Problems of formation financial culture of the russian population (social studies) Данилова О. В., Иванова А. Г




Скачати 63.72 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір63.72 Kb.


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)
PROBLEMS OF FORMATION FINANCIAL CULTURE OF THE RUSSIAN POPULATION (SOCIAL STUDIES)
Данилова О.В., Иванова А.Г.

Специалисты, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Научный руководитель: к. э. н., профессор кафедры финансов

и банковского дела СПБГЭУ Янковский К.П.
Аннотация. В данной работе рассматриваются проблемы формирования финансовой культуры населения России на основе социологических исследований. Актуальность темы обусловлена недостаточной научной разработанностью проблем формирования финансового поведения населения современной России. Научная новизна заключается в следующем: раскрыта сущность и особенности финансовой культуры населения России, выявлены проблемы и предложены пути их решения, разработана система показателей оценки финансовой культуры.
Annotation. This paper discusses the problem of formation of financial culture of the Russian population on the basis of case studies. Background study caused lack of scientific elaboration of problems of the formation of the financial behavior of the population of modern Russia. This: disclosed the essence and peculiarities of financial culture of the Russian population, to identified problems and propose ways of their solution, developed a system of indicators to measure of financial culture.
Ключевые слова: Россия, культура, финансовая, финансы, общество, население, социология, исследования, наука, проблемы, поведение.

Key words: Russia, culture, financial, finance, society, population, sociology, research, science, problems, behavior.


Тезисы

Финансовая культура – это неотъемлемая часть культуры общества, получившая свое развитие с оформлением денежных отношений в обществе.

Развитие финансовой культуры во многом зависит от функционирующих в обществе финансовых институтов, уровня финансовой грамотности населения и социальных ценностей.

В российском социуме существуют как объективные условия, так и субъективные причины, создающие проблемы на пути формирования финансовой культуры.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью главных проблем формирования финансового поведения населения России.

Цель - выявление особенностей финансовой культуры различных социальных групп населения на современном этапе развития российского общества.

Финансовая культура - это исторически сложившаяся совокупность способов деятельности в области финансового хозяйства, с помощью которой люди приспосабливаются к условиям существования. Ее результат представлен качеством и разнообразием финансовых услуг, а так же развитой финансовой инфраструктурой.

Финансовая культура, также, проявляется через финансовое поведение общества, разработку нормативно-правовой базы на государственном, региональном, отраслевом и других уровнях, развитие общественных отношений.

Финансовая культура является сложным и многогранным феноменом, который изучают различные науки, в том числе и социология.

В чем же специфика социологического подхода при изучении финансовой культуры?


Сущность социологического подхода к исследованию финансовой культуры заключается в раскрытии закономерностей ее функционирования и выявлении социальных функций финансовой культуры.

Социальные формы жизни человека – это продукт культуры. Культура также является продуктом общества, продуктом человеческой деятельности.

Наука социология и социологи непосредственно изучают финансовое поведение людей в рамках наиболее глубокого исследования финансовой культуры населения.

Финансовое поведение населения - это не простое сочетание поведений индивидов, направленных на сбережение денежных средств, кредитование, осуществления инвестиционной деятельности, а сложная диалектическая совокупность представлений, мировоззрений и идей, отражающих уровень сознания членов социума относительно финансовой составляющей своего поведения.

Выяснить основные мотивы, и цели, которые определяют различные типы финансового поведения социальных групп населения; отчасти позволит социологическое исследование.

Социологическими исследованиями финансового поведения населения занимаются многочисленные ведущие научные центры изучения общественного мнения (ВЦИОМ, НАФИ, ЦИРКОН и многие другие).

Крупные города являются скоплением большинства экономически активного населения. Они служат основным местом концентрации финансовых институтов и ресурсов страны и в наибольшей степени оказывают влияние на формирование моделей финансового поведения социальных групп населения не только жителей городов, но всего населения страны в целом.

Финансовая культура населения России находится на достаточно низком уровне и имеет ряд проблем: низкая платежеспособность населения; низкое социально-экономическое развитие в регионе; недоверие населения финансовым учреждениям; нерациональное использование денежных средств; малая информированность населения; нежелание населения улучшать уровень своей финансовой культуры; менталитет и психология населения; отсутствие специализированных курсов повышения финансовой грамотности населения; недостаточное законодательное регулирование; отсутствие защиты и поддержки со стороны государства.

Также уровень развития финансовой культуры зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня дохода, образования и другие. Так, была выявлена зависимость межу возрастом и финансовой грамотностью: молодые люди (новаторы) более развиты в данном вопросе, а также они готовы и хотят повышать свою финансовую культуру.

Учитывая менталитет и психологию населения России, необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного источника информации в области  личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов». Ответственным органом может быть: инициативная группа, руководящий комитет, комиссия или центр по финансовой грамотности.

В российском обществе существует явная потребность в формировании культуры предпринимательства,  развития навыков и норм поведения для организации собственного бизнеса 

Таким образом, необходимо:


  • обеспечить единый подход  к финансовому образованию населения;

  • принять финансовое образование как государственную проблему;

  • активно информировать о негативных последствиях финансовой неграмотности населения;

  • ввести льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования.

В целом для решения проблем роста финансовой культуры россиян необходимо обеспечить высокий уровень финансовой грамотности, постепенное повышение уровня рациональности людей, их предпринимательской и инновационной активности, способствовать росту личной активности и ответственности за свои действия.

Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

В современном мире финансовая культура населения стала жизненно необходимым элементом. Финансовая грамотность позволяет человеку не зависеть от обстоятельств и от воли других людей. Образованный человек самостоятельно выбирает те пути в жизни, которые для него являются наиболее привлекательными, что создает материальную основу для развития общества.

Финансовая грамотность — сегодня, завтра — финансовая независимость.


Литература

1. Абрамова, С.Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б. Абрамова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2009. - №4. - С. 133-141.

2. Воронов, A.A. Финансовое поведение населения в условиях недоверия к рынку банковских услуг / A.A. Воронов // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. - 2009. - Т. 9. - Вып. 1. — С. 3-6.

3. Касьянов В.В. Социология для экономистов: Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 288 с.

4. Майданов Н.П. Анализ данных в социологии: Учебное пособие/ Под ред. К.М.Оганяна.- СПб.: СПбГИЭУ, 2011.- 211 с.

5. Нешитой А.С.Финансы и кредит: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2010.- 576 с.

6. Шахназарян Г.Э. Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования //. Финансы и кредит.- 2008. - N20. - С. 51-58.

7. www.economy.gov.ru/minec/main - Официальный сайт Министерства экономического развития Санкт – Петербурга.

8. www.gov.spb.ru – Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга.

9. www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.



10. www.mkrf.ru – Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка