Программа для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке



Сторінка1/10
Дата конвертації18.04.2016
Розмір1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Русский язык

Программа

для общеобразовательных учебных
заведений с обучением на русском языке

5–9 классы

Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ


С
овременный курс русского языка в 5–9 классах — школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания, общения и воздействия.

Обучение русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на русском языке способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, её моральных и эстетических ценностей; расширению культурно­познавательных интересов учащихся, воспитанию у них уважения к традициям своего народа, толерантного отношения к культурным традициям других народов; становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности.

Основная цель обучения — формирование коммуникативной компетентности — свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.

Данная цель достигается в процессе формирования:

1) устойчивой мотивации изучения русского языка, воспитания чувства красоты и выразительности родного слова, уважения к государственному языку и языкам других народов;

2) речевой компетенции, включающей в себя знания о речи и речевые умения, предполагающей способность использовать языковые средства, лексический состав и грамматический строй языка для понимания чужих и создания собственных высказываний;

3) языковой компетенции, которая включает знания о системе языка, языковых единицах и нормах их употребления, а также базовые умения (лексические, грамматические, синтаксические, стилистические, орфоэпические, орфографические и пунктуационные и способность распознавать языковые единицы, определять их функции и употреблять в речи;

4) социокультурной компетенции, включающей знания о материальной и духовной культуре, о социальной структуре общества, его национальной специфике, о социальнокультурных стереотипах речевого поведения, предполагающей способность ориентироваться в социальных ситуациях, устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми;

5) деятельностной компетенции, предполагающей развитие умений организационной, познавательной и информационно­коммуникативной деятельности, развитие творческих способностей.

Наличие в программе теоретических сведений о языке и речи, нормах русского литературного языка и культуре речи обеспечивает выполнение поставленных задач.

Русский язык как учебный предмет содействует развитию познавательных интересов, творческих способностей, совершенствованию умений самостоятельно пополнять знания и повышать культуру речи.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся.

Воспитательные возможности курса русского языка обеспечиваются средствами учебного предмета, общими сведениями о русском языке (его происхождении, развитии и др.), воздействием личности учителя, рациональной организацией учебного процесса, дидактическим материалом, привлекаемым для занятий, тематикой устных и письменных высказываний учащихся.

Воспитание у школьников языкового эстетического вкуса, развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи осуществляется путем анализа изобразительно­выразительных средств текста.

Реализации цели и решению задач обучения русскому языку,
поставленных в программе, будет способствовать использование и разумное сочетание элементов современных подходов к изучению русского языка:

личностно­ориентированного (предполагающего отношение педагога к учащемуся как к личности, признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника, его возмож­ностей, становление самосознания учащегося);

коммуникативно­деятельностного (предусматривающего организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста);

когнитивно­коммуникативного (обеспечивающего совершенствование речевой деятельности учащихся во всех её видах на основе осознанного усвоения ими языковых явлений, фактов, правил);

социокультурного (предполагающего обучение языку не только как средству общения и познания, но и как средству приобщения к национальной культуре, овладение языком в неразрывной связи с изучением культуры; рассмотрение языка как основной формы хранения знаний о культуре русского народа и средства познания этих знаний);

деятельностного (предполагающего формирование общеучебных умений и навыков, умения анализировать, обобщать, находить, перерабатывать и использовать информацию, самостоятельно приобретать знания).

Программа строится в соответствии с психолого­дидактическими особенностями обучения учащихся основной школы и является продолжением пропедевтического курса русского языка в начальных классах. Для обеспечения преемственности учитель, работающий в 5–9 классах, должен знать Государственные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по русскому языку.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


С
одержание и структура программы соответствуют Государственному стандарту базового и полного среднего образования, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Украины от


23 ноября 2011 г. № 1392, в котором обозначены четыре содержательные линии обучения русскому языку: речевая, языковая,
социо­культурная и деятельностная.

Речевая линия содержания находит отражение в первом разделе «Сведения о речи. Виды речевой деятельности», языковой линии соответствует вторая часть «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления». Содержание социокультурной линии определено соответствующим разделом программы, а также представлено в темах «Введение», в разделах русского языка («Лексикология. Фразеология», «Синтаксис» и др.), в блоках тем «Общение», «Текст», «Типы и стили речи». Деятельностная линия нашла своё выражение в соответствующем разделе программы, а также в «Государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся».

Первая часть программы основной школы «Сведения о речи. Виды речевой деятельности» включает сведения об общении и речи, тексте и его основных признаках, о типах и стилях речи, а также перечень основных видов работ, соотнесенных с четырьмя видами речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение, письмо.

Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения)­понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в определенном классе.

Для активизации речевой деятельности школьников отдается предпочтение высказываниям, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями и чувствами, выразить пожелания, предположения, оценить происходящие события.

Вторая часть программы основной школы «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления» содержит общие сведения о языке, основные лингвистические понятия, сведения о языковых единицах и особенностях их функционирования, нормы русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации.

Для раскрытия социальной роли языка и воспитания толерантного отношения к другим языкам и их носителям в программу включены соответствующие темы в начале изучения курса языка в каждом классе.

Системные знания о языке являются основой сознательной работы над умениями пользоваться языком в речевой практике.

Особое внимание в программе уделено языковому материалу, который служит базой для формирования речевых умений, а также обеспечивает обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие их способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Сведения о стилистической роли языковых единиц сообщаются при изучении единиц языка.

Языковая линия обучения ориентирует учителя и на работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Важное познавательно­практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней (лексики и словообразования, словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, фонетики и орфографии, орфографии и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.). Это поможет учащимся осознать системный характер языка, увидеть специфику каждой изучаемой единицы, что является необходимым условием приобретения глубоких и прочных знаний.

При отборе сведений, относящихся к нормам литературного языка, учитываются наиболее распространенные в речи учащихся ошибки и недочеты, особенно те, которые характерны для русской речи в Украине.



Языковая линия содержания обучения построена в основном по линейному принципу, что соответствует логике системы языка. Линейность нарушается в таких случаях: в каждом классе во введении даются общие сведения о русском языке; в 5 классе в практических целях вводится раздел «Синтаксис и
пунктуация». Некоторые отступления от линейного принципа расположения программного материала имеют место и в разделе «Лексикология. Фразеология».

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно и параллельно с изучением тем по фонетике, составу слову, словообразованию, морфологии и синтаксису, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. В связи с тем, что действия учащихся при изучении орфографических и пунктуационных тем одинаковы, требования к уровню орфографической и пунктуационной подготовки нецелесообразно указывать после каждой такой темы. Они вынесены в дополнительное приложение 3 «Требования к уровню орфографической и пунктуационной подготовки учащихся».

Программа сопровождается рекомендуемым количеством часов на изучение разделов и тем. В начале программы каждого класса указано общее количество часов, в том числе и часы, отведённые на контрольные работы. На изучение тем «Введение» и «Повторение в конце учебного года» выделены специальные часы. Учитель имеет право корректировать распределение учебного времени в пределах разделов и тем.

Реализация социокультурной линии обучения способствует усвоению культурных и духовных ценностей своего и других народов, норм, которые регулируют социально­коммуникативные отношения между поколениями, нациями, обеспечивает эстетическое и морально­этическое развитие учащихся, формирование толерантной личности, способной понимать другую культуру.



Социокультурная линия предполагает осмысление учащимися проявления культурного фона в лексике и фразеологии, морфологии и синтаксисе, предусматривает интерпретацию текстов как знаковых произведений духовной деятельности, нацеливает на знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, изделиями декоративно­прикладного искусства. Доминирующая роль отводится формированию у учащихся готовности к эмоционально­чувственному восприятию и оценке культуроведческих текстов, умению анализировать семантику сравниваемых единиц, принадлежащих различным языкам.

Способствуют становлению социокультурной компетенции сведения о речевом этикете, стереотипах речевого поведения, отраженных в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

К числу важных приемов, позволяющих реализовать цели социокультурной линии обучения, относятся: социо­ и лингвокультурологический комментарий, социокультурные справки к использованным текстам, межъязыковое сопоставление, работа с лексико­семантическими и тематическими объединениями слов, наблюдения за живой речью, конкурсы творческих работ, дискуссии, деловые игры, защита проектов.

Для социокультурного развития учащихся используется дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова.

Приблизительное содержание социокультурной линии для всех классов дано в приложении № 1.

Деятельностная (стратегическая) линия обучения предполагает формирование у школьников общеучебных умений и навыков:

осмысливать структуру собственной познавательной деятельности: мотив­цель, план её осуществления, оценивание результата; самостоятельно определять цель собственной познавательной деятельности и обеспечивать её достижение (практически);

выполнять мыслительные действия: анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать языковые факты;

приводить нужные примеры, убедительные доказательства, делать выводы, критически оценивать воспринятую информацию, подбирать и соответствующим образом оформлять необходимый материал и т.п.;

самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками.

Деятельностная линия обеспечивает развитие навыков работы в парах, небольших группах с целью воспитания умения бесконфликтного взаимодействия.

Содержание деятельностной линии является основой для формирования у школьников информационной компетенции, обеспечивающей нахождение, переработку и использование информации. Основными источниками информации в процессе обучения являются тексты учебника, учебные книги, Интернет­ресурсы, а наиболее распространенным способом её извлечения — слушание, чтение.

Примерное содержание деятельностной линии дано в приложении № 2.

В программе заложены и указаны межпредметные связи, реализация которых на уроках русского языка будет способствовать углубленному пониманию изучаемых языковых явлений, развитию мышления и речи учащихся, расширению их кругозора.

5 класс

105 часов (97 учебных + 8 контрольных) — 3 часа в неделю


К­во

часов

Содержание учебного материала

Государственные требования

к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1

ВВЕДЕНИЕ




Язык — важнейшее средство общения, познания. Язык и речь

Ученик / ученица:

понимает роль языка и речи в жизни человека и общества

оперирует конкретными сведениями о языке и речи

обосновывает тезис: «Язык — важнейшее средство общения, познания»



27

I. СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9

Общение и речь




Общее представление об общении и речи. Ситуация общения: цель, тема, адресант, адресат, место (повторение).

Виды речевой деятельности (слушание — чтение, говорение — письмо).

Монологическая и диалогическая речь, устная и письменная речь

Качества хорошей речи: правильность, точность, последовательность, уместность, богатство и выразительность. Речевой этикет. Основные правила общения

Ученик / ученица:

имеет общее представление об общении и речи

знает основные составляющие ситуации общения, виды речевой деятельности, формы речи, качества хорошей речи

разграничивает монологическую и диалогическую, устную и письменную речь

знает и понимает основные правила общения

владеет речевым этикетом, качествами хорошей речи






Слушание

слушание­понимание художественного текста повествовательного характера


воспринимает на слух и понимает фактическое содержание текста с одного прослушивания, отвечает на вопросы по содержанию текста

формулирует и обосновывает тему и основную мысль текста

отвечает на вопросы по содержанию текста



Чтение

чтение­понимание художественного текста повествовательного характера



выразительно читает текст, соблюдая произносительные нормы

понимает фактическое содержание художественного текста

выделяет виды речи (монологическая/диалогическая) в тексте

определяет и формулирует тему и основную мысль текста, выражает свою оценку прочитанного

замечает в тексте проявление качеств хорошей речи, называет их, подтверждая примерами из текста



Говорение

подробный пересказ художественного текста повествовательного характера


составление и разыгрывание диалогов этикетного характера по данной ситуации общения



подробно пересказывает художественный текст, раскрывая тему и основную мысль, выражая своё отношение к содержанию и сохраняя качественные характеристики авторской речи


определяет структуру данной речевой ситуации

составляет и разыгрывает диалоги этикетного характера, следя за

логичностью, последовательностью, точностью и уместностью речи, употребляя формулы речевого этикета и соблюдая правила общения





Письмо

подробное изложение художественного текста повествовательного характера по плану, данному учителем


подробно пересказывает по данному плану художественный текст повествовательного характера

находит и исправляет недочёты, связанные с нарушением правильности, точности, последовательности, уместности, богатства и выразительности речи


8

Текст




Текст, его основные признаки: заглавие, тема и основная мысль текста, деление текста на абзацы

Средства связи предложений в тексте (повторение и углубление знаний)

Ученик / ученица:

понимает, что такое текст, и называет его основные признаки (возможность озаглавить, определить тему и основную мысль, связность)

понимает, что такое тема и основная мысль текста

знает и указывает средства связи между частями текста (повтор слов и однокоренных слов, синонимы, антонимы, тематическая группа слов)



Слушание

слушание­понимание научно­популярного текста



воспринимает на слух научно­популярный текст

формулирует и обосновывает тему и основную мысль текста

записывает по ходу слушания опорные слова



Чтение

чтение­понимание научно­популярного текста



читает научно­популярный текст

даёт толкование отдельных слов по контексту

анализирует заглавие, его соответствие теме или основной мысли

формулирует вопросы к логически завершённым частям текста

находит средства связи между предложениями и частями текста






Говорение

подробный пересказ художественного текста повествовательного характера (о случае из жизни)


составление диалога по данному началу и обобщённому содержанию


устное сочинение повествовательного характера на основе личного опыта

подробно пересказывает текст по самостоятельно составленному плану, раскрывая тему и основную мысль

сохраняет авторские средства выразительности и передает авторское отношение к изображаемым событиям
составляет и разыгрывает диалог по данному началу и обобщённому содержанию, привлекая информацию из прочитанных текстов и собственного опыта, соблюдая правила общения и речевой этикет

поддерживает диалог в учебной ситуации общения


самостоятельно отбирает материал для высказывания на заданную тему на основе наблюдений, жизненного опыта и выписок из прочитанных и прослушанных текстов

составляет план высказывания

создает повествовательный текст на основе личного опыта по самостоятельно составленному плану, подчиняя отбор фактического содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли


Письмо

подробное изложение художественного текста повествовательного характера по самостоятельно составленному плану


подробно излагает художественного текста повествовательного характера по самостоятельно составленному плану, соблюдая абзацы, раскрывая тему

при изложении текста сохраняет авторские языковые средства и передаёт авторское отношение к изображаемому

совершенствует написанное












10

Типы и стили речи




Типы и стили речи.

Повествование, описание, рассуждение.

Структурные особенности повествования, описания, рассуждения.

Общее представление о стилях речи, о сфере использования каждого из них.

Понятие о разговорном, научном, художественном стилях речи

Ученик / ученица:

знает типы речи и определяет их структурные особенности

имеет общее представление о наличии разных сфер человеческой деятельности и о соответствующих им стилях речи

понимает, какие области человеческой деятельности обслуживает разговорный, публицистический, научный, официально­деловой и художественный стили

понимает, какими качествами отличается речь разных стилей, определяет эти качества в речи


Слушание

слушание­понимание текста художественного стиля речи



прогнозирует тип и стиль речи по заглавию

определяет тип и стиль речи обосновывает соответствие заглавия типу речи

формулирует тему и основную мысль текста



Чтение

чтение­понимание повествовательного текста художественного стиля речи с элементами описания или рассуждения


читает текст, соблюдая нормы произношения

определяет тип и стиль текста, тему и основную мысль

находит в тексте элементы описания (предмета, животного или природы) и рассуждения

указывает структурные особенности повествования, описания, рассуждения








Говорение

подробный пересказ текста художественного стиля с элементами описания предмета (или животного)

составление диалога по заданной ситуации в разговорном стиле речи с элементами описания предмета или животного

подробно пересказывает художественный текст с элементами описания предмета (или животного) по самостоятельно составленному плану, сохраняя тип и стиль речи, авторские языковые средства


создаёт и разыгрывает диалог в разговорном стиле речи, включая реплики с элементами описания предмета или животного, употребляя выразительные средства языка

соблюдает правила речевого этикета






Письмо

подробное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами рассуждения и описания животного


сочинение­описание предмета или животного по картине
письмо и адрес

подробно излагает текст по самостоятельно составленному плану, сохраняя тип речи, композиционные особенности и авторские средства выразительности

совершенствует написанное
создаёт текст с элементами описания предмета или животного по картине по самостоятельно составленному плану, используя собранные материалы в соответствии с заданной речевой ситуацией

совершенствует написанное


пишет адрес получателя и отправителя на конверте

создаёт текст письма личного характера о случае из жизни, используя формулы речевого этикета

совершенствует написанное


Межпредметные связи: рассказ; роль в раскрытии темы и основной мысли художественного произведения элементов описания природы, животного, языковые средства создания выразительности речи, рассуждение о поступках литературных героев (литература); устное описание произведений живописи, изображающих предметы, пейзаж, животных (изобразительное искусство); особенности общения, традиций, быта разных народов; сходные речевые явления в русском и украинском языках (украинский язык)

42


ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка