Программа эстетического воспитания детей 3-7 лет 10 Платохина Н



Скачати 235.51 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір235.51 Kb.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 1

Бологова C.Ю. 3

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 3

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ 3

Бузакова Н. С. 7

7

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ 7

ОБ АРХИТЕКТУРЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОСПИТАНИЮ 7

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У ДОШКОЛЬНИКОВ 7

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. 10

10

КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО: 10

ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 10

Платохина Н.С. 11

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ГОРОДУ 11

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


В русском языке синонимом «архитектуры» является «зодчество». Последнее связано со словами «созидать», «здание», «создание», смысл которых подчеркивает значение архитектуры в сотворении «второй природы» путем преобразования в культурных целях естественных ландшафтов и материалов.

Зодчество как явление культуры неоднородно по своей сути. Оно больше, чем все другие искусства связано с внехудожественными, утилитарными формами практической деятельности людей. По этой причине некоторые исследователи суть архитектуры сводили к ее утилитарной функции. Другие, особенно в новое и новейшее время, полагали, что суть ее чисто инженерная и главное здесь – техника, конструкция, расчеты.

Неоднородность, бифункциональность, переплетение духовного и материального, эстетического и утилитарного, художественного и внехудожественного обнаружилось в архитектуре довольно давно. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой и в наши дни.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА АРХИТЕКТУРЫ.

Как уже отмечалось, основная функция архитектуры – служить «оболочкой» для жизни и деятельности людей, удовлетворять те или иные потребности. Функциональное целеполагание архитектуры включает в себя удобство, определенный характер эмоциональных реакций на созданный зодчим образ. Одно из родовых предназначений архитектуры – вызывать положительные эмоции у человека.

ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТИВНАЯ СТОРОНА.

Эта сторона должна обеспечивать прочность, стабильность, экономичность. Ведь дома строятся надолго, на века, и стоят очень дорого. Отсюда проистекает необходимость создания такой материальной конструкции, которая бы противостояла бегу времени и действиям атмосферных явлений. Поскольку прочность в разные культурные эпохи обеспечивалась по-разному, поскольку констуктивно-материальная сторона архитектуры оказывалась исторически изменчивым феноменом. Существенно, что материально-конструктивная система архитектуры не только обеспечивает прочность сооружения, но и является важнейшим средством создания художественных образов зодчества.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТОРОНА.

«Красота», «дивность», «совершенство», были всегда ведущими, а порой и единственными критериями отбора и оценки образцов в истории зодчества. Художественный образ здания архитектор всегда соотносит с его назначением, функцией, с выразительным качествами материалов, логикой конструкций.

Одной из серьезных проблем в создании художественного образа является проблемой соотношения внешних и внутренних сторон сооружения, экстерьера и интерьера. Соотношение этих сторон в теории архитектуры определяется как проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет множество вариантов решения: соответствия, контраст, доминанта, гармоничность и др.

Внешний вид сооружения должен, так или иначе, представлять то, что находится в его внутренней системе, обусловленной потребностью в удобстве, тепле и прохладе, в свободе движений и т.д. Внутреннее пространство человек воспринимает всем своим существом; он слышит его тишину, воспринимает гулкое звучание, чувствует характер его перетекания и прерывности, его энергетические потоки, связь со средой или замкнутость, адаптируется к его ритмической структуре. Внутренне пространство часто определяет все впечатление от здания.

Язык архитектуры своеобразен. Она более всех искусств связана с повседневными потребностями бытия человека, но для воплощения его идей, умонастроений, переживаний использует наиболее иносказательный язык. Одним из самых древних и очевидных способов организации архитектурной формы явилась симметрия или асимметрия. Не менее важен ритм в создании произведения зодчества. Он выражает различные динамические явления: динамику жизненных процессов и динамику творчества, создания архитектурных форм.

Чаще всего главным средством архитектуры считается объем. Существует множество вариантов объемов и их значений: распластанный объем воспринимается как приземистый; вертикально суженный – как стройный; кубический – как самый устойчивый вечный.

Не менее важны в архитектуре пропорции; им порой придается первенствующее значение. Очень многое в архитектуре строится на применении контрастов. Сопоставления резко отличающихся друг от друга форм (легких и тяжелых и т.д.) дают значительный художественный эффект. Велико значение силуэта архитектурного сооружения, масштабов сооружений, цвета здания, фактуры поверхности материалов.

РАЗНОВИДНОСТИ И ЖАНРЫ АРХИТЕКТУРЫ.

Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Она подразделяется на три относительно самостоятельные разновидности: собственно зодчество, «архитектура крупных форм» и «архитектура малых форм». В первую группу входят такие жанровые формы как жилые постройки, общественные сооружения (культовое зодчество, театры, стадионы, клубы, здания парламентов, академий и т.д.)

С крупными архитектурными сооружениями связан богатый мир экстерьеров – ограды, решетки, столбы, фонари и т.д.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, мосты, телебашни, метро, набережные, надземные дороги, обелиски и т.п.


Основы теории художественной культуры.

Учебное пособие / Под ред. Л.М. Мосоловой. - СПб., 2001. - С.64-87.

Бологова C.Ю.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ


Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

В эстетике и искусствознании вопросы о сущности архитектуры и ее ценности в социально-эстетическом плане рассмотрены в исследованиях И.А. Бартенева, Г.Б.Бархина, А.К.Бурова и других. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной и других.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:



  • поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

  • взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

  • предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

  • использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

Долгое время вопросы использования архитектуры рассматривались исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной работы. Особенно плодотворно в развитии методики «архитектурных экскурсий» был период 20-30-х годов. В это время в научной и методической литературе активно разрабатывались идеи использования художественных памятников родного края как инструменты просвещения народа, его нравственного, патриотического, эстетического воспитания. В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. Исследователи отмечают, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов (Т.С. Комарова, А.Н. Давидчук). Установлено, что при восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

Экспериментальная работа предполагала организацию индивидуальных бесед с детьми по специально разработанным вопросам: диагностические задания на определение типа различных архитектурных сооружений, подбор адекватных определений для характеристики образного содержания произведений зодчества. Использовался метод выбора предпочтительных сооружений; анализ рисунков детей, выполненных на заданную тему и по впечатлениям, полученным при восприятии архитектурных объектов,

Результаты анализа полученных данных показали, что для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Установлено, что у дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Установлено, что дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

Были выделены исходные уровни художественно-творческого развития старших дошкольников. Основными показателями явились: объем знаний и представлений об архитектуре; уровень восприятия образно-выразительных средств данного вида искусства; качество продуктов художественно-творческой деятельности.



Высокий уровень художественно-творческого развития отмечен у детей (16%), которые имеют достаточно полные представления о назначении различных архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Дети верно определяют содержание образов архитектуры, ориентируясь на собственные выразительные средства данного вида искусства, проявляют эмоционально-личностные отношения к воспринимаемому. Творческие работы детей выразительны, характеризуются поиском оригинальных конструктивных решений.

Средний уровень зафиксирован у детей (45%), для которых характерно отсутствие полных и правильных представлений об архитектуре. Дети затрудняются в определении основных свойств архитектурных сооружений, устанавливают их функциональное назначение посредством выделения несущественных особенностей строения. При восприятии произведений архитектуры дети адекватно интерпретируют их образное содержание. Однако связь образа с выразительными средствами отсутствует. Творческие работы детей маловыразительны, оригинальность проявляется в изображении отдельных деталей сооружения.

К низкому уровню отнесены дети (39%). Имеющие неполные и неправильные представления об архитектуре. Эти дети не соотносят функциональное назначение сооружений с особенностями их внешнего строения. При восприятии архитектурных сооружений не ориентируются на выразительные средства. Образное содержание воспринимаемых произведений определяют неверно. Рисунки детей невыразительны, показатели оригинальности отсутствуют.

Результаты анкетирования показали, что все опрошенные воспитатели убеждены в необходимости ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями архитектуры. Вместе с тем установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой представлялась нам состоящей из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

В соответствии с представленной моделью была разработана экспериментальная программа по художественно-творческому развитию детей в процессе ознакомления с архитектурой. В основу ее построения были положены следующие принципы: взаимосвязь восприятия архитектуры и продуктивного детского творчества; распределение программного материала по темам; учет познавательных и возрастных особенностей детей; включение в содержание программы краеведческого материала, интеграция различных видов художественно-творческой деятельности; использование разнообразных форм и методов воспитательно-образовательной работы.

Программа включала 2 последовательно взаимосвязанных раздела: «Об архитектуре и людях, которые ее создают», «О древнерусском зодчестве и его шедеврах». Экспериментальное содержание знаний об архитектуре для детей дошкольного возраста строилось на основе теоретических положений эстетики и искусствознания о сущности и специфики данного явления. Содержание отражало представление об архитектуре как системе зданий и сооружений, необходимых для жизни и деятельности людей, как искусство строить красиво. При этом первый раздел программы был ориентирован на ознакомление детей с современным зодчеством и работой архитекторов. Он включал сведения об основных свойствах архитектурных сооружений (польза, прочность, красота), зависимости внешней формы здания от его назначения, образном характере произведений зодчества. Второй раздел программы содержал информацию об архитектуре Древней Руси, об особенностях соборов и церквей, являющихся не только культовыми сооружениями, но и яркими произведениями искусства. Содержание раздела также включало сведения о русском деревянном зодчестве древних укрепленных городах.

Для реализации поставленных задач и намеченного содержания знаний программой были приняты различные формы работы с детьми. Нами были выделены три блока воспитательно-образовательных мероприятий.

Первый блок - специально организованное обучение в форме занятия - содержал последовательность специальных занятий, отвечающих логике ознакомления детей с архитектурой и развития творчества в изобразительной деятельности и конструировании.

Второй блок - свободная совместная деятельность взрослого с детьми - включал экскурсии и прогулки к памятникам архитектуры, чтение литературы и беседы с детьми о прочитанном, рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, дидактические, сюжетно-ролевые игры, рисование и конструирование, организованные в свободное от занятий время.

Третий блок - свободная самостоятельная деятельность самих детей - через создание предметной среды. Дошкольникам предоставлялась возможность экспериментировать с различными материалами, при желании воспроизводить или продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем.

Одновременно с формированием представлений об архитектуре в рамках каждого раздела программы предусматривалось вовлечение детей в практическую деятельность, включающую рисование на архитектурные темы, выполнение объемных архитектурных композиций с использованием разнообразных материалов.


Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей

старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой:

Автореф. дис…канд. пед. наук.- М., 1996 – 18 с.

.

Бузакова Н. С.

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ

ОБ АРХИТЕКТУРЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОСПИТАНИЮ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Бологова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

По В.А. Шпильчак усвоение материала по архитектуре тесно связано с выработкой эстетического отношения к действительности, формированием потребности к художественной деятельности и формированием художественного вкуса.

В исследовании В.А. Шпильчака раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:


  • использование архитектурного наследия родного края;

  • -учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;

  • -оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

С.Б. Барышникова в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

1/ архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;

2/ общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;

3/ специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

Программа знаний об архитектуре Б.М. Неменского построена от более обобщенных знаний к более конкретизированным, что делает их более доступными для детей

Архитектура по Неменскому – та область художественного развития, которая поможет человеку жить в окружающей среде, грамотно к ней относиться.

Разделы программы Неменского:


  1. « Истоки архитектуры и монументальных искусств».

  2. «Архитектура как искусство»:

-специфика архитектуры

-использование языка архитектуры

-характер форм, пропорций – основа выразительности исторических стилей.

3.Синтез искусств в архитектуре, единство архитектуры с монументальными искусствами

С.Б. Барышникова предлагает следующий объем знаний:


  1. Общие свойства архитектуры, как части пространства / предметность и протяженность/.

  2. Средства пространственной организации образа.

  3. Средства пластической организации образа /материал, фактура, рельеф, цвет/.

В программе «Детство» /Т. И. Бабаева, В.И. Логинова и другие/ предусмотрены задачи и содержание ознакомления старших дошкольников с архитектурой «как искусством создавать сооружения, а также комплексами необходимыми для жизни и деятельности». В программное содержание включены сведения об основных функциях архитектурных сооружений, пользе, прочности и красоте. Предлагается ознакомление с типовыми элементами строения различных сооружений и индивидуальным типом их оформления.

Ознакомление с различными типами архитектуры предусматривается программой «Одаренный ребенок» /Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие/. С этой целью предлагается использовать построение чертежей и конструкций египетских пирамид, средневековых замков, готических соборов и современных зданий.

С.Ю. Бологова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

-доступность содержания знаний;

-учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

-включение в содержание знаний краеведческого материала,

предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

1.Об архитектуре и людях, которые ее создают.

2. О древнерусском зодчестве.

Н.В. Чудакова включает раздел «Ознакомление с архитектурой» в общее ознакомление с культурой, при том архитектура рассматривается наряду с поэзией, музыкой, скульптурой и другими видами искусства. Это дает детям возможность выделять особенности архитектуры, а также находить ее сходства и различия с разными видами искусств.

Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.

В своей исследовательской работе, посвященной кукольному творчеству, Н. Максимова пришла к выводу, что такие явления, как плоскостность, статичность, центрированность изображения - преодолеваются, если использовать следующие приемы. Из коробок склеиваются крепости, дома и дворцы, даже громадные – в полный детский рост, и дети сами «живут» в них, играя и поселяя в них свои игрушки. Здесь развиваются представления о соразмерности частей, соотношении объемов, появляется чувство многослойности мира. Формируется способность «наложения», делающая изображение более эмоциональным и реалистичным.

Таким образом мы предлагаем в содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного вкуса, включить следующие разделы:


  1. Первоначальные знания об архитектуре.

  2. Знания об архитектуре, как виде искусства.

  3. Мир искусств в мире архитектуры.

  4. Архитектура в мире других искусств.

Целесообразно использовать такие методы, как:

  • беседы;

  • наблюдения;

  • экскурсия;

  • игры;

  • рассказы;

  • демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.

Щадринск.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.

КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО:

ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ


ЗНАКОМСТВО С АРХИТЕКТУРОЙ
К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.

Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам и т. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(5-Й ГОД ЖИЗНИ)

дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это архитектурные сооружения.

Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.

Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)

Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.

В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.

Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.



Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.
Москва: ПОР, 200

Платохина Н.С.

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ГОРОДУ




Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность человека. Через непосредственное окружение человека, в том числе через архитектуру, передаются от поколения к поколению нормы человеческого поведения и культуры, дошкольники приобретают социокультурный опыт в окружающей среде, который является регулятором человеческой деятельности. Знакомство с архитектурой дает наглядное представления о сложении и развитии художественных стилей. Памятники архитектуры имеют особое значение для развития ценностных отношений к родному городу, становлению духовно-ценностного ядра личности.

Анализ исследований в области дошкольной педагогики, а также частных методик изобразительной деятельности по проблеме приобщения ребенка к ценностям мира архитектуры, показал, что эта проблема разработана недостаточно, в противоположность другим видам искусства, таким как живопись, музыка, поэзия. (Т.С.Комарова, Р.М.Чумичева и др.) Исследователи С.Ю.Бологова, А.Н.Давидчук и др. использовали архитектуру в качестве дидактического материала для развития у детей умственных способностей.

Гипотезы исследования: развитие у дошкольников ценностного отношения к архитектурному пространству города, может успешно решаться при соблюдении следующих условий:

  • осознания педагогами архитектурного пространства города как нравственно-эстетической ценности;

  • наполнения содержания дошкольного образования нравственными, культурно-познавательными, эстетическими, гуманистическими ценностями искусства архитектуры;

  • реконструирования методов образования на основе идей культуросообразности, активного использования диалогов, игровых, познавательно-эстетических, рефлексивных, художественно-творческих методов;

  • разнообразие форм организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т.д.

  • включения ребенка дошкольного возраста в смоделированную архитектурно-пространственную среду дошкольного учреждения через модели, карты, схемы, чертежи, иллюстрации, фотографии архитектурных сооружений

Художественная культура рассматривается как особый слой культуры, обеспечивающий хранение, выработку и распространение художественной информации. Художественная культура отличается от других слоев культуры; при этом существуют переходные зоны, в которых, например, материальная и художественная культура как бы «наслаивается» одна на другую, образуя бинарные структуры, такие как, архитектура, прикладное искусство, дизайн и т.п. В исследовании архитектура рассматривается как отражение ценности эпохи, истории, времени в жизни человека, как воплощение материальной и духовной культуры народа. Под архитектурным пространством мы понимаем взаимосвязанное предметно-пространственное окружение человека, обладающее культурно-историческими, гуманистическими ценностями. Архитектурное пространство города рассматривается как часть мировой архитектуры. Архитектура образует основу предметно-пространственного окружения, «вторую природу», которую создает вокруг себя человек.

В нашем исследовании были выделены следующие критерии развития у дошкольников ценностного отношения к городу, на основе восприятия архитектуры: когнитивно-оценочный компонент предлагает наличие у субъекта заинтересованности в познании архитектуры города и мира; общении с ней. Личностно-мотивационный компонент исследуемого личностного образования представляет возможность для выявления эмоционально-личностного отношения к ценностям архитектуры. Субъективный опыт рассматривается как опыт жизнедеятельности ребенка, приобретаемой и реализуемый в ходе познания искусства архитектуры, общения, в различных видах деятельности. Деятельностный компонент ценностного отношения предполагает реализацию ценностных аспектов в индивидуальной, преобразующей деятельности. В соответствии с этими критериями, были определены уровни развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу, на основе восприятия искусства архитектуры.

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен в целом достаточно низкий уровень развития ценностного отношения к архитектурному пространству города (высокий уровень – 12,8%, средний – 35,7%, низкий 38,6% детей). У дошкольников наблюдались не ярко выраженные эпизодические мимические проявления при восприятии архитектурных сооружений, слабая аргументация своего отношения к памятникам архитектуры.

На моделирующем этапе формирующего эксперимента была разработана программа «Дети и архитектура города». Содержание программы построено на принципах: гуманитаризации, ценностного подхода к произведениям архитектуры, культуросообразности, интегративности, диалогичности. Содержание выступило средством развития эмоционально-эстетической, нравственной сферы личности ребенка.
Платохина Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников

ценностного отношения к родному городу.

- Автореф. дис… канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2002. – 22 с.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка