Предмет, задачи, структура и методы юридической психологии



Скачати 201.22 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір201.22 Kb.
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Студентки курса гуманитарного факультета



Учебная дисциплина: Юридическая психология

Тема: Предмет, задачи, структура и методы юридической психологии

Оценка:

_______________



г. Одесса

План

Введение............................................................................................................3

  1. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний................................................................................4

  2. Предмет и функции юридической психологии.......................................6

  3. Задачи юридической психологии............................................................8

  4. Структура современной юридической психологии...............................11

  5. Методы юридической психологии.........................................................12

5.1- 5.12 Краткое описание всех методов................................................13

Заключение .....................................................................................................20

Список литературы .......................................................................................21

Введение

Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой - социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Выделение юридической психологии как самостоятельной научной области исследования и учебной дисциплины связано с особыми правовыми аспектами человеческой деятельности. Человек как личность формируется и существует в системе общественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерны целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права, которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между личностью и обществом.

Связь юридической психологии с общей психологией состоит в том, что при анализе поведения субъектов правовых отношений мы опираемся на установленные общепсихологические законы организации целенаправленной деятельности человека.

Особенно тесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая раскрывает механизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной, групповой и общественной деятельности.


  1. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний

Находясь на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки, юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации. Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной, военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности с точки зрения их соответствия правовым нормам.

При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии протиправного поведения. Б.Ф.Ломов отмечает, что многие явления, изучаемые юридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в них психологических факторов, без знания механизмов индивидуального и группового поведения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности.

Поскольку юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В.Романова, речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесс поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.

Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь криминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследования преступлений. Связь с криминологией как наукой о преступном поведении выражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методов должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание криминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступные действия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность (структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения к нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.

Следует отметить также тесную связь юридической психологии с гражданским процессом и гражданским правом. Гражданский процесс имеет свои специфические особенности при рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданную следователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессе концептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходе подготовки дела. Связь юридической психологии с гражданским правом проявляется в решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации морального вреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна быть всесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека, которому причинен ущерб.

Традиционными являются связи между юридической психологией и судебной психиатрией. Эта связь осуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики, находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических личностей, проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы и т.п.).



  1. Предмет и функции юридической психологии

Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечает В.Л.Васильев, все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми. Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль - принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право - это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.

Юридическая психология решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций:

а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков);

б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок);

в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, норм поведения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности;

г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста);

д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий).

Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них внутренних барьеров: барьера негативного отношения к возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным; барьера пассивности к инновациям и новым методам работы и др.


  1. Задачи юридической психологии

Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использование выявленных общих психологических особенностей применительно к отдельным стадиям, отдельным видам правоохранительной деятельности.

Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие:

- изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов их профилактики;

- разработка психологических методов определения свойств и состояний личности, а также изучение их влияния на поведение личности в криминогенной ситуации, что необходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;

- изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» - «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;

- изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;

- изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе;

- разработка эффективных методов организации исправительно-трудовой деятельности осужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации;

- разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью получения объективных показаний по делу;

- изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности;

- психологическое обучение сотрудников правоохранительной системы с целью формирования профессионально важных свойств личности, в частности способностей психологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений;

- обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической экспертизы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также иных видов правонарушений;

- обеспечение психологической службы в правоохранительной системе с целью оказания консультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе при осуществлении их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;

- разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;

- организация работы с населением с целью психологического просвещения и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.

Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач.



  1. Структура современной юридической психологии

Юридическая психология - сравнительно новая отрасль научного знания. Она сформировалась в 40-60-х гг. XX в. на основе психолого-юридических знаний: криминальной психологии, возникшей параллельно с криминалистикой в связи с необходимостью применения психологических методов при изучении личности преступников; судебной психологии, исследующей психологические проблемы судопроизводства; правовой психологии, изучающей проблемы правового регулирования деятельности. Юридическая психология как область знания включает в себя указанные составляющие отрасли, исследуя как традиционные, так и новые проблемы (например, психологическую структуру юридической деятельности, профессиографию, профессиональный отбор специалистов, профессиональную адаптацию и деформацию и др.).

Несмотря на выход в свет ряда капитальных работ в области юридической психологии (В.Л.Васильев, 2000; М.И.Еникеев, 1996; В.В.Романов, 1999 и др.), юридическая психология еще не стала вполне сложившейся отраслью знаний и находится в процессе своего активного развития и становления. Поэтому ряд авторов по-разному описывают ее содержание и системы охватываемых ею проблем. Большинство авторов исходят из того положения, что все психологические закономерности в области правоприменительной деятельности можно разделить на две большие категории: правопослушную и правонарушительную деятельность. В предложенных системах курса юридической психологии последовательно анализируется иерархически организованная структура поведения субъектов правовых взаимоотношений. Так, в вводной части, как правило, рассматриваются предмет, задачи, методы, история, система юридической психологии. В разделе, посвященном собственно правовой психологии, рассматриваются вопросы законопослушного поведения и правосознания личности, закономерности ее правовой социализации и формирования иммунитета к воздействию криминогенных влияний.



  1. Методы юридической психологии

Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:



5.1. Метод наблюдения

Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, не включенное и включенное.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.



5.2. Метод беседы

Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Эффективность беседы зависит от:



  • способности исследователя вступать в личный контакт с собеседником;

  • наличия тщательно продуманного плана беседы;

  • умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.

Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение.

5.3. Анкетный метод

Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется "автомат общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

5.4. Биографический метод

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

Биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.



5.5. Экспериментальный метод

Это ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

5.6. Законодательный эксперимент

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так и в нашей стране.

В настоящее время проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей, которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

5.7. Формирующий эксперимент

Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии - это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.



5.8. Ассоциативный эксперимент

Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т. е. интервал между словом и ответом. Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.



5.9. Метод тестов

Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.


    1. Метод анализа продуктов деятельности человека

Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

    1. Метод психологического анализа документов

Документ в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву. Остановимся пока на юридических документах.

    1. Метод контент-анализа

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой велась речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу'(в строках, абзацах).

Заключение

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний и в равной степени принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Как показывает практика, это житейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Большая часть таких знаний правильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эмпирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему, в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста, в том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к ее облегчению и упорядочению.



Список литературы

  1. Василиев В.Л. Юридическая психология.М., 1991.

  2. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.

  3. Момов В. Человек, мораль, воспитание. Теоретико-методологические проблемы. М., 1975. С. 44.

  4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997.

  5. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.М., 1998.

  6. http://psyhological.ucoz.ua/publ/42-1-0-158


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка