Программа «Фототехника и художественная фотография»



Сторінка1/3
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.56 Mb.
  1   2   3
Пояснительная записка
Направленность – научно-техническая. Программа «Фототехника и художественная фотография» направлена на развитие политехнических знаний и навыков и формирование эстетического вкуса.

Актуальность. Фотолюбительство - один из видов самодеятельного художественного творчества. Занятия фотоискусством во многом способствует духовному самосовершенствованию. Знание основных канонов различных видов художественного искусства и технологических приёмов фотографии формирует в человеке способность удивляться миру, красоте и гармонии, наблюдать и увековечивать повседневные страницы

человеческой истории, семейные отношения, красоту окружающего мира.

Программа даёт возможность проследить динамику творческого роста, поддерживая пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его красках и проявлениях.

Особое внимание в программе уделяется работе на аппаратах с цифровыми носителями

и последующая обработка изображения различными компьютерными программами.

Педагогическая целесообразность. Фотография, как предмет, в школе не изучается. В процессе реализации данной программы обучающиеся не только получат представление о фотографии, но и сами научатся фотографировать, редактировать изображения, создавать презентации. Портфолио, собранное за время обучения по программе, поможет при поступлении и обучении в колледжах и вузах по специальностям: кино-фото-видеосъёмка.

Новизна. Необходимость типовой образовательной программы усовершенствования была вызвана появлением цифровой фотографии, новейших компьютерных технологий, а также в связи с изменением требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, письмо Минобразования России от 11.12.2006 г., № 06-1844. В программу были добавлены разделы «Цифровая фотография» и «Редактирование изображения с применением компьютерных программ».

Цель: создание условий для развития творческого потенциала детей через занятие фототворчеством.

Задачи:

Обучающие:


  • ознакомить обучающихся с историей фотографирования;

  • дать знания о фотоаппаратах, их разновидностях, техническом устройстве;

  • обучить учащихся фотографированию в различных жанрах;

  • научить обрабатывать фотоматериалы.

Воспитательные:

  • воспитать чувство ответственности за выполнение порученного дела;

  • воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого потенциала воспитанников;

  • способствовать развитию наблюдательности;

  • совершенствовать стремление видеть и создавать прекрасное.

Данная образовательная программа модифицированная, составлена на основе типовой образовательной программы ВНМЦ РСФСР им. Н.К. Крупской, 1988 г. с учетом интереса воспитанников и возможностей педагога.

Программа рассчитана на 3года обучения для детей от 7 до 15 лет. (1-й г. – 216 ч. в год, 6 ч. в неделю, 2-й г.- 288/8., 3-й – 288/8 ч.)


Формы занятий

  • Беседа;

  • рассказ;

  • фото-шоу;

  • практические занятия;

  • семинар (доклады воспитанников, их коллективное обсуждение, анализ);


Методы обучения

  • Репродуктивный;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • практический.

Формы подведения итогов


  • Выполнение самостоятельных заданий по теме;

  • участие в выставках;

  • участие в конкурсах.


Диагностика знаний, умений и навыков воспитанников

1-го года обучения


  • Входная: собеседование с ребёнком при записи в объединение (приложение №1).

  • Текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года (приложение №2).

  • Итоговая: отслеживание уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного года (приложение №3).


Диагностика знаний, умений и навыков воспитанников

2-го года обучения


  • Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение №4).

  • Текущая: диагностика ключевых компетенций обучающихся после первого полугодия (приложение №5).

  • Итоговая: диагностика знаний, умений и навыков в конце года (приложение №6).


Диагностика знаний, умений и навыков воспитанников

3-го года обучения


  • Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение №7).

  • Текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года (приложение №8).

  • Итоговая: диагностика уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного курса (приложение №9).


Дидактическое обеспечение программы


  1. Инструкция по охране труда для учащихся, выполняющих ручные работы (приложение № 7)

  2. Разработка инструкции по правилам ТБ (приложение № 8).

  3. Презентация правил дорожного движения (приложение № 9).

  4. Видеофильм «Первый кадр».

  5. Презентации:

  • « Проявление фотоплёнки»,

  • « Позитивная печать»,

  • « Композиция фотоснимка».

  1. Наглядные пособия:

  • коллекция фотоаппаратов,

  • стенды с темами учебной программы,

  • плакаты по правилам ТБ,

  • мини-выставка фотографии по разным жанрам,

  • фотоальбомы по различным жанрам фотографии.

  1. Журналы:

  • « Советское фото»,

  • « Фотомагазин»,

  • «Fото & Video»,

  • « Мир ПК».

8. Правила дорожного движения. Методическая разработка игр «Формирование навыков поведения на дороге» (приложение № 10)

9. Здоровьесберегающие методики.


  • Пальчиковая гимнастика (упражнения для пальцев рук и кистей) (приложение № 11)

    • Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости

(приложение № 12).

Материально – техническое обеспечение программы

1) Лаборатория:

фотоувеличители , ванночки, пинцеты, кадрирующие рамки, фонари, фотобачки, электроглянцеватель, валики, фоторезак, мерная посуда.

2) Студия фотосъёмки:

фотоаппараты, осветительные софиты, штативы, фон для фотосъёмки и др.

3) Кабинет компьютерной обработки:

компьютеры, сканер, принтер.

4) Расходные материалы

фотобумага, фотоплёнка, проявляющие и фиксирующие химикаты, диски и дискеты для компьютера, фотолампы.

Особенности организации обучения 1 года
На данном этапе воспитанники знакомятся с основами фотосъёмки и фотокомпозиции, техникой и технологией обработки фотоматериалов, областью применения фотографии;

Обучающиеся получают необходимые знания об аппаратах, основанных на цифровых технологиях и последующей обработке изображений с помощью различных компьютерных программ.

Дети узнают историю фотографирования, принципы получения фотоизображения с фотоаппаратом и без него, познают суть фотопроцессов, основы фотосъемки, негативного и позитивного процессов.

В основе занятий в фотокружке лежит познавательно-творческая деятельность.

Формы и методы деятельности включены учебно-познавательные занятия, индивидуально-консультативная работа, демонстрация авторского творчества, коллективное творческое общение.

Комплекс учебно-познавательных занятий позволяет при помощи бесед, обсуждений, самостоятельной работы, докладов, рефератов и др. организовать процесс создания необходимой творческой основы образного творчества.

Метод совместно-поисковой деятельности, применяемый на занятиях, способствует появлению у ребят стремление найти самостоятельное решение общего задания (лабораторные, самостоятельные работы).

Метод коллективного творчества, когда результат одного участника зависит от других, способствует обучению четкости, степенности действий.



Наряду с уже названными методами используется конкурсно-соревновательный метод (игры, викторины, кроссворды), способствующий росту стремления среди своих сверстников. От мини-конкурсов внутри коллектива (лучший снимок месяца, конкурсы одного жанра, выполнение задания по теме программы), воспитанники переходят к участию в различных конкурсах.

Задачи первого года обучения


  • дать знания техники безопасности;

  • ознакомить с основными терминами и понятиями: фотография, экспозиция (диафрагма, выдержка), процесс, негатив, позитив, виды фотопечати (контактная, проекционная), камера обскура, фотографические жанры, пейзажный снимок, портрет, натюрморт, анималистическая фотография, жанровый снимок;

  • ознакомить с историей фотографии;

  • охарактеризовать виды фотографий;

  • дать знания об изменении цвета поверхностей предметов при воздействии света;

  • ознакомить с классификацией фотоаппаратов;

  • научить выбирать объекты и точки съемки;

  • дать знания по технологии обработки фотопленки и фотобумаги;

  • ознакомить с устройством фотоувеличителя, со способами определения оптимальной экспозиции при фотопечати;

  • обучить технике печати на фотобумагу различного формата;

  • ознакомить с правилами освещения в фотолаборатории;

  • дать знания химической обработки негативов и позитивов;

  • научить работать с цифровыми фотоаппаратами.


По окончании 1 года обучения воспитанники будут знать:

  • ТБ, правила работы в группе;

  • термины и понятия: фотография, экспозиция (диафрагма, выдержка), процесс, негатив, позитив, виды фотопечати (контактная, проекционная), камера обскура, фотографические жанры, пейзажный снимок, портрет, натюрморт, анималистическая фотография, жанровый снимок;

  • краткую историю фотографии;

  • виды фотографии (документальная, художественная);

  • изменение цвета поверхностей от действия света в природе;

  • классификацию фотоаппаратов по принципу наводки на резкость, формату кадра и типу пленки, основные марки фотоаппаратов;

  • выбор объекта и точки съемки;

  • технологию обработки фотопленки, фотобумаги;

  • устройство фотоувеличителя; способы определения оптимальной экспозиции при фотопечати;

  • технику печати на фотобумагу различного формата;

  • правила освещения в фотолаборатории;

  • химическую обработку негативов и позитивов;

  • основные правила работы с цифровыми фотоаппаратами;

  • научить обрабатывать изображения с помощью различных компьютерных программ.

Будут уметь:

  • соблюдать правила безопасного поведения в фотолаборатории;

  • придумывать оригинальные названия к фотографиям;

  • составлять фотограммы из светопроницаемых и светонепроницаемых материалов и предметов, фотограммы двух и более тональностей;

  • использовать метод контактной и проекционной фотопечати;

  • распознавать фотоаппараты по способу наводки на резкость, формату и основные марки фотоаппаратов;

  • наводить резкость (сфокусировать) различными типами фотоаппаратов;

  • определять экспозицию (выдержку, диафрагму);

  • заряжать пленку в фотокассету и в бочки различных модификаций;

  • вставлять и извлекать пленку в фотоаппарат;

  • выполнять различные виды фотосъемки;

  • определять время проявления фотопленки эмпирическим способом;

  • составлять проявляющие и фиксирующие растворы;

  • производить обработку фотопленки, фотобумаги;

  • производить дополнительную обработку фотоматериала;

  • определять основные ошибки дефекты при обработке фотопленки, фотобумаги;

  • пользоваться фотоувеличителем;

  • пользоваться вспомогательным фотооборудованием (реле, глянцеватель);

  • уметь подбирать экспозицию при фотопечати методом маскирования;

  • выполнять фотосъемку по заданной теме ( портрет, пейзаж, натюрморт, анималистика и др.);

  • производить фотосъёмку аппаратами на цифровой технологии;

  • производить обработку изображения на компьютере с использованием различных программ;

  • подготавливать к работе фотооборудование, материалы, приводить в порядок рабочее место.


Тематический план 1-го года обучения




п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практ

1.

Организационное занятие. Правила техники безопасности поведения в фотолаборатории

2

1

1

2.

Общие направления развития фотографии

4

2

2

3.

Устройство фотолаборатории

4

2

2

4.

Фотохимия

8

2

6

5.

Фотоаппаратура. Устройство фотоаппарата. Импульсное освещение

18

3

15

6.

Негативный процесс. Негативные фотоматериалы. Проявление фотопленки

12

2

10

7.

Позитивный процесс. Позитивные фотоматериалы. Печать на фотобумаге

20

4

16

8.

Практика фотосъемки. Потрет. Пейзаж. Натюрморт. Фоторепортаж

72

8

64

9

Цифровая фотография и компьютерная графика

60

18

42

10.

Выставка – творческий итог достижения фотографа

8

1

7

11.

Зачетное занятие

8

3

5

Итого

216

46

170


Содержание 1-го года обучения
Тема 1: Организационное занятие

Введение в программу. Правила техники безопасности в фотолаборатории и правила дорожного движения.



Анкетирование. Цели, задачи программы. Организация обучения. Правила внутреннего распорядка в помещении ЦДТТ.

Практическая работа. Игра «придумай название к снимку».
Тема 2: Общие направления развития фотографии

Что такое фотография? Происхождение термина «фотография». Краткий исторический обзор. Область применения фотографии в общественно-политической жизни, науке и творчестве. Общее знакомство с видами фотографии. Камера обскура/



Практическая работа. Викторина на знание фототерминов. Викторина по истории фотографии.
Тема 3: Устройство фотолаборатории

Светонепроницаемая комната с наличием электропроводки и проточной воды. Столы для фотоувеличителей и химической обработки негативов и позитивов.

Оборудование: фотоувеличители, бачки, кадрирующая рамка, реле времени, освещение, глянцеватель, мерная посуда.

Устройство и принципы работы.



Практическая работа: сборка и разборка различных типов фотоувеличителей. Зарядка фотопленки в фотобачки.
Тема 4: Фотохимия

Составление химических растворов, используемых в фотографии.

Компоненты, входящие в состав проявляющих и фиксирующих растворов. Правила приготовления и Т.Б. при работе с фотохимикатами. Рецептура проявляющих и фиксирующих растворов. Условия хранения растворов. Роль в проявителе входящих в него веществ: метол, фенидон, гидрохинон, сульфид, бромистый калий, сода.

Практическая работа: На примере проявителей «Стандартный №1» и «Стандартный №2» проанализировать различие негативного и позитивного растворов.
Тема 5: Фотоаппаратура. Устройство фотоаппарата Импульсное освещение

Цель занятий: ознакомить кружковцев с назначением, устройством и обращением с простыми в обращении и популярными среди любителей малоформатными фотоаппаратами.

Классификация фотоаппаратов по формату кадра (малоформатные, среднеформатные), по принципу наводки на резкость (шкально-метрические, дальномерные, зеркальные). Параметры экспозиции. Обработка приемов зарядки кассет фотопленкой, а затем кассетами фотокамер. Наводка объектива на резкость. Принцип работы фотоаппарата.

Импульсное освещение: принцип работы с фотоаппаратом. Направленный и отраженный свет. Ведущее число.

Экспозиция.

Классификация И.Ф.О



Практическая работа: зачет «Классификация фотоаппаратов»

Схематично изобразить фотоаппарат, светопроницаемый корпус, объектив.

Соревнование: Зарядить пленку в кассету, кассету в фотоаппарат.
Тема 6: Негативный процесс. Негативные фотоматериалы. Проявление фотопленки

Правила зарядки фотопленки в фотобачок. Определение времени проявления фотопленки. Температура проявляющих растворов. Технология проявления фотопленки (проявление, ополаскивание, фиксирование, промывка, сушка). Правильное хранение негативов. Анализ качества проявленной пленки. Проявители. Закрепители – рецептура и применение.

Типы негативных черно-белых и цветных фотопленок. Их основные технические характеристики: светочувствительность, зернистость.

Практическая работа: «Кто быстрее» - соревнование по зарядке фотопленки в бачок. Самостоятельно, на примере предложенной пленки, в предоставленном проявителе определить время проявления фотопленки. «Кто больше» игра-соревнование, анализ правильности обработки пленок (учебные образцы), кто больше найдет погрешностей и дефектов в обработанной фотопленке.
Тема 7: Позитивный процесс. Позитивные фотоматериалы. Печать на фотобумаге

Способы получения позитивного изображения: контактная и проекционная фотопечать. Выбор необходимого типа фотобумаги, в зависимости от оптической плотности. Поиск оптимальной выдержки при фотопечати при помощи ступенчатых проб «лесенка». Правила погружения отпечатка в ванночку с проявителем. Определение продолжительности проявления фотоснимков. Ополаскивание отпечатков, их фиксирование и окончательная промывка. Особенности печати с применением «масок». Сушка и глянцевание отпечатков. Фототека. Фотобумаги. Классификация по типу подложки, эмульсионного слоя, формату и структуре поверхности.



Практическая работа: На примере различных по типу фотобумаг определить - подложку, структуру поверхности, контрастность.

Диктант: «Классификация фотобумаг».

Конкурс: «Сборка и разборка фотоувеличителя».

Самостоятельная работа: Определить вид раствора в трех кюветах.


Тема 8: Практика фотосъемки

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Фоторепортаж.

Выбор объекта и точки съемки. Момент фотосъемки. Выбор экспозиции. Фокусировка. Основные законы композиции кадра при фотосъемке. Свет и тень, крупность плана. Граница кадра. Основы портретной и пейзажной фотосъемки. Азы фотосъемки. Натюрморт. Фоторепортаж.

Практическая работа: Упражнение по определению главного объекта съемки и точки съемки, самостоятельный выбор экспозиции, наводка на резкость, на точку съемки.

Анализ самостоятельных работ.


Тема 9: Цифровая фотография и компьютерная графика

Цифровой фотоаппарат. Технические характеристики фотокамеры. Устройство и управление. Настройка камеры,

Фото- и видеосъёмка. Установка программ и перенос снимков. Различные возможности фотокамеры. Связь между камерой и компьютером. Устройство и спецификация компьютера. Операционная система. Объекты Windows и их свойства. Программы для обработки изображений.

Тема 10: Выставка – творческий итог достижения фотографа

Авторский замысел и его художественное воплощение. Фотография как средство информации и как искусство. Понятие о художественной условности в произведениях фотоискусства. Оценка фотографии по общему впечатлению. Дифференцированный подход к оценке содержания и художественной формы в произведениях фотоискусства.

Опыт работы жюри фотовыставок. Практически, обосновано оценивать снимки известных фотомастеров и своих товарищей.

Тема 11: Зачетное занятие

Практическая работа: Тестирование.

Подведение итогов года.

Задание на лето: «Летний фотодневник».

Особенности организации обучения 2-го года обучения
В программе 2 года обучения предусматривается повторение, закрепление, совершенствование технологических приёмов и основ фотоискусства, приобретённых воспитанниками на 1-ом году обучения. Изучение приёмов создания художественных фотографий в разных жанрах фототворчества - доминирующая деятельность на занятиях.

Освоение техники работы на различных аппаратах с цифровыми носителями. Изучение различных программ обработки изображения на компьютерах.



Групповые и звеньевые занятия, индивидуально- консультационная работа направлена на овладение техническими и творческими изобразительными умениями, формирование у воспитанников собственного подхода к изобразительному искусству, через творческий отбор отснятого материала, оценку его художественно-эстетической значимости, раскрытие идеи при помощи изобразительных средств и защита его публично. Коллективный характер демонстрации сплачивает и укрепляет творческие связи между воспитанниками студии. Программа реализуется и через формы коллективного творческого общения: встречи с интересными людьми, представителями творческих профессий, обсуждение просмотренных музейных экспозиций, фотовыставок, участие в фотоконкурсах разнообразной тематики.
Задачи второго года обучения:


  • дать знания техники безопасности при работе с фотохимикатами и материалами, электрооборудованием в фотолаборатории;

  • ознакомить с терминами и понятиями: план фотосъёмки, «золотое сечение», точка съёмки, ракурс, перспектива линейная и тональная, ритм, статика и динамика фотоснимка, смысловой и изобразительный центр кадра, равновесие кадра, объект и фон, виды освещения, фотоэтюд, жанр, пейзаж, натюрморт, главный акцент и сюжет портрета;

  • научить выполнять пейзажную фотосъемку;

  • научить выполнять портретную фотосъемку;

  • обучить работе со светофильтрами.


По окончании 2-го года обучения воспитанники будут знать:

  • технику безопасности при работе с фотохимикатами и материалами, электрооборудованием в фотолаборатории;

  • термины и понятия: план фотосъёмки, «золотое сечение», точка съёмки, ракурс, перспектива линейная и тональная, ритм, статика и динамика фотоснимка, смысловой и изобразительный центр кадра, равновесие кадра, объект и фон, виды освещения, фотоэтюд, жанр, пейзаж, натюрморт, главный акцент и сюжет портрета.

  • особенности пейзажной фотосъёмки (городской, сельский, производственный, акваториальный);

  • особенности освещения при пейзажной фотосъёмке, направление съёмки в зависимости от расположения солнца, характер света в зависимости от времени дня и года;

  • виды светофильтров и их назначение;

  • классификация фотопортретов (масштаб, освещение, положение лица перед камерой);

будут уметь:

  • различать фотографии по жанрам;

  • производить портретную фотосъёмку (павильонную и вне павильона);

  • комментировать события, зафиксированные на фотоснимке;

  • оценивать произведение искусства, применяя знания правил композиции;

  • делать пейзажные и портретные фотографии, используя точку съёмки ракурс;

  • определять динамику и статику в фотоработах, делать снимки динамичного и статичного характера;

  • грамотно использовать фон в портретной и репортажной фотосъёмках;

  • производить пейзажную фотосъёмку с учётом времени года;

  • находить направление съёмки в зависимости от расположения Солнца ;

  • разбираться в видах светофильтров и грамотно использовать их при фотосъёмке;

  • производить фотосъёмку художественного и документального портрета;

  • быть режиссёром в жанровой фотосъёмке;



  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка