Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений



Скачати 345.77 Kb.
Дата конвертації17.04.2016
Розмір345.77 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

ПРОГРАММА

ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС



для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва


2001

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ



Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н.Володин

ПРОГРАММА


ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС



для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва ГОУ ВУНМЦ

2001
Учебная программа по биоэтике для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений подготовлена рабочей группой в составе:

Ю.М. Лопухин - акад. РАМН, директор НИИ физико-химической меди­цины МЗ РФ, Председатель этического комитета МЗ РФ, представитель РФ в Совете этических комитетов Совета Европы

А.Н. Бартко - к.ф.н., доцент кафедры философии и биомеднцинской эти­ки Московского медико-стоматологического университета

А.Я. Иванюшкин - к.м.н., доцент кафедры истории медицины и культуро­логии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доцент кафедры философии РАМН

Е.П. Михайловска-Карлова - д.ф.н., зав. кафедрой философии и биоме­дицинской этики Московского медико-стоматологического университета, акад. РАЕН

И.В. Силуянова - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, член этического ко­митета РАМН

П.Д. Тищенко - к.ф.н., ст.н.с. Института философии РАН, доцент факуль­тета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Б.Г. Юдин - д.ф.н., профессор, и.о. директора Института человека РАН, заместитель председателя Российского Национального Комитета по биоэтике РАН, член бюро Международной ассоциации биоэтики (председатель региона Центральной и Восточной Европы), представитель РФ в руководящем Комитете по биоэтике Совета Европы.

В целях совершенствования программы замечания и предложения просим направлять в адрес Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 2, директор - П.А. Душенков).

© Составители, 2001

© ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисци­плинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных вра­чебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, та­ких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Сове­том Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедици­не". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Рос­сию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дис­циплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в боль­шинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Аф­рики и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по про­блемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обя­зательным.

В 1976 году МЗ СССР была утверждена "Межкафедральная про­грамма по медицинской этике и деонтологии" для студентов высших ме­дицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовер­шенствованная в 1983 году. В "Межкафедральной программе" справедли­во предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к уче­никам. Это положение остается верным и по сей день.

Существенным недостатком "Межкафедральной программы" явля­лось практически полное игнорирование ею научно-теоретического со­держания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, фило­софов, юристов, богословов и представителей других академических дис­циплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революцион­ными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, раз-

работкой концепции "смерти мозга" в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как спе­циализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологичес­кого и правозащитного движения.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согла­сия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в по­следние десятилетия нового международно-признанного этического стан­дарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочис­ленных документах международного права, национальных законода­тельствах (включая российское законодательство в области здравоохра­нения), этических кодексах и декларациях международных и националь­ных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сооб­щества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подго­товленным в данной области зарубежным коллегам (например, при раз­работке совместных программ научного сотрудничества), негативно ска­зывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпуск­никам российских медицинских вузов, препятствует формированию но­вых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отве­чающих современным политико-экономическим условиям.

Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную не­обходимость изучения пропедевтического курса "Общей биомедицинской этики", который позволит отечественным студентам медикам приобщить­ся к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно препода­вание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитар­ных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики.

Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в дан­ном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских ву­зов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волго­града и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - вра­чи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Дан­ное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомеди­цинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины.

За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, истори­ков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специаль­ностей по проблемам современной биомедицинской этики.

Настоящая учебная программа "Биомедицинская этика. Общий курс" подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ.

Программа предполагает двухуровневое преподавание медицинской этики будущим врачам и касается первого уровня - пропедевтического курса общетеоретической подготовки в данной области. Программа вто­рого уровня, конкретизирующая применение общетеоретических поло­жений к реалиям научной и практической деятельности в различных об­ластях практической медицины, должна быть разработана позднее.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" является обобще­нием опыта преподавания этой дисциплины в четырех московских меди­цинских вузах - Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (кафедра истории медицины и культурологии - зав. кафедрой акад. РАМН, профессор А.М. Сточик), Российском государственном медицинском университете (кафедра биомедицинской этики – зав. кафедрой профессор И. В. Силуянова. Московском медико-стоматологическом университете (кафедра философии и биомедицинской этики – зав. Кафедрой профессор Е.П. Михайловска-Карлова) и на факультете фунда­ментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова (декан - профессор О.С. Медведев).


Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих оте­чественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в "Общий курс" оправдано традицией препо­давания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ био­этики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обос­нованных подходов к решению некоторых специфических проблем ме­дицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтана­зии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" включают осве­щение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов - лекционных, 18 -семинарских).

В соответствии с утвержденными учебными планами (март 2000 г.) преподавание биоэтики должно осуществляться:

Факультет

Семестр

Всего Часов

В том


числе *

Зачет,

семестр

семестр


Экзамен, семестр

л

П/З

Лечебный

2

36

18

18

2



Педиатрический

2

36

18

18

2

-

Медико-

профилактический



2

36

18

I8

2

-

Фармацевтический

2

36

18

18

2

_

Стоматологический

4

38

19

19

4

-

*Л - лекции,

П/3 - практические занятия.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики



Студент должен знать:

  1. Историю биомедицинской этики.

Теоретические основы биомедицинской этики.

  1. Основные правила биомедицинской этики.

  2. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  3. "Конвенцию о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

  4. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 60).

  5. Права и моральные обязательства врача.

  6. Права пациентов.

  7. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

  8. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  9. Существо моральных проблем медицинской генетики.

  10. Существо моральных проблем трансплантации органов и тка­ней человека.

  11. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционны­ми заболеваниями и со СПИДом.

  12. Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  13. Моральные основы предпринимательской деятельности в меди­цине.


Студент должен уметь:


  1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться
    интересами пациентов.

  2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора
    и свободу действий.

  3. Защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов.

  4. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  5. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  6. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
    родственниками больных людей.

  7. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



№ п/п

Название темы

Часы

П/П




Лекции

Семинары




  1. Медицинская этика. 2 2

История биомедицинской этики.

  1. Теоретические основы биомедицинской этики. 2 2

Основные этические теории и принципы

биомедицинской этики.



  1. Основные правила биомедицинской этики. 2 2

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов.



  1. Основные модели взаимоотношения врачей 2 2 и пациентов. Этика профессионального

взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов

на животных.


  1. Медицинские вмешательства в репродукцию 2 2

человека. Моральные проблемы медицинской

генетики.



  1. Смерть и умирание. Моральные проблемы 2 2

трансплантации органов и тканей.

  1. Эпидемиология и этика. 2 2

СПИД - морально-этические проблемы.

  1. Этика в психиатрии и психотерапии 2 2

  2. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. 2 2

ВСЕГО: 18 18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Медицина и этика. История биомедицинской этики

Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность.

Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики. Особенности: биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профес­сиональной этики.

Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания.

Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравст­венные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские съезды.

Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской эти­ки в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской де­онтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года.

Клятва врача 1999 года ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), ст. 60).

Злоупотребление в медицине нацистской Германии. Суд над наци­стскими медиками. Нюрнбергский кодекс. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах.

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА и ее документы по медицинской этике.

Современные биомедицинские технологии и новые ситуации мо­рального выбора. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Концепция фундаментальных прав человека. Мо­ральные конфликты в современной биомедицине. Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества. Основопола­гающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года.


Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поггера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила.

Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Основные правила биомедицинской этики.

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. "Суррогатное согласие" для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия

в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл.

Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Партнерство, "моральный дух команды" и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии - моральный долг врача.

Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям "альтернативной" медицины.

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.

"Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследо­вательских этических комитетов при проведении исследований на чело­веке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.

Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное со­держание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика от­ношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права.

Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (ин­формированное согласие, конфиденциальность и т.д.). Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль.

Бесплодие. Способы искусственного оплодотворения. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и но­вые этические проблемы медицины. Дебаты вокруг проблем донации га­мет. "Суррогатное материнство". Искусственное оплодотворение и ятрогенный риск. Здоровье детей. Несовпадение биологического и социально­го родительства и проблема идентификации личности ребенка, право ребенка знать своих родителей.

Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Про­блема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Мо­рально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Ди­рективная и недирективная модель врачебного консультирования по ре­зультатам пренатальной диагностики. Этические проблемы неонатологии.

Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в ме­дицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируе­мость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Этические проблемы применения методов, ис­пользуемых медициной для диагностики и коррекции генетических на­рушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетичес­кого консультирования (директивная и недирективная модели).

Генетическая информация как собственность. Моральные пробле­мы реализации международного проекта "Геном человека". Патентование генов. Старые и новые варианты евгеники. Позитивная и негативная евгеника. Этические принципы генодиагностики и генетической терапии и инженерии. "Право знать" и "право не знать" генетический диагноз.

Медицинская генетика и криминалистика. Моральные аспекты генетических методов идентификации личности.

Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе.
Смерть и умирание.

Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

История отношения врача к умирающему больному. Успехи ане­стезиологии, реаниматологии и неврологии. Проблема критериев и дефи­ниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы. Значение профессио­нальной независимости врачей при диагностике смерти мозга.

Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиа­тивной медицины. Актуальные проблемы компетентности и профессиональной подготовки врачей и медсестер. История, философия и органи­зационные принципы хосписа. Роль волонтеров. Поддержка близких уми­рающего больного. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Споры вокруг понятия "право на смерть". Качество жизни умирающего. Страх смерти. Преодоление страха смерти как нрав­ственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли. Ординарные и экстраординарные методы лечения. На­чало и остановка жизнеспасающего и жизнеподдерживающего лечения.

История проблемы эвтаназии. Вопросы терминологии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассив­ная эвтаназия". Активная, добровольная эвтаназия: "за" и "против". Ак­тивная эвтаназия как прямая и непрямая (смерть - побочное действие обезболивания).

Этико-правовые аспекты аутопсии. Допустимость аутопсии: модель презумпции согласия и презумпции несогласия. Обязательная аутопсия. Патологоанатомическое вскрытие и религиозная мораль. Аутопсия и за­кон.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. Донорство как альтруистическая, осознанная, добро­вольная жертва ближнему. Правило пропорциональности в транспланто­логии. Эксперимент в трансплантологии.

Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Типы забора органов от трупов и связанные с ними моральные проблемы (рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия или добровольного инфор­мированного согласия). Проблема справедливости распределения ресур­сов донорских органов. Медицинские критерии распределения (гистосовместимость, неотложность, очередность). Необходимость финансовой ор­ганизационной независимости в работе медицинских бригад, ставящих диагноз смерти мозга, забирающих органы и совершающих транспланта­цию.

Тенденции коммерциализации в трансплаталогии. Моральные ог­раничения на торговлю органами и тканями для пересадок.

Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). Этика реципиента.

Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.

Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. Проблемы разработки искусственных орга­нов.

Эпидемиология и этика.

СПИД - морально-этические проблемы


Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденци­ального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения ги­гиенических нормативов, санитарных правил и т.д.

Инфекционные болезни как потенциальный источник социаль­ной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприя­тия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недоброволь­ной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.). Вынужденные ограничения прав человека в соответ­ствии с законом. Минимизация ущерба при проведении профилактичес­ких и противоэпидемических мер.

Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики. Поня­тие профилактических прививок. Этическое правило пропорционально­сти как регулятор практики иммунопрофилактики. Опасность заболева­ния инфекционной болезнью против риска поствакцинальных осложне­ний. Добровольность и обязательность вакцинации. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Морально-этические проблемы венерологии. Необходимость и допустимые ограничения ано­нимности в диагностике и лечении.

СПИД как глобальная проблема современности. Два подхода в борьбе со СПИДом: модель обязательного государственного учета и ме­дицинского наблюдения (за и против) и модель, основанная на приорите­те автономии пациента (за и против). Феномен спидофобии, негативная роль средств массовой информации. Добровольность и обязательность тестирования на зараженность ВИЧ. Недопустимость дискриминации ВИЧ-инфицированных. Отказ от медицинской помощи больным СПИДом в свете истории и современных требований этики. Врачебная тайна, га­рантии, зашита конфиденциальной информации. Социальная защита ВИЧ-инфицированных.

Этика в психиатрии и психотерапии

Социокультурный контекст истории психиатрии. Антипсихиатри­ческое движение (60-70-е гг. XX века) в свете биоэтики. Морально-этические аспекты Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании " 1993 года.

Особенности психиатрии как медицинской дисциплины: неком­петентность многих пациентов, стигматизирующий характер диагноза и т.д. Гуманность, уважение человеческого достоинства лиц с психически­ми расстройствами. Отстаивание, защита законных прав и интересов ду­шевнобольных. Добровольность оказания психиатрической помощи. "Терапевтическое сотрудничество" с пациентом и его близкими. Право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатриче­ской помощи. Специфика получения добровольного информированного согласия. Понятие "наименее ограничительной альтернативы". Понятие "госпитализма". Значение этического правила пропорциональности при назначении электросудорожной терапии, нейролептиков и т.д.

Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотера­пия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.д.). Уважи­тельное отношение к запрету недееспособного пациента сообщать кон­фиденциальную информацию опекуну.

Определение понятия "злоупотребление психиатрией". Запрет при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом, вступать с ним в интимную связь и т.д.

Забота о профессиональной компетентности психиатра как его пер­вейший профессиональный долг. Понятие профессиональной независи­мости. Нравственные, правовые и социальные гарантии защиты профес­сиональной независимости психиатра.

Этические проблемы современной психотерапии.

Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения

Понятие микро- и макроуровней распределения ресурсов. Специфи­ка моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой). Модель обще­доступного, бесплатного здравоохранения: "за" и "против". Здоровье и рыночные отношения. Программа ВОЗ "Здоровье для всех". Врач как государственный служащий. Пациент как пассивный "реципиент" распре­деляемой медицинской помощи в иерархической системе здравоохране­ния. Моральные проблемы справедливого распределения. Проблема кор­рупции во врачебной деятельности. Медицинская помощь и медицинская услуга. Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на мо­ральный климат в медицине. Пациент как клиент. Врач как "продавец" медицинских услуг. Конфликт между благом пациента и финансовой вы­годой. Моральные основы медицинского бизнеса. Приоритет нравствен­ных ценностей над экономическими интересами. Страховщик как по­средник между врачом и пациентом. Активный пациент. Правозащитные организации и движения пациентов.

ЛИТЕРАТУРА (СПИСОК 1)



  1. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория,
    принципы и проблемы. Части 1 и 2. - М.: Изд-во ММСИ, 1995-1996.

  2. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского. - М.: Ме­дицина, 1997.

  3. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского и Ю.М.
    Лопухина. Вып. 2. - М.: Медицина, 1999.

  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина.
    - М.: Эдиториал УРСС, 1998.

  5. Введение в биоэтику /Под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Прогресс-
    Традиция, 1998.

  6. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские
    проблемы. Сб. Официальных документов. - М., 1996.

  7. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональ­ная ответственность врача в документах международных организаций. -
    Киев, 1996.

  8. "Гавайская декларация" Всемирной психиатрической ассоциа­ции

1977 года.

  1. Гиппократ. Избранные книги. - М., 1994.

  2. "Декларация об участии психиатров в исполнении смертного
    приговора" Всемирной психиатрической ассоциации 1989 года.

  3. Деонтология в медицине. В 2-х томах /Под ред. Б.В. Петров­ского. - М.: Медицина, 1988.

  4. Кодекс профессиональной этики психиатра "Российского общества психиатров 1994 года".

  5. Медицина и права человека: Нормы и правила международного
    права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и
    буддистской религиозной морали /Пер. с франц. - М.: АО И/Г
    "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1992.

  6. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. -
    М., 1995.

  7. На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэти­ки в США. / Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. - М.: Знание, 1989.

  8. Основы биоэтики /Под ред. А.Н. Орлова. - Красноярск: Изд-во
    ПИК "Офсет", 1997.




  1. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан

Рос­сийской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. - М., 1995.

  1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.,
    1997.

  2. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М.,

J978.

  1. Федеральный закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекцион­ных болезней" 1998 года.

  2. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / Под
    ред. В.А. Тихоненко. - М., 1996.

  3. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы / Под ред. Б.Г. Юдина. -
    М., 1994.

  4. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и
    научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к
    конференции. - М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике,
    1994.

ЛИТЕРАТУРА (Список 2)




  1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т.4. - М., 1983.

  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с франц. - М.,
    1992.

  3. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997.

  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина.

- М., 1998.

  1. Биоэтика: проблемы и перспективы /Под ред. А.П. Огурцова. -
    М., 1992.

  2. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тшценко. -
    М., 1999.

  3. Вересаев В.В. Записки врача. - М., 1994,

  4. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские
    проблемы: Сборник официальных документов. - М., 1995.

Врачи, пациенты, общество, права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. -
Киев, 1996.

  1. Гиппократ. Избранные книги. - М., 1994.

  2. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1995.

  3. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки. // Сов. медицина, 1941.

- №3. - С.3-12.

  1. Дебаты об абортах // Америка, июнь 1993. - №439. - С.18-23,
    41.

  2. Деонтология в медицине /Под ред. Б.В. Петровского, Т.1-2. -
    М., 1988.

  3. Зорза Р., Зорза В. Путь у смерти. Жить до конца / Пер. с англ.

- М., 1990.

  1. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. - М.,
    1990.

  2. Кассирский И.А. О врачевании. -- М., 1970.

  3. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. - М.,
    1995.

  4. Медицина и права человека: Нормы и правила международного
    права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и

буддийской религиозной морали /Пер. с франц. - М.: АО ИГ "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1992.

  1. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. -
    М„ 1995.

  2. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория,
    принципы и проблемы. - М.: Изд-во ММСИ, 1996.

  3. Молль А. Врачебная этика. - М., 1904.

  4. Мудров М.Я. Избранные произведения. - М., №49.

  5. На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэти­ки в США. /Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. - М.: Знание, 1989.

  6. Неговский В.А. Смерть, умирание и оживление - этические
    аспекты. //Врач, 1992, №8-9.

  7. Основы биоэтики /Под ред. А.Н. Орлова. - Красноярск. Изд-во
    ПИК "Офсет", 1997.

  8. Основы социальной концепции Русской православной церкви. -
    Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений
    Московского Патриархата, №8, 2000.

  9. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. - Л., 1956.

  10. Православие и проблемы биоэтики. - М.: Жизнь, 2000.

  11. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. //Этическая
    мысль. - М., 1990.

  12. Ригельман Р.К. Как избежать врачебных ошибок /Пер. с англ. -
    М., 1994.

  13. Рокицкий М.Р. Этика и деонтология в хирургии. - М., 1998.

  14. Ролз Дж. Теория справедливости /Пер. с англ. — Новосибирск,
    1995.

  15. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. - М., 1995.

  16. Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума. -
    СПб., 1998.

  17. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.,
    1997.

  18. Силуянова И.В. Этика врачевания. - М., 2000.

  19. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. –

М„ 1986.

  1. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. - М., 1998.

  2. Хартия работников здравоохранения. Папский Совет по апостольству для работников здравоохранения. - Ватикан-Москва, 1996.

  3. Харди И. Врач, сестра, больной. - Будапешт, 1972.

  4. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / Под
    ред. В.А. Тихоненко. - М., РИО ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 1996.

  5. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и
    научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к
    конференции. - М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике,
    1994. - 170с.

  6. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека" (междуна­родные документы и аналитические материалы). - М., 1998.

  7. Уолкер А.Э. Смерть мозга. - М.: Медицина, 1988.

  8. Фут Ф. Эвтаназия /Филос. науки, 1990, №6.

  9. Beauchamp T.L., Childless J.F. Principle of biomedical ethics / 4th
    ed. N.Y., 1994/

  10. Encyclopedia of Bioethics/V 1-5 Reich W.Th. (Editor-in-chief)
    N.Y., 1995.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка