Программа дисциплины «Современная психология индивидуальных различий»



Скачати 174.5 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір174.5 Kb.

ДП 042-18.16.1.79/01.2013

Ред. №1 от 18.09.2013

Страница 1 из 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 4 уровня

УМКД

УМКД 042-18.16.1.79

/01-2013


УМКД

Программа дисциплины

«Современная психология индивидуальных различий»

для преподавателя


Редакция №1

от 18.09.2013



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


«СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

для специальности 6М050300 – «Психология»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Семей 2013


ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО

Составитель А.Г. Гизатуллина 28.08.2013 г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология»


2. ОБСУЖДЕНО

2.1. На заседании кафедры «Психология»

Протокол №1 от 13.09.2013 года
Заведующий кафедрой ___________ Т.К. Кунслямова
2.2. На заседании учебно-методического бюро гуманитарного факультета

Протокол №1 от 17.09.2013 года


Председатель ____________ Григорьева Г.Б.
3. УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол №1 от 18.09.2013 года
Председатель УМС ____________ Г. Искакова
4. Редакция №1 от 18.09.2013

СОДЕРЖАНИЕ





1

Область применения




2

Нормативные ссылки




3

Общие положения




4

Содержание учебной дисциплины для преподавателя




5

Перечень тем для самостоятельной работы студентов




6

Учебно-методическая карта по дисциплине




7

8


Карта обеспеченности учебно-методической литературой

Литература






1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Рабочая программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Современная психология индивидуальных различий», предназначена для магистрантов специальности 6М050300 - «Психология».


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящий рабочая учебная программа для преподавателя дисциплины «Современная психология индивидуальных различий» устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

-Государственный общеобязательный стандарт образования специальности «6М050300» – «Психология», ГОСО РК 5.04.033-2011, утвержден и введен в действие Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года, № 261.

-СТУ 042-ГУ-4-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

-ДП 042-1.01. -2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое описание содержания дисциплины.

Современная психология индивидуальных различий – отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.



3.2 Целью данного курса является формирование у магистрантов четкого представления об индивидуальных различиях в психике и поведении человека, основанных на подлинно научных данных.

3.3 Основная задача изучения дисциплины – расширение и обогащение знаний магистрантов в области психологии индивидуальных различий человека как индивида и как представителя той или иной группы, изучение причин и механизмов его поведения.

3.4 В результате изучения дисциплины магистрант должен:

  • усвоить основные понятия и категории науки;

  • сформировать представление о различных школах и направлениях в исследовании проблем индивидуальных различий;

  • усвоить биологические и социокультурные факторы индивидуальных различий;

  • научиться распознавать подлинные причины индивидуальных различий, основанные на данных эмпирических исследований;

  • уметь использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

3.5 Пререквизиты курса:

  • общая психология

  • возрастная психология

  • зоопсихология

  • социальная психология

3.6 Постреквизиты курса:

  • сравнительная психология

  • психодиагностика

  • психокоррекция


3.7 Выписка из рабочего учебного плана

Таблица 1

Курс


Семестр

Кредиты

ЛК (час.)

СПЗ (час.)

СРМП (час.)

СРМ

(час.)


Всего (час.)

Форма итогового контроля

3

V

3

15

30

60

75

180

экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий.

Таблица 2

Наименование тем и их содержание

Количество часов

1

2

Лекционные занятия

Модуль I. Предмет ДП. Факторы индивидуальных различий:

наследственность и окружающая среда, телосложение и поведение, обучение и индивидуальные различия, семейное сходство.






Предмет современная психология индивидуальных различий.

1

Наследственность и среда.

1

Взаимодействие наследственности и окружающей среды.

1

Телосложение и поведение.

1

Телосложение и поведение.

1

Обучение и индивидуальные различия.

1

Семейное сходство. Часть первая.

1

Семейное сходство. Часть вторая.

1

Модуль II. Интеллектуальные, половые, социально-классовые

и культурные различия.



Умственная неполноценность. Часть первая.

1

Умственная неполноценность. Часть вторая.

1

Гениальность.

1

Половые различия.

1

Половые различия.

1

Социально-классовые различия.

1

Культура и личность.

1

Всего:

15

Практические (семинарские) занятия

Модуль I. Предмет ДП. Факторы индивидуальных различий:

наследственность и окружающая среда, телосложение и поведение, обучение и индивидуальные различия, семейное сходство.



Предмет, задачи и методы ДП. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях. Происхождение современной психологии индивидуальных различий.

2

Природа наследственности. Характер окружающей среды.

2

Наследственность против врожденного. «Структурные» и «функциональные» характеристики.

2

Многообразие отношений между телосложением и поведением.

2

Патологические состояния. Физиологические факторы. Сенсорные ограничения.

2

Опыт и индивидуальные различия. Исследования детских школ. Обучение в школе и умственные способности.

2

Исследования фамильной родословной. Корреляционные исследования.

2

Психологическое сходство близнецов. Приемные дети. Детдомовские дети.

2

Модуль II. Интеллектуальные, половые, социально-классовые

и культурные различия.



Критерии и степени тяжести. Клинические разновидности и этиология.

2

Физические характеристики. Психологические характеристики. Обучение и реабилитация.

2

Теории гениальности. Методы изучения гениальности. Одаренные дети. Методы выявления одаренных детей. Работа с одаренными детьми.

2

Методологические проблемы. Биологические и культурные факторы.

2

Половые различия в способностях. Половые различия в личности. Половые различия в достижении.

2

Классовые различия в психологическом развитии. Сельско-городские и другие региональные различия. Специфика социальных и классовых различий.

2

Культуральные системы координат. Стадии развития и культурные установки. Ненормальность и культура. Язык как фактор, влияющий на поведение. «Человеческая природа» в различных культурах.

2

Всего:

30


5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

5.1 История становления психологии индивидуальных различий

5.2 Направления индивидуально-психологических исследований.

5.3 Влияние биологии на развитие психологии индивидуальных различий.

5.4 Роль статистического метода в развитии психологии индивидуальных различий.

5.5 Современное понимание наследственности и среды.

5.6 Наследственность и среда: наиболее распространенные заблуждения.

5.7 Взаимовлияние физических и психических характеристик индивида.

5.8 Конституциональные типы.

5.9 Обучение в школе и умственные способности.

5.10 Возрастные различия и их особенности.

5.11 Генетический анализ семейных родословных.

5.12 Сходство родителей и детей: правда и вымысел.

5.13 Обучение и реабилитация умственно неполноценных.

5.14 Психологические особенности развития одаренных детей.

5.15 Биологические предпосылки половых различий.

5.16 Влияние культурных факторов на половые различия.

5.17 Социально-экономический статус и интеллект.

5.18 Культура и индивидуальные различия.

5.19 Индивид как представитель различных групп.

5.20 Язык как источник культурных различий.

6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 3



Тема

Наглядные

пособия: ТСО, плакат, лаб. стенд


Вопросы для самостоят-го

изучения

Форма контроля


Лекционного занятия


Практического

(семинарского) занятия

Лабораторного занятия






1

2

3

4

5

6

Предмет психологии индивидуальных различий.


История становления науки.




Таблица «Этапы становления науки».

Вклад Ф.Гальтона в становление дифференциальной психологии.

Устный опрос.

Наследственность и среда.

Наследственность и среда.




Научно-популярный фильм «Что такое наследственность?».

Привести примеры влияния наслед-ых и культурных факторов на хар-р инд-х различий.

Реферат «Природа наследственности».


Телосложение и поведение.

Многообразие отношений между телосложением и поведением.




Подборка статей из периодической печати.

Описать физиологические факторы.

Коллоквиум.

Обучение и индивидуальные различия.

Обучение в школе и умственные способности.




Тестовый материал.

Ознакомиться с опытом работы общеобразовательных школ.

Устный опрос.


Семейное сходство.

Психологическое сходство близнецов. Приемные дети. Детдомовские дети.




Подборка статей из периодической печати.




Ознакомиться с программой реабилитационной работы в детских домах.

Умственная неполноценность.







Таблица «Критерии и степени тяжести».

Охарактеризовать клинические разновидности и этиологию.

Устный опрос.


Гениальность.







Плакат «Теории гениальности».

Ознакомиться с методами изучения гениальности

Письменная работа.

Половые различия.

Биологические и культурные факторы.




Научно-популярный фильм «Мужчина и женщина».

Изучить методологическую основу проблемы.

Описать половые различия в способностях, половые различия в личности и половые различия в достижении.

Социально-классовые различия.

Сельско-городские и другие региональные различия.




Подборка статей из периодической печати.

Раскрыть специфику социальных классовых различий.

Устный анализ вопроса: Социально-экономический статус и интеллект.

Культурные различия.

Культура и личность.




Слайд-шоу.

Описать культурные системы координат и стадии развития и культурные установки.

Реферат «Человеческая природа» в различных культурах.


7 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Таблица 4



Наименование учебников, учебно-методических пособий

Количество экземпляров


Количество магистрантов


Процент обеспеченности



1

2

3

4

5

1.
2.

3.


4.

5.


Ахвердова О.А. Дифференциальная психология. – СПб., 2004.

Хрестоматия по дифференциальной психологии/ А.К. Байшукурова.- Алматы, 2007.



Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского, М., 1982.

АнастазиА. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – (Серия «Кафедра психологии»). ISBN 5-04-006108-0.

Дифференциальная психология: учебное пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 280 с. ISBN 978-5-89349-435-8 (Флинта)

1
2


Эл. носитель

Эл. носитель

Эл. носитель

1
1


1

1

1



100%
100%

100%

100%


100%


8. ЛИТЕРАТУРА

8.1. Основная

8.1.1 Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – (Серия «Кафедра психологии»). ISBN 5-04-006108-0.

8.1.2 Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского, М., 1982.

8.1.3 Ахвердова О.А. Дифференциальная психология. – СПб., 2004.

8.1.4 Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.

8.1.5 Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-314-00128-4.

8.1.6 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. (Пер. с англ.) – М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.

8.1.7 Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М., 1990.

8.1.8 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. 3-е изл., исправл. – М.: Флинта»: МПСИ, 2008. – 280 с. ISBN 978-5-89349-435-8 (Флинта)

8.1.9 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.: Политиздат, 1990.

8.1.10 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.

8.1.11 Ярошевский М.Г. и др. История психологии. – М., 1976.



8.2. Дополнительная

8.2.1 Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.:

8.2.2 Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М., 1968.

8.2.3 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

8.2.4 Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: Изд-во «Педагогика», 1980.

8.2.5 Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 1980. - №2.

8.2.6 Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985.

8.2.7 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М, 1986.

8.2.8 Практические занятия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В.Петровского. Сост. Н.Б.Берхин и С.Ф.Спичак. М., «Просвещение», 1972.

8.2.9 Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1990.



8.2.10 Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 304 с. - ISBN 5-204-00244-8.

8.2.11 Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия. 1996. – 416 с. – ISBN 5-7695-00063-8.

8.2.12 Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988.

8.2.13 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.

8.2.14 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.



8.2.15 Хрестоматия по дифференциальной психологии/ А.К. Байшукурова.- Алматы, 2007.

8.2.16 Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Информ.-изд. агентство «Русский мир», 1998.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка