Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.61 Mb.
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»
Факультет социологии

Программа дисциплины

«Гендерный анализ в экономической социологии»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Мезенцева Е.Б., доцент кафедры экономической социологии (elena_mezentseva@list.ru);

Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «16» апреля 2013 г.

Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев


Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2013 г.

Председатель _______________ В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2013 г.

Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина

Москва 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Гендерный анализ в экономической социологии».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины

«Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Курс является продолжением изучения социально-экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономическая социология», «Социология потребления», «Социология труда и занятости» и пр.

Новизна курса заключается в том, что в нем впервые делается попытка применить гендерную методологию к анализу различных форм экономического поведения (трудового, потребительского, финансового, предпринимательского и пр.); при этом в качестве базовой методологической основы предполагается использовать экономико-социологический подход, сопоставив его с экономическим и социально-психологическим подходами.

Цели курса:


  • сформировать у слушателей систематизированное представление об основных теоретических подходах к анализу гендерных аспектов экономического поведения и ознакомить с ключевыми исследовательскими проблемами в данной области;

  • ознакомить с возможностями анализа эмпирических макро- и микроданных и сформировать базовые навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных гендерных исследований экономического поведения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные подходы современной гендерной теории и ключевые исследовательские проблемы гендерного анализа в области экономической социологии;

уметь применять концептуальный аппарат современного гендерного анализа при изучении экономических явлений;

иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации с позиций гендерного подхода данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований.
В результате освоения дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (формируется частично)

ОК-1

− владеет навыками чтения и точного понимания социологического текста

− усваивает лекционный материал,


читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
− привлекает несколько источников информации при написании эссе

− разрабатывает план работы над тематическим исследовательским проектом



посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)

ОК-2

− владеет навыками чтения и точного понимания социологического текста

− приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке к семинарам и написании письменных работ

− умеет последовательно и логически верно выстроить структуру презентации по теме семинарского занятия


подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата, подготовка тематических групповых презентаций

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

(формируется частично)



ОК-6

− оценивает уровень своих знаний в определённой области и необходимость их совершенствования

− применяет полученные знания и навыки для самостоятельного освоения социологических теорий и интерпретации конкретных событий и процессов



подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата,

подготовка тематических групповых презентаций



способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
(формируется частично)

ОК-10

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)

ПК-1


читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ и подготовке тематических презентаций

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

(формируется частично)



ПК-8

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание реферата


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра дисциплина «Гендерный анализ в экономической социологии» является дисциплиной по выбору.



Изучение дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» базируется на следующих дисциплинах:

  • «Социологическая теория»;

  • «Методы анализа социологических данных»;

  • «Экономическая теория (микроэкономика)»;

  • «Социально-экономическое поведение домохозяйств»;

  • «Социальная и экономическая антропология»;

Основные положения дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Экономическая социология – 2»;

  • «Социология предпринимательства»;

  • «Основы социальной политики»;

  • «Основные социологические подходы к анализу организаций;

  • «Теория и практика рекламных коммуникаций»;


5. Тематический план учебной дисциплины

Номер п / п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

Cоциология гендерных отношений: основные понятия и концептуальные подходы

6

2

2

2

2

Гендерное разделение труда с позиций различных теоретических подходов

10

4

2

4

3

Гендер и социальная стратификация

6

2




4

4

Основные тенденции в эволюции занятости мужчин и женщин в различных регионах мира

10

4

2

4

5

Дискриминация в занятости по признаку пола: основные теоретические подходы

6

2




4

6

Профессиональная сегрегация по признаку пола

8

2

2

4

7

Экономический рост и проблемы гендерного неравенства

6

2




4

8

Гендерные аспекты предпринимательского поведения и лидерства

6

2




4

9

Экономические и социологические аспекты брачного поведения

8

2

2

4

10

Гендерные аспекты в разделении домашнего труда. Экономическое значение домашнего труда

8

2

2

4

11

Гендер и эффективная социальная политика: анализ зарубежного опыта

6

2




4

12

Гендер в международной и национальной статистике

8

2

2

4

Самостоятельная письменная работа (реферат/эссе)

10







10

Подготовка к экзаменационной работе

10







10

Всего

108

28

14

66

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

1




Текущий

реферат

1

10 000 знаков без пробелов

Активность на семинарах







Итоговый

Зачет

1

письменная работа на 1 час 20 минут


6.1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:



  • 10% - посещаемость;

  • 30% – активность на семинарских занятиях;

  • 20% – реферат;

  • 40% – письменный зачет.

6.2. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Текущий и промежуточный контроль:


  1. Посещение лекций и семинарских занятий.

  2. Индивидуальные доклады и участие в обсуждениях на семинарских занятиях.

  3. Тематические презентации в составе мини-групп.

  4. Письменная работа по итогам изучения курса (реферат).

Итоговый контроль:

  1. Письменный зачет.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с тематической презентацией в составе мини-группы. Презентация оценивается с учетом следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме презентации, вопросы для обсуждения в аудитории.

  2. индивидуальные доклады по темам семинарских занятий, на которых студент отсутствовал, либо не принимал участия в подготовке тематических презентаций в составе мини-групп. Текст доклада представляется в письменном виде, доклад оценивается исходя из следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме доклада.

  3. активность в ходе коллективных обсуждений на семинарах - вопросы и комментарии по темам семинарских занятий.

Требования к написанию эссе:

    • соответствие содержанию курса

    • проблемный и самостоятельный характер

    • соответствие привлекаемой литературы теме эссе;

    • логичность и последовательность изложения;

    • оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

    • степень решения поставленных в эссе целей и задач;

    • формулировка четких и конкретных выводов;

    • качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных.

Эссе должно быть представлено не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.

Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.
Требования к написанию реферата

Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов исследования определенной научной проблемы. Рекомендуемый объем текста – 10000 знаков (шрифт Times New Roman, 12 кегль, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине). Рекомендуемое количество источников: не менее трех.

По структуре реферат должен включать следующие разделы:


  1. Описание привлекаемых источников:

    1. Название реферируемого источника/источников

    2. Сведения об авторе, библиографическое описание

  2. Постановка проблемы

    1. Контекст написания работы (если его можно восстановить из текста книги или других источников)

    2. Проблема работы

    3. Основные понятия, использованные в работе

  3. Основные положения, выдвигаемые автором/авторами

    1. Теоретическая логика

    2. Основные положения работы/работ

  4. Заключение

    1. Содержательные выводы

    2. Критическая оценка текста

Реферат должен быть представлен не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.



Все рефераты проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.

Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 15 вопросов по пройденному курсу (как открытых, так и закрытых). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 20 мин. Оценка за зачетную письменную работу не является блокирующей.

6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебные пособия

Теория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. (электронная версия)

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка