Предмет психологической науки. Характеристика методов психологических исследований



Сторінка1/7
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Методическая разработка

семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета

специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»


  1. Тема: Предмет психологической науки. Характеристика методов психологических исследований (1 час 20 минут).

  2. Место: учебный кабинет.

3. Базовый уровень знаний и умений:




Дисциплина

Знать

Уметь

1

Нормальная физиология

Физиология ВНД




2

Анатомия

Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма









Элементы практического занятия

Время (мин.)

1

Проверка присутствующих

5

2

Вводный контроль и его анализ

15

3

Опрос студентов и разбор программных вопросов

25

4

Дополнительные вопросы, ответы на них

10

5

Анализ результатов исследования

5

6

Исходящий контроль знаний и его оценка

10

7

Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.

10

Итого

80

4. План проведения практического занятия
Перечень теоретических вопросов
1. Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии.

2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления.

3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики.

4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания.

5. Структура сознания. Понятие о бессознательном.

6. Характеристика основных отраслей психологических знаний. Медицинская психология.

7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины.

8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача.

9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии.

10. Наблюдение и особенности его применения врачом.

11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного.

12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.


Основной задачей психологии как науки, является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических качеств личности и психологических особенностей деятельности человека.
Психология – наука и система знаний про закономерности, механизмы, психические факты и явления в жизни человека.
Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.
Этапы развития психологии:
I этап – психология как наука о душе.

ІІ этап – психология как наука о сознании. Возникла в 18 веке в связи с развитием наук. Главным методом изучения было наблюдение человека.

ІІІ этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача - ставить эксперименты и наблюдать.

IV этап – психология как наука, которая изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология – одна из наук о человеке. Предметом ее изучения является - психика, которая есть высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ.

Основные направления современной психологии:

  • Персоналистические направления

  • Психика и высшая нервная деятельность

  • Бихевиорзим

  • Гештальт-психология

  • Структурная психология

  • Психоанализ

  • Психология установки


Психика (по-гречески “душа”) – это качество живой высокоорганизованной материи, которое заключается в возможности отображать объективный мир в его связях и отношениях. Психические свойства являются результатом нейрофизиологического действия головного мозга, но включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое и возникает.
Психика – это системное качество мозга, реализующееся через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни.
Стадии развития психики:

А) стадия элементарной сенсорной психики (отображение отдельных свойств предмета).

Б) стадия перцептивной психики (отображение предмета как целого)

В) стадия интеллекта


Основные этапы психического отображения:

Элементарная чувствительность – предметное восприятие – отображение межпредметных связей.


Функции психики: Отображение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.
Структура психики:

  1. Психические процессы – динамическое отображение действительности в разных формах психических явлений. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание. Эмоционально-волевые: воля, эмоции.

  2. Психические состояния – относительно стойкий уровень психической деятельности, которая проявляется в высокой или сниженной активности (интерес, расположение духа).

  3. Психические качества – качества личности (направленность, темперамент, характер, возможности).

Сознание является одним из самых сложных и загадочных проявлений мозга. На протяжении двадцатого века возникли разные определения сознания.

А.В. Петровский (1995) отделяет общественный характер сознания так: это высшая интегрирующая психики, результат общественно-исторических условий, формирование человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. С этой точки зрения сознание есть “общественный продукт”, осознанное бытие.

С.Ю. Головин (1997) определяет сознание как высший уровень психического отображения и само - регуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Сознание характеризуется:


  1. активностью,

  2. направленностью на предмет,

  3. способностью к самонаблюдению,

  4. мотивационным характером,

  5. разной степенью (уровнями ясности).


Структура сознания (А. В. Петровский, 1996):

  1. Совокупность знаний об окружающем мире (сознание).

  2. Закрепление в сознании различия субъекта (“Я”) и объекта (не “Я”).

  3. Обеспечение целенаправленной деятельности человека.

  4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Известно, что при ясном сознании человек не всегда все сознает, так как существует мир несознательного. А. В. Петровский пишет: низший уровень психики образовывает бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных действиями, влияния которых человек не сознает. В область несознательного входят сновидения, неосознаваемые движения, бесцельные побуждения к деятельности. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам, что приводило к их вытеснению в сферу несознательного. Эти влечения проявляются в ошибках в слове, предрассудках, сновидениях.

Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:

1) самонаблюдении,

2) критическом отношении к самому себе,

3) оценке своих положительных и негативных качеств,

4) самообладании,

5) ответственности за свои поступки.


С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.

Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусства, патопсихологию. В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально -психологическим качествам личности.

Но все отрасли психологических званий нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.



Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и психологию соматически больного, принципы медицинской деонтологии, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования.

Требования к методам исследования:

• психические явления необходимо изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости;

• метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.

Главным принципом психологического исследования является его объективность.


Методы психологического исследования

Основные методы

  • наблюдение

  • эксперимент

    • лабораторный

    • естественный

Дополнительные методы

  • интроспекция

  • метод тестов

  • метод беседы

  • метод анкетирования

  • метод анализа продуктов деятельности

  • метод обобщения независимых характеристик

  • метод самооценки

  • метод социометрии

Виды наблюдения: срез (краткосрочное), лонгитудинальное (продолжительное, иногда годами), выборочное, сплошное и особое.



Самонаблюдение: непосредственное или отсроченное (дневники, мемуары, воспоминания).

Чтобы наблюдение приобрело научный характер, нужно, чтобы оно:

1) было целенаправленным, а не случайным;

2) осуществлялось планомерно и систематически;

3) было обеспечено достаточно широкой информацией о наблюдаемом явлении (как можно большим количеством фактов);

4) чтобы результаты наблюдения точно фиксировались. Научное наблюдение выдвигает непреложные требования и к личным качествам исследователя. Он должен:

а) быть объективным при фиксации психических явлений, при словесном описании и классификации наблюдений;

б) владеть собой, чтобы его настроение и личные характерологические качества не влияли и не сказывались на наблюдении и его выводах;

в) не быть тенденциозным, предубежденным при организации наблюдения и ожидании его последствий, чтобы не сделать беспочвенных выводов;

г) не поддаваться первым впечатлением о наблюдаемом человеке;

д) не быть снисходительным к наблюдаемому;

е) не приписывать наблюдаемому собственных качеств и не объяснять его поведение из собственной позиции.



Беседа – получение от обследуемого сведений о его деятельности.

Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых обнаруживается психологический факт.
Метод тестов – метод испытаний, установление определенных психических качеств человека: тест способностей, тест интеллекта, теста успешности.

Социометрия – для выяснения взаимоотношений в коллективе.

Психологическая экспертиза.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Предмет, задача и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии.

  2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления.

  3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики.

  4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания.

  5. Структура сознания. Понятие о бессознательном.

  6. Характеристика основных областей психологических знаний. Медицинская психология.

  7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины.

  8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача.

  9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии.

  10. Наблюдение и особенности его применения врачом.

  11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного.

  12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.



Источники информации.

Основная литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

  2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.

  3. Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.

  4. Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.

  5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

  6. Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.

  7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

  8. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

  9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

  10. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

  11. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.

Дополнительная литература:

  1. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.

  2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.

  3. Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.

  4. Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.

  5. Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.

  6. Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.

  7. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.

  8. Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.

  9. Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.

  10. Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.

  11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.

  12. Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

  13. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.

  14. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

  15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

  16. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Авторы: к.м.н., ас. Т.И. Шустерман; к.п.н., ст.преп. Шевякова Е.В.



Утверждено на заседании кафедры
«____»_____________ 201__г. Протокол № ________
Методическая разработка

семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета

специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»


  1. Тема: Психология личности и деятельности. Общение как специфический вид деятельности (1 час 20 минут).

  2. Место: учебный кабинет.



  1. Базовый уровень знаний и умений:






Дисциплина

Знать

Уметь

1

Нормальная физиология

Физиология ВНД




2

Анатомия

Анатомическое строение главного мозга и других органов и систем человеческого организма







  1. План проведения практического занятия



Элементы практического занятия

Время (мин.)

1

Проверка присутствующих

5

2

Вводный контроль и его анализ

15

3

Опрос студентов и разбор программных вопросов

25

4

Дополнительные вопросы, ответы на них

10

5

Анализ результатов исследования

5

6

Исходящий контроль знаний и его оценка

10

7

Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.

10

Итого

80


Перечень теоретических вопросов.

  1. Личность, ее психологическая структура.

  2. Современные психологические теории личности.

  3. Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность".

  4. Активность личности и ее источники.

  5. Направленность личности, характеристика ее компонентов.

  6. Потребности, виды потребностей. Мотивы виды мотивов.

  7. Сознание и "Я" - образ человека. Самооценка. Уровень притязаний личности.

  8. Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача.

  9. Деятельность, ее структура и виды.

  10. Знания, умения, навыки, привычки.

  11. Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика.

  12. Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной деятельности врача.

  13. Средства общения. Речь. Функции и виды речевой деятельности.

  14. Механизмы межличностного восприятия.


Личность - это конкретный человеческий индивид с присущими ему своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими качествами, которые обнаруживаются по-разному. Личность возникла и развилась в результате общественно - исторического развития человечества, в процессе труда.

Характерными признаками личности есть наличие у нее сознания, место, которое она занимает в обществе, его общественная роль, деятельность в пользу общества. Индивидуальность – своеобразное, неповторимое соединение таких психологических особенностей человека, как характер, темперамент, особенности, течение психических процессов (восприятия, памяти, мышления, чувств, воли), особенности мотивационной сферы.

Структура личности по С.Д.Максименко:



  1. Направленность личности

    1. Потребности:

    2. мотивы

    3. убеждения

    4. идеалы

    5. интересы

    6. привычки

    7. мировоззрение

    8. установки

    9. темперамент

    10. характер

  2. Индивидуально-типологические особенности

    1. темперамент

    2. характер

  3. Возможности личности

    1. способности

    2. знания, умения и навыки

  4. Психические процессы

    1. познавательные

    2. эмоционально-волевые

  5. Система саморегуляции

Существуют разные взгляды на структуру личности.



Психологические компоненты: познавательные, эмоционально-волевые, направленность.

Биологическое и социальное находятся в единстве.

Человек - часть природы, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело сугубо человеческих особенностей.

Активность личности и ее источники.

Активность живых существ – внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Активность личности человека отличающаяся от активности животных. У животных это проявление инстинктивных биологических потребностей, а у человека это толчок его сознания и целенаправленное стремление.

Источником активности личности есть его органические и духовные потребности – в пище, одежде, знаниях, работе.

Потребность – это требование, которое проявляет зависимость человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отображают стойкие жизненно важные зависимости организма от среды.

Виды потребностей:



  • физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;

  • потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;

  • потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;

  • потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении;

  • потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

Мотив – это реальное побуждение, которое в зависимости от определенных жизненных обстоятельств побуждает человека к действию.

Мотивами человеческой активности являются интересы.

Виды мотивов:

1) по характеру:

познавательные - это мотивы которые непосредственные связанные с целью, процессом и содержанием учения, со стремлением человека получали новые знания,

социальные - связаны с определенными взаимоотношениями между людьми в процессе учения

утилитарные - направлены на достижение человеком собственной пользы с помощью учения

2) по содержательным характеристикам:

по степени действенности (действенные, недейственные),

по особенностям образования (внутренне являющиеся результатом является результатом работы самого человека, внешние - формируются под влиянием окружающих),

по месту в иерархической системе (доминирующие, второстепенные),

по степени осознанности (четко осознанные, слабо осознанные, неосознанные );

3) по динамическим характеристикам:

по силе (слабые, сильные ),

по продолжительности (устойчивые, не устойчивые)

по эмоциональным особенностями (мотивы вызвавших положительные эмоции , которые вызвали негативные эмоции , нейтральные) .



Интерес - это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важным объектам.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, стремлением овладеть им.

Жестким регулятором поведения есть убеждение.

Убеждение – это система мотивов личности, которая побуждает ее действовать соответственно своим взглядам и принципам. Убеждения становятся мощной силой при условии, что действия, которые предопределяются этими убеждениями, становятся обычными, К.Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему.

Важным осознаваемым мотивом есть идеал.



Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни на протяжении определенного времени. Он и определяет программу ее будущего самосовершенствования.

Направленность – это система доминирующих целей и мотивов деятельности личности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.



Самосознание – это осознание человеком себя самого в своем отношении к внешнему миру и другим людей. С эмоциональной сферой самосознания связанны такие его проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоуничижение, чувство собственного достоинства, спесивость. С волевой стороной психической деятельности человека, связанны такие проявления как сдержанность, самоконтроль, самодисциплина.
Теории личности


  1. Биогенетическая концепция развития. Главным фактором человеческого развития считается наследственность, которая заведомо определяет все особенности развития личности. Все духовные качества личности, его сознание – это такой же естественный дар, как глаза, уши и т.д. Человек рождается с определенными моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. “Биогенетический закон” – ребенок, который родился, в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человечества: период скотоводства, земледельческий период, торгово – производственную эпоху. Лишь после этого он вступает в современную жизнь.

  2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит ее развитие.

  3. Методологическая концепция развития. В соответствии с которой биологические и социальные факторы конвергируют (сближаются).

  4. Теория психического развития в отечественной психологии опирается на определение того, что движущие силы его развития обнаруживаются в несоответствии потребностей, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальных (таких, что не отвечают новым требованиям) возможностей их удовлетворить. На развитие личности влияет весь состав общественной жизни, достижения науки и техники, объем информации.

Развитие личности — сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.

Деятельность человека — сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной дели.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.

Навыки - это усовершенствованные путем многоразовых упражнений компоненты умений, которые проявляются в автоматизированном выполнении действий.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.


  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка