Пояснительная записка Содержательной основой курса является раздел биологии




Скачати 105.99 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір105.99 Kb.

e:\изображение 035.jpg
Пояснительная записка

Содержательной основой курса является раздел биологии «Зоология», который является предметом изучения в 7 классе.

Содержание курса соответствует действующим программам по биологии для средних общеобразовательных школ, утверждённых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Последовательность тем курса совпадает с последовательностью изучения материала в действующих учебниках по зоологии.

Актуальность курса заключатся в том, что на сегодняшний день основное содержание учебного материала по зоологии сосредоточено на изучении внутреннего строения животных, что связано с уменьшением количества часов на изучение раздела «Зоология». Ранее этот раздел изучался 1,5 года, а сейчас только 1 год.

Учащиеся не владеют знаниями о многообразии животных, об особенностях их поведения, образе жизни, взаимоотношениях. Возникает необходимость расширения знание о многообразии и экологии животных.

Особенность данного курса состоит в том, что каждая тема изучается в определённой последовательности: история открытия в данной области зоологии, интересные сведения об изучаемых объектах ( размеры, разнообразие, поведение, использование человеком), изучение, закрепление. Расширение знаний организовано через занимательные задания – ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы, зоошутки. Викторины, олимпиадные вопросы, познавательные задания, причём разной степени сложности. Предусмотрена проектная деятельность в виде создания презентаций по пройденному материалу.

Последовательность изложения материала соответствует последовательности изложения материала в действующих учебниках по курсу зоологии.



Цель: Расширение и углубление знаний по курсу биологии

Задачи:



  • Формирование интереса к изучению живой природы

  • Закрепление теоретического материала

  • Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать

  • Развитие умений работать с разными источниками информации

  • Развитие коммуникативной компетенции


Учащиеся должны знать:

  • Основы систематики животных

  • Отличительные признаки типов животных

  • Многообразие животного мира

  • Особенности поведения животных

  • Экологию животных

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с разными источниками информации

  • Решать головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды

  • Решать познавательные задачи

  • Создавать презентации

  • Создавать ребусы, кроссворды

  • Создавать мини рефераты


Содержание программы:

Тема 1. Простейшие, их многообразие. (2 час)



Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев. Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Тема 2. Кишечнополостные. их многообразие. (2 час)



Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

Тема 3. Черви, их многообразие. (4 час)



Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Тема 4. Членистоногие, их многообразие. (4 час)



Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых

Тема 5. Моллюски, их многообразие. (3 час)



Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Тема 6. Рыбы, их многообразие. (3 час)

Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Плодовитость и уход за потомством. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Тема 7. Земноводные, их многообразие. (3 час)

Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Размножение и развитие лягушки. Сходство личинок земноводных с рыбами. Многообразие земноводных. Хвостатые и бесхвостые земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Тема 8. Пресмыкающиеся, их многообразие. (3 час)

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Сходство и различие змей и ящериц. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. Черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Тема 9. Птицы, их многообразие. (5 час)

Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Тема 10. Млекопитающие, их многообразие. (6 час)

Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Тематическое планирование





Название темы

Количество часов

Виды деятельности

1.

Простейшие

2

Познавательные

задачи.


Головоломка.

Шифровка.

Чайнворд.

Ребусы.


Викторина «Знаете ли вы?»

2.

Кишечнополостные

2

3.

4.


Черви

4

Членистоногие: Ракообразные Паукообразные Насекомые

4






Моллюски

3

Рыбы

3

7.

Земноводные

3

8.

Пресмыкающиеся

3

Познавательные

задачи.


Головоломка.

Шифровка.

Чайнворд.

Ребусы.


Викторина «Знаете ли вы?»

Создание презентаций



9.

Птицы

5

10.

Млекопитающие

5

11.

Итоговое занятие

1

Игра «Что? Где? Когда?»




Итого:

35
















Литература для учителя:

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Ярославль «Академия развития». 1998

  2. Демьянков Е.Н. Б Биология. Мир животных. 7 кл.:задачи, дополнительные материалы/ Е.Н. Демьянков, А. И. Никишов. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 175 с.

  3. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Составители: М.Б. Беркенблит, С. М. Глаголев, М. В. Голубева и др. - М., 1993.

  4. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. М., 1996Жизнь животных. Т 4/ под ред. Т. С. Расса. М. , 1983. Жукова Т. И. « Часы занимательной зоологии. М., 1972.

  5. Молис С.С.. Молис С. А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Книга для учителя: Из опыта работы. М.. 1988

  6. Скалдина О.В. Красная книга России/ Оксана Скалдина.М.: Эксмо, 2014. – 272 с.

  7. Сумагохин С. В.. Кучменко В. С. Биология/ Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. 1 (особие для учащихся основной школы. - М. 2000.

  8. Теремов А., Рохлов. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей, родителей. М. : ACT - ПРЕСС, 2002 528 с.

  9. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. М,: Изд. «Первое сентября», 2000 366 с.

  10. Животные Прикамья: учебное пособие. - Книга II. Пермь: «Книжный мир», 2001. 168 с.

  11. Большаков В. Н. Красная книга Среднего Урала./ В.Н. Большаков.- Екатеринбург. Из-во Урал. ун-та, 1996.-279 с.


Литература для учащихся:


  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. -М.,1972.

  2. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о змеях, черепахах, рыбах Брем А. Жизнь животных/ Альфред Брем. - М.: Эксмо. 2009 -960 с.

  3. Сумагохин С. В., Кучменко В. С. Биология/ Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. М. 2000.

  4. Сухин И. Г. Новые 600 загадок- 90 кроссвордов. СПб.: Союз, 1999. 192 с.

  5. Теремов А., Рохлов. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей, родителей. М. : ACT - ПРЕСС, 2002 528 с.

  6. Яблоков А. В. Волшебный браслет. М.: изд .Детская литература», 1971

  7. Животные Прикамья: учебное пособие. - Книга П. Пермь: «Книжный мир», 2001. 168





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка