Программа вступительных испытаний по дисциплине «психология» для абитуриентов факультета педагогики и психологии



Скачати 365.83 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір365.83 Kb.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-01 01 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

(на базе среднего специального образования)
Заочная форма получения образования

Барановичи 2016



Общие положения
Программа вступительных испытаний для абитуриентов учреждения образования «Барановичский государственный университет» разработана согласно Правилам приема в высшие учебные заведения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 года №80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» с изменениями и дополнениями, утвержденными указами Президента Республики Беларусь №70 от 8 февраля 2008 г., №52 от 23 января 2009 г., №243 от 12 мая 2009 г., №275 от 2 июня 2009 г., №200 от 26 апреля 2010 г., №109 от 14 марта 2011 г., №212 от 23 мая 2011г., №621 от 30 декабря 2011 г., №130 от 20 марта 2014 г.

Содержание вступительных испытаний соответствует учебной программе «Психология» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 2-01 01 01 (11 04.01.00) «Дошкольное образование» (Минск, РИПО, 2002).

Целью вступительного испытания по психологии является качественный отбор абитуриентов для получения образования на факультете педагогики и психологии УО «Барановичского государственного университета» по специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование».

Достижение данной цели требует решения следующих задач: определение уровня подготовки абитуриентов; обеспечение объективной оценки качества подготовки абитуриентов.

На вступительных испытаниях абитуриенты должны показать:

- знание основ современных психологических знаний;

- представления о психике человека, его деятельности;

- понимание основных закономерностей развития психики, его особенностях в детском возрасте;

- уровень владения основными понятиями психологии педагогической деятельности, социальной педагогической психологии

Абитуриенты, которые не смогли явиться на вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные, подтвержденные документально обстоятельства, препятствующие участию во вступительных испытаниях) по решению приемной комиссии высшего учебного заведения допускаются к их сдаче в пределах сроков, определенных расписанием вступительных испытаний.




РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1 Предмет психологии

Содержание понятия «психология». Различные подходы к определению предмета психологии в научной литературе.

Понятие о психике. Структура психики. Сознательное и бессознательное в психике. Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Целостность и единство психической жизни человека

Современная психология как развитая система наук. Краткая характеристика отраслей психологии. Детская психология как раздел возрастной психологии. Задачи психологической науки. Связь психологии с другими науками.


Тема 1.2 Значение психологии в жизни отдельного человека и общества

Роль психологии, психологической культуры в развитии личности, самопознании и самовоспитании человека. Роль психологических знаний в воспитании детей и семейной жизни. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. Психология и здоровье человека.


Тема 1.3 Естественнонаучные основы психологии

Общее строение ЦНС. Мозг как орган психики, его строение. Основные функциональные блоки мозга по А.Р. Лурию, их роль в психических процессах и состояниях. Проблема связи (локализации) психических процессов, свойств и состояний с отдельными структурами мозга. Р. Спэрри и функциональная асимметрия головного мозга. Соотношение психических и физиологических процессов и явлений. Учение И.П. Павлова о рефлекторной деятельности мозга. Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга, их динамика. Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы. Системность в работе мозга.


Тема 1.4 Методы психологии

Методологические принципы психологического исследования. Теоретические направления и подходы в исследовании психических явлений.

Классификация методов исследования. Эмпирические методы психологического исследования: наблюдение, методы сбора и анализа словесных показаний (метод беседы, анкетный метод). Метод наблюдения. Самонаблюдение; значение самонаблюдения в научном исследовании и в жизни человека. Объективное наблюдение и его виды. Включенное наблюдение. Опросные методы и тесты. История и условия научной разработки в применении тестов. Тест как научный инструмент получения данных. Классификация тестов. Требования валидности, надежности, однозначности, достоверности, точности, стандартизации тестов. Виды тестов по содержанию и форме. Тесты интеллекта, личностные тесты, тесты достижения, тесты специальных способностей. Основные правила тестирования. Метод анализа процесса и предметов деятельности. Экспериментальный метод психологического исследования. Эксперимент (лабораторный, естественный). Понятие о психолого-педагогическом обучающем и воспитывающем эксперименте. Формирующий эксперимент и его место в детской и педагогической психологии.

Социометрический метод. Методики изучения детской группы.

Психологические методы в работе воспитателя с детьми и родителями. Преимущества метода наблюдения перед другими психологическими методами в познании педагогом внутреннего мира своих воспитанников. Особенности использования психологических методов в диагностической деятельности воспитателя.

РАЗДЕЛ 2 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
Тема 2.І Эволюционное развитие психики

Возникновение психики как результат эволюции материи Основные этапы развития психики в филогенезе. Развитие психики в животном мире (К. Лоренц, В. Келер и др.). Концепция уровней психического отражения действительности и развития поведения животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Таксис, рефлекс, инстинкт, импринтинг, навык, интеллектуальное поведение животных. Сознание как высшая форма развития психики. Психологическая характеристика сознания человека в отечественной и зарубежной литературе. Структура и содержание сознания по А.В. Петровскому и В.П. Зинченко. Функции сознания. Отличия психики животных и человека.


Тема 2.2 Развитие психики человека. Основные закономерности психического развития

Понятие о психическом развитии. Движущие силы и факторы психического развития. Роль наследственности в психическом развитии.

«Социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский) на возрастных этапах и её значение. Семья в структуре личностной микросреды ребёнка. Взаимоотношения со сверстниками и взаимоотношения в системе «ребёнок-педагог» как факторы психического развития.

Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»).

Роль собственной активности человека, его деятельности в психическом развитии. Психическое развитие и сензитивность.
Тема 2.3 Возрастная периодизация психического развития

Подходы к построению возрастной периодизации. Характеристика психологического возраста. Движущие силы психического развития и возрастная периодизация. Обострение противоречий как источник возникновения кризисов в психическом развитии. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Общая характеристика основных периодов психического развития: младенческих возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, акмеологический период (зрелость), период геронтогенеза (старость).


Тема 2.4 Общая характеристика психического развития в онтогенезе

Место детства в развитии психики человека. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. Период новорождённости. Безусловные рефлексы и их роль в приспособлении ребёнка к новой среде. Основные новообразования данного периода: сосредоточение, первые условные рефлексы, начало формирования биоритма «сон-бодрствование».

Социальная ситуация развития в младенчестве. Непосредственное эмоционально-личностное общение как ведущая деятельность младенца. «Комплекс оживления», его структура, этапы формирования, значение. Зарождение и значение ситуативно-делового общения младенца со взрослым. Подготовительный период в развитии речи ребёнка.

Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца, её новообразования. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года жизни.


Тема 2.5 Общая характеристика психического развития в раннем детстве

Основные направления психического развития ребёнка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития. Овладение ходьбой.

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Развитие и этапы овладения предметной деятельностью: предметные манипуляции, предметно-специфические, соотносящие и предметно-опосредованные (орудийные) действия. Роль делового общения в овладении ребёнком предметной деятельностью. Зарождение новых видов деятельности.

Ранний возраст как сензитивный для развития речи. Предпосылки развития личности в раннем детстве: развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы. «Я-сам» как центральное новообразование раннего возраста. Кризис 3-х лет.


Тема 2.6 Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека

Дошкольное детство и его место в периодизации психического развития. Сущность гуманистического отношения к дошкольному возрасту как периоду сензитивному, благоприятному для развития многих психических функций (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).




РАЗДЕЛ 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
Тема 3.1 Общее понятие о деятельности

Понятие о деятельности и ее целях (А.Н. Леонтьев). Единство сознания и деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Деятельность и личность. Психологическая структура деятельности: цели, мотивы, средства деятельности. Понятия "действие", "движение", "операция. Виды действий. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Психология освоения деятельности. Понятие об умениях и навыках Процесс формирования умений и навыков в результате упражнений. Психологические условия успешного формирования навыков. Контроль и самоконтроль при формировании навыка.

Взаимодействие навыков: положительное влияние навыков друг на друга (перенос), отрицательное взаимовлияние навыков (интерференция). Психогигиенические условия успешного формирования навыков.

Привычки и их роль в поведении личности. Сходство и различия на­выков и привычек. Воспитание положительных привычек и борьба с отрицательными привычками. Виды деятельности


Тема 3.2 Игра и её особенности у детей дошкольного возраста

Игра в жизни человека. Психологические особенности игры как деятельности. Игра как ведущая деятельность в дошкольном детстве.

Особенности сюжетно-ролевой игры. Сюжет и содержание детских игр Роли и их воплощение. Игровые действия. Замещение как механизм игры и его развитие. Развитие игры. Взаимодействие детей в игре и типы отношений: сюжетно-ролевые, межличностные, организационно-деловые.

Режиссерские игры и их особенности. Игры с правилами. Подвижные игры. Дидактические игры.

Роль игры в развитии личности. Влияние игровой деятельности на мотивационную сферу, формирование «Я-концепции», развитие воображения ребёнка. Роль совместных детских игр в развитии взаимоотношений в коллективе, коммуникативных и организаторских способностей ребёнка. Влияние игровой деятельности на развитие познавательной сферы дошкольника. Значение игры в зарождении новых видов деятельности.
Тема 3.3 Художественная деятельность, её формирование и развитие в дошкольном возрасте.

Понятие художественной деятельности, её виды и структурные компоненты. Значение художественной деятельности на разных возрастных этапах. Художественная деятельность дошкольника. Возрастная предрасположенность к её овладению. Художественно-речевая деятельность.

Музыка в жизни детей. Слушание музыки. Развитие дифференцированного восприятия музыкальных произведений. Формирование эмоционального отклика и развитие художественного вкуса. Музыкально-образовательная деятельность.

Изобразительная деятельность детей. Психологические особенности рисования. Процесс овладения ребёнком изобразительными средствами. Лепка и аппликация. Приобщение детей к декоративо-прикладному и оформительскому искусству.

Конструктивная деятельность дошкольника. Виды конструирования: по образцу, по условию, по замыслу.

Интеграция разных видов художественной деятельности в организации жизнедеятельности ребёнка. Значение художественной деятельности в развитии детей.


Тема 3.4 Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте

Экспериментирование как деятельность. Его значение в жизнедеятельности человека. Детское экспериментирование и психическое развитие ребёнка. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. Помощь детям в развитии поисковой деятельности, детского экспериментирования, поддержании интереса к нему.


Тема 3.5 Учебная деятельность и формирование её предпосылок у дошкольников

Понятие о научении и учении. Место учебной деятельности в обучении. Структура учебной деятельности. Формирование и развитие познавательных интересов. Оценка и самооценка в учебной деятельности. Развивающее обучение как средство развития. Обучаемость, её основные компоненты. Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника.

Становление предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте. Сензитивность старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Уровни овладения учебной деятельностью. Основные учебные умения. Психологический анализ обучения дошкольников. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению шестилетних детей. Влияние педагога, его оценочного общения на результативность учебной деятельности.
Тема 3.6 Трудовая деятельность, её особенности в дошкольном возрасте

Понятие трудовой деятельности её структурные компоненты. Трудовая деятельность как условие развития и формирования личности. Воспитание и самовоспитание потребности в труде и готовности к нему. Виды труда. Основные виды профессий по направленности.

Трудовая и бытовая деятельность дошкольника, формирование её предпосылок в раннем детстве. Виды, содержание и основные направления развития трудовой деятельности дошкольников. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте. Формирование и развитие целеполагания, планирования, мотивов труда, навыков и умений, социально-психологической готовности к совместной трудовой деятельности, самоконтроля и самооценки результатов, основ культуры труда. Влияние туровой деятельности дошкольника на развитие его личности, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Тема 3.7 Психология деятельности воспитателя детского сада

Педагогическая деятельность, её специфические особенности. Педагогическая профессия как профессия социономического типа («человек-человек»). Характеристика структурных компонентов педагогической деятельности воспитателя детского сада. Предмет и основные функции труда воспитателя в условиях гуманизации дошкольного образования. Цель и мотивы деятельности воспитателя. Формирование профессионально значимых мотивов деятельности воспитателя детского сада. Педагогические умения и навыки (гностические, проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские), особенности их проявления в деятельности педагога дошкольного учреждения. Творчество в деятельности педагога. Пути и средства профессионального самосовершенствования.



РАЗДЕЛ 4 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ
Тема 4.1 Общение как социально-психологический феномен

Понятие об общении. Значение общения в жизни общества и отдельной личности. Функции общения и его виды. Структура общения. Общение как обмен информацией. Смысловые барьеры в общении. Речь как главное средство общения. Виды речи. Устная речь и средства ее выразительности: интонация, темп и ритм, выбор лексических средств. Монологическая и диалогическая речь. Психологические условия самовоспитания в сфере речевой деятельности. Психологические особенности письменной речи как средства межличностного общения. Невербальные средства общения.

Общение как совместная деятельность. Понятие о межличностном взаимодействии. Взаимоотношения как внутренняя основа межличностного взаимодействия. Основные средства общения между людьми.

Понятие о социальной перцепции. Эмоциональный, образный и познавательный компоненты отношения человека к человеку. Механизмы восприятия человека человеком: идентификация, рефлексия, стереотипизация, эмпатия. Роль установки в познании людьми друг друга. Обратная связь в общении. Роль внешности и одежды, особенностей национальной культуры при восприятии человека человеком. Влияние сверстников на восприятие человека

Роль общения в совместной деятельности, развитии и саморазвитии.
Тема 4.2 Профессиональное взаимодействие педагога

Педагогическое взаимодействие и его основные функции. Педагогическое общение как важнейший канал взаимодействия педагога и ребёнка. Структура педагогического взаимодействия. Характеристика внутреннего компонента педагогического взаимодействия: отношение к деятельности, к детям, эмпатия, педагогическая социальная перцепция. Поведение компонента, его общение с детьми как внешний компонент педагогического взаимодействия. Характеристика средств воздействия в процессе общения педагога с детьми: осознаваемые и неосознаваемые, прямые и косвенные, вербальные и невербальные.

Педагогическая оценка в общении с детьми. Типы и стили педагогического взаимодействия, и их влияние на развитие личности, эмоциональное благополучие ребёнка. Условия оптимизации педагогического взаимодействия. Личностно-ориентированный тип взаимодействия как условие гуманизации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, его формы. Сотрудничество и сотворчество как оптимальный как оптимальный путь взаимодействия воспитателя детского сада и семьи ребёнка.


Тема 4.3 Развитие общения в дошкольном возрасте

Развитие общения ребёнка и его формы: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная, внеситуативно-познавательная. Содержание, потребности, ведущие мотивы общения. Механизмы смены форм общения.

Основные средства общения ребёнка и их развитие. Развитие речи как средства коммуникации. Особенности общения ребёнка с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная. Потребности, мотивы и средства общения со сверстниками детей дошкольного возраста.

Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии дошкольников.
Тема 4.4 Общее понятие о группе. Межличностные отношения в группе

Виды групп. Большие группы и массовые явления как объект исследования в психологии. Малые группы. Виды малых групп. Психологические характеристики формальных и неформальных групп. Референтность группы для личности.

Дошкольная группа и школьный класс как малые группы. Сплочённость группы, социально-психологический климат. Межличностные отношения в малой группе. Межличностные предпочтения. Положение личности в группе: детерминация, пути оптимизации. Лидерство и руководство. Психологическая характеристика лидеров. Стили руководства.

Семья как малая группа. Психологическая структура современной семьи. Конфликты в семье (конструктивные, деструктивные) и пути их преодоления.


Тема 4.5 Социально-психологическая характеристика дошкольной группы и межличностных отношений в ней

Дошкольная группа как первая официальная группа ребёнка. Функции «детского общества»: социализация, интенсификация процесса половой идентификации и дифференциации, информационная, оценочная. Деловые и личные отношения детей со сверстниками.

Социометрический статус как показатель положения ребёнка в системе межличностных взаимоотношений. Статусная структура группы Детерминация статусного положения ребёнка в группе дошкольного учреждения и школьном классе. Статус ребёнка и его индивидуально-психологические особенности. Влияние межличностных отношений на формирование личности, её деятельности и общения.

Роль взрослых в регулировании и оптимизации межличностных отношений детей со сверстниками.



РАЗДЕЛ 5 ЛИЧНОСТЬ, ЕЁ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
Тема 5.1 Психологическая структура личности

Понятие о человеке, личности, индивиде, индивидуальности. Единство личности, устойчивость личности, активность личности. Направленность личности. Потребности и мотивы. Интересы. Характеристика интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости, действенности. Идеалы и убеждения. Понятие о мировоззрении. Установки личности.

Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль. Понятие о социализации. Ролевые конфликты и пути их преодоления. Устойчивость и изменчивость личности.

Самосознание личности. Сущность самосознания, Я-концепции, самооценки, уровня притязаний и самоуважения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура самосознания. Образ-Я и самооценка личности. К. Левин об уровне притязаний личности. Стратегия и тактика оценивания. Национальное самосознание личности.


Тема 5.2 Личность педагога детского дошкольного учреждения

Требования к личности педагога в свете гуманизации системы образования. Личностно ориентированная модель личности педагога детского сада. Педагогическая направленность. Любовь к детям, интерес к педагогической деятельности, чуткость, эмпатия, тактичность, гуманизм как профессионально значимые качества педагога. Креативность, инициативность, социально-психологическая наблюдательность, практичность, социальный интеллект, педагогический оптимизм как условия успеха в деятельности воспитателя. Профессионально значимые качества педагога: целеустремлённость, выдержка, терпеливость, требовательность к себе и др. Профессиональное самосознание воспитателя.


Тема 5.3 Развитие и формирование личности дошкольника

Развитие самосознания. Предпосылки развития самосознания в младенчестве и раннем детстве. Формирование представлений о собственном теле и активность как личностное новообразование первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: гордость за собственные достижения, «Я-сам». Основные направления развития самосознания у дошкольников. Развитие самосознания, «Я-концепции» и самооценки. Переход к дифференцированной самооценке. Возрастание объективности, критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности детской самооценки. Возникновение и развитие осознания себя во времени («Я-динамическое»). Половая идентификация. Возникновение осознания своего социального «Я». Самооценка и компетентность. Самооценка и развитие чувства гордости, стыда, собственного достоинства. Влияние взрослых на самооценку дошкольника. Пути и средства влияния на становление позитивного образа «Я». Коррекция самооценки и «Я-концепции» дошкольника.

Развитие мотивационной сферы дошкольника. Возникновение новых мотивов поведения: самоутверждения, признания, установления позитивных отношений окружающими, достижения успеха, соревновательного и т.д. Развитие мотивации общения со взрослыми и сверстниками. Возникновение иерархии мотивов, их соподчинённости.

Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. Усвоение этических эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения. Возникновение нравственной саморегуляции. Происхождение и проявление негативных личностных образований. Развитие и проявление креативности, инициативности, самостоятельности у дошкольника. Сотрудничество и сотворчество педагогов детского сада и родителей как условие гармоничного развития личности дошкольника.

РАЗДЕЛ 6 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ,

ЕЁ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
Тема 6.1 Общая психологическая характеристика эмоций и чувств

Общее понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Внешнее выражение эмоций и чувств. Виды эмоций: положительные, отрицательные, амбивалентные, стенические, астенические. Настроение, аффекты. Стрессовые состояния (Г. Селье). Страсть. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. Чувства и личность. Чувства и деятельность. Чувства, выражающие отношения человека к человеку. Любовь и эротические переживания. Регуляция эмоциональной сферы педагога дошкольного учреждения.


Тема 6.2 Развитие эмоциональной сферы и её формирование в дошкольном возрасте

Место эмоций в жизнедеятельности детей раннего и дрошкольного возраста. Взаимосвязь развития эмоциональной сферы детей с возникновением новых потребностей и мотивов, измемением содержания детской деятельности, характера взаимоотношений с окружающими. Возрастание устойчивости, глубины, обобщённости, осознанности чувств ребёнка к концу дошкольного возраста. Возникновение и развитие высших чувств в дошкольном возрасте (нравственных, эстетических, познавательных). Развитие способности к эмоциональной децентрации, сопереживанию как важное новообразование в эмоциональной сфере дошкольника. Возможные нарушения в эмоциональной сфере детей. Аффекты и детские страхи. Анрессивные и высокотревежные дети.




Тема 6.3 Общая психологическая характеристика волн

Понятие о воле. Функции воли Непроизвольные и произвольные действия. Структура волевого действия: желания и влечения, мотивация, борьба мотивов, средства достижения поставленных целей. Исполнение принятого решения - главный признак волевого действия. Волевое усилие.

Волевые качества личности и пути их формирования. Недостатки воли и их преодоление. Нерешительность. Упрямство как отрицательное качество личности.

Самовоспитание воли. Самооценка, самоконтроль и самоотчет в воспитании воли. Самоубеждение и самоприказ. Аутотренинг в самовоспитании воли.


Тема 6.4 Развитие воли, её формирование в дошкольном возрасте

Предпосылки развития воли в младенчествеи раннем детстве. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте. Развитие основных компонентов волевого действия. Сферы проявления произвольности дошкольника. Развитие воли и мотивации поведениея. Влияние взрослого на развитие волевой сферы детей. Формирование готовности к преодолению трудностей. Развитие волевых качеств у дошкольников: целеустремлённости, выдержки, самостоятельности, инициативности и др. Возможные отклонения в развитии волевой сферы. Особенности формирования воли у застенчивых и неуверенных в себе детей. Роль основных видов деятельности в развитии воли ребёнка.



РАЗДЕЛ 7 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ,

ИХ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
Тема 7.1 Общая характеристика внимания

Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Ключевая роль внимания в регуляции психических процессов и познавательной деятельности. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Интересы личности и внимание.

Основные свойства внимания: устойчивость, объем внимания, распределение, переключение внимания. Причины неустойчивости внимания. Рассеянность и ее виды. Значение внимания в деятельности педагога. Роль внимательности как свойства личности для установления межличностных отношений и общения между людьми для педагогической деятельности. Самовоспитание значимых для педагогической деятельности свойств внимания.
Тема 7.2 Развитие и формирование внимания в дошкольном детстве

Проявление внимания в младенческом и раннем возрасте. Сосредоточение (слуховое, зрительное) как первое проявление внимания.

Основные направления и этапы развития внимания в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольного внимания в дошкольном детстве. Проявление зачатков произвольного внимания. Роль созревания лобных отделов коры головного мозга и взаимодействия ребенка со взрослым в возникновении произвольного внимания. Зарождение послепроизвольного внимания. Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте.

Пути и средства формирования внимания у детей разного дошкольного возраста.


Тема 7.3 Общее представление об ощущении и восприятии

Понятие об ощущении и восприятии. Ощущение и восприятие как процессы непосредственного отражения объективной реальности. Познавательная роль ощущений и восприятий. Отличие ощущения от восприятия.

Чувствительность и ее измерение. Влияние опыта на развитие чувствительности.

Анализаторы как органы ощущений, их строение и функции. Классификация ощущений. Свойства ощущений: чувствительность и пороги ощущений. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Виды ощущений и восприятия. Сенсорная депривация. Компенсация в области ощущений и восприятия.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константость, структурность и осмысленность. Виды восприятия. Восприятие и личность: Апперцепция как влияние жизненного опыта, знаний и отношения на восприятие. Установка и ее роль в восприятии. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие человека человеком. Значение развитой социальной перцепции для педагога. Самовоспитание наблюдательности.

Тема 7.4 Развитие и формирование сенсорики у детей раннего и дошкольного возраста

Развитие сенсорики в младенческом и раннем возрасте. Развитие основных видов чувствительности в дошкольном возрасте.

Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущении и восприятия ребенка. Совершенствование перцептивных действий и операций к концу дошкольного возраста: их обогащение, овладение обобщенными ориентировочно-исследовательскими операциями и действиями, переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным. Активизация мыслительных операции в процессе чувственного познания окружающего и себя. Восприятие пространства, времени, движения. Художественное восприятие дошкольника (сказки, картины, музыки, театрального спектакля и др.). Развитие социальной перцепции.

Индивидуальные различия в сенсорном развитии детей. Условия, благоприятствующие чувственному познанию дошкольниками действительности: включение ребенка в содержательные виды деятельности, создание развивающей среды.


Тема 7.5 Общая характеристика памяти

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Физиологические механизмы памяти. Основные процессы памяти как мнемической деятельности. Память и личность. Виды памяти.

Виды запоминания: непроизвольное, произвольное.

Осмысленное и механическое запоминание Мнемоника. Кратковременное и долговременное запоминание. Забывание и его законы.

Воспроизведение и узнавание. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Особенности профессиональной памяти педагога. Воспитание и самовоспитание памяти. Факторы и способы улучшения памяти: осмысление и систематизация материала, вербализация представлений, внимание и интерес к объекту запоминания, метафорические ассоциации и комбинаторика, психогигиена, здоровый образ жизни.


Тема7.6 Развитие памяти дошкольника

Особенности развития памяти в младенчестве и раннем детстве. Предпосылки развития памяти в младенчестве. Узнавание как ранняя форма вос­произведения. Развитие двигательной, эмоциональной, образной памяти в раннем детстве. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной памяти дошкольника. Овладение дошкольником собственно мнемической деятельностью, развитие произвольной памяти. Дошкольный возраст как период активного развития наглядно-образной, эмоциональной, двигательной памяти. Особенности других видов памяти: зрительной, слуховой, механической и др. Возникновение элементов логической памяти. Роль собственной активной деятельности в развитии памяти. Влияние обучения на процесс формирования мнемической деятельности.


Тема 7.7 Общая характеристика мышления

Мышление как высшая форма познавательной деятельности личности. Взаимосвязь мышления с ощущениями, восприятием, памятью. Мышление и речь. Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность. Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение, конкретизация и систематизация, классификация.

Виды мышления. Социальная природа мышления. Мотивация мышления. Основные формы мышления. Понятия, их виды и пути образования. Особенности моральных понятий. Суждения. Виды умозаключений. Индукция, дедукция, аналогия.

Творческая мыслительная деятельность. Решение мыслительных задач. Эвристика. Психология мыслительного творчества в разных видах деятельности.

Индивидуальные и типологические особенности мышления. Особенности профессионально-педагогического мышления.
Тема 7.8 Развитие мышления дошкольника

Развитие мышления в раннем дет­стве. Роль овладения предметно-орудийной деятельностью в развитии мышления.

Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте. Расширение и обогащение умственного кругозора. Увеличение объема и углубление стабильных, четких, ясных знаний об окружающем. Роль педагога в данном процессе.

Особенности мыслительных операций дошкольника. Виды мышления (наглядно-действенное, образное, словесно-логическое). Дошкольный период как особо благоприятный для развития наглядно-действенного и образного мышления. Формы мышления дошкольника: понятие, суждение, умозаключение. Вопросы как особая форма детского мышления.

Тесная взаимосвязь развития мышления и речи ребенка.

Особенности развития и формирования социального мышления дошкольника. Условия успешного формирования познавательной активности в детском саду и семье.


Тема 7.9 Понятие о воображении

Определение воображения. Представления и их переработка в процессе воображения. Виды воображения. Воображение и эмоции. Способы создания новых образов.

Психология творческого воображения. Творческое воображение - основа творчества. Этапы творческого процесса в разных видах деятельности.

Вдохновение и интуиция. Художественное, техническое, научное творчество. Индивидуальные особенности воображения. Творчество в деятельности воспитателя детского сада. Воспитание и самовоспитание в развитии воображения.


Тема 7.10 Развитие воображения в дошкольном возрасте

Воображение как центральное новообразование дошкольного детства. Развитие видов воображения. Особенности репродуктивного, пассивного воображения дошкольника. Возрастание целенаправленности воображения, устойчивости замыслов ребенка.

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Роль игры и других специфических «детских» видов деятельности и разви­тии воображения. Воображение и личность ребенка. Индивидуальные различия детского воображения.

Роль взрослых в развитии детского воображения.



РАЗДЕЛ 8 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ,

ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Тема 8.1 Общая характеристика способностей

Понятие о способностях (Б. М. Теплов). Способности и деятельность. Природа способностей. Знания, умения и способности. Способности как прижизненное образование. Виды способностей. Общие и специальные способности. Возможности компенсации способностей.

Одаренность. Высокие уровни способностей: талант и гениальность. Понятие о таланте. Труд и волевые усилия в развитии способностей.

Задатки и способности. Проблема наследственности способностей. Связь способностей с типом высшей нервной деятельности. Способности и типология людей. Мыслительный и художественный типы.

Развитие способностей в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности. Значение раннего обнаружения одаренности. Роль интересов и склонностей в развитии способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Коммуникативные способности: их проявление и развитие в процессах межличностного общения.
Тема 8.2 Педагогические способности

Понятие о педагогических способностях. Педагогические способности как важное условие успешной педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Проявление педагогических способностей в деятельности педагога дошкольного учреждения.

Диагностика и аутодиагностика педагогических способностей в процессе профессионального самоопределения. Пути и средства саморазвития педагогом своих способностей.
Тема 8.3 Развитие и формирование способностей в дошкольном детстве

Возрастная сензитивность как предпосылка развития способностей.

Развитие познавательных способностей и их проявление у детей. Раз­витие специальных способностей. Музыкальные способности, их проявление в дошкольном возрасте. Развитие художественно-речевых, литератур­ных способностей. Развитие практических (организаторских, конструктив­но-технических) способностей в дошкольном детстве.

Способности и личность дошкольника. Одаренные дети, виды одаренности. Психологические особенности одаренных детей и возможные проблемы в их воспитании и обучении. Роль взрослых в выявлении и формировании их способностей детей. Тактика педагогов по отношению к одаренным детям и их родителям. Роль педагогов учреждения дошкольного образования в создании благоприятных условий для развития способностей и проявления одаренности детей.


Тема 8.4 Темперамент и его проявление у педагога

Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Свойства темперамента.

Постоянство и изменчивость темперамента. Проявление темперамента в деятельности, характере личности и в процессе межличностного общения. Проявление индивидуально-типологических особенностей в деятельности педагога, его профессиональном взаимодействии. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности воспитателя детского сада.

Диагностика и аутодиагностика темперамента. Темперамент и профессиональное самосовершенствование педагога.


Тема 8.5. Проявление темперамента в дошкольном детстве

Возрастные особенности нервной системы и развертывание темперамента ребенка. Проявление основных свойств темперамента: сензитивности, пластичности и ригидности, экстравертированности и интровертированности, темпа психических реакций у детей дошкольного возраста.

Психологическая характеристика дошкольников разного темперамента: сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика. Жизненные по­казатели индивидуально-типологических особенностей детей. Возможные проблемы в деятельности и поведении детей разного темперамента. Тактика педагога и родителей по отношению к дошкольникам с определенными индивидуально-типологическими особенностями.
Тема 8.6 Характерологические особенности личности и их развитие

Понятие о характере. Характер как системное образование психологических качеств, определяющих субъективные отношения человека с людьми и объектами внешнего мира. Природные и социальные предпосылки характера. Структура характера. Взаимосвязь черт характера. Черты характера, которые выражают направленность личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям; отношение к труду и продуктам труда; отношение к отдельной личности). Целостность характера. Волевые качества в характере личности. Ха­рактер как основа личностной индивидуальности. Характер и внешность. Характер и деятельность. Характер и темперамент.

Онтогенез формирования характера. Влияние отношения взрослых к ребёнку и взаимодействия ребёнка со сверстниками на становление его характера. Роль моральных эталонов и поведения взрослых в формировании нравственных черт характера дошкольника. Условия формирования характера дошкольника.
Тема 8.7 Полоролевое развитие полоролевая идентификация

Понятие о половой идентификации. Половая идентификация в раннем и дошкольном возрасте. Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Роль взрослых и сверстников в процессе половой идентификации и полоролевого развития ребёнка. Половые различия в психике детей, их деятельности и общении. Влияние различий в развитости и функционировании правого и левого полушарий головного мозга мальчиков и девочек на их психические проявления. Учёт различий психики мальчиков и девочек в их воспитании и обучении.


РАЗДЕЛ 9 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
Тема 9.1 Общее понятие о жизненном пути личности

Понятие о жизненном пути человека. Жизненный путь как история субъекта, особая социальная форма его индивидуального развития.

Социально-историческая обусловленность жизненного пути. Влияние макро- и микросреды на жизненный путь человека. Биографические события, события среды, события внутренней жизни и жизненный путь личности. Пол, здоровье как объективные факторы, влияющие на жизненный путь личности. Жизненный путь и возрастные этапы человека. Структура жизненного пути. Жизненный путь и социализация. Акмеология. Предпосылки творческой самореализации педагога на жизненном пути.
Тема 9.2 Поступление в школу как значимый этап на жизненном пути личности

Изменение социальной ситуации развития на переходном к школе периоде. Поступление в школу как важный этап на жизненном пути формирующейся личности. Понятие о психологической готовности ребенка к школе. Структура психологической готовности ребенка к школе. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Понятие об интеллектуальной готовности к обучению в школе. Критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе. Развитость познавательных процессов, речи, сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности; широта круга представлений.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе. Готовность ребенка к принятию новой "социальной позиции" (Л.И. Божович) – позиции школьника; мотивационная готовность (отношение к школе, учебной деятельности, к педагогам). Изменение отношения ребенка к себе. Влияние осознания своего "социального Я" на возникновение целостного отношения ребенка к окружающему и самому себе. Роль децентрации в адекватности самооценки ребенка. Позитивная самооценка и -концепция" как компонент личностной готовности ребенка к школе.

Социально-психологическая готовность к школе как готовность ребенка к взаимодействию с окружающими (Я.Л. Коломинский). Психологическая готовность к взаимодействию с учителем. Роль внеситуативно-личностного общения в формировании коммуникативной готовности ребенка к школе (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова). Значение внеситуативно-личностного общения в формировании "внутренней позиции" ребенка. Психологическая готовность ребенка к взаимодействию с одноклассниками: умение войти в "детское общество".

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе. Основные критерии эмоциональной готовности детей к школе. Основные критерии волевой готовности детей к школе. Обретение произвольности в общении.

Формирование психологической готовности к школе. Полноценное проживание ребенком дошкольного детства, созревание внутренних противоречий, движущих сил его развития на переходном к школе периоде.

Адаптация детей к школе. Условия, способствующие успешной адаптации ребенка к школе. Роль преемственности между учреждением дошкольного образования и семьей, школой в формировании психологической готовности и адаптациидетей к школе.




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б.  Айсмонтас. — М.: Владос-пресс, 2002.

  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1968.

  3. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения / И.Е. Валитова. — Минск,1997.

  4. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. — М., 1988.

  5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984.

  6. Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. — Мн., 1985.

  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1999.

  9. Мухина, В.С. Детская психология / под ред. Л.А. Венгера. — М., 1986.

  10. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. — М: ВЛАДОС, 2003.

  11. Лисина, М.И. Психология самопознания в дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. — Кишинев, 1983.

  12. Немов, Р.С. Психология. Кн 1: Общие основы психологии /Р.С. Немов — М., 1994.

  13. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов — М., 1994.

  14. Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: Психология /Е.А. Панько. — Минск, 1998.

  15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология /Г.А. Урунтаева. — М., 1999.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка