Пояснительная записка Требования к студентам



Скачати 107.86 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір107.86 Kb.


Пояснительная записка

Требования к студентам:

Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии ЦНС и физиологии ВНД.


Пособие предназначено для студентов образовательных учреждений по специальности 030301.65 «Психология». Включает в себя программу курса, примерный перечень вопросов к экзамену (зачету), перечень литературы, рекомендуемых для изучения по данному курсу.

Цель курса изучение теоретических подходов к определению экстремальности как психологического феномена, основных психологических составляющих экстремальной ситуации, а также методов работы с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.


Программа курса включает в себя пояснительную записку, тематический план, тезисное изложение теоретического материала по каждой теме, зачетные вопросы, список литературы по курсу. Форма контроля: выполнение текущей отчетности по курсу, зачет по теоретическим вопросам. По каждой теме курса предусмотрена отдельная форма контроля.

Задачи курса:

1. Анализ психологических особенностей экстремальных ситуаций и возникающих вследствие этого у человека состояний.

2. Способствовать усвоению и осмыслению теоретического и эмпирического материала.

3. Способствовать формированию индивидуальной позиции каждого студента в отношении того, как должен действовать психолог в экстремальной ситуации.

4. Выработка ряда навыков, необходимых при работе с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

-предмет и методологию дисциплины,

-место дисциплины среди других наук,

-структуру психологии экстремальных состояний.



уметь:

-осуществлять первичную психологическую диагностику у лиц, после воздействия экстремальных условий;

-применять психологические приемы и способы в профессиональной работе.

Методика занятий по курсу включает проведение:



  1. лекционных занятий, которые предполагают проблемное изложение материала, а также лекции-беседы со студентами.

  1. семинаров, которые предполагают дискуссии, чтение и обсуждение докладов.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение конспектов лекций, ознакомление с рекомендуемой научной литературой, перечень которой представлен ниже, подготовку докладов согласно планам проведения семинаров.

Текущий контроль знаний осуществляется на семинарский занятиях в ходе чтения и обсуждения докладов ( эссе)

Итоговая форма контроля - зачет.

Методика формирования итоговой оценки:

Оср.= Сумма Wi Oi, где

Oi – оценка формы контроля по 10-балльной шкале

Wi – вес каждой формы контроля в итоговой оценке

Формы контроля и их веса в итоговой оценке:


  1. Посещение и активное участие в семинарских занятиях: W1 = 0,4.

  2. Контрольная работа: W3 = 0,2.

  3. Зачет: W4 = 0,4.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие экстремальности. Виды экстремальных ситуаций.
Этимологический анализ понятия экстремальность. Классификация экстремальных ситуаций. Система факторов, действующих в социальной и природной среде в экстремальных ситуациях: микро-, мезо- и макрофакторы. Действие социокультурной установки на вытеснение «сюрреальности» экстремальных ситуаций. Индивидуальное вытеснение травмирующего опыта человеком. Подавление и защитная обработка идеи смерти. Экстремальность как «полевая» характеристика. Этапность адаптации человека к экстремальным условиям.

Тема 2. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.
Определение понятие профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Влияние особенностей деятельности на развитие профессиональной деформации. Связь «эмоционального выгорания» с профессиональной деятельностью. Состояние физического и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Симптомы: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений. «Эмоциональное выгорание» как профессиональный кризис, связанный с работой в целом: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная неэффективность. Соотношение понятий «эмоциональное выгорание» и депрессия. Профессиональный стресс.
ПВК спасателей.

Тема 3. Феноменология «ситуаций ожидания».

Определение сущности и значимости «ситуации ожидания» как стрессора. Феноменология «ситуаций ожидания»: «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», реакции ситуации ожидания в условиях исправительных учреждений. Психические состояния в условиях ситуации ожидания: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, ситуативные, личностные, позитивно и негативно влияющие.



Тема 4. Психические состояния в условиях ситуации ожидания.

Фактор ожидания и предболезненные проявления: субдепрессивный, астенический и псевдогипоманиакальный варианты невротических непатологически–субнозологических проявлений. Непатологически–субнозологические проявления как выявляющиеся в результате психогенных воздействий и вызванных переживаний уровень фрагментарных обратимых психических (невротических) и других отклонений. Определяющая роль снижения адаптационно-компенсаторного резерва организма в устойчивости его к дополнительным патогенным воздействиям.



Тема 5. Коррекционная работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.

Адекватность внутренней картины реальному миру. Зависимость качества получаемого опыта и состояния сознания в момент его получения. Нормальное и трансовое состояние сознания человек. Неосознаваемая информация как причина неосознаваемого поведения человека. Для эффективной сознательной деятельности необходимо «восстановить» память, сделать неосознаваемый жизненный опыт осознаваемым. Метод мнемореабилитации (А.В. Ефимов). Лингвистически ориентированная терапия.


Тематика семинарских занятий



Тема 2. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.

Литература

1.Василюк Ф.Е. Психология переживания. (Анализ преодоления критических ситуаций.) – М: МГУ, 1984.

2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

3.Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480с.

4.Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

5.Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии № 1, 1990, (с 106 – 112)



6



Тема 5. Коррекционная работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.

Литература

1.Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. 2.Чистякова М.И. Психогимнастика.

3.Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480с.


6


ТЕМАТИКА ЗАДАНИЯ

Темы эссе

1.Уровень фрагментарных обратимых психических (невротических) и других отклонений.

2.Определяющая роль снижения адаптационно-компенсаторного резерва организма в устойчивости его к дополнительным патогенным воздействиям.

3. . Нормальное и трансовое состояние сознания человек.

4. Неосознаваемая информация как причина неосознаваемого поведения человека.

5.Психические состояния в условиях ситуации ожидания:

6. Состояние физического и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

7. Подавление и защитная обработка идеи смерти.

8. Экстремальность как психологическая характеристика
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет, задачи, система психологии экстремальных состояний

  1. Методы исследования в психологии экстремальных состояний

  1. Определение экстремальной ситуации.

  1. Психологический стресс и его психологическая характеристики

  1. Фрустрация и ее психологическая характеристики

  1. Классификации экстремальных ситуаций

  1. Этапность адаптации человека к экстремальным условиям.

  1. Психологические особенности деятельности в экстремальных условиях.

  1. Особенности профессиональных качеств спасателей.

  1. Интеллектуальные состояния в в экстремальных условиях.

  1. Волевые состояния в экстремальных условиях.

  1. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях.

  1. Предболезненные проявления у лиц, перенесших воздействие экстремальных условий.

  1. Теоретические подходы к психологическому отбору спасателей.

  1. Способы выхода из экстремальной ситуации.

  1. Диагностика постстрессовых расстройств.

  1. Профилактика стрессовых расстройств.

  1. Психологическая коррекция стрессовых расстройств

  2. Адекватность внутренней картины реальному миру.

  3. Нормальное и трансовое состояние сознания человека.

  4. Неосознаваемая информация как причина неосознаваемого поведения человека.

  5. Роль снижения адаптационно-компенсаторного резерва организма в устойчивости его к дополнительным патогенным воздействиям.

  6. Метод мнемореабилитации.

  7. Лингвистически ориентированная терапия.

  8. Фактор ожидания и предболезненные проявления

  9. Непатологически–субнозологические проявления


Учебно – методическое обеспечение курса

Базовый учебник

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480с. – (Библиотека практической психологии).



Основная литература

1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. – М., 1991.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997, 613с.

3. Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., Чермянин С.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия// Психологический журнал, М., 1989. Т.10, №4.


Дополнительная литература:

  1. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. (Анализ преодоления критических ситуаций.) – М: МГУ, 1984.

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

  1. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

  1. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии № 1, 1990, (с 106 – 112)

  1. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

  1. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. – М., 1998.

  1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

  1. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Мн., 1988.

  1. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов// Психологический журнал, М., 1989. Т.10, №5.

  1. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л., 1978.

  1. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М.,1989.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова В.С. Психопрофилактика стрессов. – М: МГУ, 1993.

  1. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов// Психологический журнал, М., 1998. Т.19, №2.

  1. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом "Сентябрь", 2001.

  1. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия// Психологический журнал, М., 1992. Т.13, №2.

  1. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: МГУ, 1976.

  1. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция.

  1. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л., 1983.

  1. Пельцман Л. Стрессовые состояние у людей, потерявших работу// Психологический журнал, М., 1992. Т.13, №1.

  1. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

п/п


Наименование разделов

Количество часов

Всего

часов


Лекции

Семинары

Самост. раб

1

Тема 1.Понятие экстремальности. Виды экстремальных ситуаций.

2




16

18

2

Тема 2. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.

2

6

16

24

3

Тема 3. Феноменология «ситуаций ожидания».

2




16

18

4

Тема4. Психические состояния в условиях ситуации ожидания.

2




16

18

5

Тема 5 Коррекционная работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.

4

6

20

30

6

Итого

12

12

84

108


Автор / О.В. Леонтьев /


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка