Правоведение



Сторінка1/7
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ПРАВОВЕДЕНИЕ

Предисловие


Провозглашение человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью в Украине, обуславливает развитие принципов демократического государства и гражданского общества. Это непосредственно связано с утверждением законности, искоренением преступности в Украине и повышением уровня юридического образовании студенческой молодежи.

Изучение курса "Правоведение" имеет непосредственное значение для повышения правовой культуры будущих специалистов и способствует развитию у студентов ряда профессиональных и личностных качеств, а именно:

- умения правильно понимать и оценивать происходящие государственно-правовые явления;

- приобретению ценностных жизненных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности;

- развитию способности к юридически грамотным действиям в условиях рыночных отношений современного государства.

Для повышения качества усвоения лекционного материала в пособии предлагается ответить на контрольные вопросы, составить схемы на основании изученных тем, подготовить рефераты и для проверки усвоенных знаний, ответить на тестовые задания. Учебная программа "Правоведение" основывается на главной задаче этого курса - обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации, готовых и способных участвовать в развитии суверенного, правового, демократического государства.

Пособие подготовлено в соответствии с тематикой учебного курса "Правоведение", изучаемого в технических высших учебных заведениях с учетом новейшего конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного законодательства. Учебная дисциплина "Правоведение" включает такие разделы: "Теория права", "Конституционные правоотношения", "Гражданские правоотношения", "Семейные правоотношения", "Трудовые правоотношения", "Административные и уголовные правоотношения".

Для более глубокого изучения отдельных тем учебного курса "Правоведение" студентам рекомендуется также использовать законодательство, учебники, практикумы и другие источники.

Программа курса "Правоведение"
Тема 1. Право как социальная система

Понятие права, его признаки и функции. Структура правовой нормы. Виды правовых норм. Источники права. Понятие законодательства. Нормативные и индивидуально-правовые акты. Понятие системы права. Разделение права на отрасли, подотрасли и правовые институты. Источники права. Общая характеристика основных источников права.

Тема 2. Основы конституционного права.

Понятие и общая характеристика конституционного права, как отрасли права. Виды конституций, их общая характеристика. Институт гражданства в Украине. Порядок его приобретения и прекращения. Международные стандарты в отрасли прав человека. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Тема 3. Гражданское право: общие положения

Понятие и общая характеристика гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Особенности правового статуса иностранцев и лиц без гражданства как субъектов гражданских правоотношений. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Юридические лица с иностранным капиталом. Объекты гражданских правоотношений

Тема 4. Право собственности: общие положения

Понятие права собственности и его содержание. Общая характеристика права владения, пользования и распоряжения. Виды права собственности по субъектному составу. Возникновение и прекращение права собственности. Осуществление права собственности.

Тема 5. Обязательственное право: общие положения

Понятие и классификация обязательств. Признаки обязательств. Основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств и способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств. Гражданско-правой договор. Содержание гражданско-правового договора, виды гражданско-правовых договоров. Договоры о передаче имущества в собственность.

Тема 6. Наследственное право: общие положения

Состав наследства. Время и место открытия наследства. Оформление права на наследство. Субъекты наследственных правоотношений. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Очередность наследования по закону. Особенности наследования иностранцами и лицами без гражданства. Принятие наследства. Отказ от наследства.

Тема 7. Семейное право Украины: основные положения

Понятие брака. Порядок заключения брака. Недействительный брак. Особенности заключения брака с иностранными гражданами. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности детей и родителей.

Тема 8. Трудовое права Украины: общие положение

Трудовое право Украины: понятие и предмет правового регулирования. Трудовой договор. Коллективный договор. Порядок принятия на работу. Особенности принятия на работу иностранных граждан. Прекращение трудового договора. Понятие трудовой дисциплины. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. Правила внутреннего трудового распорядка. Особенности труда несовершеннолетних. Порядок решения индивидуальных трудовых споров. Коллективные трудовые споры и порядок их решения.

Тема 9. Основы административного права

Отношения, которые регулируются административным правом. Административное производство. Административный проступок: признаки и состав. Основные виды административных правонарушений. Виды административных взысканий. Особенности административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства. Органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.

Тема 10. Основы уголовного права

Понятие, предмет, метод уголовного права. Понятие и признаки преступления. Понятие состава преступления и его элементов. Понятие, основания, содержание и формы уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства

Понятие наказания. Система и виды наказаний. Цель уголовного наказания. Обстоятельства, которые смягчают и отягощают ответственность.


Тема 1. Право как социальная система.

1.Понятие права, его признаки.

2.Функции и принципы права, их понятие

3.Структура права

4.Источники права.
1. Понятие права, его признаки.

Право - это система норм, общих правил поведения, которые установлены или санкционированы государством; выражают материально предопределенную волю экономически господствующего класса или всего общества в целом в его стремлении к свободе, равенству и справедливости; регулируют общественные отношения с целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности; опираются на государственную обеспеченность, вплоть до применения государственного принуждения.
Право характеризуется рядом признаков, в частности классово-волевым характером, материальной обусловленностью, системностью, общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, регулятивной ролью.
2. Функции и принципы права, их понятие.

Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения, в которых проявляется его социальная сущность и назначение. Следует выделить четыре основных функции права :

- Регулятивно-статичная. Право призвано, стабилизировать принципы конституционного строя, механизм государства, полномочия его органов и должностных лиц, правовой статус граждан и их объединений, органов местного самоуправления, закрепить институты гражданского общества: собственность, предпринимательство, семью и тому подобное.

- Регулятивно-динамическая. Право создает условия для развития общественных отношений, реализации правового статуса граждан, органов государства, должностных лиц.

- Охранительная. Право защищает отношения, которые сложились в общество, а также вытесняет противоправные деяния путем раскрытия правонарушений, наказание виновных и применение к ним мер юридической ответственности. Это функция установления меры юридической ответственности и юридической защиты, порядка их наложения и осуществления.

- Воспитательная. Эта функция сопровождает регулятивную и охранительную функции права. Например, при вынесении законного и справедливого приговора суда воспитательное влияние проявляется не только относительно лица, виновного в правонарушении, но и относительно других лиц, которым стало известно о вынесении такого решения.

Принципы права - это основные идеи, базовые положения, руководящие начала, которые указывают на способы регулирования общественных отношений государством. К основным принципам права относят: правовую справедливость; правовое равенство; правовую законность; правосудие; правовое уважение прав личности.

Принцип правовой справедливости означает, что право выступает как мера справедливости, как морально-правовая соразмерность вложенного и полученного во всех сферах жизнедеятельности человека и их правового обеспечения.

Принцип равенства означает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей, независимо от национальной, религиозной и другой принадлежности, служебного и другого положения, равную ответственность перед законом, равная защита в суде.

Принцип законности в процессе создания и реализации норм права отображается в правотворческой деятельности органов государства в рамках их компетенции, соблюдение определенной процедуры их принятия, осуществления контроля за своевременным внесением изменений и дополнений к существующим нормативно-правовым актам. Этот принцип осуществляется в процессе реализации норм права.

Принцип уважения прав человека (или принцип гуманизма) предусматривает верховенство прав и свобод человека, что присущие ему с рождения, которые являются неотчуждаемыми и нерушимыми, имеют высшую ценность. Признание, сдерживание и защита прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
3. Структура права

Право представляет собой единую систему с внутренним разделением на отрасли, институты и нормы права.



Отрасль права - это совокупность юридических норм, которые регулируют однородную сферу общественных правоотношений специфическим методом правого регулирования. Отрасли права являются центральными подразделениями системы права, разделенными по двум критериям: предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это совокупность однородных общественных отношений, который регулируется соответствующей отраслью права.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов с помощью которых осуществляется влияние права на общественные отношения определенного вида. Отсюда выделяют диспозитивный метод правового регулирования, основанный на равенстве сторон (гражданское, семейное право) и императивный метод, который базируется на отношениях власти и подчинения (административное, уголовное право).

По предмету и методу правового регулирования все отрасли права разделяются на три больших группы:



1.Фундаментальные (профилирующие) отрасли - это отрасли, которые базируются на основных методах правого регулирования. Они содержат исходный нормативный материал, формируют профилирующие юридические режимы, оснащены процессуальными компонентами. К ним относится конституционное, административное, гражданское, уголовное, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право.

2.Специальные отрасли - это отрасли, производные от профилирующих отраслей права, конкретизируют общий предмет и профилирующий метод правового регулирования в специальной области общественных отношений. К ним относится трудовое, финансовое, семейное, уголовно- исполнительное право.

3.Комплексные отрасли – это отрасли, объединяющие институты и нормы права по различной отраслевой (профилирующей) привязке. К ним относится экологическое, предпринимательское, жилищное право.

Все отрасли права принято относить к одной из двух сфер - частного или публичного права. Частное право регулирует сферу частной инициативы лица во всех отраслях общественной жизни (гражданское, семейное право). Публичное право регулирует отношения государства и лица, а также отношения между государственными органами (конституционное, уголовное, административное, финансовое право).



Институт права - это обособленная внутри отрасли правая группа юридических норм, объединенных общностью урегулированного ими вида однородных общественных отношений. Например, в трудовом праве это институт трудоустройства, заработной платы.

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, которое определяет права и обязанности субъектов, регулирует взаимоотношения разных субъектов и обеспечивается организационной и принудительной силой государства.

Структура нормы права - это ее составляющие: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой отмечаются обстоятельства, при которых следует руководствоваться отмеченной нормой.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая определяет, которым может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, отмеченных в гипотезе.

Санкция - это часть правовой нормы, в которой отмечаются мероприятия государственного влияния или юридическая ответственность за нарушение требований, предусмотренных в диспозиции. Ими могут быть: имущественная ответственность, наложение штрафа, признания, определенных действий, недействительными.
4. Источники права

Источник права - официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, предоставления им юридического, общеобязательного значения.

Основными источниками права являются:



1. Правовой обычай - обычное правило поведения, которое санкционируется и обеспечивается государством (Законы XII таблиц, "Салическая правда", "Русская правда"). Это обычай, которому государство предоставило общеобязательное значение и соблюдение которого гарантировало своей принудительной силой.

2. Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому в дальнейшем предоставляется формальная обязательность при разрешении всех аналогичных судебных или административных дел. Эта форма правая распространена в США, Великой Британии и других странах, где есть система общего права.

3. Нормативный договор - письменный документ, в котором общие правила поведения устанавливают несколько участников договора (коллективный договор в трудовых правоотношениях).

4. Нормативно-правовой акт - письменный документ государственного органа, принятый в пределах и в компетенции этого органа. Самый распространенный источник права, во многих государствах, в том числе и в Украине это законы, подзаконные акты. Также это нормы международного права, которые при ратификации распространяются на его территории

К основным видам нормативно-правовых актов относятся закон и подзаконный акт. Закон - нормативно-правовой акт, который имеет высшую юридическую силу, принимается высшим законодательным органом (парламентом) государства, регулирует важные общественные отношения. Упразднить закон или внести к нему изменения имеет право лишь сам законодательный орган. Особенное место принадлежит Конституции.



Конституция - это основной закон государства, который принимается по особенной процедуре, устанавливает конституционные принципы государственного и общественного строя, правовой статус человека, систему государственных органов, территориальный уклад и другие основные принципы государственной и общественной жизни. Конституция является ядром всей системы права, имеет наивысшую юридическую силу и верховенство.

Конституционные законы - это законы, которые вносят изменения и дополнения в конституцию. Они, как и конституция, принимаются квалифицированным большинством от состава депутатов парламента или путем референдума.

Обычные законы регулируют все другие общественные отношения и принимаются простым большинством депутатов от состава парламента. Законы имеют высшую юридическую силу и все другие нормативно-правовые акты должны издаваться в соответствии с законами. В случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона.

Все остальные нормативно-правовые акты являются подзаконными, то есть принятыми на основе и на выполнение закона. Они издаются на основании законов, с целью их конкретизации компетентными органами, и направлены на выполнение законов. В Украине к ним относятся указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, решения и постановления Автономной Республики Крым; приказы, инструкции и распоряжения министерств, ведомств, комитетов, нормативные акты местной государственной администрации, приказы, инструкции, распоряжения администраций государственных предприятий, учреждений, организаций.

Нормативно-правовые акты периодически систематизируют с целью устранения противоречий между ними, отменой тех, которые перестали действовать по ряду причин, и обеспечение доступности законодательства для граждан и организаций. Систематизация нормативных актов - это деятельность с упорядочивания нормативных актов, возведения их до определенной внутренне согласованной системы. Формами систематизации являются кодификация, инкорпорация и консолидация.
Проблемные вопросы для дискуссии:

1.Назовите отличия нормы права от нормы морали.

2.Значение принципов права в правовом регулировании.

3.Соотношение действия в Украине и других государствах национального законодательства и международно-правовых актов .

4.Взаимодействие разных источников права в судебной практике.
Методическое задание:

Составьте схему источников права; начертите схему отраслей современного права Украины.


Практическое задание: Составьте план ответа на указанные вопросы к семинарскому занятию. Подготовиться к дискуссиям по проблемным вопросам.
Рефераты:

1. Правовые системы мира: общая характеристика.

2.Основные источники права мусульманской правой семьи

3.Правовая система КНР, особенности ее формирования.

4.Номативно-правой договор как источник правотворчества современного государства.

5.Правовой обычай как источник права англо-саксонской правовой системы.


Задание для проверки усвоенных знаний:

1.Какой из перечисленных принципов является общеправовым принципом:

а) принцип неприкосновенности личности;

б) принцип правовой справедливости;

в) принцип социальной защиты;

г) принцип охраны труда;

д) принцип неприкосновенности жилья?

2.Какой из признаков нормы права назван не верно:

а) лаконичность;

б) обеспеченность;

в) доминирование;

г) действие во времени, пространстве, по кругу лиц;

д) общеобязательность?

3.В ответах под какими буквами не верно названые виды источников права :

а) устав общественной организации;

б) гимн Украины;

в) коллективный договор;

г) конституция государства;

д) кредитный договор;

е) договор купли-продажи квартиры?

4.В ответах под какими буквами правильно указанные виды элементов структуры нормы права

а) систематизация;

б) гипотеза;

в) согласование;

г) санкция;

д) законотворчество?

5.Правильно ли осуществлена классификация структурных элементов системы права:

а) институт гражданства;

б) отрасль права;

в) Конституционное право;

г) норма права;

д) статья закона?


Тема 2. Основы конституционного права

1. Понятие и предмет конституционного права. Виды конституций.

2. Институт гражданства. Порядок его приобретения и прекращения.

3 Международные стандарты в отрасли прав человека.

4. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

5.Конституционно-правовой статус иностранцев, лиц без гражданства в Украине.


1. Понятие и общая характеристика конституционного права. Виды конституций.

Специфика конституционного права заключается, во-первых, в том, что оно содержит фундаментальные положения для других отраслей права, во-вторых, в том, что оно имеет особенный предмет правового регулирования - общественные отношения, которые возникают между человеком и государством по поводу организации государственной власти и государственного строя. Такие отношения называют конституционно-правовыми.



Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, которые присутствуют во всех сферах общественных отношений: политической, экономической, социальной и духовной. Как и любые другие правоотношения, конституционно-правовые отношения возникают на основании юридических фактов, а в их структуру входят: объект, субъект и содержание правоотношений.

В качестве объектов конституционно-правовых отношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают к правоотношениям. В качестве содержания конституционно-правовых отношений выступают субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений: народ государства, отдельные физические лица, объединения граждан и трудовые коллективы, юридические лица, государственные органы, государство в целом, другие государства, их физические и юридические лица.



Методы конституционного права подразделяются в зависимости от характера правого влияния на общественные отношения: 1) обязывающий метод; 2) метод разрешения;3) метод запрета.

Источники и нормы конституционного права.

Слово "конституция", как и много других юридических слов, пришло к нам из Древнего Рима. Так назывались указы римских императоров. В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановления сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в современном понимании этого слова были приняты в США(1787), Польше и Франции(1791).



Конституция - это основной учредительный юридический акт государства.

Конституция как источник права имеет такие специфические юридические свойства:

1) наивысшая юридическая сила - законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе конституции и должны ей соответствовать;

2) основа правовой системы - конституция является фундаментом национальной правовой системы, поскольку она содержит принципиальные положения всех других отраслей права;

3) стабильность - конституция принимается с перспективой применения ее в течение длительного срока. Неизменность ее положений обеспечивается усложненным порядком внесения изменений (самой стабильной конституцией в мире является Конституция США, к которой в течение почти 220 лет внесено лишь 27 поправки);

4) прямое действие норм - каждый может обратиться с иском в суд для защиты своих прав и свобод непосредственно на основании норм конституции;

5) особенный порядок защиты - существуют органы конституционного контроля в виде конституционного суда (трибунала, совета), которые должны следить за тем, чтобы создание новых законов и подзаконных актов не противоречило конституции.

Виды конституций :

1) по форме изложения:

а) писаные - единственный акт или несколько правовых актов конституционного характера, перечень которых четко определен;

б) неписаные - конституции, которые состоят из совокупности правовых актов, судебных прецедентов и устных конституционных обычаев. Пример такой конституции - конституция Великобритании;

2) по способу принятия :

а) народные - принимаются народом непосредственно (референдумом) или представительским органом(парламентом);

б) дареные монархами народу для того, чтобы предотвратить революции и сохранить власть в своих руках;

3) по порядку внесения изменений :

а) гибкие - изменения в конституцию вносятся путем принятия обычных законов (например, так изменяется Конституция Индии);

б) жесткие - изменения в конституцию вносятся в особенном (усложненному) порядку (США);

в) смешанные - часть положений конституции изменяется гибким путем, часть - жестким;



4) по сроку действия :

а) постоянные - не имеют ограничений в сроках действия;

б) временные - принимаются на определенный срок, как правило, в революционные периоды;

5) по форме политического режима государства :

а) демократические; б) авторитарные; в) тоталитарные;



6) по форме правления государства:

а) республиканские; б) монархические;



7) по форме территориального устройства государства

а) унитарные; б) федеральные.

Кроме Конституции Украины, источниками конституционного права Украины являются:

- законы, среди которых выделяют обычные (регулируют определенные вопросы), конституционные (вносят изменения в Конституцию);

- подзаконные акты (указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины);

- международные договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины;

Особенным источником конституционного права являются решения Конституционного Суда Украины, которые содержат официальное толкование Конституции Украины или выводы относительно соответствия Конституции законов и подзаконных актов.

Нормы конституционного права в значительной степени отличаются от норм других отраслей права и эти ос особенности заключаются в следующем:

1) особенная форма изложения. Нормы конституции имеют обобщенный характер и на основе практически каждой из них может быть создан самостоятельный нормативно-правовой акт. Например, с целью конкретизации ст. 40 Конституции Украины, которая закрепляет право петиций, принят Закон Украины "Об обращении граждан";

2)особенное содержание. Нормы конституционного права имеют не только нормативный, но и политически-программный характер. Они формулируют и закрепляют стратегические цели общества;

3)особенное построение. Нормы конституционного права не содержат санкций. Нормы, которые устанавливают юридическую ответственность за нарушения конституционных предписаний, отнесенные к другим нормативно-правовым актам.
2. Институт гражданства. Порядок его приобретения и прекращения.

Понятие "гражданин" употребляется относительно человека, который имеет правовую связь с каким-либо государством (в монархических государствах этому понятию соответствует термин "подданный"). Люди, которые находятся на территории Украины, по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех категорий : граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства(апатриды).



Гражданство Украины - это стойкая правовая связь между физическим лицом и Украинским государством, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Правовое содержание гражданства Украины, порядок его приобретения и прекращения, полномочия органов государственной власти, которые участвуют в решении вопросов гражданства, определяются Законом "О гражданстве Украины" от 18 января 2001г. Законодательство Украины о гражданстве основывается на таких принципах:



1) единого гражданства. Если гражданин Украины приобрел иностранное гражданство или же, наоборот, иностранец - Украинское гражданство, то в своих отношениях с Украиной они признаются только гражданами Украины. Такие лица имеют все права и несут все обязанности Украинских граждан;

2)невозможность лишения гражданина Украины гражданства Украины;

3) признания права гражданина Украины на изменение гражданства;

4)невозможности автоматического приобретения или прекращения гражданства Украины иностранцем или лицом без гражданства в результате заключения или расторжения брака;

5)равенство перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и времени приобретения ими гражданства Украины;



6)сохранение гражданства Украины независимо от места жительства гражданина Украины. Гражданин Украины имеет право проживать в любой стране, сохраняя при этом правовую связь с Украинским государством.

Подтверждением принадлежности к Украинскому гражданству является паспорт гражданина Украины (а также паспорт гражданина Украины для выезда за границу, дипломатические, служебные паспорта), свидетельство о принадлежности к гражданству Украины, проездной документ ребенка (для лиц младший 16 лет) и некоторые другие документы.

После провозглашения независимости Украины был избран так называемый нулевой вариант. Его суть заключается в том, что гражданство Украины приобрели все, кто проживал на ее территории на время вступления в силу Закона "О гражданстве Украины" от 13 ноября 1991р. и не был гражданином других государств. Действующий Закон (18 января в 2001 г.) сохранил эту норму и устанавливает такие основания (юридические факты) приобретения украинского гражданства :

1) по рождению. Под действие этой нормы закона подпадает несколько категорий лиц. Гражданство Украины приобретает лицо:

- родители или один из родителей которого на момент его рождения были гражданами Украины;

- рожденное от апатридов, которые постоянно проживают на территории Украины;

- рожденное на территории Украины от постоянно проживающих в Украине иностранцев, если не приобретено гражданство родителей;

- рожденное на территории Украины от родителей, одному из которых предоставлен статус беженца или предоставлено убежище в Украине, если не приобретено гражданство родителей или приобретено гражданство того гражданство того из родителей, которому предоставлен статус беженца или предоставлено убежище;

- рожденное на территории Украины от иностранца и апатрида, которые постоянно проживают на территории Украины, если не приобретено гражданства отца-иностранца;

- рожден на территории Украины от неизвестных родителей (найденыш);

2) по территориальному происхождению. Такой способ приобретения гражданства Украины могут избрать несколько категорий лиц :

- иностранец или апатрид, который сам или хотя бы один из его родителей, дед или бабка, полнородные брат или сестра родились или постоянно проживали до 16 июля в 1990 г. на территории современного Украинского государства (или на территории других Украинских государств, которые существовали в XX ст.);

- ребенок-апатрид, который родился или постоянно проживал на территории УССР (или хотя бы один из его родителей, дед или бабка родились или постоянно проживали на территории одного из Украинских государств XX ст.);

- ребенок-иностранец, который родился на территории Украины, иностранное гражданство которого потом было прекращено;



3) в результате вступления в гражданство Украины. Вступление в гражданство осуществляется по ходатайству заинтересованного лица при наличии определенных условий:

- признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

- обязательство отказаться от иностранного гражданства или не пребывание в иностранном гражданстве;

- непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних пяти лет. Это условие не распространяется на лица, которые состоят в браке с гражданином Украины сроком свыше два года. Для лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине, этот срок составляет три года;

- получение разрешения на постоянное проживание в Украине. Это условие не распространяется на лица, которые имеющие в паспорте отметку о прописке на территории Украины, и на лица, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине;

- владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения. Это условие не распространяется на лица с некоторыми физическими недостатками(слепые, глухие, немые);

- наличие законных источников существования (заработная плата, пенсия, стипендия, доходы от акций и т.п.). Это условие не распространяется на лица, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине.

4) вследствие возобновления гражданства Украины. Таким способом могут приобрести гражданство бывшие граждане Украины;

5) вследствие усыновления;



6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства. Ребенок-иностранец, ребенок- апатрид, относительно которого установлены опека или попечительство граждан Украины или который воспитывается в государственном детском учреждении Украины, становится гражданином Украины с момента установления опеки, попечительства или оформления в такое учреждение;

7) в результате установления над недееспособным лицом опеки. Иностранец / апатрид, который проживает в Украине, над которым установленная опека гражданина Украины, приобретает гражданство Украины со времени вступления в силу судебного решения об установлении опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка. Возможные случаи, когда по каким-то причинам ребенок и его родители оказались в разных правовых состояниях. Ребенок-иностранец /апатрид приобретает гражданство Украины по ходатайству того из родителей, который является гражданином Украины;

9) вследствие установления отцовства. Если матерью ребенка является иностранка / апатрид, а отцом в судебном порядке признан гражданин Украины, то ребенок признается гражданином Украины.

Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15 до 18 лет может происходить только по их согласию;



10) по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Решение об оформлении приобретения гражданства Украины принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства. Решение о предоставлении гражданства Украины принимает Президент Украины.

Закон Украины "О гражданстве Украины" установил такие основания прекращения украинского гражданства :

1) вследствие выхода из гражданства Украины. Он осуществляется по ходатайству лица, которое выехало на постоянное проживание за границу. Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело иностранное гражданство или получила гарантии о принятии в иностранное гражданство. Не позволяется выхода из гражданства лица, притянутого как обвиняемой по уголовному делу;

2) вследствие утраты гражданства. Гражданство Украины утрачивается, если:

- совершеннолетний гражданин Украины добровольно приобрел гражданство другого государства;

- иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил государственным органам Украины документ о прекращении иностранного гражданства или декларации об отказе от него;

- иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или исполнил обязанности, что предоставило или возложило на него иностранное государство;

- лицо приобрело гражданство Украины в результате представления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов;

- гражданин Украины без согласия государственных органов Украины вступил на государственную службу или на службу в органы местного самоуправления другого государства;

3) из оснований, предусмотренных международными договорами Украины.

Решение о прекращении гражданства Украины принимается Президентом Украины.



Украинское гражданство не предоставляется лицам, которые:

- совершили преступление против человечества или совершили геноцид;

- осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости);

- совершили на территории другого государства деяние, которое признано Украинским законодательством тяжелым преступлением;


3. Международные стандарты в отрасли прав человека

Права человека - это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение к человеческому достоинству, на сопротивление притеснению и тому подобное. Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Признание и защита прав человека - главная обязанность государства. Государство никакой мерой не наделяет индивида правами, она лишь должна признать их существование.

Права гражданина - это права члена государственно - организованного гражданского общества. Гражданство Украины предусматривает стойкую правовую связь лица и государства, которое создает их взаимные права и обязанности. Иностранные граждане или подданные имеют такую правовую связь с иностранным государством, апатриды не связаны правовыми связками ни с одним государством.

Под правами гражданина понимают, в первую очередь, возможность участвовать в управлении общественными и государственными делами : право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти Украины. Иностранные граждане и апатриды такими правами в Украине не обладают.

Все права человека и гражданина равноценны и взаимозависимые и потому одинаково должны защищаться государством. Недопустимое пренебрежение одними правами под предлогом реализации других прав. Гарантом прав и свобод человека и гражданина в Украине является Президент Украины. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.

Защита прав человека является одним из главных заданий мирового содружества. Поэтому в отрасли прав человека существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым содружеством. Международно-правовые стандарты в отрасли прав человека - это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения государства с индивидами (гражданами, иностранцами, апатридами), которые находятся на его территории.

Существуют несколько критериев их классификации.

По действию в пространстве различают универсальные (действуют во всем мире) и региональные (действуют в определенном регионе мирового сообщества).

К универсальным принадлежат, например, Общая Декларация о правах человека(1948), Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах (1966). К региональным - Европейская конвенция по правам человека(Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод) (1950), Американская конвенция прав человека (1969), Африканская хартия прав человека и народов (1981).



В зависимости от действия по кругу лиц различают общие (касаются прав всех людей) и специальные (касаются прав отдельных категорий населения) стандарты. К общим относятся Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о правах человека, а Конвенция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев являются специальными.

Международные стандарты прав и свобод человека выполняют такие функции:



1)определение перечня прав и свобод человека, которые в обязательном порядке должны быть признаны государствами - участницами той или другой конвенции;

2)формулировки содержания прав и свобод, что должны получить воплощение в конституциях и законах государств - участниц конвенции. Например, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах в 1966 г. раскрывает понятие достаточного жизненного уровня. Это понятие включает достаточное питание, одел и жилье для человека и его семьи;

3) становления обязательств государств относительно обеспечения реализации провозглашаемых прав и свобод. Например, присоединившись к Европейской конвенции по правам человека, Украина была обязана упразднить казнь как вид криминального наказания;

4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещает пропаганду войны, насилия, национальной, расовой, религиозной вражды.

Украина является участницей основных международных конвенций в отрасли прав человека. С их учетом создавалась Конституция Украины.


4. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина и их общая характеристика

Институт конституционных прав и свобод базируется на таких принципах:

1)неотъемлемость и нерушимость прав и свобод человека - они не должны быть объектом посягательства со стороны других людей или государства(ст. 21 );

2)неисчерпаемость прав и свобод человека и гражданина(ч.1. ст. 22);

3)недопустимость отмены или сужения объема и содержания прав и свобод (ч.3 ст.22);

4) равенство(ст.24 );

5) взаимосвязь прав и обязанностей. Обладание правами возлагает на человека и гражданина обязанности перед другими людьми и перед обществом.

Конституционные права человека и гражданина делятся на такие группы:



1) гражданские (личные) права. По-другому эту группу прав называют естественными правами, подчеркивая при этом их прирожденный, исконно свойствен человеку характер. К гражданским правам принадлежат право на жизнь, на уважение человеческого достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилья и корреспонденции, невмешательства в личную и семейную жизнь, свободу передвижения, свободу совести и мировоззрения, свободу печати;

2)политические права. К ним относятся активное и пассивное избирательное право, право на организацию и участие в политических партиях, общественных организациях и движениях, право на обращение к власти (право петиции), право собраний, митингов и демонстраций;

3) социальные права. В широком понимании социальные права - это права на получение определенных позитивных услуг со стороны государства. К ним принадлежат права на труд, на отдых, на социальную защиту, на достойный уровень жизни, на здравоохранение;



4) экономические права. Эта группа прав человека и гражданина связана с экономическими, в первую очередь имущественными отношениями. К ним принадлежат право собственности, право на предпринимательскую деятельность и т.д.;

5) экологические права - это права на безопасные для жизни и здоровья условия существование человека;

6) культурные права. В широком понимании - это право на доступ к сокровищам мировой культуры, в том числе с помощью системы образования, и право на творчество, научную, художественную, техническую деятельность.
5. Конституционно-правовой статус иностранцев, лиц без гражданства в Украине

Правовое положение иностранцев в Украине регулируется ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011г. В ст. 1 указанного закона отмечается, что иностранец – это лицо, которое не пребывает в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства.

Иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для осуществления культурной, научной, образовательной деятельности на основании и в порядке, установленных международными договорами Украины, получили свидетельство на временное проживание, считаются такими, которые на законных основаниях находятся на территории Украины на период такой деятельности.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются такими же правами и свободами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключением, установленным Конституцией и международными договорами Украины (ст. 35 Конституции Украины). Так, в соответствии со ст. 68 Конституции Украины, каждый обязан неукоснительно придерживаться Конституции Украины, законов Украины, не посягать на права, свободы честь и достоинство других людей. Таким образом, эта норма распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Но не все обязанности распространяются на них. Согласно ст. 65 Конституции Украины, защита Отечества, независимости и территориальной целостности, является обязанностью исключительно граждан Украины.

В то же время и объем прав иностранцев и лиц без гражданства значительно меньше. Это обуславливается тем, что для реализации многих прав необходимо иметь гражданство Украины. Что касается политических прав – это отсутствие возможности быть членом политических партий, принимать участие в выборах и референдуме, быть избранным в любые органы власти (исполнительную, законодательную, судебную), занятие должностей в Прокуратуре, системе МВД, СБУ, МЧС и других государственных ведомствах и государственных силовых структурах.

Кроме того, иностранцы имеют особый правой статус при реализации социальных, личных, экономических, в том числе трудовых прав. Рассмотрим их в следующих темах курса «Правоведение».



Проблемные вопросы для дискуссии:

1Роль конституционного права в регулировании общественных отношений.

2. Международные стандарты прав и свобод человека

3. Конституционные права и свободы человека в Украине.

4.Правовой статус национальных меньшинств в Украине. .

5.Институт гражданства и его признаки


Методическое задание:

Составьте схему видов действующих конституций мира; начертите схему существующих прав человека и гражданина.


Практическое задание:

Составьте план ответа на указанные вопросы к семинарскому занятию. Подготовиться к дискуссиям по проблемным вопросам.


Рефераты:

1. Правовая характеристика ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011г..

2.Механизм защиты прав и свобод личности в Украине.

3.Правовой статус беженцев.

4. Неписаные конституции мира.

5. Особенности конституционно-правого статуса иностранцев.


Задание для проверки усвоенных знаний :

1. Назовите свойства Конституции :

а) особенный порядок защиты;

б) основа правовой системы;

в) общеобязательность;

г) гарантированность;

д) регулятивное действие;

е) обеспечение охраны труда?

2. Какие виды республик названы не верно :

а) президентская;

б) парламентская;

в) монархическая;

г) социальная;

г) парламентско - президентская

3.В ответах под какими буквами правильно названные виды источников конституционного права Украины :

а) правовой прецедент;

б) нормы морали;

в) конституционные законы

г) обычай;

д) общие принципы права?

4. В ответах под какими буквами не верно указаны обязанности иностранцев и лиц без гражданства:

а) соблюдение Конституции Украины;

б) защита Отечества;

в) соблюдение подзаконных актов Украины;;

г) уплата налогов и сборов, предусмотренных законами Украины?

5 Основания утраты гражданства Украины:

а) совершеннолетний гражданин Украины добровольно приобрел гражданство другого государства;

б)иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил государственным органам Украины документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него;

в) лицо приобрело гражданство Украины в результате представления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов;

г) лицо не проживало в Украине в течение 10 последних лет?


  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка