Пояснительная записка с целью реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-фз "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"



Скачати 289.26 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір289.26 Kb.

Пояснительная записка
С целью реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", необходимостью обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних из неблагополучных семей в Ступинском районе создан Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Содержание образования в МБОУ Центр ПМСС определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ.

Учитывая результаты исследования социального неблагополучия семей Ступинского района за период 2002-2012 гг., определены следующие основные области сопровождения неблагополучных семей:

а) правовое (юридическое);

б) психологическое;

в) педагогическое;

г) здоровьесберегающее;

д) социально-бытовое.

Цель правового (юридического) сопровождения детей из неблагополучных семей состоит в ознакомлении их с правами и основными свободами человека и развитии навыков правового поведения.

Цели психологического сопровождения детей из неблагополучных семей предполагают коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цели педагогического сопровождения обеспечиваются за счет обучения детей из неблагополучных семей навыкам выполнения домашних заданий, развития у них творческого подхода к сбору информации, навыкам организации времени.

Цели здоровьесберегающего сопровождения детей из неблагополучных семей включают формирование привычки к постоянному здоровью через соблюдение законов жизни и природы, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цели социально-бытового сопровождения обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и реальных бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Каждая область выделена в самостоятельный раздел. При этом разделы имеют общую структуру с учетом возраста детей:

1. Цели и ожидаемые результаты обучения.

2. Тематический план.

3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности.

4. Список литературы в помощь ведущему.

Основные цели программы:

- формирование осознанного отношения к реальным сторонам жизни;

- формирование навыков, способствующих продуктивной социализации и профилактике вредных привычек.

Структура занятий независимо от темы обязательно включает следующие элементы:

- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний посредством стимульных аудио-, видеоматериалов, раскрепощающих упражнений типа "мозговой штурм";

- помощь в формировании общественно и личностно значимых новых (позитивных) представлений, используя элементы психодрамы, творческие этюды, ролевые игры;

- отработка личной стратегии поведения (аукционы идей и другие способы решения проблемных ситуаций);

- рефлексия полученного опыта ("продолжи фразу").

По итогам занятий каждой группой или индивидуально участниками защищается проект (программа) по улучшению собственной жизни или жизни людей в городе (обществе). Проекты публикуются в местных СМИ как обращение детей к взрослым под рубриками "Поверьте в нас", "Мир и право на жизнь", "Мы хотим изменить нашу жизнь", "Как я живу рядом с другими". Проекты могут защищаться на общегородском празднике - Дне города.

Сквозные темы каждого раздела: "Моя семья и я", "Человек как творец жизни" предполагают индивидуальную работу по определению истоков нежелательной ситуации, формированию задач по устранению первопричины, созданию образа идеального решения, разрешению выявленных противоречий и оказанию помощи ребенку в реализации действий по изменению ситуации.

В данной программе с учетом специфики развития детей из неблагополучных семей частично использованы материалы междисциплинарной программы "Здоровье" для образовательных учреждений, программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), методические материалы к учебному курсу человековедения "Философия жизни" в школе (Щурковой Н.Е.).

При разработке данной программы учтены рекомендации по работе с детьми "группы риска" (Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.) и критерии отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева).

Учитывая жизненную ситуацию детей из неблагополучных семей, можно определенно сказать, что семья - очень важная тема, которая недостаточно используется для осознания и принятия своего жизненного опыта с целью последующего построения своей собственной жизни. Работа с семейной проблематикой должна быть аккуратной и достаточно глубокой, ведущий должен иметь серьезную психологическую профессиональную подготовку. В разработке данной тематики мы опирались на апробированные программы "Открытие мира ребенком" (Койсина Т.М., Бекешко О.Н., Губарева А.П., Румянцева Е.Н., Соколова Л.В.), психологического содействия социальной адаптации (под ред. Е.Г. Трошиной), практическое руководство для начальных и средних школ "Обучение правам человека".

Разрабатывая перечень практических заданий, мы использовали творческие задания и подходы авторов методологии ТРИЗ (теории решений изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллера, Г.И. Иванова, М.М. Зиновкиной и др.), т.к. жизнь детей в неблагополучной семье можно отнести зачастую к опасной, изобилующей нестандартными ситуациями, а именно в методологии ТРИЗ имеются разработки, которые наилучшим образом адаптированы для детей и помогают находить выход из нестандартной ситуации.

Основные принципы, на которых построена программа, выделены согласно Конвенции о правах ребенка:

1. Природосообразности. Права человека и основные свободы позволяют нам всемерно развивать наши человеческие качества, умственный потенциал, таланты и сознание, а также удовлетворять наши духовные и другие потребности в более полнокровной жизни, в которой достоинство и оценка каждого человеческого существа будут получать уважение и защиту.

2. Сотрудничества и деятельного подхода. Общение педагога, психолога, социального работника, юриста и других специалистов с ребенком из неблагополучной семьи строится в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы и осознавания, что его энергия и способности должны посвящаться служению людям.

3. Интегративного (системного) творческого подхода. Реализация этого принципа предполагает комплексное системное сопровождение ребенка, непрерывность его образования в данных областях вплоть до вывода семьи из ситуации неблагополучия либо до достижения ребенком 18 лет и вывода его в самостоятельную жизнь <*>.

4. Принципа опоры на ведущую деятельность. Такой деятельностью по Д.Б. Эльконину для дошкольников является игра, для учащихся начальной школы - учение, для подростков - общение, для старшеклассников и юношества - самоопределение. Соответственно с типом ведущей деятельности организуются и занятия с детьми разных возрастных подгрупп.

Варианты организации занятий с детьми:

1. Для групповых занятий формируются смешанные в рамках одной возрастной подгруппы группы от 5, но не более 9 человек. Назначается куратор группы (сопровождающий социальный педагог, отвечающий за посещаемость детей своего района).

2. Занятия проводятся ежедневно, но не более 3 часов в день.

3. Группа может разбиваться на подгруппы до 3 человек и переходить от одного преподавателя к другому в течение одного дневного цикла занятий.

4. Организуется обязательная встреча до начала и после окончания занятий с куратором, на которой в начале каждый ребенок формулирует свои ожидания от сегодняшнего дня занятий и в конце фиксируется результат (проводится рефлексия достигнутых целей). Все пожелания детей при этом фиксируются на чистом листе бумаги и при необходимости передаются соответствующим специалистам. В конце занятий обязательная 5-минутная релаксация в сенсорной комнате (проводят психологи центра ПМСС по очереди с каждой группой).

5. Занятия могут быть организованны в две-три смены в зависимости от возраста, степени неблагополучия и занятости детей в основной школе (по скользящему графику для специалистов центра).

6. По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе администрации Ступинского района с учетом ситуации, состояния здоровья и других факторов несовершеннолетним может быть назначено альтернативное учебное наказание в форме обязательного посещения занятий в центре ПМСС. Для некоторых детей по согласованию с основной школой может быть определен режим работы - 1 раз в неделю по 3 часа. В этом случае обучение в центре может длиться до 3 месяцев, но не более полугода. На эти дни учащийся может быть освобожден от основных занятий.

7. По окончании обучения куратор пишет отчет по качеству подготовки каждого воспитанника. На мини-консилиуме всех ведущих специалистов центра вырабатывается индивидуальная программа дальнейшего сопровождения данного ребенка.

8. Ведущие программ сопровождения назначаются приказом директора центра психолого-медико-социального сопровождения на каждую группу с учетом профессиональной деятельности специалиста (юрист обеспечивает реализацию правового (юридического) раздела программы, психолог - психологического и т.д.).

9. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по заявкам социальных педагогов центра или внешних организаций) формирует учебные группы и составляет расписание занятий.

--------------------------------



<*> С целью вывода семьи из неблагополучия нами апробируется программа взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленная на работу с родителями из неблагополучной семьи. Параллельная реализация данных программ усиливает синергетический эффект в реальной адресной помощи и семье и ребенку.


I. Правовое (юридическое) сопровождение детей

из неблагополучных семей

1.1. Цели и ожидаемые результаты обучения детей:

3-7 (3-6) лет:

- понимание что такое хорошо и что такое плохо;

- умение оценивать последствия плохого поведения, умение считаться с другими;

- понимание ответственности (наказания) за плохие поступки;

- знание и применение общепризнанных прав и обязанностей детей, в т.ч. таких, как права ребенка в семье.

7-11 (6-11) лет:

- знание Всеобщей декларации прав человека;

- знание о существовании законов и необходимости их использования;

- выбор способов поведения в критических ситуациях;

- умение адекватно реагировать на других.

11-15 лет:

- знание роли правительства и основ законодательства: Семейного кодекса, Гражданского кодекса, Уголовного кодекса в части прав несовершеннолетних;

- понимание равенства перед законом;

- уметь делиться с другими, сочувствовать другому.

15-17 лет:

- осознание необходимости подчинения требованиям и властям;

- знания о направлениях деятельности таких организаций, как Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, Совет Европы;

- понимание ответственности за дискриминацию прав, особенности статуса меньшинств;

- бережное отношение к окружающей среде и выбору направлений влияния на нее;

- умение строить бесконфликтные отношения;

- умение выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие;

- умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов.

1.2. Тематический план правовой (юридической) подготовки детей из неблагополучных семей:

3-7 (3-6) лет:

- право ребенка на имя, отчество и фамилию;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка жить, воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

- право ребенка на защиту.

7-11 (6-11) лет:

- право на жизнь, свободу и равенство;

- свобода от жестокости, произвола, беззакония;

- право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства;

- право на достойную благополучную жизнь;

- нарушения и защита прав человека;

- имущественные права ребенка.

11-15 лет:

- история прав человека в истории человечества;

- права человека в России;

- права и обязанности родителей;

- лишение родительских прав;

- дееспособность несовершеннолетних;

- объекты гражданских прав.

15-17 лет:

- права человека в современном мире;

- международные документы о правах человека;

- право на создание семьи и владение имуществом;

- права и обязанности супругов;

- право на свободу совести и религии;

- право на свободу информации, общественно-политической деятельности, участия в управлении страной;

- уголовная ответственность несовершеннолетних;

- профилактика преступлений против личности и государства.

1.3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности детей из неблагополучных семей по правовой (юридической) подготовке:

3-7 (3-6) лет:

- конкурс рисунков о правах ребенка;

- выставки портретов;

- ручной труд: изготовление из бумаги гирлянд человечков разных национальностей;

- рассматривание фотографий, альбомов;

- беседы-размышления "Как я могу высказать уважение к себе и другим";

- сюжетно-ролевые игры "Дом", "Путешествие".

7-11 (6-11) лет:

- конкурс рисунков "Мой дом - моя крепость";

- трудовые десанты;

- "Бюро добрых дел";

- конкурсы "Все работы хороши - выбирай на вкус";

- упражнение "Колодец желаний";

- беседы-размышления "Что такое национальность".

11-15 лет:

- дискуссия "Что лучше: быть голодным, но свободным либо сытым, но несвободным", "Рабство в прошлом и настоящем";

- тесты на понимание вопросов о свободах и правах людей;

- работа над проектами "Как укрепить семью" ("Если бы я был президентом...");

- разработка рекламных обращений по защите прав детей;

- знакомство с работой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- встречи с интересными людьми.

15-17 лет:

- рефераты на тему "Ценность человеческой жизни";

- защита проекта "Моя будущая семья" (обсуждение вопросов брачных контрактов);

- тестирование на готовность к браку;

- диспут "Правовые аспекты преступлений против личности";

- знакомство с работой суда;

- мини-консилиум "Встать! Суд идет...";

- ролевая игра "Заседание правительства".

1.4. Список литературы в помощь ведущему правовой (юридической) подготовки детей из неблагополучных семей:

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.

2. Всеобщая декларация прав человека (DP I/511).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. И. "Миньон", 1995 г.

4. Деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека (N R/83. XIV/2).

5. Международный билль о правах человека (DP I/919).

6. Никитин А.Ф. Права человека. Дополнительные материалы к учебникам. "Право и политика", "Основы государства и права", 9-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 3-е издание, стереотип. М., Дрофа, 2000. 80 стр. ISBN 5-7107-3413-6.

7. Обучение правам человека: практическое руководство для начальных и средних школ (Центр по правам человека. Женева). М., Просвещение. М., Советский фонд Университета народов Европы. Нью-Йорк. Организация Объединенных Наций, 1990. 80 стр. ISBN 5-09-004072-9.

8. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". 9-е издание, с изменением и дополнением по состоянию на 1 октября 1999. М., Издательство группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. 128 стр. ISBN 5-89123-3347 (НОРМА), ISBN 5-86225-980-5 (ИНФРА М).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ТЕИС, 1996. 176 стр. ISBN 5-7218-0062-3.

10. Шуркова Н.Е. "Философия жизни" в школе: Методические материалы к учебному курсу человековедения. М., Новая школа, 1994. 48 стр. ISBN 5-7301-0045-0.

11. ЮНЕСКО. Рекомендации в отношении образования в целях развития взаимопонимания, сотрудничества и международного мира и образования в области прав человека и основных свобод. Генеральная конференция, 19 ноября 1974 г., Париж.



II. Психологическое сопровождение детей 3-17 лет

из неблагополучной семьи

2.1. Цели и ожидаемые результаты психологической подготовки детей:

3-7 (3-6) лет:

- находить друга среди детей своего и противоположного пола;

- навыки концентрации внимания;

- знать приемы (тайны) хорошего запоминания;

- использовать приемы фантазирования и творческого воображения;

- использовать простейшие приемы релаксации;

- формировать представления о самом себе;

- осознавать свои чувства и эмоции.

7-11 (6-11) лет:

- поддерживать дружеские отношения, уметь делиться с другими;

- уметь использовать приемы рационального запоминания;

- знание и применение приемов снятия страхов;

- умение пользоваться приемами самосознания;

- умение управлять своими эмоциями;

- различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

11-15 лет:

- самостоятельно разрешать конфликты, аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтах;

- умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства;

- навыки уверенного поведения, навыки отказа и противостояния групповому давлению;

- формирование качеств, необходимых для совместной жизни с другими: доброта, заботливость, отзывчивость, собранность, аккуратность.

15-17 лет:

- принятие друг друга;

- умение самостоятельно строить взаимодействия с теми, с кем живешь;

- умение осознавать свои цели и планировать будущее (сочетание осознавания с желанием действовать);

- умение снимать страхи;

- способность к самоотдаче и кооперированию.

2.2. Тематический план психологической подготовки детей из неблагополучных семей:

3-7 (3-6) лет:

- имена в моей семье. Я есть. Я умею, я познаю. Я хочу. Мое будущее. Я мальчик, я девочка (внешнее и внутреннее отличие). Я - товарищ. Человек, его назначение и цель его жизни.

7-11 (6-11) лет:

- качества и типы личности. Мечты. Настроение в различные периоды жизни. Прошлое. Настоящее. Будущее. Род - родство - родители.

11-15 лет:

- я и другие. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения. Приемы овладения отрицательными эмоциями. Выявление стрессоустойчивости личности. Психологические приемы управления эмоциями. Признание. Распознавание. Обоснованность. Приказ остановиться. Аутотренинг. Акупрессура. Визуализация. "Заземление". Вербализация. Перевод "Вы-утверждений" в "Я-утверждения". Символические способы. Техника любовного письма. Переключение на другой вид деятельности. Физические действия. Труд. Спорт.

15-17 лет:

- самосовершенствование. Призвание. Таланты. Цена события. Выигрывающие и проигрывающие. Психологические сценарии личности. Психологический возраст. Генеалогическое древо. Психологические особенности взаимоотношений (общение, любовь, брак, сексуальные отношения, супружеские конфликты, разрешение и управление ими). Планирование семьи (выбор партнера, совместимость, психологические свойства личности и особенности сексуальности). Гармония отношений. Общение: вербальное, невербальное. Круги общения. Социальные роли и группы. Техника активного слушания. Ведение дискуссии.

2.3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности детей из неблагополучных семей по психологической подготовке:

3-7 (3-6) лет:

- создание книги "Кто я" (с помощью взрослого);

- рисунок "Мой потенциал";

- рисунок-релаксация "Место покоя";

- выставки портретов;

- беседы-размышления "Как я могу быть честным и достойным", "Как я могу показать уважение к себе и другим";

- наблюдения. Тренинги внимания;

- упражнения на развитие творческого воображения.

7-11 (6-11) лет:

- упражнение "Круг собеседования";

- упражнение "Список благодарностей";

- упражнение "Список удовольствий";

- чтение-размышление по сказке Экзюпери "Маленький принц";

- тренинг позитивного мышления;

- тренинги восприятия, мышления, креативные.

11-15 лет:

- тренинги разрешения конфликтов;

- тренинги конструктивного поведения;

- оформление карты конфликта;

- рисунки "Жизненная линия";

- мозговой штурм "Слова, которые ранят";

- сбор вырезок из газет, журналов о различиях между мужчиной и женщиной для составления альбома "Кто есть кто";

- тест "Ошибка в документах";

- тест "Индивидуальная минута".

15-17 лет:

- игры психорегуляции;

- тренинги личностного роста. Тренинги целеполагания;

- составление резюме для устройства на работу;

- письмо-исповедь;

- встречи со старшим поколением;

- праздники для малышей "А у нас во дворе", "Шатер сказок";

- конкурс "Моя родословная";

- построение модели идеальной семьи. Диспут "Идеальный брак, идеальная семья". Групповая дискуссия "Природа любви".

2.4. Список литературы в помощь ведущему психологической подготовки детей из неблагополучных семей:

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). Под редакцией Е.Г. Трошиной. СПб., Речь, 2002. 216 стр. ISBN 5-9268-0019-6.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива "профессиональное самоопределение молодежи. Киев, Наукова думка, 1998. 144 стр.

3. Два пола: зачем и почему. Под ред. Соколовой Е.И. СПб., 1992.

4. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. Перевод с английского. Общ. ред. и послесловие Л.А. Петровской. М., Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1995. 336 с. ISBN 5-01-004517-6.

5. Зюзько М. Пять шагов к себе. Минск, 1990 г.

6. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., Просвещение, 1991 г.

7. Кэт и Билл Кволс-Ридлер. Пойми себя и других. СПб., 1993. 159 стр.

8. Лернер Л. Прошедший сквозь стену. // Огонек. 1991 г., N 3, с. 22-24.

9. Lifeline (R) и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост. и общ. ред. А.А. Кронина; послеслов. Е.И. Головахи. М., Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1993. 230 стр. ISBN 5-01-003971-0.

10. Миронов Л.И. Человековедение. Жених и невеста. СПб., 1995 г.

11. Мольц М.Я. - Это я, или как стать счастливым. СПб., 1992 г. 156 стр.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989 г.

13. Свияш А. Как быть, когда все не так, как хочется. СПб., ЗАО МиМ-Дельта, 1998 г. 224 стр.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. Предисл. М. Тайма. Рига, Вледе, 1992. 109 стр.

16. Снайдер Ди. Курс выживания для подростков. Пер. с анг. М., Горизонт, 1995.
III. Педагогическое сопровождение детей

из неблагополучных семей

3.1. Цели и ожидаемые результаты педагогического сопровождения детей:

3-7 (3-6) лет:

- умение занять себя, развитие самостоятельности;

- работать (учиться) совместно с другими детьми, проявлять активность.

7-11 (6-11) лет:

- самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг;

- приобретать знания, умения и навыки учебной деятельности;

- иметь навыки наблюдения, "переключения на самоконтроль".

11-15 лет:

- приобретение знаний и умений, дающих возможность выбрать профессию;

- формирование предпринимательских способностей;

- навыки хорошего планирования и мониторинга.

15-17 лет:

- самостоятельный выбор учебного заведения для приобретения профессии;

- полноценно проводить свободное время.

3.2. Тематический план педагогического сопровождения детей:

3-7 (3-6) лет:

- игровые умения. Умение общаться;

- мои знания о людях, о себе, о мире;

- как отвечать на уроке в школе.

7-11 (6-11) лет:

- мое отношение к школе;

- как правильно учиться;

- как учиться в тесноте?

- всему свое время. Как правильно организовать свой день;

- увидеть необычное в обычном;

- как создавать книги.

11-15 лет:

- психологическая подготовка (настрой);

- планирование учебной работы;

- техника запоминания. Ключевые слова;

- повторение - мать учения;

- как готовиться к экзаменам.

15-17 лет:

- сбор и организация информации;

- анализ текстов, используя философские категории (особенное, общее, единичное, содержание, форма, явление, сущность);

- структура доклада;

- рациональный режим труда и отдыха.

3.3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности детей из неблагополучных семей по педагогическому сопровождению:

3-7 (3-6) лет:

- составление и разгадывание кроссвордов;

- разучивание пословиц;

- игры "Да-нетки";

- тренинг понимания инструкции "Обратная связь";

- тренинг самоконтроля "Волшебный квадрат";

- сюжетно-ролевая игра "Школа";

- игры с использованием принципа "Наоборот", "Преврати вред в пользу";

- подвижные игры с правилами.

7-11 (6-11) лет:

- разработка модели хорошего ученика;

- план действий "Как стать хорошим учеником";

- создание книг на любимую тему;

- упражнения "Найти ошибку", "Рассказ-картина";

- тренинги на концентрацию и переключение внимания;

- тренинг уверенного ответа у доски;

- тренинги развития памяти.

11-15 лет:

- разработка и защита проекта предпринимательской деятельности;

- викторина "Как быстро найти общий язык";

- разработка алгоритма запоминания учебных и популярных текстов;

- игра "Конспект", "Лучший вопрос";

- игра "Почта";

- игра "Вопросы песней".

15-17 лет:

- ведение дневника прочитанных книг;

- выставка хобби;

- тренинг управления временем;

- игра "Моделирование организаций";

- подготовка докладов;

- игра "Семерка";

- "круглый стол" "Образование в современном мире".

3.4. Список литературы в помощь ведущему педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей:

1. Брусенская Г.А., Киселева Л.А. Лингвострановедческий практикум. М.: Русский яз., 1988. 128 стр. ISBN 5-200-00087-4.

2. Газиев Э.Г. Психологические основы развития самоуправления учебной деятельностью у школьников и студентов. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1992. 38 стр.

3. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. 25 стр.

4. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. Кн. для учащихся старших классов. М., Просвещение, 1994. 208 стр.

5. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. М., Прометей, 1991. 219 стр. ISBN 5-7042-0350-7.

6. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников. // Вопросы психологии, 1983, N 2, с. 52-60.

7. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. Кн. для учащихся. М., Просвещение, 1993. 192 стр. ISBN 5-09-003896-1.

8. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новосибирск, 1995. 227 стр.

9. Рудняньский Я. Как учиться? Кн. для учащихся. Пер. с пол. М., Просвещение, 1992. 192 стр. ISBN 5-09-003359-5.

10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. М., Просвещение, 1993. 224 стр. Ил - ISBN 5-09-004758-8 (Ч1).

11. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. 800 стр.



IV. Здоровьесберегающее сопровождение детей

из неблагополучных семей

4.1. Цели и ожидаемые результаты здоровьесберегающей помощи детям:

3-7 (3-6) лет:

- быть осторожным на улице, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми;

- соблюдать 6 правил здоровья с помощью взрослого (твердая постель, твердая подушка, упражнение "Золотая рыбка", "встряхивания" 2 раза в день, знать о полезном питании, "смыкание стоп и ладоней", упражнение для спины и живота, настрой на здоровье);

- знать правила личной гигиены, навыки правильной чистки зубов;

- знать, для чего делаются прививки;

- знать части тела, их функциональное предназначение.

7-11 (6-11) лет:

- знать, в каких случаях и как обратиться за экстренной медицинской помощью;

- уметь делать выбор, предвидеть последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности;

- самостоятельно выполнять 6 правил здоровья;

- самопомощь при некоторых заболеваниях;

- умение соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- отличать состояние здоровья от состояния болезни;

- готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья, иметь представление о моральной ответственности за распространение инфекционных заболеваний.

11-15 лет:

- умение следить за своим физическим состоянием и развитием;

- открытие для себя телесных изменений, сексуальности;

- применение принципов естественного оздоровления;

- соблюдение правил сильного человека; правила личной гигиены мальчиков и девочек;

- умение видеть взаимосвязь систем организма;

- уметь оказывать первую помощь при травмах, ожогах;

- знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях, уметь приготовить несложные блюда.

15-17 лет:

- вести здоровый образ жизни, уметь вовремя остановиться при наличии вредных привычек;

- половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним;

- знание правил укрепления кишечника и принципов правильного питания; уметь готовить разнообразные блюда;

- навык оценки пригодности продуктов для еды (чтение по этикетке);

- навыки эффективного противостояния стрессам.

4.2. Тематический план здоровьесберегающей подготовки детей из неблагополучных семей:

3-7 (3-6) лет:

- строение человека: клетки, скелет, мышцы. Осанка. Движения;

- питание: путь продуктов от поля до стола. Лесная аптека;

- дыхание. Сон. Охрана здоровья. Настроение и чувства человека. Способы поведения в условиях несправедливого отношения взрослых. Техника и здоровье. Полезные и вредные привычки.

7-11 (6-11) лет:

- гигиена тела. Уход за кожей, волосами, ногтями, зубами;

- признаки усталости. Красота тела здорового человека;

- правильный режим труда и отдыха. Правила здорового образа жизни. Правила поведения в общественных местах;

- микромир, инфекционные заболевания, способы защиты. Традиции приема пищи в разных странах;

- гигиена питания. Безопасное поведение на дорогах. Польза и вред медикаментов.

11-15 лет:

- биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психического здоровья. Половые различия в поведении людей. Функции основных систем организма. Гомеостаз как условная норма состояния организма. Оптимальные условия труда и учебы. Индивидуальные биоритмы. Основные блюда и их значения. Сервировка стола. Безопасное поведение на дорогах и в экстремальных ситуациях. Болезни человека, связанные с вредными привычками.

15-17 лет:

- представление о здоровом и больном теле в разных культурах. Интимные межличностные отношения;

- типология и пути разрешения конфликтов;

- выбор гигиенических средств для ухода за телом в различных климатических условиях. Правила пользования косметическими средствами;

- физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, профилактика срывов. Профилактика ВИЧ (СПИД). Ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Рациональное питание. Техника безопасности в быту. Культура потребления медицинских услуг.

4.3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности детей из неблагополучных семей по здоровьесберегающей подготовке:

3-7 (3-6) лет:

- дни радости;

- составление правил гигиены, поведения, режима дня в картинках;

- разрешение противоречий "Что будет, если... исчезнут зубы";

- сюжетно-ролевая игра "Больница", "Ребенок заблудился";

- встречи со стоматологом. Обучение правильной чистке зубов.

7-11 (6-11) лет:

- составление альбома "Помоги пострадавшему";

- час здоровья;

- день Мойдодыра;

- сочинение сказок "Как вода помогла мне стать здоровым";

- экскурсии в аптеку, на стадион.

11-15 лет:

- выращивание лекарств на окне;

- изобретение "очистителя воздуха";

- конкурс хозяюшек;

- разработка правил сильного человека;

- разработка алгоритма поведения в экстремальной ситуации.

15-17 лет:

- медицинский консилиум о вредных привычках и способах борьбы с ними;

- тесты на психологическую совместимость;

- книга рецептов;

- тренинги стрессоустойчивости.

4.4. Список литературы в помощь ведущему здоровьесберегающей подготовки детей из неблагополучных семей:

1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании. Книга для всех. СПб.; М., "Невский диалект" - Издательство "Бином", 1998. 128 стр. Ил. ISBN 5-7940-0019-8 ("Невский Диалект"); ISBN 5-79-89-0090-8 ("Издательство Бином").

2. В. Вульф, К. Ректор. Холодинамика вашей жизни. Сборник. Пер. с анг. Общ. ред. Л. Лучко. М., ЛАС, 1994. 176 стр. Х 73.

3. Гадасина А.Д. Плоды запретов. М., 1991.

4. Кацудзо Ниши. Золотые правила здоровья. СПб., "Невский проспект", 2001 г. 123 стр. (Сер. "Классики естественного оздоровления"). ISBN 5-8378-0023-9.

5. Кожемякин Л.А. Синдром приобретенного иммунодефицита. Л., 1990.

6. Сексология. Энциклопедический словарь. Минск, 1995.

7. Семенова А. Секреты домостроя: как жить в любви и согласии. СПб., "Невский проспект", 2001.

8. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). М., Меридиана, 1990. 144 стр. Ил. ISBN 5-225-00361-3.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. Под ред. М.И. Буянова. М., Просвещение, 1990. 128 стр. Ил. ISBN 5-09-002823-0.

10. Шульга Т.И., В. Слот, Х. Спаниярд. Методика работы с детьми "группы риска". М., Издательство УРАО, 1999. 104 стр. ISBN 5-204-00200-6.
V. Социально-бытовое сопровождение детей

из неблагополучных семей

5.1. Цели и ожидаемые результаты социально-бытовой ориентировки детей:

3-7 (3-6) лет:

- убирать свои вещи и игрушки;

- умение включать и выключать бытовые приборы;

- использовать речевые обращения из этикета вежливого человека на все случаи жизни: "будьте добры", "простите за беспокойство" и т.д.;

- совершать добрые поступки;

- приобщение к общечеловеческим ценностям через сказку, игру, общение;

- быть опрятным;

- знать и соблюдать правила поведения за столом;

- знать правила ухода за посудой.

7-11 (6-11) лет:

- помогать по хозяйству дома, заботиться о младших и других членах семьи;

- знать ценность денег, пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном;

- делать добрые дела, не ожидая благодарности;

- поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода;

- навык соблюдения правил обработки пищевых продуктов перед употреблением, правил их хранения.

11-15 лет:

- выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений;

- навыки пользования элементарными инфраструктурами;

- потребность беречь, украшать свой быт;

- бережное использование природных ресурсов;

- навыки критического отношения к рекламируемым товарам, услугам (продуктам).

15-17 лет:

- самостоятельная уборка и помощь по дому;

- самостоятельность и этичность поведения при пользовании инфраструктурами;

- желание сохранять культурную и природную среду.

5.2. Тематический план социально-бытового сопровождения детей:

3-7 (3-6) лет:

- человек и природа. Элементы природы в быту. Украшение дома;

- помощь взрослым в труде;

- соответствие одежды погодным условиям;

- забота друг о друге, выделение достоинств каждого;

- разговор со старшими и сверстниками;

- виды жилых помещений. Почтовые адреса.

7-11 (6-11) лет:

- природа как психотерапевт;

- влияние человека на судьбы окружающих;

- трудовые нормы жизни. Виды магазинов. Порядок приобретения товаров;

- уход за одеждой и обувью;

- речевой этикет как форма отношения к человеку;

- понятие "потерянного дня".

11-15 лет:

- ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность - отдых; бодрствование - сон; наплыв энергии - угасание сил;

- различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный;

- дизайн, интерьер квартиры. Стоимость основных продуктов питания;

- труд по благоустройству окружающей среды. Мелкий ремонт одежды;

- достоинства и недостатки человека в их тесной связи;

- знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи "человек-человек";

- правила чтения газет и журналов.

15-17 лет:

- свод законов общественных и светских приличий. Уровни этикета. Искусство беседы;

- сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение - рост - цветение - созревание семени - увядание - смерть;

- гигиена приготовления пищи;

- гармония жизни животных и растений;

- судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Жизнь души. Гуманизм как принятие другого человека как ценности;

- труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их;

- деньги как эквивалент человеческого труда. Способы зарабатывания денег.

5.3. Перечень практических заданий для самостоятельной и совместной деятельности детей из неблагополучных семей по социально-бытовому сопровождению:

3-7 (3-6) лет:

- сюжетно-ролевая игра "Угостим кукол";

- экскурсия на почту;

- моделирование последовательности уборки игрушек, посуды;

- изготовление открыток;

- упражнение "Мне в тебе нравится...";

- игра "Хорошо-плохо".

7-11 (6-11) лет:

- тренинги "Как держать себя в гостях", "Как делать подарки", "Как принимать подарки";

- разработка правил уборки квартиры;

- экскурсия в театр;

- изготовление простых сувениров;

- поход в лес;

- чтение сказки о потерянном времени;

- приготовление бутербродов, заваривание чая.

11-15 лет:

- тренинги "Как писать и читать письма";

- экскурсия на телеграф;

- экскурсия на станцию юных техников;

- поход в поле;

- аукцион идей "Система дел (полезных и интересных)".

15-17 лет:

- тренинги "Как накрывать стол", "Как рассаживать гостей за столом";

- экскурсия в Сбербанк;

- конкурсы "Искусство комплимента", "Украсим дом", "Домашние умельцы";

- игра "Капитал своей головой";

- день достойного человека;

- салонные встречи-беседы с интересными людьми.

5.4. Список литературы в помощь ведущему социально-бытового сопровождения детей из неблагополучных семей:

1. Азбука этикета. Иркутск, Иркутское книжное издательство "Символ", 1994. 320 стр. ISBN 5-7424-0458-1.

2. Алликметис К.П., Метса А.А. Поговорим... Поспорим... Учебное пособие для углубленного изучения русского языка в старших классах нац. школ. Л., Просвещение. Ленинградское отделение, 1987. 320. Ил. А 51.

3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., Просвещение, 1980. 155 стр. ISBN 5-7424-0151-5.

4. Говалло В.И. Почему мы не похожи друг на друга. Очерки о биологической индивидуальности. 2-е изд., доп. и перераб. М., Знание, 1991. 224 стр. ISBN 5-07-000673-8.

5. Гройсман А.Л. Психогигиена школьника. М., Знание, 1986.

6. Каясов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.

7. Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., Новая школа, 1994. 96 стр. ISBN 5-7301-0058-2.

8. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Кн. для учителя. М., Просвещение, 1993. 239 стр. (Психол. наука - школе). ISBN 5-09-003659-4.



9. Томас А. Харрис. Я хороший, ты хороший. М., "Соль", 1993. 171 стр. ISBN 5-86357-001-6.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка