Программа специальной дисциплины «Психиатрия»



Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.61 Mb.
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации
Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по научной и

клинической работе

профессор Н.П. Сетко

________________________

«____»_____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специальной дисциплины «Психиатрия»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по научной специальности 14.01.06 «Психиатрия»

Присуждаемая учёная степень

кандидат медицинских наук

Форма обучения

заочная

Оренбург, 2012



1


Содержание
Цели и задачи освоения дисциплины

3


2

Место специальных дисциплин в структуре ОПОП

3

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

10

5

Структура и содержание программы

10

6

Структура и содержание дисциплины

30

7

Структура и содержание разделов по видам учебной работы

31

8

Самостоятельная внеаудиторная работа

35

9

Учебно-методическое и информационное обеспечение

35

10

Материально-техническое обеспечение дисциплины раздела

37




Лист регистрации внесения изменений

39




Лист согласования

40


































































































1. Цели и задачи специальных дисциплин

Цель обучения:

-Формирование специальных профессиональных знаний и умений в области психиатрии и смежных наук, необходимых для эффективной профессиональной, научной, педагогической и клинической деятельности в сфере психиатрии.

-Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями психиатра, научного работника и преподавателя высшей школы.



Задачи:

-Формирование специальных знаний по современной психиатрии.

-Освоение современных технологий психиатрической деятельности, необходимых для практической работы в различных областях здравоохранения, в научной сфере и в высшей школе.

-Обеспечение личностно-профессионального роста обучающегося, необходимого для его самореализации как специалиста.
2. Место специальных дисциплин в структуре ОПОП

Дисциплины специальности относятся к профессиональному циклу дисциплин и являются основой для профессиональной специализации. Курс специальных дисциплин важен для формирования понимания психиатрии как сложной науки с биопсихосоциальной парадигмой, находящей практическое применение в клинике, социальной сфере, в культурологи, правоведении.

Курс направлен на изучение этиологии и патогенеза психических расстройств; общей и частной психопатологии; клинических проявлений в динамике различных психических заболеваний; критериев диагностики психических расстройств; стандартов, моделей, психофармакологических средств и психотерапевтических методов лечения психически больных и подходов к их реабилитации; эпидемиологии психической патологии; социально-правовых и организационных основ психиатрической помощи населению.

3. Требования к результатам освоения курса

Знать:

Раздел 1. «Общие патогенетические основы психической патологии»

- Цели и задачи психиатрии в здравоохранении в социальной помощи населению;

-Теоретические основы современной психиатрии и её научные направления;

- Содержание и задачи основных направлений современной психиатрии;



- Историю развития учения о патогенезе психических заболеваний, развитие взглядов на классификацию психических болезней;

- Причинные зависимости психической патологии, этиологическую структуру отдельных психических заболеваний; роль эндогенных, психогенных, органических, экзогенных и соматогенных факторов в развитии психических расстройств.

Раздел 2. «Общая психопатология»

- Определение психопатологии и сущность психопатологического метода исследования;

- Виды психопатологии как раздела практической психиатрии: описательная, феноменологическая, динамическая, интеракционная, категориальная, транскультурная и др.;

- Знать общее и различное в смежных методах исследования (пато- и нейропсихологическом);

- Учение о симптомах и синдромах, простых и сложных синдромах, позитивных и негативных, психотических и допсихотических (пограничных);

- Закономерности синдромогенеза, синдромотаксиса и динамической смены синдромов по мере течения психических заболеваний;

- Принципы нозологического, синдромального и статистического подхода к классификации психических расстройств;

- Сущность психопатологического анализа.


Раздел 3. «Частная психиатрия, клиника и диагностика психических заболеваний»

- Историю вопроса о формировании учений об отдельных психических заболеваниях;

- Современные нозологические классификации психической патологии, действующую международную классификацию психических и поведенческих расстройств;

- Знать концепции этиологии и патогенеза заболеваний эндогенных, эндогенно-органических, экзогенных и экзогенно-органических, психогенных, патологии психического развития.

- Эпидемиологию, этиологическую структуру и механизмы патогенеза отдельных нозологий;

- Синдромальную предпочтительность отдельных нозологий;

- Клинические формы, типы течения заболеваний;

- Подходы к классификации, действующую международную классификацию отдельных заболеваний;

- Диагностические критерии психических расстройств и расстройств поведения;

- Нозологическую синдромальную предпочтительность;

- Клинические формы и типы динамики психических заболеваний.
Раздел 4. «Лечение и реабилитация психически больных»

- Теоретические основы применения различных методов лечения психически больных.

- Спектры основных и дополнительных фармакологических эффектов современных психотропных лекарственных средств;

- Побочные действия современных психотропных лекарственных средств, возможные осложнения;

- Способы преодоления терапевтической резистентности;

- Знать методы психологического и психосоциального лечения и реабилитации больных;

- Теоретические основы психотерапии.

Раздел 5. «Социальные и правовые основы психиатрии»

- Определение и критерии индивидуального и общественного здоровья;

- Предмет, задачи и методы социальной психиатрии;

- Эпидемиологические исследования – как одна из социальных основ психиатрии;

- Влияние микро- и макросоциальных факторов на психическое здоровье, экопсихологию и экопсихиатрию;

- Факторы, влияющие на формирование общественно опасного поведения психически больных;

- Отношение общества к психически больным; социальные программы охраны и укрепления психического здоровья населения;

- Закон РФ о психиатрической помощи;

- Формы социально-психиатрической помощи больным, социальной поддержки и опеки, социальной и профессиональной реабилитации психически больных, семейной терапии, социотерапии.

Раздел 6. «Эпидемиология психических заболеваний»

- Теоретические основы эпидемиологических исследований;

- Основные факторы и частоту возникновения психических расстройств, их динамику и исход;

- Цели и задачи эпидемиологии как раздела научной и практической психиатрии;

- Методологические основы и методы эпидемиологических исследований;

- Способы совершенствования выборок, планирования и методов анализа.



Раздел 7. «Организация психиатрической помощи и профилактика психических расстройств»

- Показания к направлению на МСЭ;

- Историю развития специализированной психиатрической службы в России, её медицинские и полипрофессиональные модели;

- Экономическую политику в психиатрии;

- Проблемы стигматизации в психиатрии;

- Принципы организации психиатрической помощи;

- Социальные и правовые основы организации психиатрической помощи.

- Основы управления в здравоохранении;

-Организацию неотложной, внебольничной и стационарной психиатрической помощи, её диспансерный и стационарный разделы;

- Обеспечение контроля качества психиатрической помощи.


Уметь:

Раздел 1. «Общие патогенетические основы психической патологии»

- Практически пользоваться клиническим методом исследования в психиатрии и обосновывать проведение современных методов обследования психически больных: лабораторных (в т.ч. биохимических, иммунологических, гормональных), инструментальных (ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, КТГ, МРТГ,ПЭТГ и др.), генетических (популяционных, семейных, близнецовых).



Раздел 2. «Общая психопатология»

- Выявлять симптомально-синдромальные проявления психической патологии, описывать их и квалифицировать;

- Выделять синдромы, предпочтительные для отдельных видов психических заболеваний и соотносить их к этиопатогенетическим факторам;

- Оценивать и квалифицировать психопатологический статус больных.

Раздел 3. «Частная психиатрия, клиника и диагностика психических заболеваний»

- Проводить дифференциальную клиническую диагностику отдельных видов психических заболеваний;

- Обосновывать клинический диагноз;

- Оформлять историю болезни;

- Назначать методы обследования больных.

Раздел 4. «Лечение и реабилитация психически больных»

- Формировать комплаенс;

- Выбор адекватных средств и методов лечения;

- Обосновывать терапевтические назначения;

- Применять активные методы лечения психически больных;

- Проводить терапию неотложных состояний в психиатрии;

- Предотвращать и купировать осложнения лечения;

- Купировать обострения психических заболеваний;

- Преодолевать терапевтическую резистентность.

- Планировать лечебные и реабилитационные мероприятия в психиатрическом стационаре, амбулаторных условиях, в полустационарах;

- Применять психометрические методы оценки эффективности лечения и реабилитации больных;

- Соотносить полученные результаты к уровням социального функционирования больных, степени их реадаптации и к качеству жизни.



Раздел 5. «Социальные и правовые основы психиатрии»

- Осуществлять психообразовательные и реабилитационные программы и психокоррекционную работу с родными и близкими больных;

- Применять на практике кодекс профессиональной этики психиатра, соблюдать конфиденциальность, требования «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»

Раздел 6. «Эпидемиология психических заболеваний»

- Уметь составлять дизайн научных исследований, применять компьютерные технологии, проводить популяционные исследования, создавать выборки, определять факторы риска психической патологии, описывать социодемографические характеристики, владеть научно-статистическим методом, уметь рассчитывать показатели заболеваемости и болезненности.

Раздел 7. «Организация психиатрической помощи и профилактика психических расстройств»

- Уметь организовать работу врача и медицинского персонала психиатрического учреждения;

- Оформление амбулаторной карты и истории болезни;

- Вести учётно-отчётную документацию, осуществлять статистический анализ, оценивать основные показатели работы психиатрических подразделений;

- Уметь проводить врачебную экспертизу при психических расстройствах;

- Определять трудоспособность, нетрудоспособность;

- Определять порядок временной нетрудоспособности;

- Уметь определять группы инвалидности при психических расстройствах;

- Военная экспертиза при психических расстройствах;

- Принципы судебно-психиатрической оценки психических нарушений;

- Организовать профилактическую работу и проводить конкретные мероприятия, направленные на решение задач первичной, вторичной и третичной психо- и наркопрофилактики.



Владеть:

Раздел 1. «Общие патогенетические основы психической патологии»

- Клинико-психопатологическим методом исследования;

- Интерпретировать совокупность данных клинического, психологического, патопсихологического, инструментального и лабораторного методов исследования.

Раздел 2. «Общая психопатология»

- Выявлять в процессе обследования больных симптомы расстройств;

- Квалифицировать синдромы выявленных расстройств;

- Проводить дифференциальную диагностику на симптоматологическом,

синдромологическом и нозологическом уровнях.

Раздел 3. «Частная психиатрия, клиника и диагностика психических заболеваний»

- Проводить нозологическую диагностику расстройств в соответствии с традиционной систематикой и в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (МКБ-1 0);

- Ведение медицинской документации (в стационаре, психоневрологическом диспансере, поликлинике);

- Обосновывать клинический диагноз;

- Оформлять историю болезни;

- Назначать методы обследования больных.



Раздел 4. «Лечение и реабилитация психически больных»

- Владеть способами и методами лечения и реабилитации психически больных в стационарных, полустационарных и амбулаторных условиях;

- Проводить терапию неотложных состояний в психиатрии:

Лечение приступа фебрильной шизофрении,

Лечение серийных припадков,

Лечение эпилептического статуса,

Лечение тяжелых форм алкогольного делирия и острых алкогольных энцефалопатии,

Лечение тяжелой алкогольной интоксикации и абстиненции,

Лечение алкогольно-антабусной реакции,

Лечение острой интоксикации и абстиненции при наркоманиях и токсикоманиях,

Купирование различных видов возбуждения,

Неотложная помощь при суицидальных тенденциях,

Неотложная помощь при состояниях помраченного сознания,

Борьба с отказом от еды.

- Предотвращать и купировать осложнения лечения;

- Купировать обострения психических заболеваний;

- Преодолевать терапевтическую резистентность.

- Проводить дифференциальную фармакотерапию с использованием всех групп средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный;

- Проводить курсовую противосудорожную терапию;

- Проводить дегидратационную и "рассасывающую" терапию при органических заболеваниях головного мозга;

- Корригировать расстройства сна;

- Проводить электросудорожную терапию;

- Проводить инсулино-коматозную терапию;

- Проводить алкогольно-антабусные пробы;

- Предупреждать побочные эффекты биологической терапии;

- Владение тактикой оказания первой врачебной помощи психически больному с социально-опасными действиями;

- Транспортировка больного в остром психотическом состоянии;

- Использовать психотерапевтические приемы:

Владение рациональной психотерапией,

Владение обучением аутосуггестивным методикам, включая аутогенную тренировку,

Владение основами семейной психотерапии;

- Владение фитотерапией пограничных психических расстройств;

- Владение навыками социальной реабилитации;

- Владение способами оценки эффективности лечения и реабилитации больных;

- Владение принципами и навыками профессионального взаимодействия в полипрофессиональных бригадах психиатрических учреждений.

Раздел 5. «Социальные и правовые основы психиатрии»

- Применять на практике кодекс профессиональной этики психиатра, соблюдать конфиденциальность, требования «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»;

- Осуществлять психообразовательные и реабилитационные программы и психокоррекционную работу с родными и близкими больных;

- Владеть методами и технологиями психопрофилактики.



Раздел 6. «Эпидемиология психических заболеваний»

- Применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

- Использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии психических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

- Владеть научно-статистическим методом, уметь рассчитывать показатели заболеваемости и болезненности.



Раздел 7. «Организация психиатрической помощи и профилактика психических расстройств»

- Использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций психиатрического профиля.

- Использовать знания организационной структуры психиатрической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи;

-Анализировать показатели работы их структурных подразделений;

- Проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам психиатрического профиля;

-Ведение медицинской документации (в стационаре, психоневрологическом диспансере, поликлинике);

- Определение факта временной нетрудоспособности, оформление листа временной нетрудоспособности;

-Определение факта стойкой нетрудоспособности, оформление листа стойкой нетрудоспособности.


4. Объем специальных дисциплин (модулей) и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия всего

В том числе:

Лекции

Практические занятия



Самостоятельная работа:

Ведение больных в клинике

Прием больных в диспансере

Дежурства в клинике

Работа с научной литературой

Подготовка реферата, доклада

Решение тестовых и ситуационных задач


216ч.
72

144

144ч.

Общая трудоёмкость – 10з.е.

Всего:360 часов

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка