Программа дисциплины «Управление образовательными системами»



Скачати 433.31 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації13.04.2016
Розмір433.31 Kb.
  1   2   3

Учебная программа дисциплины «Управление образовательными системами» для направления [081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра по программе «Управление образованием»



Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

«Управление образовательными системами »

для направления 0811.068 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров

для магистерской программы «Управление образованием»

Автор программы: Лебедв О.Е. , д.п.н., профессор, член.корр. РАО o_lebed@mail.ru 

Одобрена на заседании кафедры институциональной экономики 10 сентября 2013 г
Утверждена руководителем Совета программы «Управление образованием» «10»сентября 2013 г
_____________________
Санкт-Петербург, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Управление образовательными системами».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html;

  • ОС НИУ ВШЭ 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра http://www.hse.ru/standards/standard

  • Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным в 2013г.

2. Цели освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Управление образовательными системами» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовки действующих или потенциальных менеджеров образования, которым предстоит практическая деятельность по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».



Основные цели освоения дисциплины заключаются:

  • в уяснении обучающимися связи между необходимостью достижения нового качества образования, отвечающего вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования;

  • в уяснении обучающимися связи между необходимостью изменения отношений в сфере образования и переходом к компетентностному подходу к решению педагогических и управленческих задач в системе общего образования;

  • в формировании у обучающихся компетентностей, обеспечивающих возможность практической реализации компетентностного подхода к решению педагогических и управленческих задач в системе общего образования.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать – основные параметры образовательной системы и тенденции развития современной системы общего образования; основные признаки компетентностного подхода в сфере образования; сущность и виды педагогических целей; виды образовательных стандартов; способы разработки образовательной программы и программы развития школы; критерии оценки педагогических и управленческих кадров.

Уметь – описывать образовательную систему как управляемую систему; анализировать образовательный процесс с позиций компетностностного подхода; анализировать образовательную программу и программу развития школы.

Иметь навыки – приобрести опыт подготовки аналитических материалов, характеризующих состояние образовательной системы, и опыт подготовки сообщений (реферативного характера) на научно – практических конференциях по проблеме управления образовательными системами.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции ( в формате ФГОС ):


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция общественного служения , этического поведения и конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями

ОК-1\3

Демонстрирует понимание того, что

  • реализация личностных, коллективных, социальных и государственных интересов в собственной деятельности;

  • встраивание собственной жизненной стратегии в социокультурные процессы общества и государства;

  • самосовершенствование

взаимосвязаны с готовностью к служению обществу.

Применяет знания требований профессиональной этики и демонстрирует готовность поступать в соответствии с этими требованиями.

Демонстрирует умение управлять собой, своими эмоциями и поступками.

Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.

Критически оценивает достигнутые


Семинарские занятия, проектная деятельность




ОК-2

Применяет знания требований профессиональной этики и демонстрирует готовность поступать в соответствии с этими требованиями.

Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.



Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление тематического портфолио

Компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями

ОК-3

Демонстрирует

  • понимание задачи и возможности диалогов, как способа согласования интересов;

  • готовность к диалогу;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • готовность к рефлексивной деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление тематического портфолио

Компетенция применения коммуникативных технологий и средств

ОК-6

Использует для решения коммуникативных задач (общения, обмена информацией, организации совместной творческой деятельности) современные технические средства и информационные технологии.

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция постановки проблем

ОК-9

Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.

Семинарские занятия, проектная деятельность, реферирование

Компетенция аналитической работы

ОК-10

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Применяет методологию системного анализа.

Демонстрирует умение:



  • слушать и задавать вопросы,

  • структурировать информацию;

  • формировать ресурсно-информационную базу для решения поставленных задач;

  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.

Выявляет факторы, влияющие на развитие образовательных систем разного уровня

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление тематического портфолио

Компетенция критического анализа

ОК-15

Критически оценивает информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации.

Формулирует проблемы повышения качества образовательного процесса, решаемые на этапе проектирования



Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление тематического портфолио

Обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления

Анализировать и оценивать качество образовательного процесса



ПК-1

Демонстрирует знание:

  • современных подходов к государственному управлению;

  • основных методов государственного управления и особенностей их применения;

  • содержания основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

  • основных направлений повышения эффективности государственного управления

Формулирует проблемы повышения качества образовательного процесса, решаемые на этапе проектирования

Семинарские занятия, кейс- метод , дискуссионные технологии

Уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона

ПК-6

Демонстрирует:

  • знания основных направлений стратегического развития государства;

  • навыки анализа и оценивания социальных и экономических программ.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Владеть навыками использования инструментов образовательной политики,

ПК-8

Демонстрирует знание основных принципов и методов образовательной политик, их воздействия на качество образовательной системы системы

Применяет системный подход к определению задач кадрового обеспечения



Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Понимать современные тенденции развития образовательных систем,

Определять перспективные направления развития образовательного учреждения



ПК-10

Обосновывает:

  • усиление интенсивности процессов общественного влияния на образовательную политику как региона так и организации, воздействие на образование общественных движений и неполитических объединений;

Демонстрирует понимание важных тенденций развития образования в глобальном масштабе .


Семинарские занятия, дискуссионные технологии

Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников , осуществлять

сравнительный анализ образовательных систем и сравнительный анализ этапов развития образовательной системы. Выбор вида управленческого решения



ПК-13

Демонстрирует умение оценивать:

  • надежность (авторитет) информационного источника;

  • достоверность (гарантию подлинности документной фиксации);

Демонстрирует умение формировать рациональные формы организации баз данных.

Использует научный аппарат для описания образовательной системы



Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии.

Построение теоретической модели образовательной системы и упражнения на её применение


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции ( в формате ОС НИУ ВШЭ):




Компетенция

Код по ОСНИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и/или способы деятельности

СК-М1

  • Оценивает возможность и необходимость использования научно обоснованных методов при решении организационных вопросов в области управления организацией ;

  • способен перерабатывать теоретические конструкции различных способов применительно к поставленной задаче.

Дискуссионные технологии, доклады.

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

  • Демонстрирует понимание необходимости совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень;

  • демонстрирует готовность строить траекторию профессионального развития и карьеры.

Дискуссионные технологии, работа с кейсами, проектная деятельность в группах, деловые игры.

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность



СК-М5

Демонстрирует способность:

  • принимать управленческие решения в области формирования и реализации принципов управления организацией как системой;

  • формулировать и отстаивать свои позиции в профессиональной среде, нести за них ответственность.

Работа с кейсами, семинарские занятия, групповая проектная работа

Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности

СЛК-М1

Владеет умением задавать, транслировать правовые и этические нормы в процессе разработки и реализации управленческих решений

Работа с кейсами, групповая проектная работа

Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности

СЛК-М2

Владеет способностью использовать понимание социальных и мультикультурных различия при проектировании и реализации управленческих технологий


Работа с кейсами, групповая проектная работа


Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

СЛК-М3

Владеет способностью постановки общих целей в деятельности по управлению организацией как системой

Работа с кейсами, проектная деятельность, дискуссионные технологии, технологии, включающие самопрезентацию

Способен строить профессиональную деятельность и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности

СЛК-М7.1

(ГМУ)


Демонстрирует знание основных принципов и методов образовательной политик, их воздействия на качество образовательной системы системы

Применяет системный подход к определению задач кадрового обеспечения



Работа с кейсами, проектная деятельность, дискуссионные технологии, технологии, включающие самопрезентацию


Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

СЛК-М8

  • Демонстрирует способность порождать принципиально новые идеи и продукты в области образовательной политики организации и соответствующих ей технологий управления человеческими ресурсами;

  • демонстрирует креативность и инициативность при решении профессиональных задач;

  • демонстрирует способность выдвигать нестандартные подходы к решению проблеморганизации

Групповая работа с кейсами, деловые игры, дискуссионные технологии

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение нормативных документов в профессиональной деятельности

СЛК-М9.1

(ГМУ)


Владеет способностью создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение нормативных документов в процессе их разработки и реализации .

Лекционные занятия, работа с кейсами, проектная деятельность

Способен руководить, осуществлять контролю и координацию деятельности в различных сферах государственного и муниципального управления.

ПК-12

Владеет методами и специализированными средствами для руководства, контроля и координацию деятельности в сфере образования государственного и муниципального управления

Работа с кейсами, проектная деятельность, дискуссионные технологии, деловые игры

Способен принимать и реализовывать управленческие решения в условиях ограниченности времени и неполноты информации

ПК-16

Демонстрирует способность принимать и реализовывать управленческие решения в образовательных организациях в условиях ограниченности времени и неполноты информации

Работа с кейсами, проектная деятельность, дискуссионные технологии, деловые игры


Способен самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере государственного и муниципального управления

ПК-21

Владеет способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере управления ресурсами организаций сферы образования

Творческие домашние задания по предпроектным исследованиям, дискуссии

Способен осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять её анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области государственного и муниципального управления.

ПК-22

Владеет способностью осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять её анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области управления организацией как системой


Самостоятельная работа, домашние задания, дискуссии, предпроектные исследования



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Управление образовательными системами» относится к базовым дисциплинам программы. и «Разработка и принятие управленческих решений».

Изучение дисциплины связано с базовой дисциплиной направления «Теория и механизмы современного государственного управления» и создаёт основу для освоения дисциплин программы, относящихся к её вариативной части: «Разработка и принятие управленческих решений»; «Институциональные предпосылки региональных образовательных политик», «Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента»; «Кадровая политика государства и организации».
Тематический план учебной дисциплины





Название

раздела


Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Образовательная система как объект управления

24

3

3

18

2.

Процессы в системе образования

24

3

3

18

3.

Тенденции развития системы образования

23

3

4

16

4.

Компетентностный подход к проектированию образовательного процесса

24

4

4

16

5.

Целеполагание в сфере образования

23

3

4

16

6.

Образовательная программа как инструмент управления качеством образования

23

3

4

16

7.

Программа развития образовательного учреждения

24

4

4

16

8.

Кадровое обеспечение программы развития образовательного учреждения

11

3

4

4




Итого:

180

26

30

124


5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год, 1-3 модули

Параметры

Текущий

реферат

После пятого занятия (март)

Реферат в форме аналитической справки о состоянии системы образования (3-4 тыс.слов)




Контрольная работа

После седьмого занятия (май)

Защита образовательной программы (модуля)

Итоговый

Экзамен

Май

Письменный экзамен



Критерии оценки знаний, навыков

1.Реферат (подготовка аналитической справки)

  • Указаны объект и цель анализа –

1 балл

  • Изложена методика анализа –

1 балл

  • Выявлены изменения в образовательной системе –

1 балл

  • Обоснованы выводы относительно изменений, которые можно рассматривать как достижения –

2 балла


  • Приведены обоснованные объяснения имеющихся достижений -

2 балла


  • Есть сравнение с аналогичными достижениями -

2 балла

  • Грамотность оформления справки –

1 балл

2.Контрольная работа (защита образовательной программы)

  • Сформулированы проблемы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в условиях перехода на новые образовательные стандарты –

1 балл

2 балла


  • Дан анализ образовательных программ и программ развития конкретных школ –

2 балла


  • Определены цели повышения квалификации, соответствующие проанализированной ситуации –

2 балла


  • Предложено содержание программы, соответствующее её целям –

2 балла


  • Обоснована реалистичность программы –

1 балл


3.Экзамен

  • Подготовлен текст сообщения по одной из актуальных проблем

управления образовательными системами:

  • определена и обоснована источниковая база сообщения–

2 балла


  • сформулирована управленческая проблема, обоснована её актуальность –

2 балла


  • раскрыты факторы существования проблемы –

2 балла

  • обоснованы возможные способы решения проблемы –

2 бала

  • стиль изложения соответствует жанру сообщения на научно - практической конференции –

2 балла



6.Содержание дисциплины

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка