Программа дисциплины «Методика журналистской работы»



Скачати 368.38 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір368.38 Kb.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

им. Ф. М. Достоевского

филологический факультет

кафедра современной русской литературы и журналистики

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________________

«____» ________________2009 г.

Программа дисциплины

«Методика журналистской работы»

цикл ГОС ВПО___Общепрофессиональные дисциплины ОПД.Ф.20_______

(выбрать ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС, факультатив) входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующей образовательной профессиональной программе подготовки специалистов


Специальность (направление)

Код специальности (направления)


Форма обучения

(очная, очно-заочная, заочная)



ЖУРНАЛИСТИКА

030601.65 (021400)

Очно-заочная

г. Омск - 2009

Программа дисциплины

Методика журналистской работы
разработана

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ КАФЕДРЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ



Евдокимовым Владимиром Анатольевичем, профессором, доктором политических наук

(Ф.И.О. разработчика или группы разработчиков, должность, ученая степень или ученое звание)


Программа рассмотрена на заседании кафедры современной русской литературы и журналистики
(протокол № ____ от «___» ___ ___ 200__ г.)

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности:



Журналистика 030601.65 (021400)

Декан __________________________ __________________________

(название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика журналистской работы»

Распределение общего объема часов по видам

учебной работы

1 КУРС, 1 СЕМЕСТР



Лекции – 18 часов.


Семинары – 18 часов.

Проверка качества усвоения знаний по курсу «Методика журналистской работы» проводится в течение семестра в устной и письменной форме: контрольные работы с вопросами проблемного характера, сравнительный анализ идей, подходов к организации деятельности СМИ, в деятельности которых проявляются признаки тех или иных теорий массовой коммуникации.

Итоговая аттестация по курсу завершается устным зачетом (8 часов).

Цель и задачи изучения курса: обзор основных понятий и идей, связанных с методикой журналистской работы, современными теориями массовой коммуникации, углубленное изучение методики журналистской работы, теорий массовой коммуникации, процесса концептуализации новых средств массовой коммуникации.

Задачи изучения курса: познавательно-методическая ориентация

студентов, выработка у них представления о сущности предмета изучения, навыков работы с учебной литературой, анализ особенностей средств массовой информации, в деятельности которых отражаются те или иные теории массовой коммуникации, изучение новых медиа, современных тенденций в массовой коммуникации.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________________________________________________________

№ Наименование Всего час. Всего аудит. Лекций Семин. Самостоят.

п/п разделов и тем в трудоем. часов работа

__________________________________________________________________

1. Возникновение, 6 6 4 2

развитие и современное

состояние основных

концепций (авторитарной,

свободы печати,

социальной ответственности)
2. Теория для медиа 6 6 4 2

развития, теория медиа

демократического участия
3. Воздействие философии 6 6 4 2

постмодернизма и теории

информационного общества

на современные теории СМИ.


4. Теоретические концепции 6 6 4 2

европейских и

североамериканских

ученых (Д. Маккуэйл.

Дж. Маклеод, Дж. Бламлер,

Э. Альтшуль).

5. Концептуализация новых 4 4 2 2

средств массовой информации.

Исследования новых медиа.

Компьютерная коммуникация.


6. Современные тенденции в 4 4 2 2

массовой коммуникации.

Глобализация. Демассификация.

Концепция «интерактивного

общества».
7. Особенности аудитории 4 4 2 2

многоканальной медиасреды.

Журналистика в контексте

новых медиа. Онлайновая

журналистика.

_______________________________________________________________


Основное содержание курса
Тема 1. Возникновение, развитие, современное состояние основных

концепций (авторитарной, свободы печати, социальной ответственности журналистики). Авторитарная теория: отсутствие независимости журналистов и подчинение их государственной власти; оправдание предварительной цензуры и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения тем политической жизни. Теория свободы печати: приоритет прав человека и гражданина, суверенитет воли народа, право индивида на выражение собственного мнения, объединение с другими людьми и вступление в организации. Теория социальной ответственности: необходимость существования независимой прессы, контролирующей деятельность других общественных институтов; максимальная самостоятельность СМИ, совместимая с их обязательствами перед обществом; опора СМИ на определенные стандарты.

Основная литература

Зиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. − М., 1998.

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. − М., 1997.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. − М., 1999.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. − М., 2002.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Дополнительная литература

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. − М., 2002. Главы 1, 2, 7.

Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. − М., 2008. − 256 с.

Тема 2. Теория для медиа развития, теория медиа демократического

участия. Теория для медиа развития: отсутствие коммуникационной инфраструктуры, профессионального мастерства, производственных и культурных ресурсов, достаточной аудитории; зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном отношении. Теория медиа демократического участия: неприятие коммерциализации и монополизации частных СМИ, а также централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности; разочарование в политических партиях и системе парламентской демократии; неприятие однородных, дорогостоящих, контролируемых государством СМИ.
Основная литература

Зиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. − М., 1998.

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. − М., 1997.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. − М., 2001.

Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. − М., 2002.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Дополнительная литература

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.
Тема 3. Воздействие философии постмодернизма и теории

информационного общества на современные теории СМИ. Возможность пересмотра нормативных принципов вследствие концентрации собственности в сфере масс-медиа, несущей угрозу соблюдению прав граждан на свободное выражение мнений и на получение достоверной информации; роста объема транснациональных и мультимедийных операций, которые могут подорвать национальную культуру и даже национальный суверенитет; роста влияния телевидения Интернета как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля. Необходимость решения таких проблем, как контроль за использованием и распределением частот, обусловленный расширением объема вещания; внедрение и совершенствование новых коммуникационных технологий, имеющих далеко идущие последствия для общества, отношений между государствами, а также для существующих СМИ.

Основная литература

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. − М., 1997.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. − М., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. − М., 2002.

Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика // Альманах рос-франц. Центра социологии и философии Института социологии РАН. − М., 1998.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Дополнительная литература

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. − М., 2002. Главы 1, 2, 7.

Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. − М., 2008. − 256 с.
Тема 4. Теоретические концепции европейских и североамериканских

ученых. Описание основных теорий прессы, предпринятая Ф. Зибертом, Т. Петерсоном и У. Шраммом. Теории, предложенные Д. Маккуэйлом. Концепции Дж. Маклеода и Дж. Бламлера, Э. Альтшуля. Сходство и отличия теорий прессы. Учет исследователями изменений, происходящих в общественно-политическом устройстве различных стран, процессов глобализации, европейской интеграции и развития информационного общества.

Основная литература

Зиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. − М., 1998.

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. − М., 1997.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. − М., 2001.

Лазутина Г.В. Место и роль журналистики в социуме // Основные понятия теории журналистики. − М., 1993.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Дополнительная литература

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.
Тема 5. Концептуализация новых средств массовой информации. Причины их создания. Характеристики и основные особенности новых средств массовой информации. Вытеснение новыми средствами массовой информации традиционных масс-медиа. Внесение изменений в редакционную политику традиционных печатных средств массовой информации с целью обеспечения конкурентоспособности. Исследования новых медиа. Компьютерная коммуникация.

Основная литература

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.

Дополнительная литература

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. − М., 2002. Главы 1, 2, 7.

Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. − М., 2008. − 256 с.

Тема 6. Современные тенденции в массовой коммуникации. Глобализация. Демассификация. Развитие средств массовой информации на социокультурном уровне. Изучение интересов, потребностей аудитории. Конгломерация. Конвергенция, появление в модели общественно-политических масс-медиа особенностей, свойственных массовым печатным изданиям. Концепция «интерактивного общества». Возможности манипулирования общественным мнением.

Основная литература

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. − СПб., 2001. − 430 с.

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. − Ростов-на-Дону, 2008. − 320 с.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Дополнительная литература

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.


Тема 7. Особенности аудитории многоканальной медиасреды.

Журналистика в контексте новых медиа. Журналистика «сиюминутности». Онлайновая журналистика.

Основная литература

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. − М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003. − 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.

Дополнительная литература

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. − М., 2002. Главы 1, 2, 7.

Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. − М., 2008. − 256 с.
Учебно-методическое обеспечение
Методические рекомендации преподавателю
Курс рассчитан на практическое ознакомление студентов со спецификой методики журналистской работы, теориями массовой коммуникации.

На занятиях преподаватель излагает программный материал, дает методологические указания к изучению отдельных тем, рекомендует литературу для самостоятельной работы студентов.

Изучение теоретических положений должно сочетаться на занятиях с практикумами, анализом материалов масс-медиа, текстов, принадлежащих связям с общественностью, рекламе (контррекламе), журналистике.

С целью проверки знаний рекомендуются следующие формы контроля: зачетные занятия, контрольные работы, тесты, доклады.

При выполнении самостоятельной работы, подготовке докладов, сообщений, при углубленном изучении отдельных тем и написании реферата каждый студент получает возможность получить консультацию у преподавателя.
Методические рекомендации студентам
Студенты должны уяснить специфику журналистской работы в целом, формирования замысла материала, сбора и отбора фактов, составления плана текста, осмысления, изложения материала в частности. Следует осмыслить связь методов журналистской работы с теориями массовой коммуникации.

При подготовке курсовых работ полезно ознакомление с деятельностью средств массовой информации. Студентам следует уяснить, что СМИ могут участвовать в общественно-политической жизни, привлекать внимание социальных институтов к актуальным проблемам.




Основная литература к курсу
Ворошилов В.В. Журналистика. − СПб., 2000.

Зиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. − М., 1998.

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. − М., 1997.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. − М., 2002.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики.− М., 1999.

Засурский И.И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е годы). − М., 2001.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. − М., 2001.

Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. − М., 2002.

Лазутина Г.В. Место и роль журналистики в социуме // Основные понятия теории журналистики. − М., 1993.

Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика // Альманах рос.-франц. центра социологии и философии Института социологии РАН. − М., 1998.


Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. −

М., 2005. − 176 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. − СПб., 2003.− 400 с.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе

публичных коммуникаций. − Казань, 2006. − 260 с.

Журналистика на перепутье: опыт России и США / под ред.

Е.Л. Вартановой. − М., 2008. − 340 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. − М., 2002. − 290 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. − М., 2002. Главы 1, 2, 7.

Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. − М.,

2008. − 256 с.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. − СПб., 2001. − 430 с.

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. − Ростов-на-Дону, 2008. −

320 с.
Дополнительная литература к курсу


Токвиль А. Демократия в Америке. − М., 1992.

Турен А. Возвращение человека действующего. − М., 1998.

Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. − М., 2006. − 272 с.

Темы рефератов


  1. Теория коммуникации: основные понятия и идеи.

  2. Классификация теорий коммуникации.

  3. Нормативные модели. Авторитарная теория.

  4. Либертарианская теория.

  5. Теория социальной ответственности.

  6. Советская коммунистическая теория.

  7. Теория для медиа периода развития.

  8. Теория демократического участия.

  9. Теории массового общества и пропаганды.

  10. Концепция лидеров мнения.

  11. Элитарный плюрализм.

  12. Теории социального научения.

  13. Теории активной аудитории.

  14. Теории заговора и медиазависимости.

  15. Социальное конструирование реальности.

  16. Торонтская школа «медиагуру».

  17. Компьютерная коммуникация.

  18. Концепция «интерактивного общества».

  19. Особенности аудитории многоканальной медиасреды.

  20. Онлайновая журналистика.


Тесты

 

1.            Типы коммуникации классифицируются по признакам:



А. По масштабности процесса

Б. По степени организации

В. По количеству вовлеченных СМИ

2.            Массовая коммункация представляет собой:

А. Систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, социального статуса.

Б. Систему взаимосвязей, позволяюшую получить ограниченный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, социального статуса.

В. Систему взаимосвязей, позволяющую получить доступ к социально значимым сообщениям небольшому числу людей в зависимости от места расположения, социального статуса.

3.            Внешние коммуникации – это:

А. Связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее.

Б. Связи выбранной социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют внутри ее.

В. Связи любой социальной системы с внешними и внутренними социальными образованиями, которые существуют вне ее.

4.            Внутригрупповая коммуникация отличается:

А. Структурированностью канала прямой связи.

Б. Неструктурированностью канала прямой связи.

В. Отсутствием канала прямой связи.

5.            В межличностной коммуникации участвуют:

А. 2 человека.

Б. 3-4 человека.

В. Более 5 человек.

6.            Внутриличностная коммуникация возникает:

А. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы сам с собой.

Б. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы с руководством.

В. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы с группой.

7.            По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся:

А. На активные и пассивные.

Б. На активные.

В. На пассивные.

8.            По степения организованности коммуникации подразделяются на:

А. Случайные и неслучайные.

Б. Случайные.

В. Неслучайные.

9.     В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на:

А. Горизонтальные и вертикальные.

Б. Горизонтальные.

В. Вертикальные.

 

Тест 2.


  1.            К формам коммуникации относятся:

А. Диалог

Б. Монолог

. В. Статьи.



2.            Переговоры представляют собой:

А. Обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.

Б. Обмен мнениями с целью принятия решения.

В. Обмен мнениями с целью выяснения точки зрения сторон.

3.            Пресс-конференция – это:

А. Эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации и распространения, с раскрытием ее источника или без.

Б. Экслюзивное изложение информации без права ее публикации и распространения.

В. Эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации.

4.            Брифинг – это:

А. Специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов.

Б. Специально подготовленная встреча с журналистами.

В. Стихийная встреча с журналистами.

5.            Презентация – это:

А.официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара кругу приглашенных лиц.

Б. Неофициальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара кругу приглашенных лиц.

В. Представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара широкому кругу приглашенных.

6.            Беседа – это:

А. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью.

Б. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем без определенной цели.

В. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения одного конкретного вопроса без определенной цели.

7.            Прием по личным вопросам ведется руководителями с целью:

А. Выяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.

Б. Выяснения служебных вопросов, возникающих у работников.

В. Выяснения различных вопросов, возникающих у журналистов.

8.            Реклама является:

А. Моделью, видом и каналом коммуникации.

Б. Моделью коммуникации.

В.Каналом коммуникации.

9.            Массовая аудитория обладает:

А. Определенной общей ценностной ориентацией.

Б. Различной ценностной ориентацией.

В. Единой структурой.

10.        Социальная значимость информации способствует:

А. Возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации.

Б. Возникновению функционирования массовой коммуникации.

В. Распространению функционирования массовой коммуникации.  

Глоссарий


 

Аббревиатура (abbreviature; итал. abbreviatura от лат. brevis -краткий)* - слово, образованное из названий начальных букв или звуков слов.

Активное чтение* (active reading) - считывание, корректирование, изменение и дополнение текстов, транслируемых с помощью электронно-дисплейных средств связи.

Алгоритм (algorithm) - порядок выполнения операций. В коммуникативистике используется при анализе способов моделирования текстов или программ из стереотипных компонентов.

Альтернативные коммуникации* (alternative communications) - коммуникации противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывает альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.

Анонс (тизер) (teaser - от слова tease - дразнить, надоедать) - броское объявление, предваряющее сводки новостей.

Апелляция - обращение за поддержкой к общественному мнению.

Арго - речь социально замкнутых групп.

Аргументация - приведение доказательств.



Архетип - (от греч. arhe - начало и tyros - образ) - прообраз, идея. В коммуникативистике - засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция* (attribution) - установление авторства или источника информации.

Аудиметр (audimeter) - прибор, датчик для фиксации принимаемых вещательных программ, применяемых для учета включенных приемников через компьютерные коммуникационные сети.

Аудиовизуальный - основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Аудитория - 1) помещение для чтения лекций;

2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.



Аудитория массовая (mass audience) - потребители информации распространяемой средствами массовой коммуникации.

Барьеры коммуникациипомехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Безопасность массовой информации. Обеспечение безопасности массовой информации включает решение как частных задач, так и принятия комплекса мер по единой программе, а также интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надёжен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств.

Бихевиоризм (behaviorism) - направление психологических исследований, изучающее поведение людей как совокупности ответных реакций на действие внешней среды. В основе коммуникации считается не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада (Д. Уотсон).

Брейнсторминг - «мозговая атака» - методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брифинг (briefing от brief - краткий) - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.

Буфер (англ. buffer, - от buff - смягчать толчки, приспособление для смягчения ударов). В коммуникативистике автор понятием «коммуникативный буфер» (авт.)обозначает промежуточное звено, смягчающее сложности передачи информации от одного звена к другому нестыкующемуся или разнородному звену.

Валидность (лат. validus - сильный, крепкий) - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации (валидность информации) представляет собой ее способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный - устный, словесный.



Взаимная интерпретация - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью активизации коллективного мышления или выработки коллективного решения. Коммуникатор просит проинтерпретировать (истолковать, объяснить) одного из коммуникантов высказывание другого, который после чего комментирует данную интерпретацию.

Вербальные коммуникативные средства - устное словесное взаимодействие сторон (беседа).

Верификация (verification) - проверка достоверности информации.

Вертикальная передача информации (vertical transfer of information) - однолинейный процесс информационного обмена от коммуникатора к реципиенту с тенденцией к монополизации роли отправителя информации.

Видеоконференция* (videoconference) - в отличие от интерактивного телевидения видеоконференция имеет возможность трансляции образов и звуков одновременно в обоих направлениях, что дает возможность с помощью экрана соединять участников коммуникативного процесса по подобию зала конференции.

Виды вербальной коммуникации (виды общения) - специалисты в сфере общения различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение. Познавательное общение осуществляется с целью освоение новой информации и применения ее в практической деятельности. Убеждающее общение ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. Экспрессивное общение осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию. Суггестивное общение ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций. Ритуальное общение ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.

Вторичная социализация - освоение социальных норм не исходя из жизненного опыта, а посредством с помощью телевизионных новостей с их собственными кодами, временем и пространство. Вторичной социализации могут подвергаться люди, не имеющие прочного опыта, минуя первичную социализацию.

Глобальная деревня (global village) - глобальные интерактивная телесеть и коммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба

Глобальная информационная безопасность - (information security). В условиях глобализации информационных обменов (коммуникаций) необходимо искать новые пути, формы и средства за сохранение культурных, экономических и других общественных ресурсов и ценностей.

Глобальная коммуникация -коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру.. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Internet.

Глобальные проблемы распространения информации - проблемы, связанные с распространением массовой информации, и вызывающие нарушения как в работе крупных информационных систем, так и в общественном сознании. Проблему «культурного империализма» разработал Х. Шиллер, нового информационного порядка Т. Варис, К. Норденстренг.

Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индивидуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

Горизонтальная передача информации* (horizontal transfer of information) - равноправное участие получателей (реципиентов) и отправителей информации (коммуникаторов) в многоканальных интерактивных информационных обменах.

Горячая линия * (hot-line) - прямая связь с места событий для передачи самых свежих «горячих» новостей и сведений из первых рук (hot tip).

Групповая динамика - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью выработки решений в котором коммуникатор-психолог (социальный) выступает как активный член группы или же в качестве внешнего эксперта, одновременно организующего коллективную дискуссию по определенным правилам и ролевым распределениям.

Дайджест (digest) - краткое изложение содержания информации

Двухступенчатая модель коммуникации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955 году1[109]. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться прежде всего к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще являлись неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой информации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредством механизма межличностных коммуникаций. Причем наибольшее влияние на принятие решение оказывают лидеры.

Декодировать - раскрыть, отменить систему условных команд.

Дескриптор (descriptor) - слово или словосочетание, используемое в качестве индекса для поиска в информационно-поисковых системах или при проведении контент-анализа текстовой информации.

Джойнеровая коммуникативная сеть (joiner от слов to join - присоединяться) - (авт.) неформализованная самоформирующаяся информационная система. Образовывается активными членами общества, являющимися членами многих клубов и обществ, участвующими в значимых массовых мероприятиях, выборах и таким образом становящимися активными «переносчиками» информации, вносящими в коммуникативную сеть свое субъективное начало. Создавая ощущение представительности (репрезентативности) для значительно большего сообщества (порой даже и для всего сообщества, в которые они входят), чем они представляют, джойнеровые сообщества как бы формируют ее вторую (параллельную) модель. Попадая в выборку большинство опросов, активно выступая во многих представительных форумах от имени сообществ, которые они инициативно представляют, участвуя во всех выборах, джойнеры и их сеть значительно искажает онтологическую сущность сообществ, поскольку они начинают обнаруживать себя, чаще всего, исключительно посредством коммуникативных действий джойнеровых сетей. Представляется, что и в средствах массовой коммуникации, включая СМИ, джойнеровые сети являясь доминирующими, формируют во многом искаженную информацию, подверженную экспертной корректировке джойнерами. Таким образом, и все информационное общество становится джойнеровым, проявляющим свою гносеологическую сущность посредством джойнеровой коммуникативной сети.

Диагностика социальная - диагностика объектов, относящихся к социальной сфере (социальных общностей и институтов, социальных организаций, массовых социальных действий, движений, жизнедеятельности и отдельных индивидов во взаимодействии с социальной средой, условиями и образом жизни масс.

Диалог (dialogue). В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Диверсификация (diversification). В коммуникативистике - образование многоотраслевых коммуникативных комплексов, а также вложение средств в различные сферы информационной индустрии.

Дигитализация (digitalization) - перевод информации в цифровую форму.

Дискурс (лат. discourse - рассуждение, довод) - обозначает коммуникабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации; разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников. При этом предполагается разумное дистанцирование от объективной реальности, исключаются позитивистское приятие существующих норм и ценностей, притязания отдельных субъектов и организовывается рациональное непредвзятое обсуждение. Считается, что в идеальной речевой коммуникации в виде дискурса отсутствуют внешнее давление на процесс коммуникации и внутренние притязательные мотивы, порождаемые собственными структурами коммуникации.

Дистанционные коммуникации - обмен информацией, осуществляемый на расстоянии с помощью технических средств

Диффамация (defamation) -публичное распространение как имеющих место фактов, так и ложных сведений, порочащих кого-либо.

Желтая пресса (yellow press) - «бульварно-массовая» печать, насыщенная крикливыми сенсациями. «жареными фактами», сплетнями, инсинуациями, ориентированная на малообразованных читателей, а также на людей с низменными интересами и вкусами.

Избирательность информации (канала) (selectivity) - индивидуальный выбор читателем, слушателем, зрителем интересующий их информации в соответствии с устоявшимися взглядами.

Имидж (image) (изображение, отражение, копия, подобие, образ). В коммуникативистике имидж - это образ реального факта, события, явления, лица, формирующийся под воздействием СМИ, рекламы в масс медиа, а также с помощью профессиональной деятельности имиджмейкеров.

Имиджмейкер (imagemaker) - специалист по созданию имиджей, организации пропагандистских кампаний и рекламы нуждающихся в этом лиц, организаций, партий и др.

Инвариантность (invariability). В коммуникативистике - сохранность, повторяемость тех или иных структур, архетипов, образов, отношений, языко-дискурсных единиц или формул общений и связей.

Инверсия* (inversion) - прием подхода к работе с текстом, помогающий раскрыть плюрализм их значений путем перестановки отношений между персонажами, событиями и фактами и изменения сюжетных линий, обычного порядка слов в предложении..

Инициатор сообщения (message originator) - в коммуникативистике то же самое, что и коммуникатор.

Инновация - нововедение.

Инсайдер* (insider) - коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.

Инсайт - внезапное озарение.

Инсинуация - злостный замысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить, что-либо или кого-либо.

Интенсивность коммуникации - частота обмена информацией.

Интерактивное телевидение (interactive television) - телевидение, позволяющее по запросу абонента передавать текстовую, графическую и другую информацию и выводить ее на экран.

Интернет (Internet) - всемирная компьютерная коммуникативная сеть, к которой подключены миллионы пользователей со всего мира. Превратившись в глобальную сеть, интернет продолжает развиваться, став доступной для более обширной аудитории, обеспечивая ее такими видами сервисных услуг, как электронные почтовые и банковские операции, видеоконференции, телешоппинг, программы на заказ и пр.

Интерпретация (от лат. interpretatio) - истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.

Интерфейс (interface) - граница, раздел. В коммуникативистике - соединительное звено в виде комплекса технических и программных средств, объединяющих различные части системы.

Интранет (Intranet) - сеть внутренних связей между информационными компаниями.

Информация* (information от лат. informatia - разъяснение, изложение) - сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Автор книги склоняется к идее о том, что информация наряду с коммуникацией - одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими атрибутами как движение, время, пространство.

Информатика - как область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации.

Информациология - наука, которая изучает закономерности образования, передачи и накопления информации, ее свойства, структуру, роль в проявлении фундаментальных законов окружающего нас мира.

Информационная безопасность - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Информационная среда* (information environment). В информатике - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, обеспечивающих заданный режим работы и условия выполнения ее задач. В коммуникативистике применяется и в более широком значении - как реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со СМИ и другими средствами коммуникации.

Информационное общество (information society). Термин применяется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, новой эры развития человеческой цивилизации. Наиболее яркими представителями этого направления являются А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия, М. Мак-Люэн, Д. Белл. А. Тоффлер и др. (США), Д. Масунда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества. Новая трактовка коммуникаций выходит за рамки рассмотрения коммуникации как технических средств связи и информационного обмена и сосредотачивает свое внимание как новых средств и форм человеческих контактов и обмена информацией, особенно на поиске форм активного духовного общения людей в диалогах.

Информационное пространство (information space) - сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций

Информационный обмен - взаимная передача информации друг другу несколькими субъектами.

Истеблишмент (establishment) - доминантная система государственных, экономических идеологических отношений, организаций, учреждений и других структур, обладающих властным влиянием на общество. В сферу истеблишмента включают и масс медиа, с помощью которых формируется сознание массовой аудитории, формируется ее жизненный стиль.

Каналы коммуникации (коммуникационные каналы) (communication channel)

1.     комплекс средств связи между источником и приемником информации: телефонных, радиовещательных, телетрансляционных, компьютерных и др.;

2.     специально сформированная среда, через которую передается информация от коммуникатора к реципиенту.

Таким каналом может быть и рекламный плакат, содержание которого дошло до получателя рекламы; и митинг, посредством которого передается информация от его организаторов к участникам; и видеофильм, через который его создатель предает определенный комплекс сведений зрителям и др. В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевают способ которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно, на пленке, через технические средства связи и пр.).



Катарсис (catharsis от греч. catharsis - очищение). Выражение акта агрессии или насилия в СМИ (эмоциональное потрясение, очищение с помощью страха и сострадания).

Квазикоммуникация - ритуальные действия, подменяющие общение и предполагающие диалог по исходному условию.

Клирингхауз (clearing-house) - центр сбора, обработки, анализа, синтеза и распространения информации.

Клише - стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

Код (code) - система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи.

Коллаж - прием в изобразительном искусстве, использующий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное с помощью этой техники.

Коллизия (от лат collisio - столкновение) - столкновение противоположных, разнонаправленных сил, взглядов, интересов и стремлений.

Коммуникабельность (communicability) - общительность.

Коммуникант - любая из сторон процесса коммуникации, участник коммуникации.



Коммуникативистика - наука, изучающая гуманитарные аспекты развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на общественную жизнь.

Коммуникативная диада (авт.)- прочные, устойчивые связи между двумя элементами коммуникативной системы. Ее могут организовать, например, дружеские и доверительные связи между двумя людьми. Если такую связь образуют два полярно противоположных элемента системы, а при отсутствии хотя бы одного из них диада разрушается, а их объединение составляет неразрывную систему, то в этом случае такая диада называется коммуникативным диполем (авт.). Например, образование семьи представляет собой процесс формирования коммуникативного диполя.

Коммуникативная личность - «коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных способностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации»( Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 169).

Коммуникативное пространство - пространство, где протекает коммуникативный процесс. В одних случаях оно может иметь географически или территориально очерченные границы, в других - представлять аморфное состояние..

Коммуникация манипулятивная - то же самое, что и пропаганда.

Коммуникация массовая

a)         система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет);

b)         одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Коммюнике - официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны.

Компоненты модели коммуникации. Основными компонентами модели коммуникации являются источник, сообщение, канал и получатель. Источник - индивид, группа людей, социальный институт, организация и другие субъекты, являющиеся создателем информационного сообщения. Сообщение - это стимул, передаваемый источником получателю, ради чего и осуществляется коммуникативное действие. Оно состоит из символов, которые имеют одинаковое значение для обеих сторон коммуникации. Главным символом, используемым коммуникативными системами, является язык. Канал - это средство передачи сообщения (см. Каналы коммуникации). Получатель- адресат, кому предназначено сообщение. Результаты коммуникативного акта зависят от правильного (валидного) восприятия полученной информации, от чего в свою очередь зависят результаты коммуникации. Если же акт коммуникации привел к желаемым изменениям в знаниях, установках и поведении получателя (получателей), то такой коммуникативный акт считается эффективным (см. Эффективность коммуникации).

Коммуникативная личность - личность, имеющая совокупностью индивидуаль­ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональными параметрами.

Коммуникативная перегрузка (communicatiоn overloard) - ситуация, когда объем коммуникативных входов и каналов существенно превышает возможности их применения и обработки информации или же потребности коммуникативных сторон.

Коммуникативная харизма (communication charisma) - характеристика лидера, способного вдохновлять людей на взаимодействие между собой и с общественностью, обмениваться социально полезной информацией.

Коммуникативные средства (не технические средства коммуникации)

Принято коммуникативные средства подразделять на:



1)           несловесные персональные;

2)           словесные устные;

3)           письменные персональные;

4)           письменные групповые.

Коммуникативный (коммуникационный) процесс - процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

Коммуникативные методы выработки решений - методы взаимодействия ведущего (коммуникатора) с группой (формальной, неформальной, искусственно созданной, экспертной и т. д.) с целью коллективной выработки решений по обсуждаемой проблеме. К наиболее распространенным методам выработки решений в процессе осуществления интенсивных коммуникаций в группе являются мозговой штурм, групповая динамика, взаимная интерпретация, групповая саморефлексия, синектика, конференция идей, модерация, фасилитация, работа по содержанию, игровые методы, метод социодрамы.

Коммуникатор (communicator) - инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.

Коммуникационная система - система, включающая как технические, так и другие средства, и обеспечивающая коммуникативный процесс в заданном алгоритме.

Коммуникационное пространство (авт.) - сфера в которой осуществляется информационный обмен посредством коммуникаций.

Коммуникационные технические средства - материально-вещественные элементы, специально созданные для помощи в осуществления коммуникаций между людьми.

Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) - в широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать раз­нообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологическое направление рассматривает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений.




1


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка