Программа дисциплины «Юридическая психология»



Скачати 315.69 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір315.69 Kb.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Юридическая психология» для направления 40.03.01 подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет права

Программа дисциплины

«Юридическая психология»
для направления 40.03.01 «Юриспруденция» подготовки бакалавра

Автор программы:

e-mail: tatiana.pogodina@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры уголовного права и уголовного процесса

«___»____________ 2013 г

Зав. кафедрой Панченко П.Н.


Рекомендована секцией УМС «Право»

«___»____________ 2013 г

Председатель
Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний Новгород

«___»_____________2013 г.

Председатель Бухаров В.М.

Нижний Новгород, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.62. Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, изучающих дисциплину «Юридическая психология».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр»;

Образовательной программой по дисциплине «Общая и юридическая психология» для высших учебных заведений по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавров;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.



2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Общая и юридическая психология» являются усвоение студентами системы общих и специальных психологических знаний, позволяющих повысить эффективность и качество их профессиональной деятельности, учитывать психологические особенности личности в различных правоотношениях – гражданских, уголовных, уголовно-исполнительных и других.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимать физиологические основы психической деятельности;

- основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;

- психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;

- требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам;

- общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;

- психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации;

- психологические основы следственной и судебной тактики.



уметь:

- использовать психологические знания о личности, ее эмоционально-волевой сфере и психических состояниях, учитывать закономерности познавательных процессов в профессиональной деятельности;

- применять психологические знания для анализа информации,

- распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние

раздражители; управлять своими эмоциями;

- анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и

способы коррекции поведения человека;

- определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные

на преодоление лжи и сокрытия информации;

- применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и

профилактики правонарушений.

.

иметь навыки:



  • самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыки анализа психологических явлений;

- корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками

свободного публичного выступления;



  • здорового образа жизни, как необходимого условия преодоления профессиональной деформации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения




ПК-1

Знает основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимает физиологические основы психической деятельности; общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов; умеет использовать психологические знания о личности, ее эмоционально-волевой сфере и психических состояниях, учитывать закономерности познавательных процессов в профессиональной деятельности; применять психологические знания для анализа информации



Лекционный курс с использованием компьютерных презентаций, семинарские занятия, самостоятельная работа



Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них

ответственность



СЛК-4

Знает основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека; умеет распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями; имеет навыки анализа индивидуальных особенностей личности, определения направлений и

способов коррекции поведения человека; самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыки анализа психологических явлений




Лекционный курс с использованием компьютерных презентаций, семинарские занятия, самостоятельная работа

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства,

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности


СЛК-6

Знает требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам; психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации; психологические основы следственной и судебной тактики; умеет определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные

на преодоление лжи и сокрытия информации; применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и

профилактики правонарушений; имеет навыки корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками свободного публичного выступления; здорового образа жизни, как необходимого условия преодоления профессиональной деформации



Лекционный курс с использованием компьютерных презентаций, семинарские занятия, самостоятельная работа



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин – блок психолого-правовых дисциплин Б.1 В.4.

Место общей и юридической психологии среди других учебных дисциплин определено главными проблемами, которые она исследует. А именно: темы раздела «Основы криминальной психологии» знакомят обучаемых с понятием и психологическими механизмами регуляции криминального поведения, формирования личности преступника, типологиями личности преступника и преступных групп, методами их психологического изучения, предполагает наличие базовых знаний по уголовному праву и криминологии.

Темы раздела «Психология профессиональной деятельности юриста», направлены на формирование знаний о психологических аспектах юридического труда: мотивации, ситуациях профессиональной деятельности, принятии решения, психологических условиях профессионального роста; о возможных профессиональных деструкциях.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Логика


- Философия
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Знания:

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии,

- уважать честь и достоинство личности.





  • Компетенции:

- ОНК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

- ОНК-7 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты



государственной тайны;


5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1 Введение в юридическую психологию

1

Юридическая психология как наука

36

2

2

32

Раздел 2 Личность в сфере правоохранительной деятельности

2

Психология личности в правоохранительной деятельности

34

2

2

30

3

Познавательные психические процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

44

2

2

40

4

Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка.

40

2

2

36

5

Судебно - психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

44

2

2

40

Раздел 3 Криминальная психология

6

Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)

44

2

2

40

Раздел 4 Психология профессиональной деятельности юриста

7

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста Психология личности юриста. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста..

40

2

2

36


8

Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психологические особенности судопроизводства. Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология

42

2

2

38




Всего

324

16

16

292


6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1













Текущий

(неделя)


Реферат

7










25-30 тыс. слов

Итоговый

Зачет

*










Тестирование (40 вопросов)


6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При написании реферата студент должен демонстрировать способность провести самостоятельное мини-исследование, анализ проблемы, сделать выводы на основе сведений, полученных из эмпирических источников и литературы. Приветствуется высказывание и аргументирование собственной позиции, подкрепленной логическими доводами. Оценка за реферат составляет часть накопительной оценки – О текущая.

При устном ответе оценивается полнота ответа, грамотность, умение приводить практические примеры. При решении задач оценивается умение аргументировать свою позицию, навык применения теоретических знаний к практическим ситуациям. При участии в играх, кейсах, тренингах приветствуется активность, открытость, неординарность решений, творческий подход к выполнению задания, умение работать в группе. Все три вышеприведенных вида работы охватываются аудиторной оценкой - Оаудиторная.

Самостоятельная работа включает в себе изучение и конспектирование дополнительной литературы, подготовка докладов, сообщений, составление тестов и таблиц по темам. На оценку за самостоятельную работу влияет её объем (насколько много материал студент переработал) и качество (уровень владения материалом).

Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования по всему курсу дисциплины. За каждый правильный ответ студент получает один балл. Тест состоит из 40 вопросов.

Шкала перевода баллов за тест в оценку:

39-40 правильных ответов – 10 баллов

37-39 правильных ответов – 9 баллов

35-37 правильных ответов – 8 баллов

32-35 правильных ответов – 7 баллов

29-32 правильных ответов – 6 баллов

24-29 правильных ответов – 5 баллов

20-24 правильных ответов – 4 балла

Менее 20 правильных ответов – 3 балла

Не сдача работы или неявка на тестирование без уважительной причины – 0 баллов.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка по дисциплине является суммой накопленной оценки и оценки, полученной на итоговом контроле.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная =0,3 ×О текущая +0,4×Оаудиторная + 0,3×Осам. работа, где

О текущая = О реферат

О аудиторная = 0,4×Оответы + 0,3×О решение задач + 0,3× О участие в играх, тренингах

О сам. работа = 0,6×Одоклады + 0,4×Оконспекты


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где О зачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

О результирующая = 0,3×Озачет + 0,7×Онакопленная


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.



7. Содержание дисциплины

Раздел 1

Введение в юридическую психологию


(лекция 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 32 часа)
Тема 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работника правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Контрольные вопросы:


  1. Психология как наука, место в системе наук, история становления

  2. Юридическая психология Объект, предмет, задачи

  3. Методологические основы юридической психологии

  4. Классификация методов познания в юридической психологии

Раздел 2


Личность в сфере правоохранительной деятельности

(лекции – 8 часов, семинары – 8 часов, самостоятельная работа – 146 часов)


Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 30 часов)


Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правоохранительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение понятия личность, как оно соотносится с понятиями человек, индивид?

  2. Как соотносится биологическое и социальное в развитии личности? Каковы наиболее известные теории личности? Фазы развития личности.

  3. Дайте характеристику психологической структуры личности.

  4. В чем сущность и значение темперамента? Дайте характеристику основных типов.

  5. Дайте понятие определения характер. Что такое акцентуация характера?

  6. Как соотносятся задатки и способности. Какие способности необходимы юристу?


Тема 3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ,

УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 40 часов)


Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.



Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти: образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реминисценции и ретроградной амнезии. Влияние криминальной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.



Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и многообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки».



Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.
Контрольные вопросы:


  1. Раскройте понятие ощущение. Что является их физиологической основой? Классификация ощущений.

  2. Раскройте понятие восприятие. Что общего между ощущением и восприятием?

  3. Охарактеризуйте симптомы расстройств восприятия.

  4. Что такое память? Каковы ее виды?

  5. Какие факторы влияют на запоминание и воспроизведение? Расстройства памяти.

  6. Что такое мышление? Каковы его основные характеристики?

  7. Расстройства мышления, встречающиеся в юридической практике.

  8. Что такое внимание? Каковы его свойства?

  9. Раскройте понятие воображение. Назовите его свойства.


Тема 4. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 36 часов)


Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоции, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Настроение. Состояние депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г.Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки.

Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение, психику людей.



Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического аффекта от патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки аффектогенной, психотравмирующей ситуации. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Психические (эмоциональные) состояния – составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.


Контрольные вопросы:


  1. Что такое эмоции? Какие функции в жизни человека они выполняют?

  2. Что такое чувства? Приведите классификацию чувств.

  3. Что такое настроение?

  4. Что такое стресс? Опишите признаки посттравматического стрессового расстройства.

  5. Что такое фрустрация? В каких формах поведения она проявляется?

  6. Что такое аффект? Каковы фазы развития аффекта?


Тема 5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 40 часов)


Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.
Контрольные вопросы:


  1. Раскройте понятие судебно-психологическая экспертиза.

  2. Каковы основания для назначения экспертизы?

  3. Виды и порядок назначения экспертизы.


Задание: Анализ актов судебно-психологической экспертизы:

1. Сформулируйте повод для назначения экспертизы.

2. Сформулируйте вопросы экспертам – психологам.

Раздел 3 Криминальная психология


(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 40 часов)
Тема 6. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 40 часов)


Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступника. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.

Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.

Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовного дела в суде
Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности.. Психология организованной преступности. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах).

Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.
Контрольные вопросы:


  1. Понятие преступление в юридической психологии

  2. Опишите психологические предпосылки преступного поведения

  3. Каковы мотивы преступной деятельности?

  4. Опишите психологические типы преступников



Раздел 4.

Психология профессиональной деятельности юриста.

(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 74 часа)


Тема 7. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 36 часов)


Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности юриста – разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Краткие юридические профессиограммы. Содержание собеседования при приеме на работу в правоохранительные органы.

Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры деятельности юриста. Психология руководителя органа юстиции. Этика и стиль современного управления. Человеческий фактор в системе управления, его роль в оптимизации управленческого воздействия руководителя на своих подчиненных. Требования, предъявляемые к личности руководителя. Создание психологически благоприятной управленческой среды в коллективе сотрудников правоохранительных органов.
Контрольные вопросы:


  1. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста

  2. Допрос и его значение в деятельности следователя.

  3. Стадии допроса

  4. Методы допроса подозреваемых, обвиняемых

  5. Допрос свидетелей и потерпевших

  6. Психология очной ставки


Тема 8. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СУДОПРОИЗВОДСТВА. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ

(ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

(лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 38 часов)


Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характеристика речи участников общения. Явления персеверации, вербальной ригидности. Нарушения речи, их психодиагностическое значение.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.

Общие социально-психологические особенности ведения допроса.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Психология допроса на очной ставке.



Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда. Психологические основы полемики в судебном процессе. Формирование убеждения и принятие решения судом.

Предмет и задачи исправительной психологии.

Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Учет психологических особенностей личности при индивидуализации исполнения наказания. Психология личности, отбывающей наказание. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте социально-психологическую характеристику правоохранительной деятельности юриста

  2. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие социально-психологические качества сотрудников правоохранительных органов.

  3. Этика и стиль современного руководства. Требования, предъявляемые к личности руководителя.

  4. Психологические основы полемики в судебном процессе.

  5. Предмет и задачи исправительной психологии.

  6. Психология личности, отбывающей наказание.


8. Образовательные технологии


Материал излагается преподавателем на лекции с визуализацией, закрепляется на семинарах в результате группового обсуждения. По отдельным темам (исследование личностных особенностей, модели поведения) проводится тестирование в рамках самоподготовки с последующим обсуждением результатов. Для отработки практических навыков проводятся тренинги (уверенного поведения, публичного выступления, обучение методам релаксации), решение ситуационных задач (составление плана допроса, оценка индивидуальных личностных особенностей), анализ актов судебно-психологических экспертиз. Результаты теоретических изысканий и практических упражнений излагаются в реферате.
    1. Методические указания студентам


Помимо лекций и практических занятий необходима также самостоятельная работа студентов по усвоению учебников, учебных пособий, монографий, заданий рекомендуемых учебной программой и преподавателем.

Эффективность усвоения студентами учебного материала обеспечивается системой контроля, которая включает в себя выполнение индивидуальных поручений по подготовке реферата и научных сообщений, устные опросы на занятиях. Итоговой формой контроля является зачет, который имеет целью комплексную проверку знаний студентов по курсу общей и юридической психологии.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1 Тематика заданий текущего контроля

Примерная тематика рефератов

  1. Юридическая психология. История становления науки.

  2. А. Ф. Кони и его вклад в развитие юридической психологии

  3. А. Р. Лурия и его вклад в развитие юридической психологии

  4. Наблюдение как метод юридической психологии

  5. Беседа как метод юридической психологии

  6. Графология как метод юридической психологии

  7. Признаки личности в юридической психологии

  8. Понятие социализации личности

  9. Конформность как механизм социализации личности

  10. Теории развития личности

  11. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса.

  12. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности

  13. Память человека и ее роль в профессиональной деятельности юриста.

  14. Мышление и интуиция в решении задач.

  15. Речь в юридической практике.

  16. Внимание и профессиональная наблюдательность.

  17. Ощущение и восприятие в юридической практике.

  18. Значение воображения в решении юридических задач.

  19. Закономерности протекания и взаимосвязь познавательных процессов.

  20. Способы активизации мыслительных процессов в деятельности юриста.

  21. Эмоциональные состояния, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

  22. Влияние ПТСР на поведение, психику людей.

  23. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности

  24. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

  25. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.

  26. Выражение эмоциональных состояний.

  27. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта и других психических состояний

  28. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

  29. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

  30. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

  31. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествии, связанном с управлением техникой.

  32. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

  33. Психология преступной группы и ее лидера

  34. Психология жертвы преступления

  35. Девиантная группа как основа преступлений несовершеннолетних

  36. Акцентуация характера несовершеннолетних

  37. Виды преступных формирований

  38. Преступность среди женщин

  39. Корыстная преступность. Психологические особенности преступника

  40. Насильственная преступность. Психологические особенности преступника

  41. Мышление. Речь, язык.

  42. Психология осмотра места происшествия.

  43. Психология допроса потерпевших.

  44. Психология обыска.

  45. Психология предъявления для опознания.

  46. Психология следственного эксперимента.

  47. Психология проверки показаний на месте.

  48. Психология освидетельствования.

  49. Процессуальные формы использования психологических знаний в гражданском процессе.

  50. Использование полиграфологических средств при допросе подозреваемого.

  51. Психологические аспекты повышения эффективности труда юриста

  52. Нервно-психическая устойчивость в профессиональной деятельности юриста

  53. Юридические профессиограммы

  54. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности

  55. Основные требования, предъявляемые к судебной речи

  56. Эффект «психологической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений

  57. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс

  58. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

  59. Психология групп в психологии

  60. Профессиональное общение юриста
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Психология как наука, место в системе наук, история становления

  2. Юридическая психология Объект, предмет, задачи

  3. Методологические основы юридической психологии

  4. Классификация методов познания в юридической психологии

  5. Дайте определение понятия личность, как оно соотносится с понятиями человек, индивид.

  6. Дайте характеристику психологической структуры личности.

  7. Понятие темперамент. Характеристика основных типов.

  8. Дайте понятие определения характер и его акцентуация.

  9. Как соотносятся задатки и способности. Какие способности необходимы юристу?

  10. Дайте определение понятия личность, как оно соотносится с понятиями человек, индивид?

  11. Раскройте понятие ощущение. Что является их физиологической основой? Классификация ощущений.

  12. Раскройте понятие восприятие. Что общего между ощущением и восприятием?

  13. Охарактеризуйте симптомы расстройств восприятия.

  14. Что такое память? Каковы ее виды?

  15. Какие факторы влияют на запоминание и воспроизведение? Расстройства памяти.

  16. Что такое мышление? Каковы его основные характеристики?

  17. Расстройства мышления, встречающиеся в юридической практике.

  18. Что такое внимание? Каковы его свойства?

  19. Раскройте понятие воображение. Назовите его свойства.

  20. Что такое эмоции? Какие функции в жизни человека они выполняют?

  21. Что такое чувства? Приведите классификацию чувств.

  22. Что такое настроение?

  23. Что такое стресс? Опишите признаки посттравматического стрессового расстройства.

  24. Что такое фрустрация? В каких формах поведения она проявляется?

  25. Что такое аффект? Каковы фазы развития аффекта

  26. Раскройте понятие судебно-психологическая экспертиза.

  27. Каковы основания для назначения экспертизы?

  28. Виды и порядок назначения экспертизы.

  29. Понятие преступление в юридической психологии

  30. Каковы мотивы преступной деятельности?

  31. Опишите психологические типы преступников

  32. Психология преступной группы

  33. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста

  34. Допрос и его значение в деятельности следователя.

  35. Стадии допроса

  36. Методы допроса подозреваемых, обвиняемых

  37. Допрос свидетелей и потерпевших

  38. Психология очной ставки

  39. Дайте социально-психологическую характеристику правоохранительной деятельности юриста

  40. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие социально-психологические качества сотрудников правоохранительных органов.

  41. Этика и стиль современного руководства. Требования, предъявляемые к личности руководителя.

  42. Психологические основы полемики в судебном процессе.

  43. Предмет и задачи исправительной психологии. Психология личности, отбывающей наказание.

9.3. Примеры заданий итогового контроля



1. На какой стадии допроса целесообразно пресечение лжи со стороны допрашиваемого:

  1. подготовительная

  2. фиксация результата

  3. установление психологического контакта

  4. уточняющих вопросов

2. Резистентность- это:

  1. сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям

  2. эмоциональная неустойчивость личности

  3. устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

  4. повышенная нервно-психическая чувствительность.

3) Какие из перечисленных ниже жестов могут указывать на сокрытие, недостоверность либо искажение информации:

  1. прикрытый ладонью рот

  2. потирание колена

  3. выдвинутое вперед плечо

  4. сцепленные на затылке руки

4. В каких случаях назначается СПЭ несовершеннолетним правонарушителям?

  1. если страдает психическим расстройством

  2. если страдает врожденной умственной отсталостью

  3. для уточнения вопроса о «возрастной вменяемости»

  4. только обвиняемым по тяжким преступлениям против личности


5. Что понимается под способностью руководить своими действиями?

  1. полная ориентация в месте, времени и собственной личности

  2. полный контроль сознания

  3. справляться со своими делами без помощи окружающих

  4. понимать характер совершаемых действий



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины





    1. Базовый учебник:

Романов В. В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

10.2 Основная литература:

  1. Васильев В Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2009. - 655с: ил. - (Учебник для вузов).

10.3 Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Структура личности/ Г.Айзенк. СПб: Ювента. 1999. С.12-45.

  2. Аминов И. И. Юридическая психология : учеб. пособие для вузов / И.И. Аминов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с. (Реком. МО)

  3. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2001. Гл.1-14.

  4. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология/ Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. М., 1991.

  5. Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 132-172, 328-336.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Э. Берн. СПб., 1998.

  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник/ Г.В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 2006.

  8. Васильев В Л. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд.,перераб.и доп. - СПб : Питер, 2005. - 655с : ил. - (Учебник для вузов).

  9. Васильев В. Л. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп.и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 655с. : ил. - (Учебник для вузов).

  10. Волков В. Ню Юридическая психология : учебник для вузов / В.Н. Волков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана : Закон и право, 2009. - 416 с. (Допущ. МО)

  11. Димитров А. В. Юридическая психология : Краткий курс / А.В. Димитров. - М. : Камерон, 2006. - 288 с.

  12. Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология : учебник для образоват. учреждений Минюста РФ / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 682 с. : ил., табл., схемы. - (Высшее образование).

  13. Емельянов С.М. Практикум по кнфликтологии/ С.М. Емельянов. 3-е изд. СПб.:Питер, 2009.

  14. Еникеев М. И. Юридическая психология : учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби : Проспект, 2007. - 336 с. : ил.

  15. Косолапова Н. В. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В. Косолапова, А.И. Иванова. - М. : Юрайт, 2008. - 144 с. - (Хочу все сдать).

  16. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для сред. проф. образования / Е.А. Красникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум : Инфра-М, 2009. - 223 с. - ([Профессиональное образование]). (Допущен Министерством образования)

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2002 г.

  18. Сорокотягина, Джуалета Александровна. Практикум по юридической психологии : учебное пособие для вузов / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин. - Феникс; Ростов н/Д., 2007. - 224 с. - (Высшее образование).

  19. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология : вопросы и ответы / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Эксмо, 2007. - 320 с. - (Российское юридическое образование).

  20. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь/ П. Экман. СПб.: Питер, 2010.

  21. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии : Учебник для вузов / И.Б. Лебедев [и др.]; Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право , 2006. - 463 с. : ил. (Реком. УМЦ)

10.4 Ресурсы сети Интернет:


  1. Васильев В Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд.,перераб.и доп. - СПб : Питер, 2009. - 655с: ил. - (Учебник для вузов). http://www.alleng.ru/d/jur/jur184.htm

  2. Романов В. В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 525 с.: ил. - (Основы наук). (Рекомендован Министерством образования). http://www.alleng.ru/d/jur/jur370.htm

  3. http://www.psychology.ru/library/

  4. http://www.psychology-online.net/docs/index.html

  5. http://legalpsychology.net/ - сайт на английском

  6. http://www.potehechas.ru/illusion/illusion_1.shtml - иллюзии

1. ература. - СПб : Питер, 2005 отал) и качество (грамотн


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В ходе преподавания дисциплины «Юридическая психология» используются:




  1. Ноутбук;

  2. Проектор;

  3. Наглядные пособия;

  4. Видеофильмы;

  5. Сборники тестовых заданий


Автор программы Т.Г. Погодина


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка