Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»



Скачати 170.29 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір170.29 Kb.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса разработана на основе авторской программы Смирнова А.Т., Хренников Б.О. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2014 г.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:



  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:



  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


Содержание тем учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1: Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1: Основы комплексной безопасности

Раздел 2: Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3: Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

Модуль 2: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4: Основы здорового образа жизни.

Раздел 5: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Основное место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:

- Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

- Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Основными принципами обучения ОБЖ являются:

Сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования зун; групповые и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения – наблюдение, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение – обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.).



6 КЛАСС
Рабочая программа рассматривает следующие распределения учебного материала:

Содержание

Кол-во часов

Модуль 1: Основы безопасности личности, общества и государства

25

Раздел 1: Основы комплексной безопасности

25

Модуль 2: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

Раздел 4: Основы здорового образа жизни

5

Раздел 5: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

Всего

34

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Модуль 1: Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1: Основы комплексной безопасности (24ч)

  1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях.

  1. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.

  1. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 ч)

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования.

  1. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч)

Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен овладеть человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

  1. Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.
Модуль 2: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)
Раздел 5: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

  1. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.
Раздел 4: Основы здорового образа жизни (5 ч)

  1. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 ч)

Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков. Находят в сети Интернет и в СМИ, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенные в учебнике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п\п

Тема урока

Кол-во ча-

сов

Дата

Планируемые предметные результаты

Приме чание

План

Факт

1 четверть – 8 часов

Модуль 1: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (25 часов)



Раздел 1: ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (25 часов)

  1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

1.1.

Природа и человек

1

02.09




Уметь работать с учебником, выделять главное




1.2.

Ориентирование на местности

1

09.09




Определять основные особенности для безопасного пребывания в природе

Презентация

1.3.

Определение свое гоместонахождения и направления движения на местности

1

16.09




Уметь определять стороны горизонта разными способами

Презентация

1.4.

Подготовка к выходу на природу

1

23.09




Порядок движения по маршруту




1.5.

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

30.09




Организовывать привалы, ночлеги, свертывать лагерь, соблюдение безопасности в походе

Презентация

1.6.

Определение необходимого снаряжения для похода

1

07.10




Определять необходимое снаряжение для похода

Презентация

  1. Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

2.1.

Общие правила без опасности во время активного отдыха на природе

1

14.10




Соблюдать правила безопасного отдыха на природе




2.2.

Подготовка и про ведения пеших по ходов на равнин ной и горной местности

1

22.10




Умение работать с учебником, выделять главное

Тест

2 четверть – 8 часов

2.3.

Подготовка и про ведение лыжных походов

1







Умение работать с учебником, выделять главное



Тест

2.4.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1







Основные особенности подготовки к водному туризму

Презентация

2.5.

Велосипедные по ходы и безопасность туристов

1







Особенности подготовки к велосипедному туризму

Презентация

  1. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 часов)

3.1.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выезд ном туризме

1







Умение работать с учебником, выделять главное




3.2.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1







Развивать умение приспосабливать свой режим работы и отдыха к местным условиям

Презентация

3.3.

Акклиматизация в горной местности

1







Правила успешной акклиматизации

Презентация

3.4.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха на земными видами транспорта

1







Составлять план своих действий при возникновении опасных ситуаций наземными видами транс порта

Презентация

3.5.

Обеспечение личной безопасности на водном транс порте

1







Составлять план своих действий при возникновении опасных ситуаций на воде

Презентация

3 четверть – 10 уроков

3.6.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

1







Составлять план своих действий при возникновении опасных ситуаций воздушны ми видами транспорта

Презентация

  1. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа)

4.1.

Автономное существование человека в природе

1







Действия отставшего от группы в туристическом походе

Презентация

4.2.

Добровольная автономия чело века в природной среде

1







Правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природе

Презентация

4.3.

Вынужденная автономия человека в природной среде

1







Уметь подавать сигналы бедствия

Презентация

4.4.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природ ной среде при автономном существовании

1







Сооружать временные укрытия из подручных средств, добывать огонь воду и пищу




  1. Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

5.1.

Опасные погодные явления

1







Преодолевать опасные ситуации в пути

Презентация

5.2.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в при родных условиях

1







Безопасное поведение при встрече с дики ми животными, уметь читать следы животных

Презентация

5.3.

Укусы насекомых и защита от них

1







Меры профилактики при укусах насекомых

Презентация

5.4.

Клещевой энцефалит и его профилактика

1







Меры профилактики при клещевом энцефалите

Презентация

Модуль 2: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (10 часов)

Раздел 5: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (4 часа)



  1. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

6.1.

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях

1







Оказывать первую помощь в экстремальных ситуациях




4 четверть – 8 часов

6.2.

Оказание первой помощи при травмах

1







Оказывать ПМП при травмах

Презентация

6.3.

Оказание первой помощи при теп ловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

1







Оказывать ПМП при теп ловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

Презентация

6.4.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых

1







Оказывать ПМП при укусах змей

Презентация

Раздел 4: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (5 часов)

  1. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 часов)

7.1.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1







Умение работать с учебником, выделять главное

Тест

7.2.

Компьютер и его влияние на здоровье

1







Правила пользования компьютером

Презентация

7.3.

Влияние неблагоприятной окружаю щей среды на здоровье человека

1







Характеристика пагубного влияния на здоровье человека

Презентация

7.4.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1







Отрицательное отношение к приему наркотиков




7.5.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

1







Правила четырех «НЕТ!» наркотикам

Тест

Итого: 34 урока

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

- правила безопасного поведения в ЧС социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.


Учащиеся должны уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах и кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, домашняя медицинская аптечка) и средствами коллективной защиты;

- правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявление бдительности при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ОБЖ. Основы безопасности жизни (научно-методический и информационный журнал), Москва 2010-2013

  2. Первая помощь в экстремальных ситуациях, В.В.Шаховец, Москва – 2000 г. в 2-х томах

  3. Рабочая тетрадь (пособие для учащихся общеобразовательных учреждений) по ОБЖ для 6 класса под редакцией А.Т.Смирнова, М.: Просвещение, 2013 г

  4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2014 г.

  5. Учебник для общеобразовательных учреждений ОБЖ для 6 класса, под редакций А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М: Просвещение, 2010 г.

-


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка