Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов «экология: в вопросах и ответах»




Скачати 286.63 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір286.63 Kb.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Программа

элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов



«ЭКОЛОГИЯ: в вопросах и ответах»

(36 часов)





Автор-составитель:

Алексеев Сергей Владимирович д.п.н., профессор

2005


Пояснительная записка

Провозгласив в качестве идеологии ХХI века концепцию устойчивого развития, мировая наука еще до конца не определитель: а что же это такое?, а главное - как этого устойчивого развития достичь?

В связи с этим и в системе образования сегодня ощущается некоторое недопонимание чему учить в этом направлении, а главное - как учить? 2002 год знаменателен тем, что в сентябре с.г. в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел международный саммит по проблемам окружающей среды и развитию, который подвел итоги реализации перспективных направлений развития общества, определенных на конференциях в Рио-де-Жанейро (1992г., Бразилия) и Нью-Йорка (1997г., США). Проблемы устойчивого развития напрямую связаны с вопросами развития экологической культуры подрастающего поколения и всего населения в целом.

В Законе «Об охране окружающей среде» (10.01.2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяется «… научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды» и «…организация и развития системы экологического образования и воспитания и формирования экологической культуры».

Экологическая культура человека предполагает осмысление таких вопросов как:


  • качество целеполагания экологического образования и просвещения;

  • качество отбора содержания экологического образования;

  • качество организации образовательного процесса по экологическим проблемам (эффективность применяемых образовательных технологий);

  • качество оценки образовательных результатов учащихся в области экологии .

Реализация первых двух составляющих связана с логикой развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

В Национальной стратегии развития экологического образования России основная цель экологического образования в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей определена как

«… формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимание учащимися единой экологической картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности».

Концепцию программы курса составляют системообразующие идеи, основные принципы и используемые подходы (методологические, технологические, дидактические, методические и др.). Основные компоненты концепции предлагаемой программы представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Компоненты концепции образовательной программы

Системообразующие Принципы Реализуемые

Идеи подходы

Идея системности *системности и целостности *системно-

целостный

и синергетизма *открытости *холистический

*дополнительности *интегративный

*иерархичности *системный

*историзма *синергетический

Идея прогностичности и *гибкости, вариативности *развивающее

обучение

адаптивности *прогностичности *опережающее

образование

*направляемое

развитие

Идея гуманитарно- *гуманизации *гуманитарно-

Аксиологической аксиологический

Ориентации подход

*гуманитаризации *экогуманитарная

парадигма

*демократизации *гуманитарная

экспертиза

*единства познания, *личностно-

переживания и ориентированный

действия подход

* полицентрический

подход

*акмеологический



подход

Идея технологичности *интеграции и *интегративно-

Дифференциации дифференцированный

подход


*модульности *модульный

подход


*преемственности *деятельностный

подход


*проблемности *проблемное

обучение

*непрерывности *контекстное

обучение

Идея устойчивого

Развития *научности и *футурологический

Фундаментальности подход

*краеведческий *проектное

обучение

*региональности *глобально-

*свободы выбора ориентированный

*ответственности подход

*глобализации

*биосферизма


Называя курс экологии интегративным, целесообразно выделить основания интеграции знаний:

*онтологическое (единство мира);

*гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления, понятийного аппарата);

*методологическое (наличие общенаучных методов исследования);

*социальное (целостность человека);

*культурологическое (культура как синтез форм постижения мира).



Цель программы может быть сформулирована в двух планах:

  • в более широком плане речь идет о развитии экологической культуры или хотя бы одной из ее доминантных составляющих (когнитивной, эмоционально-нравственной, деятельностной и др.);

  • в более практическом плане можно говорить о формировании у человека системы практико-ориентированных знаний и умений

  • (компетенций) и на ее основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Основные задачи:

  1. Формирование системы ценностей, направленной на осмысление смысла жизни, понимание и принятие идеи «благоговения перед жизнью» (по А.Швейцеру).

  1. Освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

  2. Развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования.

  3. Развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

  4. Формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

В качестве основных образовательных результатов можно определить следующие:

*осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

*воспитание у учашихся ответственного отношения к окружающей среде

(природной, социо-культурной, образовательной и др.);

*формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой;

*формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

*развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Методы работы:

Реализация цели и задачей программы возможно при доминирующем использовании интерактивных, экспериментальных и информационных методов обучения и воспитания. Использование технологии педагогических мастерских, проблемного и модульного обучения, развивающего и опережающего образования, технологии укрупнения дидактических единиц, полицентрических интегративных модулей и др. позволяет педагогу выйти на достаточно высокий уровень развития экологического мышления школьников .

Современная гуманитарная парадигма образования предполагает активное использование личностно-ориентированного подхода (В.В.Сериков, А.П.Тряпицына и др.). Это означает, что учитель должен отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческому. Личностно-ориентированный подход нацеливает на создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Знание, прошедшее через душу ребенка, помогающее понять себя самого и окружающий мир, можно назвать «живым знанием» (по Ю.Н.Кулюткину). «Главные достоинства живого знания состоят в том, что оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы». Такое живое знание становится средством развития ребенка как личности, индивидуальности.

Дойти до каждого ребенка, помочь осознать ему его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь в современном быстро меняющемся мире – таковы приоритеты учителя, реализующего личностно-ориентированный подход. При этом чрезвычайно важно поставить ученика в позицию полноправного субъекта образования; включить его как активного участника в процесс группового взаимодействия; организовать учебную деятельность ученика как процесс решения учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога (полилога) с учащимися (Ю.Н.Кулюткин).

Чрезвычайно важен в осмыслении экологических проблем и концепции устойчивого развития холистический подход, интерпретирующий мир как целостную систему. Ключевые положения, раскрывающие эту целостность:

-мир как единая система, включающая в себя локальные, региональные и глобальные подсистемы;

-мир как интегративная система, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами;

-мир как живая самоорганизующая система, в основе которой лежат принципы гомеостазиса, уравновешенности и баланса;

-мир как развивающаяся система, для которой важно сбалансированное развитие, причем нарушение этой сбалансированности порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира (И.Ю.Алексашина).

Способы оценивания достижений учащихся


Полифункциональное значение экологического образования требует использования различных методов педагогической диагностики (оценка обученности и изучения процесса развития экологического сознания), способов определения ценностных ориентаций школьников (выявление в системе ценностей экологических ценностей), технологий тестирования, выявляющих уровни ключевых компетентностей; приемов диагностики практической экологоориентированной деятельности, природосообразного поведения человека в природе.

Важно отметить, что в современной программе модернизации образования в качестве одного из методологических подходов к оценке достижений учащихся предложен компетентностный подход, базирующийся на работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова и др.

Выделяют пять ключевых компетентностей:

*компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

*компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

*компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

*компетентность в бытовой сфере;

*компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Предлагаемый подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО – научить получить знания (учить учиться), научиться жить (умение для бытия), научиться работать и зарабатывать (умение для труда), научиться жить вместе (учение для совместной жизни.

Программа рассчитана на 36 часов, из них практические занятия – 24 час.

Таблица № 2.


Учебно-тематический план

№ Тематика смысловых модулей Кол-во Из них: эксперимент

часов


  1. Диагностика первоначального уровня знакомства

с экологической проблематикой 1 -

  1. С чего началась экология? 2 -

  2. Что изучает современная экология? 2 -

  3. В чем заключается «арифметика» современной

экологии? 2 2

5. В чем особенности экологии сообществ и

экологии экосистем? 2 2


  1. Какие экологические проблемы сегодня

можно назвать глобальными проблемами?

4 2


7. Что изучает социальная экология? 4 2

8. Какие экологические проблемы

характерны для крупного города? 2 2

9. Каким образом связаны понятия здоровье

Человека» и «качество окружающей среды» 2 2

10. Как осуществляется мониторинг

окружающей среды? 6 6

11. Каковы прогнозы состояния экологической

ситуации в будущем? 2 -

12. Как Вы оцениваете экологическое состояние

Вашего региона (города, территории )? 2 2

13. Как взаимосвязаны экологические и

экономические проблемы? 2 -


  1. Как Вы определяете «экологическую

культуру человека»? 2 -

15. Итоговая диагностика ключевых компетентностей

учащихся в области проблем экологии . 1 -

ИТОГО: 36 24



Содержание программы



1.Диагностика первоначального уровня знакомства с экологической

проблематикой 1 час.)

Методы и приемы диагностики определяются учителем самостоятельно, с учетом особенностей учащихся данного конкретного класса. Рекомендуется использовать методы диагностики по коэффициенту усвоения знаний (В.П.Беспалько), по уровню обученности (В.Н.Максимова , по параметрам развития экологического сознания (о широте запечатленности потребностей личности по параметрам интенсивности по параметрам осознанности, эмоциональности, обобщенности, доминантности, когерентности, сознательности, устойчивости, модальности ; методики «Натурафил», «Доминанта», «ЭЗОП», «Круг значимых других» и др. – С. Д.Дерябо, В.А.Ясвин).




  1. С чего началась экология? (2час.)

    1. Кто ввел в науку термин «экология@« и что он означал первоначально?

    2. Были ли экологические знания в древности?

    3. Каков вклад в развитие экологии как науки российских ученых?

Экскурс в историю экологии. Экологические аспекты природоведческих исследований Аристотеля, Теофраста. Экология в эпоху Возрождения

(А.Цезальпини, Д.Рей, Ж.Турнефор). Развитие экологии в ХVIII-ХХ веках

(А.Левенгук, Р.Брэдли, К.Глогер, К.Бергман, Ж.Бюффон, Д.Аллен, Е.Варминг, К.Мебиус, Э.Геккель, А.Гумбольдт, А.Тенсли, Ч.Элтон, Р.Линдеман, Ю.Одум, Р.Риклефс и др. Вклад русских ученых в развитии экологических исследований (К.Рулье, П.С.Паллас, И.И.Лепехин, Э.А.Эверсман, Д.Н.Кашкаров, Н.П.Наумов, С.И.Огнев, В.Н.Сукачев, в.И.Вернадский, С.С.Шварц, Н.Н.Моисеев и др.).
3.Что изучает современная экология? (2час.)

3.1.Почему экология зародилась в недрах биологии?

3.2.Что такое живые системы и каковы их основные характеристики?

3.3.В чем смысл системного подхода к изучению объектов и процессов в окружающем мире?

Предмет экологии, ее цели и задачи. Становление экологии как науки. Современное понимание экологии как комплексной интегративной науки, изучающей взаимоотношения и взаимодействия живых систем с окружающей средой. Системный подход в экологии. Дифференциация современной экологии: классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека и др. (по А.В.Яблокову).



Тематика семинара:

*Современные направления развития экологической науки (тенденции интеграции и дифференциации ).


4.В чем заключается « арифметика» современной экологии? (2 час.)

4.1.В чем принципиального отличие синэкологического подхода от аутэкологического и демэкологического ?

4.2.Что такое окружающая среда с позиций современной науки и практики?

    1. Какие существуют группы экологических факторов?

    2. В чем смысл законов минимума и толерантности с позиции человека как биологического вида и человека как социального существа?

    3. В какой среде жизни живет человек? И какие среды жизни еще существуют для других живых организмов?

Классическая экология как единство трех направлений: аутэкологии, демэкологии и синэкологии.

Среда и экологические факторы. Классификация экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Закон минимума Либиха. Закон толернтности Шелфорда.

Основные абиотические экологические факторы (температура, влажность и соленость, свет).

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, живой организм. Специфические особенности различных сред жизни.



Тематика семинар :

*Адаптация живых организмов к воздействию экологических факторов и условиям среды обитания ;



Экологический практикум :

*Моделирование воздействия экологических факторов на живые организмы;


5.В чем особенности экологии популяций и экосистем? (2 час.)

5.1.Что понимается под популяцией живых организмов?

5.2.Каковы характеристики человеческой популяции на примере населения России по данным 2002 года )?

5.3.Каковы взаимодействия между особями одного вида и разных видов ?

5.4.Что такое экосистема с позиции системного подхода?

5.5.Почему обмен энергией, веществом и информацией является необходимым условием существования любой живой системы?

5.6. В быту люди часто говорят «Надо занять свою экологическую нишу». Что это означает?

4.7.Каким образом живые организмы образуют пищевые цепи и сети?

4.8.Как устойчиво экологическое равновесие в биосфере (по данным современной науки ) ?

Основные характеристики популяции. Закономерности популяционной экологии. Поло-возрастная структура популяций. Факторы динамики численности популяций. Межвидовые и внутривидовые взаимодействия.

Понятие экосистемы как открытой динамичной гомеостатической системы. Связи в сообществе (трофические, топические, форические, фабрические).

Обмен веществом, энергией, информацией как необходимое условие существования экосистемы. Гомеостаз экосистемы. Понятие экологической сукцессии , климакса.

Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Гаузе.

Пищевые цепи, сети. Экологическая пирамида. Закон пирамиды энергий Линдемана (правило 10 %).

Экологическое равновесие в биосфере. Круговорот биогенных элементов и веществ в экосистемах (на примере углерода, воды, азота, фосфора, серы). Принцип Ле-Шателье – Брауна. Правило 1 %.

Тематика семинаров:

*Экологические закономерности регуляции численности популяций животных и растений ;

*Биоразнообразие как условие устойчивости экосистем;

Экологический практикум :

*Экологическое обследование экосистемы пруда (озера, реки и др.).



6.Какие экологические проблемы сегодня можно назвать глобальными проблемам?( 4 час )

6.1.Можно ли рассматривать Землю как гигантский живой организм?

6.2.В чем современный смысл концепции ноосферы?

6.3.Является ли в настоящее время человек главным виновником нарушения экологического равновесия в биосфере?

6.4.Какие глобальные экологические кризисы уже были на Земле?

6.5.В чем специфика антропогенных глобальных экологических кризисов?

6.6.Что сегодня известно о «парниковом эффекте»?

    1. Каковы источники и последствия разрушения озонового слоя Земли?

    2. В чем опасность «кислотных осадков»?

    3. Как взаимосвязаны процесс глобализации и реализации идеологии устойчивого развития цивилизации?

Биосфера как глобальная экосистема. Гипотеза Геи. Переход биосферы в ноосферу. Современная концепция ноосферы. Энергетика биосферы. Антропогенное нарушение экологического равновесия в биосфере.

Понятия «экологическая ситуация», «экологическая проблема», «экологический кризис». История экологических кризисов земли. Антропогенные экологические кризисы.

Виды антропогенного воздействия на биосферу: изменение энергетического баланса, нарушение равновесия в компонентах биосферы.

Классификация глобальных проблем современного мира

по Ю.Н. Гладкому). Место экологических проблем в системе глобальных проблем современного мира. Глобальные экологические проблемы

( атмосферы, гидросферы, литосферы почв, растительного и животного мира и др. ); разрушение озонового слоя Земли ; «парниковый эффект « , радиационное состояние окружающей среды , проблема отходов, трансграничный перенос загрязнителей, кислотные осадки, проблемы флоры и фауны и др. Источники и возможные последствия глобальных экологических проблем. и др.

Процесс глобализации и проблемы окружающей среды. Общественные экологические организации. Международное экологическое общественное движение.

Тематика семинаров:

*Основные идеи учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

*Концепция биотической регуляции окружающей среды (В.Г. Горшков).

*Экологический и нравственный императивы: основные идеи и перспективы развития.



Экологический практикум:

*Изучение и моделирование глобальных экологических проблем.


  1. Что изучает социальная экология? 4 час.).

7.1.Какие проблемы в системе «Общество - Окружающая среда» сегодня наиболее актуальны?

7.2.Какие экологические проблемы возникали и решались на разных этапах развития вида Homo sapiens?

7.3.Почему сегодня ученые говорят об утрате ценностей в современном обществе? Справедливо ли данное положение?

7.4. В чем смысловое различие антропоцентрического подхода от биоцентрического ( полицентрического )?

7.5.Какие сегодня известны социальные индикаторы качества жизни?

Биологическое и социальное в человеке и обществе. Социально-экологические проблемы в системе «Человек – Общество   Окружающая среда». Антропосоциогенез - двуединый процесс зарождения человека и его социальной организации. «Естественное» и «искусственное» в регуляции общества.

Проблема ценностей в современном обществе. Социализация личности.

Исторический аспект взаимоотношений человека и окружающей среды. Этапы становления экологических знаний. Представление о современной экологической картине мира. Парадигмы антропоцентризма, биоцентризма, устойчивого развития в решении социальных проблем.

Социальные индикаторы качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП ).

Тематика семинара :

*Социально- экологические проблемы современности.

*Проектирование экологической программы депутата Госдумы (ЗАКСа).

Экологический практикум:

*Проведение социологического опроса по проблемам окружающей среды среди школьников, их родителей, населения района.


8.Какие экологические проблемы характерны для крупного города?

( 2 час.)

8.1.Что такое урбанизация?

8.2.Каковы последствия демографического взрыва в мировом масштабе и ухудшения демографической ситуации в России?

8.3.Каковы основные свойства городской среды как составляющей окружающей среды?

8.4.В чем смысл превращения мегаполиса в экополис?

8.5.В чем специфика проявления экологических проблем в условиях крупного мегаполиса?

Урбанизация как исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Ведущие факты развития урбанизации: промышленное производство, непроизводственная градообразующая деятельность, интенсификация сельскохозяйственного производства, межфункциональное взаимодействие (интеграция различных видов деятельности), развитие международной торговли, последствия 2 демографического взрыва.

Город, агломерация и мегаполис как формы расселения. Типология и классификация городов: по экономико-географическому положению, планировочной структуре, численности населения и др.

Понятия «городская среда», «урбоэкосистема». Городская среда как среда жизни человека. Функционирование городской среды по принципу экологического равновесия (по Н.Ф.Реймерсу). Качество городской среды. Мониторинг качества городской среды.

Основные исторические типы городов. Современные пути оптимизации городской среды. Переход мегаполиса в экополис.

Экологические проблемы крупного города – мегаполиса : состояние атмосферного воздуха и водных объектов, металлизация почв, проблема отходов , шумовое и электромагнитное загрязнение, деградация внутригородской растительности. Озеленение городской среды. Эстетическая, санитарная, рекреационная функции городской растительности. Синантропные виды.

Проблема охраны памятников природы.

Тематика семинара:

*Связь урбоэкологии с другими экологическими областями знаний (экологией человека, социальной экологией и др.);

*Проектирование эколого-образовательного проекта «Школа экологической культуры».

Экологический практикум:

*Проведение экологического мониторинга городской среды

(по приоритетным загрязнителям).
9.Каким образом связаны понятия «здоровье человека» и

«качество окружающей среды»? (2 час.)

9.1.Что сегодня наука и общество вкладывает в понятие «здоровье человека»?

9.2. Почему здоровье человека популяц ) можно рассматривать как критерий состояния антропоэкосистемы?

9.3.Каков современный « экологический портрет « человека?

9.4. Какие существуют механизмы приспособления человека к изменениям окружающей среды?

9.5.Что мы понимаем по здоровым образом жизни (ЗОЖ) человека?

9.6.Что должен знать человек для поведения в экстремальных условиях?

9.7.Какие правила эргономики могут быть полезны для любого человека при организации своего рабочего места?

Здоровье человека как критерий состояния антропоэкосистемы. Индивидуальное и популяционное (социальное) здоровье. Современные демографические популяционные процессы.

«Экологический портрет» человека как совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих его адаптацию к конкретному набору факторов среды обитания.

Механизмы приспособления организма человека к изменениям окружающей среды. Гомеостаз. Саморегуляция. Воздействие антропогенных факторов на организм человека : химических соединений, шума, электромагнитного поля, ионизирующего излучения и др. Стрессы. Мутагенные факторы среды. Экологическая напряженность и генофонд человека. Человек в экстремальных условиях. Пути повышения резервных возможностей человека.

Образ жизни как трудовая, социальная и культурная стороны жизнедеятельности и форма поведения человека. Слагаемые здорового образа жизни (ЗОЖ) : культура питания, движения, общения и др. Экология жилища. Эргономика.

Тематика семинаров:

*Проектирование экологического жилища (жилой квартиры, классной комнаты в школе, рабочего места в научно-исследовательской лаборатории и т.п.).

*Социально-экологические аспекты алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения и др.

Экологический практикум:

*Изучение основных показателей здоровья человека;

*Экологическая оценка состояния жилища.
10.Как осуществляется мониторинг окружающей среды? (6час.)

10.1.Что такое мониторинг?

10.2.Какие существуют виды и методы мониторинга окружающей среды?

10.3.Как наиболее простым способом можно осуществить экологическую оценку атмосферного воздуха?

10.4.Каким образом можно провести экологическую оценку питьевой воды или воды из какого-либо другого водоема )?

10.5.Как можно провести экологическую экспертизу пробы почвы с территории пришкольного участка вашего дачного участка, садоводства)?

10.6.Как пользоваться экологическими картами (атласами) определенных территорий ?

10.7.Что такое ПДК, ПДС, ПДВ ?

Методы экологических исследований : полевые и лабораторные, маршрутные и стационарные, описательные и экспериментальны. Теоретические методы (системный анализ, исторический анализ, моделирование), эмпирические наблюдения, картографирование, сравнительный анализ, методы мониторинга.

Основные понятия и термины: экологический мониторинг, экологический контроль, окружающая природная и техногенная среда и др. Общая характеристика объектов мониторинга и их особенности. Национальная система мониторинга окружающей среды. Глобальная система мониторинга.

Общая характеристика загрязнений окружающей среды (по видам): химическое, механическое, радиационное, биологическое, шумовое, электромагнитное и др. Нормативы качества окружающей среды: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), экологические (ПДВ, ПДС, нормативы шума, ПДЭН). Суммация экологических воздействий.

Мониторинг экологического состояния различных природных объектов и сред (атмосферного воздуха, водных объектов, почв и др.).

Тематика семинаров:

*Возможности программы ГЛОУБ (Global Learning and Observations to Benefit the Environment , Глобальные Исследования и Наблюдения во Имя Окружающей Среды) для развития системы школьного экологического мониторинга.

*Возможности компьютера в обработке экологической информации.

Экологический практикум:

*Мониторинг атмосферного воздуха (по оксидам серы и азота, диоксиду углерода, твердым атмосферным выпадениям и др);

*Экологическая оценка состояния водного объекта (по органолептическим показателям, солесодержанию, наличию тяжелых металлов, рН, жесткости и др.);

*Экологический мониторинг почв (по засоленности, наличию тяжелых металлов, рН и др.).
11.Каковы прогнозы экологического состояния окружающей среды в будущем? (2час.)

11.1. Что изучает футурология?

11.2. Каковы основные прогнозы и сценарии будущего по данным современной науки (ведущих футурологов и специалистов Римского клуба )?

11.3.В чем основной смысл концепции устойчивого развития человечества?

Понятие футурологии. Возникновение Римского клуба (1968г.). Глобальное моделирование (модель Дж.Форрестера). Первый отчет Римскому клубу (работа Д.Медоуза и др. «Пределы роста»). Обзор работ Римского клуба. Вклад российских ученых в развитие теории моделирования биосферных процессов (Н.Н.Моисеев, С.С.Шварц, М.И.Будыко, Ю.А.Израэль, С.П.Капица и др.).

Концепция устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие как этап коэволюции общества и природы. Повестка дня на ХХ1 век ( Рио-де-Жанейро, 1992г.) , Резолюция Всемирного саммита «Рио+10»

( Йоханнесбург, 2002 г.) как стратегические документы будущего тысячелетия.



Тематика семинара:

*Стратегический план развития Вашего региона (города, территории) на основе интеграции его экологический, экономических, социальных и культурологических составляющих.


12.Как Вы оцениваете экологическое состояние своего региона

( города, территории )? ( 2 час.)

12.1.Каковы основные критерии и показатели экологической оценки состояния окружающей среды конкретного региона?

12.2.Как можно кратко оценить состояние окружающей среды Вашего региона?

Данный модуль программы состоит как бы из двух частей: подготовительной и рабочей. В подготовительной части, которая выполняется как домашнее задание отдельного учащегося или группы учащихся , изучается экологическая информация по состоянию факторов окружающей среды в данном регионе (территории, районе ). Рабочая часть модуля реализуется в форме выездного занятия ( на базе районного природоохранного центра, близрасположенного парка, сада, сквера, пришкольной территории и др.).

Во время данного занятия (экскурсии, практикума, прогулки) учащиеся должны представить проект по оценки и анализу экологического состояния своей территории и варианты собственного участия в улучшении ее экологической ситуации.
13.Как взаимосвязаны экологические и экономические проблемы?

( 2час.)

13.1.Что означает единство корня «экос « в словах «экономика» и «экология»?

13.2. Что изучают такие научные области знания как природопользование и экономика природопользования?

13.3.В чем смысл закона народонаселения Т.Мальтуса?

13.4.Как можно провести экологическую экспертизу проекта или программы?

13.5.Что означает экологический менеджмент, экологический маркетинг, экологический аудит?

Интеграция экологических,экономических и социальных аспектов окружающей среды. Природопользование и экономика природопользования. Природно-ресурсная и экологическая проблемы: взгляд экономистов ( от прошлого до настоящих дней ). От закона народонаселения Т.Мальтуса (1798г.) до Резолюции Международного саммита в Йоханнесбурге ( 2002г.). Экономика природопользования как наука о выборе и принятии решений. Основные принципы экономики природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза проектов и программ. Экологический менеджмент. Экологический маркетинг. Экологический аудит.



Тематика семинара :

*Анализ результативности различных стран в решении глобальных экологических проблем ( глобального экологического кризиса ).

*Проведение экологической экспертизы какого-либо проекта или программы.
14. Как Вы определяете «экологическую культуру человека»? (2 часа)

14.1.Чем должен владеть человек для своего экологически грамотного поведения?

14.2.В чем смысл понятий «нравственный и экологический императивы»?

14.3.Какие общественные международные и отечественные организации известны сегодня?

Различные подходы к трактовке понятия « экологическая культура «

(И.Д.Зверев, Д.С.Лихачев, С.Н.Глазачев, И.Т.Суравегина и др.). Слагаемые экологической культуры : сознание, мышление, мировоззрение, деятельность, выбор и ответственность. «Человеческие качества « А.Печчеи. Нравственный императив Н. Н. Моисеева. « Экология культуры « Д.С.Лихачева.

Экологическое образование и просвещение в развитии экологической культуры человека. Формальное и неформальное экологическое образование. Международные и отечественные общественные экологические организации и движения .



Тематика семинара:

* «Экологический манифест» Н.Ф.Реймерса.

*Экологический кодекс культурного человека.


15. Итоговая диагностика ключевых компетентностей учащихся в области проблем экологии (1час).

Система контрольных заданий, вопросов, тестов, проблемных ситуаций , которые в совокупности дают представление о формировании ключевых компетентности (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности ; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности ;

компетентность в бытовой сфере ; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.).

Рекомендуемая литература:

*Алексеев С.В. Экология (учебное пособие для учащихся\ 9 классов ) , СПб., 1997.

*Алексеев С.В. Экология (учебное посчобие для учащихся 10-11 классов ). СПб., 1997.

*Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология – 9 , учебник, М.-1995.

*Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России., М.- 1995.

*Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии.(учебник ,М.- 1996.

*Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Экология (учебное пособие для учащихся старших классов ). М.- 1998.

*Практикум по экологии ( под редакцией С.В.Алексеева ), М.-1996.

*Алексеев С.В. Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология : дидактичесчкие информационно-развивающие задания для школьников. СПб.- 1999.

*Алексеев С.В., Красновидова С.С. Рабочая тетрадь по экологии. СПб.- 2000.

*Россия в окружающем мире – 2002 : Ежегодный сборник. М.- 2002.

*Урсул А.Д.Концепция устойчивого развития ( понятие устойчивого

развития ) // Биология в школе .-2002.-№1, С.2-5.

*Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге / под редакцией С.В.Алексеева, СПб.-2002.







База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка