Программа кандидатского экзамена



Сторінка1/4
Дата конвертації17.04.2016
Розмір0.62 Mb.
  1   2   3   4


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКого ЭКЗАМЕНа
ПО дисциплине

философия


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом
(протокол № 4 от 29.04.2004 г.)

А в т о р ы - с о с т а в и т е л и: д-р филос. наук, проф. К.Х. Момджян;

д-р филос. наук, проф. М.И. Панов
Р е д а к т о р — канд. филос. наук, доц. О.А. Ефремов


Программа кандидатского экзамена по дисциплине «Философия». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — с. 36.

Подготовлена на кафедре общественных наук.

© Момджян К.Х., Панов М.И., 2004

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2004



Введение
Составляя данную программу, авторы исходили из того, что соискатели и аспиранты, изучавшие в вузах философию, обладают основами философских знаний. Следовательно, можно, избегая повторений, акцентировать внимание слушателей на наиболее актуальных проблемах современной философии, учитывая также специфику их профессиональной деятельности.

Программа построена по проблемному, а не историко-философскому принципу и состоит из двух основных разделов. Первый посвящен онтологической и гносеологической проблематике. Особое внимание уделено философии научного познания, так как данная программа рассчитана на людей, занимающихся научными исследованиями, и является частью кандидатского минимума. Ученые должны знать основы методологии и логики научного познания, разрабатываемые в рамках философии. Вот почему в программу, построенную по проблемному принципу, включены специальные темы, посвященные позитивизму и постпозитивизму как направлениям, в центре внимания которых — научное познание.

Второй раздел программы — социально-философский, он особенно важен для ученых-обществоведов. Его цель — знакомство слушателей с современной социальной философией, включающей в себя как проблематику рефлективной теории, изучающей способ общественного существования человека, универсальные законы строения и функционирования общества, механизмы, способы и формы его исторического изменения, так и проблематику ценностной философии, рассуждающей о смысле человеческого существования в обществе и истории, наилучших способах устройства общественной жизни.

Задачи социально-философского раздела курса — дать слушателям целостное систематическое представление о современных концепциях социума, общества и истории, конкурирующих в рамках единого предметного поля социальной философии. При этом, как и в первой части курса, сохраняется приоритет проблемного принципа изложения материала над историко-философским. Взгляды крупнейших теоретиков излагаются и комментируются не в порядке их хронологического появления, а в связи с основными проблемами, конституирующими предмет социальной философии.


Раздел I. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
Тема 1. Идея бытия

Категория бытие в философии

Религиозно-мифологические и научные концепции бытия. Специфика философского понимания бытия. Внутренняя противоречивость бытия — конечность и бесконечность, абсолютное и относительное, вечное и преходящее. Бытие, небытие, ничто. Бытие — сущность и существование, ставшее и становление. Бытие и субстанция. Единство и многообразие форм бытия. Внутренняя активность бытия, соотношение порядка и хаоса. Проблема структуры, иерархии форм бытия. Бытие и разум. Рационалистические концепции бытия. Иррационалистическая трактовка бытия. Мир как воля и представление (А. Шопенгауэр). Бытие и жизнь. Жизнь как «воля к власти» (Ф. Ницше). Специфика социального бытия. Проблема превращенных, иррациональных форм бытия. Специфика бытия идеального. Бытие и время. Время как измерение человеческого бытия. Проблема объективности времени и субъективное переживание времени человеком. Исторические типы осознания времени. Время мифа и время истории.



«Онтологический поворот» в философии

Новая онтология и десубстанциализация бытия. От «метафизики бесконечного» к аналитике человеческого существования. Онтология и антропология. Антипсихологизм и антисубъективизм новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шеллер, Н. Гартман, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, М. Фуко, Х. Гадамер и др.).



Основной вопрос философии как «вопрошание бытия»

Бытие и трансцендентное, онтическое и онтологическое. Категории новой онтологии: просвет бытия, присутствие (М. Хайдеггер). Бытие как пространство, критическая онтология Н. Гартмана. Эмоционально-трансцендентные акты — формы столкновения с бытием. Иерархия модусов, слоев, сфер бытия.



Бытие как время

Историческое — «вневременность во времени». Категории онтологической герменевтики: «традиция», «исток», «дистанция», «предрассудок», «классическое» (Х. Гадамер). Игра, искусство, фантазия — конечные формы освоения бесконечного.



«Телесность» как первоначальный опыт бытия

Вещное сознание — неискоренимый «онтологический изъян» человека (Г. Марсель). Категории отчужденного бытия: «власть», «подчинение», «отождествление», «поглощение» (Э. Канетти). Тело как возможность символического выражения бытия (А. Лосев). Телесность как язык, возрождение бытийного значения слова.



Контрольные вопросы

  1. Каков мировоззренческий смысл онтологической проблематики?

  2. В чем заключается различие между старой и новой онтологией?

  3. Можно ли выработать единое (научное) понимание бытия?

  4. Как соотносятся категории «бытие» и «небытие», «бытие» и «ничто»?

  5. Какими категориями представлена новая онтология?

Литература

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. — М., 1988.

Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: Итоги тысячелетия. — Екатеринбург; Бишкек, 1997.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. — М., 1988.

Девис П. Случайная вселенная. — М., 1985.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.

Князева Е.Н. Сложные системы и линейная динамика в природе и в обществе // Вопросы философии. — 1998. — № 4.

Марсель Г. Основы онтологии. — СПб., 1997.

Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. — 1994. — № 6.

Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Там же. — 1993. — № 4.

Хайдаггер М. Время и бытие. — М., 1993.
Тема 2. Идея материи

«Материя» как фундаментальная философская категория

Развитие представлений о материи. Философские и естественнонаучные учения о материи. Взаимосвязь категорий «материя», «логос», «закон».



Материалистическая и идеалистическая трактовки материи

Специфика диалектико-материалистического понимания материи. Материализм как ценностно-мировоззренческая ориентация. Многообразие и целостность материальной реальности. Проблема единства мира. Монизм, плюрализм, дуализм. Атрибуты материи и ее всеобщие свойства. Движение. Взаимосвязь материи и движения (диалектическая и метафизическая концепции).



Пространство и время как универсальные формы бытия материи

Формы материи и специфика их темпорально-пространственного выражения. Вечность и бесконечность материального мира. Существование, пространство и время человека. Время истории. Личностное время. Проблема конечности и бесконечности человеческого бытия. Локально-темпоральные характеристики жизненного мира. Событие и время. Пространство и время феноменов сознания. Проблема исчезновения материи в философии и науке XX в. Материя и мир культуры.



Контрольные вопросы

  1. Почему категория материи становится в истории философии предметом наиболее острых дискуссий?

  2. Почему научные революции приводят к ревизии фундаментальных философских категорий?

  3. Каков мировоззренческий смысл и методологическое значение категорий «движение» и «развитие», «пространство» и «время»?

Литература

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. — М., 1982.

Багданов А. Вера и наука (о книге В. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм») // Вопросы философии. — 1991. — № 12.

Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. — М., 1969.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции пространства и времени в философии и физике. — М., 1977.

Основы онтологии. — СПб., 1997.



Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.

Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. — М., 1985.
Тема 3. Идея развития

Категория «развитие» в системе философского мировоззрения

Идея развития в мифологии и религии. Пессимистические и оптимистические оценки процесса развития. Диалектическая и метафизическая концепция развития. Соотношение понятий «взаимодействие», «изменение», «движение», «развитие». Проблема источника, движущих сил и направленности развития. Идея прогресса. Критерии прогрессивного развития. Развитие и саморазвитие. Творчество как форма развития и саморазвития человека. Критика идеи прогресса.



Диалектико-материалистическая концепция развития

Законы материалистической диалектики. Закон противоречия как источник, движущая сила развития. Противоположность и противоречие. Структура противоречия, стадии развертывания противоречия, отражение противоречия в мышлении. Диалектическое и формально-логическое противоречие. Парные категории диалектики (сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие) как выражение различных типов и форм противоречий. Проблема систематизации категорий диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития (категории: «качество», «количество», «мера», «скачок»). Закон отрицания отрицания — взаимосвязь этапов развития, отношение старого и нового в развитии (тезис, антитезис, синтез).



Проблема развития в философии и науке XX века

Критическая диалектика, трагическая диалектика, экзистенциальная диалектика. Концепции творческой эволюции, теории прогресса, эмерджентной эволюции. Глобальный эволюционизм в концепциях ноосферы, синергетики, коэволюции, социобиологии, этногенеза, конвергенции. Образ развития в этих концепциях.


Контрольные вопросы

  1. Каков мировоззренческий смысл диалектического (метафорического) понимания развития?

  2. Почему научные революции приводят к ревизии фундаментальных философских категорий?

  3. Какова роль диалектических принципов в современной теории познания?

Литература

Адорно Т. Негативная диалектика // Метафизические исследования. Сознание. — СПб., 1998. — Вып. 6.

Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1979.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1990.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. — 1998. — № 3.

Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М., 1990.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М., 1979.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. — 1995. — № 1.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

Силк Дж. Большой взрыв: Рождение и эволюция Вселенной. — М., 1982.

Современные зарубежные концепции диалектики. — М., 1987.



Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. — М.; СПб., 1997.

Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. — М., 1979.
Тема 4. Идея сознания

Сознание и духовный мир человека

Философское, религиозное и научное представления о духовном мире человека. Сознание как предмет междисциплинарного исследования.



Происхождение и сущность сознания

Антропосоциогенез и становление человеческого сознания. Биологические основы сознания. Сознание и мозг. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности. Сознание в структуре деятельности. Марксистская концепция сознания. Роль труда и языка в развитии сознания. Социальные отношения как фактор развития сознания. Сознание как субъективный образ объективного мира и внутренний мир человека. Познавательно-эмоциональная сфера сознания. Сознание и знание. Мышление и чувственный опыт. Жизненные потребности, разум и воля в структуре деятельности. Целеполагание и сознание.



Общественное и индивидуальное сознание

Их различие и единство. Единство онтогенеза и филогенеза. Формы общественного сознания: научно-теоретическое, нравственно-эстетическое, политико-правовое, религиозное.



Сознание и самосознание

Самосознание как способ самопознания субъекта, осознания единства человека и внешнего мира. Самосознание и духовный мир человека. Самосознание и мировоззрение. Авторитарная модель самосознания. Ситуационное самосознание. Релятивистская модель познания себя. Самосознание и принцип непосредственной данности психического. Иллюзия владения собственным «Я». Проблема «свое-чужое» как выражение ценностного аспекта самосознания. Образы отчужденного самосознания: «двойник», «портрет», «зеркало». Вещное, ролевое, эталонное самосознание. Самосознание и проблема авторства. Внутренний диалог как механизм самосознания. Самосознание и понимание.



Проблема бессознательного

Понимание бессознательного в истории философии. Антропогенез и становление сознания с позиций психоанализа. Тотемная организация общества и табу как пранравственная форма сознания. Структура сознания. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Возможности и границы психоаналитического исследования сознания.



Сознание и идеальное

Категория «идеальное» в истории философии. Дискуссии по проблеме идеального в советской философии. Значение категории «идеальное» для исследования сознания.



Сознание и язык

Сущность, развитие, исторические типы языка. Естественные и искусственные языки. Язык, знак и значение. Единство коммуникативной, познавательной, идеологической, эстетической, экспрессивной функций языка. Язык и общество. Национальные языки и их взаимосвязь. Соотношение социальных и внутрилингвистических факторов в развитии языка. Роль языка в развитии общества, человека и личности.



Контрольные вопросы

  1. Почему проблема сознания является предметом не только социально-научных, но и философских дискуссий?

  2. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?

  3. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?

Литература

Аристотель. О душе // Сочинения: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб., 1997.

Бессознательное. — Тбилиси, 1985. — Т. 4.



Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения. — М., 1959. — Т. 4.

Доре Б. Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности // Вопросы философии. — 1993. — № 12.

Ортони А., Клоур Дж., Колинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект. — М., 1995.

Петров М.К. Язык, знак, культура. — М., 1991.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. — М., 1985.

Фрейд З. Введение в психоанализ. — М., 1989.

Фрейд З. Я и оно. — М., 1989.

Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

Хомский Н. Язык и проблемы знания // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. — 1995. — № 4.

Якобсон Р. Речевая коммуникация // Избранные работы. — М., 1985.
Тема 5. Идея познания

Познание как предмет философского и специально-научного исследования

Психология и философия познания. Попытки синтеза философских и научных аспектов исследования познания. Эволюционная эпистемология. Специфика познавательного отношения. Основные категории теории познания. Структура и способы познавательного процесса. Формы познания. Субъект и объект познания. Познавательный образ. Субъективное и объективное в познании. Чувственное познание (ощущения, восприятия, представления). Специфика, возможности и границы чувственного познания. Рациональное познание, мышление и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Специфика рационального знания. Проблема рассудочного и разумного, эмпирического и теоретического. Дискурс и интуиция. Проблема взаимоотношения чувственного и рационального, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.



Познавательная роль языка

Значение естественных и искусственных языков в современном познании. Язык и чувственное познание. Язык и рациональное знание. Структура языка и структура мышления. Логика и грамматика. Взаимодействие языка и мышления в развитии познания.



Познание и деятельность

Субъект познания и субъект деятельности. Структура деятельности и структура познания. Рационализация практической деятельности в теоретическом познании. Познание и практика. Структура и исторические типы практики. Роль практики в познании. Формы практики и формы познания. Отчуждение и превращенные формы познания. Категория истины. Истина в структуре деятельности. Метафизическая и диалектическая трактовки истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины и соотношение относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине. Догматизм и релятивизм. Проблема доказательности истинности знания. Доказательство и опровержение как обоснование истины. Научно-теоретическое знание и мораль.



Общение и познание

Структура общения. Специфика коммуникативных отношений, «Я» и «Ты» как основа диалога. Познание и диалог. Субъект общения и понимания. Понимание как исходный феномен мышления. Понимание в системе коммуникативных отношений. Аспекты исследования проблемы понимания: психологический, лингвистический, литературоведческий, социологический, философско-методологический, культурологический. Структура понимания. Понимание как деятельность с семиотическими системами. Понимание как постижение смысла. Смысл и значение. Текст и контекст. Скрытый смысл и проблема изменения смысла текста. Герменевтический круг. Понимание и интерпретация. Понимание и объяснение, понимание и доказательство, понимание и эмпатия. Переживание как гносеологическая процедура. Понимание и специфика внетеоретического познания. Роль символа и метафоры в познании. Понимание и теоретическое знание. Понимание и обыденное сознание. Понимание и ценностные установки. Понимание и традиции. Оценка как элемент диалога. Язык и проблема понимания. Гипотеза Сепира — Уорфа и проблема переводимости. Общение и истина. Общение и творчество.



Контрольные вопросы

  1. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении?

  2. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания?

  3. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?

  4. Каковы функции практики в познании?

  5. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий? Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

Литература

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. — М., 1988.

Гейзенберг В. «Понимание» в современной физике // Физика и философия. — М., 1990.

Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. — М., 1978.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. — 1994. — № 2.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.

Лосев А.Ф. Философия имени. — М., 1990.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. — М., 1999.

Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социальных взаимодействий. — М., 1987.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
Тема 6. Идея науки

Эволюция понятия «наука»

Идеал и образы науки в философии. Наука как знание, деятельность и социальный институт. Рациональность и наука. Типы рациональности. Типы научного знания. Естествознание, гуманитарное и техническое знание. Наука и вненаучное знание. Теория как форма научного познания, цели и функции научной теории. Структура научных теорий. Уровни научного познания. Эмпирический уровень и методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент). Теоретический уровень и его методы. Теоретическое объяснение и предвидение. Роль гипотезы в познании. Теоретические и эмпирические понятия и их роль в научном языке. Взаимосвязь теорий и проблема интертеоретических отношений. Методологические и эвристические принципы построения научных теорий. Роль интуиции и логики в процессе создания теории. Проверка, подтверждение и оценка теорий. Научное объяснение и научное предвидение. Зависимость научного знания от уровня развития общественно-исторической практики.



Мировоззрение и наука

Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации. Философская и научная картина мира. Стиль научного мышления. Естественные и гуманитарные науки. Классификация естественных наук. Основные характеристики современного естествознания. Предмет и методы естественнонаучного познания, его границы и возможности. Особенности наук об обществе. Научные и вненаучные формы социально-гуманитарного знания. Специфика субъект-объектной связи в социальном познании. Предмет и методы гуманитарных наук. Проблема истины и ее критериев в социальном познании. Единство и различие наук о природе, обществе и человеке.



Классический образ научного познания

Неизменность субъекта и объекта, однонаправленность познавательной деятельности, наличие сознания как особой регулирующей и оценивающей инстанции. Принцип фундаментализма (опора на опыт, согласованность с законами разума, с достигнутым уровнем познания). Нормативный характер научного знания. Редукционизм и кумулятивизм. Истинность научного знания и его независимость от социокультурных факторов.



Кризис классического образа научного знания

«Жизненный мир» Э. Гуссерля и крушение идеи беспредпосылочного знания, неизменного и «чистого» субъекта познания. Современный образ научного знания, антифундаментализм (отказ от абсолютных оснований научного знания), плюрализм (конец идеи нормативности научного знания), фаллибилизм (изменение представлений о функции опыта в научном познании), признание социокультурной обусловленности научного познания. Критицизм и «реабилитация метафизики».



Проблема эволюции научного знания

Отказ от кумулятивистской модели роста научного знания. «Нормальные» и экстраординарные периоды развития научной теории. Внешние и внутренние факторы развития науки. Экстернализм и интернализм. Проблема выбора теории. Революции в науке, их предпосылки, структура и последствия.



Наука в современном мире

Наука и социальный прогресс. Социокультурная обусловленность научных открытий. Наука и гуманизм. Наука как фактор нравственного совершенствования человека и общества. Гуманистическая сущность науки, проблема нравственной ответственности ученого. Наука и будущее человечества.



Контрольные вопросы

  1. Может ли существовать вненаучное знание?

  2. Действительно ли для современного общества нет более страшной угрозы (как считает выдающийся французский математик А. Гротендик), чем сращивание безнравственной науки с безответственной бюрократией?

  3. Может ли наука быть безнравственной?

  4. Должна ли наука (как считает П. Фейерабенд) быть отделена от государства так же, как от него отделена религия?

  5. Может ли наука (особенно гуманитарная) найти рецепт оздоровления (спасения) современного общества?

Литература

Башляр Г. Новый рационализм. — М., 1987.

Вернадский В.И. О научных истинах // Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М., 1980.

Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы философии. — 1998. — № 12.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.



Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. — 1993. — № 2.

Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. — 1993. — № 2.

Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. — 1990. — № 8.

Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.

Рассел Б. Человеческое познание. — К., 1997.

Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. — М., 1996.

Структура и развитие науки. — М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. — М., 1998.

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка