При наступлении с ходу и из положения непосредственного соприкосновения с противником



Сторінка1/6
Дата конвертації13.04.2016
Розмір1.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Введение

Тактическая подготовка является основой полевой выучки войск. Она наиболее полно обеспечивает комплексное обучение воинов и подразделений на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевой действительности.

Основная цель тактической подготовки – выработать у каждого воина и у подразделений в целом практические навыки, умения и качества, необходимые для успешного ведения современного боя.

Тактическая подготовка как процесс обучения войск приемам и способам ведения, боя и его обеспечения является главным предметом обучения в системе боевой подготовки войск.

В ходе тактической подготовки каждый солдат, отделение и взвод должны быть обучены:

При наступлении с ходу и из положения непосредственного соприкосновения с противником: скрытному выдвижению и умелому развертыванию в боевой порядок (скрытному занятию исходного положения для наступления), преодолению инженерных заграждений, и особенно минно-взрывных, установленных средствами дистанционного минирования, стремительной атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и в пешем порядке; уничтожению огневых средств (в первую очередь противотанковых) и живой силы противника на направлении атаки. Умелому осуществлению взаимодействия с соседями, танками и артиллерией; уничтожению контратакующего противника огнем и решительной атакой; преодолению или обходу зон заражения, заграждений и препятствий. Неотступному преследованию противника.

В обороне: умелому использованию местности для скрытного расположения и создания системы огня в сочетании с заграждениями и естественными препятствиями; умелому выбору огневых позиций для боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и других огневых средств, а также позиции отделения и инженерному оборудованию их с учетом защиты личного состава и техники от воздействия высокоточного оружия и оружия массового поражения противника; быстрой подготовке оружия и данных для стрельбы как днем, так и ночью; эффективному использованию всех огневых средств для уничтожения противника пред передним краем, при его вклинении в оборону и упорному удержанию занимаемых позиций: непрерывному осуществлению взаимодействия внутри подразделения и с соседями; умению по приказу своего командира быстро занимать запасную (новую) позицию и продолжать вести бой; быстрому переходу от обороны к наступлению.

При передвижении: совершению маршей, а также перевозок различными видами транспорта в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации, воздушных десантов и разведовательно-диверсионных групп, радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения, разрушения дорог и переправ; решительным действиям при встрече с противником, быстрому развертыванию в боевой порядок, открытию меткого огня и атаке во фланг и тыл, соблюдению дисциплины марша.

При расположении на месте: умелому использованию защитных и маскирующих свойств местности для скрытного расположения; оборудованию укрытий для вооружения, боевой техники и личного состава; ведению непрерывного наблюдения и охранения, поддержанию постоянной готовности к отражению наземного и воздушного противника.

При боевом обеспечении:

– Ведению разведки противника и местности; умению действовать в качестве наблюдателя, в составе дозорного отделения и разведывательного (отдельного разведывательного) и боевого разведывательного дозора, а также умелым действиям в засаде и поиске;

– Защите от оружия массового поражения: быстрым действиям по сигналам оповещения; умелому использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств боевой техники и местности; действиям в зонах заражения, районах разрушений, пожаров и затоплений; проведению контроля радиоактивного облучения (заражения) личного состава, вооружения, боевой техники и других материальных средств, проведению мероприятий по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и восстановлению боеспособности подразделений;

– Инженерному обеспечению; оборудованию окопов, позиций и укрытий вручную и с применением средств механизации и взрывчатых веществ, их маскировке: устройству минно-взрывных и не взрывных заграждений на занимаемой позиции, проделыванию проходов в заграждениях и разрушениях противника, в том числе, проведению разведки водных преград и состояния дорог;

– Химическому обеспечению; ведению радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки; своевременному и умелому использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, ведению дозиметрического и химического контроля;

– Проведению специальной обработки вооружения, боевой и другой техники, применению дымов и аэрозолей, а также зажигательного оружия.



При организации технического и тылового обеспечения: поддержанию вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов и военно-технического имущества в исправном состоянии и в постоянной готовности к боевому применению; правильной эксплуатации и быстрому восстановлению вышедших из строя вооружения, боевой и другой техники; укладке боеприпасов, продовольствия, средств защиты и военно-технического имущества; обеспечению боеприпасами в ходе боя; оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях, эвакуации раненых и больных на медицинские пункты.

В ходе занятий по тактической подготовке необходимо настойчиво и целеустремленно решать вопросы психологической закалки личного состава, воспитывать у него активность и инициативу, смелость и решительность, стойкость, мужество и упорство при выполнении боевых задач.

Успешное решение в комплексе всех вышеперечисленных задач тактической подготовки обеспечит высокую полевую выучку, способность вести решительные и активные боевые действия.

Методика проведения занятий по тактической подготовке

Возрастающая сложность обучения и воспитания войск требует строгого подхода к индивидуальной подготовке военнослужащих. Этот принцип определяет методическую направленность подготовки студентов.

Каждый студент - конкретная личность с присущими только ей индивидуальными качествами. Поэтому преподавателю, приступая к обучению студента по одиночной подготовке, необходимо воздействовать на обучаемого с учетом присущих ему особенностей.

В ходе занятий преподаватель должен быть проникнут мыслью и эту мысль внушать обучаемым, что насколько каждый студент будет обучен быстрому, точному и честному выполнению индивидуальных обязанностей, настолько согласованно будет действовать подразделение.

При обучении преподаватель обязан добиваться не только правильных, четких и слаженных действий, но и привития морально-психологических качеств, воспитания воинов в духе активных наступательных действий, стойкости и упорства в обороне, настойчивости и решительности в достижении цели при ведении разведки, глубоко веря друг другу, оказывая всемерную помощь и взаимовыручку.

В ходе обучения студентов необходимо соблюдать методическую последовательность с переходом от известного к неизвестному, от простого к сложному. Добиваться сначала точности выполнения приема, а затем быстроты, с тем, чтобы постепенно наращивать знания, умения и навыки.

Основными методами обучения являются практический образцовый показ преподавателем с краткими объяснениями, повторение студентами показанного приема или действия, проверка правильности исполнения приема и последующая тренировка студентов до полного его усвоения.

Учебные вопросы отрабатываются вначале по элементам, из которых складываются боевые действия, в медленном темпе, а затем повторяются в целом в пределах времени, установленного нормативами.

Тактическая обстановка создается лишь в той мере, которая необходима для сознательного усвоения отрабатываемого приема или действия. «Противник" обозначается мишенями-макетами огневых средств и техники, а также различными средствами имитации.

Одиночное обучение студентов проводить в составе взвода под непосредственным руководством преподавателя, помощниками которого являются командир взвода студентов и 2-3 студента. С личным составом, выделенным для помощи в проведении занятий, за 1-2 дня до начала занятия провести инструктивно-методическое занятие, а перед занятиями и в ходе их проводить инструктажи. Особое внимание на ИМЗ обратить на то, чтобы обучаемы сами образцово и точно выполняли тактические приемы, кратко и доступно рассказывали о них, чтобы обучаемые твердо усвоили суть действий.

Накануне занятия с личным составом под руководством командира взвода (командиров отделений) изучаются статьи Боевого устава сухопутных войск, Строевого устава ВС РФ, Устава внутренней службы ВС РФ, наставления и нормативы, которые необходимы при обработке изучаемых вопросов. Проводится демонстрация учебных диафильмов и кинофильмов. Изучаются требования безопасности. Доводятся сведения об уголовной ответственности за хищение оружия и боеприпасов.

Перед выходом на занятия преподаватель принимает доклад от командира взвода о готовности студентов к занятиям и проверяет их готовность. Учит (тренирует) студентов проверке готовности к занятию (Ст. 24 СУ, Ст. 197, 198 УВС), проверяет (заслушивает) у 2-3 студентов знание требований безопасности.

Преподаватель ставит общую задачу на выдвижение в район занятия, в ходе выдвижения отрабатываются действия личного состава по сигналам оповещения, преодолению участков заграждений и различных препятствий, отработка нормативов по тактической подготовке №№ И, 12, 18; по РХБЗ № 8.

Изучают и действуют по сигналам управления строями (приложение № 3 СУ), тренируются в подаче команд.

Прибыв к месту занятия, преподаватель объявляет тему, цель занятия, вводит в общую тактическую обстановку, называет учебный вопрос; при необходимости проверяет знание студентами теоретических положений уставов и наставлений, доводит до обучаемых тактическую обстановку (если это необходимо для освещения соответствующего учебного вопроса). Показывает выполнение приема в целом, затем отработку приема по элементам. Указывает места занятий для своих помощников и дает команду на выход отделений к местам занятий и на отработку элемента (приема) учебного вопроса. Преподаватель обучает одно из отделений, одновременно обучает и наблюдает за методикой проведения занятий своими помощниками, при необходимости исправляет ошибки - дополнительный личный показ с последующей тренировкой обучаемых в выполнении элемента (приема). В ходе тренировок преподаватель выявляет студентов, слабо усвоивших приемы действий, собирает их в отдельную группу и проводит занятия сам или поручает провести занятия командиру взвода студентов.

После отработки элемента (приема) подается команда на проведение частного разбора и отработки последующего элемента (приема). Отработав действия по элементам, преподаватель приступает к тренировке студентов в действиях по всему вопросу в целом, при этом стремится к тому, чтобы привить студентам умения и навыки в действиях в составе отделения и взвода, вырабатывать командирские, морально-боевые качества, такие как смелость, мужество и стойкость, уверенность в своих силах и оружии, твердая воля и решительность, готовность к выполнению приказа командира в любое время и любой ценой, любовь к своей будущей профессии. В ходе отработки учебных вопросов и проведения занятий в целом, преподавателю необходимо умело соблюдать педагогический такт, чувство меры, помня, что он обучает юношей 18-20 лет; преподаватель согласовывает действия личного состава по времени, следит, как применяются имитационные средства и не нарушаются ли требования безопасности. В ходе занятия преподаватель дает указания своим помощникам, на какие моменты следует обращать большее внимание при отработке того или иного элемента (приема), как лучше и правильнее отрабатывать тот или иной прием. Для контроля применяется методический прием, когда все студенты выполняют элемент (прием) или учебный вопрос в целом, поочередно наблюдая за действиями каждого студента и оценивая его действия.

В конце занятия преподаватель подводит итог, на котором он напоминает тему, цель занятия, оценивает действия каждого студента, указывает, что необходимо сделать к следующему занятию.

При возвращении в расположение отработать вопросы, слабо усвоенные на занятиях, добиваться слаженности в действиях отделений взвода.



Глава 1. Обязанности солдата в бою

В последние годы произошли качественные изменения в оснащении вооруженных сил ведущих государств мира военной техникой и вооружением. Современное оружие по своей огневой мощи значительно превосходит оружие, созданное до начала 80-х годов нашего века.

Появление высокоточного оружия, новых видов боеприпасов, автоматизированных систем управления оружием и войсками резко повысило эффективность обычного оружия. По своим возможностям поражения противника оно приблизилось к ядерному оружию малой мощности.

Все это привело к значительному изменению в тактике действий войск. В связи с этими изменениями роль человека в бою не только не снизилась, но, наоборот, резко возросла. В современном общевойсковом бою велика роль сержантов и солдат. На основе боевого опыта, с учетом последних изменений, произошедших в военном деле, в боевом уставе определены обязанности солдат и сержантов в бою.

Победа над врагом в бою возможна только в результате слаженных усилий всех солдат и сержантов подразделения. Взаимодействие в бою, умение действовать по командам и сигналам командира является одним из важнейших условий выполнения боевой задачи.

1.1. Место и обязанности солдата в бою

В общевойсковом бою велика роль сержантов и солдат. Для достижения победы над врагом они должны в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять в бою. Кроме того, каждый сержант и солдат должен быть готов заменить при необходимости выбывшего из строя товарища, поэтому знание смежной воинской специальности является обязательным.

Как уже говорилось, в современном бою неизмеримо повышается роль человека, его моральных и психологических качеств, его выучки и физической закалки. На основе требований, которые предъявляет современный бой к человеку, в наших уставах четко определены обязанности воинов.

Боевой устав Сухопутных войск, часть III, требует:

Каждый сержант и солдат обязан:

– Знать боевую задачу взвода, своего отделения (танка) и свою задачу;

– Знать организацию, вооружение, технику и тактику подразделений противника, особенно боевые возможности его танков, других бронированных машин и противотанковых средств, их наиболее уязвимые места;

– Знать вооружение и технику своего подразделения;

– Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

– В бою постоянно вести наблюдение, своевременно обнаруживать противника и немедленно докладывать о нем командиру;

– Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно – в наступлении, уничтожать противника, особенно его танки и другие бронированные машины, всеми способами и средствами, умело передвигаться на поле боя, выбирать огневые позиции (места для стрельбы); проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою, оказывать помощь товарищу;

– Быть физически крепким и выносливым, владеть приемами рукопашного боя;

– уметь опознавать воздушного противника и вести огонь по его низко летящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям из стрелкового оружия;

– Защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать на себя командование подразделением;

– Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства машин; преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения, устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

– Без разрешения командира не оставлять своего места в бою; при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими (бактериальными) средствами, а также зажигательным оружием принять необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение задачи; если будет приказано отправиться на медицинский пункт, взять с собой личное оружие; при невозможности следовать на медицинский пункт отползти с оружием в укрытие и ждать санитаров;

–Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро и ловко снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты; следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины пехоты (бронетранспортера), танка горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходовании 0,5 и 0,75 носимого (возимого) запаса боеприпасов и заправки горючего; при повреждении боевой машины пехоты (бронетранспортера), танка быстро принимать меры к их восстановлению.

(Боевой устав Сухопутных войск. Часть III ст. 25,26). Уставы, кроме того, определяют конкретные обязанности командира отделения (танка) и воинов каждой специальности,

Уставы требуют, чтобы каждый сержант и солдат четко знал боевую задачу отделения (танка) и взвода. Твердое знание и пони мание поставленной задачи дает ему возможность проявить в бою разумную инициативу, смекалку, военную хитрость, находчивость. Воин, хорошо знающий боевую задачу, способен мобилизовать все свои силы, умение для достижения победы.

Почему от солдата требуется знать не только свою боевую задачу, но также задачу отделения и взвода? Дело в том, что солдат в бою действует в тесной взаимосвязи со своими товарищами по отделению. Четкость же взаимодействия отделений обеспечивает успех взвода. Понимание этих задач позволяет воину творчески выполнять их, если даже боевая обстановка внезапно изменяется и возникают неожиданные трудности и препятствия. А в случае выхода командира из строя солдат или сержант в состоянии смело взять на себя командование подразделением.

Так и произошло, например, в одном из боев в 1944 г., когда наступавшее подразделение под вражеским огнем было вынуждено залечь на скатах высоты, которую яростно обороняли фашисты. Успех боя мог быть решен лишь внезапным ударом. Отделению сержанта Матвеева было приказано охватить противника справа, используя для скрытого движения овраг, поросший мелким кустарником.

Едва солдаты отделения достигли оврага, как сержант Матвеев упал, сраженный вражеской пулей. Командование принял на себя рядовой Авдеев. Он уверенно управлял действиями отделения, поддерживал связь с командиром взвода. Отделение вышло во фланг противнику и во взаимодействии с другими отделениями уничтожило его. Обстановка в бою сложилась трудная, но Авдеев не растерялся. Он действовал решительно и смело, так как хорошо знал задачу отделения и взвода.

Одной из важных обязанностей солдата в бою является умелое использование местности. Воин должен искусно маскироваться и маскировать свое оружие, применяясь к местности. Маскировка осуществляется непрерывно во всех видах боя. К этому обязывают современные средства разведки, воздушного фотографирования, новейшие приборы ночного видения, которыми располагает противник. В самом деле, если мы не будем соблюдать правила маскировки, то противник, располагая современными средствами разведки, быстро обнаружит нас и выведет из строя огнем своего оружия. Поэтому маскировка является одним из важных условий успеха в бою, обеспечения внезапности действий и уменьшения потерь. Это наглядно подтверждается многочисленными примерами из опыта Великой Отечественной войны.

В одном из боев продвижение роты под командованием лейтенанта Чеснокова было задержано огнем вражеского пулемета.

По предполагаемому месту его расположения наши орудия дважды вели огонь, но как только стрелки возобновляли наступление, они несли потери и вынуждены были залегать. Тут рядовой Журавлев спросил у лейтенанта Чеснокова разрешение уничтожить пулемет врага гранатой и, получив его, пополз вперед.

Умело маскируясь под фон окружающей местности и используя встречающиеся на пути движения местные предметы, солдат незаметно для противника приблизился к развалинам дома. Находясь в «мертвом" пространстве, он рассматривал развалины дома, стараясь отыскать позицию вражеских пулеметчиков, но его попытки оказались безуспешными. Тогда боец быстро вскочил и побежал к развалинам. Гитлеровские пулеметчики заметили его и открыли по нему огонь.

Внимательно следившие за действиями Журавлева воины видели, как он, взмахнув руками, упал лицом вниз. Все решили, что Журавлев погиб. Но это был всего лишь такой замаскированный прием. Когда вражеские пулеметчики прекратили огонь, полагая, что советский воин убит, Журавлев, не подававший признаков жизни, прополз несколько метров вперед, приподнялся и точно метнул одну за другой две гранаты. Вражеский пулемет был уничтожен и рота продолжала наступление.

Так умелая маскировка в сочетании с военной хитростью помогла солдату успешно выполнить боевую задачу.

При выполнении задачи в обороне необходимо помнить, что противник ведет наблюдение, и поэтому надо быть предельно внимательным, соблюдать дисциплину. Недопустимо, например, находясь в тщательно скрываемом окопе, нарушать правила маскировки при передвижении по окопу, наблюдения, обращения с оружием; заметив каску, блеск стекол бинокля или оружия, противник тут же обнаружит замаскированный окоп. Или возьмем такой пример. Бронетранспортер укрыт и замаскирован в окопе, который не наблюдаем с земли vi с воздуха. Но когда машина заводилась в окоп, воины не учли, что надо устранить следы от колес бронетранспортера, оставленные на влажном мягком грунте при входе в окоп. А они позволят противнику обнаружить замаскированную машину.

Правила маскировки требуют также, чтобы одни и те же объекты всякий раз маскировались по-разному, чтобы противник по одним и тем же характерным признакам не смог заметить определенных закономерностей и обнаружить наши действия. Обязательным правилом маскировки является умелое применение к окружающей местности. Всякое неправдоподобие будет распознано врагом. Неправдоподобным будет, например, если вдруг на поле со снопами появляется куст. Это сразу же привлечет внимание противника, так как куст появился там, где его не может быть.

При длительном пребывании в одном районе не рекомендуется располагаться вблизи опушек леса, на окраинах населенных пунктов и у других резко выделяющихся местных предметов, которые могут служить противнику ориентирами: возле деревьев, стогов сена, столбов, пней, угла дома лучше располагаться с теневой стороны. Ночью не допускается разведение костров. Движение машин с включенными или незатемненными фарами запрещается.

Обязанностью солдата является также наблюдение за полем боя. Устав требует в бою постоянно вести наблюдение, своевременно обнаруживать противника и немедленно докладывать о нем командиру.

Постоянное наблюдение за полем боя обеспечивает своевременное обнаружение противника, а следовательно, принятие надлежащих мер и упреждение в открытии огня. А упредить врага своими действиями – значит победить. «Один миг доставляет победу», – учил Суворов. Это положение полностью подтверждалось минувшими войнами и современными военными конфликтами, особую остроту оно примет в будущей войне, если она будет развязана.

Устав требует смело и решительно уничтожать противника всеми способами и средствами; проявлять инициативу и находчивость в бою; помогать товарищу в бою огнем, гранатой и штыком.

Смело и решительно уничтожать противника нужно потому, что противник для достижения победы в свою очередь стремится поступить таким же образом. Значит, борьба нужна не только для выполнения боевой задачи, но для сохранения своей жизни. Если солдат не уничтожит врага, то враг уничтожит его. Такова логика боя. Для достижения победы необходимо действовать инициативно и находчиво. Солдат должен быть готов оказать помощь товарищу. «Сам погибай, а товарища выручай» – говорит справедливая народная пословица.

Боевой устав требует проявлять инициативу в бою.

Опыт Великой Отечественной войны показал, какое большое значение для победы имела боевая инициатива наших воинов.

В бою побеждает тот, кто смел, кто умеет навязать свою волю противнику, постоянно проявляет инициативу.

Что такое инициатива? Это – стремление солдата, сержанта, офицера в любой обстановке найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, принятие смелых решений для быстрого уничтожения врага. О решении, принятом по собственной инициативе, при первой же возможности докладывается командиру и при необходимости сообщается своим соседям по отделению.

Боевая инициатива – родная сестра смелости, отваге. Именно инициатива лежала в основе мужественных, героических действий тысяч и тысяч наших воинов, без устали громивших врага на фронтах Великой Отечественной войны. Знающие, инициативные солдаты были всегда стойки и непобедимы в обороне; столь же настойчиво и решительно они действовали в наступлении, в самой сложной обстановке находили такие приемы и способы, которые обеспечивали наибольшие успехи в бою.

Широкие возможности для проявления инициативы имеются и сейчас, в условиях боевой учебы, когда воины на тактических занятиях и учениях решают большие и ответственные задачи. И нередко случается, что инициатива, проявленная в сложной обстановке одним солдатом, тут же подхватывается другими и тем самым обеспечивается общий успех.

На одном из тактических учений, проводившемся с боевой стрельбой артиллерии и танков, в составе своего подразделения действовало мотострелковое отделение сержанта Богомолова. Солдаты продвигались вперед за разрывами снарядов, но на удалении значительно большем, чем это было предусмотрено. Непривычная обстановка вызывала у них некоторую робость, скованность, и поэтому наступление велось медленно. Командир отделения по опыту знал, что в подобных случаях очень важно подать пример, проявить какому-либо воину инициативу и тогда все солдаты обретут уверенность и быстроту в своих действиях. Так оно и случилось. Стрелок рядовой Лукьянов, видя некоторое замешательство молодых сослуживцев, рванулся вперед и с криком «Ура», ведя огонь на ходу, устремился в атаку. Так один солдат увлек за собой все отделение.

Таких примеров можно привести немало. На полях учений выдающихся подвигов воины не совершают, но они действуют инициативно и тем самым увлекают других, помогают им наилучшим образом выполнить задачу, поставленную командиром.

Боевой устав придает большое значение внезапности в бою. Тот, кто достигает внезапности, всегда получает преимущество над противником. Опыт минувшей войны показал, что внезапность позволяет застигнуть врага врасплох, нанести ему большие потери, вызвать панику, парализовать его волю и тем самым создать благоприятные условия для достижения победы.

Внезапность достигается скрытными, быстрыми и решительными действиями, тщательным соблюдением правил маскировки, сохранением в тайне наших замыслов о предстоящих действиях, неожиданным открытием огня, применением не известных противнику приемов борьбы. При этом надо всегда помнить, что противник будет располагать силами и опытом и также стремиться к внезапности. Поэтому необходимы высокая бдительность, непрерывная разведка, постоянная боевая готовность подразделений, их способность к организации быстрого противодействия.

Боевой устав запрещает без разрешения командира оставлять свое место в бою при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими (бактериальными) средствами, а также зажигательным оружием.

Это требование объясняется тем, что ранение различно действует на солдат: одни падают духом и сразу же под предлогом даже легкого ранения стремятся покинуть поле боя, другие же, наоборот, стремятся отомстить врагу за свою рану и, пока не окончится бой, не покидают поле боя. Продолжение ведения боя, даже будучи раненым, также является выручкой и оказанием помощи товарищам в бою.

Можно привести много примеров геройских поступков, совершенных ранеными солдатами. Со старшиной одной роты в 1945 г. при наступлении в Восточной Пруссии был такой случай. Рота перешла в атаку. Враг открыл сильный пулеметный огонь. Пулей ранило старшину. Он досадливо произнес: «Царапнула несвоевременно", - вынул пакет и перевязал насквозь пробитую левую руку. Командир роты приказал старшине идти на медицинский пункт, но старшина просил его оставить в строю, заявил: «Сил у меня много, я и с одной рукой буду бить врага. Прошу разрешения отомстить за свою рану». Старшина продолжал вести бой. Вскоре он еще раз был ранен, теперь уже в ногу, но поля боя не покинул. Рота овладела третьей траншеей противника, враг перешел в контратаку, и в это время погиб командир роты. Дважды раненый старшина принял командование ротой на себя.

Огнем с места контратака противника была отражена, а затем старшина поднял роту в атаку. Задача была выполнена, враг разгромлен, и только после боя старшина отправился на медицинский пункт.

Вот так должен действовать солдат при ранении. Если же солдат тяжело ранен, он должен сообщить об этом командиру. Если будет приказано отправиться на медицинский пункт, взять с собой личное оружие; при невозможности следовать на медицинский пункт отползти с оружием в укрытие и ждать санитаров.

Солдату необходимо твердо, наизусть выучить свои обязанности в бою и неукоснительно выполнять на всех тактических занятиях, подготавливая себя к умелым действиям на поле боя.

1.2. Способы управления одиночными военнослужащими в бою.

Команды, сигналы и действия по ним

В строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации приведены таблицы сигналов для управления строями и машинами (приложения 3 и 4). Эти сигналы позволяют осуществлять четкое управление подразделениями при следовании их на марше или в предбоевом порядке, а также при перестроении из походного в предбоевой порядок.

При большом количестве находящихся в колоннах войск машин управлять строями без единых сигналов невозможно. Поэтому каждый воин должен твердо усвоить сигналы и уметь ими пользоваться.

Насколько важное значение в современных условиях имеет знание личным составом установленных сигналов, видно из следующего примера.

В подразделении была объявлена учебная тревога. Назначенный на одну из машин наблюдателем рядовой Сергиенко световой сигнал о начале движения – «Марш» спутал с сигналом «Стой» и не передал приказа старшего командира, обязывающего немедленно выступать. В результате этого в колонне возникла задержка.

Рассмотрим сигналы для управления строями. Всего сигналов шестнадцать, три из них особенно твердо должен знать каждый солдат – это «К машинам», «По местам», «Авария». Шесть сигналов связаны с управлением непосредственно в ходе движения («Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В линию машин», «В линию колонн»). Каждый сигнал может подаваться одним из трех способов: рукой, флажками, фонарем (соответствующего света).

Флажки применяются строго установленных размеров (прямоугольные полотнища 32 х 22 см, прикрепленные к древку длиной 40 см). Флажки имеют два цвета: желтый и красный, причем вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Фонари применяются с белым, красным и зеленым светом.

Передача сигналов рукой и флажками применяется только в светлое время суток при хорошей видимости; с помощью фонарей сигналы передаются ночью или в условиях ограниченной видимости, например, в туман.

Очень важно передавать сигналы четко и правильно. Если, например, в таблице указано передавать сигнал правой рукой, то именно так, и следует действовать, иначе значение сигнала будет искажено. Точность нужна и в действиях с флажками.

Такая же четкость требуется и при передаче сигналов управления машиной. Присмотритесь, например, к положению правой руки при подаче сигналов «Внимание» и «Меньше ход», в них есть много общего. Если при передаче сигнала «Внимание» вы небрежно выполните прием, то ваш сигнал может быть воспринят как «Меньше ход».

При движении подразделений на машинах на каждой из них из офицеров или сержантов назначается старший машины, которому подчиняется весь личный состав машины, включая водителя. Наблюдение за сигналами старшего начальника ведется командиром подразделения (старшим машины) или назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу бронетранспортера (кузова машины).

Наблюдение за идущими сзади машинами, буксируемой техникой и за правым запором заднего борта автомобиля ведет солдат, сидящий у заднего борта автомобиля.

Солдаты, назначенные наблюдателями за сигналами старшего начальника, решают сложную и ответственную задачу. Поэтому они должны выполнять свои обязанности с высокой ответственностью.

Управление подразделениями в ходе ведения боя – это прежде всего непрерывное влияние командира на ход действий, направление усилий подчиненных на выполнение поставленной задачи в указанные сроки и с наименьшей затратой сил и средств.

В ходе боя командир взвода управляет подразделениями с командно-наблюдательного пункта, находясь обычно за его боевым порядком. Командно-наблюдательный пункт взвода выбирается в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подразделений и соседей, а также непрерывное управление взводом. В обороне он находится обычно в глубине опорного пункта, в наступлении при действиях на машинах - в боевом порядке взвода, в пешем порядке - за цепью взвода. Командир отделения управляет подчиненными, действуя непосредственно в боевом порядке.

При действиях подразделения десантом на танках управление и передача команд осуществляется с помощью танкового переговорного устройства ТПУ - 4.

Одиночный солдат может действовать в пешем порядке и на машине в составе отделения (группы).

Управление осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «Внимание», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «Внимание».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению (Строевой устав, гл. 1.).

При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются: звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды.

Например: «Рядовой Петров – К Бою», «Рядовому Иванову перебежать к отдельному дереву – Вперед», «Ефрейтору Сидорову переползти к отдельному кусту – Вперед» (Тактика, кн. 1 гл, 3).



I. Команды, подаваемые для управления одиночными военнослужащими в бою, и действия по ним. Для управления одиночными военнослужащими подается команда на действие и ведение огня. Ко­манды делятся - на команды (сигналы), относящиеся к одиночному военнослужащему и к подразделению.

Военнослужащий, услышав команду, относящуюся к нему, обязан ответить «Я», а получив приказание – «Есть» и действовать согласно полученной команды или жестом, понятным командиру, показать, что команда принята и он готов к действию.

На 1-2 студентах показать действия военнослужащих по команде. Разомкнуть взвод на 2-3 шага и приступить к тренировке. Подать команду для одного студента, а выполняют все.

Затем выборочно подать команду для отдельных студентов. С целью привития навыков в подаче команд студенты тренируются в подаче команд.

1.Команды для управления одиночными военнослужащими при действии на поле боя в пешем порядке. Тренировать студентов в действиях по командам «Ложись», «К Бою», «Встать», «Такому-то перебежать (переползти) туда-то, Вперед».

2.Команды на открытие огня: подать команду на открытие огня:



  1. кому открыть огонь;

  2. целеуказание;

  3. установка прицела или величина выноса точки прицеливания;

  4. точка прицеливания;

  5. длина очереди;

  6. момент открытия огня.

Пример: Пулеметчику. Ориентир 3 влево 0-40 пулемет в окопе, семь под цель. Короткими. Огонь».

Тренировать студентов в подаче команды на открытие огня.

3. Действия военнослужащего по командам (сигналам), относящимся к подразделению.

При действии военнослужащего в составе подразделения из-за большого расстояния (шума боя) он может не услышать команды, тогда они передаются по цепи. Тренировать студентов в действиях по передаче команд по цепи.

Провести частый разбор. Напомнить студентам о значении правильности понимания команды и передачи ее исполнителям.

II. Сигналы для управления строем и действия по ним (таблица 1).

Знание сигналов управления строями помогает командиру лучше управлять строями подразделений при соблюдении правила радиомолчания.

1. Управление строем сигналами, подаваемыми флажками.

Показать 2-3 сигнала флажками, разъяснить их значение и порядок действия наблюдателя по ним. Тренировать наблюдателя действиям по сигналам. Показать сигнал, довести его значение. Наблюдать за правильностью действий студентов. Обратить внимание на энергичность подаваемых сигналов. Отработать все 16 сигналов (Строевой устав ВС РФ, приложение 3).

2. Управление строем сигналами, подаваемыми руками. Показать сигналы для управления строем рукой. Тренировать студентов в подаче сигналов, подаваемых рукой. Выборочно назначить 2-3 студентов наблюдателями, подавая сигналы, проверить, как студенты действуют по ним (Строевой устав ВС РФ, приложение 3).

3. Управление строем сигналами, подаваемыми сигнальным фонарем.

Показать и рассказать, какие сигналы подаются фонарем.

Преподаватель показывает сигналы фонарем. Следит за действиями обучаемых. Добивается своевременного приема и дублирования сигнала условными знаками и голосом. Студенты тренируются в подаче сигналов (Строевой устав ВС РФ, приложение 3).

III. Сигналы для управления машиной (таблица 2). Наряду с сигналами для управления строем в строевом уставе ВС РФ имеется таблица сигналов управления машиной, их 9: «Внимание», «Заводи», «Вперед (ко мне)», «Направо», «Налево», «Задний ход», «Меньше ход», «Стой», «Глуши двигатель».

Командир для управления машиной снаружи становится не ближе 5 м от нее. Показывает сигналы и положение рук. Тренирует студентов - одна шеренга выполняет роль командиров, другая -водителей (механиков - водителей). Потом меняются местами.


Таблица ' Таблица сигналов для управления строем

№№ п/п

Сигнал

Условные знаки







рукой

флажками

фонарем

1

Внимание

(внимание,

делай, что я;

отзыв)


Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Фонарем с белым светом – серия точек

2

Сбор

командиров

(начальников)


Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить

То же с красным и желтым флажками в правой руке

Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг

3

К машинам

Поднять обе руки вверх и держать до исполнения

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

4

По местам

поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

5

Заводи

Правой рукой вращать впереди себя

То же, имея в правой руке желтый флажок

Фонарем с белым светом вращать впереди себя

6

Глуши

двигатель



Размахивать перед собой обеими опущенными руками

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг

7

Марш

(вперед,

продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен)


Поднять правую руки вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча

То же, с желтым флажком в правой руке

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

8

Увеличить дистанцию

Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку

9

Стой

(стоп)


Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения

То же, с красным флажком в левой руке

Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз

10

Уменьшить дистанцию

Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз

11

В линию машин

Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

12

В линию колонн

В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой

То же, имея в правой руке желтый, а левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг







В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно


То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете

13

В

колонну



Поднять правую

руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва)



То же с желтым флажком

в правой руке



Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва

14

Все

кругом


Вытянуть левую

руку горизонтально в сторону, а правую

поднять вверх и

кружить над головой



То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя

15

Все направо

(налево)



Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча

(повторять до отзыва)



То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота

16

Авария (вынужденная остановка)

Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок.

После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под

углом 45


Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

IV. Разбор занятия.

Для проверки, как студенты усвоили отрабатываемые учебные вопросы, преподаватель подает 2-3 команды, 2-3 сигнала и оценивает, как студенты усвоили пройденный материал. Дает команду на построение взвода, на проверку оружия и материального обеспечения. Заслушивает доклад командиров отделений. Напоминает тему, как достигнуты цели, значение данного занятия для изучения последующих тем.

Отмечает положительные действия, а также недостатки.

Объявляет оценки.

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка