Пояснительная записка. В последние годы слово



Скачати 93.75 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір93.75 Kb.
Программа межпредметного элективного курса

«Химия и экология». 11 кл


Пояснительная записка.
В последние годы слово «экология» приобрело исключительную популярность. Однако совсем недавно, еще в 60-е годы, оно было известно лишь узкому кругу ученых, в основном биологов. Кроме того, слово экология для многих тождественно охране окружающей среды, а это не совсем правильно. Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце девятнадцатого века определивший экологию «как общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно.

Научные достижения ХХ века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это противоречит возможностям планеты (ее ресурсным потенциалам, запасам пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

Поэтому в настоящее время экологическая наука бурно развивается не только вглубь, но и вширь, ответвляя области своих знаний (экологическая химия, география, социальная экология, экология городов, атмосферы, гидросферы и т.д.)

В основе многих современных экологических проблем лежат реальные химические процессы. Чтобы эффективно разрешить ту или иную экологическую проблему необходимо выявить химическую причину ее возникновения. Отсюда следует необходимость «химизации» экологических знаний. Более того, конкретные решения большинства экологических вопросов связаны с достижениями химической науки. Часто в химии усматривают только причину нарушения экологического равновесия в природе, что порождает желание объявить именно ее виновницей всех экологических бед. Однако без химии невозможно комфортное существование человечества и, что важно, решение накопившихся экологических проблем. Экологические проблемы порождает не наука химия, как таковая, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по химии и экологии, развитие познавательных интересов учащихся с целью предпрофессиональной ориентации старшеклассников; формирование на основе экологических знаний и учений ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде.
Задачи курса:


  1. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.

  2. Развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком)

  3. Формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде.

  4. Используя задачи экологического содержания закреплять навыки решения расчетных и практических задач по химии.

  5. создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Элективный курс «Химия и экология» рассчитан на 36 часов (из них 2 часа резервного времени). Предусматривает 3 практических занятия, 4 семинарских занятия, на которых разбираются проблемные экологические ситуации, проводятся тестовые работы, решаются задачи экологическо-химического содержания (расчет жесткости воды, расчет содержания питательного элемента в удобрении, расчет нормы внесения удобрения в почву и др.) и 24 теоретических занятий, в проведении которых участвуют учащиеся, делая рефераты, доклады, обсуждая те или иные вопросы экологии.

В данном курсе рассматриваются следующие вопросы.


Часть 1. Введение (1 час)
Рассматривается история развития экологии как науки. Определение экологии как науки. Основные задачи, структура современной экологии. Почему необходимо экологическое образование и экологическая культура.

Часть 2. Химические элементы в биосфере.
Рассматривается кратко эколого-химический аспект происхождения жизни на земле. Дается понятие об экологической химии. Деление химических элементов биосферы на биогенные, макро- и микроэлементы, их роль и закономерности содержания в организмах. Организм как открытая система, обменивающаяся с внешним миром веществом и энергией. Понятие о биогеохимических циклах элементов. Особенности циклов газообразных веществ и осадочных циклов. Биогеохимические циклы основных (углерода, азота, фосфора) и второстепенных (цезия-137, стронция-90, ртути) элементов в биосфере. Причины несбалансированности этих биогеохимических циклов.

Понятие о веществах-загрязнителях окружающей среды. Токсичность (средне смертельная летальная доза, пороговая доза). Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ПДВ и др.) Эффект суммации и его учет при нормировании загрязнения.



Часть 3. Экология атмосферы.
Строение, состав и изменения атмосферы. Изменение климата вследствие парникового эффекта: сущность парникового эффекта, парниковые газы, возможные последствия парникового эффекта на Россию и другие страны. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. «Озонный щит и озонные дыры»: озон - фактор, обеспечивающий биологически безопасный уровень УФ-излучения у поверхности Земли, влияние на климат стратосферного и тропосферного озона, причины разрушения озонного слоя и меры необходимые по его «спасению». Загрязнители тропосферы: оксиды серы, оксиды азота, монооксид углерода, тропосферный озон, твердые взвешенные частицы и др., являющиеся причинами кислотных дождей, фотохимического смога, экологических ловушек. Влияние их на здоровье людей и окружающую природу.

Характеристика состояния атмосферы в России и Чувашской Республике.



Часть 4. Экология гидросферы.
Вода, как основа жизненных процессов в биосфере. Гидрологический цикл. Понятие о чистой и грязной воде. Стандарты качества воды. Эутрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка.

Металлы как загрязнители гидросферы (токсические свойства и перемещения в окружающей среде ртути, свинца, кадмия). Последствия теплового загрязнения воды. Пластмассы, ХОС, ФОС, ПАВ, кислотные дожди, нефть как загрязнители гидросферы: их характеристики, влияние на организм человека и окружающую природу, последствия загрязнения биосферы этими веществами.

Экологическая характеристика водных ресурсов России и Чувашской республики

Практическая работа «Анализ воды из природных источников»

Решение задач экологического содержания по теме «Экологическая химия гидросферы».

Часть 5. Экология литосферы.
Ресурсы. Традиционная модель и модель промышленной экосистемы производства и использования ресурсов. ИИР как величина, характеризующая потребление ресурсов. Ресурсы с высокой и низкой скоростью истощения. Пути ресурсосбережения. Проблемы рециркуляции ресурсов.

Классификация пестицидов. Пестициды как загрязнители окружающей среды.

Удобрения: классификация удобрений по содержанию в них питательных элементов. Регуляторы роста растений. Химические источники пищи.

Решение задач экологического содержания по теме «Экологическая химия литосферы».

Ресурсы Чувашии. Почвы и земельные ресурсы России и Чувашской Республики.

Практическая работа «Анализ почвы»




Часть 6. Экология и энергетика

Характеристика положения в области энергетики. Проблемы, связанные с использованием традиционных энергоносителей (нефть, газ и т.д.) Альтернативные источники энергии, их экологические характеристики. Радиоактивность как загрязняющий фактор

Энергетические ресурсы России и Чувашской Республики.


Часть 7. Экология в быту.

Экология и здоровье. Экология жилища. Что нужно знать о мебели, бытовой технике, стройматериалах, используемых при ремонте квартир. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.

Понятие о биологически активных веществах: витаминах, ферментах, лекарствах. Их классификация, свойства, применение.

Современные проблемы утилизации мусора.

Практическая работа «Изучение загрязнения бытовым мусором».
Выводы:
Разбирая процессы, происходящие в современной биосфере, опираясь на научно обоснованные факты, данный курс воспитывает в учащихся более бережное отношение к природе, учит экологической культуре жизни. В курсе разбирается много вопросов практического характера, вопросов с которыми учащиеся уже сталкиваются и будут сталкиваться в дальнейшем в своей жизни. Например: что делать с мусором на своем садовом участке, как правильно вносить удобрения в почву и использовать пестициды, почему нужно отстаивать водопроводную воду, прежде чем использовать ее для приготовления пищи, почему нельзя перегоревшие люминесцентные лампы нести в мусорный контейнер, какая посуда наиболее экологически безопасная и почему нельзя варить щи в алюминиевой кастрюле. На каждом уроке очень много таких моментов и это одна из причин, почему этот курс интересен учащимся.

Как правило, учащиеся очень живо реагируют на те или иные факты, бурно обсуждают те или иные проблемы. Это и понятно, их беспокоит их собственное будущее, состояние биосферы, в которой им жить и, которую мы с вами и предшествующие нам поколения оставляют им, мягко говоря, не в очень благопристойном виде.


Тематическое планирование элективного курса «Химия и экология»


(1 час в неделю; всего 34 часов)



1
1
5
1
1

1
1
1


6
1
1
1
1
1
1
8
1
1

1

1



1

1
1


1
6
1

1

1



1
1

1
3


1

1

1
5
1

1

1



1

1




Введение

Что изучает экология. История развития экологии как науки.


Химические элементы в биосфере.
Эколого-химический аспект происхождения жизни на земле. Понятие об экологической химии. Химические элементы в биосфере.

Биогеохимические циклы элементов. Круговорот азота и фосфора в биосфере

Круговорот углерода в биосфере. Второстепенные элементы в биосфере. Стронций-90 и цезий-137. Ртуть.

Понятие о веществах загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

Семинар по теме "Химические элементы в биосфере»

Экологическая химия атмосферы

Строение, состав и изменения атмосферы. Изменения климата – следствие парникового эффекта

Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства, «озонный щит» и «озонные дыры».

Загрязнители тропосферы. Оксиды серы. Кислотные дожди. Оксиды азота. Фотохимический смог.

Моноокид углерода. Экологические ловушки. Твердые взвешенные частицы

Способы очистка выбросов в атмосферу от загрязняющих веществ.

Экологические проблемы загрязнения атмосферы воздуха на территории России и Чувашской республики

Семинар по теме «Экологическая химия атмосферы.




Экологическая химия гидросферы

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Гидрологический цикл. Чистая и грязная вода. Эутрофикация водоемов.

Сточные воды и их обработка.

Металлы как загрязнители воды.

Тепловое загрязнение воды, ХОС, ФОС, ПАВ как загрязнители воды.

Нефть, пластмассы, кислотные дожди как загрязнители воды

Экологическая характеристика водных ресурсов России и Чувашской республики

Практическая работа «Анализ воды из природных источников»

Семинар по теме «Экологическая химия гидросферы».

Экологическая химия литосферы

Ресурсы.


Пестициды в сельском хозяйстве.

Удобрения и регуляторы роста растений. Химические источники пищи.

Ресурсы Чувашии. Почвы и земельные ресурсы России и Чувашской Республики

Семинар по теме «Экологическая химия литосферы».

Практическая работа «Анализ почвы»


Экология и энергетика

Экологические характеристики различных источников энергии.

Радиоактивность как загрязняющий фактор

Энергетические ресурсы России и Чувашской Республики.



Окружающая среда и здоровье человека

Экология и здоровье. Экология жилища

Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.

Биологически активные соединения: витамины , ферменты, лекарства и т.д.

Современные проблемы утилизации мусора.

Практическая работа «Изучение загрязнения бытовым мусором».



Общее количество часов 34


Литература:



  1. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. Учебное пособие для учащихся старших классов профильных школ с углубленным изучением химии и биологии, учителей средних школ студентов естественных специальностей педвузов. /Под научн. редакцией проф. С.Ф. Жильцова. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. – с. 239.

  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

  3. Эндюськин П.Н., Лукин П.М. Основы экологии: Текст лекций/ Чуваш. Ун-т. Чебоксары. 2001, 130 с.

  4. Эндюськина А.Н. Исследование качества воды малых рек и других водоемов: Методическое пособие. Новочебоксарск ЦТД и Ю 1997г.

  5. Дмитриев А.Д. Экология Чувашской Республики. Учебное пособие для 9 кл. средней школы. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Из-во, 1996. – 240 с.

  6. Костко О.К. Экология: Пособие для средней школы, лицеев, гимназий. – М.: Акывриум, 1997. – 128 с., ил,

  7. ХабароваЕ.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 112с.: ил. – (Справочники «Дрофы»).

  8. Плечова З.Н. Под научн. редакцией академика Дмитриева А.Д. Школьный экологический словарь. – Чебоксары: «КЛИО», 1997. – 64 с.

  9. Ерыгин Д.П., Назаренко В.М. Экологическое воспитание учащихся профтехучилищ на уроках химии: Методические рекомендации. – М.: Изд. ВНМЦентра, 1990.

  10. Химия в школе,1993, № 2, 3. «Школа-Пресс».

  11. Химия в школе, 1996, № 4, 6. «Школа-Пресс».

  12. Химия в школе, 1997, № 1 ,3, 5, 6. «Школа-Пресс».

  13. Химия в школе, 1998, № 3, 4. «Школа-Пресс».

  14. Химия в школе, 2003, № 1. «Центрхимпресс».


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка