Модуль дополнительной образовательной программы повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение родительства»
Разработчики модуля – канд.психол.наук, доцент Е.Б. Марущак
ст. преподаватель О.Е. Игнатенко
директор ГБУ НСО «Радуга» Т.А. Кострыкина
зав. орг.-метод. отделением И.И. Вопилова
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Спецификация модуля……………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………...6
Содержание и контекст…………………………………………………………...8
Методы обучения………………………………………………………………..10
Процедура оценки……………………………………………………………….11
Оценочные материалы модуля………………………………………………….14
Ресурсное обеспечение модуля…………………………………………………15
Учебно-методическое обеспечение модуля……………………………………16
Спецификация модуля
Цель обучения – формирование у студентов-волонтеров ФГБОУ ВПО «НГПУ» компетенций в области психолого-педагогического сопровождения родительства.
Задачи:
1. познакомить студентов-волонтеров с теоретическими основами формирования родительства;
2. сформировать у студентов-волонтеров представление о гендерных особенностях родительства и о девиациях в родительском поведении;
3. обсудить основные модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства.
Входные требования: сформированность психологической готовности к волонтерской деятельности; программа адресована студентам педагогических и психологических факультетов вузов, педагогических колледжей и всем, кто заинтересован в проведении подобной работы.
Объем часов, в т.ч. на самостоятельную работу, – 24 час.
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Сроки проведения
|
Общая трудоёмкость
|
24
|
3 дня
|
Аудиторные занятия (лекции, практические занятия)
|
12
|
|
Самостоятельная работа
|
12
|
|
Форма обучения – без отрыва от учебы.
Результаты обучения
Результат обучения 1:
Студенты знают теоретические основы формирования родительства.
Показатели оценки результата:
Студент должен знать:
-
понятие родительства с позиции системного и феноменологического подходов;
-
компоненты феномена родительства.
Требования к предмету оценивания:
По показателям 1, 2 представить реферат.
Результат обучения 2:
Студенты умеют применять знания о гендерных особенностях родительства.
Показатели оценки результата:
Студент должен уметь:
-
выделять структуру материнской и отцовской сфер;
-
определять психологическую готовность к родительству.
Требования к предмету оценивания:
По показателям 1, 2 разработать стендовый доклад на тему «Профилактика негативных форм материнства в современном родительстве» для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.
Результат обучения 3:
Студенты владеют навыками разработки программы психолого-педагогического сопровождения родительства.
Показатели оценки результата:
Студент должен владеть:
-
методами и приемами психолого-педагогического сопровождения родительства.
Требования к предмету оценивания:
По показателю 1 разработать программу формирования психолого-педагогической готовности к материнству.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства.
К сожалению, на данный момент институт семьи оказался наиболее уязвимой точкой общества, где ветвятся различные траектории движения и развития общества. Гражданские браки, гостевые браки, однополые браки – все это постепенно становится привычной практикой организации семьи не только на Западе, но и в России. Кризис, который переживает семья в современной России, проявляется в первую очередь в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства, изменяются сами социальные практики родительства, а главное – меняется отношение женщины к своей главной социальной роли – роли матери. Одним из немаловажных аспектов кризиса современной семьи является тенденция к такому социальному явлению как девиантное родительство. Таким образом, для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.
На сегодняшний день одним из основных государственных институтов, работающих с проблемой девиантного родительства являются учреждения социального профиля, в которых находятся молодые женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Данные категории женщин нуждаются в компетентных специалистах, знающих проблемы женщин группы риска по девиантному материнству, их потенциальные возможности, способных грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение в ситуации отказа от ребенка. Но, к сожалению, в Сибирском регионе многие учреждения социального профиля не имеют квалифицированных специалистов в области психолого-педагогического сопровождения родительства.
В связи с этим, особую актуальность приобретает волонтерское движение как общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на улучшение социальной ситуации и позитивные общественные преобразования. Волонтерство – добровольное выполнение общественных обязанностей по оказанию помощи другим людям, поэтому, добровольно возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется духовно. Добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта. Именно поэтому психологическая готовность к волонтерской деятельности является одним из важнейших условий эффективной деятельности волонтерской организации. В связи с вышесказанным, возникает необходимость в разработке модуля дополнительной образовательной программы повышения квалификации для студентов-волонтеров по психолого-педагогическому сопровождению родительства.
СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ
Отбор содержания основывается на общих принципах послевузовского обучения: 1) принцип научности, изучение современных теорий; 2) принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения (необходимость опираться на имеющиеся у слушателей знания, умения и навыки); 3) принцип профессиональной ориентированности (в ходе курсов слушатель может решить свои профессиональные проблемы).
Учебные элементы модуля
-
Теоретические основы формирования родительства. Системный и феноменологический подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства. Компоненты феномена родительства: ценностные ориентации супругов (семейные ценности);родительские установки и ожидания;родительское отношение;родительские чувства;родительские позиции;родительская ответственность; стиль семейного воспитания. Факторы, определяющие формирование родительства. Родительство как надындивидуальное целое.
-
Родительство в гендерном аспекте. Две формы родительства: материнство и отцовство. Структура материнской и отцовской сфер. Детерминанты материнства и отцовства. Отцовская и материнская компетентность. Психологическая готовность к родительству. Девиации в родительском поведении. Факторы, влияющие на готовность женщины стать матерью. Характеристика женщин с нарушенной готовностью к материнству. Влияние различных факторов на девиантное материнское поведение. Механизм формирования психологической готовности к материнству.
-
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства. Родительство и воспитание родителей. Сравнительный анализ терминов «семейное воспитание» и «воспитание родителей». Основные концепции воспитания родителей: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на трансактном анализе, модель групповой терапии, модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Модели психолого-педагогического сопровождения родительства: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская модели. Социально-психологическое сопровождение беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Практический инструментарий специалистам социальных служб для сопровождения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Тематический план
№
|
Тематика занятий
|
Формы организации
|
Самостоятельная работа, выполнение заданий
|
Часы
|
1
|
Теоретические основы формирования родительства
|
Лекция
Практическое занятие
|
4
|
4
|
2
|
Родительство в гендерном аспекте
|
Лекция Практическое занятие
|
4
|
4
|
3
|
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства.
|
Лекция
Практическое занятие
|
4
|
4
|
|
Итого
|
|
12
|
12
|
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В процессе изучения теоретических и практических аспектов деятельности волонтеров в области психолого-педагогического сопровождения родительства,используются объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод обучения, метод проектов, контент-анализ.
Принципы отбора методов (технологий, техник, приёмов и пр.) обучения: 1) принцип научности и системности изложения материала; 2) принцип наглядности в обучении; 3) принцип надежности обучения; 4) принцип сознательности и творческой активности; 5) принцип единства группового и индивидуального обучения.Содержание и методы обучения взаимно обусловлены.
На занятиях по программе «Психолого-педагогическое сопровождение родительства» применяются индивидуальные и коллективные формы работы.
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
Общая характеристика инструмента оценки.
Программа повышения квалификации по данному модулю предусматривает различные формы контроля:
-
Входное и выходное анкетирование: входной контроль – анкетирование по тематике учебного блока для определения уровня знаний и практических умений слушателей.
Текущий контроль (в процессе завершения каждой темы):
Примерная тематика рефератов:
-
Теоретические подходы к пониманию сущности родительства.
-
Феномен девиантного материнства в социальной и психологической науке.
-
Этапы становления материнской и отцовской сфер поведения.
-
Ценностные ориентации супругов – основные компоненты феномена родительства.
-
Этнография родительства.
-
Факторы и условия формирования родительства.
-
Филогенез родительства.
-
Психология семьи в аспекте формирования родительства.
-
Детско-родительские отношения в семье.
-
Семья как источник психологической травмы.
-
Психологическая сущность представлений о родительстве.
-
Родительская любовь как психологический феномен.
-
Написание стендового материала на тему «Профилактика негативных форм материнства в современном родительстве» для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.
Требования к оформлению стендового материала: работа должна быть отпечатана на компьютере с полуторным межстрочным интервалом шрифтом TimesNewRoman размером 14 пунктов.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 15, нижнее – не менее 20 и верхнее – не менее 20 мм.
Итоговый контроль по результатам освоения модуля:
-
Выполнение диагностического итогового теста.
Обоснование выбора процедуры:
Содержание модуля считается освоенным студентом-волонтером при условии:
-
знания содержательных вопросов, решения практических учебных задач;
-
выполнения заданий, предложенных в разных формах на занятиях (реферат, разработка стендового доклада и т.д.);
-
выполнения заданий в тестовой форме, предложенных при итоговой аттестации не менее чем на 70%.
Описание механизма перевода оценки результатов в формализованные результаты обучения.
Процедура оценки теоретических знаний основывается на системе контрольных вопросов, ведении дискуссии в рамках лекционных и практических занятий, а также выполнении самостоятельной работы.
Перевод результатов оценки в формализованные результаты обучения:
— студент освоил курс на высоком уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, активно участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, предлагал существенные рекомендации, представил и защитил собственный проект, который получил позитивные отзывы;
— студент освоил курс на хорошем уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, представил и защитил собственный проект;
— студент освоил курс на достаточном уровне, если выполнил большую часть индивидуальных заданий, участвовал в групповой деятельности, представил собственный проект;
— студент не освоил курс, если не выполнил большую часть индивидуальных заданий, не участвовал в групповой деятельности, не представил собственный проект.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ
Оценочные материалы включают комплект контрольно-измерительных материалов, необходимых и достаточных для заключения по поводу достижения слушателями каждого конечного результата, сделанного по каждому из заявленных показателей:
-
Комплект тестовых заданий.
-
Темы и требования к реферату.
-
Темы и требования к стендовому материалу для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.
-
Диагностические материалы входного и выходного анкетирования.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Кадровое обеспечение данной программы предусматривает привлечение к организации учебного процесса профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «НГПУ», с использованием специалистов, владеющих соответствующими содержанию настоящей Программы профессиональными знаниями.
Техническая обеспеченность
Имеется типовое оборудование для представления лекционного материала в системе визуальной презентации (smart-доска, медиа-проектор, телевизор, DVD-плеер). Для подготовки к практическим занятиям и их проведения — техника тиражирования необходимых материалов, компьютерные классы (возможность выхода в Интернет).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Литература для чтения и конспектирования
-
Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2012. – 436 с.
-
Акивис, Д.С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. – М.: Профиздат, 2010. – 137 с.
-
Богардус, Э. Семья / Э. Богардус. – СПб., 2009. – 163 с.
-
Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2012. – 232 с.
-
Варга, Д. Радости родительских забот / Д. Варга. - М.: Прогресс, 1983. – 117 с.
-
Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга. – СПб., 2001.
-
Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987. – 159 с.
-
Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Лодкина. – М., 2003. – 192 с.
-
Лысова, А.В. Психология семьи / А.В. Лысова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. – 121 с.
-
Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2006. – 992 с.
-
Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
-
РайкусДжудит, С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска / Райкус Джуди С., Рональд С. Хьюз. – М.: Академия, 2006. – 206 с.
-
Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб., 2000. – 512 с.
-
Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2002. – 192 с.
-
Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь., 2006.– 196 с.
-
Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи. / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. – Спб.: КАРО, 2009. – 160 с.
-
Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 240 с.
-
Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.,2006. – 315 с.
-
Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М., 2006. – 271 с.
-
Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с.
-
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
-
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007. – 736 с.
-
Эдеймиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001. – 656 с.
|