Программа дисциплины «Философия» для образовательной программы бакалавриата направления «41-03-04 политология» Степень бакалавр




Сторінка1/6
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет гуманитарных наук

Школа философии

Программа дисциплины

«Философия»

для образовательной программы бакалавриата направления

«41-03-04 политология»

Степень – бакалавр


Разработчик программы: Князева Е.Н, д.ф.н. профессор

Mail: helena_knyazeva@mail.ru
Одобрена на заседании школы философии «___»____________ 2016 г.

Руководитель школы философии В.Н. Порус ___________________

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»_____________2016 г.

Утверждена «___»_____________2016 г.

Академический руководитель образовательной программы

Е.Г.Драгалина-Черная ________________________

Москва, 2016



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ

http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24278.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия»(030100.62) для бакалавров по специальности 41-03-04 политология

Цели освоения дисциплины


Программа предназначена для студентов-бакалавров по специальности 41-03-04 политология НИУ-ВШЭ и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования.

Преподавание учебной дисциплины «Философия» осуществляется в объеме требований ФГОС. Содержание программы определено общим пониманием современной философии как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Цель учебного курса – сформировать у студентов систему знаний, отвечающую принятым стандартам. Курс философии в этом отношении весьма специфичен, поскольку философские проблемы носят вечный характер, и в философии нет окончательных ответов. Философия является открытой и непрерывно обновляющейся системой знания как по отношению к конкретным научным дисциплинам, так и по отношению к социальной и культурной практике. Суть философии – постоянное вопрошание и напряженное размышление над фундаментальными проблемами человеческого бытия. Ее освоение подразумевает включение студентов в живой философский дискурс, в диалог с мыслителями прошлого. Обучение философии подразумевает развитие у студентов способностей рассуждать, самостоятельно мыслить и уметь аргументировать свои мысли. Сам способ изучения философии призван способствовать развитию свободы мышления. Для решения этих задач необходимо погружение в пространство мировой философской мысли, т.е. освоение тех достижений, которые были в ней накоплены. В результате изучения курса студенты должны познакомиться с основными традициями в истории философии, с логикой развития философских идей в широком историко-культурном контексте, включая экономику, политику и культуру соответствующей исторической эпохи.

Центральной задачей данного курса является знакомство студентов с фундаментальными составляющими философского знания: онтологией, эпистемологией, философской антропологией, социальной философией и философией культуры. Курс философии открывает для студентов возможность решать вопросы смысла и ценностей человеческой жизни, а также постигать историческое развитие форм общественного сознания, представленных в разного рода культурных практиках, таких, как наука, искусство, мораль, политика, религия.

Каждая тема данной программы сопровождается контрольными вопросами и заданиями. Подбор этих вопросов исходит из того, что главная цель философского образования состоит в том, чтобы побуждать студентов мыслить свободно, самостоятельно и творчески. Эти вопросы, как правило, не имеют однозначных и окончательных ответов, их цель – не столько проверка знаний, сколько приглашение к размышлению.

Программа содержит списки литературы, как основной (обязательной), так и дополнительной. В конце программы даны списки тем для рефератов, а также вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Помимо посещения лекций, студенты должны выполнить письменную экзаменационную работу в тестовом формате, а также активно участвовать в работе семинара, которая, помимо докладов, выступлений и участия в дискуссиях, включает также написание творческой работы в форме эссе или реферата как домашнего задания. Результирующая оценка по дисциплине «философия» накапливается, суммируя все эти виды работы.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

- историю возникновения философии, основные исторические типы философствования, содержание наиболее значимых философских концепций, оказавших влияние на развитие интеллектуальной культуры и социальную динамику общества;

- основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания; понимать смысл и назначение философии, ее место и роль в обществе, специфику функционирования в традиционном и современном обществе;

- основные категории философии, типологические характеристики основных философских систем, формы и методы познания, их эволюцию, соотношение веры и знания, рационального и иррационального в человеческом познании; понимать методологическую роль философского знания;



Уметь:

- формулировать смысл основных философских проблем и дискуссий; критически оценивать явления социальной реальности;

- свободно использовать концептуально-понятийный аппарат и терминологию философии;

- использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального развития, а также для дальнейшего развития своих общекультурных и профессиональных компетенций;

- применять полученные теоретические знания в различных формах -деятельности и межкультурной коммуникации.



Иметь навыки:

- самостоятельной и творческой работы с наиболее значимыми произведениями мировой философской мысли (чтение, комментирование и анализ текстов);

- философского диалога, как коммуникативной и интеллектуальной компетенции, в рамках межличностных и профессиональных взаимодействий;

- выявлять философские универсалии и структурные элементы исторически сложившихся культурных систем в условиях поликультурной картины мира и процессов глобализации;

- оценивать и философски анализировать динамику социокультурных процессов современного общества.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции













Способность приобретать и совершенствовать знания, в том числе в области, отличной от профессиональной, включая область философии


УК

-



1 (СК-Б1)

Способен понимать и интерпретировать содержания философских концепций; владеет навыками критического мышления; демонстрирует понимание историко-культурной логики, проявляет достаточный гуманитарный кругозор

Лекции и проблемные семинары, тематические дискуссии.

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной деятельности, используя философию как метод

УК-2 (СК-Б3)

Демонстрирует знание принципов организации научного знания и его отличия от ненаучного и псевдонаучного, умеет применять стандарты научной рациональности для организации собственного научного исследования

Диспуты, дискуссии, подготовка докладов и выступлений

Способен самостоятельно

поставить проблему исследования

политических явлений и процессов, определить задачи

исследования и осуществить дизайн соответствующего

исследования


ПК-1

Демонстрирует исследовательские навыки, способность ставить и решать проблемы, прежде всего относящиеся к политической реальности, проявляет заинтересованность в обсуждении актуальных философских, политических и социокультурных проблем современного общества; адекватно оценивает роль гуманитарной подготовки в процессе профессионализации; способен применять полученные знания для оценки явлений политической реальности

Диспуты, дискуссии, подготовка докладов и проектно-творческих работ

Способен выбирать адекватные задачам исследования методы

исследования и применять их




ПК-2


Владеет современной методологией научного исследования и способами организации практической деятельности

Доклады и сообщения на семинарских занятиях и научных студенческих конференциях

Способен оформлять результаты поиска и анализа информации,

проведенных научных и прикладных исследований в различных жанрах (включая обзоры, аналитические записки, отчеты, публикации по социально-политической тематике и т.д.), в зависимости от целевой аудитории




ПК-9

Владеет навыками критического, аналитического, саморефлексивного и творческого мышления и применяет их для подготовки творческих работ, публикаций и аналитических материалов по социально-политической проблематике

Дискуссии, исследовательские и творческие проекты

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка