Программа учебного предмета «православная культура»



Сторінка1/3
Дата конвертації16.04.2016
Розмір0.74 Mb.
  1   2   3
В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец

ПРОГРАММА

учебного предмета

«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев

«ИНФОФОНД»

г. Ульяновск
Авторы:

Скоробогатов В. Д., председатель Совета АНО «ИНФОФОНД», заведующий лабораторией научно-методических основ информатизации в учебном процессе Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, кандидат экономических наук, член-корреспондент Международной академии открытого образования;

Рыжова Т. В., главный редактор AHO «ИНФОФОНД», кандидат педагогических наук;

Кобец О. Н., протоирей, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, благочинный I Белгородского округа Белгородской и Старооскольской епархии

Рецензенты:

Овчинников В. В., член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, профессор Международного славянского института им. Г. Р. Державина, кандидат исторических наук;

Белоножко Е. П., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой христианской истории и антропологии Белгородского государственного универси :ета;

Колесникова Л. Ж., главный архитектор Белгородской и Старооскольской епархии, доцент кафедры архитектуры и дизайна Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова

Предлагаемая авторская программа учебного предмета «Православная культура» разработана на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ.

Программа рассчитана на изучение православной культуры как отдельного предмета учебного плана средней и старшей ступеней школы, имеющего социально-культурологическую направленность содержания ч исключительно светский характер организации обучения.

Предлагаемое программой содержание направлено на существенное расширение историко-обществоведческого, филологического и искусствоведческого образования учащихся сообразно их возрастным особенностям и имеющейся базы знаний. Православная культура в программе авторов рассматривается как совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в российском обществе под воздействием православия, оказавшего определяющее влияние на русскую культуру в прошлом и в современности.

Одним из обязательных требований программы является реализация личностно-ориентированного изучения православной культуры путем применения в обучении новой педагогической технологии, разработанной на основе информационных технологий в AHO «ИНФОФОНД» под научным руководством лаборатории научно-методических основ информатизации в учебном процессе Института Общего Образования Министерства образования РФ.

Учебно-методическим обеспечением программы являются учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые AHO «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы.

Программа предназначена для организации изучения предмета «Православная культура» учащимися 5-11 классов в рамках региональной или элективной составляющих базового учебного плана средних общеобразовательных учебных заведений, но может быть использована и в системе дополнительного образования (в том числе в воскресных православных школах).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общие положения

В современном мире все возрастающими темпами осуществляется процесс экономической интеграции и глобализации, что, по мнению отдельных ученых западных и либеральных политиков, станет основой грядущей культурной модернизации. Но, как показывает весь ход новейшей истории, нет никаких оснований полагать, что процесс модернизации и глобализации культуры затронет культурно-религиозные, а значит коренные, ценности и идеалы народов, населяющих нашу Землю.

Отсюда у всех народов, в том числе и в русском народе, объективно зреет потребность в более глубоком осознании своих религиозных и культурных основ.

Осознание нашим обществом необходимости использования духовно-нравственных ценностей российской культуры в воспитании подрастающего поколения сформировало на сегодня устойчивый социальный заказ на обновление содержания общего социально-гуманитарного образования. Главную роль же в развитии самосознания русского народа и его культуры на протяжении почти всего предыдущего тысячелетия сыграло православие.

Именно принятие христианства определило историческую судьбу Российского государства и, бесспорно, всей мировой истории. Крещение Руси в 988 году принесло на территорию будущего Российского государства богатые культурные традиции Византии, на базе которых в процессе исторического развития и была создана православная культура русского народа.

Это обусловило актуальность введения изучения православной культуры как отдельного предмета социально-гуманитарного образования в средних общеобразовательных учебных заведениях.

Как предмет, «Православная культура» не может не попасть в круг исторического знания. Во-первых, сфера религиозно-культурной жизнедеятельности человека не может быть выделена из общей исторической картины общества. Во-вторых, религиозно-к) льтурное развитие человека делает его одним из самых значимых факторов исторического процесса, наполняющих этот процесс гуманистическим содержанием и смыслом. Это определяет тесную межпредметную связь «Православной культуры» с предметом «История» и прежде всего с историей Русской Православной Церкви.

В высших учебных заведениях изучается учебный предмет «Культурология», в программу которого включено изучение мировой и отечественной культуры. На сегодняшний день в высшей школе встала необходимость выделения из предмета «Культурология» отдельного курса «Культурология православия», в рамках которого более подробно изучалось бы специфическое ядро русской культуры, основанное на ее коренных ценностях и идеалах: коллективизме, бескорыстии, духовности и русском патриотизме.

«Культурология православия» на основе учебной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне, изучается в рамках предлагаемой программы предмета «Православная культура».

Изучение православной культуры по предлагаемой программе является подготовкой учащихся школы на соответствующем возрастном уровне к изучению в высших учебных заведениях предмета «Культурология православия».

1.2. Объект, цели и специфика изучения предмета «Православная культура»

Объектом изучения предмета «Православная культура» являются основы вероучения православия как традиционной для России религии, организация внешних и внутренних проявлений веры, а также сложный и многоплановый процесс развития характерных особенностей сознания и среды обитания человека, сформированных и организованных на основе православной духовности в контексте истории России и представленных в виде продуктов деятельности человека.

Цели и задачи изучения предмета «Православная культура»

— ознакомление с православной картиной мира,

— ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры,

— изучение содержания Священного Писания и Священного Предания,

— изучение православной религиозной традиции,

— изучение православной литературы,

— ознакомление с церковнославянским языком,

— изучение влияния Священного Писания и Священного Предания на древнерусскую и русскую литературу различных жанров,

— изучение православной иконографии,

— изучение устроения православного храма,

— изучение истории развития и особенностей русской православной храмовой архитектуры,

— ознакомление с православным образом жизни,

— ознакомление с православным календарем,

— ознакомление с особенностями православного богослужения,

— ознакомление с видами церковной музыки и ее влиянием на русское музыкальное искусство,

— ознакомление с таинствами и обрядами Православной Церкви,

— ознакомление с философией и организацией жизни монашества,

— ознакомление с духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики,

— изучение понятия святости Руси,

— изучение истории отношений Русской Православной Церкви и Российского государства,

— изучение миссионерской деятельности Русской Православной Церкви,

— изучение истории христианства,

— ознакомление с мировыми религиями и сектами,

— ознакомление с общими и отличительными чертами вероучения и внешних проявлений веры, а также религиозного искусства православия и других вероучений,

— формирование целостного восприятия мира,

— формирование культуры общения на основе уважения к внутреннему миру каждого человека в традициях православной культуры Отечества,

— воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры,

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа,

— формирование представления о важности сохранения национально-культурного единства России и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве,

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций православной культуры Отечества,

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры,

— расширение и активизация понятийного аппарата путем дополнения его духовной и культурологической православной лексикой,

— формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

Специфика изучения предмета «Православная культура» заключается в обеспечении

— усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, формировавшегося и развивавшегося на протяжении более чем тысячелетнего периода под непосредственным воздействием православия,

— приобщения учащихся к имеющим общенациональное значение духовным и материальным ценностям православной культуры;

— формирования социального опыта учащихся в части российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности.

1.3. Место предмета «Православная культура» в учебном

плане школы

Многоплановость объекта изучения предмета, сложность поставленных перед предметом задач, обусловивших специфику предмета, послужили основанием для выделения в нормативных документах Министерства образования и науки РФ учебного предмета «Православная культура» в самостоятельную область социально-гуманитарного знания, представляющую собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в российском обществе под мировоззренческим воздействием православной религии.

Изучение учебного предмета «Православная культура» в рамках собственной образовательной области не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое и иное образование, реализуемое в различных общественно-гуманитарных дисциплинах учебного плана школы. В содержательном плане учебный предмет «Православная культура» тесно связан с такими учебными предметами школы, как «История Отечества», «Русский язык», «Литература», Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Обществоведение», «Мировая художественная культура», «Этика и психология семейных отношений».



1.4. Краткая характеристика структуры авторской программы учебного предмета «Православная культура»

Предлагаемая авторами экспериментальная программа изучения предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях РФ построена в полном соответствии с основными положениями разработанного в 2002 году Министерством образования РФ «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура». Программа направлена на достижение основных целей изучения предмета в сферах личностной самореализации учащихся, социализации учащихся в современном российском обществе, интеграции учащихся в культурное пространство России, сформулированных Министерством образования РФ в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

Программа содержит:


  • описание содержательных компонентов программы;

  • характеристику принципиально нового учебно-методического обеспечения учебного процесса, усиливающего эмоционально-оценочное отношение учащихся к предмету и их познавательную активность;

  • описание требуемой для наиболее полной и эффективной реализации программы педагогической технологии организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий в учебном процессе;

  • формы и критерии оценки учебно-воспитательных результатов изучения программы учащимися;

  • требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся для средней и старшей ступеней школы по каждому из содержательных компонентов программы;

  • описание содержания образования для каждого класса с указанием необходимого учебно-методического обеспечения учебного процесса.

2. ОПИСАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» И УСЛОВИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. Содержательные компоненты программы

Содержание предлагаемой программы носит исключительно светский характер, имеет культурологическую и социально-гуманитарную направленность.

В соответствии с рассмотренной выше спецификой предмета программа включает в себя содержательные знания по восьми основным содержательным линиям, предусмотренным «Примерным содержанием образования по учебно-му предмету «Православная культура»:



  1. Православная христианская картина мира.

  2. История православной религии и культуры.

  3. Православная культура и религии мира.

  4. Письменная культура православия (православная словесность).

  5. Православный образ жизни.

  6. Нравственная культура православия.




  1. Художественная культура православия.

  2. Православие — традиционная религия русского народа.

В основной школе программой предусмотрено первичное изучение по модели концентра большинства элементов всех содержательных линий кроме линии «Православная культура и религии мира».

Программа изучения предмета в старшей школе включает полное изучение элементов этих содержательных линий в рамках интегрированного повторительного курса на уровне глубокого теоретического обобщения и расширения. Также в программу старшей ступени включено отдельное- изучение элементов содержательной линии «Православная культура и религии мира».

В программе выделены часы на изучение девятой содержательной линии «Регионального компонента образования», предусмотренного «Примерным содержанием образования» для обеспечения углубленного изучения различных сторон православной культуры региона, на территории которого проживают учащиеся, с учетом его исторического прошлого и этноконфессиональной структуры его населения. Рекомендации по организации изучения элементов этой содержательной линии находятся в учебно-методическом обеспечении организации учебного процесса, предлагаемом учителю.

2.2. Характеристика учебно-методического обеспечения

программы

2.2.1. Основное учебно-методическое обеспечение

При разработке учебно-методического обеспечения программы авторы и разработчики исходили из необходимости выполнения важнейшего требования к программе реформирования российского школьного образования, а именно перехода к активному применению информационных технологий в обучении. Это требование продиктовано, с одной стороны, высоким проникновением информационных технологий во все сферы жизни общества, а с другой стороны, активным познавательным интересом к работе с информационными ресурсами и компьютерными программами со стороны учащихся.

Кроме того, специфика предмета «Православная культура» предполагает наличие эмоционально-оценочного отношения учащихся к изучаемому материалу, актуализированной потребности его изучения, предоставление каждому учащемуся реальной возможности построения индивидуальной траектории изучения предмета в соответствии с его отношением к Церкви, этническим и конфессиональным самоопределением. Для решения этих задач необходима реализация личностно-ориентированного обучения каждого учащегося, что также требует применения в обучении информационных технологий.

Для реального достижения этих целей в компании «ИНФОФОНД» было разработано специальное системное учебно-методическое обеспечение представленной авторской программы в виде учебно-методических комплексов по предмету «Православная культура». Работы компании по разработке учебно-методического обеспечения проходили под научным руководством лаборатории научно-методических основ информатизации г учебном процессе Института Общего образования Министерства образования РФ.

Структура и представление содержательной учебной информации в учебно-методических комплексах основаны на активном и всестороннем применении в процессе изучения православной культуры информационных технологий Разработанные и выпускаемые АНО «ИНФОФОНД» учебно-методические комплексы полностью соответствуют всем требованиям, изложенным в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура», и состоят из учебного пособия и мультимедийного приложения к нему с учебно-дидактическими материалами на CD - диске, которые имеют единую с экспериментальным учебным пособием структуру глав и параграфов. Необходимость и своевременность обращения учащегося к материалам мультимедийного приложения определяется навигациями, вставленными в текст учебного пособия.

Учебно-дидактические материалы мультимедийного приложения к учебному пособию представляют собой содержательную учебную информацию в виде системы взаимосвязанных информационных объектов в виде текстовых и мультимедиафайлов и условно разбиваются на три категории:



1 . Теоретические материалы, разбитые на три рубрики: «Основная хрестоматия» (содержит выдержки из учебной литературы и документов, знание которых является для учащихся обязательным), «Дополнительная хрестоматия» (содержит выдержки из художественной и научной литературы, а также справочных статей, знание которых помогает учащимся глубже освоить изучаемый материал), «Специальная хрестоматия» (содержит выдержки из текстов художественных, документальных произведений, а также исследовательских работ и научных статей, которые расширяют знания учащимися материала и необходимы для подготовки творческих работ).

  1. Дидактические материалы, включающие в себя как задания для самоконтроля знаний учащихся после изучения ими каждого параграфа, так и контрольные задания по проверке освоения учащимися каждой главы. В соответствии с этим дидактические материалы разбиты на две рубрики: «Тренировочные тесты и интерактивные упражнения» и «Контрольные тесты и интерактивные упражнения».

  2. Информационные материалы, помогающие учащимся освоить понятийный
    аппарат предмета, узнать о жизни и вкладе в православие и православную культуру
    святых и мирских деятелей, имена которых они встречают при изучении предмета, получить
    собственное представление о памятниках православного искусства и храмостроения,
    изучаемых в данный момент времени.
    Информационные материалы представлены в мультимедийном приложении четырьмя
    рубриками: «Видеолекции», '<Глоссарий», «Персоналии», «Галерея».

Представление содержательной учебной информации комплексов в формах, перечисленных выше, позволило существенно увеличить наглядность обучения, расширило доступность понимания нового материала, усилило эмоциональность восприятия учащимися изучаемого материала. Обеспечение свободного доступа учащегося и учителя к одной и той же базе учебно-методических материалов, реализованное в комплексах, помогает реализации индивидуализации обучения за счет предоставления возможности многократного самостоятельного повторения изучаемого материала учащимся в наиболее приемлемых для него формах, а также реализации развивающего и опережающего обучения за счет развития навыков самообучения.

2.2.2, Дополнительное учебно-методическое обеспечение для учителя



1 . «Методические рекомендации по организации личностно-ориеитированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура».

В книге подробно рассматриваются структура и содержание единой программы учебно-методических комплексов «Православная культура» для различных классов средней школы, принципы новой педагогической технологии организации учебного процесса, общие и частные вопросы методики организации деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

В мультимедийном приложении к «Методическим рекомендациям» содержатся специальные программные средства:


  • «Конструктор уроков», позволяющий учителю составлять для демонстрации на уроке наборы материалов, содержащихся в мультимедийном приложении к учебному пособию,

  • «Администратор», позволяющий учителю получать и сохранять результаты работы каждого учащегося с информационными ресурсами мультимедийного приложения к учебному пособию, получать рейтинги ошибок, допущенных каждым учащимся и классом в целом, а также быстро составлять различные формы отчетности по объективным результатам учебного процесса.

2. «Руководства по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» для каждого учебно-методического комплекса.

Руководства разработаны для каждого отдельного учебно-методического комплекса «Православная культура» и содержат подробные рекомендации по тематическому и поурочному планированию изучения материала в каждом классе, темы рефератов и задания самостоятельных и контрольных работ, а также подробные инструкции по организации оценивания результатов их выполнения учащимися.

В мультимедийном приложении к «Руководствам по поурочному планированию» содержатся созданные авторами демонстрации необходимого для показа учителем на уроке материала мультимедийного приложения к учебному пособию.

2.3. Описание педагогической технологии организации

личностно-ориентированного обучения, разработанной для реализации программы

Для достижения наиболее оптимального и эффективного использования всех дидактических и частных методических возможностей учебно-методических комплексов «Православная культура» программой реализован принципиально новый технологический подход к организации учебного процесса. Предлагаемая педагогическая технология организации личностно-ориентированного обучения позволяет без дополнительной нагрузки на учителя и учащихся значительно увеличить объем и уровень усвоения учащимися учебного материала, а также повысить уровень самоконтроля и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Этс достигается за счет перераспределения уроков по учебной технологической линии с использованием кабинетов трех типов: обычного кабинета школы, кабинета с компьютером, мультипроектором и экраном, а также компьютерного кабинета школы.

Для эффективности изучения предмета «Православная культура» в учебном процессе программой предусмотрено следующее разделение общего учебного времени, а также классной v домашней нагрузки учащегося:


  • от 70% до 50 % занятий рекомендуется проводить в традиционной форме, а оставшиеся занятия (от 30% до 50% соответственно) рекомендуется проводить с использованием информационных технологий в кабинетах двух оставшихся типов согласно технологической линии, выстраиваемой учителем.

  • не менее 50% домашних заданий должны включать самостоятельную работу учащихся с учебно-дидактическими материалами мультимедийного приложения к учебному пособию.

Таким образом, аудиторное время «физического» контакта учащегося с учителем как бь увеличивается минимум на 50% за счет организации комфортной домашней самостоятельное работы учащегося с учебно-дидактическими материалами мультимедийного приложенш комплекса в собственном темпе при «виртуальном» присутствии учителя. Благодаря таког технологии учитель выстраивает систему полного усвоения учебного материала всемг учащимися класса, а кроме того, может организовать качественную персонализированнук подготовку не только учащихся в рамках традиционной классно-урочной системы, но и учащихся находящихся на домашнем обучении.

Полностью педагогическая технология реализации программы изложена в «Методических рекомендациях по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы пс учебному предмету «Православная культура». Предложенное авторами распределение уроков по данной учебной технологической линии приведено в «Руководствах по поурочном) планированию».


2.4. Формы и критерии оценки учебно-воспитательных результатов изучения программы учащимися

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьнико! характеризовать и объяснять основные представления и понятия предмета «Православна5 культура» в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оцениват! духовно-нравственные явления и категории, изучаемые в рамках предмета, как в общего культурно-историческом, так и в конкретном — российском социокультурном контексте организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьников являются критерий факта (какие знания и в каком объеме усвоены из предъявленного материала^ и критерий деятельности (применение изученных знаний на практике в части умения проводит! сравнительный анализ лиц, предметов, событий и явлений, раскрывать сущность явлений используя примеры, обобщать изучаемые явления и делать собственные выводы).

Программой предполагается проведение текущего контроля знаний учащихся в следующих формах:


  • письменная контрольная работа,

  • письменная самостоятельная работа,

  • письменная творческая работа — реферат по проведению исследования и обобщения по теме изученного материала,

  • устный опрос учащихся во время урока,

  • компьютерный контроль знаний учащихся по окончании изучения каждой главы программы.

По окончании изучения программы каждого класса программа предполагает проведение итогового контроля знаний учащихся в виде итоговой контрольной работы.

Темы рефератов с критериями их оценивания, а также задания самостоятельных и контрольных работ с критериями оценивания последних содержатся в «Руководствах по поурочному планированию», выпускаемых для каждого отдельного учебно-методического комплекса «Православная культура».

Общая оценка учебно-воспитательных результатов изучения программы учащимися по результатам учебного года и каждого полугодия определяется как средний бал набранных учащимся оценок за данный период учебного времени. В случае возникновения спорной ситуации при выведении среднего балла предлагается использовать как решающие оценки, полученные учащимся за выполнение рефератов, компьютерного контроля знаний и итоговой контрольной работы.

3. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА/ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

3.1. Требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые программой к выпускнику основной школы

1. Выпускник основной школы должен ЗНАТЬ (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия): По содержательной линии «Православная христианская картина мира»

Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Православная антропология. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Обожение чел^ веческой природы; Спасение. «Тысячелетнее Царство Христа»; хилиазм. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд.

По содержательной линии «История православной религии и культуры» Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Географические условия и памятные места Святой земли (Палестины, Ханаанской земли, Обетованной земли), библейская археология. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые Поместные Церкви. Жизнь первых христиан. Формирование православной богослужебной культуры. Гонения на христиан от иудеев и язычников. Установление христианской государственности в Римской Империи. Формирование канонической системы устройства и управления в Христианской Церкви.

Православная культура Ромейской Империи (Византии). Вселенские Соборы Церкви. Православное просвещение славян. Крещение Руси.



По содержательной линии «Православная культура и религии мира»

Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура.


По содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)»

Библия. Канон Священного Писания, апокрифы. Составление церковнославянской азбуки свв. Кириллом и Мефодием. Особенности церковнославянского языка, численные обозначения. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Новозаветная текстология — основные тексты, переводы, языки, канонические книги и апокрифы. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Книга Деяний святых апостолов. Соборные Послания апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Сюжеты и образы Библии в русской культуре: литературе, искусстве, нравах и обычаях народов мира. Православная литература. Богослужебные книги. Книги для церковного пения. Православная литература исторического и назидательного характера. Житийная литература. Русская православная литература. Русские летописи и летописцы. Повесть временных лет.



По содержательной линии «Православный образ жизни»

Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитвенная культура православия. Молебны. Православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное знамение. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Богослужебная культура православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой крут. Богослужебные предметы в алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов — защитников Отечества.


По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия — заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство. Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви.



По содержательной линии «Художественная культура православия»

Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода. Шатровое зодчество как уникальный стиль русского храмостроения. Храмы Московского Кремля. Храм Христа Спасителя. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Православная икона. Хоругвь. Богородичные иконы. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусские памятники иконографии XI-XIП вв. Выдающиеся русские иконописцы. Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церкоьное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги — Остромирово Евангелие, Геннадиевская Библия. Первые печатные русские православные книги — Апостол. Православное декоративно-прикладное искусство.



По содержательной пинии «Православие традиционная религия русского народа»

Предание об избрании веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре — в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за наци», нальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве.

2. Выпускник основной школы должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

По содержательной линии «Православная христианская картина мира»

Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества.



По содержательной линии «История православной религии и культуры»

Авель и Каин. Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом. Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Вселенская Церковь Христа и поместные православные церкви (патриархаты, митрополии, епископии). Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие — Благая Весть.



По содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)»

Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Ветхий Завет и Новый Завет. Церковнославянский текст Библии и современный русский перевод. Типы книг Ветхого Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Православие и древнерусская художественная литература. Канонические нормы переводов Священного Писг.ния на другие языки. Церковнославянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры. Библейские тексты в богослужебной культуре Церкви. Общечеловеческое значение Библии.



По содержательной линии «Православный образ жизни»

Переходящие и непереходящие праздники. Отличия православного поста от циеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как «малая Церковь». Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Православные обряды. Чудотворные иконы.



По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Православный и философский гуманизм. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре православия. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.



По содержательной линии «Художественная культура православия»

Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Православная культура в творчестве русских художников.



По содержательной линии «Православие традиционная религия русского народа»

Церковь и Древнерусское государство, русские князья и Церковь. Русские цари и Патриархи. Православие — традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие — культурообразующая религия в России. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль православкя в истории России.

3. Выпускник основной школы должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов.
3.2. Содержание программы основной школы

5 КЛАСС



(программа рассчитана на 33 часа)нет ГЛАВА 1 «ПРАВОСЛАВИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» — 23 часа.

Параграф 1.1. «Истоки и своеобразие русской культуры» — 2 часа.

Определение понятия «культура», православие — государствообразующая и культурообразующая религия Русского государства, православное искусство, зодчество, влияние христианства на появление славянской письменности.



Параграф 1.2. «Книги Древней Руси» 4 часа.

Изобретение славянской азбуки святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием при переводе Евангелия. Евангелие. Искусство оформления древнерусской книги, церковнославянский язык как наследник кириллицы, новогородские берестяные грамоты. Содержание, искусство оформления и значение в православной культуре России древнерусских книг: Остромирова Евангелия, «Изборников» Святослава, «Повести временных лет», Толковой Палеи.



Параграф 1.3. «Русские православные храмы» 4 часа.

Значение православных храмов на Руси, символизм элементов архитектуры православных храмов, самобытность храмового зодчества Руси. Памятники православного зодчества: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, храм Покрова Богородицы на Нерли, Успенский Патриарший собор Московского Кремля, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и его история.



Параграф 1.4. «Иконопись Руси» 4 часа.

Понятие «икона», традиция почитания иконы Русской Православной Церковью, Священное Предание об истории обретения первых икон Иисуса Христа и Божией Матери. Православные праздники и праздничные иконы. Переработка русскими мастерами византийских иконописных традиций и создание канонов русской православной икокы. Процесс создания православной иконы, первые русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий Печерские. Знаменитые и особо почитаемые на Руси иконы: Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Державная», Спас Нерукотворный, икона святого Георгия Победоносца, икона Преподобного Сергия Радонежского.



Параграф 1.5. «Русская духовная музыка» 1 час.

Каноны духовной музыки, псалмы Давида — основа церковных песнопений. Псалтирь. Отличия русской церковной музыки от западноевропейской. Певческие

жанры русской духовной музыки. Знаменные распевы и партесное пение. Знамена и Киевское письмо. Церковная музыка в творчестве великих русских композиторов.

Параграф 1.6. «Созидатели и защитники русской православной культуры» 5 часов.

История жизни и творения великих русских иконописцев преподобных Алипия Печерского и Андрея Рублева. Выдающийся русский композитор Д. С. Бортнянский и его духовная музыка. Архитектор К. А. Тон и его вклад в русское храмостроение. Преподобный Нестор Летописец создатель «Повести временных лет». Защитники русского культурного наследия — А. И. Мусин-Пушкин, П. Д. Барановский, Д. С. Лихачев.



  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка