Программа учебного спецкурса "Опыт чтения как герменевтическая проблема" по специальности 020100 (философы)



Скачати 93.62 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір93.62 Kb.
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан философского факультета

онтологии и теории познания ______________ Ю.Н.Солонин

протокол от 6 марта 2003 г.№ 7

Заведующий кафедрой Липский Б.И.

___________________________________

2. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

______________В.С.Никоненко




ПРОГРАММА УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА

"Опыт чтения как герменевтическая проблема"
по специальности 020100 (философы):

специализации 020102 (систематическая философия, дневное)

Автор (составитель)

доцент, канд.филос.наук Савченкова Н.М

Рецензент:

профессор, докт.филос.наук Шилков Ю.М.

Санкт-Петербург 2003 г.





  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: Знакомство студентов с современной гуманитарной ситуацией и с теми разделами философии языка, которые включают в себя проблематику онтологического статуса литературного текста, поэтического воображения, рефлексии Автора.

1.2. Задачи курса: Изучение основных форм критического сознания в ХХ веке, основных герменевтических стратегий и ситуаций сопротивления герменевтике; развитие навыков работы с художественным текстом.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Спецкурс “Опыт чтения как герменевтическая проблема” необходим для адекватной гуманитарной подготовки профессионального философа и крайне эффективен в формировании у студентов понимания гуманитарной ситуации ХХ века.



1.4. Требования к уровню освоения спецкурса - "Опыт чтения как герменевтическая проблема"

- знать основные принципы герменевтической интерпретации, иметь достаточно полное представление о способах бытия литературного текста;

- владеть конкретными техниками чтения; уметь реконструировать концептуальный строй литературного произведения;

- иметь практические навыки работы с художественными текстами.




  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *




Всего аудиторных занятий


32 часа


из них: - лекций


32 часа


- практические занятия




Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)

40 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


72 часа



Изучение дисциплины по семестрам:

8-ой семестр: лекции - 32 ч.



Зачет.
3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий.
I. Классические стратегии понимания в ХХ веке.

  1. Предпосылки и следствия феноменологической программы и предполагаемых ею правил чтения классического текста.

Различение логического и психологического. Форма акта и форма смысла. Позиция смысла; процедуры, связанные с его порождением, очищением и восприятием. "Редукция" и "конституирование". Интенциональность как критерий реальности и онтологическая гарантия смысла (категория "соотнесенного"). Идея "феноменологической психологии".

  1. Глубинная онтология Хайдеггера и предполагаемые ею правила чтения.

Отношение к новоевропейской субъективности и психологии. Проблема бытия. Соотношение античной и западноевропейской культуры. Законы наследования, необходимые искажения и непонимания. Правило "установленного взгляда". Понимание бытия как опыт возвращения. Хайдеггеровский анализ элегий Гельдерлина. Законы и лабиринты "повторения". Проблема поэтического языка.

3. Понимание в метафизической психологии.

Внутренняя критика и очищение психологии, произведенные В. Дильтеем.

Объяснительная и понимающая психология. Эмпатия и причинно-

следственное объяснение душевной жизни. Понятие "жизненной связи"

и концепция переживания. Проект описательной психологии.

Метафизические импликации психоанализа. Амфиболии и символы

бессознательного. Проблема симптома (иероглифы душевной жизни).

Проект и правила толкования ("анализа") и определение сфер его

применения. Парапраксис, сновидения, феномен остроумия. ( "Психо-

патология обыденной жизни", "Толкование сновидений", "Остроумие

и его отношение к бессознательному".) Визуальная метафора в психо-

аналитической стратегии.

4. Герменевтическая теория Г.-Г. Гадамера как идеология понимания.

Предмет и дело понимания. Понимание как функция историчности человека. Онтологические параметры ситуации понимания. Герменевтический круг. "Образование" и "здравый смысл" как условия возможности понимания. "Неспособность к разговору". "Актуальность прекрасного" и "удовольствие от понимания".

5. Конкретные стратегии понимания.

Структурализм. Формальная структура текста. Идентичность смысла.

Бессознательное в языке. К. Леви-Стросс.

Русская формальная школа. Критика "идеологического" чтения и

операциональный принцип "техник чтения". Конституирование

предметности произведения. Транспозиция материального элемента.

Б.Эйхенбаум и Ю.Тынянов.

М.Бахтин. Проблематизация художественного текста через отношения

автора и героя. Категория действия("ответственный поступок") и

эмоционально-волевой тон как конституирующие начала предметности

произведения.


II. Опыт чтения как проблематическое пространство понимания.
1. Сопротивление герменевтике.

Морис Бланшо. Художественное произведение и сущностное одиночество.

Художественное произведение и пространство смерти. Произведение и

Коммуникация. Литература и опыт начала.

Пол де Ман. Риторика и семиотика . Эстетическое и внеэстетическое.

Метафизика тропа: “слепота” и “прозрение”. Творчество и критика.

Хэролд Блум. Проект антитетической критики. Онтология поэтического

Воображения. Поэтическое и человеческое. Страх влияния.

2. Деконструкция и современный роман.

Основные категории Жака Деррида (восполнение, различание, след) и их роль в анализе

литературной реальности. Теория “почтовой открытки”.

Теория концептуальных персонажей Жиля Делеза. Концепты, перцепты и аффекты.

Опыт становления в литературном произведении.

Проблемная типология современного романа: имперский роман, трэш-роман, перверсивный

роман, русский “новый роман”.


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел 3.2. в данной программе отсутствует.



3.3. Примерные темы курсовых работ

Раздел 3.3. в данной программе отсутствует.



3.4. Примерные темы рефератов

Раздел 3.4 в данной программе отсутствует.


3.5. Примерный перечень вопросов к зачету:



  • Основные принципы герменевтического метода

  • Проблема понимания в онтологии Хайдеггера

  • Понимание в концептуальном поле метафизической психологии

  • Поэзия и критика в творчестве П.Валери и Т.С.Элиота

  • Литературный факт в русском формализме

  • Романное слово, идеология и полифония в диалогической концепции М.Бахтина

  • Принципы интерпретации в структурализме

  • Понятие “бессознательного” в тексте

  • Философия литературы М.Бланшо

  • Техника “пристального чтения” П. де Мана

  • Антитетическая критика Г.Блума

  • Постструктурализм: предпосылки и основные линии развития

  • Философия письма Ж.Деррида

  • Теория концептуальных персонажей Ж.Делеза

  • Основные черты современной литературной ситуации


4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео- фильмов

Раздел 4.1. в данной программе отсутствует.


4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы; в рамках курса предполагается одна дискуссионная встреча с петербургскими писателями.


4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.


4.4. Литература
4.5.1. Основная

1. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М., 2001.

2. Хайдеггер М. Разъяснения к сущности поэзии Гельдерлина. М., 2003.

3. Тынянов Ю. Литературный факт. О литературной эволюции.// В кн. Тынянов Ю. Поэтика. Теория литературы. Кино. М., 1988.

4. Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя.// В кн. Эйхенбаум Б. Избранные статьи. Л., 1986.

5. Бахтин М. Эпос и роман. К методологии романного слова.// В кн. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

6. Якобсон Р. Разделы: Поэтика, Семиотика, Структура языка.// В кн. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

7. Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.

8. де Ман П. Слепота и прозрение. Спб, 2003.

9. Блум Г. Страх влияния. Екатеринбург, 1998.

10. Деррида Ж. О почтовой открытке. Минск, 1999.

11. Делез Ж. Что такое философия? М., Спб, 1998.

12. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
4.5.2. Дополнительная

1. Структурализм “за” и “против”. М.,

2. Герменевтика и деконструкция. Спб, 1999.

3. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

4. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

5. Ауэрбах Э. Мимезис. М., Спб, 2000.

6. Фрейд З. Художник и фантазирование. Минск, 1998.

7. Де Ман П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.

8. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

9. Рикер П. Время и рассказ. М., Спб, 2000.



10. Женетт Ж. Фигуры М., 2000.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка