Программа курса «История донаучной психологии»



Скачати 184.14 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір184.14 Kb.

История донаучной психологии

Фёдоров Александр Александрович




Et.nsu.ru, дата размещения 21.10.2014



Аннотация

Программа курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Профессиональных дисциплин» по направлению «Психология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.

Новизна курса заключается в попытке систематизации методологических проблем истории психологии. Кроме того, в содержательном плане, уделяется большее, чем обычно, внимание к древнеиндийским психологическим воззрениям, идеям немецкой классической философии, психологии в эпоху Возрождения, а также второй половине XIX столетия. Актуальность данного курса для дисциплин специальной подготовки заключается в том, что история психологии, являясь логической памятью науки, учит научной осторожности, а также указывает на области знаний, сотрудничество с которыми наиболее плодотворно для развития психологии.

Курс читается в первом семестре, итоговая аттестация – экзамен.



1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о донаучной психологии, а также об особенностях историко-психологического исследования.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:



  • информационного плана:

    1. формирование у студентов представлений о генезе изучения человека, истории возникновения и развития основных психологических школ и категорий. Поэтому курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, однако он в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии;

    2. формирование знаний об особенностях истории психологии как науки;

    3. развитие и закрепление системного понимания историко-психологического процесса, знаний о его конкретных этапах, относящихся к донаучному периоду.

      • систематизирующего и проблемного плана:

        1. развитие у студентов способности применять знания из других научных областей (прежде всего, философии) для более полного понимания истории психологии;

        2. проблематизация студентов (в аспектах, касающихся того, можно ли философские знания трактовать как психологические, нужно ли вообще изучение донаучной психологии и т.д.).


1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «История психологии» относится к профессиональному циклу и является составной частью блока фундаментальных дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность и готовность к:

  • совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК- 1);

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9)

  • сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

  • самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);


В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные этапы развития психологических знаний; знать и понимать те основные идеи философов и концепции философских школ, которые относятся сейчас к предметному полю психологии;

  • уметь различать психологические взгляды философов и мыслителей от общефилософских воззрений; уметь самостоятельно их вычленять и включать в единую систему;

  • владеть знаниями об истории психологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах.


2. Содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «История донаучной психологии» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
2.1. Тематический план дисциплины




п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

История психологии как наука

I

1, 2

2

2

2

Тестирование

Групповая дискуссия

2

Психософия Древнего Востока

I

3, 4

4

4

4

тестирование

3

Психологические воззрения в эпоху античности

I

5, 6

4

4

6

тестирование

4

Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения

I

7, 8

4

4

4

тестирование

5

Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии

I

9, 10

4

4

6

Тестирование

Групповая дискуссия

6

Французская и нидерландская психология Нового времени

I

11, 12

4

4

4

тестирование

7

Немецкая психологическая мысль в XVII-XIX веках

I

13, 14

4

4

4

тестирование

8

Русская дореволюционная психология

I

15, 16

4

4

6

тестирование

эссе

9

От донаучной психологии к научной

I

17, 18

2

2

8

Тестирование

Групповая дискуссия


2.2. Содержание тем курса
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА
История психологии как наука. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Периодизация развития психологических знаний. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Методы и источники истории психологии.

ТЕМА 2. ПСИХОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Формирование философско-психологических воззрений в Древней Индии, их обусловленность социокультурными факторами. Понимание души в астических системах (веданта, миманса, вайшешика, йога, санкхья, ньяя). Психологические взгляды в настике (джайнизм, буддизм, локаята). Отличительные особенности психологических идей в Древнем Китае (даосизм, конфуцианство). Проблемы взаимодействия и соотношения психологических идей Запада и Востока.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
Экономические и культурные особенности развития древнегреческой цивилизации как основания развития психологии. Психологические идеи в поэмах Гомера. Эпоха натурфилософских представлений о душе: милетская школа, элейская школа, античная атомистика. Возникновение дуализма в рамках учения Платона. Диалектика соотношений трёх начал души. Социально-психологические взгляды Платона. Функционализм Аристотеля. Понятие об энтелехии и катарсисе. Основные достижения поздних школ античности (ранний, средний и поздний эллинизм). Итоги развития психологии античного периода и его значение для будущего психологии.


ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика средневековых учений о душе. Влияния социальных факторов. Арабская философия и её восприятие античных идей. Патристика. Психологические проблемы в схоластических системах. Психология Фомы Аквинского. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Психологические компоненты воззрений Валла и Помпонацци. Немецкая психология в период возрождения: Меланхтон и Гоклениус. Психологические идеи Френсиса Бэкона. Взгляд Бэкона на психологию в системе наук. Учение об «идолах». Роль вспомогательных средств в процессе познания. Бэкон и Выготский.
ТЕМА 5. АССОЦИАТИВНАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В АНГЛИИ
Эпифеноменализм Т. Гоббса в его учении о сознании. Ассоцианистские концепции Дж. Локка, Д. Юма и Дж. Беркли. Уничтожение субстанциональности души. Полемика Локка и Лейбница и её значение для развития психологии. Материалистические идеи в ассоцианизме XVIII в. Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли. Ассоцианизм XIX века: Браун и Дж. Милль. Ментальная химия Дж. Ст. Милля. Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе. Ассоцианизм в концепции А. Бэна. Вклад Ч. Дарвин в развитие психологии. Эволюционный подход. Психологические идеи Ф. Гальтона. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера.

ТЕМА 6. Французская и нидерландская психология Нового времени
Р. Декарт и развитие дуализма и рационализма в рамках его учения. Концепция человека в философской системе Декарта. Идея рефлекса в объяснении поведения и дух механицизма. «Страсти души»: проблема эмоций в психологии Декарта. Двухаспектная психология Б. Спинозы. Проблема познания, аффектов и человеческой свободы в его учении. Эмпирическое направление во французской психологии. Естественнонаучный подход к психике в теории Ламетри. Концепция опытного происхождения сознания Кондильяка. Кабанис и Гельвеций. Психолого-педагогические воззрения Дидро и Руссо. Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии)
ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII-XIX ВЕКАХ
Монадология Лейбница и возникновение идеалистической традиции в немецкой психологии. Онтогенетическое развитие человеческой монады. Психологическая концепция Христиана Вольфа. Вольфовская школа. Эмпирико-психологическая линия в философии Тетенса. Критика психологии в философии Канта. Кантовская трихотомия души. Учение Фихте об активности субъекта и его отрицание психологии. Умозрительная эволюционная психология Шеллинга. Психология как учение о субъективном духе (Гегель). Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра. Философская антропология Фейербаха: единство и взаимосвязь «Я» и «Ты». Психологическая школа Гербарта (Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце). Математика и психология.

ТЕМА 8. РУССКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Истоки русской психологии: «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа». Психологическая система И.М. Кандорского. Психологические идеи Ломоносова и Радищева. Взгляды Герцена на природу психики. Критика дуализма Добролюбовым. Экспериментальная, эмпирическая и религиозно-философская программы построения психологии. Психологические взгляды Чернышевского. Юркевич о душе и внутреннем опыте. Культурная детерминация психики в концепции Кавелина. Психология как позитивная наука. А.А. Потебня. Концепция души в философии Соловьева и Бердяева. Франк и его взгляды на душу человека. Идеи педагогической психологии (Ушинский и Каптерев). Психологическая программа И.М. Сеченова. Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота
ТЕМА 9. ОТ ДОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ К НАУЧНОЙ
Зарождение научной психологической мысли в Германии. Физиологическая теория Мюллера. Психофизика Фехнера и психометрия Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии. Психология народов Лацаруса и Штейнталя. Лейпцигская школа Вундта и Вюрцбургская школа Кюльпе. Психология интенциональных актов Брентано. Идеи Дарвина и Гальтона как предпосылки научной психологии в Англии. У. Джемс как предтеча функциональной психологии Нового Света. Функционализм и структурализм. Возникновение социальной психологии. Л. Уорд и его социологический психологизм. Ч. Ломброзо и зарождение юридической психологии. Школы в психологии как варианты разрешения методологических проблем.
3. Учебно-методические материалы дисциплины
3.1. Основная литература


  1. Дессуар М. Очерк истории психологии. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. 256 с.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004. 576 с.

  3. Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. 448 с.

  4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.

  5. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.

  7. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.; Отв. ред. А.В. Брушлинский; РАН. Ин-т психологии. М., 1997. 574 с.

  8. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск, 1991.

  9. Психологическая мысль России века Просвещения. СПб., 2000.

  10. Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии / Пер. с англ. М. К. Тимофеевой. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

  11. Смит Н.В. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

  12. Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 416 с.

  13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 4-е изд. перераб., М., 2003

  14. Фёдоров А.А. История донаучной психологии: психософия: Учеб. пособие по курсу «История психологии» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 102 с.

  15. Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

  16. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. 528 с.

  17. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 376 с.

  18. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.

  19. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996.



3.2. Дополнительная литература


  1. Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

  2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

  4. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999.

  5. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1983.

  6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.

  7. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989.

  8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.

  9. Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 2–22.

  10. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII в.: Предклассич. период. От вольфовской шк. до раннего Канта / РАН. Ин-т философии. М., 1996. 260 с.

  11. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.

  12. Кавелин К.Д. Задачи психологии // Собр. соч. СПб.: Издание Н. Глаголева, 1899. Т. 3. С. 375–648.

  13. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

  14. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

  15. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

  16. Ланге Н.Н. Психический мир / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  17. Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1.

  18. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.

  19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

  20. Мазилов В.А. О становлении психологии как самостоятельной науки Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 3–20.

  21. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

  22. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С.155–172.

  23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994.

  24. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

  25. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

  26. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

  27. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии: Учеб. пособие / РАН. Ин-т философии. М., 1995. 175 с.

  28. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.

  29. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

  30. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.

  31. Эббингауз Г. Психология // Философия в систематическом изложении. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 185–261.


4. Контроль изучения дисциплины
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
4.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Какова специфика предмета истории психологии?

  2. Кто автор категориального подхода в психологии и в чём его специфика?

  3. В чём заключаются основные методологические проблемы истории психологии?

  4. В чём основные отличия астических и настических психологических идей?

  5. Какие психологические идеи получили развитие в рамках древнекитайской философии?

  6. Как развивались натуралистические представления о душе?

  7. С чем ассоциировалась душа в первой идеалистической школе Древней Греции?

  8. Какие психологические идеи возникли в атомистических системах?

  9. Какова роль учения Сократа в развитии античной психологии?

  10. В чём различие взглядов Аристотеля и Платона на душу?

  11. Как повлияло христианство на развитие психологических теорий?

  12. Как развивалась психологическая мысль в арабском мире?

  13. В чём заключаются особенности формирования понятия «личность» в средневековой философии?

  14. Как формировался гуманистический взгляд на человека в эпоху Возрождения?

  15. В чём заключались психологические идеи Меланхтона?

  16. Какие идеи заимствовал Выготский у Бэкона?

  17. В чём заключаются особенности взглядов Декарта на проблему души и тела?

  18. Как Спиноза решал психофизиологическую проблему?

  19. Объясните различие между врождёнными и приобретёнными идеями?

  20. По каким вопросам Лейбниц полемизировал с Локком?

  21. В чём заключается сущность френологии?

  22. Как соотносятся между собой позиции представителей ассоциативной психологии?

  23. Каковы основные психологические воззрения французских просветителей?

  24. Какие идеи немецкой классической философии оказали влияние на развитие психологической мысли?

  25. В чём заключалось влияние физиологии на формирование психологии?

  26. Можно ли описать процесс становление психологии в России как борьбу между экспериментальной, эмпирической и религиозно-философской программами?

  27. Почему, согласно И.М.Сеченову, психологию должны разрабатывать физиологи?

  28. Какое значение имели идеи Ушинского для последующего развития психологии?

  29. Как происходило формирование научной психологии в Германии?

  30. Какие идеи легли в основу английской научной психологии?

  31. Как развивалась научная психология в Америке?

  32. В чем заключаются основные различия между функционализмом и структурализмом?

  33. Что послужило причиной формирования психологических школ?


4.2. Темы рефератов (примерный список)


  1. Буддизм как психологическая система

  2. Периодизация истории психологии

  3. Особенности психологической мысли Древнего Китая

  4. Натурфилософский взгляд на природу души

  5. Социально-психологические идеи Платона и Аристотеля

  6. Вклад атомистов в развитие психологических воззрений

  7. Теологическая христианская психология

  8. Особенности арабской психологии

  9. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения

  10. Влияние Ф. Бэкона на развитие психологии

  11. Психологические идеи Рене Декарта

  12. Психология Бенедикта Спинозы

  13. Французская эмпирическая психология XVIII в.

  14. Сенсуалистическая концепция Кондильяка

  15. Изучение ассоциаций в донаучной психологии

  16. Ментальная химия Дж.Ст. Милля.

  17. Исторический смысл ассоцианизма

  18. Взгляды Канта на природу психологической науки

  19. Психологические идеи в философии Шопенгауэра

  20. Психологическая школа Гербарта

  21. Становление психофизики

  22. История становления и развития френологии

  23. Религиозно-философская психология в России

  24. Сеченов как основоположник естественного подхода в отечественной психологии

  25. Психологические взгляды Кавелина

  26. В. Вундт – основатель научной психологии?

  27. Вклад Френсиса Гальтона в развитие психологической науки

  28. Принципы психологии Джемса

  29. Структурализм и функционализм: сравнительный анализ

  30. Первые психологические школы Германии


4.3. Образцы вопросов для подготовки к экзамену


  1. Предмет и задачи истории психологии

  2. Методы и методологические проблемы историко-психологического исследования

  3. Астические представления о душе в древнеиндийской философии

  4. Психологические воззрения в настике

  5. Особенности психологической мысли в Древнем Китае

  6. Взгляды на душу в пифагореизме

  7. Учение Демокрита о душе и психических процессах

  8. Представления Платона о душе и ее функциях

  9. Представления Аристотеля о душе

  10. Психология эллинистических школ (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

  11. Вопросы психологии в учениях античных врачей

  12. Особенности арабской психологии

  13. Психологические проблемы в схоластике

  14. Психология в эпоху Возрождения

  15. Вклад Бэкона в развитие психологии

  16. Психологические идеи Т. Гоббса

  17. Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте

  18. Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Толанд, Гартли)

  19. Ментальная химия Дж.Ст. Милля

  20. Психологическая концепция Александра Бэна

  21. Эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера

  22. Учение Декарта о душе. Определение мышления

  23. Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта

  24. Значение Спинозы для психологии (психофизическая проблема; психология аффектов)

  25. Французская эмпирическая психология XVIII века (Кондильяк, Кабанис, Ламетри, Гельвеций)

  26. Психолого-педагогические воззрения французских просветителей (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)

  27. Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии)

  28. Френология: основные идеи, достоинства и недостатки

  29. Психологические аспекты монадологии Лейбница

  30. Психология Христиана Вольфа и его школа

  31. Эмпирико-психологическая система И. Тетенса

  32. Психологические взгляды И. Канта

  33. Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра

  34. Философская антропология Л. Фейербаха

  35. И. Гербарт: статика и динамика представлений

  36. Психологическая школа И. Гербарта: Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце

  37. Истоки русской психологии. «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа»

  38. Психологическая система И.М. Кандорского

  39. Психологические идеи А.И. Герцена

  40. Психологическая программа И.М. Сеченова

  41. К.Д. Кавелин: психология как позитивная наука

  42. Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота

  43. Психофизика: Г. Фехнер и Э. Вебер

  44. Значение теории эволюции Ч. Дарвина для психологии

  45. Дифференциальная психология Ф. Гальтона

  46. Психологическая система В. Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии

  47. Психология интенциональных актов Ф. Брентано

  48. Вюрцбургская школа О. Кюльпе

  49. Психологические тенденции в социологии (Л. Уорд)

  50. У. Джемс как предтеча функциональной психологии

  51. Структурализм в психологии: психологическая система Э. Титченера

  52. Функционализм в американской психологии


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка