Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога



Скачати 261.15 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір261.15 Kb.
Профессиональное методическое   мастерство   всегда   есть плод   достаточно   длительного  творческого труда педагога. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Методическое мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет скорее всего об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом  дополнительного образования теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, только и обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, профессионализм, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты.


В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их. В конечном же итоге, современный педагог-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же такого уровня педагогического профессионализма крайне непросто.



По существу дела, педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная  оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный  опыт творчески работающего педагога-профессионала.



Во времена еще не столь отдаленные педагога-мастера, достигшего высокого уровня профессионализма, сопровождал классифицирующий термин «передовой педагогический опыт». Сегодня этот термин вышел из употребления. И не случайно. Ведь о передовом опыте можно говорить, только если соразмерить опыт конкретного педагога с унифицированными среднестатистическими стандартами. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели выдвигают на передний план приоритеты индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности относительно среднестатистической нормы как бы уходит на второй план. Но, заметим, вовсе не исчезает. Просто парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Педагог-инноватор — это сегодня тот педагог, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь педагога-инноватора не всегда бывает триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из всего этого достойные уроки, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений.



Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
 
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
 
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.



Предусмотреть все нюансы многогранного воспитательно-образовательного действия, обеспечить представляемую на мастер-классе логику своих авторских педагогических действий,  достойным образом методически инструментовать ее крайне непросто. Это весьма важная и сверх ответственная процедура, высоко ценимая в презентации  любого мастер-класса. Культура презентации своего профессионального методического опыта есть определенный результат профессионального мастерства педагога. Такой результат есть следствие успешного повышения квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте. 



Конечно, достичь высокого класса профессионального мастерства по всему спектру системы воспитательно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования практически почти невозможно. Речь сегодня может идти только о профессиональном методическом мастерстве, достигаемом  на отдельных участках и линиях работы педагога-практика. Но и даже здесь устойчиво получаемый воспитательно-образовательный результат еще не является надежным залогом успешного проведения мастер-класса. Практический результат не есть единственный признак высокого профессионализма. Непрерывно меняющиеся условия обучения задают сегодня стандарт методической мобильности и оперативной коррекции приобретаемого педагогом профессионального опыта. Здесь нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для этого нужна системно-целостная осмысленность опыта, отрефлексированность его на научно-методической основе. Именно такая проработка опыта обеспечивает педагогу дополнительного образования не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным в обеспечении перспектив профессионального роста педагога дополнительного образования. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является, на наш взгляд, мастер-класс.



Фактор «взаимо-» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного профессионально-развивающего эффекта, не обеспечивает  приращение профессионализма ни для стороны, «передающей» опыт, ни для стороны «перенимающей». Абсурдно и насильственное внедрение передового опыта. Или, как его ныне обозначают, опыта инновационного. Нужна продуманность в освоении инноваций, переноса их из одних условий профессиональной деятельности- в другие. Административное навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не способствуют творческому самораскрытию педагога как специалиста-профессионала. Фактор личностной самобытности в профессиональном росте педагога сегодня, как никогда ранее, требует всемерного учета и пристального внимания. Любые профессиональные трудности и успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Другое дело, как практически надо принимать в расчет этот фактор при методическом анализе и оценке достигнутого учителем.



Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом, она требует беспристрастной «шлифовки» и непрерывного совершенствования — и в плане готовности к ее использованию «передающей» стороной и стороной, активно «воспринимающей» этот инновационный опыт.



Следует отметить, что презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит нас перед весьма актуальной проблемой повышения  научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Вернее говоря, задаваемого «на старте»,  изначально избираемого уровня такой компетентности, на который ориентируется содержание презентуемых инновационных идей. Ведь готовность к полноценному восприятию инновационной информации - вещь весьма прихотливая.



Так, перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это? Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на эффективно скомплектованном содержании авторской образовательной программ? Или анализе технологически выверенной цепочки системно структурированных педагогических действий? Либо ограничиться удачно найденной шкалой оценочно-диагностических процедур? А может, лучше всего предварительно представить участникам мастер-класса самые общие свои принципы и установки, на которых зиждется реализуемая воспитательно-образовательная технология? Дать ли в превалирующем объеме примеры из практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более свободное  поле концептуальных волеизъявлений?



Целесообразнее ли будет заранее предложить коллегам авторскую алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса? Представить ли достигнутые результаты обучения и воспитания детей в продуктах их познавательно-творческой деятельности или обратиться к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов своего собственного преподавательского труда?



Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев системы повышения квалификации на своем рабочем месте. Педагогам дополнительного образования сегодня уже есть чем поделиться. Но острота  вопроса сегодня состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне?



Велика роль в такого рода поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где, прежде всего, и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но и методические отделы районных многопрофильных учреждений дополнительного образования должны также стать своеобразной  творческой лабораторией по обработке универсальных способов проведения разнообразных мастер-классов по обобщению и распространению инновационного  методического опыта. Результатом такой исследовательско-аналитической поисковой деятельности должно в перспективе стать разностороннее научно-методическое описание опыта подготовки и проведения мастер-классов,  их систематизация по типам решаемых задач, а также отработка вариативных алгоритмов схематизированной оценки достигнутой результативности.



В сущности же, сегодня, для успешной подготовки мастер-класса, педагогу-практику необходимо развернутое представление о центральном звене своего инновационного  педагогического опыта, скажем так, его «ядерной» части, «стержне», источнике достигаемых воспитательно-образовательных результатов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса сегодня есть чрезвычайно непростой труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек, прежде всего, в плане ожидаемых иллюзий и воспроизводства устаревших стандартов и рутинных оценочно-технологических процедур.



Теперь несколько замечаний собственно методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способность участников (а прежде всего, самого педагога-мастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, так сказать, за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы отработанной на практике системы методико-технологических действий. Какие-либо крайности здесь совершенно недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Ведь перемять, творчески воспроизвести инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей. Одновременно - глубоко проникая во  внутреннюю сущность явления и, вмес те с тем,  имея перед собой развернутое научно-методическое описание внешней, деятельностно-практической стороны анализируемого явления. Только из гармоничного сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса по обмену инновационным методическим опытом.



Здесь сразу же возникает вопрос о наличии у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь факт их наличия  позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст требуемого импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Результатом работы в мастер-классе станет только лишь досада по поводу напрасно потраченного времени:  у всех пришедших на мастер класс педагогов, возможно,  сложится неверное представление о том, что методический опыт данного конкретного учителя-мастера есть тайна за семью печатями. Все это самым непосредственным образом относится к вопросу о методико-педагогической культуре учителя-мастера, о его реальной способности профессионально грамотно представить свой практический опыт в форме мастер-класса. С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны иметь адекватную готовность к  действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению  представляемого опыта. Значительный разрыв в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников профессионального опыта заставляет применять в работе принципиально иную модель проведения мастер-класса, в частности, больше напоминающую, к примеру, студенческие обучающие проблемно-творческие семинары, ничем сами по себе не плохие, но несущие на себе кардинально иную функциональную нагрузку. Мы же здесь говорим больше об уровнево-сопоставимой модели истинного, а не учебно-игрового мастер-класса.



Еще один важный момент, связанный с успешной подготовкой и проведением методически ориентированного  мастер-класса,  касается изначального уточнения вопроса о том, на каком структурном «этаже» (уровне) производится презентация  профессионального опыта? Соответственно, в каком терминологическом поле будет представлена инновационная идея?  В качестве универсального рабочей гипотезы здесь можно предложить четырехуровневую модель, в которой  есть: 
 
 
 
• уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
 
• уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других  учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
 
• уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития  ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельностиобучаемых;
 
• уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.



Конечно, значительное число практических достижений педагогов-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого на мастер-классе опыта создает благоприятные психологические предпосылки для теоретически последовательного анализа опыта
 
Изложенное ставит перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом  реальную практическую задачу — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов учебных занятий, факультативов, бесед и др.



В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, и взгляд родителей, и преподавтаельй-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия  оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта. Но в целом же форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который,  в конечном итоге,  и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма  проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. 

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). 

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. 

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. 


Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др. 

Итак, обобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 
3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; 
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. 
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению. 

Требования к организации и проведению мастер-класса


Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. 

В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. 

Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности. 

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы. 

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира. 

Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами. 

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников. 

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия. 

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. 

Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). 

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. 

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития. 

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса. 

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. 

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. 
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога. 

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. 

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием. 

Рефлексия – последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы. 

Позиция Мастера


При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. 

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. 

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. 

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции. 

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётсяпутём примера, подражания через: 
• речь и голос(тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); 
• мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; 
• пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников); 
• умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; 
• искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; 
• педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; 
• психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; 
• коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; 
• чувство времени. 
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса


Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии. 


Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. 
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. 

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. 


Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. 


Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). 

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. 


Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). 

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.


Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. 

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы. 

Литература


1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2. 


2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с. 
3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. 
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Инструкция

1

Выберите тему мастер-класса. Постарайтесь сформулировать ее так, чтобы не учить людей изобретать велосипед. Даже если ваш мастер-класс будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и будет содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.



2

Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно. Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе. Только после того, как вы овладеете (пусть не в совершенстве, но хотя бы уверенно) каким-либо мастерством, стоит обращаться к аудитории.

3

Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Даже если вы уже много лет делаете глиняные игрушки и уверены, что можете научить этому и без книжек, поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Вполне вероятно, что вы узнаете что-то новое и не попадете впросак, не зная что ответить на неожиданный вопрос вашего ученика.



4

Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере. Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути.

5

Узнайте, в каких знаниях нуждается ваша потенциальная аудитория. Введите запрос по вашей теме в поисковую систему и почитайте, какие вопросы чащ всего задают люди на форумах и сайтах. Учитывая потребности людей, вы получите большую аудиторию.



6

Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.



7

Подготовьте наглядный материал. Это могут быть готовые образцы работ и иллюстрации, а также книги и пособия, которые могут понадобиться новичкам. Подумайте, стоит ли брать с собой на занятие расходные материалы для забывчивых участников мастер-класса или стоит предупредить, чтобы материалы ученики принесли с собой.



8

Напишите примерный текст, который вы будете произносить. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите не листочек и возьмите с собой.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка