Программа учебной дисциплины федерального компонента специальности 050720. 65 Физическая культура



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.55 Mb.
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________И.В.Столярова

«_____» __________________2012г.



ПСИХОЛОГИЯ

Программа учебной дисциплины федерального компонента

специальности 050720.65 Физическая культура

(заочная форма обучения)
Составители: Семёнова И. А., канд.психол.наук,

доцент кафедры психологии,

Тихонова А.А., ассистент кафедры психологии

Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта «__» _________2012г., протокол №____.

Ульяновск, 2012


пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Психология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005г. (номер государственной регистрации № 701 пед./сп).


Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ОПД. Ф.01. Психология

«Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт».

Актуальность курса обусловлена необходимостью получения будущими педагогами психологических знаний и умений для образования и обучения детей. Данная дисциплина дает основные, крайне необходимые будущему специалисту сведения о закономерностях и функционировании психического отражения, о работе человеческой психики в целом.

Курс рассчитан на то, чтобы студенты воспринимали предмет психологии не как нечто застывшее, но как нечто развивающееся, как и сама реальность вокруг нее. Предполагается, что такое представление о психологии может сложиться у студентов только после изучения курса во всей полноте. Курс предполагает такое изучение дисциплины, при котором приветствуется множественность взглядов на одну и ту же проблематику, многообразие подходов к решению одних и тех же задач. По мере возможности дается "исторический срез" развития отдельных психологических проблем (теории мотивации, теории эмоций и др.). В курсе предполагается изучение основных понятий современной психологии.
Цели и задачи дисциплины.

Главная цель курса - формирование у студентов основ психологических знаний, необходимых для глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с будущей профессиональной деятельностью.



Задачи дисциплины:

- знакомство и осмысление студентами различных подходов наиболее известных психологических школ к пониманию человека;

- привлечь внимание студентов к социально-политической жизни общества – поиск психологических детерминант социальных процессов;

- изучение вопросов, связанных с особенностями межличностных, профессиональных отношений, их специфики в педагогической деятельности;

- приобретение студентами навыков диагностирования психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия членов различных групп.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны



знать: основные понятия и категории психологии; основные объяснительные модели и подходы в отечественной и зарубежной психологии; эволюционные стадии развития психики; развитие высших психических функций и их социальную природу.

уметь: оперировать основными понятиями курса, устанавливать системные взаимосвязи между ними, грамотно обращаться с текстами учебников, пособий, словарей;

владеть: экспериментальными и неэкспериментальными методами психологических исследований; различными способами оценки психологических фактов и явлений в практической деятельности.
Дисциплина «Психология» включает в себя несколько разделов: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология». Дисциплина изучается во 2, 4 и 6 семестрах (40 аудиторных часов и 286 часов на самостоятельную работу).
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Семестр 2

Семестр 4

Семестр 6

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Аудиторные занятия

16

12

12

Лекции

8

6

6

Практические занятия (ПЗ)

8

6

6

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

184

38

38

И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

экзамен, 2сем.

экзамен, 4сем.

зачёт, 6сем.

Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Семестр

2,4,6

Общая трудоемкость дисциплины

300

Аудиторные занятия

40

Лекции

20

Практические занятия (ПЗ)

20

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

260

И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид итогового контроля

экзамен, 2 семестр

экзамен, 4 семестр

зачёт, 6 семестр



Психология: общая психология, история психологии
пояснительная записка

Общая психология – основы психологического знания в целом, включающие в себя наиболее общие закономерности психической деятельности, систему основных понятий и теоретических принципов. Общая психология является фундаментом всех других частных отраслей психологического знания, которые опираются на ее основы.

С общей психологии и истории психологии начинается изучение психологической науки, так как без достаточно глубокого знания основных понятий общей психологии невозможно разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах психологии. Знание истории становления психологии как науки позволяет лучше понять сущность психических явлений.
Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса общей психологии является создание целостного образа человеческой психологии и ознакомление с наиболее общими закономерностями психической деятельности, системой основных понятий и теоретических принципов.

Задачи дисциплины:

- Ознакомить студентов - будущих учителей - с основными теоретическими положениями психологии как науки;

- Показать студентам сложность психической жизни человека;

- Сформировать у будущего специалиста интерес к познанию другого человека и самопознанию, заложить основу для грамотного обращения с собой, своими личными ресурсами;

- Расширить кругозор будущих специалистов, активизировать творческое мышление.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Психология: общая психология, история психологии» студент должен:



знать:

- основы психологической науки, основные школы психологической науки;

- основные общие понятия психологии как науки;

- основные закономерности и методы психологии;

- основные психологические теории личности.
уметь:

- разбираться в подходах психологической науки;

- учитывать знания о психической жизни человека в своей деятельности;

- ориентироваться в основных психологических теориях и проблемах психологии.


владеть:

- представлениями о важнейших познавательных процессах в психике человека;

- основными понятиями психологии личности;

- навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля;



- навыками критического восприятия информации, практического анализа научных и ненаучных рассуждений.

Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Семестр

2

Общая трудоемкость дисциплины

200

Аудиторные занятия

16

Лекции

8

Практические занятия (ПЗ)

8

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

184

И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид итогового контроля

экзамен, 2 семестр



примерный тематический план




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекции

Практич.

Самост.

работа

Всего

1

Предмет, история и методы психологии

1




20

21

2

Психика и сознание. Деятельность

2




20

22

3

Темперамент, характер, способности

2

2

10

14

4

Психология познавательных процессов

1

4

50

55

5

Введение в психологию личности

2

2

84

88




Общая трудоемкость (час.)

8

8

184

200



  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка