Программа учебной дисциплины «Экономика» Для студентов специальности 020802 «Природопользование»



Скачати 369.36 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір369.36 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра политической экономии

Утверждаю

Зав. кафедрой политэкономии

д.э.н. проф. Денисов Б.А.




Программа учебной дисциплины
«Экономика»
Для студентов специальности 020802 «Природопользование»

Квалификации (степень) выпускника - специалист

Форма обучения: очная

Москва 2011



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра политической экономии

Программа учебной дисциплины
«Экономика»

Для студентов специальности 020802 «Природопользование»

Квалификации (степень) выпускника - специалист
Форма обучения: очная

Москва 2011



1. Содержание дисциплины «Экономика» во Втором поколении ФГОС ВПО «Природопользование»:
-Предмет экономической науки, ее разделы.

- Экономические системы. Экономические институты.

-Макроэкономика.

- Рыночный механизм.

-Роль цен в экономике.

-Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.

-Экономические затраты и прибыль.

- Конкуренция и структура рынка.

- Антимонопольное регулирование.

- Рынок труда.

-Доходы.

-Функции и виды денег.

- Инфляция и ее причины.

- ВВП и ВНП.

- ЧНП.

-Национальный доход.

-Виды и уровень безработицы.

-Меры борьбы с безработицей.

-Экономический рост.

-Модели роста.

-Экономические циклы.

- Фискальная политика.

-Основные статьи доходов и расходов госбюджета.

-Банковская система.

-Международная экономика.

-Основы маркетинга.

-Налоги. Налоговая система.

-Финансовые институты.

-Переходная экономика.

- Характеристика и структура российского хозяйства.




  1. Цели и задачи дисциплины:


Цель учебного курса – ввести студентов в область знаний, составляющих неотъемлемую часть профессиональной культуры специалиста по природопользованию; познакомить студентов с базовыми закономерностями развития экономического строя общества на основе взаимодействия основных категорий и законов. Сформировать представление о методологии экономического анализа происходящих явлений в современном динамичном мире.
Задачи курса – формирование у студентов целостных представлений об экономической сфере общества. В том числе: определить роль и место материального производства; сформировать у студентов необходимый экономический кругозор; содействовать освоению основных методологических принципов анализа экономических явлений, сформировать экономическое мышление специалиста по природопользованию.
3. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс экономики – необходимая составная часть профессионального цикла образовательной культуры современного специалиста по природопользованию. Дисциплина «Экономика» позволяет максимально полно и интересно ознакомить студентов с наиболее существенными закономерностями современной экономики на микро и макро-уровне. Особое место в рамках курса занимает теоретико-методологический подход к раскрытию закономерностей развития экономики и её влияние на другие общественные институты. Студенты осваивают основные методологические принципы анализа экономических явлений, что обогащает их исследовательский потенциал, помогает в дальнейшем освоении прикладных экономических наук и дает возможность принимать эффективные решения, действуя в реальной экономической действительности.

Одновременно курс создает предпосылки не только для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории, но и дальнейшего расширения теоретического арсенала специалиста. В целом, изучение курса экономики способствует развитию у студентов умения объективно оценивать имеющиеся теории, давать рекомендации и делать профессиональные выводы. При этом следует учитывать не только важность понимания и осмысления относительности существующих экономических знаний как таковых, но и неразрывную связь и взаимовлияние различных направлений обществознания.



4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Предмет курса экономики и основы методологического анализа данной науки;

  • Основные этапы становления теоретической экономической науки и содержание парадигмы экономических знаний на каждом этапе;

  • Базовые экономические модели современной рыночной системы организации общественного производства (модель рыночного спроса, предложения, равновесия, разнообразных рыночных структур и т.д).

  • Основные представления о понятии «экономический рост», факторах и видах экономического роста;

  • Основные представления о понятии «экономический цикл» и его видах, а также динамику показателей на различных фазах цикла;

  • Основную и прикладные цели государственного регулирования современной экономики, а также формы государственного регулирования современных моделей смешанной экономики;

  • Основные формы международных экономических отношений и теоретические представления об их развитии и эволюции.


Уметь:

  • Различать виды экономических систем и форм организаций общественного производства;

  • Различать методологические подходы и принципы анализа экономических явлений с позиций ведущих направлений экономической мысли;

  • Анализировать основные проблемы экономической политики с позиций экономических интересов основных слоев общества - получателей факторных доходов;

  • Рассчитывать различные показатели общественного продукта (СОП, ВВП, НД, и др.);

  • Рассчитывать ВВП различными методами;

  • Различать формы и виды кризисов в процессе воспроизводства общественного продукта;

  • Формулировать цели государственного вмешательства в экономику и анализировать последствия государственной социально-экономической политики;

  • Анализировать состояние экономики и перспектив развития экономических процессов.

Владеть:

  • Категориальным аппаратом экономической теории и специальной терминологией;

  • Методами и инструментами экономического анализа;

  • Навыками поиска необходимой экономической информации в базах данных (включая Internet), в периодической научной и публицистической литературе, ее оценки и обработки;

  • Методами прогнозно-аналитической работы с использованием экономических моделей

5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

70







+

+

В том числе:
















Лекции

46







+

+

Практические занятия (ПЗ)

24







+

+

Ауд. Сам.работа

19







+

+

Внеаудиторная самостоятельная работа

51







+

+

В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)










зачёт

экзамен

Общая трудоемкость 140 часа


































6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины


Содержание раздела

1.

Введение в экономику

1.1. Предмет и метод экономики

1.2. Экономические системы и формы организации общественного производства

2.

Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства

2.1. Рыночный механизм и его элементы

2.2. Модели вмешательства государства в рыночное равновесие.

2.3. Рыночные структуры в современной экономике.


3

Производство и его факторы. Доходы и их источники.


3.1. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3.2. Затраты и доход предприятия.

3.3. Факторные доходы. Общее равновесие.


4

Экономический рост и развитие

4.1. Система национальных счетов.

4.2. Экономические циклы. Экономический рост.

4.3. Макроэкономические модели равновесия: AD-AS; доходы-расходы.


5

Экономическая роль государства

5.1. Основы теории государственного регулирования экономики.

5.2. Фискальная политика.

5.3. Монетарная политика.



Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1.1. Предмет и метод экономики.

Общественное производство: сущность, структура и условия функционирования. Классификация факторов производства. Экономические блага. Редкость ресурсов и благ. Потребности, блага, ресурсы: проблема рациональности. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Противоречия современной экономики. Экономическая стратегия и экономическая политика.

Методы исследования экономических явлений. Метод формальной логики. Диалектический метод. Функциональный анализ, экономические модели.


Тема 1.2. Экономические системы и формы организации общественного производства.

Экономические системы и формы организации общественного производства. Классификация систем. Характеристика систем. Эволюционная смена экономических систем.

Экономические отношения: сущность, виды. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления. Натуральная и товарная формы хозяйства.

Общественно-экономическая формация: взаимосвязь базиса и надстройки.

Модель кругооборота продуктов и доходов.
Раздел 2. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства
Тема 2.1. Рыночный механизм и его элементы.

Маржинальный анализ и его использование в современных экономических моделях.

Рынок, его сущность и виды. Классификация рынков. Субъекты рыночных отношений.

Модель рыночного спроса и рыночного предложения: аналитическая, графическая формы. Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

Модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия. Цена равновесия и общественная выгода.
Тема 2.2. Модели вмешательства государства в рыночное равновесие.

«Провалы» рыночного механизма. Роль государства в современной рыночной экономике.

Воздействие государства на рыночное равновесие: фиксирование цены; налоги; дотации; квоты.

Проблема эффективного соотношения рыночных и государственных механизмов экономического регулирования.


Тема 2.3. Рыночные структуры в современной экономике.

Рыночная структура: признаки, классификация.

Рыночные структуры со стороны продавца: совершенная и несовершенная конкуренция. Виды несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Теории несовершенной конкуренции.

Рыночные структуры со стороны покупателя: полипсония, олигпсония, монопсония.

Виды современных рыночных структур.

Раздел 3. Производство и его факторы. Доходы и их источники
Тема 3.1. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Производственная функция и её в различных временных интервалах. Однофакторная производственная функция. Средняя и предельная производительность как показатели экономической эффективности производства. Экономическая эффективность. Производительность факторов производства. Закон убывающей предельной производительности.

Двухфакторная производственная функция. Изокванта, изокоста. Технология производства. Выбор оптимальной технологии производства.



Тема 3. 2. Затраты и доход предприятия



Производство в краткосрочном периоде. Издержки в краткосрочном периоде. Амортизация и методы её начисления. Средние и предельные издержки производства. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Эффект от масштаба (положительный, постоянный, отрицательный).

Выручка и доход предприятия. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы. Модель максимизации выручки.

Издержки производства в долгосрочном периоде. Выбор оптимальной производственной мощности.
Тема 3.3. Факторные доходы. Общее равновесие.

Рынок труда. Формы и системы заработной платы. Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда.

Рынок капитала. Ссудный процент. Проблема физического и морального старения капитала. Реконструкция и инновации.

Рынок земли. Земельная рента. Цена земли. Земельный кадастр. Проблема оценки природной ренты в экономике России.

Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.

Раздел 4. Экономический рост и развитие

Тема 4.1. Система национальных счетов.
Система экономических показателей функционирования национальной экономики (валовый внутренний продукт; валовый национальный доход; чистый внутренний продукт; национальный доход; личный доход; личный располагаемый доход). Национальное богатство.

Показатели CНC как индикаторы экономической активности. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.



Тема 4.2. Экономические циклы. Экономический рост.

Экономический цикл и его фазы. Генезис теоретических взглядов на циклическое развитие экономики: экстернальные и интернальные теории. Виды экономических циклов. Структурные кризисы. Индикаторы деловой активности.

Макроэкономическая нестабильность. Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы.

Инфляция и её виды. Показатели инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвзь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Экономический рост как тенденция и цель экономического развития. Модели и показатели экономического роста.

Тема 4.3. Макроэкономические модели равновесия: AD-AS; доходы-расходы.

Теории макроэкономического равновесия. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) на разных фазах экономического цикла. Классическая дихотомия. Шоки совокупного спроса и предложения.

Кейнсианская модель равновесия: доходы-расходы. Основные макроэкономические тождества модели. Инфляционный и рецессионный разрыв. Мультипликатор автономных расходов.


Раздел 5. Экономическая роль государства

Тема 5.1. Основы теории государственного регулирования экономики.

Исторические предпосылки и эволюция государственного управления экономикой.

Государство как субъект современной рыночной экономики: роль, функции, возможности. Роль государства в создании общественных благ и устранении внешних эффектов.

Государственная собственность. Государственный сектор в экономике. Проблемы приватизации и национализации. Государственные закупки товаров и услуг.


Тема 5.2. Фискальная политика.

Роль и место фискальной политики в системе государственного антициклического регулирования.

Фискальная политика государства: стимулирующая и сдерживающая. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Виды налогов.

Финансовая политика государства: государственный бюджет, состояния бюджета. Способы погашения бюджетного дефицита. Внешний и внутренний государственный долг.



Тема 5.3. Монетарная политика.

Современный монетаризм. Количественная теория денег.

Современная банковская система. Денежный рынок.

Монетарная политика государства и анти циклическое регулирование: политика «дешёвых» и «дорогих» денег. Денежный мультипликатор.

Эффективность монетарной политики.

6.2 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины



Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Всего

1.

Введение в экономику

6

-

-

4

10

20

2.

Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства

10

-

-

4

16

30

3.

Производство и его факторы. Доходы и их источники.


8

-

-

4

16

28

4.

Экономический рост и развитие

10

-

-

6

14

30

5.

Экономическая роль государства

12

-

-

6

14

32




ВСЕГО:

46

-

-

24

70

140


7. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(часы/зачетные единицы)





не предусмотрен


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:

1.Микроэкономика – учебник, В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев и В.И. Моргунов, 2000.

2. Политическая экономия и история экономических учений. Под ред. Денисова Б.А., Толкачева С.А. Учебник М., ГУУ, 2010.

3. Микроэкономика. Учебное пособие. В.В. Андреева, Кулигин В.Д., Толкачев С.А. Тепляков А.Ю. М.: ГУУ, 2011

4. Андреева В.В., Сапожникова Н.Т. Макроэкономика. Учебное пособие. М.: ООО «АКА», 2008.

5. Введение в макроэкономику: Учебное пособие._М.: ГУ ВШЭ, 2002.-512с.


б) дополнительная литература:

  1. Богачева Г.Н., Денисов Б.А. Реальный и фиктивный капитал: опыт политэкономического исследования: Монография. М.: ГУУ, 1999.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997.

  3. Валовой Д. Политэкономия – М.; ЗАО Бизнес-школа, «Интел-синтез», 1999.

  4. Всемирная история экономической мысли. Тома 1-6. МГУ им. М.В. Ломоносова. Редколл. В.Н. Черковец и др. М.: Мысль, 1987-1997.

  5. Денисов Б.А. и др. Тезисы по поводу новой экономики. М.: ГУУ, 2004

  6. Денисов Б.А., Богачева Г.Н.. Десять очерков по политической экономии. М.: ГУУ, 2004.

  7. История экономических учений: (современный этап). Под общ. ред. А.Г. Худокормова, М.: ИНФРА-М, 1998

  8. Калмычкова Е.Н., Чаплыгина И.Г. Экономическое мышление: философские предпосылки. М.: ИНФРА-М, 2005

  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1978.

  10. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег./ Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С.480-780.

  11. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  12. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М.:Экономика,1992.

  13. Краснов В.Н.. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства. М.: ГУУ, 2005

  14. Лист Ф.. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005.

  15. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т.-М.: Политиздат, 1988.

  16. Маршалл А. Принципы политической экономии: Т.1-3 –М., Издательская группа «Прогресс»,1993.

  17. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х томах.- М.: Прогресс, 1993.

  18. Менгер К., Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. Австрийская школа в политической экономии - М: Экономика, 1992.

  19. Милль Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии, М., 1981

  20. Общая экономическая теория (политэкономия) Учеб./ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой, - М.: Промомедиа, 1995.

  21. Основы экономической теории. Политическая экономия. Под ред. Д.Д. Москвина. М.: Эдиториал УРСС, 2001

  22. Отношения собственности: теоретические основы и механизм совершенствования. Под ред. Д.С. Львова и А.Г. Поршнева. М.: ГУУ, 2002

  23. Петти У. Трактат о налогах и сборах. /Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С.8-76.

  24. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2т. – М.: Прогресс, 1985.

  25. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч.: Т.1-М.,1955.

  26. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.,1986.

  27. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов./ Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 77-402.

  28. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1955.

  29. Современная теория глобализации: экономические очерки. Под ред. Б.А. Денисова. М.: ГУУ, 2002

  30. Теория капитала и экономического роста. Учебное пособие. Под ред. С.С. Дзарасова. М.: Изд-во Московского университета, 2004

  31. Толкачев С.А. Международная экономика: теория и российская практика. М.: Юркнига, 2006

  32. Управление социально-экономическим развитием России. Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Поршнева. М.: Экономика, 2002


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Программное обеспечение:

Программный комплекс контрольных тестовых заданий по экономической теории.



Интернет-ресурсы:

Государственные органы власти РФ:



www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

www.cbr.ru - Центральный Банк – Банк России

www.gks.ru - Госкомстат

www.inme – Институт национальной модели экономики

www.minfin.ru – Министерство финансов России

www.iet – Институт экономики переходного периода
Аналитические центры:

www.opec.ru

www.dcenter.ru

www.ress.ru

www.forecast.ru

www.kapital-rus.ru


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • http://gallery.economicus.ru

  • http://cepa.newschool.edu/het

  • http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

  • Университетская библиотека

  • Science Direct

  • JSTOR

  • ProQuest

  • EBSCO


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- компьютеры с доступом в Интернет

- доступ к вышеуказанным поисковым системам
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение курса экономики предполагает активную самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой, с первоисточниками, с периодическими изданиями, выполнение творческих заданий и участие в научных дискуссиях.

В качестве организационных форм занятий по дисциплине учебным планом определены лекционные и практические занятия. Практические занятия проходят по всем темам курса и дают возможность более глубокого осмысления экономических проблем, являющихся основными для данной дисциплины.

Работа на семинарских занятиях проводится в форме опросов, обсуждения проблем, рассмотренных студентами в процессе выполнения домашнего задания, дискуссий на темы  подготовленных ими докладов, демонстрации и обсуждения выполненных творческих зданий, решения тестов и задач.



При осуществлении промежуточного, текущего и итогового контроля используется рейтинговая система оценки знаний. Итоговая контрольная работа включает в себя индивидуальные тестовые задания и задания со свободным ответом по всем дидактическим единицам курса. Форма итогового контроля, предусмотренная учебным планом – экзамен.
10.1. Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Предмет и метод экономики.

  2. Потребности, ресурсы и факторы производства в экономике. Проблема оптимизации на микроуровне.

  3. КПВ и её свойства.

  4. Рыночная система и её основные характеристики.

  5. Спрос и его выражение. Факторы спроса. Закон спроса.

  6. Ценовая эластичность спроса.

  7. Эластичность спроса по доходу.

  8. Перекрёстная эластичность спроса.

  9. Предложение и его выражение. Закон предложения.

  10. Эластичность предложения.

  11. Рыночное равновесие. Механизм достижения равновесия по Вальрасу, по Маршаллу.

  12. Паутинообразная модель равновесия.

  13. Излишек потребителя и производителя, совершающих сделки по цене равновесия. Суммарный излишек.

  14. Государственное регулирование рынка с помощью налогов. Распределение налогового бремени.

  15. Государственное регулирование рынка с помощью субсидий. Выигрыш производителя и потребителя.

  16. Государственное регулирование рынка с помощью фиксирования цены, введения квот.

  17. Производственная функция и её характеристики.

  18. Производительность факторов производства. (понятие среднего и предельного продукта).

  19. Закон убывающей предельной производительности переменных факторов производства.

  20. Производство с двумя переменными факторами. Изокванты. Карта изоквант. Предельная норма технологической замены.

  21. Издержки производства и их виды.

  22. Экономические издержки и виды прибыли.

  23. Изокоста как функция издержек. Минимизация издержек производства в краткосрочном периоде.

  24. Характерные особенности рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию фирмы на совершенно конкурентном рынке.

  25. Определение оптимального объёма производства на рынке совершенной конкуренции.

  26. Решения о начале и прекращении производства для фирмы и отрасли совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

  27. Временные убытки и временные прибыли совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

  28. Оптимизация выпуска совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

  29. Фирма и отрасль в условиях монополии. Условия возникновения монополии. Виды монополии.

  30. Понятие рыночной власти. Формы проявления рыночной власти. Коэффициент Лернера.

  31. Максимизация прибыли и определение оптимального объёма производства в условиях монополии в краткосрочном периоде.

  32. Максимизация прибыли и определение оптимального объёма производства в условиях монополии в долгосрочном периоде.

  33. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольное законодательство.

  34. Олигополия и её основные характеристики.

  35. Количественная олигополия.

  36. Ценовая олигополия.

  37. Ломаная кривая спроса на олигополистическом рынке.

  38. Особенности рынка рабочей силы.

  39. Особенности рынка капитала.

  40. Экономика как единое целое. Модель кругооборота продукта и дохода.

  41. Потребности и ограничения. Кривая производственных возможностей экономической системы.

  42. Главные особенности макроэкономического анализа: агрегирование, построение обобщённых народнохозяйственных моделей, обоснование государственной экономической политики, национальное счетоводство.

  43. Понятие СНС. Предмет и метод СНС. СНС и макроэкономика.

  44. Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.

  45. ВВП – как основной показатель СНС и макроэкономики. Способы измерения ВВП.

  46. Денежный рынок. Спрос на деньги. Количественная теория спроса на деньги. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности.

  47. Виды бюджетно-налоговой политики. Дискреционная и недискреционная фискальная политика..

  48. Важнейшие макроэкономические тождества.

  49. Механизм кредитной мультипликации. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор.

  50. Совокупный спрос и его формирование. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.

  51. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

  52. Совокупное предложение. График совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

  53. Факторы спроса на деньги.

  54. Проциклические и контрциклические показатели CYC/

  55. Виды и фазы экономических циклов.

  56. Макроэкономическая нестабильность. Взаимосвязь инфляции и безработицы в современной экономике.


10.2. Примерные темы рефератов.

1. Как я понимаю предмет экономики.

2. Этапы эволюции экономической теории.

3. Индексный метод исследования экономики. Индексы Ласпейерса, Пааше, Фишера.



  1. Виды и формы безработицы в российской экономике.

  2. Примеры инфляции спроса и инфляции издержек.

  3. Стабилизационная политика государства.

  4. Работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

  5. Великая депрессия сквозь призму макроанализа.

  6. Современный монетаризм.

  7. Фискальная политика современной России.

  8. Мультипликативный эффект от изменения налогов и государственных расходов.

  9. Денежный рынок в России.

  10. Портфельные теории спроса на деньги.

  11. Механизм кредитной мультипликации.

  12. Банковская система в России. Кредитно-денежная политика.

  13. Кривая Филлипса и её современное значение.

  14. Кейнсианские модели экономического роста: общее и особенное.

  15. Неоклассические модели экономического роста.

  16. Факторы экономического роста российской экономики и проблемы их использования.

  17. Фискальная и монетарная политика в классической модели.

  18. Фискальная и монетарная политика в кейнсианской модели.

  19. Активная и пассивная экономическая политика. Критика Лукаса.




  1. Механизм циклических колебаний (на примере циклов любой продолжительности).

  2. Альтернативные концепции длинных волн.

  3. Государственный сектор и пределы его развития.

  4. Экономическая роль государства.

  5. Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике.

  6. Действие экономических законов в масштабах мировой экономики.

  7. Международная экономическая интеграция и её современные формы.

  8. Мировая валютная система, валютный рынок и валютный курс.

  9. Как сделать рубль конвертируемой валютой?

10.3. Примерные задания для промежуточного и итогового контроля

а) тестовые задания:

1. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:

а: экономическое благо;

б: неограниченные ресурсы;

в: максимизация удовлетворения потребностей;

г: эффективное использование ресурсов;




  1. В качестве цены на рынке труда выступает:

а: прибыль; б: процент;

в: заработная плата; г: рента;




  1. Кто является автором высказывания о том, что прибыль – это превращенная форма прибавочной стоимости?

а: А.Маршалл; б: К.Маркс;

в: О.Бём-Баверк; г: Д.Хикс;




  1. Какие из названных направлений характеризуют деятельность бирж труда:

а: регистрация безработных;

б: регистрация вакантных мест;

в: создание новых рабочих мест посредством расширения инвестиций;

г: верны ответы а) и б);




  1. С точки зрения трудовой теории стоимости стоимость товара - это:

а: затраты труда производителя данного товара;

б: максимально возможные затраты труда на производство товара;

в: общественно необходимые затраты труда на производство товара;

г: минимальные затраты труда на производство товара;




  1. Форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством - это:

а: денежный рынок; б: валютный рынок;

в: денежная система; г: валютная система;




  1. Транснациональные корпорации характеризуются:

а: многонациональным капиталом;

б: международной хозяйственной деятельностью;

в: национальным по происхождению капиталом и международным характером своей деятельности;

г: многонациональным капиталом и международным характером своей деятельности;




  1. Реальная заработная плата - это:

а: количество товаров и услуг, приобретенных на номинальную заработную плату;

б: заработная плата, оставшаяся после вычета налогов и других платежей;

в: сумма расходов семьи в течение месяца;

г: все перечисленное верно;





  1. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:

а: в постоянстве предложения;

б: в росте величины предложения;

в: в сокращении объема предложения;

г: в росте спроса;




  1. Рынок - это:

а: модель, показывающая взаимодействие между спросом и предложением;

б: объективный механизм, соединяющий вместе продавца и покупателя;

в: ярмарка, биржа, магазин;

г: все ответы верны.




  1. Что относят к внешним источникам найма рабочей силы:

а: наем специалистов из числа выпускников учебных заведений;

б: прием работников через биржу труда;

в: подготовка кадров, организуемая фирмой;

г: верны ответы а) и б);




  1. Что из ниже перечисленного не имеет отношения к общим чертам глобальных проблем:

а: глобальные проблемы современности являются универсальными по своему содержанию.

б: глобальные проблемы являются общемировыми, плане­тарными по своему характеру.

в: глобальные проблемы носят угрожающий, катастрофический харак­тер.

г: глобальные проблемы не имеют обоюдного влияния друг на друга.




  1. Рабочая сила представляет собой:

а: трудовую деятельность;

б: средство производства благ;

в: состояние духа человека;

г: совокупность способностей человека для трудовой деятельности;




  1. К инструментам денежно-кредитной политики не относят:

а: регулирование учетной ставки;

б: установление нормы обязательных резервов;

в: определение величины денежных агрегатов;

г: операции на открытом рынке;




  1. Кто явился автором слова «экономика» («экономия»)?

а: Ксенофонт; б: Платон;

в: Аристотель; г: Сократ;




  1. Основные элементы рынка - это

а: покупатель и продавец;

б: товары и услуги;

в: спрос, предложение, цена;

г: характеристики рыночной структуры;




  1. Кто является автором концепции рыночного равновесия, основанной на «двух лезвиях ножниц» - спросе и предложении:

а: А. Смит;

б: А. Маршалл

в: Ф. Кенэ;

г: М. Фридмен;




  1. Каковы источники внутреннего найма рабочей силы:

а: подготовка кадров, организуемая фирмой;

б: прием работников из числа родственников и знакомых сотрудников фирмы;

в: прием работников через биржу труда;

г: верны ответы а) и б);




  1. Какая теория придерживалась данной точки зрения: «Заработная плата – это денежная форма стоимости рабочей силы»:

а: теория минимума средств существования;

б: теория фонда заработной платы;

в: теория заработной платы К.Маркса;

г: нет верного ответа;


б) итоговые контрольные вопросы и задания по курсу:

  1. Определите, к каким факторам производства по классификации Ж.-Б. Сэя («труд», «земля», «капитал») относятся следующие блага: профессия землекопа; наличные деньги; природный водопад, используемый на гидроэлектростанции; металлорежущий станок; электроэнергия.

  2. Подумайте, почему маржиналистская революция произошла одновременно в трех разных европейских странах? Проявляется ли в данном случае историческая закономерность развития методологии экономической мысли?

  3. Приведите пример разделения прав собственности между разными субъектами собственности, а также охарактеризуйте специфику экономических отношений, возникающих вследствие усложнения отношений собственности: а) разделение права владения между несколькими физическими лицами; б) отчуждение права пользования; в) отчуждение права распоряжения.

  4. Определите, с точки зрения трудовой теории стоимости, наличие характерных свойств товара (потребительной стоимости, стоимости, меновой стоимости) в отношении следующих благ: а) « голое платье короля» (из одноимённой сказки Г.Х. Андерсена ); б) конь из пословицы: «Пол царства за коня!»; в) «мёртвые души», которые скупал Чичиков в известном произведении Н.В. Гоголя.

  5. Используя закон Грешама: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения», классифицируйте перечисленные ниже активы по этим категориям: а) старинные золотые монеты; б) «олимпийские» рубли выпуска 1980 года; в) доллары; г) деноминированные металлические деньги.

  6. Почему неоклассическая теория вернулась к разработке теории человеческого капитала во второй половине ХХ века спустя почти после 200 лет спустя первоначальных набросков А. Смита по этой теме? Как связан этот факт с изменением наиболее дефицитного фактора производства в процессе развития капиталистического способа производства?

  7. Составьте логические цепочки, отражающие причинно-следственные и функциональные связи между основными элементами рынка: объём спроса; спрос; объём предложения; предложение; цена покупателя; цена продавца; цена равновесия; объём продаж; выручка производителя.

  8. В чем отличие понятий «издержки производства для капиталиста» и «издержки производства для общества» в марксистской политэкономии? Есть ли связь между последним понятием и концепцией полных экономических издержек неоклассической школы?

  9. Почему не сбылись прогнозы Д.Рикардо о стагнации капитализма в результате действия закона убывающего плодородия почв? Какова здесь роль мирового экологического кризиса, если вспомнить определение ренты по Д.Рикардо как «продукта естественных и неразрушимых сил природы»?

  10. Подумайте, почему не выполняются на практике кейнсианские модели экономического роста на основе взаимодействия мультипликатора и акселератора? Какие внешние обстоятельства мешают воплощению математических закономерностей экономического роста?

  11. Почему в конце 90-х гг. ХХ века серьезно заговорили о пересмотре закономерностей циклического развития на основе успешного развития экономики США? Какова роль в этом процессе отраслей т.н. «новой экономики»?

  12. Проанализируйте факторы экономического роста, играющие решающее значение при преимущественно интенсивном и преимущественно экстенсивном его типе.

  13. Составьте логические цепочки, отражающие причинно-следственные и функциональные связи между основными элементами рынка: объём спроса; спрос; объём предложения; предложение; цена покупателя; цена продавца; цена равновесия; объём продаж; выручка производителя.

  14. Дайте определение денег как запаса и потока. Подумайте, к какой из этих категорий нужно отнести деньги в следующих примерах: ежемесячная стипендия; ежегодные проценты по банковскому вкладу; наличные деньги на карманные расходы.

  15. Проанализируйте причины роста социальной дифференциации населения России, опираясь на основные теории заработной платы и факторных доходов.

  16. Сформулируйте условия достижения полной конвертируемости национальной валюты России – рубля на основе мирового опыта. Как Вы считаете, достаточен ли существующий уровень диверсификации экспорта и общей конкурентоспособности российской экономики для введения полной конвертируемости?

  17. Подумайте, какой теоретической концепции – абсолютных или сравнительных преимуществ в торговле – соответствует нынешняя модель внешней торговли России?

  18. Приведите основные аргументы в пользу экстенсивной или интенсивной модели экономического роста, реализующейся в настоящее время в российской экономике.

  19. Подумайте, что общего в подходах к роли государства в экономике у таких различных мыслителей как средневековые меркантилисты, Ф. Лист, Дж. М. Кейнс?

  20. Приведите основные аргументы сторонников фритредерства против протекционизма и попробуйте выдвинуть контраргументы, опираясь на экономические интересы национальной экономики в мировом хозяйстве.

  21. Как Вы считаете, какой вид глобальных экономических проблем способен в наибольшей степени повлиять на смену парадигмы общественного развития в ближайшей перспективе.

Авторы (составители) -



  • Сапожникова Надежда Тихоновна, к.э.н., профессор кафедры политической экономии Государственного университета управления




  • Диесперов Александр Сергеевич, к.э.н., доцент кафедры политической экономии Государственного университета управления

Обсуждена и одобрена на заседание кафедры политической экономии

Протокол № 9 от 09 июня 2011г.

Зав. кафедрой политической экономии



Д.э.н., проф. Б.А. Денисов




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка