Программа для учреждений общего среднего образования, с белорусским и русским языками



Скачати 394.77 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір394.77 Kb.
ПРОГРАММА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, С БЕЛОРУССКИМ И РУССКИМ ЯЗЫКАМИ

ОБУЧЕНИЯ С 11-ЛЕТНИМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»(I-IX КЛАССЫ)
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество вызвало необходимость своевременной подготовки людей к новым условиям жизни и профессиональной деятель­ности в высокоавтоматизированной информационной среде; необходимость обучения их самостоятельно действовать в этой среде и эффективно использовать ее возможности. Начало этому процессу должно быть положено уже в школе. Освоение обще­образовательных программ должно идти параллельно с изуче­нием основ информационной культуры.

Предлагаемая программа будет способствовать учебной и самообразовательной деятельности школьника, удовлетворению его культурных и творческих потребностей, социализации лич­ности в целом.

Освоение программы учащимися 1—9 классов рассчитано на 31 учебный час и предусматривает получение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Основная цель программы — содействие процессу образо­вания и творческого развития учащихся. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных зна­ний, но и на воспитание национального самосознания.



Задачами программы являются: знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации; освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обу­чения задачами; овладение методами аналитико-синтетической переработки информации; изучение и практическое использо­вание технологии подготовки и оформления результатов само­стоятельной учебной и научно-исследовательской работы; ис­пользование информационно-поисковых систем в традиционной форме и электронной версии; применение в самостоятельной учебной деятельности учащихся современных информационных технологий.

Для проведения занятий с учащимися наряду с традици­онными предлагается использование интерактивных форм и методов работы, аудиовизуальных средств подачи материала и мультимедиа.

Реализация этого проекта осуществляется в рамках факультативных занятий. Занятия проводятся библиотекарем в условиях биб­лиотеки, которая является информационным центром школы.

Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастной психологии учащихся.

На каждом этапе обучения школьники получат необходи­мый объем знаний и умений.

Учащиеся /—IV классов будут иметь понятие о библиотеке и ее предназначении; познакомятся с историей возникновения библиотек и книгоиздания; смогут определять примерное со­держание книги, опираясь на ее основные элементы; научатся определять виды изданий; целенаправленно выбирать и читать художественную, научно-познавательную, справочную литера­туру и периодические издания для детей, подбирать книги в открытом доступе, а также используя книжные выставки и тематические полки; познакомятся с понятием «библиография» и ее назначением; приобретут навыки пользования каталогами и различными типами библиографических указателей.

Учащиеся VVII классов усовершенствуют умения пользо­ваться справочной литературой и различными видами биб­лиографических пособий; получат знания о научно-популярных изданиях; овладеют методами работы с книгой и способами переработки первичных документов; приобретут навыки вни­мательного и вдумчивого чтения; познакомятся с использо­ванием информационных технологий в библиотеке; расширят знания об истории развития просветительства в Беларуси и о значении библиотек в этом процессе.

Учащиеся VIIIIX классов получат знания об основных информационно-поисковых системах; смогут осуществлять самостоятельный поиск информации в онлайновых каталогах и базах данных; научатся выделять из информационного потока нужные документы, анализировать и критически оценивать их; познакомятся с правовыми аспектами информационного поведения личности, овладеют коммуникативными навыками, получат понятия об использовании информационных ресурсов основных фондохранилищ страны.

Завершение курса программы даст возможность старшеклассникам, обладающим знаниями и навыками информационной культуры стать независимыми пользователями информационно-образовательной среды.

Для подведения итогов каждого года обучения рекоменду­ется проведение интегрированных уроков и массовых меропри­ятий, на которых учащиеся смогут применить знания по информационной культуре в ходе учебной практики.



I КЛАСС (2 ч)
Тема 1. «Волшебный мир библиотеки» (1ч)
Знакомство с библиотекой.

Основные библиотечные понятия: «библиотекарь», «чита­тель», «формуляр читателя», «книжная полка», «ящик для выбора книг».

Библиотека и читатель: как записаться в библиотеку; пра­вила пользования библиотекой.

Формы работы: беседа, литературная игра-викторина с эле­ментами театрализации, книжная выставка.
Тема 2. «Твой друг — книга» (1 ч)
Значение книги и чтения в жизни человека.

Понятие о библиотечном фонде: разнообразие тематики, жанров и форм печатных изданий.

Элементы книги: обложка, корешок, страницы.

Правила обращения с книгой и гигиена чтения.

Приемы мелкого ремонта книги.

Формы работы: беседа у выставки «Книги просят защиты», ролевая игра, кукольный спектакль.
II КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Поиск книг ведут ученики» (1 ч)
Открытый доступ к книжному фонду библиотеки.

Порядок расстановки книг в фонде (место книг различной тематики и жанров).

Понятия: «книжный стеллаж», «полочный разделитель», «закладки».

Помощники в выборе книг: книжная выставка, тематиче­ская полка.

Первое знакомство с каталогом: каталожный ящик, ката­ложная карточка.

Многотемный иллюстрированный каталог.

Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме.

Формы работы: беседа, ролевая игра «Найди книгу», практикум.
Тема 2. «Книжкины подсказки» (1 ч)
Навык определения примерного содержания книги по ос­новным элементам: титульный лист, содержание, иллюстрации.

Знакомство с понятиями «автор», «художник-оформитель».

Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге.

Писатели — художники детских книг (Юрась Алісевіч, Е. Ча­рушин,

В. Сутеев).

Формы работы: урок-обсуждение, выставка — конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творче­ства «Мастерим книгу сами».
Тема 3. «Кто стучится в дверь ко мне?..» (1 ч)
Понятие о периодической печати.

Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг.

Создатели газет и журналов: журналист, корреспондент, редактор.

Республиканские детские периодические издания («Вясёлка», «Раніца», «Мишутка», «Зорька», «Детская газета» и др.).



Формы работы: беседа, игра-путешествие, ролевая игра, об­зор, выставка — просмотр периодических изданий, презентация детской газеты или журнала.
III КЛАСС (3ч)
Тема 1. «Библиотеки всякие нужны,

библиотеки всякие важны» (1ч)
Понятие о видах библиотек: массовые, детские, специальные. Первые школьные библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека Беларуси — главная библиотека страны.

Понятие о структуре библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище.



Формы работы: рассказ, беседа, видеопросмотр, экскурсия.
Тема 2. «Почемучкины книжки» (1 ч)
Понятие о научно-познавательной литературе.

Разнообразие научно-познавательных книг.

Творчество известных писателей — популяризаторов науки (А. Зубей, А. Наварыч, С. Зуёнак, Л. Чумакоў, А. Скуратов,С. Тарасаў, У. Ягоўдзік, В. Бианки, Н. Сладков, Ю. Дмитриев, Б. Житков и др.). Отличие научно-познавательной литературы от художественной.

Серийные издания научно-познавательной детской книги и их оформление.



Формы работы: беседа, книжная выставка, игра-викторина, просмотр изданий.
Тема 3. «Великие изобретения человечества» (1ч)
Изобретение бумаги.

Изобретение письменности.

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

Изобретение печатного станка (Иоганн Гутенберг).



Формы работы: беседа, урок-визуализация.

IV КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Что? Где? Когда?» (2ч)
Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, справоч­ники, словари.

Расположение информации в справочных изданиях.

Начальные понятия о библиографии ее назначении.

Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, вспомогательные указатели, рекомендательные списки.

Компьютер в библиотеке: знакомство с электронными спра­вочниками и энциклопедиями.

Формы работы: беседа, выставка-просмотр, игра-викторина.
Тема 2. «Во глубине веков: из истории библиотек» (1ч)
Возникновение библиотек в государствах древнейших циви­лизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья.

Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.

Понятие о рукописной книге.

Формы работы: беседа, мультимедийная презентация, видеопросмотр, интегрированный урок.
V КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» (2 ч)
Просветители земли белорусской: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, Сымон Будный, Василий Тяпинский.

Инкунабулы — первые печатные книги.

Книга книг — Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной библиотеки Беларуси.

Искусство оформления книги.

Появление «Букваря» и первых детских книг.

Формы работы: беседа, урок-визуализация, книжная выстав­ка, экскурсия.
Тема 2. «Вдумчивый читатель» (2 ч)
Углубление знаний о справочном аппарате книги: аннотация, предисловие, послесловие, комментарии.

Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней.

Способы чтения: визуальный просмотр, выборочное чтение, полнотекстовое чтение.

Составление отзыва на прочитанную книгу.

Ведение читательской картотеки, дневника.

Формы работы: беседа, практикум.
VI КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «В царстве книжном очутиться,

да чтоб там не заблудиться» (2 ч)
Формирование представления о структуре справочно-поискового аппарата библиотеки: алфавитный каталог, система­тический каталог, электронный каталог.

Использование каталогов для поиска информации.

Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки.

Понятие о шифре книги и его назначении.

Понятие о выходных данных книги: год и место выпуска издания, название издательства. Связь систематического ката­лога с расстановкой книг на полках.

Формы работы: беседа, ролевая игра, викторина-поиск, практикум.
Тема 2. «С информацией на "ты"» (2 ч)
Использование новых информационных технологий в биб­лиотеке.

Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM.

Поиск информации на CD и ее копирование.

Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования.

Понятие об Интернете. История создания Интернета.

Безопасная работа учащихся в Интернете.



Формы работы: беседа-консультация, практикум, час само­образования.
VII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «За страницами учебника» (1 ч)
Научно-популярные книги для подростков.

Основные жанры и виды: биографические очерки, мему­ары, публицистические произведения.

Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика.

Использование научно-справочного аппарата книги.

Способы чтения научно-популярной литературы.

Научно-популярные периодические издания для подростков («Мир животных», «Переходный возраст», «Лесавік», «Юный эрудит», «Юный натуралист»).



Формы работы: беседа-практикум, лекция-обзор, интегри­рованный урок.
Тема 2. «От поиска к познанию» (2 ч)
Библиография как наука.

Система картотек, их разнообразие.

Библиографические указатели: универсальные, отраслевые, тематические, персональные, предметные, систематические и др.

Справочная литература: энциклопедии универсальные и отраслевые, справочники и словари.

Научно-справочный аппарат книжного издания и его исполь­зование.

Электронные тематические базы данных (БД).

Информация на сайте в Интернете.

Формы работы: беседа-диалог, деловая игра-поиск.
Тема 3. «Искусство читать это искусство мыслить» (1ч)

Цель чтения. Современные технологии чтения.

Виды памяти и приемы запоминания.

Рациональные приемы работы с книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый.



Формы работы: урок-практикум, конкурс чтецов.
VIII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «А ларчик просто открывался...» (1 ч)
Понятие об информационном запросе.

Алгоритм формирования библиографического запроса: адрес­ного, фактографического, тематического.

Последовательность проведения розыска информации. Критическая оценка найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска.

Формы работы: практикум, библиотесты.
Тема 2. Сквозь информационный поток: поиск, анализ,

фиксирование (2 ч)
Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис, рецензия. Способы аналитико-синтетической переработки текста.

Библиографическое оформление цитат.

Правила цитирования источников на различных носителях.

Формы работы: беседа-практикум, библио-ринг, интегриро­ванный урок.

Тема 3. Культура использования информации (1 ч)


Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА.

Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация — общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность.



Формы работы: лекция-диалог.

IX КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (2 ч)
Понятие об основных фондохранилищах информационных ресурсов страны:

Национальная библиотека Беларуси;



  1. Президентская библиотека Республики Беларусь;

  2. Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа;

  3. Библиотека Национальной академии наук Беларуси;

  4. Республиканская научно-техническая библиотека;

  5. Республиканская научно-медицинская библиотека;

  6. Белорусская сельскохозяйственная библиотека;

  7. Научно-педагогическая библиотека;

  8. фундаментальная библиотека БГУ.

Выдающиеся библиотеки мира: Национальная библиотека России, библиотека Конгресса США (Вашингтон).

Возможности доступа к ресурсам основных книгохранилищ.

Понятие об электронной и виртуальной библиотеках.

Формы работы: мультимедийная презентация, экскурсия.
Тема 3. Информационная эвристика (2ч)

Использование Интернет-технологий в учебной и творческой деятельности школьнника.

Поиск информации в Интернете.

Информационные поисковые системы: Yandex, Rambler, Google и др.

Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источ­ники тематического поиска.

Каталоги библиотек в сети Интернет. Поиск в онлайновых каталогах и базах данных. Поиск по автору, заглавию, ключевым словам, году издания и т. д. Полнотекстовые БД.



Формы работы: экспресс-информация, мультимедийная пре­зентация, практикум.

Литература





  1. Алейнік, Г. Н. Нацыянальная бібліятэка Беларусі як носьбіт культурнай спадчыны : вытокі, сучаснасць / Г. Н. Алейнік // Бібл. свет. - 2002. - № 3. – С. 5-8.

  2. Альшэўская, Н. У. Развіццё пачуцця самасвядомасці грамадзяніна-беларуса на ўроках роднай мовы i літаратуры ў вучняў старэйшых класаў. - Мн. : ЗАТ Адукацыя, 1998. – 189 с. - Бібліягр. : с. 172-189.

  3. Ананьева, Л. Читаем книжки от форзаца до сноски : урок в 5 кл. / Л. Ананьева // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2002. - № 4. - С. 11.

  4. Андреев, О. А. Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. И. Хромов. - Мн. : Універсітэцкае, 1987. - 203 с.

  5. Андрейчук, И. Ф. Незаменимые помощники — словари : план-конспект урока библ.-библиогр. знаний для 4 кл. / И. Ф. Андрейчук // Б-ка прапануе. - 2001. - № 2. - С. 18.

  6. Арлоў, У. Таямніцы Полацкай гісторыі / У. Арлоў. - 2-е выд., дап. - Мн. : Полымя, 2002. - 464 с. : іл.

  7. Арлоў, У. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862—1918) : падзеі, даты, іл. / У. Арлоў, Г. Сагановіч. — 2-е выд. — Вільня : Наша будучыня, 2000.

  8. Артемова, Т. Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста : лекция / Т. Н. Артемова; Моск. Гос.

ин-т культуры. - М., 1989. - 32 с.

  1. Батвіннік, М. Б. Азбука на ўсе часы / М. Б. Батвіннік. - Мн. : Беларус. навука, 2003. - 288 с. : іл.

  2. Батчелор, М. Открывая Библию / М. Батчелор. - М. : Рос. библейск. об-во, 1998. - 93 с.

  3. Библия в пословицах и поговорках. - М. : Троицк. слово, 2000. - 76 с.

  4. Библиография : учеб. пособие для студентов / Бел. гос. технол. ун-т; авт.-сост. 3. М. Клецкая. - Мн. : БГТУ, 2004. - 319 с.

  5. Бирюкова, Л. М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой! : пособие для педагогов и воспитателей общеобразоват. шк. / Л. М. Бирюкова. - Мн. : Беларусь, 2003. - 111 с. : ил.

  6. Ботвинник, М. Б. Откуда есть пошел букварь / М. Б. Ботвинник. - Мн. : Выш. шк., 1983. - 198 с. : ил.

  7. Бутрамееў, У. Вялікія i славутыя людзі Беларускай зямлі / У. Бутрамееў. - Мн. : Беларус. энцыкл., 1996. - 101 с.

  8. Глухов, А. В царстве клинописи / А. Глухов // Судьбы древних библиотек. - М., 1992. - С. 4-18.

  9. Власова, Е. Библиотечные каталоги : библ. урок / Е. Власова // Шк. б-ка. - 2001. - № 7. - С. 40-43.

  10. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. - СПб. : Профессия, 2002. - 352 с. : ил.

  11. Гарошка, Л. Святая Еўфрасіння-Прадслава, патронка Белаpyci : нарыс жыцця i дзейнасці, арт. / Л. Гарошка. - Мн. : Маст. літ., 1996. - 124 с. : ил. - (Галасы беларускага замежжа).

  12. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура : альтернатива или единство : (результат рос. исслед.) / Н. И. Гендина // Шк. б-ка. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

  13. Глухов, А. Судьбы древних библиотек : науч.-худож. очерки / А. Глухов. - М. : Либерия, 1992. - 159 с. : ил.

  14. Глухов, А. А. Мудрые книжники Древней Руси (от Ярослава Мудрого до Ивана Федорова) : науч.-худож. очерки / А. А. Глухов. - М., 1997. - С. 100-104.

  15. Глухов, А. «...Звучат лишь письмена» / А. Глухов // Судьбы древних библиотек : науч.-худож. очерки. - М., 1992. - С. 76-87.

  16. Голубева, Е. К. Как составить реферат : памятка для старшекл. / Е. К. Голубева // Шк. б-ка. - 2004. - № 2. - С. 12-13.

  17. Голубева, Е. К. Информационная культура школьников / Е. К. Го­лубева // Б-ка. - 2005. - № 10. - С. 44-49.

  18. Грымаць, А. Фарміраванне маральных ідэалаў школьнікаў : манагр. - Мн. : Геомант, 2000. - 447 с.

  19. Гузанаў, В. Л. Адысеі з Беларусі : дак. аповесць / В. Л. Гузанаў. - Мн. : Полымя, 1993. - 309 с. : іл.

  20. Дом мудрости : хрестоматия для школьников сред. и ст. возраста / авт.-сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская; худож. А. Е. Григорьев. - М. : Либерия, 1996. - 38 с.

  21. Жук, Л. Художники рисуют книжки Геннадия Снегирёва : урок библ.-библиогр. грамотности по теме «Струк­тура книги» / Л. Жук // Б-ка прапануе. - 2002. - № 1. - С. 27-29.

  22. Захаренкова, Н. Игра — проверочный урок : увлекат. биб­лиогр. : сценарий / Н. Захаренкова // Б-ка. - 2002. - № 1. - С. 65-66.

  23. Збаровская, Н. В. Интернет в профессиональном сознании библиотекарей : доклад на конф. «Крым-2002» / Н. В. Зба­ровская // Шк. б-ка. - 2002. - № 7. - С. 27.

  24. Збаровская, Н. В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитац. моделирования / Н. В. Збаровская. - СПб. : Про­фессия, 2002. - 94 с. - (Библиотечный практикум).

  25. Зимина, С. Как превратить скучную библиографию в сказку / С. Зимина // Б-ка. - 1997. - № 7. - С. 20.

  26. Из тьмы веков светлеющие лики / сост. Ю. Я. Гуртовенко, Г. И. Улевич. - Мн. : Беларусь, 1994. - 192 с. : ил.

  27. Ілюстрацыі. - 2-е выд. - Вільня : Наша будучыня, 2000. - 223 с. : іл.

  28. Казбярук, У. Францішак Скарына : навук.-папул. нарыс / У. Казбярук; маст. Л. Рудакоўская. - Мн. : Маст. літ., 2003. - 174 с.

  29. Клочкова, В. На приеме у доктора Нервистраничкина : библ. урок-сценка для малышей / В. Клочкова // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2002. - № 4. - С. 10.

  30. Клышка, А. К. Букварь : страницы и уроки : учеб.-метод, пособие / А. К. Клышка. - Мн. : Нар. асвета, 1999. - 112 с.

  31. Клышка, А. К. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кніга / А. К. Клышка; маст. А. Жыгоцкая. - Мн. : Полымя, 1995. - 96 с. : іл.

  32. Краткий справочник школьного библиотекаря / под общ. ред. Г. И. Поздняковой. - СПб. : Профессия, 2001. - 352 с.

  33. Краўчанка, П. К. Абраннікі вечнасці / П. К. Краўчанка. - Мн. : Беларусь, 1999. - 142 с.

  34. Лаари, Д. Мультимедийная информация и библиоте­кари : значение терминов / Д. Лаари; пер. с фр. И. В. Чадновой // Библиотековедение. - 2004. - № 5. - С. 36-42.

  35. Леончыкаў, В. Е. Тлумачальны слоўнік бібліятэчных i бібліяграфічных тэрмінаў / В. Е. Леончыкаў, Л. А. Дзямешка, Р. I. Саматыя. - Мн. : Выш. шк., 2003. - 224 с.

  36. Лернер, П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : советы работающим над рефератом / П. Лернер // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2003. - № 1. - С. 9.

  37. Лукашенко, А. Г. Государство и творческая личность : лекция Президента Респ. Беларусь в Бел. гос. акад. искусств 15 мая 2003 г., Минск / А. Г. Лукашенко. - Мн. : БГАИ, 2003. - 72 с.

  38. Макарова, А. «Мы путешествуем с друзьями по словарям» : игра / А. Макарова // Шк. б-ка. - 2000. - № 3. - С. 31.

  39. Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт. эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. - Мн. : Полымя, 1996. - Кн. 1. - 511 с.

  40. Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт. эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. - Мн. : Полымя, 1997. - Кн. 2. - 526 с. : іл.

  41. Мелкова, Н. П. Его величество «Чистое слово» в эпоху инфор­мационно-коммуникационных технологий / Н. П. Мелкова // Шк. б-ка. - 2005. - № 7. - С. 25-32.

  42. Мельнікаў, А. А. Кірыл, епіскап Typaўcкi : жыццё, спадчына, светапогляд / А. А. Мельнікаў. - 2-е выд. - Мн. : Беларус. навука, 2000. - 462 с.

  43. Мінчэня, Т. Н. Захавальніца інтэлектуальнай спадчыны : да 75-год. НББ / Т. Н. Мінчэня // Бібл. свет. - 1997. - № 3. - С. 30.

  44. Нравственное воспитание личности : учеб.-метод, рекомендации / Брест, гос. ун-т им. А. С. Пушкина; сост. 3. С. Левчук и др. - Брест : БрГУ, 2002. - 43 с.

  45. Петрова, О. Структура книги. Твои первые энциклопедии. Периодика для младших школьников : разработки библ. уроков / О. Петрова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 41-47.

  46. Пилко, И. С. Основы библиотечной технологии : учеб.-метод, пособие / И. С. Пилко. - М. : Профиздат, 2003. - 175 с. : табл. - (Современная библиотека; вып. 26).

  47. Поиск информации в библиотеках : метод, рекомендации. - М., 1993. - 53 с.

  48. Полевина, Е. В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми / Е. В. Полевина. - М. : Шк. б-ка, 2003. - 208 с. - (Проф. б-ка шк. библиотекаря : прил. к журн. «Шк. б-ка». Сер. 1; вып. 6).

  49. Полевина, Е. В. Методика работы с иллюстрацией и литератур­ными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями-под­ростками / Е. В. Полевина // Шк. б-ка. - 2004. - № 5. - С. 43-52.

  50. Прохоров, А. От ARPAnet до INTERnet (краткая история интернета) / А. Прохоров // Компьютер Пресс. - 2000. - Февр. - С. 9-17.

  51. Рошчына, Т. Аддзел рукапісаў, рэдкай кнігі i старадрукаў НББ / Т. Рошчына // Бібл. свет. - 1997. - № 1. - С. 18-20.

  52. Русские библиотеки и их читатель : из истории рус. культуры эпохи феодализма : сб. / под ред. Б. Б. Пиотровского, С. П. Луппова. - Л. : Наука, 1983. - 251 с.

  53. Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI—XIX веков : сб. науч. тр. / БАН СССР. - Л. : БАН, 1979. - 172 с.

  54. Рябкова, А. Периодика для младших школьников / А. Рябкова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 45-47.

  55. Рябова, Н. Твои первые энциклопедии / Н. Рябова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 45-46.

  56. Саверчанка, I. В. Сымон Будны - гуманіст i рэфарматар / I. В. Саверчанка; маст. М. А. Бушын. - Мн. : Універсітэцкае, 1993. - 221 с.

  57. Симонович, С. В. Занимательный компьютер : кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. - 368 с. - (Занимательные уроки).

  58. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны : зб. Вып. 2 / уклад. У. Гілепа [i інш.]. - Мн. : БФК, 2003. - 384 с.

  59. Слуховский, М. И. Русская библиотека XVI—XVII вв. / М. И. Слуховский. - М. : Книга, 1973. - 250 с.

  60. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев [и др.]. - СПб. : Профессия, 2002. - 528 с.

  61. Степанов, В. К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. — 2001. - № 1. - С. 71-75.

  62. Столяров, Ю. Первые древнерусские школьные библиотеки: к 900-лет. со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102—1173) / Ю. Столяров // Шк. б-ка. - 2001. - № 8. - С. 3-5.

  63. Утевская, П. В. Слов драгоценные клады : рассказы о письменности / П. В. Утевская; пер. с укр. М. Ф. Мусиенко, Р. И. Рубин­штейн; предисл. и науч. ред. Р. И. Рубинштейн; худож. В. Л. Освер. - М. : Дет. лит., 1985. - 191 с. : фотоил.

  64. Фролова, Ю. Н. Играем в библиотеке : методика и описание развивающих и развлекат. игр для детей всех возрастов / Ю. Н. Фро­лова. — М. : Чистые пруды, 2006. - 29 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе / под общ. ред. О. Громовой; вып. 1).

  65. Штурманы книжных морей : день библиографии ОДБ г. Новосибирска // Б-ка прапануе. - 2002. - № 1. - С. 15-16.

  66. Юмашева, Ю. Ю. Медиатека — библиотеке / Ю. Ю. Юмашева // Библиотековедение. - 2004. - № 5. - С. 51-56.

  67. Ясева, Н. Ю. Воспитание любви к близким средствами живо­писи и графики : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Ю. Ясева. - Мн. : Беларусь, 2000. - 64 с. : ил.

  68. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание = Бiблiяграфiчны запiс. Бiблiяграфiчнае апiсанне : общ. требования и правила сост. / Евраз. совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). - Изд. офиц. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-11-01. - Мн. : Госстандарт Респ. Беларусь, 2004. – 48 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

  69.  ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления : межгос. стандарт введен с 1 июля 2001 г. - Впервые; введ. 2001-01-07. - Мн., 2000. – 8 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). 

  70. СТБ ГОСТ 7.0-2004. Iнфармацыйна-бiблiятэчная дзейнасць, бiблiяграфiя = Информационно-библиотечная деятельность, библиография : тэрмiны i азначэннi. - Выд. афiц. - Взамен ГОСТ 7.0-84 и ГОСТ 7.26-80; введ. 2005-03-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2004. - 35 с. - (Сiстэма стандартаў па iнфрамацыi, бiблiятэчнай i выдавецкай справе).

  71. СТБ ГОСТ 7.60-2005. Выданнi. Асноўныя вiды = Издания. Основные виды : тэрмiны i азначэннi / Нац. кн. палата Беларусi. - Выд. афiц. - Взамен СТБ. 60-93; введ. 2005-08-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2005. - 54 с. - (Сiстэма стандартаў па iнфармацыi, бiблiятэчнай i выдавецкай справе).


Ресурсы Интернета

Русскоязычные каталоги и поисковые системы

  1. Aport http://www.aport.ru/

  2. Yandex http://www.yandex.ru/

  3. Turtle http://www.turtle.ru/



Англоязычные каталоги и поисковые системы

  1. Yahoo! http://www.yahoo.com/

  2. Open Directory http://dmoz.org/

  3. Google http://www.google.com/

  4. All the Web http://www.alltheweb.com

  5. Altavista http://www.altavista.com/


Электронные справочные ресурсы


  1. Рубрикон http://www.rubricon.ru

  2. Справочные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» http:// www.km.ru


Сайты и каталоги библиотек Беларуси

  1. Белорусская библиотечная ассоциация http://www.bla.by/

  2. Национальная библиотека Беларуси (НББ) http://natlib. org.by/

  3. Имидж-каталог Национальной библиотеки Беларуси http://image. nacbibl. org.by

  4. Электронный каталог Центральной научной библиотеки НАН Беларуси http://libcat.bas-net.by/

  5. Президентская библиотека Республики Беларусь http:// www.preslib.org.by/

  6. Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ) http://
    www.belal.minsk.by

  7. Библиотека Белорусского государственного педагогического уни­верситета им. Максима Танка http://www.bspu.unibel.by/pages/library

  8. Республиканская научная медицинская библиотека http:// www. rsml. med .by/index. html

9.Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) http: //г ntb.org.by


  1. Научно-педагогическая библиотека Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь http:/libr.edu.by/

  2. Фундаментальная библиотека БГУ (ФБ) http://www.library.bsu.by/

  3. Витебская областная библиотека http://www.lib.Vitebsk. net/

  4. Научная библиотека ГрГУ им. Янки Купалы http://www.grsu.by/

  5. Могилевская областная библиотека (BLR) http://www.mlib. basnet.by/


Сайты библиотек России


  1. Российская Государственная библиотека (РГБ) http://www.rsl.ru/

  2. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

  3. Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН http://www. benran.ru/

  4. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) http://www.gpntb.ru/

  5. Российская национальная библиотека (РНБ) http://www.nlr.ru/

  6. Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) http://www.shpl.ru/

  7. Всероссийская государственная библиотека иностранной лите­ратуры http://www.libfl.ru/

  8. Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ) http: //www. gopb. ru/

  9. Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ) http://www.liart.ru/

  10. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова (НБ МГУ) http://www.lib.msu.su/

  11. Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru/


Сайты и каталоги зарубежных библиотек

  1. Национальная библиотека Великобритании The British Library http://www.bl.uk/

  2. Национальная библиотека Германии Die Deutsche Bibliothek
    http://www.ddb.de/

  3. Национальная библиотека Польши Biblioteka Narodowa w
    Warszawie http://www.bn.org.pl/

  4. Национальная библиотека Франции Bibliothe'que nationale de
    Prance http://www.bnf.fr/

  5. Каталог библиотеки Конгресса США The Library of Congress
    http://catalog.loc.gov/

  6. Каталог Национальной библиотеки Австралии http://ilms.nla.
    gov.au/webpac/

  7. Гарвардский университет Harvard University (США) http://
    www. harvard.edu/

  8. Бостонский университет Boston University (США) http://library.
    bu.edu/

  9. Кембриджский университет University of Cambridge (Англия)
    http://www.cam.ac.uk/

  10. Оксфордский университет University of Oxford (Англия) http:/
    /www.ox.ac.uk/

  11. Йельский университет Yale University (США) http://www.
    yale.edu/

  12. Калифорнийский университет University of California (США)
    http: //www. universityof calif ornia. edu/

  13. Стэнфордский университет Stanford University (США) http://
    www. Stanford. edu/

  14. Корнельский университет Cornell University (США) http://
    www. Cornell. edu/

  15. Университет Сорбонны de la. Sorbonne http://www. sorbonne.fr/

  16. Сводный каталог библиотек Калифорнийского университета http://melvyl.cdlib.org/

  17. Сводный каталог крупнейших университетов Англии и Ирландии СОРАС http://copac.ac.uk/copac/

  18. Сводный каталог библиотек Швеции LIBRIS http://www. libris.
    kb.se/english/quick.search.html

  19. Сводный каталог библиотек Бельгии http://opac.libis.be/F

  20. Сводный каталог библиотек Норвегии http://wgate.bibsys. no/
    search/pub?lang=E


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка