Профилактика социального сиротства модуль дополнительной образовательной программы повышения квалификации



Скачати 155.97 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір155.97 Kb.
Профилактика социального сиротства

(модуль дополнительной образовательной программы

повышения квалификации)


Разработчики модуля – канд.психол.наук, доцент Е.Б. Марущак

ст. преподаватель О.Е. Игнатенко

директор ГБУ НСО «Радуга» Т.А. Кострыкина

зав. орг.-метод. отделением И.И. Вопилова

Новосибирск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Спецификация модуля……………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………………...6

Содержание и контекст…………………………………………………………...8

Методы обучения………………………………………………………………..10

Процедура оценки……………………………………………………………….11

Оценочные материалы модуля………………………………………………….14

Ресурсное обеспечение модуля…………………………………………………15

Учебно-методическое обеспечение модуля……………………………………16

Спецификация модуля

Цель обучения – формирование у студентов-волонтеров ФГБОУ ВПО «НГПУ» компетенций в области профилактики социального сиротства.

Задачи:

1. заложить основы целостного понимания социальных, психологических и педагогических аспектов волонтерской деятельности;

2. познакомить студентов-волонтеров с актуальными вопросами профилактики социального сиротства;

3. обеспечить освоение основных технологий по профилактике отказов от ребенка.

4. сформировать у студентов-волонтеров представление об эффективном общении и о способах его развития в процессе профилактики социального сиротства.

Входные требования: сформированность психологической готовности к волонтерской деятельности; программа адресована студентам педагогических и психологических факультетов вузов, педагогических колледжей и всем, кто заинтересован в проведении подобной работы.

Объем часов, в т.ч. на самостоятельную работу, – 24 час.

Вид учебной работы

Количество часов

Сроки проведения

Общая трудоёмкость

24

3 дня

Аудиторные занятия (лекции, практические занятия)

12




Самостоятельная работа

12





Форма обучения – без отрыва от учебы.

Результаты обучения

Результат обучения 1:

Студенты знакомы с основами волонтерской деятельности.



Показатели оценки результата:

Студент должен знать:

  1. Историю волонтерского движения, принципы и формы волонтерской деятельности, а также организационные, психологические и педагогические аспекты волонтерской деятельности.

Требования к предмету оценивания:

По показателю 1 представить эссе.


Результат обучения 2:

Студенты знают понятие и психолого-педагогические проблемы современного социального сиротства.



Показатели оценки результата:

Студент должен знать:

  1. понятие и причины современного социального сиротства в России, а также психологические особенности детей-сирот и женщин группы риска по социальному сиротству.

Требования к предмету оценивания:

По показателю 1 представить реферат.


Результат обучения 3:

Студент умеет применять технологии по профилактике отказов от ребенка.



Показатели оценки результата:

Студент должен уметь:

  1. определять причины и факторы риска отказа от ребенка;

  2. действовать в ситуации отказа и планировать деятельность по сохранению ребенка с матерью.

Требования к предмету оценивания:

По показателям 1, 2 разработать рекомендации для специалистовв области профилактики социального сиротства на тему «Технологии работы по профилактике отказов».


Результат обучения 4:

Студенты овладеют навыками эффективной коммуникации в области профилактики социального сиротства.



Показатели оценки результата:

Студент должен уметь:

  1. устанавливать контакт и преодолевать сопротивление со стороны женщины группы риска по социальному сиротству;

  2. применять техники успешной профессиональной коммуникации.

Требования к предмету оценивания:

По показателям 1, 2 разработать памятку для специалистовв области профилактики социального сиротствана тему «План первой встречи с женщиной-клиентом».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из базовых задач государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, определенной в Послании Президента России Федеральному собранию, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в детских домах и интернатах. Социальное сиротство – явление, связанное с наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, по причинам социального характера. В соответствии с Семейным кодексом РФ дети признаются, оставшимися без попечения родителей, в случаях лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Социальное сиротство имеет многочисленные негативные социальные и экономические последствия, среди которых – нарушение базового права ребенка на жизнь и воспитание в семье, социальная дезадаптация детей, снижение качества человеческого потенциала, необходимость значительных государственных расходов на полное государственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, на организацию их устройства, на содержание сети интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти всех уровней, масштабы социального сиротства в Российской Федерации чрезвычайно велики. Ежегодно выявляются от 114 000 до 133 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из критериев эффективной работы по предупреждению социального сиротства является система профилактики. На сегодняшний день одним из основных государственных институтов, работающих с проблемой социального сиротства являются учреждения социального профиля, в которых находятся дети-сироты, дети, лишенные родительского попечительства, дети и молодые женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Данные категории детей и женщин нуждаются в компетентных специалистах, знающих проблемы социального сиротства, психические особенности детей-сирот и женщин группы риска по социальному сиротству, их потенциальные возможности, способных грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение в ситуации отказа от ребенка. К сожалению, многие учреждения социального профиля не имеют квалифицированных специалистов в области профилактики социального сиротства.

В связи с этим особую актуальность приобретает волонтерское движение как общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на улучшение социальной ситуации и позитивные общественные преобразования. Волонтерство – добровольное выполнение общественных обязанностей по оказанию помощи другим людям, поэтому, добровольно возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется духовно. Добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта. Именно поэтому психологическая готовность к волонтерской деятельности является одним из важнейших условий эффективной деятельности волонтерской организации. В связи с вышесказанным, возникает необходимость в разработке модуля дополнительной образовательной программы повышения квалификации для студентов-волонтеров по профилактике социального сиротства.

СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ

Отбор содержания основывается на общих принципах послевузовского обучения: 1) принцип научности, изучение современных теорий; 2) принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения (необходимость опираться на имеющиеся у слушателей знания, умения и навыки); 3) принцип профессиональной ориентированности (в ходе курсов слушатель может решить свои профессиональные проблемы).


Учебные элементы модуля

  1. Место волонтерства в современном обществе.

Волонтерство и добровольчество. История волонтерского движения. Место волонтерства в общественной жизни. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности. Принципы и формы волонтерской деятельности. Организационный аспект волонтерской деятельности. Структура волонтерского движения. Условия работы волонтеров. Взаимодействие волонтеров и сотрудников.

  1. Проблема социального сиротства как явление современного социума. Понятие социального сиротства. Историография проблемы социального сиротства. Зарубежный опыт профилактики социального сиротства. Причины современного социального сиротства в России. Психолого-педагогические проблемы социального сиротства. Феномен девиантного материнства в социальной и психологической науке. Психологические особенности детей-сирот. Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. Основные принципы, уровни и виды профилактики. Роль социальных институтов в профилактике социального сиротства. Межведомственный подход к профилактике социального сиротства.

  2. Технологии работы по профилактике отказов. Причины и факторы риска отказа от ребенка. Социально-психологический портрет женщин группы риска по социальному сиротству. Технологические этапы профилактики отказов. Алгоритм действий в ситуации отказа. Планирование деятельности по сохранению ребенка с матерью.

  3. Использование коммуникативных технологий при ранней профилактики социального сиротства. Установление контакта и преодоление сопротивления со стороны женщины группы риска по социальному сиротству: форма выражения сопротивления, причины сопротивления, использование различных техник для снижения уровня сопротивления, факторы эффективного первичного контакта. Техники успешной профессиональной коммуникации: модель активного слушания; техника, помогающая выявить признание; техника на выявление страхов и тревог у женщин-клиентов, техника на выявление стратегии, помогающей преодолеть кризис. Планирование работы со случаем: проведение первой встречи с женщиной-клиентом, основные этапы технологии планирования работы со случаем.

Тематический план



Тематика занятий

Формы организации

Самостоятельная работа, выполнение заданий

Часы

1.

Место волонтерства в современном обществе

Лекция

3

2

2.

Проблема социального сиротства как явление современного социума

Лекция


3



2


3.

Технологии работы по профилактике отказов

Практическое занятие

3

4


4.

Использование коммуникативных технологий при ранней профилактики социального сиротства

Практическое занятие

3

4





Итого




12

12

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе изучения теоретических и практических аспектов деятельности волонтеровв учреждении социального профиля в области профилактики социального сиротства,используются объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод обучения, метод проектов, контент-анализ.

Принципы отбора методов (технологий, техник, приёмов и пр.) обучения: 1) принцип научности и системности изложения материала; 2) принцип наглядности в обучении; 3) принцип надежности обучения; 4) принцип сознательности и творческой активности; 5) принцип единства группового и индивидуального обучения.Содержание и методы обучения взаимно обусловлены.

На занятиях по программе «Профилактика социального сиротства» применяются индивидуальные и коллективные формы работы.


ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ

Общая характеристика инструмента оценки.

Программа повышения квалификации по данному модулю предусматривает различные формы контроля:

  • Входное и выходное анкетирование, направленное на выявление психологической готовности к волонтерской деятельности.


Текущий контроль (в процессе завершения каждой темы):

  • Написание реферата и эссе.

Примерная тематика рефератов и эссе:

  • Социальное сиротство в России.

  • Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей социально-педагогическую деятельность с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  • Законодательство Российской Федерации о льготах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

  • Система учреждений для оказания социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

  • Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  • Роль общественных организаций в профилактике социального сиротства.

  • Феномен девиантного материнства в социальной и психологической науке.

  • Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

  • Роль социальных институтов в профилактике социального сиротства.

  • Межведомственный подход к профилактике социального сиротства.




  • Написание рекомендаций для специалистовв области профилактики социального сиротства «Технологии работы по профилактике отказов».

Требования к оформлению рекомендаций: работа должна быть отпечатана на компьютере с полуторным межстрочным интервалом шрифтом TimesNewRoman размером 14 пунктов.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 15, нижнее – не менее 20 и верхнее – не менее 20 мм.




  • Написание памятки для специалистов в области профилактики социального сиротства на тему «План первой встречи с женщиной-клиентом».

Требования к структуре памятки:

  • Титульный лист

  • Основные принципы

  • Планирование деятельности

  • Предполагаемые результаты


Итоговый контроль по результатам освоения модуля:

  • Выполнение диагностического итогового теста.


Обоснование выбора процедуры:

Содержание модуля считается освоенным студентом-волонтером при условии:

  • знания содержательных вопросов, решения практических учебных задач;

  • выполнения заданий, предложенных в разных формах на занятиях (реферат, эссе, разработка рекомендаций и т.д.);

  • выполнения заданий в тестовой форме, предложенных при итоговой аттестации не менее чем на 70%.


Описание механизма перевода оценки результатов в формализованные результаты обучения.

Процедура оценки теоретических знаний основывается на системе контрольных вопросов, ведении дискуссии в рамках лекционных и практических занятий, а также выполнении самостоятельной работы.

Перевод результатов оценки в формализованные результаты обучения:

— студент освоил курс на высоком уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, активно участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, предлагал существенные рекомендации, представил и защитил собственный проект, который получил позитивные отзывы;

— студент освоил курс на хорошем уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, представил и защитил собственный проект;

— студент освоил курс на достаточном уровне, если выполнил большую часть индивидуальных заданий, участвовал в групповой деятельности, представил собственный проект;

— студент не освоил курс, если не выполнил большую часть индивидуальных заданий, не участвовал в групповой деятельности, не представил собственный проект.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ

Оценочные материалы включают комплект контрольно-измерительных материалов, необходимых и достаточных для заключения по поводу достижения слушателями каждого конечного результата, сделанного по каждому из заявленных показателей:



  1. Комплект тестовых заданий.

  2. Темы и требования к реферату.

  3. Темы и требования к стендовому материалу для специалистовв области профилактики социального сиротства.

  4. Диагностические материалы входного и выходного анкетирования.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

Кадровое обеспечение данной программы предусматривает привлечение к организации учебного процесса профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «НГПУ», с использованием специалистов, владеющих соответствующими содержанию настоящей Программы профессиональными знаниями.



Техническая обеспеченность

Имеется типовое оборудование для представления лекционного материала в системе визуальной презентации (smart-доска, медиа-проектор, телевизор, DVD-плеер). Для подготовки к практическим занятиям и их проведения — техника тиражирования необходимых материалов, компьютерные классы (возможность выхода в Интернет).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Литература для чтения и конспектирования

  1. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.

  2. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство / В.И. Брутман. – М., 1994. – 123 с.

  3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351).

  4. Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания. / И.А. Коробейников. – М.: 2006. – 57 с.

  5. Лиханов А.М. Дети без родителей / А.М. Лиханов. – М.: 1987. – 93 с.

  6. Марова А.М. Профилактика отказов от новорожденных детей: организация, методология и практика / А.М. Марова. – М.: Благотворительный фонд профилактики социального сиротства [и др.], 2012. – 128 с.

  7. Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями / Н.А. Панина. – Минск, 2006. – 98 с.

  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

  9. РайкусДжудитС.Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска / Райкус Джуди С., Рональд С. Хьюз. – М.: Академия, 2006. – 206 с.

  10. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 240 с.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка