Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет



Сторінка1/12
Дата конвертації13.04.2016
Розмір1.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»







Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»
Программа по первичной профилактике
суицидального поведения подростков 14-17 лет
«Ценность жизни»

Составитель:


педагог-психолог
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
Зинова Е.Ю.

г. Ханты- Мансийск 2010 г.



Пояснительная записка

По данным Всемирной организации здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привело в 2000 году к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения: в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тыс. человек). Ежегодно около 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте в 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3 месте.


Статистические данные за 2001 год демонстрирует лидирующее положение России среди стран СНГ по показателю количества суицидов среди подростков: за этот период было зарегистрировано приблизительно 22 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 тыс. населения соответствующего возраста (Международный статистический комитет СНГ, 2001) [4].
По данным Департамента здравоохранения в Ханты- Мансийском автономном округе за 2007 и 2008 годы совершено одинаковое количество суицидальных попыток (140), в 2009 год их стало меньше - 133 попытки. За последние 3 года возрастает количество повторных попыток: 7, 10 и 16 за 2007, 2008 и 2009 годы соответственно.
Количество завершенных суицидов колеблется: если в 2007 и 2009 их было 11, то в 2008 году их количество возросло - 22 завершенных суицида.
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида, правительства, как на федеральном (письмо Минобразования России «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»), так и на региональном уровне (комплексный план мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2009-2011 годы) создают и реализуют нормативно- правовые акты, регулирующие работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения подростков.
В достижение цели сохранения жизни детей входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и несистематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Комплексное определение здоровья гласит о том, что это относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации. Степень адаптированности может быть соотнесена с диапозоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которые ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в двух основных сферах:
- адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства;
- адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально- насыщенные связи с другими людьми и требуется социально- психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству [9].
Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде [11]. Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.
Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Среди предлагаемых форм профилактики подростковой суицидности относят формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях [2].
Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.
Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения. По некоторым данным, формирование мировоззрения завершается к 24- 30 годам, поэтому целенаправленная работа в форме занятий с элементами тренинга поможет в формировании возрастных психологических новообразований старшего подросткового возраста и юношеского возраста.
Методология здоровьесберегающих, а мы говорим именно о сохранении жизни и здоровья, технологий в образовательных учреждениях строится на следующих принципах:

  • Комплексность;

  • Системность;

  • Целостность;

  • Динамичность (повторяемость);

  • Репрезентативность;

  • Методическое единство [6].

При реализации данной программы необходимо осуществление всех этих принципов.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам (Жезлова,1978, Амбрумова, Вроно, 1980) [4]. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должна реализовываться данная программа – дети 14- 17 лет.
К сожалению, в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию мира ценностей человека, содействующих эффективному развитию социальных навыков или их отдельных компонентов. Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности школьников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Мы подчеркиваем, что данная работа входит в первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет.
Одной из задач психологов системы образования является организация профилактики и преодоления обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации. Однако количество психологов в образовательном учреждении не позволяет охватить всех обучающихся (на одного психолога приходится 500 учащихся), поэтому эту работу вместе с психологами могут осуществлять педагоги (социальные педагоги, классные руководители, учителя - предметники).
Цель данной программы – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе аксиологической (ценностно - целевой) позиции.
Задачами реализации поставленной цели являются:

  1. Развивать позитивное самосознание.

  2. Научить ценить свою и чужую индивидуальность.

  3. Обучать работать в команде.

  4. Сформировать отношение к жизни как к ценности.

Знания, которые учащимся необходимо приобрести по окончании программы:
- знания о ценности здоровья, жизни человека;
- знания об эффективных способах поведения, решения проблем.
Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы:
- умение принять себя;
- навыки рефлексии, осознания себя;
- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;
- навык решения собственных проблем.
Формы контроля эффективности - опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию.

1. Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по формированию ценностных ориентаций, запускающих противосуицидальные механизмы
1.1. Аксиологический подход к проведению программы
Чтобы создать условия для формирования необходимых старшекласснику социальных навыков, надо иметь в виду его основные потребности, возможность удовлетворения которых является основных фактором развития личности. Среди основных потребностей можно выделить следующие:
- потребность в самоутверждении: имеет статусный характер и предполагает ощущение своей значимости в окружении других людей;
- гедонистические потребности (потребности в удовольствиях), связанные с насыщенной, интересной внешней средой, досуговой деятельностью, развлечениями, полноценным отдыхом;
- потребность в самовыражении: реализуется через интересную и личностно значимую ведущую деятельность;
- потребность в свободе: возможности и способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями;
- потребность быть личностью: быть нужным другим людям, делать добро бескорыстно.
Создание условий для максимального удовлетворения перечисленных потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.
Аксиологический подход связан с категорией «ценность». Ценности разнообразны. Применительно к педагогической деятельности наиболее важны ценности- идеалы, связанные с понятиями гуманизма, т.е. комплекс идей, признающий ценность человека, его здоровья, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества, возможно, и имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли:
- природа с ее проявлениями жизни;
- человек, его духовное и физическое здоровье;
- духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте;
- любовь и мир как сущностные человеческие отношения;
- отечество, род, язык, традиции как основы социального бытия;
- познание и возможность творчества;
- свободный труд и его результаты как составляющие культуры [3].
Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем: формирование социальных навыков обучающихся, профилактику суицидального поведения, осознание важности и необходимости здорового образа жизни.
В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.
В старшем подростковом и юношеском возрасте продолжает формироваться отношение к себе. Это специфическая образующая самосознания, важный внутренний фактор формирования личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Принятие себя очень важно, поскольку это основа того, что человек уверен в себе, готов к новым достижениям, устремлен к новым целям.
Принятие окружающих необходимо для успешной социализации, вхождении в общество, успешного общения. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. В целом, можно говорить о том, что признание других происходит через признание себя, уважение к себе является основой для уважения других людей.
1.2. Понятие подросткового суицида
Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь. Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, отличительные черты психопатологических состояний, специфика профилактики- все это становится основанием для некоторых авторов выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Вроно, 1983) [4].
Суицидальное поведение у детей и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте - это «крик о помощи», чаще всего имеют демонстративный характер, в том числе- шантаж, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство). В первом случае настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков [1].
В отличии от взрослых, картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку крайне значимым Возрастной фактор оказывается действующим при распознании суицидоопасных групп (Лекомцев, Панченко, 2002) (таб. 1).
Таблица 1
Суицидоопасные группы

I группа


II группа

III группа

IV группа

Суициденты, перенесшие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния (возрастные кризы, при сомато- и психогениях).

Дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития - с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, патологическим течением возрастных кризов.

Подростки с девиантным поведением (в неблагоприятных условиях среды).

Подростки, отличающиеся высоконравственными устоями с тенденциями к идеализации чувственных и сексуальных отношений.

Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов: 
1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, ранняя утрата родителей (особенно в результате самоубийства), конфликты родителей, алкоголизм. Беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься ребенком.
2. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка, морализаторство. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком; ненормальное подавление самостоятельности, несвобода; бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.
3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии детской группы, часто подвергаются
насмешкам, физическому и психическому насилию и т. п.
4. Психофизиологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата. Отметим ряд признаков тяжелого течения пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая устойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими акцентуациями характера: эмотивный, тревожный, демонстративный, педантичный типы (классификация К. Леонгарда).
5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенности их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и межличностных отношениях [1].
Отдельно можно выделить ряд следующих факторов:
- смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
- неразделенная любовь;
- измена любимого человека;
- совершение уголовно- наказуемого преступления и др.
Выделяют экстраперсональные и интраперсональные факторы повышенного суицидального риска (таб. 2).
Таблица 2
Факторы повышенного суицидального риска

Эсктраперсональные факторы



Интраперсональные факторы

- Психозы и пограничные психические расстройства;
- суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев);
- подростковый период;
- экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и др.);
- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
- конфликтная психотравмирующая ситуация;
- пьянство, употребление наркотиков и токсикоманических средств.

- Особенности характера, преимущественно шизоидного, сенсетивного, эпилептоидного и психастенического типов;
- сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам;
- неполноценность коммуникативных контактных систем;
- неадекватную личностным возможностям самооценку;
- отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Некоторые авторы (Чомарян,1983) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.
Г. В. Старшенбаум (2005) выделяет четыре главных фактора, предрасполагающих к истинному суициду в подростковом возрасте:
1) насилие, особенно сексуального характера;
2) посттравматическое стрессовое расстройство;
3) депрессия;
4) дисморфофобия (глубокая озабоченность мнимыми или незначительными недостатками собственной внешности, отталкивающих окружающих).
Следует отметить недостаточно адекватную оценку последствий аутоагрессивных действий. Подростки фактически отрицают очевидность смерти для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и др. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.
Сложности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев подросткового суицида обуславливаются несерьёзностью, мимолетностью и незначительностью (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийств.
С большой долей уверенности можно говорить о наличии взаимосвязи между попытками самоубийств подростков и другими формами отклоняющегося поведения (побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д.) [9].
1.3. Признаки суицидального поведения у несовершеннолетних
Для достоверного и своевременного начала работы по предотвращению возможных попыток педагогам, работающим с детьми 13-17 лет, необходимо иметь представление о признаках суицидального поведения.

  • Смерть и самоубийство становятся постоянными темами разговоров.

  • При прослушивании предпочтение отдается траурной или скорбной музыке.

  • Происходит раздача личных вещей, составление завещаний.

  • Ведутся разговоры об отсутствии ценности жизни.

  • Фантазирование на тему своей смерти.

  • Проявляющийся интерес (прямой или косвенный) к возможным средствам самоубийств (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).

  • Частые прямые высказывания типа «Я не могу этого выдерживать», «Я нет хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».

  • Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро это все закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.

  • Приобретение средств для совершения суицида.

  • Приведение дел в порядок, внезапное завершение долгосрочных дел.

  • Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную безнадежность, неуспешность, беспомощность.

  • Написание прощальных писем.

  • Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.

  • Несвойственная ранее молчаливость или, наоборот, высказывания со скрытым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.

  • Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

  • Проявление признаков депрессии:

- пониженное настроение, глубокая печаль;
- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и лабильность, раздражительность, слабость и плаксивость;
- потеря аппетита - переедание;
- повышенная сонливость- бессонница;
- снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
- снижение внимания;
- нерешительность;
- апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим живой интерес;
- социальная самоизоляция, отход от друзей, семей, молчаливость;
- негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;
- пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
- снижение полового влечения;
- снижение эффективности труда (в учебе, в быту);
- нарастание эмоционального напряжения.
17. Быстрая смена чувств, изменчивость настроения. Синдром тревожно - ажитированного поведения: внешне- подъем, однако с признаками суеты и спешки.
18. Апатия, отсутствие интереса к чему- либо. Бесполезное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении сонливость и оцепенение.
19. Паралич действия, который выражается в неспособности планировать и осуществлять текущие дела.
20. Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности. Высокая ранимость и бурные реакции на неудачи.
21. Употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания.
1.4. Особенности общения педагогов с несовершеннолетними, демонстрирующими признаки суицидального поведения
В связи с описанными выше особенностями поведения несовершеннолетних, демонстрирующими признаки суицидального поведения, желательно использовать определенные правила общения с данной категорией подростков.
1. Взрослые люди обязаны иметь в виду, что суицид у подростков является в большинстве случаев следствием невнимания к ним, отсутствия элементарных знаний психологии данного возраста. Необходимо помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений он всегда нуждается в участии. Только в этом случае возможно предотвратить как импульсивные действия с трагическими последствиями, так и неблагоприятное развитие длительной конфликтной ситуации.
2. Следует учитывать характер социальных факторов, прежде всего на уровне окружающей подростка микросреды, наличие душевного заболевания (если оно не диагностировано, могут обращать на себя внимание странности настроения, поведения), возвышенная романтичность натуры подростка (что может послужить основой для возникновения психотравмирующей ситуации при соприкосновении с реалиями жизни).
3. Необходимо реагировать на рассуждения на тему самоубийства, его способах, резкие переходы настроения от угрюмо- мрачного, озлобленного до необычайно радостного, благостного, особенно на фоне бессонницы, анорексии, утомляемости, вегетативных нарушений.
4. При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерений, наличии действий в этом направлении, взрослые обязаны:
- обеспечить постоянное наблюдение за ребенком, сделать недоступными для него предметы и вещества (например, лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидальный замысел до тех пор, пока врач – психиатр не даст свои рекомендации;
- успокоить подростка беседой и (по согласованию с медиком) с помощью лекарств дать возможность ему выговориться (катарсис);
- организовать обследование у врача- психиатра в психиатрическом диспансере по месту жительства.
Для выбора оптимального подхода к подросткам с выраженными акцентуациями характера следует учитывать их особенности. К примеру, несовершеннолетние, для которых характерно формирование шизоидной акцентуации, отличаются склонностью к видам деятельности, где существует четкий регламент (устав), типовые, формализованные подходы. Именно в деловой, формальной сфере отношений они получают максимум удовлетворения от выполняемой работы. В то же время они отличаются склонностью к фантазиям, могут реализовать их, будучи предоставленными самим себе, действуя в одиночку, уходя в себя.
Подростки с возбудимым (эпилептоидным) типом акцентуации требуют активных, твердых, а нередко и жестких воспитательных мер. Здесь должен быть максимальным образом реализован метод «кнута и пряника», основанный на четком понимании воспитуемым того, что за хорошим поведением следует поощрение, а за плохим- неотвратимое и нежелательное наказание. Оптимальную воспитательную роль играет дисциплина, четкий распорядок, активно внедренные в повседневную жизнь подростка; жестко установленная внутри коллектива субординация. Этому требованию в значительной степени отвечают детско - юношеские военизированные учреждения. Однако следует иметь в виду, что любое отступление от заведенного стереотипа может вызвать у эпилептоидной личности вспышку неконтролируемой ярости, агрессии. При этом, чем раньше началась систематическая работа по коррекции эмоционально- поведенческих реакций у ребенка с возбудимым типом личности, тем больше надежды на положительный результат во взрослом состоянии.
Педагогическая коррекция особенностей психастенического (педантичного, по классификации К. Леонгарда) типа связана с демонстрацией и реализацией своего доброжелательного отношения к ним. До тех пор, пока астеники не привыкли к обстановке и требованиям учебного заведения, не освоились в микросреде, желательно ограничивать объем предлагаемых им заданий; не связывать их жестким лимитом времени; опрашивать, не вызывая прилюдно к доске; категорически следует избегать ситуаций, травмирующих самолюбие этих детей. При наличии комфортного для них климата в окружающей среде проявления акцентуации значительно уменьшаются. Большое значение при этом имеет приобретенный опыт, навыки. Хорошим подспорьем на этом пути может быть аутотренинг или другие виды психотерапии.
Подростки – истерики (демонстративная акцентуация) могут успешно реализовывать свои внутренние тенденции в творчестве (школьный театр, танцевальный класс и пр.), где им предоставляется легальная возможность быть на виду.
Возможен альтернативный тип коррекции акцентуированных подростков - выработка дополнительных черт характера в процессе воспитания. Для такой личности необходимо придумать очень мощный стимул, обеспечивающий мобилизацию внутренних ресурсов на изменение своего характера. Кроме того, такого рода воспитательный процесс предполагает участие в нем весьма квалифицированного специалиста по педагогике и психологии и, безусловно, содействие микросреды, окружающей подростка. Опасностью этого пути является возникновение гиперкомпенсации или псевдокомпенсации, когда новые черты личности препятствуют полноценной приспособляемости к окружающим условиям [7].
Взрослому, работающему с подростком, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы. При этом в беседе будет ошибочно:
- стыдить и ругать ребенка за его намерения. Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах;
- недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения. Необходимо оценивать степень риска суицида, использовав критерии и шкалы риска, приведенные в приложении;
- относиться к ребенку формально. Он должен почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому- то небезразлична;
- предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию;
- оставлять ребенка одного в ситуации риска. Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.;
- чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка, главное - дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка