Предпосылки педагогического мастерства и творчества



Сторінка1/6
Дата конвертації11.04.2016
Розмір0.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6

педагогическое образование

УДК 37.01

ББК 74.1

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ТВОРЧЕСТВА

В.Н. Тарасова, кандидат педагогических наук, докторант Шуйского государственного педагогического университета (49351) 3-11-22


Статья посвящена предпосылкам профессионального творчества и мастерства у специалистов образования.

Ключевые слова: профессиональное творчество, склонность к творчеству, мастерство.

THE PREREQUISITES OF PEDAGOGICAL SKILLS AND CREATIVE WORK



Tarasova V.N.

This article deals with the prerequisites of professional creative work and education specialists’ skills.

Keywords: professional creative work, inclination to creativity, skills.


П
рофессиональное творчество в образовании – важнейший фактор достижения вершин мастерства педагогическими работниками. В творческом поиске рационализации педагогического процесса рождаются инновационные идеи и направления педагогической деятельности, продуктивные образовательные системы и технологии повышения качества образования. Результат профессионального творчества и мастерства специалиста образования – в создании духовного продукта, то есть личности созидателя, способной активно функционировать в обществе, взаимодействуя и сотрудничая с другими людьми во благо отечества.

Проблемы педагогического мастерства и творчества исследовали многие учёные: Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Вишнякова, Н.В. Кухарев и др. Их исследования позволяют сегодня по-новому взглянуть на суть педагогического мастерства в изменившихся условиях с учётом тенденций развития современного профессионально-педагогического образования.

Готовность к профессиональному творчеству и мастерству предполагает высокий уровень мотивации к педагогической профессии и профессиональной деятельности: увлечённость работы с детьми, желание выявлять и решать их проблемы, способность оставлять след в их судьбе.

Так как мастерство рождается в творческом поиске улучшенного варианта педагогического процесса, то важной предпосылкой мастерства у специалиста является склонность к профессиональному творчеству.

Понятие «склонность» в психологию впервые ввёл В. Штерн, трактуя его как направленные стремление к какой-либо деятельности [7]. Р. Кэттелл, исследователь природы индивидуальности и развития психики человека, рассматривал склонность индивидуума как интегрированное образование, представляющее собой психологический механизм распределения и направления нервно-психической энергии человека. Дифференцируя склонности на общие и уникальные, Р. Кэттелл тем самым показал их связь с мотивацией, способностями, другими психическими свойствами и процессами в человеке [7]. П. Гилфорд считал склонности «подстрекателями» к деятельности, также указывая на их связь с мотивацией [7].

В отечественной психологии А.Ф. Лазурский впервые связал склонность к деятельности с категорией «отношение» и понимал её как закономерный результат социализации личности [1].

Развитая В.Н. Мясищевым концепция А.Ф. Лазурского позволила выделить существенные признаки склонности к деятельности: отношение, взятое в предметно-процессуальном плане; наличие умеренной трудности в деятельности для развития склонности; повышенная насыщенность интеллектуальной деятельности и пониженная утомляемость субъекта. Поэтому склонность – своеобразный пусковой механизм скрытых, дремлющих возможностей человека и высший вид потребности к творчеству [2].

К.К. Платонов и Г.Г. Голубев пришли к пониманию склонности как компонента направленности личности и показали отличие интереса от склонности – как «разницу между наблюдателем и участником деятельности» [4].

Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн отмечали тесную взаимосвязь склонностей со способностями: они нередко совпадают и развиваются параллельно [5; 6].

Из современных исследователей нам близка позиция И.А. Невского. Он определяет склонность как качество личности, сочетающее в себе устойчивый интерес к определённой области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности, связанное с интересом, при наличии способностей, умений и навыков, обеспечивающих творческое выполнение избранной деятельности [3].

Если склонность развивается преимущественно при творческом типе её закрепления, то она вызывает у субъекта деятельности увлечённость своей работой, радость и удовлетворение от своего труда, желание длительно выполнять его на высоком качественном уровне, а если что-то не получилось – обращаться к саморефлексии хода и результатов своей работы, поиску причин неудач и осмыслению путей их преодоления.

Несомненно, здесь важны: способность к догадке, к прогнозу, к выделению идей и стратегий, к моделированию и проектированию, рефлексивные способности. Они актуализируют потенциальные возможности будущего или действующего специалиста, позволяют определять противоречия, просчитывать факторы позитивного и негативного влияния, принимать рациональные решения.

Чтобы способности и склонность к профессиональному творчеству успешно развивались, необходим развитый интеллект в целом и, прежде всего, качества профессионального мышления: быстрота ориентировки, системность, гибкость, оригинальность, аналитичность и критичность. В рамках Госстандарта освоения специальности важна также профессиональная компетентность, профессиональные умения и опыт решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях.

Склонность к профессиональному творчеству и предпосылки мастерства развиваются в сотрудничестве преподавателя со студентами или действующего педагога со своими коллегами в учреждениях образования. Проявляются же эти предпосылки у студентов на педпрактике, а у педагогов – в их работе с детьми, подростками и старшеклассниками. Для этого важно обращение педагогического коллектива к проблемам общей и профессиональной культуры, которая предполагает: 1) умение профессионально (бесконфликтно) общаться с детьми, их родителями и коллегами; 2) построение учебно-воспитательного процесса не на чутье, а в сочетании с серьезным изучением детей и использованием полученных данных для оказания помощи в преодолении их проблем; 3) широкий предметный и культурный кругозор учителя, позволяющий ему быть интересной личностью для ребят, который приобретается самообразованием и самовоспитанием; 4) знание новых подходов и новых типов обучения, технологии, передовой опыт, чтобы решать сложные профессиональные задачи с необычными категориями школьников (проблемными, одаренными, сиротами и др.); 5) развитие учителем склонности к профессиональному творчеству для успешной созидательной деятельности с разными категориями учащихся, что будет способствовать получению удовлетворения от своей гуманистической миссии в профессии и обществе.

Уровень профессионализма и мастерства учителя оценивается не по количеству затраченных им усилий, а по продуктивности (эффективности) результата, которого учитель сумел достичь в формировании готовности своих воспитанников к профессиональному и жизненному самоопределению, по проявлению воспитанниками уникальности, самобытности при самореализации в деятельности, по их активной гражданской позиции, по нравственной культуре, по гуманистическим ценностям, с позиций которых наши выпускники принимают жизненно важные решения, определяя смысл своего существования и созидания.

Литература

1. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука, 1997.

2. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. – М., 1962.

3. Невский И.А. Склонности, их изучение и развитие в процессе обучения в школе. – Вопросы психологии, 1964. – № 2.

4. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учеб. Для индустриально-пед. техникумов. – М., Высшая школа, 1973.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1.

6. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды. В 2 томах. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.

7. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. Пер. с англ. – М.: Эксмо–Пресс, 1999.

УДК 37.02

ББК 7400

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка