадров

для поступающих в аспирантуру


Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Код направления подготовки

Наименование направления подготовки

39.06.01

Социологические науки



Шифр научной специальности

Наименование научной специальности

22.00.03

22.00.08



Экономическая социология и демография

Социология управления



Саратов


2014

1. Общие положения


Программа вступительного экзамена в аспирантуру ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования направления подготовки магистратуры 040100.68 «Социология», специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

2. Содержание вступительного экзамена


2.1. Содержание разделов

Раздел 1. Социология как наука.

Определение предмета социологии. Социология как наука о целостности общественных систем. Социология как наука о социальном взаимодействии. Социология как система позитивного знания. Проблема выработки научного метода исследования социальной действительности. Социология как интегративная система знания. Внутреннее многообразие социологической науки: микро- и макросоциология; теоретическая и прикладная социология; специальные социологические теории, конкретные социологические исследования; общесоциологические теории. Понятие социологической парадигмы. Особенности взаимоотношения теоретического и эмпирического в социологии. Социология в системе гуманитарного знания. Функции социологии: теоретико-познавательная и управленческо-преобразовательная.


Раздел 2. Становление и развитие классической социологии.

Исторические условия и общекультурные предпосылки возникновения социологии. Основные положения социологической модели О.Конта: стадии исторического развития, факторы социальной статики и социальной динамики. Эволюционно-организмическая концепция Г.Спенсера: понятие эволюции, типы эволюций, особенности надорганической эволюции. Приложение эволюционной концепции к обществу; общество как организм (непрерывность роста, дифференциация функций и разделение труда).

Социологическая концепция Э.Дюркгейма. Разделение труда как фактор организации общественной жизни. Понятие солидарности. Типы солидарности: механическая, органическая. “Коллективное сознание” и солидарность. Трактовка “коллективных представлений” как социальных факторов. Морфологические и физиологические социальные факты. Социологическая доктрина В.Парето. Понятие логико-экспериментального метода. Классификация человеческих поступков. Остатки и производные. Элита и масса как важнейшие структурообразующие элементы общества. Типы элит и их роль в общественном развитии. Циркуляция элит. Социологическая концепция М.Вебера. “Понимающая” социология: отнесение к ценности как метод получения социальных фактов, категория “идеальный тип” и ее роль в исследовании социальной реальности. Социальное действие, его признаки и виды. Учение об обществе: роль религии и культуры в социальном взаимодействии, рационализация как закономерность общественной эволюции. Рациональность и политическое господство. Типы господства.
Раздел 3. Современная западная социология: основные направления и проблемы.

Эмпирические исследования 20-50-х гг. У.Томас и Ф.Знанецкий: исследование факторов ситуативного действия. Чикагская школа (Р.Парк, Э.Берджес, Л.Вирт) и ее вклад в социологию города. Хотторнские эксперименты Э.Мэйо и развитие индустриальной социологии. Структурный функционализм как ведущая парадигма современной социологии. Понятие “структура” и “функция” в концепциях Б.Малиновского, Р.Мертона, Т.Парсонса. Постулаты функционализма: функциональное единство, функциональная необходимость, универсализм, эквивалентность, баланс функций и дисфункций. Символический интеракционизм как особый метод исследования общества. Психический фактор в поведении индивида. Фаза свободной игры как отличительная черта процесса субъективной деятельности человека. Роль коммуникации в возникновении социально ориентированного действия. Символы и значения в субъективной деятельности человека. Социальная деятельность как интеракция. Теория обмена как социологическая парадигма. Социальное взаимодействие как обмен наградами (Дж.Хоманс, П.Блау). Постулаты социального действия: постулат успеха, постулат стимула, постулат ценности, постулат депривации, постулат агрессии-одобрения. Конфликтология (Р.Дарендорф, Л.Крозье) и этнометодология (Х.Гарфинкель) и их вклад в объяснение сущности социального взаимодействия. Социология и психоанализ. Влияние идей З.Фрейда и неофрейдистов на понимание особенностей социального действия.


Раздел 4. Русская социологическая мысль.

Своеобразие развития социологии в Россию. Основные направления социологических воззрений на рубеже XIX-XX вв. Натуралистические направления: географический детерминизм (Л.И.Мечников, В.С.Соловьев), органицизм (П.Ф.Лилиенфельд, А.И.Стронин), субъективизм (Н.К.Михайловский) и психологизм (Е.Де Роберти). Плюралистическая теория развития общества М.М.Ковалевского. Интегративная социология П.А.Сорокина. Особенности развития социологии в советский период. Кризис современного социологического знания: истоки, проявления, тенденции.


Раздел 5. Социальное взаимодействие как основа общественной жизни. Социально-философские предпосылки анализа социального действия. Социальное действие как основа социального взаимодействия. Признаки социального действия: субъективный смысл и ориентация на другого. Акт элементарного социального действия: ситуация, деятель, условия действия. Типовые переменные действия. Виды действий. Процесс социального взаимодействия, его основные признаки и субъекты. Понятие “правила игры” и его роль в объяснении процесса социального взаимодействия. Уровни социального взаимодействия. Институциональное взаимодействие: отличительные признаки и функции. Виды социальных институтов.
Раздел 6. Социальная организация.

Общество и организация. Основные признаки и функции организации. Понятие “организационного эффекта”. Основные теоретические модели организации (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, Э.Мэйо, Т.Парсонс). Формальное и неформальное в организации. Организация как социотехническая система (анализ результатов хотторнских экспериментов). Организация как бюрократия (“законы” Паркинсона). Системная и “естественная” модели организации. Типы организационных структур. Менеджмент как историческая форма управления организацией. Социологические проблемы менеджмента.


Раздел 7. Личность как субъект социального взаимодействия.

Личность как системное качество индивида. Социальное и индивидуальное в структуре личности. Характер, темперамент, способности. Социальная обусловленность личности. Проблема самоидентификации личности. Стадии формирования “Я”-образа: принятие роли другого, других, “обобщенного другого”. Факторы, влияющие на “Я”-образ. Бессознательное и сознательное в структуре “Я”. Активность и направленность — важнейшие характеристики человеческой личности. Иерархия потребностей. Совокупность смысловых компонентов человеческого “Я” (мотивов, ценностей, идеалов, убеждений, интересов). Понятие личностных диспозиций. Самосознание как главный критерий личности. Личность в системе социальных связей: социальная роль, статус, престиж, обмен наградами как элементы механизма взаимодействия личности и общества. Характеристики социальных ролей. Выбор роли. Ролевые системы. Факторы, влияющие на принятие и непринятие личностью социальной роли. Ролевой конфликт. Социальный тип личности. Исторические типы социального характера. Проблема социализации личности. Процесс социализации как процесс присвоения культурных норм общества. Принятие асоциальной личности.


Раздел 8. Социальная группа как объект социального действия.

Понятие группы в социологии. Группообразующие факторы: инструментальный, экспрессивный адаптивный. Виды социальных групп: большая и малая, первичная и вторичная, формальная и неформальная, закрытая и открытая. Динамические процессы в группе. Психосоциальные механизмы и основные стратегии внутригруппового взаимодействия. Система власти и коммуникации и ее влияние на характер внутригрупповых связей. Социометрическая концепция внутренней жизни группы Дж.Морено. Теория групповой динамики К.Левина. Особенности межгруппового взаимодействия. Предпосылки кооперативной и конкурентной стратегий межгуппового взаимодействия. Личность в системе внутригрупповых связей. Ролевая и референтная теории о механизме взаимодействия личности и группы. Понятия аут- и ингруппы. Конформизм и нонконформизм.


Раздел 9. Социальная структура общества и ее динамика.

Понятия “социальные отношения”, “социальная структура”, “социальная стратификация”. Стратификационные теории К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина. Исторические системы социальной стратификации. Социологическое измерение социальной стратификации: методы и показатели. Социально-экономические основания процесса стратификации. Социально-классовая структура индустриального общества: высший, высший средний, средний и низший классы. Своеобразие стратификации в обществах редистрибутивного типа. Социальная стратификация и мобильность. Общие принципы вертикальной мобильности. Проблемы преодоления статусных перегородок. Понятие статусного несоответствия. Интенсивность вертикальной мобильности как фактор социального развития. Явление маргинализации и его социально-экономические последствия. Социально-демографическая структура общества. Виды социально-демографических общностей и основные тенденции их развития. Группы несамостоятельного населения и их место в социальной структуре. Социальная геронтология. Гендерная социология. Поселенческая структура общества. Социально-территориальные группы, их специфика. Исторические, экономические, политические, культурные предпосылки формирования различных типов поселенческой структуры. Современные проблемы урбанизации. Социология города. Социология села. Социально-этническая структура общества. Основные понятия этносоциологии. Исторические формы и уровни этносов. Проблемы этнических отношений в современной социологии.


Раздел 10. Семья как социальный институт

Понятие “семья”, “брак”. Исторические формы семейно-брачных отношений. Функции семьи. Типология семьи. Патриархальная и нуклеарная семья. Структура межличностных отношений в традиционной и современной семье и ее влияние на формирование социального типа личности. Семья и дети. Изменение репродуктивного цикла в современных условиях. Мужчина и женщина: социально-психологические различия полов и проблема неравенства.


Раздел 11. Религия как социальный феномен

Специфика социологического подхода к пониманию религии. Религия как социально-психологическое явление. Проблема происхождения религии. Э.Дюркгейм о роли “священного” в социальном взаимодействии. Социальная сущность религии в концепции М.Вебера. Составляющие религиозного процесса: система символов, религиозное действие, религиозная организация, социальные значения, индивидуальные установки. Формы религиозной организации: церковь, деноминация, секты, культ. Социальные

функции религии: сплочение общества, социальный контроль. Значение религии в современном обществе. Тенденции развития религии: секуляризация, экуменизм. Эзотерические концепции и их место в религиозной культуре XX века.
Раздел 12. Роль института культуры в регулировании социального взаимодействия.

Понятие культуры в социологии: основные социологические модели (функционализм, интеракционизм, психологизм, культурная антропология). Функции культуры: аккумулирующая, регулятивная, трансляционная, контролирующая. Структурные элементы культуры: язык, знания, ценности, нормы, обычаи, традиции, ценностные ориентации и убеждения. Закономерности механизма социального функционирования и развития культуры. Социокультурный процесс как процесс обмена информацией по каналам массовой коммуникации. Понятие социокультурного цикла. Влияние института культуры на социальное поведение (на примере работы М.Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”). Культура личности и культура общества: проблемы взаимодействия. Культура как “экран знаний”. Понятие субкультуры. Культура современного общества: переход от традиционного к либеральному типу. Городская и сельская субкультуры в российском обществе: единство и различие. Молодежная субкультура: основные ценности, нормы, стиль и стандарты жизни, социокультурные потребности, противоречия в их развитии. Проблема массовизации современной культуры.


Раздел 13. Общество как самоорганизующаяся система

Общество и общность. Автономность и самодостаточность как главный отличительный критерий общественных систем. Проблема детерминирующего фактора общественной жизнедеятельности. Эволюция общества. Исторические типы обществ. Принципы и понятия системного анализа общества: элементы, структура, функции; устойчивость, равновесие, обратная связь, гомеостаз, бифуркация. Системная модель Т.Парсонса. Адаптирующая, целеполагающая, интегрирующая, солидаризующая подсистемы общественного организма. Типология современных обществ. Цивилизация как феномен общественного развития. Социологические концепции модернизации. Глобальные проблемы современного общественного развития и пути их решения.


Раздел 14. Конфликт как способ развития социальных систем.

Структурно-функционалистская и интеракционистская теории об источниках

возникновения конфликтов в социальных системах. Конфликт как столкновение противоположных позиций субъектов социального взаимодействия. Факторы, способствующие возникновению конфликтов. Основные типы конфликтов. Этапы развития конфликта: конфликтная ситуация, собственно конфликт, стадия разрешения. Закономерности развития конфликта: массовизация целей и повышение активности участников конфликта, увеличение количества проблемных ситуаций, нарастание эмоциональной напряженности. Парадокс “подмены” целей конфликта. Функциональные последствия конфликта и пути их устранения. Понятие продуктивного конфликта.
Раздел 15. Девиантные формы социального взаимодействия.

Понятие девиации. Девиация и развитие систем. Социальное взаимодействие как совокупность предписанных и отклоняющихся актов поведения. Типы приспособления индивидов к жизнедеятельности общества. Формы отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение и мораль. Отклоняющееся поведение и право. Способы контроля поведения: регламентация, ритуализация, групповая идентификация. Санкции и награды. Преступление как форма отклоняющегося поведения. Криминальные группировки: факторы образования и особенности субкультуры. Социальная аномия: причины возникновения и способы преодоления. Самоубийство как крайняя форма отклоняющегося поведения. Социологические исследования суицидального поведения. Алкоголизм и наркомания как формы отклоняющегося поведения. Причины распространения данных форм девиации в современном мире.


Раздел 16. Социологическое исследование как основной способ получения социальной информации. Общая характеристика, применение и значение социологических исследований в социальной науке. Специфика использования социологического исследования, его возможности и границы применения. Виды социологических исследований: теоретическое, прикладное, комплексное. Зондажное, панельное социологические исследования. Особенности измерения социальной информации. Социальные показатели как основа количественной характеристики социальных объектов. Качественное и количественное единство сущности социальных явлений.
Раздел 17. Программа социологического исследования.

Понятие программы социологического исследования. Программа как теоретическая разработка подходов, путей изучения конкретной проблемы. Осмысление исследуемой проблемы — исходный момент составления программы. Структура программы: методологический, методический и инструментальный разделы. Цели и задачи социологического исследования. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Гипотезы в социологическом исследовании. Концептуальный аппарат исследования. Интерпретация понятий: теоретическая, эмпирическая и операциональная. Роль методики в социологическом исследовании. Особенности техники социологического исследования, ее значение в организации и проведении исследования.


Раздел 18. Выборочный метод в социологическом исследовании.

Основные применения выборочного метода в социологии. Основные понятия, связанные с организацией выборки. Условия применимости выборочного метода. Вероятностные методы построения выборки. Виды выборки: стихийная, квотная, вероятностная, гнездовая. Репрезентативность. Ошибки выборки.


Раздел 19. Методы сбора информации в социологическом исследовании.

Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Этапы анкетного опроса. Логическая и организационная структура анкеты, принципы и правила ее проектирования. Классификация вопросов, используемых в анкете. Изучение документов как метод социологического исследования. Понятие документа. Классификация документов. Методы анализа документов: традиционный и формализованный. Наблюдение в социологии и его особенности. Классификация методов наблюдения, преимущества, трудности и типичные недостатки использования. Процедура проведения наблюдений. Объект и предмет наблюдения. Условия наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя.


Раздел 20. Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.

Значимость этапа анализа результатов социологического исследования. Цели, задачи, уровни анализа в социологическом исследовании. Методологические требования к анализу социальной информации. Выбор адекватных целям и задачам конкретных процедур и методов обработки полученных данных. Теоретическая и эмпирическая типологизация. Группировка, построение и анализ графиков. Проверка научных гипотез. Построение производных переменных. Формирование и анализ подмассивов данных. Проблема интерпретации и обобщение данных социологического исследования. Роль теории в объяснении результатов. Разработка научно обоснованных практических рекомендаций.


2.2. Вопросы вступительного экзамена

1. Социология как наука (проблема определения предмета социологии).

2. Структура социологического знания.

3. Социология в системе научного знания. Позитивный характер социологической науки.

4. Основные этапы и направления развития социологии (общая характеристика).

5. Основные направления развития российской социологической мысли сер. 19 - нач.20 вв.

6. Социологическая система П.Сорокина и ее значение для развития социологической науки.

7. Факторы социальной статики и социальной динамики в социологической концепции О.Конта.

8. Г.Спенсер о специфике социальной эволюции.

9. Учение об обществе в социологической концепции Э.Дюркгейма.

10. "Логика" человеческого поведения и социального развития в концепции В. Парето.

11. Социология М. Вебера.

12. Эмпирическая социология 20-30х гг.: основные направления и остижения.

13. Структурный функционализм как особый метод исследования

социальной действительности.

14. Символический интеракционизм об особенностях социального действия.

15. Социальное взаимодействие как обмен наградами (анализ теории обмена).

16. Понятие "социальное" в социологии. Критика биологизаторского

и социологизаторского подходов к его рассмотрению.

17. Системная модель действия Т.Парсонса и ее значение для объяснения социального поведения.

18. Социальное взаимодействие: понятие, факторы, уровни.

19. Основные социологические подходы к объяснению механизма социального взаимодействия.

20. Социальный институт: понятие, функции. Виды социальных институтов.

21. Организация: понятие, функции, структура

22. Культура: понятие, функции, структурные элементы.

23. Основные теоретические проблемы анализа культуры.

24. Влияние культуры на систему внутренних мотиваций поведения личности (на примере работы М.Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”).

25. Принятие роли как фактор социального поведения. Характеристика ролей. Ролевой конфликт.

26. Личность как системное качество индивида. Роль образа "Я" в процессе

самоидентификации личности.

27. Типы социального поведения людей. Понятие социального характера.

28. Социальная группа как система, ее основные характеристики и внутренняя динамика.

29. Основные факторы и тенденции группообразования. Виды социальных групп.

30. Понятие социализации личности. Социологические подходы к объяснению процесса социализации.

31. Личность в системе групповых связей. Референтная теория о механизме

взаимодействия личности и группы.

32. Понятие социальной стратификации. Исторические формы и критерии

социальной стратификации.

33. Социальная стратификация и мобильность. Основные тенденции социальной мобильности в современном обществе.

34. Маргинальность как социальный феномен.

35. Семья как социальный институт. Роль семьи в становлении и развитии общества.

36. Социальные проблемы семейно-брачных отношений в современном

обществе. Гендерные исследования.

37. Современные концепции строения общества. Системная модель

Т.Парсонса.

38. Общество и общность. Типология современных обществ и перспективы их развития.

39. Конфликт как способ развития социальных систем. Причины возникновения социальных конфликтов.

40. Специфика нормативного регулирования социального взаимодействия. Понятие “социальный контроль”.

41. Образование как социальный институт.

42. Социальная девиация: понятие и причины существования. Типы социальной девиации.

43. Религия как социальный институт: функции и элементы.

44. Классификация религий.

45. Формы религиозной организации. Тенденции развития религии в современном обществе.

46. Социальная структура, ее основные элементы.

47. Основные понятия политической социологии. Типы политической власти.

48. Влияние групп на политический процесс: элитарная и плюралистическая

политические модели.

49. Основные понятия этнометодологии.

50. Функционализм Р. Мертона.

51. Теория социальной аномии и ее роль в объяснении специфики социальной жизнедеятельности.

52. Социологическое исследование как основной способ получения социальной информации.

53. Программа социологического исследования: структура и функции.

54. Основные методы сбора первичной информации в социологическом исследовании.

3. Содержание и требования к вступительному реферату (научным публикациям)


3.1. Требования к реферату.

Вступительный реферат имеет своей целью показать, что поступающий в аспирантуру имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению своей научной деятельности. При выборе темы реферата необходимо исходить, прежде всего, из ее актуальности, а также собственных научных интересов по выбранной для обучения в аспирантуре специальности.

Реферат должен носить характер творческой самостоятельной научно-исследовательской работы. Изложение материала не должен ограничиваться лишь описательным подходом к раскрытию выбранной темы, он также должен отражать авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения

Реферат должен содержать в себе важнейшие теоретические аспекты темы и отражать актуальные реалии современности. Шрифт – 14; интервал - 1,5; поля: - левое, верхнее, нижнее – 2,5 см, правое – 1,5 см; выравнивание текста по ширине, названия параграфов – по центру, полужирным курсивом; абзацы начинаются с красной строки; нумерация страниц производится в правом нижнем углу; титульный лист и содержание (2-ой лист) не нумеруются; в реферате должны быть ссылки и сноски; список используемой литературы не менее 15 источников.



3.2. Критерии оценки вступительного реферата

Вступительный реферат оценивается по следующим критериям:



  • Актуальность темы

  • Имеется ли научная проблема в формулировке и постановке темы исследования

  • Представлен ли обзор научной литературы по теме (наличие ссылок на работы российских и зарубежных ученых)

  • Наличие теоретической базы исследования

  • Показана ли взаимосвязь теоретических аспектов темы с российской (международной) практикой

  • Имеются ли данные социологических исследований по теме, самостоятельно обобщенные автором

  • Насколько развернуто и полно представлена библиография по теме

  • Присутствуют ли собственные оценки, позиция автора по аспектам исследования


3.3.Темы рефератов

При выборе темы реферата необходимо руководствоваться примерным списком тем, представленных ниже



  1. Анализ современных зарубежных концепций социологии управления.

  2. Банковская безопасность и ее социальные последствия банковской сферы.

  3. Безработица как социальное явление и социальный процесс.

  4. Виды девиантного поведения, характерные для современного российского общества.

  5. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

  6. Возможности институционального подхода в прогнозировании развития.

  7. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

  8. Девиация в системе социального управления.

  9. Демографическая ситуация в России: ее характеристика и эволюция в

  10. Демографические аспекты межнациональных отношений.

  11. Демографический кризис в России: его сущность и последствия.

  12. Доверие к субъектам рынка как важный фактор его развития.

  13. Женщины как социальная общность и ее статусные изменения.

  14. Инвестиционное поведение россиян в переходный период.

  15. Инновации в системе управления: источники, типы, уровни.

  16. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия.

  17. История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления.

  18. Концептуальные и эмпирические исследовательские методы и процедуры в социологии управления.

  19. Кризисное управление и управленческие конфликты.

  20. Личность на рынке труда и занятости

  21. Маргинальность: социальная сущность и последствия

  22. Материнство и его социальная сущность

  23. Международная миграция и структурные изменения населения

  24. Местное самоуправление как ресурс общественного развития.

  25. Место рекламы в экономической жизни общества

  26. Методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления.

  27. Миграция и особенности ее развития в условиях перехода к рынку

  28. Мода как предмет социологического анализа

  29. Молодежь как социально-демографическая общность

  30. Национальные школы в развитии экономической социологии

  31. Неформальные отношения в ситуациях управленческого взаимодействия.

  32. Объективные и субъективные факторы формирования российского рынка

  33. Особенности демографического развития России в конце ХХ — начале XXI вв.

  34. Подходы к анализу социальной структуры в работах западных социологов

  35. Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития.

  36. Предпринимательство как социальное явление и форма экономического поведения

  37. Принципы, структуры, функции и методы управления в основных институтах административно-политической деятельности.

  38. Проблема стилей, мотивации и участия в управлении.

  39. Проблемы эффективности управленческой деятельности.

  40. Происхождение и социальные характеристики обмена

  41. Реклама как социальный институт

  42. Сберегательное поведение и его эволюция в российском обществе

  43. Семья как социальный институт и малая группа

  44. Смертность населения как показатель состояния общества

  45. Современные формы социального неравенства

  46. Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей.

  47. Социализация личности в современном обществе

  48. Социальная программа как область реализации управленческих ресурсов.

  49. Социальная структура российского общества и тенденции ее развития

  50. Социальное планирование как механизм комплексного решения проблем социального развития.

  51. Социальное проектирование: сущность, методы и практика.

  52. Социальные аспекты экономической безопасности

  53. Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности.

  54. Социальные характеристики капиталистического хозяйства

  55. Социальный статус мужчин и женщин в российском обществе

  56. Социальный эксперимент в управлении.

  57. Социогендерные аспекты развития рынка труда и занятости

  58. Социокультурные и социально-политические факторы развития управленческой культуры.

  59. Социологические методы изучения экономического поведения

  60. Социологический анализ принципов, методов и социальных результатов управленческих инноваций.

  61. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.

  62. Социологическое обеспечение менеджмента в сфере экономики и финансов

  63. Специфика и типология современных социальных конфликтов

  64. Специфика экономической культуры различных социальных групп

  65. Субкультура молодежи в новой социокультурной ситуации

  66. Сущность и этапы развития экономической социологии

  67. Сущность семьи, ее жизненный цикл семьи

  68. Сущность, уровни и типы социального прогнозирования.

  69. Теории элит их интерпретация в экономической жизни

  70. Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.

  71. Управление и проблемы информационной безопасности общества, государства, корпорации и личности.

  72. Управленческая деятельность в структурах публичной власти: особенности организации, принципы рациональности, проблемы внутриорганизационной демократии.

  73. Урбанизация и ее социальные последствия

  74. Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях.

  75. Финансовые институты как разновидность социальных институтов

  76. Формы девиантного поведения в экономической жизни французская, американская, немецкая, российская)

  77. Ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления.

  78. Ценностные ориентации и поведенческие установки предпринимателей

  79. Ценностные ориентации и социальные установки личности

  80. Экономический и социологический подходы к определению предмета

  81. Экономическое поведение, его виды и особенности формирования в экономической социологии


3.4. Требования к научным публикациям

Статья должна содержать законченный и логически цельный материал, посвященный актуальной проблеме, начинаться с формулировки целей и завершаться чётко сформулированными выводами, рекомендациями по внедрению результатов и оценке перспектив дальнейшего развития проблемы. Название статьи должно быть кратким и отражать основную идею её содержания.

Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи. Необходимо работать над статьей, придерживаясь алгоритма

• Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.

• Составьте подробный план построения статьи.

• Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.

• Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

• Поработайте над названием статьи.

• В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.

• Составьте список литературы.

• Сделайте выводы.

• Напишите аннотацию.

• Проведите авторское редактирование.

• Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.



4. Процедура вступительного экзамена


Вступительный экзамен проводится по билетам, билет формируется из трех вопросов, (в том числе один вопрос по теме вступительного реферата); время на подготовку к ответу ориентировочно 1 час.

Вступительные испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему (Приложение 5).

Протоколы вступительных экзаменов оформляются и регистрируются в Управлении подготовки научных кадров.

5. Критерии оценки результатов вступительного экзамена


Оценка «отлично» ставится, если поступающий в аспирантуру показал высокий уровень владения учебно-программным материалом, свободное владение категориальным аппаратом, аналитический подход к различным теориям и направлениям социологии, умение применять на практике теоретические знания, владение основными методами социологических исследований, проявив при этом системность знаний, логичность изложения, высокую профессиональную направленность.

Оценка «хорошо» ставится, если поступающий показал полное знание учебно-программного материала, владение основными фактами, относящимися к области социологии, имеет представление об основных методах социологических исследований, но во время ответа делал незначительные оговорки и сам исправлял их или показал незначительные пробелы в знании теоретического материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если поступающий обнаружил знание основного материала в объеме достаточном для исследовательской работы в области социологических наук, допустив при этом погрешности, пробелы в некоторых областях.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если поступающий показал слабое владение материалом, допускал грубые ошибки в изложении теоретических вопросов, не владеет основными методами работы, что ставит под сомнение его способность к самостоятельной профессиональной деятельности.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение вступительного экзамена


6.1. Основная литература:

  1. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Практическая демография. – М.:ЦСП, 2005.

  2. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 352с.

  3. Бурова С.Н.Демидова А.В.Тенденции исследовании семьи в советский и постсоветский периоды. -//СОЦИС, 2008, №12.

  4. Быченко Ю.Г., Палади А.А. Формирование лидерского человеческого капитала производственных организаций России. Саратов, 2011.212 с.;

  5. Верховин В. И. Экономическая социология. — М.:Академический проект, 2006.

  6. Волков Ю.Е.К выработке современного представления о сущности труда. // СОЦИС, 2009, №3

  7. Горбунова М.Ю. Управленческий потенциал эмоций в социальных отношениях. Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 180 с. (11,2 п.л.)

  8. Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни. М: Логос, 2006.

  9. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. М.: Гардарики., 2004.

  10. Козина И.М. Забастовки в современной России. -//СОЦИС, 2009,№9

  11. Кочетов А.Н. Занятость специалистов: феномен невостребованности. Историко-социологический аспект / Саратовский государственный социально-экономический университет. -- Саратов, 2013- 136 с.

  12. Кравченко А.И., Тюрина И. О. Социология управления. - М.: Академический Проект, 2009

  13. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации.- //СОЦИС, 2008, № 12.

  14. Новые идеи в социологии: монография / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 479с.

  15. Понукалина О.В. Социокультурные практики потребления в пространстве досуга: монография – Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2010. 276 c.

  16. Прикладная социология. М., 2009

  17. Тихонов А. В. Социология управления. М., 2007.

  18. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с.



  19. Фененко Ю.В. Социология управления. М., 2005.

  20. Шабанов В.Л. Современное ЛПХ как составная часть производственного потенциала агропродовольственного комплекса России. // Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности России. – Саратов: Изд-во ИАгП РАН, 2012. – Раздел 2.4. – С. 70-76.


Дополнительная литература:

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака.- М.: Библион-Рус. кн., 2007.- 299с.

  2. Бодрийяр Ж. Общественное потребление. М., 2006.

  3. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. – 176 с.

  4. Ильин В.И. Потребление как дискурс. – СПб.: Интерсоцис, 2008. – 446 с

  5. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.

  6. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебн. пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2008

  7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М., 2008.

  8. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / Н. Луман; пер. с нем. И. Д. Газиева; под. ред. Н. А. Головина. – СПб.: Наука, 2007.

  9. Мизес Людвиг фон Бюрократия / Л. фон Мизес; Фонд Либеральная хартия. – Челябинск: Социум, 2006.

  10. Перегудов С.П. Бизнес и бюрократия в России: динамика взаимодействия // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007.

  11. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ, 2005.

  12. Рачков В. П. Предвидимое и непредвидимое в прогностических теориях. М.,1993.

  13. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.: ИздательствоРАГС. 2003.

  14. Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009.

  15. Рощина Я.М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  16. Рыжов Р.О. К оценке количественной динамики, социальной природы и последствий бездомности.- //СОЦИС, 2009, №5

  17. Саралиева З.Х. Трудности социализации молодежи в обществе потребления // Общество потребления и современные проблемы сферы услуг. СПб., 2010. 283-284.

  18. Стребков Д.О. Инновационный потенциал агентов новой экономики // Форсайт, 2010 (4), № 2, с.26-33.

  19. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2. C. 45-55.

  20. Теория предпринимательства в России: По материалам «Глобального мониторинга предпринимательства. – М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2010, с. 57-113, 215-234.

  21. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: Учебн. пособие. – М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2007

  22. Шабанова М.А. Российский бизнес на пути к более цивилизованному? Новое поколение деловых людей в контексте взаимодействий с властью // Общественные науки и современность. 2008. № 5, 6.

  23. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. - М: Логос, 2005

  24. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя. Ч. 2. Российские фирмы / Нуреев Р.М. – М.: МОНФ, 2010.

  25. Ядов В.А. И все же умом Россию понять можно. - Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.

  26. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. - В кн.: Россия реформирующаяся. - М.: Academia, 2003.


6.2. Интернет-ресурсы

http://www.ecsoc.msses.ru − Электронный журнал «Экономическая социология».

http://www.econsoc.mpifg.de − Электронный журнал «Economic Sociology: European Electronic Newsletter».

http://www.ecsoc.ru − Центр экономической социологии.

http://www.ecsocman.edu.ru − Ресурсный центр по социально-экономическим наукам.

http://www.leontief.ru − Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр.

http://www.vcug.ru – Всероссийский Центр Уровня Жизни.

http://www.ecopolicy.ru – Центр экологической политики России.

электронные публикации социологических исследований на сайте Института социологии РАН www.isras.ru.
6.3. Программное обеспечение

Для проведения занятий по дисциплине используется лекционная аудитория и аудитория для семинарских занятий.



Открыт доступ в компьютерные аудитории в свободное от занятий время, имеется оборудование и программное обучение для реализации интерактивного доступа к электронным учебно-методическим материалам через сеть Интернет.

7. Порядок внесения изменений в программу вступительного экзамена


Вопрос об обновлении программы вступительного экзамена (далее Программа) должен рассматриваться ежегодно в установленном порядке, при этом внесение изменений в Программу должно осуществляться не реже 1 раза в 3 года. Изменения и дополнения, вносимые в Программу, рассматриваются методической комиссией кафедры, результаты оформляются выпиской из протокола заседания кафедры в соответствии с Приложением 3. Выписка представляется в Научно-методический совет по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантура) для переутверждения Программы. После решения совета оформляется лист 2 (Приложение 2), изменения регистрируются в Листе изменений (Приложение 4).








Составитель: д.соц.н., проф. Понукалина О.В.






База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка